Уроки истории: Афганистан
методическая разработка по истории (10 класс) на тему

Лаврентьева Юлия Борисовна

Вечер памяти, посвященный выводу советских войск из Афганистана

Цели: 1. Познакомить учащихся с историей афганской войны, рассказать эпизоды из военной жизни, проследить историю войны;

2. Воспитывать у старшеклассников чувство патриотического долга, чувство сострадания к погибшим.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx26.74 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

"Уроки истории: Афганистан"

Вечер памяти, посвященный выводу советских войск из Афганистана

Цели: 1. Познакомить учащихся с историей афганской войны, рассказать эпизоды из военной жизни, проследить историю войны;

2. Воспитывать у старшеклассников чувство патриотического долга, чувство сострадания к погибшим.

Ход вечера

Учитель: Война - явление жестокое. Но пока существует на земле злоба, ненависть, будут существовать и войны, которые приносят раны людям, уносят из жизни дорогих и близких людей.

15 февраля 19889 последний советский солдат покинул землю Афганистана. С 22 декабря 1979 года по 15 февраля 1989 года в Афганистане мы потеряли по официальным данным 13310 человек, более 30000 ранеными и искалеченными, около 300 - пленными и пропавшими без вести, не говоря уже о потерях боевой техники и материальных затратах. За 9 лет Афганистан прошло не менее полутора миллионов человек, несмотря на то, что юридически наша страна не находилась в состоянии войны.

Одно из первых сообщений на афганскую тему гласило: "В последнее время западные, особенно американские СМИ распространяют заведомо инспирированные слухи о некоем "вмешательстве" СССР во внутренние дела Афганистана. Дело доходит до того, что на афганскую территорию будто бы введены советские"боевые части". Все это, разумеется, чистейшей воды вымысел".(Газета "Правда", 1979 год, 23 декабря).

1-й ученик: После ввода войск 27. 12. 1979 года в прессе стали появляться публикации о ДРА (Демократической Республике Афганистан), расправляющейся с несметными полчищами душманов. Позже по являются сообщения о Героях Советского союза, удостоенных этого звания за мужество и героизм, проявленные при выполнении интернационального долга в демократической Республике Афганистан». Пресса объявила «афганцев» единственной здоровой силой нашего общества. Этим вольно или невольно воевавшие в Афганистане люди отделялись и даже противопоставлялись всему остальному обществу, чем затруднялся процесс их адаптации в мирной жизни. А параллелью шли публикации об «афганском синдроме», «потерянном поколении», о порожденной войной патологии сознания. склонному к проявлению неоправданной жестокости, к преступлению. но они шли туда не сами, их посылала Родина, правительство. Солдат выполнял свой долг, долг воина, воина-интернационалиста.

В Афганистан советские войска официально вошли в декабре 1979 года. К 1973 году американцы уже разместили там свою систему ПВО, а мы туда не успели. Иран, Пакистан к этому времени стали для Союза чужими. Афганистан стал просто опасен для нас. В Пакистане столкнулись интересы Италии, Франции, Китая - кого угодно... Разведки всех стран были там. Мы могли обойтись силами минимальными, и надо было окружить и убрать экстремистов. Связи у нас в Афганистане были хорошие. Большинство детей крупных афганских землевладельцев высшее образование получали в Союзе. Причем военное, так как афганец прежде всего воин. Но наше правительство не сделало этого.

В декабре 1979 года спецчасти КГБ захватили дворец Амина, президента Афганистана, достаточно лояльно настроенного к СССР, но подозреваемого в симпатиях к США. Амин был убит. Посаженный с помощью Советского Союза президент Б. Кармаль одобрил ввод советских войск соответствующим приглашением.

2-й ученик: Такое непродуманное решение было принято лишь несколькими членами руководства во главе с Брежневым. Сомнение в таком решении проблем суверенной страны уже тогда выразили некоторые работники Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, Института экономики мировой социалистической системы Академии наук СССР. Решительно против выступил академик Сахаров.

Он подчеркивал, что афганские события «кардинально изменили политическое положение в мире. Они поставили под удар разрядку, создали прямую угрозу миру не только в этом районе, но и везде...»

После этого А. Д. Сахаров был выслан из Москвы в Горький.

3-й ученик: К началу военной кампании Министерство Обороны силами политуправления Туркестанского военного округа выпустило памятку о правах и обычаях афганского народа. Несколько листочков машинописного текста. В любой детской энциклопедии прочесть можно было больше. Войска вводились вслепую, без подготовки. Карты Генштаба зачастую не соответствовали местности. Положиться можно было только на профессионализм и сообразительность офицеров. Очень много солдат погибло только из-за незнания местных обычаев. ведущий.

4-й ученик: Как известно, войны не заканчиваются тем долгожданным моментом, когда смолкает оружие. Они продолжаются в душах тех, кто в них участвовал. И эта война не исключение. Она долго еще будет напоминать о себе - пока живы матери, потерявшие кормильцев, пока болят раны воинов.

5-й ученик: Возвращаясь с войны, «афганцы», «чеченцы» входят в мирную жизнь. Их дальнейшая судьба зависит от всех нас. Драматично складывается судьба у многих воинов. Государство не защищает их, отдает на откуп общественным и национальным стихиям.

6-й ученик: Несмотря на переоценку аспекта афганской воины, подвиг российских солдат остается чистым и достойным. Они нравственно безупречны. Они не струсили, не спрятались, вели себя так, как подобает воинам. Подвиг воина - это подвиг веры, долга, присяги. Человеческая душа бессмертна.

7-й ученик: Российские солдаты, вернувшиеся с войны, принесли с собой как бы обновленную любовь к Родине. Они в какой-то мере вернули нам высокое понятие патриотизма, мужества. Воинского И человеческого долга. Пройдут годы. Многое со временем, конечно, забудется. Канут в небытие нынешние дискуссии об «афганцах». Затянутся раны, напоминая о себе к непогоде. Потускнеют боевые ордена, у солдат вырастут дети. Но эти войны останутся в памяти народа. Останутся стихи и песни, рожденные на войн рассказывающие о силе духа и мужестве русского солдата.

8-й ученик: Жизнь, как спираль, уходящая вверх. Крепче ступай по земле, солдат, путь твой неблизкий. Крепче ступай, потому что врагам твоим хочется, чтобы испытания чаще сбивали тебя с ног. Их еще немало будет на твоем пути, тех испытаний, и надо учиться преодолевать их. Шаг за шагом бегут назад километры. Сколько пройдено этих километров, солдат не считает. Сколько надо - столько и пройдет.

9-й ученик:

Как рассказать о том, что было,

Как объяснить, чтобы поняли все,

Что мы войну ненавидим сильнее,

Что всё это было для вас не во сне.

Как объяснить главами и песней,

Что это для нас не тоска, а беда,

Что вместе с осколками давит сердце

Эта не нужная, но наша война.

Как рассказать о той минуте,

Как рассказать, чтобы поняли все,

Что нет ничего страшное на свете,

 Когда друга везут на холодной броне.

Как докричаться до глаз посторонних,

Как угадать в них сочувствия ложь,

добрый прохожий, пустыми словами

Ты души пришедших с войны не тревожь.

10-й ученик: В Афганистане были экстремальные условия службы: во-первых, континентальный климат, днем жара до 60 °С; во-вторых, недостаток питьевой воды; в-третьих, плохие санитарно-гигиенические условия; в-четвертых, трудности походного быта; в-пятых, самая главная причина - постоянная опасность для жизни.

11-й ученик: Появилось целое поколение профессионалов, твердо знающих значение слова «военный», знающих цену миру, цену жизни и более чем кто-либо ненавидящих войну!

12-й ученик: «Никто не создан для войны?!» Вот слова Эрнеста Хемингуэя, сказанные обо всех рядовых солдатах любой войны: Те, кто сражается на войне — самые замечательные люди, и чем ближе к передовой, тем больше хороших людей ты встречаешь. Зато те, кто затевает, разжигает и ведет войну - свиньи, думающие только об экономической конкуренции ч о том, что на этом можно нажиться.

Звучит песня: Голубые береты - Разговор с портретом

Автор слов - Слатов Юрий, композитор - Слатов Юрий

Дочка с папой говорит, у портрета стоя,

У меня котёнок спит, плачет кукла Зоя.

Во дворе мальчишка Сашка, у него собака,

А ещё машина есть, а ещё есть папа.

А когда же ты приедешь, мама обещала.

Я и кукла моя, Зойка, побежим к вокзалу.

Платье лучшее одену, как на день рожденья,

Мама торт нам приготовит, вот будет веселье.

Мы с тобой пройдём по парку

Пусть увидят все,

Что у Кати папа дома, а не на войне.

И девчонка горько плачет,

Рядом плачет мама,

Никогда они втроём не придут с вокзала.

Лишь усталые глаза на большом портрете,

 Да кровавая звезда на пурпурной ленте.

Во дворе мальчишка Сашка, у него собака,

А ещё машина есть, а ещё есть папа.

Учитель: Объявляется минута молчания в память обо всех российских парнях, погибших на афганской и чеченской войнах и горячих точках.

Афганская война по времени растянулась для нас на две Великие Отечественные. И хотя именовался контингент советских войск в Афганистане "ограниченным", но сколько же молодых ребят за 9 лет прошло через "афганскую" мясорубку.

13-й ученик:  Да, наши войска шли из Афганистана. Никто не должен считать это нашим поражением, потому что свои интернациональный и воинский долг выполнили до конца. Нас не разбили, мы уходили сами...

Ведь нельзя же без конца делать то, что должна делать сама афганская народная армия «Царандай»!

14-й ученик: Высока, высока над землёй синева,

Это мирное небо над Родиной,

Но простые и строгие слышим слова:

"Боевым награждается орденом..."

Это значит, что где-то в ночной тишине

Снова пули надрывно свистят.

И что в этой борьбе, как на всякой войне,

 Жизнь и смерть вечно рядом стоят.

Это значит, что в этом суровом бою

Твой ровесник, земляк, твой сосед

Защищает любовь и надежду твою,

Твоих окон приветливый свет.

15-й ученик: Охраняя все то, чем мы так дорожим,

Он ведёт этот праведный бой,

Наше счастье и труд, нашу мирную жизнь

От беды заслоняя собой.

Высока, высока над землёй синева,

Это мирное небо над Родиной,

Но простые и строгие слышим слова:

"Боевым награждается орденом..."

Источники:

  1. Смирнов О.  - Никто не создан для войны, Москва, 1990 г.
  2. Предметные недели в школе, История, Выпуск 2 /Сост. Г.И. Ерохина. -Волгоград: Учитель, 2005.
  3. Материалы из газет, журналов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по истории: «Афганистан болит в моей душе»

В память о героическом подвиге наших воинов, и отдавая дань уважения их подвигу, 15 февраля в России считается Днём памяти воинов-интернационалистов....

Урок мужества "Афганистан живёт в моей душе", классный час "Женщины на войне"

В этой разработке рассказывается о воинах -афганцах, живущих   в нашем хуторе, о воине-интернационалисте  Сергее Смолкине,ученике нашей школы, погибшем в Афганистане.  Классный час "Жен...

Урок мужества "Афганистан к нам тянется сквозь годы"

Сценарий урока мужества, посвященного выводу войск из Афганистана "Афганистан к нам тянется сквозь годы"...

Внеурочное мероприятие по истории "Афганистан болит в моей душе..."

Внеурочное мероприятие посвящено одной из самых трагических страниц нашей новейшей истории - вводу советских войск в Афганистан и рассказывает о участниках этих событий...

Урок мужества "Афганистан. Боль. Скорбь. Память."

Классный час посвящен 25-летию вывода советских войск из Афганистана...

Урок мужества "Афганистан. Страницы истории"

Сценарий урока мужества "Афганистан. Страницы истории". История войны в Афганистане....

Урок мужества: « Афганистан - боль в моей судьбе»

Цель: - расширить знания учащихся о войне в Афганистане....