рп история9
рабочая программа по истории (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
МБОУ «Чичканская основная общеобразовательная школа»
Комсомольского района Чувашской Республики
Рассмотрена на Утверждаю: заседании педагогического совета Директор Гибатдинова А. Г МБОУ «Чичканская ООШ» Приказ № 55 от 30.08.2016 г. Протокол №1 от 30. 08. 2016 г.
Рабочая программа по истории для 9 класса
на 2016-2017 учебный год
Рабочую программу разработал
учитель истории: Курицына О.Ю.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по истории в 9 классе составлена на основе стандартов среднего (полного) общего образования по истории. Преподавание дисциплин образовательной области «Истории" в 2016-2017 учебном году осуществляется в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
- Распоряжение правительства РФ от 29.12.2001г №1756-р « Об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010года».
- Федеральный закон « О внесении изменений в Закон РФ « Об образовании» и Федеральный закон « О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 26 января 2007года
- Приказ Министерства образования РФ от05.03.2004г №1089 « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12. 2008г № 379 « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010-2011учебный год»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.11. 2008г № 362 « Об утверждении Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.02. 2009г № 57 « Об утверждении Порядка проведения ЕГЭ»
- Письмо Департамента общего и дошкольного образования МО РФ от 13.11.2003г. №14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования»
- Методическое письмо Департамента государственной политики в образовании Мои Н РФ от 07.07.2005г. №03-1263 « О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
- Учебный план МБОУ « Чичканякая ООШ» на 2016-2017 учебный год.
Изучение истории на ступенях основного общего образования направлено на достижение следующих целей :
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Задачи обучения:
- Приобретение знаний об историческом пути России с древности до наших дней в единстве общего, особенного и единичного, конкретных фактов и целостной картины исторического процесса; знаний о важных событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи с хронологической последовательности.
- Овладение элементарными методами исторического познания, умения работать с различными историческими источниками и исторической информацией.
- Овладение способами деятельности : учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной.
Обоснование выбора УМК для реализации Рабочей программы:
Реализация рабочей программы осуществляется на основе учебно-методического комплекса по всеобщей истории – Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О..; по истории России – Данилов А.А., Косулина Л.Г.,Бранд М.Ю. который соответствует перечню федеральных учебников, допущенных для изучения в общеобразовательных школах на текущий учебный год.
Обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы, выделения на данные темы учебных часов в объеме, определенном календарно - тематическим планом:
Данная рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой Э.Д.Днепрова, А.Г.Аркадьева. Основные содержательные линии реализуются в рамках двух курсов – «История России» и «Всеобщая история».Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и распределения учебного материала. При составлении рабочей программы учтены изменения на выделение новых по сравнению с программой 1998 года соотношений –«Новейшая и современная история России – ХХ век (с 1917 г.)» - не менее 36 часов и « Новейшая и современная история– ХХ век (с 1917 г.)» - не менее 24 часов. Согласно действующему в школе учебному плану в 9 классе выделяется 68 часов в год из расчёта 2 ч в неделю.Резерв свободногоучебного времени не предусмотрен, однако педагог оставляет за собой право использовать уроки-повторения внутри разделов куров для углубленного изучения исторических событий в объеме 2 ч. При этом блок «История России» планируется первым, затем блок «Всеобщей истории». Дополнительно 3-го часа по предмету «История» администрацией школы не выделено.
Класс | Объем учебного времени (федеральный компонент) | Разделы программы | Резерв учебного времени | |
История России - 43 | Всеобщая история- 25ч. | |||
9 | 70 часов (из расчета 2 раза в неделю) | Введение 1 ч.
| Введение 1 ч.
| ( 2 ч.) |
Национально-Региональный Компонент:
Национально-региональный компонент (НРК) в связи с включением в областной базисный учебный план и разработкой содержания интегрированного учебного предмета «Краеведение» ( 6-9 класс) вынесен за рамки предмета «История».
Межпредметные связи, преемственность:
Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагаетширокое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществознания позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленностисовременных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию,осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном,многонациональном, многоконфессиональном обществе. Использование потенциала межпредметных связей курсовистории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляетумение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связейистории и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциалпроцесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительныеособенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовноготворчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области«Искусство».Межпредметные связи применяются вучебном процессе: вопросы, задания, задачи, кроссворды, сообщения, наглядные пособия, тексты, учебные проблемы межпредметного содержания и др.
Используемые технологии, методы, формы работы, обоснование их использования.
Для развития Зуновучащихся педагогом используется модульно-редуктивной технология ,техника использование текста в сжатомили развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, информационно-смысловый анализ текста,использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), письменныевысказывания адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости(кратко,выборочно, полно), составление плана, кроссвордов. Техника овладения монологической и диалогической речью( сообщения) умения вступать в речевое общение, участвовать в диалоге(понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы,перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы, умение использовать различные источники информации, включая энциклопедии,словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуациейобщения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема,аудиовизуальный ряд и др.)
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Историческое образование складывается из содержательных компонентов в соответствии с примерной программой по предмету «История» , размещенной в сборнике нормативных документов по предмету «История» стр._____.
ИСТОРИЯ РОССИИ (НОВЕЙШАЯ И СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ ИСТОРИИ РОССИИ – 43ч.) | ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (НОВЕЙШАЯ И СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ- 25 ч.) |
Назревание революционного кризиса в Российской империи. Революция 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы. Внешняя и внутренняя политика Временного правительства. А.Ф. Керенский. Кризис власти. Разложение армии. Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Положение на национальных окраинах. Начало распада российской государственности. Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. II Всероссийский съезд Советов и его декреты. Становление советской системы управления. Учредительное собрание и его роспуск. Отделение церкви от государства. Восстановление патриаршества. Выход России из Первой мировой войны. Брестский мир и его последствия. Установление однопартийной диктатуры. Конституция 1918 г. Образование РСФСР. Социально-экономическая политика советского государства. Гражданская война и военная интервенция: причины, основные этапы. «Военный коммунизм». Создание Красной Армии. С.С. Каменев. М.В. Фрунзе. С.М. Буденный. Белое движение. А.В. Колчак. А.И. Деникин. П.Н. Врангель. «Белый» и «красный» террор. Крестьянство в годы гражданской войны. Н.И. Махно. Война с Польшей. Итоги гражданской войны. СССР в 1920-е гг. Социально-экономический и политический кризис 1920-1921 гг. Крестьянские выступления. Восстание в Кронштадте. Голод в 1921 г. Х съезд РКП (б). Переход к политике НЭПа. План ГОЭЛРО и начало восстановления экономики. Политика большевиков в области национально-государственного строительства. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Итоги и противоречия НЭПа. Борьба за власть в партии большевиков. Дискуссии о путях построения социализма. И.В. Сталин. Л.Д. Троцкий. Г.Е. Зиновьев. Н.И. Бухарин. Свертывание НЭПа. Внешняя политика Советского государства в 1920-е гг. Конференция в Генуе. Раппальский договор с Германией. Полоса признания СССР. Поддержка СССР революционных и национально-освободительных движений. Деятельность Коминтерна. Многообразие культурной жизни в 1920-х гг. СССР в 1930-е гг. Советская модель модернизации. Индустриализация. Интенсивный рост промышленного потенциала страны. Создание оборонной промышленности. Социалистическое соревнование. Коллективизация сельского хозяйства: цели, методы, результаты. Формирование централизованной (командной) системы управления экономикой. Власть партийно-государственного аппарата. Формирование культа личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Итоги экономического, социального и политического развития страны к концу 1930-х – началу 1940-х гг. Конституция 1936 г. СССР в системе международных отношений в 1930-х гг. Вступление СССР в Лигу наций. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Мюнхенский договор и позиция СССР. Советско-германский пакт о ненападении. Внешняя политика СССР в 1939-1941 гг. Расширение территории СССР. Коренные изменения в духовной жизни общества. Ликвидация неграмотности в СССР. Развитие системы образования. Достижения науки и техники в годы первых пятилеток. Метод социалистического реализма в литературе и искусстве. Утверждение марксистско-ленинской идеологии в обществе. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. СССР накануне Великой Отечественной войны. Мероприятия по укрепления обороноспособности страны. Нападение Германии и ее союзников на СССР. Оборонительные сражения. Провал плана «молниеносной» войны. Московское сражение. Начало коренного перелома в ходе войны. Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Завершение коренного перелома в ходе войны. Освобождение советской территории от захватчиков. Вклад Советского Союза в освобождение Европы. Берлинская операция. Участие СССР в военных действиях против Японии. Советские полководцы. Г.К.Жуков. А.М. Василевский. И.С. Конев. К.К. Рокоссовский. Советский тыл в годы войны. Эвакуация промышленности. Создание промышленной базы на Востоке. Политика оккупантов на захваченной территории. Геноцид. Партизанское движение. Советское искусство в годы войны: вклад в победу. Церковь в годы войны. Великий подвиг народа в Отечественной войне. СССР в антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз. Проблема второго фронта. Конференции в Тегеране, Ялте, Потсдаме и их решения. Итоги Великой Отечественной войны. Цена победы. Роль СССР во Второй мировой войне. Советский Союз в послевоенный период. 1945-1953 гг. Послевоенное восстановление хозяйства. СССР. Образование «социалистического лагеря». Создание СЭВ. Холодная война. Начало гонки вооружений. Создание ядерного оружия. Советский Союз в конфликтах начального периода холодной войны. Духовная атмосфера в советском обществе после победы в Великой Отечественной войны. Идеологические кампании конца 40-х - начала 50-х гг. Новая волна массовых репрессий. СССР в 1953-1964 гг. Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Г.М. Маленков. Л.П. Берия. Н.С. Хрущев. Курс на десталинизацию и попытки реформирования политической системы. Начало реабилитации жертв репрессий 1930-х – 1950-х гг. «Оттепель». XX съезд КПСС. Разоблачение «культа личности» И.В. Сталина. Принятие новой программы КПСС и «курс на построение коммунизма в СССР». Курс на ускорение научно-технического развития. Реорганизация системы управления экономикой. Трудности в снабжении населения продовольствием. Освоение целины. Создание Организации Варшавского договора. Венгерский кризис 1956 г. Советский Союз и страны, освободившиеся от колониальной зависимости. Карибский кризис 1962 г. и его международные последствия. Достижения советского образования, развитие науки и техники. Атомная энергетика. Отечественная космонавтика. И.В. Курчатов. С.П. Королев. Ю.А. Гагарин. Духовная жизнь периода «оттепели». Художественные журналы, театр, киноискусство и их роль в общественной жизни. СССР в 1960-е - начале 1980-х гг. Замедление темпов экономического развития и эффективности общественного производства. Отстранение Н.С. Хрущева от власти. Л.И. Брежнев. Экономические реформы середины 1960-х гг. Ориентация на развитие топливно-энергетического комплекса. «Застой» в экономическом развитии. Снижение темпов научно-технического прогресса. Ухудшение положения в сельском хозяйстве. «Теневая экономика» и коррупция. Обострение демографической ситуации. Усиление консервативных тенденций в политической системе. Концепция «развитого социализма». Конституция 1977 г. Кризис советской системы и попытки повышения ее эффективности. Ю.В. Андропов. Оппозиционные настроения в обществе. Развитие диссидентского и правозащитного движения. А.Д. Сахаров. А.И. Солженицын. Советское руководство и «пражская весна» 1968 г. Обострение советско-китайских отношений. Достижение военно-стратегического паритета с США. Разрядка и причины ее срыва. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Афганская война. Развитие советского образования, науки и техники, культуры и спорта. Советское общество в 1985-1991 гг. Переход к политике перестройки. М.С. Горбачев. Курс на «ускорение». Поиск путей реформирования экономики. Зарождение фермерства. Кооперативное движение. Провал антиалкогольной кампании, жилищной и продовольственной программ. Демократизация политической жизни. Гласность. Реформа политической системы страны. Съезды народных депутатов СССР, РСФСР. Введение поста президента СССР. Начало формирования новых политических партий и общественно-политических движений. Потеря КПСС руководящей роли в развитии общества. Обострение межнациональных противоречий. «Новое политическое мышление» и смена курса советской дипломатии. Вывод войск из Афганистана. Политика разоружения. Роспуск СЭВ и ОВД. Завершение «холодной войны». Российская Федерация на рубеже ХХ – XXI вв. Августовские события 1991 г. Распад СССР. Провозглашение суверенитета Российской Федерации. Б.Н. Ельцин. Переход к рыночной экономике. Экономические реформы 1992-1993 гг. Приватизация. Дефолт 1998 г. Российское общество в условиях реформ. События октября 1993 г. Ликвидация системы Советов. Принятие Конституции Российской Федерации. Изменения в системе государственного управления и местного самоуправления. Политические партии и движения. Современные межнациональные отношения. Чеченский конфликт и его влияние на общественно-политическую жизнь страны. В. В. Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность. Россия в мировом сообществе. Приоритеты внешней политики Российской Федерации на рубеже ХХ-XXI веков. Россия в СНГ. Российско-американские отношения. Россия и Европейский Союз. Культурная жизнь современной России. Интеграция России в мировое культурно-информационное пространство. Новые течения в искусстве. Особенности современной молодежной культуры. | Понятие «Новейшая и современная история». Мир в 1920-1930-е гг. Мир после Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система. Лига наций. Революционный подъем в Европе и Азии, распад империй и образование новых государств. Международные последствия революции в России. Революция 1918-1919 г. в Германии. Раскол международного рабочего движения: Коммунистический интернационал и Социалистический Рабочий Интернационал. «Стабилизация» 1920-х гг. в ведущих странах Запада. Мировой экономический кризис 1930-х гг. «Новый курс» в США. Ф.Д. Рузвельт. Кейнсианство. Социальный либерализм. Фашизм. Б. Муссолини. Национал-социализм. А. Гитлер. Формирование авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы в 1920-х – 1930-х гг. Страны Азии после Первой мировой войны. Особенности экономического развития, социальные изменения в обществе. Революция 1920-х гг. в Китае. Сунь Ятсен. Движение народов Индии против колониализма. М. Ганди. Милитаризация общества в Японии. Пацифизм и милитаризм в 1920-1930-е гг. Паневропейское движение. А. Бриан. Агрессивная политика Японии, Германии, Италии в 1930-х гг. Гражданская война в Испании. Мюнхенское соглашение. Военно- политический кризис в Европе в 1939 г. Вторая мировая война Причины, участники, основные этапы Второй мировой войны. Польская кампания и «странная война». Поражение Франции. «Битва за Англию». Военные действия на Балканах, Северной Африке. Нападение Германии на СССР. Вступление в войну США. Война на Тихом океане. Антигитлеровская коалиция. Ф. Рузвельт, И.В. Сталин, У. Черчилль. Ленд-лиз. «Новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления. Коренной перелом во Второй мировой войне. Открытие второго фронта в Европе. Капитуляция Италии. Разгром Германии и Японии. Вклад СССР в победу над нацизмом. Итоги и уроки войны. Ялтинско-Потсдамская система. Создание ООН. Мировое развитие во второй половине ХХ в. Холодная война. Создание военно-политических блоков. Корейская война. Карибский кризис. Ближневосточные кризисы. Война в Юго-Восточной Азии. Движение неприсоединения. Гонка вооружений. Разрядка и причины ее срыва. «План Маршалла» и послевоенное восстановление экономики в Западной Европе. Научно-техническая революция. Переход к смешанной экономике. Социальное государство. «Общество потребления». Эволюция политической идеологии. Христианская демократия. Социал-демократия. «Новые левые». Изменение конституционного строя во Франции, Германии, Италии. К. Аденауэр. Ш. де Голль. Системный кризис индустриального общества в конце 1960-начале 1970-х гг. Неоконсерватизм. Р. Рейган. М. Тэтчер. Становление информационного общества. Коммунистические режимы в странах Центральной и Восточной Европе: поиск путей и моделей развития. Демократические революции в Восточной и Центральной Европе конца 1980 – начала 1990-х гг. Распад Югославии. Особенности модернизационных процессов в латиноамериканских странах. Авторитаризм и демократия в Латинской Америке ХХ в. Революция на Кубе. Ф. Кастро. Э. Че Гевара. Чилийская модель развития. Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке. Выбор освободившимися странами путей и моделей развития. Китай во второй половине ХХ в. Мао Цзедун. Дэн Сяопин. Мир на рубеже ХХ-XXI вв. Завершение холодной войны и эпохи «двухполюсного мира». Становление современного международного порядка. Борьба с международным терроризмом. Интеграционные процессы. Европейский Союз. Глобализация и ее противоречия. Глобальное информационное и экономическое пространство. Антиглобалистское движение. Культурное наследие ХХ в. Развитие естественнонаучных и гуманитарных знаний в ХХ в. А. Эйнштейн. Н. Бор. Формирование современной научной картины мира. Изменение взглядов на развитие человека и общества. Религия и церковь в современном обществе. Иоанн Павел II. Экуменизм. Основные течения в художественной культуре ХХ в. (реализм, модернизм, постмодернизм). Массовая культура. Становление новых форм художественного творчества в условиях информационного общества. |
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п.п | Названия разделов, тем | Кол-во часов | Обобщающих, итоговых уроков |
ИСТОРИЯ РОССИИ –43Ч | |||
1 | Введение | 1 | |
2 | Раздел I. Россия в поисках перспектив | 8 | 1 |
3 | Раздел II. Сталинская модернизация России (1928-1938гг) | 6 | 1 |
4 | Раздел III. Великая Отечественная война (1941-1945гг) | 8 | 1 |
5 | Раздел IV. СССР в 1945-1953гг | 3 | |
6 | Раздел V. СССР в 1953-60-хх г. | 3 | |
7 | Раздел VI. СССР в середине 60-80-х гг. | 3 | |
8 | Раздел VII. Перестройка в СССР. 1985-1991гг. | 4 | |
9 | Раздел XVIII. Россия в конце XX- началеXXI вв. | 6 | |
10 | Итоговое обобщение по курсу | 1 | 1 |
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ – 25ч. | |||
11 | Введение | 1 | |
12 | Тема 1. Страны Европы, Северной Америки, Азии в первой половине XXв | 13 | 1 |
13 | Тема 2. Новейшая история : вторая половина XXв. | 11 | |
14 | Итоговое обобщение по курсу | 1 | 1 |
Итого: | 68 | 6 | |
Календарно-тематическое планирование уроков
История России
№ урока | Тема раздела, урока | Дата проведения | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля. Вид самостоятельной работы |
Тема 1: Россия на рубеже XIX-XX веков. (6 часов) | ||||||
1 | Государство и российское общество в конце XIX – начале XX веков. Экономическое развитие страны | Комбинированный | Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже XIX – XX веков. Экономическое развитие страны в начале XX века. Политика модернизации сверху. Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. С,Ю. Витте. | протекторат, модернизация, индустриальное общество показывать на исторической карте территории расселения народов, границы | понятийный диктант | |
2 | Общественно – политическое развитие России в 1894-1904 гг. | Комбинированный | Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг.Рабочее движение. «Полицейский социализм». Революционные Партии, их программы. | политическая система, гражданское общество, Сравнивать, находить общее, различия, обобщать и делать выводы | Тест | |
3 | Внешняя политика. Русско – японская война 1904-1905 гг. | Русско–японская война | Порт-Артур, Портсмутский мир, агрессия, Маньчжурия показывать на исторической карте места сражений | Составление таблиц | ||
4 | Первая Российская революция. | Лекция | Причины, характер революции. «Кровавое воскресенье» Политические течения и партии. Манифест 17 октября. Государственная Дума. Новые политические течения и партии. Оформление либеральных партий. Монархическое и черносотенное движения | революция,, парламент, конституционная монархия, отруб, хутор, артель, кооперация объяснять свое отношение к Первой Российской революции. | Сообщения | |
5 | Экономические реформы | Исследовательская деятельность (работа в группах) | Аграрная реформа. Промышленный подъём. Политическая жизнь в 1907-1914 гг. | Столыпинская аграрная реформа Хутора, отрубы, переселенческая политика соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий; | Фронтальный опрос | |
6 | Духовная жизнь Серебряного века. | Исследовательская деятельность | Возникновение Советов. Восстание в армии и на флоте. Всероссийская политическая стачка. Вооружённое восстание в Москве. | ренессанс, декаданс, импрессионизм, модерн, символизм | творческие задания Сообщения | |
| ||||||
7 | Свержение монархии и кризис власти. | Изучение нового материала | Предпосылки, содержание, хронологические рамки революционного процесса. Февраль 1917 года.падение самодержавия. Кризисы Временного правительства. Двоевластие. Выступление генерала Корнилова. Военная диктатура. | альтернатива, амнистия, коалиционное правительство Сравнивать, находить общее, различия, обобщать и делать выводы | Фронтальный опрос | |
8 | Октябрьская революция | Комбинированный | Подготовка вооружённого восстания. Вооружённое восстание в Петрограде. II съезд Советов и первые декреты Советской власти. Судьба Учредительного собрания. | декрет, ВЦИК, СНК, сепаратный мир, национализация, объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России | Тест | |
9 | Начало гражданской войны | Изучение нового материала | Предпосылки и начало Гражданской войны. Основные этапы гражданской войны. Лидеры белого движения, «белый» террор. Лидеры красного движения. «Красный» террор и его последствия. | интервенция, гражданская война, анархисты, эскалация, красный террор демократическая контрреволюция, денационализация, показывать на исторической карте места сражений | Тест Сообщения | |
10 | На фронтах гражданской войны. | Разгром белого движения и интервентов в 1919 – 1920 г.г. Политика военного коммунизма. | военный коммунизм, продразверстка | Тест | ||
11 | Экономическая политика красных и белых. | Комбинированный | Сравнивать, находить общее, различия, обобщать и делать выводы | Тест | ||
12 | Экономический и политический кризис начала 20-х гг. | Комбинированный | рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; | Тест | ||
Тема 3: СССР на пути строительства нового общества. (7 часов) | ||||||
13 | Переход к нэпу. | Комбинированный | Кризис Советской власти. Причины и суть НЭПа. Крестьянские восстания 1920 – 1921 г.г. Кронштадтский мятеж. X съезд РКП(б) | НЭП, продовольственный налог, концессии, рентабельный, «Командные высоты» | Тест | |
14 | Образование Союза Советских Социалистических республик. | Комбинированный | Предпосылки и принципы образования СССР. Проекты объединения. Первая Конституция СССР. | Знать и владеть понятиямифедерализм, автономия, саботаж | диктант | |
15 | Международное положение и внешняя политика в 20-е годыXX века | Коминтерн, Генуэзская конференция, Рапалльский договор, «мирное сосуществование» | Коминтерн, Генуэзская конференция, Рапалльский договор, «мирное сосуществование» | понятийный диктант | ||
16 | Политическое развитие в 20-е годы. Духовная жизнь СССР в 20-е годы. | Комбинированный | XIII партконференция. Провозглашение курса на индустриализацию. Причины отказа от НЭПа. Принятие первого пятилетнего плана и провозглашение 1929 года – «годом Великого перелома». Политический террор. Формирование партийной политической системы. Создание Сталинской системы власти. Конституция СССР 1936 года. | Номенклатура, Спецконтингент, тоталитаризм, репрессии, культ личности, оппозиция давать описание исторических событий на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; | понятийный диктант Работа с картой, документами. | |
17 | Социалистическая индустриализация. | Комбинированный | Основные этапы коллективизации. Первые пятилетки, их итоги и значение. Итоги коллективизации и индустриализации. Утверждение метода социалистического реализма в искусстве. Воспитание нового человека. Искусство и государственное строительство. | Коллективизация, индустриализация Продовольственный налог, соцсоревнование, МТС использовать приобретенные знания при написании творческих работ | Вопросы к параграфу Сообщения | |
18 | Коллективизация сельского хозяйства. | Исследовательская деятельность (работа в группах) | анафема, атеизм, конструктивизм идеология, социалистический реализм, «культурная революция» использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов; | Составление таблиц | ||
19 | Политическая система СССР в 30-е годы. Духовная жизнь в 30-е годы. | Роль партии в жизни государства Формирование культа личности Сталина. Массовые репрессии. Показательные судебные процесс. Конституция «победившего социализма». Национальная политика. |
Знать этапы установления тоталитарной модели. Знать важнейшие достижения, сформировавшиеся в ходе «большого скачка». Уметь дать оценку свершений. |
| ||
| ||||||
20 | СССР накануне Великой Отечественной войны. | Комбинированный | . | Фронтальный опросдиктант | ||
21 | Начало Великой Отечественной войны. Немецкое наступление 1942 года и предпосылки коренного перелома. | Исследовательская деятельность (работа в группах) | Создание антигитлеровской коалиции. События весны – лета 1941 года. Битва за Сталинград и её историческое значение. Партизанское движение. Битва на Курской дуге и её значение. Коренной перелом в Вов. Тегеранская, Крымская конференции. | антигитлеровская коалиция эвакуация, местоблюститель пакт, агрессия, денонсация, эшелонированный, превентивный, Вермахт, блицкриг, ГКО, «Тайфун» Уран», «Цитадель», плацдарм | Тест Сообщения | |
22 | Советский тыл в Великой Отечественной войне. | Комбинированный | Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом. | Знать и владеть понятиямиМестоблюститель, депортация, коллаборационисты. | Тест | |
23 | СССР на завершающем этапе Второй мировой войны. | Комбинированный | Освобождение Восточной Европы. Битва за Берлин. Вступление СССР в войну против Японии. Вклад СССР в победу во Второй мировой войне. Разгром Японии. | Знать и владеть понятиямидемилитаризация, «Багратион» | Тест Сообщения | |
24 | Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом. | Лекция | Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом. Чувашия в годы войны. | Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом. Чувашия в годы войны. | Сообщения | |
Тема 5. СССР в 1945-1953 гг. (2 часа) | ||||||
25 | Послевоенное восстановление экономики СССР. | Комбинированный | Восстановление разрушенного хозяйства, переход от военного к мирному времени. | репарации, репатриация, национальное богатство, ВПК, железный занавес, ГУЛАГ | ||
26 | Политическое развитие. Идеология и культура. | Новая волна репрессий | космополитизм, номенклатура, клерикальный, кибернетика, | |||
Тема 6. СССР в 1953-середине 60-х гг. ХХ века (3 часа). | ||||||
27 | Изменения политической системы. «Оттепель» в духовной жизни. | Лекция | Борьба за власть после смерти Сталина. Маленков, Берия, Хрущёв. Начало реабилитации. Культ личности Сталина | десталинизация, реабилитация, волюнтаризм, субъективизм, политехническая школа | Сообщения Вопросы к параграфу | |
28 | Экономика СССР в 1953 – 1964 гг. |
|
Знать основные направления экономической политики Н.С. Хрущева в начале и в конце его правления. | |||
29 | Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия. | Комбинированный |
|
| понятийный диктант | |
Тема 7. СССР в середине 60-х-середине 80-х гг ХХ века. (3 часа) | ||||||
30 | Консервация политического режима. | УПЗиФУ | Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры. Укрепление роли армии и органов безопасности. | коррупция, «теневая экономика», диссидент, экстенсивная экономика | творческие задания | |
31 | Экономика «развитого социализма» | Комбинированный | Общественная жизнь в середине 60-х – середине 80-х гг. Аграрная реформа 1965 г. и ее результаты. Ориентация на развитие топливно-энегретического комплекса. Реформы в промышленности: замыслы и результаты. Научно – технический прогресс. Социальная политика. Конституция СССР 1977г. Противоречия в развитии художественной культуры. Ростки «антисистемы». | диссидент Коррупция, «теневая экономика», хозрасчет, самоокупаемость, «магнитофонная революция» Знать и владеть понятиями: период стагнации. | составление плана –конспекта | |
32 | Политика разрядки: надежды и результаты. | Комбинированный | Военное противостояние СССР и США во Вьетнаме. Конфликты на Ближнем Востоке. Чехословацкий кризис. Доктрина Л.И.Брежнева.политика разрядки. Вовлечение СССР в локальные конфликты в странах Африки. Ввод советских войск в Афганистан в 1979г. и его международные последствия. | пражская весна, интеграция, «доктрина Брежнева», суверенитет Сравнивать, находить общее, различия, обобщать и делать выводы | Вопросы к параграфу Тест | |
Тема 8. Перестройка в СССР (1985-1991 гг.) (3 часа) | ||||||
33 | Реформа политической системы: цели, этапы, итоги. | Комбинированный | Реформа политической системы: цели, этапы, итоги. Начало перестройки и её цели. Проведение КПСС курса на демократизацию и гласность, создание правового государства. Перемены в духовной жизни. Идеи нового полит.мышления. | Перестройка, кооперация, ускорение, инфляция, приватизация | Тест | |
34 | Экономические реформы 1985 – 1991 гг. | Лекция | М.С.Горбачёв.политика ускорения. | консенсус, плюрализм, разделение властей «гласность», ускорение | ||
35 | Политика гласности: достижения и издержки. | Изучение нового материала | На пути к гласности. Литература, кино, театр. Реабилитация. Издержки гласности. Смена курса внешней политики Перемены в политике СССР в отношении стран В. Европы | «новое мышление», биполярная система международных отношений | Сообщения | |
Тема 9. Россия в конце ХХ – начале ХХI веков. (6 часов) | ||||||
36 | Российская экономика на пути к рынку. | Комбинированный | 1992г. правительство Е.Гайдара.шоковая терапия, либерализация цен, приватизация. Поляризация политических сил в России. | приватизация, ваучер, либерализация экономики, рыночная экономика, валютный коридор, конвертируемая валюта | творческие заданияФронтальный опрос | |
37 | Политическая система в 1992-1999 | Лекция | Обострение межнациональных противоречий, их истоки и причины. Август 1991г. распад Советского союза. Подписание федеративного договора. Истоки Чеченского конфликта. Кризис 1998г., его экономические и социальные последствия | Федеральное собрание, спикер, референдум, фракция, электорат, судебная инстанция, сепаратизм, терроризм | Сообщения Фронтальный опрос | |
38 | Духовная жизнь России. | Исследовательская деятельность (работа в группах) | Исторические условия развития культуры. Литература. Кинематограф. Музыка. Театр. Изобразительное искусство. СМИ. Традиционные религии в современной России. | Сравнивать, находить общее, различия, обобщать и делать выводы Концептуализм, ностальгия, постмодернизм, публицистика, «элитная и массовая культура» | Сообщения | |
39 | Строительство обновленной Федерации | лекция | Геополитическое положение и внешняя политика России. Народы и регионы России накануне и после распада СССР. Федеративный договор. Конституция 1993 г. о принципах федеративного устройства России. Результаты федеративного строительства в 90-е годы Концепция внешней политики. Чеченский кризис. | Понимать новые принципы взаимоотношений между бывшими членами СССР | Тест | |
40 | Россия в начале нового тысячелетия. | Лекция | . | геостратегическое положение | Тест | |
41 | Международные отношения. | Лекция | Поиск новых ориентиров на международной арене. Новые подходы к российской дипломатии. Россия и государства СНГ. Россия на международной арене начала XXI века | объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, | Тест | |
42 | Повторительно – обобщающий урок по теме «Россия и мир в XX- начале XXI» | Из резерва | Итоговое тестирования | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | Тест | |
43 | Резерв | Итоговое тестирования по КИМ ГИА | Тест | |||
44 | Резерв | Итоговое тестирования по КИМ ГИА | Тест |
Всеобщая история. Новейшая история.
№ урока | Тема раздела, урока | Дата проведения | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля. Вид самостоятельной работы |
Раздел I. Новейшая история. Первая половина XX в. (11 час) | ||||||
1-2 | Мир в начале XX века. | Изучение нового материала | Основные направления демократизации социально – политической жизни в начале XX в. Политические партии и главные идеологические направления партийной борьбы: консерватизм, либерализм, социализм, марксизм. Социалистическое движение в начале XX века. Либералы у власти. Рабочее движение в новую индустриальную эпоху. | новейшая история, НТП, модернизация, эшелоны развития капитализма, империализм, Антанта, Тройственный союз Сравнивать, находить общее, различия, обобщать и делать выводы. | Фронтальный опрос | |
3 | «Новый империализм». | Главные причины и суть «нового империализма». Гонка вооружений. Рост националистических настроений в европейском обществе | Антанта, Тройственный союз | понятийный диктант | ||
4 И | Первая мировая война. | Лекция | Цели и планы участников войны. Характер войны. Основные фронты | блицкриг, аннексия, позиционная война, контрибуция определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории; | Составление таблиц | |
5 | Версальско-Вашингктонская система. | Лекция | Положения Версальского, Сен – Жерменского, Нейского, Трианонского, Вашингтонского договоров. Характеристика Версальско – Вашингтонской системы. Распад империй | «тайная дипломатия», «14 пунктов» Вильсона, репарации, Лига Наций | составление плана –конспекта | |
6 | Мировой экономический кризис 1929-1933 г.г. | Лекция. | Особенности экономического кризиса | Мировой экономический кризис использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; | составление плана –конспекта | |
7 | Пути выхода из кризиса США и демократических стран Европы. | . | Исследовательская деятельность (работа в группах) | Особенности экономического кризиса. Пути выхода, две альтернативы: «Новый курс» США – либерально – демократическая модель. Тоталитарная модель. Размеры кризиса. Модели борьбы. Значение либерально – демократической модели | «новый курс», «шведская модель», народный фронт, интернациональные бригады | Сообщения |
8 | Тоталитарные режимы Европы в 1930-е годы. | Комбинированный | Тоталитарные режимы. Италия. Германия, Испания | фашизм, антисемитизм, рейхсканцлер, авторитаризм, тоталитаризм, франкизм | Фронтальный опрос понятийный блок | |
9 | Восток и Латинская Америка в первой половине 20-го века. | Комбинированный | Восток и Латинская Америка в первой половине XX-го века | латифундизм, европеизация. Импортозамещающая экономика | Вопросы к параграфу | |
10 | Международные отношения в 30-е годы. | Комбинированный | Внешняя политика СССР в 30-е гг. Вступление СССР в Лигу Наций. Гражданская война в Испании. Англо – франко – советские переговоры 1939 года. Мюнхенский сговор. | очаги агрессии, система коллективной безопасности, политика «умиротворения агрессора», Мюнхенское соглашение | составление плана –конспекта | |
11 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Мир между двумя мировыми войнами» | Урок повторения и обобщения материала | Тест | |||
Раздел II.Новейшая история. Вторая половинаXX - начала XXIв. (13 часов) | ||||||
12 | Вторая мировая война. | Интегрированный урок | «молниеносная война», закон о ленд-лизе, Тройственный пакт, антигитлеровская коалиция | Работа с картой, документами. | ||
13 И | Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны» | Комбинированный | Образование социалистического лагеря, создание СЭВ. Начало гонки вооружений, «холодная война», создание ядерного оружия. У истоков «холодной войны». Распространение Сталинской модели. Апогей «холодной войны». | Уметь ориентироваться в смене курсов внешней политики «холодная война | Фронтальный опрос Сообщения | |
14 | Завершение эпохи индустриального общества. 1945-1970гг. | Исследовательская деятельность -групповая | Завершение эпохи индустриального общества. 1945-1970гг кризисы 1970-1980-х гг. Становление информационного общества | Тест | ||
15 | Послевоенное политическое развитие. | Комбинированный | Предпосылки биполярности. Противостояние общественно – политических систем Послевоенный курс. Принципы политики в 1945 – 1990-е годы. Социальные политические программы. | биполярная система, деколонизация, Берлинская конференция, репатриации, ООН, МВФ, МБРР, СЭВ, НАТО, Сравнивать, находить общее, различия, обобщать и делать выводы | Тест | |
16 | Гражданское общество. Социальные движения | Лекция | Развития гражданского общества и социальные проблемы, характерные для периода индустриального развития | Выделять главные черты развития гражданского общества и социальные проблемы, характерные для периода индустриального развития | Тест | |
17 | Соединенные Штаты Америки | Комбинированный | Превращение США в центр мировой политики. Неолиберальная политика Дж. Кеннеди и Л. Джонсона. Р. Рейган, основные направления его внутренней и внешней политики. США в 90-х годах ХХ века. | Солдатский билль о правах, законы Вагнера и Тафта-Хартли, шпиономания импичмент, СОИ, Усвоение особенностей исторического пути США, ее роль в мировой масштабе. Представить результаты изучения в виде мини-проекта. | Фронтальный опрос | |
18 | Великобритания. Франция. | Комбинированный | Великобритания: Лейбористы, консерваторы у власти. Решение экономических, политических, социальных, этнических проблем развития. Франция: социально-экономическая и политическая история ХХ века. От многопартийности к режиму личной власти (голлизм). Попытка «левого» эксперимента. Социальный контракт, тэтчеризм ,лейборсты, консерваторы, «политический маятник», демократический социализм, Пятая республика, Ш. де Голль, голлизм, | «английская болезнь», Британское содружество, ирландская проблема, «железная леди» Усвоить особенности исторического развития Великобритании. Понимать проблемы «консервативной революции», «третьего пути» Т. Блэра Уметь характеризовать особенности развития Франции на разных исторических этапах республик во Франции. | Фронтальный опрос | |
19 | Италия. Германия. | Урок повторения и обобщения материала | Италия: Итальянское «экономическое чудо», идея «третьей фазы», Юг-региональные проблемы Италии, кризис партийно – политической системы Италии | ФРГ, бундестаг и бундесрат, федеральный канцлер, СДПГ | составление плана –конспекта | |
20 | Преобразования и революции в странах Восточной Европы 1945-2007 гг. | Защита мини-проекта | Основные направления социалистических преобразований в странах Восточной Европы. Кризисы тоталитарного социализма. Революции 1989 – 1990 гг. «Шоковая терапия» и ее последствия. Изменения в экономической сфере и социальное расслоение населения. Этнические проблемы. Три периода истории Германии. Раскол Германии и образование ФРГ и ГДР. Политика социально – рыночного хозяйства и политическая жизнь ФРГ в 1949-1990 гг. Строительство «основ социализма» в ГДР. Кризис режима и «бархатная революция» | « обновление социализма», «железный занавес», «шоковая терапия», СНГ Знать понятие «восточная Европа». Уметь анализировать виды социализма, установление причинно-следственных связей перемен в историческом развитии Германии ХХ века (вторая половина) | составление плана –конспекта | |
21 | Латинская Америка во второй половине XX- начале XXI в. | Комбинированный | Культурно – цивилизационные особенности латиноамериканского региона. Сущность национал – реформистского курса. Левонационалистические режимы. Поворот к неоконсерватизму. Переход к демократизации в 80-х годах. | национал-реформизм, военная хунта, политика «к югу от Рио-Гранде» Характеризовать политические режимы, существовавшие в латиноамериканских государствах во второй половине ХХ – ХХI вв. Раскрывать значение понятий и терминов: Латифундия, импортзамещающая индустриализация, национализация, денационализация, каудилизм, хунта национал – реформизм, | Сообщения | |
22 | Страны Азии и Африки в современном мире. | Комбинированный) | Осуществление реформ в Японии. Причины экономического подъема, получившего название японского «экономического чуда». Образование Китайской народной республики. Политика «большого скачка» и «культурная» революция 1966-1976 гг. и их последствия. Китай в эпоху реформ и модернизации. Индия – становление независимого государства. Трудности на пути преобразований и реформ. «Большой скачок», «Культурная революция», Мао Цзэдун. | ближневосточный конфликт, индо-пакистанский конфликт, ЮЗА, «белая революция», исламский фундаментализм, ИНК, ЮВА, ЮА, КНР, «прагматики», хунвейбины, | Сообщения | |
24 | Культура второй половины ХХ века. |
| Конкурс презентаций. | Наука и общественная мысль. Реализм и модернизм в литературе. Искусство и кино. Изобразительное искусство. Поп – арт, массовая культура, информационная революция, неореализм, постмодернизм. Особенности духовной жизни современного общества, религия и церковь в современном обществе. | В информационном плане ознакомиться с постмодернизмом, культурой хай-тека, элитарной и массовой культурой, контркультурой, с нарастанием технократизма и иррационализма в массовом сознании. | |
23 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Мир в XX веке» | Урок повторения и обобщения материала | Тест |