Олимпиадные задания по истории России 9 класс
олимпиадные задания по истории (9 класс) на тему

Чумакова Елена Леонидовна

Олимпиадный материал для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории по содержанию-это История России 19 века и начала 20 века. Включает в себя работу с иллюстративным материалом, анализ исторического источника, задания на соотнесение дат и событий, истоическое сочинение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_9_klass.docx497.66 КБ

Предварительный просмотр:

С1. Прочитайте воспоминания А.А. Брусилова  и ответьте на вопросы.

«Наступление превзошло все ожидания. Фронт исполнил данную ему задачу – спасти Италию от разгрома и выхода её из войны, а кроме того, облегчил положение французов и англичан на их фронте, заставил Румынию стать на нашу сторону и расстроить все планы и предположения австро-германцев на этот год.

Если бы у нас был настоящий верховный вождь и главнокомандующие действовали по его указу, то мои армии, не встречая достаточно сильного противодействия, настолько выдвинулись бы вперёд и стратегическое положение врага было бы столь тяжёлое, что даже без боя ему пришлось бы отходить к своим границам, и ход войны принял бы совершенно другой оборот, а её конец значительно бы ускорился.»

 

1) Запишите дату события, о котором идёт речь в документе.

2) Какие причины побудили Николая II принять решение о спешном наступлении войск Юго-Западного фронта?

3) Каковы были итоги этого наступления?

4) Какие причины, по мнению А.А. Брусилова, не позволили русской армии закрепить успех Юго-Западного фронта и добиться перелома в ходе войны?

29.Прочтите манифест.

«Тяжкое бремя возложено на Меня волею Брата Моего, передавшего Мне Императорский Всероссийский Престол в годину беспримерной войны и волнений народных.

Одушевлённый единою со всем народом мыслью, что выше всего благо Родины нашей, принял Я твёрдое решение в том лишь случае воспринять Верховную власть, если такова будет воля народа нашего, которому надлежит всенародным голосованием, чрез представителей своих 
в Учредительном собрании, установить образ правления и новые Основные Законы Государства Российского.

Посему, призывая благословение Божие, прошу всех граждан Державы Российской подчиниться Временному правительству, по почину Государственной Думы возникшему и облечённому всею полнотою власти, впредь до того, как созванное в возможно кратчайший срок, на основании всеобщего, прямого, равного и тайного голосования, Учредительное собрание своим решением об образе правления выразит волю народа».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  

 1) 

Автор данного манифеста – Алексей Николаевич Романов.

  

 2) 

Данный манифест написан в марте 1917 г.

  

 3) 

В данном манифесте его автор навсегда отрекается от престола.

  

 4) 

Окончательное решение вопроса о власти в стране автор манифеста возлагает на орган власти, избранный народом.

  

 5) 

Правительство, упомянутое в манифесте, находилось у власти менее года.

  

 6) 

Автор данного манифеста эмигрировал из России.

Олимпиадные задания 9 класс.

Фаимилия ________________________________________

Имя______________________________________________

Ф.И.О.учителя_____________________________________

1.Напишите пропущенное понятие (термин).

 

Государственные крестьяне, переданные в условное владение частным лицам для работы на их предприятиях, назывались  ОТВЕТ  ______________.

2.Прочтите отрывок из документа.

 

     «Наполеон, видя неудачу всех своих предприятий и все покушения его на левый наш фланг уничтоженными, обратил всё своё внимание на центр наш, против коего, собрав большие силы во множестве колонн пехоты и кавалерии, атаковал Курганную батарею; битва была наикровопролитнейшая, несколько колонн неприятельских были жертвою столь дерзкого предприятия, но, невзирая на сие, умножив силы свои, овладел он батареею, с коей однако ж генерал-лейтенант Раевской успел свести несколько орудий...

Правый и левый фланги нашей армии сохраняли прежнюю позицию; войска, в центре находящиеся под командою генерала от инфантерии Милорадовича, заняли высоту, близ кургана лежащую, где, поставя сильные батареи, открыли ужасный огонь на неприятеля. Артиллерия наша, нанося ужасный вред неприятелю цельными выстрелами своими, принудила неприятельские батареи замолчать, после чего вся неприятельская пехота и кавалерия отступила...

Таким образом, войски наши, удержав почти все свои места, оставались на оных.

Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дралась отчаянно».

 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) В начале сражения французская армия имела двукратное численное превосходство.

2) Следствием сражения, которое описывается в документе, стало объединение 1-й и 2-й русских армий.

3) В решающий момент сражения, которое описывается в документе, Наполеон не решился ввести в бой свои последние резервы.

4) Автор документа восторгается храбростью русских солдат.

5) Участниками сражения, которое описывается в документе, были будущие декабристы.

6) Сражение произошло 22 июня 1812 г.

ОТВЕТ_____________________________________________________

3.Какие три из перечисленных положений характеризуют процесс развития образования в России в 1860—1890-х гг.?

 

1) открытие высших женских курсов

2) открытие Царскосельского лицея

3) открытие земских школ

4) увеличение числа церковно-приходских школ

5) основание Смольного института благородных девиц

6) создание ликбезов и рабфаков

ОТВЕТ__________________________________________________________

4. Кто из императоров, представленных ниже, правили Россией в том же веке, когда был создан этот памятник? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.

 https://hist-ege.sdamgia.ru/get_file?id=6366

https://hist-ege.sdamgia.ru/get_file?id=22211

ОТВЕТ ____________________________________________

5.Прочтите отрывок из воспоминаний П. Сорокина и укажите, когда происходили описанные автором события.

«Трамвай не ходил, а извозчиков не было, я пошел пешком к Петроградской стороне… Стрельба все еще не прекращалась, на улицах не горели фонари… На Литейном увидел бушующее пламя… Лица смеющихся, танцующих и кричащих зевак выглядели демонически в крайних отсветах пламени. Тут и там валялись резные деревянные изображения российского двуглавого орла, сорванные с правительственных зданий, и эти эмблемы империи летели в огонь по мере возбуждения толпы. Старая власть исчезла, превращаясь в прах, и никто не жалел о ней».

  

 1) 

в августе 1914 г.                          2) в феврале 1917 г

  

 3) 

в июле 1918 г.                              3) в октябре 1917 г.

ОТВЕТ ________________________________________________________

6.Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента.

 

Реформа

Дата

Реформаторы

Избирательная реформа в Англии

__________(А)

Ч. Грей

__________(Б)

1837—1841 гг.

П. Д. Киселев

Денежная реформа, положившая в основу денежной системы золотой рубль

__________(В)

__________(Г)

__________(Д)

1906 г.

__________(Е)

 

Пропущенные элементы:

1) 1856 г.

2) Реформа управления государственными крестьянами

3) П. А. Столыпин

4) 1832г.

5) 1895—1897 гг.

6) учреждение III отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии

7) С. Ю. Витте

8) С. С. Уваров

9) предоставление крестьянам права выхода из общины с наделом

 

ОТВЕТ запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

7.Установите соответствие между именами деятелей науки и областями знания.

 

        ДЕЯТЕЛИ

 

НАУКИ

A) Г. И. Невельской

Б) В. Я. Струве

B) Н. И. Пирогов

Г) Н. И. Лобачевский

 

1) географические исследования

2) медицинские исследования

3) проблемы органической химии

4) неевклидова геометрия

5) астрономия

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

ОТВЕТ ________________________________________________________________

8.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям XIX в.

 

1) Вольные хлебопашцы, 2) верховники, 3) декабристы, 4) бироновщина, 5) земства, 6) винная монополия.

 

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

9.В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке

 

В конце XIX в. перед Россией стояли серьёзные экономические проблемы, её экономическое развитие было нестабильным.

 

Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её

 

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1)...

2)...

 

Аргументы в опровержение:

1)...

2)...

КЛЮЧИ:

1.Ответ:  Посессионные крестьяне

2. 1) В начале сражения французская армия имела двукратное численное превосходство. Нет, неверно. В начале сражения было примерное равенство сторон в численности.

2) Следствием сражения, которое описывается в документе, стало объединение 1-й и 2-й русских армий. Нет, неверно. Русские армии соединились раньше Бородинского сражения.

3) В решающий момент сражения, которое описывается в документе, Наполеон не решился ввести в бой свои последние резервы. Да. верно. Наполеон не решился бросить в бой свой последний резерв — Старую Гвардию.

4) Автор документа восторгается храбростью русских солдат. Да, верно. Восемь декабристов были непосредственными участниками Бородинского сражения.

5) Участниками сражения, которое описывается в документе, были будущие декабристы. Да, верно.

6) Сражение произошло 22 июня 1812 г. Нет, неверно. Бородинское сражение было 26 августа 1812 г.

Ответ: 3, 4, 5.

3. В 1860—1890-е гг. были открыты высшие женские курсы (1878 г.), земские школы (в результате проведения земской реформы 1864 г.) и увеличилось число церковно-приходских школ, дающих начальное образование в России.

Ответ: 1, 3. 4

4. Ответ:1, 3

5. Ответ:  2

6. Избирательная реформа в Англии была проведена в 1832 г. П. Д. Киселев был автором реформы управления государственными крестьянами. В 1895—1897 гг. С. Ю. Витте провел денежную реформу, по которой было введено золотое обращение рубля. В 1906 г. согласно указу П. А. Столыпина крестьянам был предоставлен выход из общины. Лишнее: 1856 г. — заключение Парижского договора, С. С. Уваров — автор теории официальной народности, учреждение III отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии (1826 г.).

Ответ: 425793

7. Г. И. Невельской был путешественником XIX века (географические исследования). В. Я. Струве был астрономом. Н. И. Пирогов — известным хирургом (медицинские исследования). Н. И. Лобачевский — автор теории неевклидовой геометрии. Лишнее: проблемы органической химии.

Ответ: 1524

8. Термин «бироновщина» относится к правлению императрицы Анны Иоанновны, когда фактическим руководителем страны был ее фаворит Э. Бирон. Термин  «верховники» относится  к началу ее правления.

 

Ответ: 2, 4.

9.  Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

 

Аргументы в подтверждение, например:

—Россия серьёзно отставала от развитых стран в производстве промышленной продукции на душу населения;

— низкий уровень внутреннего потребления ставил под вопрос дальнейшее развитие промышленности (что показал кризис 1900—1903 гг.);

— рост внешней задолженности;

— не был преодолён аграрный кризис (малоземелье крестьян, низкая урожайность и др.);

— высокие непроизводительные расходы тормозили развитие экономики;

— в вывозе России преобладали хлеб и сырьё, сохранялась зависимость от иностранных машин и промышленных товаров

Аргументы в опровержение, например:

при выборе первой точки зрения может быть сказано, что:

— для России в конце XIX в. были характерны высокие темпы экономического развития;

— Россия вышла на пятое место в мире по объёму промышленного производства;

— развитие новых отраслей промышленности (нефтедобыча, химическая, электротехническая и др.);

— быстрые темпы железнодорожного строительства (вторая по протяжённости железнодорожная сеть в мире);

— интенсивный процесс акционирования предприятий;

— стабильное экономическое развитие России было обеспечено богатейшими природными ресурсами;

— благодаря денежной реформе С.Ю. Витте Россия получила стабильную денежную систему;

— в страну притекали иностранные инвестиции;

— росли государственные доходы, что позволяло обеспечить профицит бюджета;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания для 5 класса

Предлагаю олимпиадные задания в 5 класса для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников...

Олимпиадные задания для 9 класса

Предлагаю вам олимпиадные задания по немецкому языку в 9 классе для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников, которые я опробировал в своей школе в октябре 2011 года....

олимпиадные задания для 6 класса

задания по чтению, аудированию и лексико-грамматический тест (могут быть использованы как олимпиадные задания или просто как задания для самостоятельной работы; в зависимости от уровня учеников 6-7 кл...

Олимпиадные задания для 9 класса с ответами

Олимпиадные задания для 9 класса  поможет учителям  и ученикам  при подготовке к олимпиадам....

олимпиадные задания 10-11 класс по технологии.

олимпиадные задания 10-11 класс по технологии...

Олимпиадные задания 5-7 класс "Знай и люби свой край"

Олимпиадные задания для учащихся 5-7 классов по теме "Знай и люби свой край"...