рп история8
рабочая программа по истории (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
МБОУ «Чичканская основная общеобразовательная школа»
Комсомольского района Чувашской Республики
Рассмотрена на Утверждаю: заседании педагогического совета Директор Гибатдинова А. Г МБОУ «Чичканская ООШ» Приказ № 55 от 30.08.2016 г. Протокол №1 от 30. 08. 2016 г.
Рабочая программа по истории для 8 класса
на 2016-2017 учебный год
Рабочую программу разработал
учитель географии: Курицына О.Ю.
I. Пояснительная записка:
Источники составления программы:
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования. Стандарт основного общего образования по истории // Вестник образования России. 2004. №12.
- Примерные программы по учебным предметам: История. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 94 с.- (Стандарты второго поколения).
- Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М, Новая история.1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.; Просвещение, 2008.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2008.
- Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Поурочные разработки к учебнику «Новая история: 1800-1913»: 8 класс.- М.: Просвещение, 2009.
- Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по Новой истории: 1800-1913: 8класс. М.: Просвещение, 2010.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. ХIХ век». М.: Просвещение, 2010.
- Положение о рабочей программе педагогического работника обособленного структурного подразделения МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Сторожевка» в с. Курдюм
Актуальность изучения курса истории:
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.
В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.
Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 5—9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает ее значение.
История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.
Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д.
Школьный курс по всеобщей истории предоставляет подростку возможность узнать и понять условия зарождения современной цивилизации, особенности её поступательного развития и ценности.
В программе прослеживается изменение картины мира человека, вокруг которой формировались все ценности культуры, вся структура представлений о мироздании, дано представление об особенностях и тенденциях развития современной мировой цивилизации.
В процессе познания всеобщей истории школьники знакомятся с универсальными ценностями современного мира – гражданским обществом и парламентаризмом. Изучая сложные и трагические события, явления и процессы в разное историческое время и в разных странах, учащиеся смогут при соответствующей поддержке учителя понять роль социально активной личности в истории; познакомиться и осмыслить примеры героизма и самоотверженности во имя общества. В этом заключается воспитывающая функция прошлого, всеобщей истории. Школьники осваивают опыт социального взаимодействия людей в процессе изучения событий мировой истории, изучают и обсуждают исторические формы общественных отношений и сотрудничества — всё это ускоряет их социализацию. По мере освоения содержания у учащихся формируется социальная система ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития, осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности. В программе акцентируется внимание на то, что личность проявляется только в сотрудничестве, в согласии с обществом и благодаря ему.
Содержание программы по всеобщей истории ориентировано на формирование у школьников современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обеспечивается логически выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную характеристики этапов мировой истории человечества. Соотнесение фактов и явлений, установление причинно-следственных связей, выявление общего, выход на закономерности в процессе работы с текстами будут способствовать формированию и развитию исторического мышления у учащихся.
Личностно-деятельностное усвоение учебного материала по всеобщей истории в соответствии с программой обеспечит сформированность таких нравственных свойств и качеств у школьников, как целеполагание, интерес к познанию, готовность к новому, дисциплинированность, ответственность, коммуникативность, социальная активность.
Сегодня востребован активный, деятельный, творческий, коммуникативный человек, нацеленный на раскрытие индивидуальности.
Для этого учителю необходимо помочь учащимся:
- научиться пользоваться информацией;
- научиться общаться;
- научиться создавать завершённый продукт деятельности.
Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации младших подростков основной школы. Социокультурная составляющая курса, включающая доступно изложенные сведения о взаимопроникновении религий, культур, об основах гражданского общества, обеспечит условия для идентификации учащихся с современным обществом.
Цели и задачи учебного предмета:
Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачи изучения истории в основной школе:
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Цель изучения курсов «Новая история 1800-1913 гг.» и «История России XIX в.»:
- освоение школьниками ключевых исторических понятий; ознакомление с основными религиозными системами; раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества на этапе до начала XX века; раскрытие специфики власти; раскрытие выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX вв.; раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций.
Общие задачи изучения предмета истории в 8 классе следующие:
- формирование ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Нового времени;
- овладение знаниями о своеобразии эпохи в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета;
- воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала русской литературы, легенд и мифов других народов;
- формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Нового времени;
- развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
- формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве древнерусского общества и различных государств для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.
Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.
Методы и формы решения поставленных задач:
Содержание программы построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества, и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы. Программа включает изучение истории Нового времени (1800-1913 гг.) и истории Российской империи.
Содержание программы ориентирует на реализацию в курсе всеобщей истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.
Наряду с обозначенными подходами, реализующими содержание примерной программы по всеобщей истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач также являются:
- деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;
- компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы по всеобщей истории формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;
- дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т. д. Следует иметь в виду, что этот подход переходный: от фронтального к индивидуальному;
- личностно-ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода — мотивация и стимулирование осмысленного учения;
- проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер.
Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и не исчерпывающий) принцип развивающего обучения.
Содержание курса по истории конструируется на следующих принципах:
- принцип историзма, рассматривающий все исторические факты, явления и события в их последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое явление следует изучать в динамике. Событие или личность не могут быть исследованы вне временных рамок;
— принцип объективности, основанный на фактах в их истинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предполагает исследовать каждое явление разносторонне, многогранно;
- принцип социального подхода предполагает рассмотрение исторических процессов с учётом социальных интересов различных групп и слоев населения, отдельных личностей, различных форм их проявления в обществе;
- принцип альтернативности, предполагающий гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей. Действие принципа альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности в конкретном процессе, увидеть перспективные пути развития.
Наряду с отмеченными дидактическими принципами, содержание программы соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечения мотивации, соблюдения преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживания внутрикурсовых (в рамках целостного курса всеобщей истории или истории России), межкурсовых (с историей России/историей Нового времени) и межпредметных связей (например, краеведение, обществознание).
Соблюдение и сочетание всех принципов познания истории обеспечат строгую научность и достоверность в изучении исторического прошлого.
В преподавании используется урочная форма обучения и активные методы работы обучающихся: самостоятельная работа, проблемные. практические и познавательные задания, тренинги, обучающее тестирование, деловые и ролевые игры, эвристическая беседа и т.п.
Логические связи предмета «История» с остальными предметами (разделами) учебного образовательного плана:
На ступени основного общего образования использование межпредметных связей основывается, прежде всего, на интегративном взаимодействии курсов истории и обществознания. Это позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. В рамках исторического образования учащиеся используют понятийный аппарат, усвоенный при изучении обществознания. Формирование системы интегративных связей истории и предметов филологической образовательной области значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».
Сроки реализации данной программы: 2016-2017 учебный год
Количество часов, отведенное на изучение учебного предмета «История»: Базисный учебный план (БУП) для, образовательных учреждений Российской Федерации в целом выделяет 340 ч на изучение истории (без разделения) в 5-9 классах основной школы; для обязательного изучения учебного предмета «Новая история 1800-1913 гг.» в 8 классе – 28 ч (из расчёта два учебных часа в неделю), учебного предмета «История России XIX века» - 40 ч (из расчёта два учебных часа в неделю). Соответственно, на изучение истории в 8 классе отводится 68 часов. В I четверти – 16 часов, во II четверти – 16 часов, в 3 четверти – 18 часов, в 4 четверти – 18 часов.
Аргументация использования резервных часов: резервных часов по курсам «Новая история 1800-1913 гг.» и «История России XIX в.» в 8 классе не предусмотрено авторской программой.
Инструментарий для оценивания результатов: устные ответы, тестирование, контрольные работы, мониторинги, самостоятельные работы, зачеты, творческие работы, участие в конкурсах, конференциях и др.
Система оценки достижений учащихся: пятибалльная система.
Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, тестового контроля.
II. Учебно-тематический план
№ п/п | Тематический блок | Количество часов (в год) |
Часть 1. История России XIX в. | ||
1 | Введение. Россия на рубеже XVIII-XIX вв. | 1 |
2 | Россия в первой половине XIX в. Александр I | 8 |
3 | Россия в первой половине XIX в. Николай I | 8 |
4 | Россия во второй половине XIX в. Александр II | 10 |
5 | Россия во второй половине XIX в. Александр III | 8 |
6 | «Золотой век» русской культуры. Вторая половина XIX в. | 5 |
Часть 2. Новая история 1800 – 1913 гг. | ||
1 | Введение. Индустриальная революция | 1 |
2 | Становление индустриального общества | 7 |
3 | Строительство новой Европы | 9 |
4 | Страны Западной Европы на рубеже XIX-XX вв. Успехи и проблемы индустриального общества | 5 |
5 | Две Америки | 2 |
6 | Традиционные общества XIX в.: новый этап колониализма | 4 |
Всего часов | 68 | |
Календарно-тематическое планирование .8 класс.
Данилов А.А., Косулина Л.Г.,История России.19 век «Просвещение» 8 класс | |||||||||
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип Урокаи форма | Вид учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дом. задание | Основные понятия | |
Россия в первой половине 19 века. | |||||||||
1 | Внутренняя политика Александра I в 1801-1806г.г. | 1 | Урок изучения нового материала | Индивидуальная и коллективная | Работа с исторической картой. Составление плана-перечисления. Составление схемы Составление опорного конспекта. Анализ исторических документов. | Давать определения понятиям: капиталистые крестьяне, самодержавие. Работать с учебником по ознакомлению с его структурой и правилами работы с ним. Работать с исторической картой. Давать определения понятиям: Негласный комитет, либерализм, манифест, реформа, указ о вольных хлебопашцах. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, систематизировать материал, составлять опорный конспект. Анализировать исторические документы. | Записи в тетради §1 | Амнистия, либерализм, маневр, манифест. | |
2 | Внешняя политка в 1801-1812г | 1 | Урок изучения нового материала | Индивидуальная и коллективная | Тесты, составить тезис, к/карта- отметитьбоевые действия. | Тильзитский мир. Обострение противоречий между Францией и Россией, неизбежность войны. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, систематизировать материал, составлять хронологическую таблицу «Внешняя политика России в 1806-1811 гг.». Работать с исторической картой. Давать оценку Тильзитского мира и его последствий. | § 2 | сейм | |
3 | Реформаторская деятельность М.М. Сперанского | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная и коллективная | 1. Сообщение о жизни и деятельности Сперанского, 2. Вывод о политических взглядах Сперанского записать в тетрадь, 3. Схема органов государственной власти | Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, систематизировать материал, составлять опорный конспект. Анализировать исторические документы. | §3, сообщение о М.И. Кутузове | Идеолог Инстанция консерватизм | |
4 | Отечественная война 1812 года | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная и коллективная | Герои и даты войны, места сражений | Давать определения понятиям: Отечественная война, ополчение, флеши, инфантерия. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, систематизировать материал, составлять хронологическую таблицу «Отечественная война ». Работать с исторической картой. Написать сообщение об исторических персоналиях. | § 4, вопросы и документы | Адъютант Бюджет Инфантерия Ополчение Флеши фураж | |
5 | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная и коллективная | . | |||||
6 | Заграничный поход русской армии. | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная и коллективная | Конспект урока- лекции, контурная карта | Составление хронологической таблицы. Работа с исторической картой. Написание сообщений. | § 5 | ||
7 | Внутренняя политика Александра 1 социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812. | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная и коллективная | Составить схему в тетради «Система государственной власти по уставной грамоте», выводы по вопросам | Давать определение понятию: «аракчеевщина». Анализировать текст учебника, давать оценку историческим персоналиям. | § 6-7 | Иезуиты Мистицизм Цена Легкая промышленно сть Пенька Полкфабрикат Ситец сукно | |
8 | Общественное движение при Александре I | 1 | Комбинированный урок | Индивудуальная и парная | Дать основную характеристику конституции Муравьева, «Русской Правды» Пестеля | Работать с историческими документами по выявлению целей декабристского движения. Тайные общества. Написать сообщения. | §8 | Лейб масоны | |
9 | Династический кризис 1825г.Восстание декабристов | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная и коллективная | Проверить сравнительную характеристику, проанализировать документ Вывод в тетради | Работать с историческими документами по выявлению целей декабристского движения. Написать сообщения. | § 9 | Каре Тиснение цензура | |
10 | Внутренняя политика Николай I | 1 | Урок изучения нового материала с элементами обобщения | Индивидуальная и коллективная | Решить тесты, Сообщения - «Николай I», «Русская Православная церковь и государство» Схема «императорская канцелярия», Таблица «Кодификация Российского законодательства» | Давать определение понятию: жандармерия. Самостоятельно работать в группах (по тексту учебника и историческим документам) с последующим обсуждением результатов. | §10 | Жандармерия кнцелярия | |
11 | Социально- экономическое развитие в 1820- 1850 | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная и коллективная | Выделить мероприятия при решении крестьянского вопроса Сделать выводы к вопросам 4, 5. | Давать определения понятиям: промышленный переворот, товарно-денежные отношения. Работать с понятием промышленный переворот применительно к России. Работа с исторической картой, иллюстрациями учебника. | § 11 | Ассигнация Интендант Классы Ростовщичество Товарно-денежные отношения Уклад экономический « капиталист ные» крестьяне | |
12 | Внешняя политика Николая I 1826 -1849 | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная и коллективная | Лабораторная работа с текстом учебника. | Давать определения понятиям: промышленный переворот, товарно-денежные отношения. Работать с понятием промышленный переворот применительно к России. Работа с исторической картой, иллюстрациями учебника. | § 12 | ||
13 | Общественное движение в годы правления Николая 1 | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, парная и коллективная | Расставлять события в хронологическом порядке, дать определения терминам, записать в тетради вывод | Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, систематизировать материал, | § 13 | Альманах Социалистические учения | |
14 | Крымская война. 1853-1856гг. Оборона Севастополя | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, парная и коллективная | Отметить на карте места основных сражений | Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, систематизировать материал, составлять опорный конспект. Работать с исторической картой. | §14 | ||
15 | Образование и наука. Русские первоокрыватели и путешественники | Урок изучения нового материала с элементами обобщения | Индивидуальная и коллективная | Сообщения Таблица «Достижения науки» | Составлять таблицу «Достижения русской науки в п.п. XIX в.». Написать сообщение. Создать презентацию. | §15- 16 | экспедиция | ||
16 | Художественная культура. Быт и обыаи. | 1 | Урок изучения нового материала с элементами обобщения | Индивидуальная и коллективная | Написание сообщений. Создание презентаций | Давать определения понятиям: ампир, классицизм, романтизм, реализм. Написать сообщение. Создать презентацию | § 17-18 | Ампир Национальная культура Национальное самосознание Художественная культура шорничество | |
17 | Повторение темы:»Россия в первой половине 19 в.» | 1 | Урок повторения пройденного материала | коллективная | тесты | §1-19 | |||
18 | Накануне отмены крепостного права | 1 | Урок изучения нового материала | Индивидуальная и коллективная | Таблица «Подготовка отмены КП» | Уметь анализировать исторический источник – проекты по отмене крепостного права при ответе на вопросы о необходимости реформы, плюсах и минусах проектов. | § 17 | ||
19 | Отмена крепостного права | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная и коллективная | Таблица «Порядок совершения выкупной сделки» | Давать определения понятиям: временнообязанные отношения, мировой посредник, чересполосица, выкупная сделка. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, систематизировать материал, составлять таблицу «Великие реформы 60-70х гг. XIX века». | § 17 Опережающее задание «Милютин и военные реформы», «Реформы местного самоуправления» | ||
20 | Либеральные реформы 60-70г.г. | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, парная и коллективная | Таблицы «Земское самоуправление», «Структура городского самоуправления» | Давать определения понятиям: земства, городская дума, городская управа, мировой судья, присяжные, правовое государство, гражданское общество. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, систематизировать материал, составлять таблицу «Великие реформы 60-70х гг. XIX века». | §18 | ||
21 | Развитие капитализма | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная и коллективная | Знать новые социальные слои, возникшие в ходе промышленного переворота, Уметь отличать капиталистическое хозяйство от крепостнического | Уметь анализировать статистические данные, исторические карты, материал параграфа, делать выводы. | § 21 | ||
22 | Общественное движение: Либералы и консерваторы Зарождение революционного народничества и его идеология | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, парная и коллективная | Персоналии: М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев: А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Н.Г. Чернышевский, С.Г. Нечаев | Давать определения понятиям: народничество, террор, нигилизм. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, систематизировать материал, составлять таблицу «Три лагеря в общественном движении России во второй половине XIX века». | § 22-23 | ||
23 | Внешняя политика Александра II | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная и коллективная | Работа с исторической картой. Составление таблицы. | Давать обобщающую характеристику. Работать с исторической картой. | § 24 | ||
24 | Русско-турецкая война 1877-1878 | 1 | Урок изучения нового материала с элементами обобщения | Индивидуальная и коллективная | Доклады «Александр III», «К.П. Победоносцев» | Работать с исторической картой. Составлять опорную схему «Русско-турецкая война 1877-1878 гг.». | §25 | ||
26 | Внутренняя политика на рубеже 70-80 г.г | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная и групповая | Представление результатов работы в группе. | Давать определения понятиям: репрессии, переселенческая политика, полицейское государство. Самостоятельно работать в группах (по тексту учебника и историческим документам) с последующим обсуждением результатов | § 26 | ||
26 | Внутренняя политика Александра III | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная и коллективная | Составление таблицы. | «Сравнительная характеристика внутренней политики Александра II и Александра III». | §27 | ||
27-28 | Социально- экономическое развитие в годы правления Александра III | 2 | Комбинированный урок | Индивидуальная и коллективная | Работа с документами на стр. 211-212 Таблица | Составление таблицы. Сравнительный анализ. | § 28-29 | ||
29 | Повторение «Внутренняя и внешняя политика во второй четверти XIX в.» | 1 | Урок повторения пройденного материала | коллективная | тесты | ||||
30 | Общественное движение в 80-90 г.г. | 1 | Урок изучения нового материала с элементами обобщения | Индивидуальная и коллективная | Задание на стр. 218 | Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, систематизировать материал, составлять таблицу «Три лагеря в общественном движении России в 1880-1890х гг.». | § 30 | ||
31 | Внешняя политика Александра III | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная и коллективная | Задание по документу на стр. 225 | Давать определения понятиям: конвенция, Антанта. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, систематизировать материал, составлять таблицу «Основные направления внешней политики Александра III». | §31 | ||
32 | Религиозная и национальная политика Александра III | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, парная и коллективная | работа в группе. | Самостоятельно работать в группах (по тексту учебника и историческим документам) с последующим представлением результатов работы. | § 32 | ||
33 | Просвещение и наука | 1 | Урок изучения нового материала с элементами обобщения | Индивидуальная и коллективная | Сообщения о деятелях гуманитарных наук конца XIXвека.Составление таблицы. | Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, систематизировать материал, составлять таблицу «Русская наука во второй половине XIX в». | § 33-34 | ||
34-35 | Художественная культура во второй половине XIX в. | 2 | Комбинированный урок | Индивидуальная и коллективная | Составление таблицы. Написание сообщений. Создание презентаций. | Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, систематизировать материал, составлять таблицу «Русская культура во второй половине XIX в». Написать сообщение. Создать презентацию | §35-37 | ||
36 | Заключительно-обобщающий урок | 1 | собеседование | Индивидуальная и коллективная | |||||
37 | Повторение темы | 1 | зачёт | коллективная | тесты |
Данилов А.А., Косулина Л.Г.,История России.19 век «Просвещение», 2009год.-287 с.
Учебно-тематическое планирование 8 класс. Новая история 1800 -1918: Учеб. для 8 класса общеобразовательных заведений / А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина.– М.: Просвещение. | ||||||||
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип Урока и форма | Вид учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дом. задание | Основные понятия |
ГлаваI. Становление индустриального общества | ||||||||
1 | Индустриальная революция: достижения и проблемы | 1 | Урок повторения и систематизации знаний | Индивидуальная и групповая | Составление схемы. Самостоятельное составление обучающимися сравнительной таблицы: «Проблемы, порожденные модернизацией» | Давать определения понятиям: Новое время. Работать с текстом учебника по составлению схемы «два периода новой истории». Работать с учебником по ознакомлению с его структурой и правилами работы с ним. Черты традиционного общества. Основное содержание процесса модернизации. Эшелоны капиталистического развития. Проблемы, порожденные модернизацией | § 1-2 | Трест, картель, монополия, синдикат, концерн, индустриальное общество, империализм |
2 | Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. | 1 | Комбинированный | Индивидуальная и групповая | Сравнительная таблица | Работа над историческими понятиями. Основные технические изобретения и научные открытия. Успехи машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии. Экономические кризисы как одна из причин перехода к монополистическому капитализму. Черты монополистического капитализма. | § 3 | эмансипация |
3 | Человек в изменившем мире: материальная культура и повседневность | 1 | Комбинированный | Индивидуальная и групповая | Аналитическая записка о взаимосвязи моды, досуга и технического прогресса | Давать определения понятиям. Уметь самостоятельно работать с учебником, систематизировать материал. Изменения в социальной структуре общества, вызванные индустриальной революцией. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Новые условия быта. Изменения моды. Новые развлечения. | § 4 | |
4 | Наука : создание научной картины мира | 1 | Комбинированный | Индивидуальная и групповая | Рефераты «Важнейшие научные открытия в 19-начале 20 века» | Умение самостоятельно работать с учебником, систематизировать материал. Развитие образования. Успехи естественных наук. Развитие географических знаний. Развитие гуманитарных наук. Успехи физико-математических, прикладных и химических наук | § 5 | |
5 | 19 век в зеркале художественных исканий. Литература | 1 | Комбинированный | Индивидуальная и групповая | Литература. Живопись. Скульптура. Архитектура. Музыка. Театр. Народное творчество. Давать определения понятиям: художественный стиль, романтизм, реализм, эклектика, модерн, импрессионизм, постимпрессионизм. Написание сообщений, создание презентаций. Составление схемы «Основные направления в развитии художественной культуры стран Запада в конце XIX – начале XX века». | § 6 | Романтизм, натурализм | |
6 | Искусство 19 в в поисках новой картины мира | 1 | Комбинированный | Индивидуальная и групповая | Изобразительное искусство в XIX веке, основные направления, новые художественные стили. | §7-8 | ||
7 | Либералы. Консерваторы и социалисты : какими должно быть общество и государство | 1 | Комбинированный | Индивидуальная и групповая | Причины появления главных идейно-политических течений XIX в. Характеристика основных положений либерализма, консерватизма, социализма. История развития социалистической мысли, воззрения социалистов-утопистов. Причины возникновения неолиберализма, неоконсерватизма, основные течения в социалистическом лагере. | §9-10 | Либерализм, анархизм, консерватизм, марксизм, утопический социализм., социал - реформизм | |
Глава 2. Строительство новой Европы. | ||||||||
8 | Консульство и образование наполеоновской империи | 1 | Комбинированный | Групповая и парная | Таблица «Внешняя политика Консульства и империи» | Давать определения понятиям: консул, Гражданский кодекс. Составлять опорный конспект по ходу объяснения. Написать сообщение о Наполеоне. Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя и внешняя политика Наполеона в годы Консульства и Империи. | § 11 | консульство |
9 | Разгром империи Наполеона. Венский конгресс | 1 | Комбинированный урок. | Индивидуальная и групповая | Таблица «Территориальные изменения по решению Венского конгресса» | Давать определения понятиям: «битва народов». Самостоятельно работать с текстом учебника, иллюстрациями, исторической картой по составлению таблицы «Войны Наполеона». Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию, освобождение европейских государств, реставрация Бурбонов. Венский конгресс. Священный союз. | § 12 | |
10 | Англия: сложный путь к величию и процветанию | 1 | Комбинированный урок. | Индивидуальная и групповая | Творческое задание «Выступление на митинге чартистов» | Давать определения понятиям: пролетарии. Анализировать статистические данные об экономическом развитии ведущих капиталистических стран. Решать проблемные задания. Экономическое развитие Англии в XIX в. Политическая борьба. Парламентская реформа 1932., установление законодательного парламентского режима. Чартистское движение. Англия – крупнейшая колониальная держава. | §13 | Чартизм тредюнионы |
11 | Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции1830 к новому политическому кризису | 1 | Урок изучения нового материала. | Индивидуальная и групповая | Составить тезисы к теме | Составлять опорный конспект. Давать определения понятиям. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию, освобождение европейских государств, реставрация Бурбонов. Венский конгресс. Священный союз. | § 14 | |
12 | Франция : революция 1848 г и Вторая империя . | 1 | Комбинированный урок. | Индивидуальная и групповая | Таблица «Революционная Европа в 1840 г.г.» Таблица «Внешняя политика Второй империи | Давать определения понятиям: Идеология, научный коммунизм, индустриальная цивилизация. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, систематизировать материал, составлять таблицу «Революции 1848 года в Европе». Написать сообщения об исторических персоналиях. Давать определения понятию: Парижская коммуна. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, систематизировать материал, составлять план «Вторая империя и ее политика». | §15 | |
13 | Германия: на пути к единству | 1 | Комбинированный урок. | Индивидуальная и групповая | » | Решать познавательные задания. . Объединение Германии Вильгельм 1 и Отто фон Бисмарк. Экономическое и политическое развитие Германии и Италии в первой половине XIX в. Причины и цели революции 1848г. в Германии и Италии. Ход революцию Пруссия и Сардинское королевство – центры объединения Германии и Италии. | §16 | Юнкер, радикал, ландтаг, кронпринц, канцлер |
14 | Нужна ли нам единая и неделимая Италия? | 1 | Комбинированный урок. | Индивидуальная и групповая | Творческое задание «Интервью у Гарибальди» | Национальное объединение Италии .Давать определения понятию: карбонарии. Уметь систематизировать материал, составлять схему. Самостоятельно работать с текстом учебника по подготовке ответа на вопрос «Значение объединения Италии». Знать историческую карту | §17 | |
15 | Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. | 1 | Комбинированный урок. | Индивидуальная и групповая | Решение кроссворда | Франко-прусская война и завершение объединения Германии. Парижская Коммуна. Давать определения понятию: Парижская коммуна. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, систематизировать материал, составлять план «Вторая империя и ее политика». Решать познавательные задания. Причины, ход, результаты франко-прусской войны, причины поражения Франции в этой войне. Сентябрьская революция 1870 г., провозглашение республики. Окончание войны. Причины восстания 18 марта 1871 г. Внутренняя | §18 | Ревани. Мобилизация. Парижская коммуна |
Глава 3. Страны Западной Европы на рубеже 19-20 вв. Успехи и проблемы индустриального общества | ||||||||
16 | Германская империя в конце 19 века. Борьба за колонии. | 1 | Комбинированный урок. | Индивидуальная и групповая | Практическая работа с учебником и картой. | Давать определения понятию: оккупация. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника по составлению хронологической таблицы «Объединение Германии» с последующим обсуждением в классе. Объединение Германии. Отто фон Бисмарк. Экономическое и политическое развитие Германии в первой половине XIX в. Причины и цели революции 1848г. в Германии. Ход революции в Пруссии. | §19 | Милитаризация, пангерманизм, шовинизм, антисемитизм |
17 | Великобритания: конец Викторианской эпохи. | 1 | Комбинированный урок. | Индивидуальная и групповая | Составление и защита схемы «От мастерской мира к мировой империи» | Работать в группах при решении проблемных заданий с последующим представлением результатов работы. Экономическое развитие и причины замедления темпов развития промышленности Великобритании к концу XIX в. Колониальные захваты Великобритании в конце XIX в. и создание Британской колониальной империи. Система двух партий и эпоха реформ | §20 | Антанта гомруль |
18 | Франция: Третья республика | 1 | Комбинированный урок. | Индивидуальная и групповая | Экономическое развитие Франции в первой половине XIX в. Революция 1830 г. : причины и ход. Кризис Июльской монархии. Причины революции 1848. Ход Февральской революции. Основные мероприятия Временного правительства и Учредительного собрания, июльское восстание рабочих в Париже Установление Второй республики. Внутренняя и внешняя политика Наполеона III. | §21 | Атташе. радикал | |
19 | Италия . Время реформ и колониальных захватов. | 1 | Комбинированный урок. | Индивидуальная и групповая | Составление тезисов по теме | Знать историческую карту .Особенности экономического развития Италии в конце XIX – начале XX в. Политическое развитие Италии. «Эра Джолитти». Внешняя политика Италии в конце XIX – начале XX в. | §22 | |
20 | От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса | Характеристика Австрийской империи в первой половине XIX в. Революции 1848г. в Австрии и Венгрии. Образование Австро-Венгрии, особенности политического строя страны. Политическое и экономическое развитие Австро-Венгрии. Внешняя политика Австро-Венгрии в конце XIX – начале XX в.. | §23 | |||||
21 | Зачет «Строительство новой Европы» | 1 | Урок повторения и систематизации знаний. | Групповая | тесты | §1-23 | ||
Глава 4 .Две Америки | ||||||||
22 | США в 19 веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики | 1 | Комбинированный урок. | Индивидуальная и групповая | Практическая работа с документами учебника | Давать определения понятиям: политическая партия, доктрина. Работать в группах по тексту учебника, документам, статистическим данным. Характеристика экономического и социально-политического развития США в первой половине XIX в. Отличия между Севером и Югом. | §24 | Расизм, аболиционизм |
23 | США: империализм и вступление в мировую политику | 1 | Комбинированный урок. | Индивидуальная и групповая | Творческое задание «Выступление в парламенте» | Давать определения понятиям: реконструкция, штрейкбрехеры. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, систематизировать материал, подготовить ответ на вопрос «Причины быстрого экономического развития США во второй половине XIX века». Экономическое развитие США в конце XIX в. Внешняя политика США в конце XIX – начале ХХ в. Политическое развитие США в конце XIX | §25 | Резервация, олигархия |
24 | Латинская Америка в конце 19 –в начале 20 века: время перемен. | 1 | Комбинированный урок. | Индивидуальная и групповая | Таблица «Национально- освободительная борьба стран Латинской Америки» | Давать определение понятию: национально-освободительная борьба. Написать сообщения. Составить хронологическую таблицу «Образование независимых государств в Латинской Америке». Ход национально-освободительной борьбы народов Латинской Америки против колониального гнета Испании. Итоги и значение освободительных войн в Латинской Америке в первой половине XIX в. Особенности экономического и политического развития стран Латинской Америки в XIX в. | §26 | Авторитарный режим. Каудильо, каудильизм |
Глава 5 . Традиционные общества в 19 в: новый этап колониализма. | ||||||||
25 | Япония на пути модернизации: « восточная мораль -западная техника» | 1 | Комбинированный урок. | Индивидуальная и групповая | Сравнительная таблица «Япония и Китай в конце 19 века» | Давать определения понятиям: «открытие» страны, «реформы Мэйдзи». Уметь самостоятельно работать с текстом учебника по составлению таблицы «Особенности развития стран Азии и Африки в XIX веке». Черты традиционных обществ Востока. Причины реформ в Японии во второй половине XIX в. «Открытие» Японии. Реформы «эпохи Мэйдзи». Причины быстрой модернизации Японии. Особенности экономического развития Японии в XIX в. Внешняя политика японского государства во второй половине XIX в. | §27 | Мейдзи. сёгун |
26 | Китай: сопротивление реформам | 1 | Комбинированный урок. | Индивидуальная и групповая | Творческие задания «Выступление лидеров Англии, Франции, Германии с планами колониальной политики» | Давать определения понятиям: «опиумная» война, тайпины. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника по составлению таблицы «Особенности развития стран Азии и Африки в XIX веке». «Открытие» Китая, «опиумные войны» Попытка модернизации Китая империей Цыси и императора Гуансюем. Причины поражения реформаторского движения. Восстание тайпинов и ихэтуаней. | §28 | |
27 | Индия: насильственное разрушение традиционного общества. | 1 | Комбинированный урок. | Индивидуальная и групповая | Уметь самостоятельно работать с текстом учебника по составлению таблицы «Особенности развития стран Азии и Африки в XIX веке». | §29 | Сипаи « свадеши» | |
28 | Африка: континент в эпоху перемен | 1 | Комбинированный урок. | Индивидуальная и групповая | Реферат | Уметь самостоятельно работать с текстом учебника по составлению таблицы «Особенности развития стран Азии и Африки в XIX веке». | §30 | |
Глава 6. Международные отношения в конце 19 – начале 20 в. | ||||||||
29 | Международные отношения: дипломатия и войны. | 1 | Комбинированный урок. | Индивидуальная и групповая | Эссе «Было ли неизбежным сползание к войне или можно было ее избежать в рамках Венской системы?» | Давать определения понятиям: Антанта, Тройственный союз. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, систематизировать материал, составлять схему «Военные блоки в конце XIX – начале XX в.». Знать историческую карту. Причины усиления международной напряженности в конце XIX в. Шаги к войне. Борьба мировой общественности против распространения военной угрозы. | §31 | Пацифизм, Антанта, буры. |
30 | Мир человека нового времени | 1 | Комбинированный урок. | Индивидуальная и групповая | Рефераты | Уметь самостоятельно работать с текстом учебника по составлению таблицы «Достижения науки и техники к началу XX века». | ||
31 | Заключительный урок | 1 | Комбинированный зачёт урок. | Индивидуальная и групповая | тесты Рефераты | Давать определения понятиям: художественный стиль, романтизм, реализм, эклектика, модерн, импрессионизм, постимпрессионизм. Написание сообщений, создание презентаций. Составление схемы «Основные направления в развитии художественной культуры стран Запада в конце XIX – начале XX века». | ||
Итого в 8 классе70 часов,2 часа резерв. |
IV. Требования к результатам обучения по истории
Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися 5-9 классов включают:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5-9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
читать историческую карту с опорой на легенду;
проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
соотносить единичные исторические факты и общие явления;
называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Показатели освоения курса
Показателями усвоения учебного содержания курса являются базовые компетентности: социально-адаптивная (гражданственная), когнитивная (познавательная), информационно-технологическая , коммуникативная
Результаты усвоения социально-адаптивной, информационно-технологической и коммуникативной компетентностей
- способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
- способность выделять главное в тексте и второстепенное;
- способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и пр.;
- способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно). Способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;
- способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью;
- способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;
- способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;
- способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;
- способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;
- способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде.
V. Учебно-методический комплект
- Примерные программы по учебным предметам: История. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 94 с.- (Стандарты второго поколения).
- Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М, Новая история.1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.; Просвещение, 2008.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2008.
- Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Поурочные разработки к учебнику «Новая история: 1800-1913»: 8 класс.- М.: Просвещение, 2009.
- Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по Новой истории: 1800-1913: 8класс. М.: Просвещение, 2010.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. ХIХ век». М.: Просвещение, 2010.