Урок: «Дружба народов на все времена»
план-конспект урока по истории (7, 8, 9, 10 класс) на тему

Хайруллина Надежда Васильевна

Ведущий: Нам с вами выпала возможность  жить на нашей русской земле вместе с людьми многих народов и национальностей. Рядом с нами живут татары, украинцы, молдаване, армяне. У каждого народа своя история, своя культура, свои традиции. Сегодня мы постараемся поближе познакомиться с нашей общей историей и с нашими общими традициями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynyy_urok_po_krymu.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

Подольская коррекционная школа-интернат 5 вида

Музейный урок:

«Дружба народов на все времена»

(разработка для 7-10 классов)

Руководитель музея

Хайруллина Надежда Васильевна

Подольск

2014

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ музейного урока

 

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ: Познакомить учащихся с историей народов России.

 

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: Способствовать развитию интернационализма, дружбы между народами.

 

ОБОРУДОВАНИЕ КАБИНЕТА: Телевизор, видеофильмы, магнитофон с записями песен о Крыме, презентация о Крыме. На доске написан эпиграф классного часа: «ПЛОХИХ НАРОДОВ НЕ БЫВАЕТ – ПЛОХИМИ ИЛИ ХОРОШИМИ БЫВАЮТ ЛЮДИ».

 

 

 

 

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

музейного урока

  1. Вступительное слово (тема, задачи классного часа).
  1. Основная часть. Рассказ об истории народов, их культуре, обрядах, обычаях.
  1. Заключительная часть. Подведение итогов. Вывод о том, что нет плохих народов и национальностей. Все народы интересны своей историей и культурой, все народы равны.

Ведущий: Нам с вами выпала возможность  жить на нашей русской земле вместе с людьми многих народов и национальностей. Рядом с нами живут татары, украинцы, молдаване, армяне. У каждого народа своя история, своя культура, свои традиции. Сегодня мы постараемся поближе познакомиться с нашей общей историей и с нашими общими традициями.

1 ведущий. Прекрасная и суровая земля нашей страны наделена неповторимым сочетанием редких и удивительных свойств: она и «волшебный край, очей отрада», и земля, где есть многообразные черты различных культур, начиная с глубочайшей древности.

Судьбы разных культур и народов переплелись на нашей земле. И в настоящее время у нас проживают люди 125 различных народов и многих национальностей.

2 ведущий. Народы сменяли друг друга.  После присоединения к России многих земель Русь стала интенсивно заселяться многими народами.

Каких последов в этой почве нет

Для археолога и нумизмата –

От римских блях и эллинских монет

До пуговицы русского солдата.

Неповторимым образом здесь переплелись следы разных культур и народов.

Мешались обычаи, боги, жены,

Народ вливался в народ.

Кто победивший, кто побежденный,

Никто уже не разберет.

Так писал известный поэт Илья Сельвинский.

А знаете ли вы, что такое национальность? (спросить)

Национальность – это принадлежность к нации или народу.

1 ведущий.  Я считаю, что не имеет значения какой расы  или национальности ты и твой друг.  Восхвалять свою национальность так же смешно как гордиться тем, что ты родился во вторник или в четверг. Национальность не может быть чей то заслугой. Только невежественные люди внимание на цвет кожи или разрез глаз, т.е. на то. Что не определяет ни характер человека, ни его нравственные качества.

Опасайся тех, кто сеет вражду между людьми, а тем более между народами. Из-за национальной ненависти начинались многие войны.

2 ведущий. Запомни: плохих народов не бывает – плохими или хорошими бывают только люди. Главное не то, какая национальность у тебя или у твоего приятеля.  Главное – что мы все люди.  Мы – россияне.

1 ведущий.   Сегодня остро встал вопрос  о присоединении Крыма к России.

Западные средства массовой информации  пестрят сообщениями о том, что русские захватчики, отобрали у Украины большой Крымский полуостров, наводят там свои порядки и притесняют русских.

А чужое ли оказалось у нас, у России?

2 ведущий. Еще в царствование Екатерины 2 России удалось приблизиться к решению внешнеполитических задач, стоявших перед страной на протяжении долгих десятилетий.

Ослабление военной мощи Турции и Крыма делали все более реальным обеспечение выхода России к Черному морю.

Русско-турецкие войны 18 века объяснялись не только  стремлением России выйти к Черному морю, но и не меньшим желанием Турции расширить свои владения за счет России.

С этими войнами связаны имена Румянцева, Спиридова, Суворова, Ушакова.  

1 ведущий.  В результате  сильнейших сражений, Турция  была окончательно разгромлена и запросила мира. По Ясскому мирному договору 1791 года Турция признала все завоевания России.  А Россия получила не просто выход в Черное море, но и стала великой Черноморской державой. Началось освоение  плодородных земель, строительство портов и городов.

2 ведущий.  При Екатерине 2 Крым был присоединен к России. Екатерина издала Манифест, в котором крымским жителям обещалось «свято и непоколебимо за себя и преемников престола нашего содержать их наравне с природными нашими подданными, охранять и защищать их лица, имущество, храмы и природную их веру…».

Потемкин докладывал Екатерине 2, «что вся область крымская с охотой прибегла под державу Вашего императорского величества. Города со многими деревнями учинили уже в верности присягу».

1 ведущий.  Заботясь о сохранении спокойствия в  Крыму, Потемкин писал: «Воля Ея императорского величества есть, чтобы все войска, пребывающие в Крымский полуостров, обращались с жителями дружелюбно, не чиня отнюдь обид, чему подавать пример  имеют начальники и полковые командиры; нарушители должны отвечать по всей строгости закона».

2 ведущий.  Но на этом проблемы с Крымом не закончились.  1853 году началась Крымская война. Самым ярким событием этого периода войны  стало  Синопское сражение.  18 ноября 1853 года отряд кораблей Черноморского флота под командованием вице-адмирала  П.С.Нахимова потопил все корабли турецкого флота. Против России объединились Англия, Франция, Турция. Но самым знаменитым сражением в Русско-турецкой войне была оборона Севастополя, которая длилась 11 месяцев.

Мужество солдат и офицеров, защитников черноморской твердыни, потрясло современников. Император Николай 1  приказал считать за год каждый месяц службы в осажденном Севастополе. После захвата господствующей высоты – Малахова кургана – защитники крепости оставили Севастополь.

1 ведущий.  Участником обороны Севастополя был известный писатель  Лев Николаевич Толстой. Вот отрывок из его письма, свидетельствующий о мужестве и героизме русского солдата.

« Дух в войсках выше всякого описания. Корнилов, объезжая войска, вместо: «Здорово, ребята», говорил: « Нужно умирать, ребята. Умрете?»  И войска отвечали: «Умрем, ваше превосходительство».  И это был не эффект, а на лице каждого было видно, что не шутя, а взаправду, и уже 22 тысячи исполнили это обещание».

ОТРЫВОК ИЗ Х.ф. ОБ ОБОРОНЕ СЕВАСТОПОЛЯ.

1 ведущий.  А дальше история Крыма проходит через Великую Отечественную войну.

Гитлер считал стратегической целью широкомасштабное наступление на южном направлении, и немцы решили полностью овладеть Крымом, где героическое сопротивление оказывали защитники Севастополя.

(фильм  «Севастополь – испытание войной» 1 серия – начало)

Наступление  противника закончилось трагедией для советских войск: за 10 дней были разгромлены войска Крымского фронта на Керченском полуострове. 4 июля советские войска были вынуждены оставить Севастополь. И опять неудачи. Теперь уже  в районе Харькова – там были окружены и уничтожены 2 советские армии. Потери были огромные:

 230 тысяч человек

Более 5 тысяч орудий

750 танков

Нависла угроза над Сталинградом.

(звучит песня Городницкого «Севастополь»)

(кадры из х.ф  «Освобождение»)

2 ведущий.  Таким образом, Керченско-Феодосийская десантная операция завершилась захватом важного оперативного плацдарма  в Крыму. Наши войска продвинулись на 100-110 км.

1 ведущий.    В итоге операции упрочилось положение русских войск. Эти результаты были достигнуты благодаря героически действиям сухопутных войск и флота.

2 ведущий.    Крымская операция закончилась полным разгромом немецкой армии. Ее потери на суше исчислялись  в 100 тысяч человек. Армия лишилась всей боевой техники. В результате освобождения Крыма была снята угроза продвижения немецких армий на юге. А так же ценой неимоверных усилий был освобожден Севастополь – главная военно-морская база Черноморского флота.

(исполняется песня о Севастополе)

1 ведущий.  Мы живем на прекрасной и многонациональной земле. Нас много и все мы разные.

2 ведущий.  Но у всех нас одна мечта – жить в мире и единстве. Ир трудно построить. Но еще труднее – сберечь. Мир очень хрупкий.

1 ведущий.  Писатель Николай Тихонов сказал: « У каждого, кем бы он ни был, чем бы он ни занимался, есть еще один долг, который требует  самоотверженного и верного служения : защитить мир».

2 ведущий.   Мы не дадим стать пеплом и золой

Тому, что красотой земной зовется.

Пусть будет мирным небо над землей

Пусть вечно детство звонкое смеется.

Слово гостям.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по обществознанию для 9-11 классов по теме: « Разные»-Равные в большой семье. В рамках фестиваля «Дружба народов»

Презентация к  внеклассному  мероприятию по обществознанию для 9-11 классов по теме: "Разные"- равные в большой семье, ( в рамках фестиваля «Дружба народов».)Предлагаемая презентация ...

Внеклассное мероприятие « ДРУЖБА НАРОДОВ».

Данное мероприятие подготовлено и проведено в рамках недели филологии.  Задачи данного мероприятия :Формировать уважение к традиция м и культуре других стран;Приобщать к ценностям мировой к...

«Дружба народов России, испытанная веками»

Урок посвященный Дню народного единства, можно использовать во внеклассной работе....

"Дружба народов России, испытанная веками"

Урок проведен в 9 классе коррекционной школы VIII вида, посвященный Дню народного единства, может быть использован и во внеклассной работе....

Культура татарского народа. Материалы к КТД "Дружба народов"

Материалы о  традициях и быте татарского народа....

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-х классов «Сказка народов – дружба народов».

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 5-х классов «Сказка народов – дружба народов», проведённого   в рамках праздника Международного дня русского языка....

Презентация для учащихся 5-х классов «Сказка народов – дружба народов».

Презентация к сценарию внеклассного мероприятия для учащихся 5-х классов «Сказка народов – дружба народов», проведённого   в рамках праздника Международного дня русского яз...