Рабочая программа по дисциплине "История"
рабочая программа по истории (10 класс) на тему
Рабочая программа по дисциплине "История",117 ч.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа "История",117 ч. | 85.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОЛЛЕДЖ ПОЛИЦИИ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины История
код, специальность 40.02.02 «Правоохранительная деятельность»
Москва
2016
ОДОБРЕНА Предметной (цикловой) комиссией истории и обществознания | Разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по дисциплине ИСТОРИЯ, примерной программы учебной дисциплины ИСТОРИЯ автора Артемова В.В., рекомендованной ФГАУ «ФИРО» Минобрнауки России (протокол №3 от 21 июля 2015 г.), образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 «Правоохранительная деятельность». |
Протокол № 1 от «1» сентября 2016 года Председатель предметной (цикловой) комиссии _______________/ Е.В. Дешина/ подпись Ф.И.О. | Заместитель директора по управлению качеством образования ___________________/ Л.Г.Журавлева/ подпись Ф.И.О. |
Составители (автор): Аникина А.Ю., преподаватель истории первой квалификационной категории ГБПОУ Колледж полиции Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГОУ СПО | |
Рецензент: _________________________________________________________________________ Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ОУ | |
Рецензент: _________________________________________________________________________ Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ОУ |
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Область применения программы
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
1.4 Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины
1.5 Количество часов, отведенное на освоение программы общеобразовательной дисциплины
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем общеобразовательной учебной дисциплины и виды учебной работы
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «История»
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.3 Информационно-коммуникационное обеспечение обучения
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Область применения программы
Реализация программы среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП по специальности 40.02.02 «Правоохранительная деятельность», в соответствии с примерной программой учебной дисциплины «История» автора Артемова В.В., рекомендованной ФГАУ «ФИРО» Минобрнауки России, протокол №3 от 21 июля 2015 г. с учетом социально-экономического профиля получаемого профильного образования.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина «История» входит в цикл общеобразовательных дисциплин и относиться к базовым общеобразовательным дисциплинам среднего (полного) общего образования и направлена на формирование общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Понимать и анализировать вопросы ценностно-мотивационной сферы.
ОК 3. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, в том числе ситуациях риска, и нести за них ответственность.
ОК 5. Проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных ситуациях, предупреждать и разрешать конфликты в процессе профессиональной деятельности.
ОК 6. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 7. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Правильно строить отношения с коллегами, с различными категориями граждан, в том числе с представителями различных национальностей и конфессий.
ОК 9. Устанавливать психологический контакт с окружающими.
ОК 10. Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности.
ОК 11. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 12. Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета.
ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону.
ОК 14. Организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни, поддерживать должный уровень физической подготовленности, необходимый для социальной и профессиональной деятельности.
1.3 Цели и задачи общеобразовательной учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины
Целями освоения являются оформление целостного представления об основных закономерностях исторического процесса, событиях и процессах мировой и отечественной истории, формирование умений анализировать современные общественные явления и тенденции с учетом исторической ретроспективы.
Дисциплина «История» тесно связана с такими дисциплинами как «Обществознание», «Основы философии», «Основы социологии и политологии», «История отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран».
Рабочая программа может быть использована для планирования курса и разработки занятий по истории для специальностей социально-экономического и технического профиля, а также при подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ.
Вместе с тем в результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть общеучебными компетенциями по 4 блокам:
- Самоорганизация
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях.
- Самообучение
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, заниматься самообразованием.
- Информационный блок
Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.
- Коммуникативный блок
Способность эффективно работать в коллективе и команде, брать на себя ответственность за результат выполнения заданий.
Учебная дисциплина направлена на достижение следующих целей:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
- основные исторические термины и даты;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- структурировать и систематизировать материал, вычленять его основное содержательное ядро;
- дать краткую характеристику деятелям прошлого, внесшим весомый вклад в мировую и отечественную историю;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов, и явлений;
- определять историческое значение явлений и событий прошлого;
- устанавливать связи между явлениями, понятиями, фактами, делать обобщения, выводы;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков, окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
- осознания себя как представителя, исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
1.4 Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины
Особенность изучения истории заключается в увеличении глубины рассмотрения тем, входящих в базовое содержание, в увеличении доли самостоятельной работы обучающихся, различных форм творческой работы (подготовки и защиты рефератов, презентаций, проектов).
Содержание учебного материала структурировано по проблемно-хронологическому или проблемному принципу с учетом полученных обучающимися знаний и умений в общеобразовательной школе.
Учебный материал по истории России подается в контексте всемирной истории. Отказ от «изоляционизма» в изучении истории России позволяет формировать у обучающегося целостную картину мира, глубже прослеживать исторический путь страны в его своеобразии и сопричастности к развитию человечества в целом. Предлагается интегрированное изложение отечественной и зарубежной истории, преемственность и сочетаемость учебного материала «по горизонтали». Объектом изучения являются основные ступени историко- цивилизационного развития России и мира в целом.
Проводится сравнительное рассмотрение отдельных процессов и явлений отечественной и всеобщей истории, таких, как социально-экономические и политические отношения в странах Европы и на Руси в раннее Средневековье, политическая раздробленность и формирование централизованных государств, отношения светской и церковной властей, история сословно-представительных органов, становление абсолютизма, индустриализация, переход к постиндустриальной цивилизации и др. Сравнительный анализ позволяет сопоставить социальные, экономические и ментальные структуры, политические и правовые системы, культуру и повседневную жизнь России и зарубежных стран. Особое значение придается роли нашей страны в контексте мировой истории ХХ—XXI вв.
Важное значение придается освещению «диалога» цивилизаций, который представлен как одна из наиболее характерных черт всемирно-исторического процесса. Подобный подход позволяет избежать дискретности и в изучении новейшей истории России.
1.5 Количество часов, отведенное на освоение программы общеобразовательной дисциплины
максимальная учебная нагрузка - 175 часов;
обязательная аудиторная нагрузка – 117 часов
из них самостоятельная работа студентов - 58 часов.
1.6 Изменения, внесенные в рабочую программу по сравнению с примерной программой по общеобразовательной дисциплине
Количество часов без изменений в соответствии с примерными объемными параметрами общеобразовательной подготовки по программам с учетом профилей получаемого профессионального образования и структурой рабочей программы (письмо ГБОУ УМЦ ПО ДОгМ от 14.07.2012 г.).
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем общеобразовательной учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов | |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 175 | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 117 | |
в том числе: | ||
лабораторные работы | не предусмотрены | |
практические работы | не предусмотрены | |
контрольные работы | 1 | |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: | 58 | |
в том числе: | ||
Подготовка и защита реферата | 10 | |
Подготовка мультимедийного проекта | 10 | |
Подготовка и защита презентации | 20 | |
составление таблицы | 5 | |
подготовка ответов на вопросы | 13 |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «История»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
Содержание учебного материала | |||
Введение | Историческое знание. Концепции исторического развития. Российская история как часть мировой и европейской истории. | 2 | 1 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: подготовка ответов на вопросы. | 1 | ||
Раздел 1. Древнейшая стадия истории человечества | 2 | ||
Тема 1.1. Происхождение человека. Неолитическая революция | 1. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Выделение человека из животного мира. Проблема антропогенеза. Расселение людей по земному шару. Археологические памятники каменного века на территории России. 2. Среда обитания. Начало социальной жизни. Родовая община. Распределение социальных функций между полами. Мировоззрение первобытного человека. Возникновение религиозных верований. Искусство. Последствия для человека глобальных климатических изменений. 3.Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Социальные последствия перехода от присваивающего хозяйства к производительному. Появление частной собственности. Разложение родового строя. Роль племенной верхушки. Рабы и рабство. Разделение труда. Предпосылки возникновения цивилизации. | 2 | 2 |
Раздел 2. Цивилизации Древнего мира | 6 | ||
| 1. Египет: экономика, общество, государство. Шедевры древнеегипетской культуры. 2. Города-государства Шумера. 3. Вавилон времен Хаммурапи. 4. Хетты: индоевропейцы в Малой Азии. 5. Ассирийская военная держава и ее Урарту. 6. Персидское «царство царств». | 2 | 2 |
Тема 2.2. Древняя Греция | 1. Минойская и Микенская цивилизация. Великая колонизация, ее причины, направления и последствия. 2. Древнегреческие полисы. Роль Афин и Спарты в жизни греческого мира. 3. Греко-персидские войны. Кризис полиса. Македонское завоевание. 4. Александр Македонский и эллинизм. | 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: создание презентации по теме. | 5 | 3 | |
Тема 2.3. Древний Рим | 1. Периодизация истории Древнего Рима. 2. Экономика, общественный строй, государственный аппарат в республиканском и императорском Риме. Борьба патрициев и плебеев. 3. Периоды принципата и домината. 4. Распад и падение Западной Римской империи. | 2 | 2 |
Раздел 3. Цивилизации Запада и Востока в Средние века. | 8 | ||
| 1. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран как религиозно-культурный памятник. Обряды мусульман. Суть ислама как вероучения. 2. Особенности государственного и общественного строя арабов. Арабские завоевания. Исламизация: пути и методы, складывание мира ислама. Географические и политические границы мира ислама к концу ХV в. | 2 | 2 |
Тема 3.2. Византийская империя | 1. Основные черты и этапы развития восточной христианской цивилизации. Роль античных традиций в развитии восточной христианской цивилизации. Византийские государство, церковь, общество. Особенности отношений земельной собственности. Город и деревня: высокий уровень развития. Культура и православие. Пути и этапы распространения православия. 2. Правление Юстиниана. Расширение границ. «Свод гражданского права» 3. Падение Византийской империи в 1543 г. | 2 | 2 |
Тема 3.3. Западноевро- пейская средневековая цивилизация | 1. Социально-экономические особенности периода. Складывание средневековых классов и сословий. Отношения собственности. Феод. Вассальные связи. Начало формирования «феодальной лестницы». 2. Аграрный характер средневековой цивилизации. Феномен средневекового города. 3. Основные формы государственной власти. Сословно-представительные монархии. Церковь и светские власти, церковь и общество. 4. Социальные конфликты в Средние века: ереси, крестьянские восстания, народные движения. | 2 | 2 |
|
| 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: создание презентации по теме. | 5 | 2 | |
Раздел 4. От Древней Руси к Российскому государству | 10 | ||
| 1. Племенные союзы восточных славян. Общественный строй. Князья и их дружины. Свободные и несвободные. Религия и мифологические представления о природе и человеке. Хозяйство и быт, повседневная жизнь. 2. «Путь из варяга в греки». Споры о происхождении и роли варягов. Точки зрения на природу государственности на Руси. 3. Первые русские князья и их деятельность: военные походы и реформы. Дань. | 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: подготовка ответов на вопросы. | 1 | 3 | |
| 1. Возникновение христианства и его основных его постулаты. 2. Причины крещения Руси, основных событиях, связанные с принятием христианства на Руси. 3. Оценка значения принятия христианства на Руси. | 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: подготовка ответов на вопросы. | 1 | 3 | |
|
| 2 | 2 |
| 1. Социальная структура русского общества. Соотношение социальных, экономических, внутри- и внешнеполитических факторов, единство культуры. Характер и особенности объединения Руси. Иван III. Присоединение Новгорода и других земель. Свержение ордынского ига (1480 г.). Завершение образования единого Русского государства. 2. Предпосылки централизации. Политический строй. Судебник 1497 г. Формирование органов центральной и местной власти. Зарождение приказного строя. Боярская дума. Государев двор. Организация войска. 3. Церковно-политическая теория «Москва — третий Рим» и ее роль в противостоянии распространению западных идей. Вклад православной церкви в укрепление единого государства. Княжеская власть. Иосифляне и нестяжатели. | 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: подготовка ответов на вопросы. | 1 | 3 | |
Русская культура XI-XV веков | 1. Особенности древнерусской культуры. Условия развития культуры. Письменность и литература. Архитектура и изобразительное искусство. 2. Русская культура конца XIII-XV вв. Условия развития культуры. Литература. Архитектура и искусство. | 2 | 2 |
| 6 | ||
| 1. Характеристика внутренней политики Ивана IV в середине ХVI века, основные мероприятия и значение реформ 1550-х годов. 2. Значение присоединения Среднего и Нижнего Поволжья, Западной Сибири к России. 3. Последствия Ливонской войны для Русского государства. 4. Причины, сущность и последствия введения опричнины. 5. Оценка правления Ивана Грозного. | 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: подготовка ответов на вопросы. | 1 | 3 | |
| 1. Предпосылки и причины Смуты в России. 2. Борис Годунов и его политика. 3. Вмешательство Польши и Швеции во внутренние дела России. Семибоярщина. Польские войска в Москве. Первое и второе ополчения. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. 4. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. | 2 | 2 |
Тема 5.3. Экономическое и социальное развитие России в XVII веке. Народные движения | 1. Экономическое развитие России в XVII веке. Появление и распространение мануфактур в России. Формирование Всероссийского рынка. 2. Соборное Уложение 1649 г. Окончательное закрепощение крестьян. 3. Причины народных движений в России XVII века. Городские восстания. Восстание С.Т. Разина. 4. Церковный раскол. | 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: составление таблицы. | 1 | 3 | |
Раздел 6 Страны Запада и Востока в XVI-XVIII вв. | 8 | ||
Тема 6.1. Переход к Новому времени. Великие географические открытия | 1. Сущности модернизации. 2. Изменения в социальной структуре европейского общества в Новое время. 3. Открытия в науке, усовершенствования в технике, кораблестроении, военном деле, позволившие странам Западной Европы совершить рывок в своем развитии. 4. Великие географические открытия и создание первых колониальных империй для стран и народов Европы, Азии, Америки, Африки. | 2 | 2 |
Тема 6.2. Возрождение и гуманизм в Западной Европе. Реформация | 1. Характеристика эпохи Возрождения, главные достижения деятелей Возрождения в науке и искусстве. 2. Содержание идей гуманизма и значения их распространения. 3. Реформации, важнейшие черты протестантизма и особенности его различных течений. 4. Основные события и последствия Реформации и религиозных войн. | 2 | 2 |
Тема 6.3. Страны Запада и Востока в XVII-XVIII веке | 1. Становление абсолютизма в европейских странах. 2. Политика пресвященного абсолютизма в странах Европы. 3. Особенности социально-экономического и политического развития стран Востока в XVII-XVIII вв. 4. Особенности развития Османской империи, Индии, Китая и Японии в XVII-XVIII вв. | 2 | 2 |
Тема 6.4. Французская революция конца XVIII века |
5.Термидорианский переворот и приход к власти Наполеона Бонапарта. | 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: создание презентации. | 5 | 3 | |
Раздел 7. Россия в конце ХVII—ХVIII веков: от царства к империи | 9 | ||
Тема 7.1. Россия в эпоху петровских преобразований | 1. Предпосылки реформ Петра I. 2. Особенности модернизации в России. Характеристика реформ Петра I в государственном управлении, в экономике и социальной политике, в военном деле, в сфере культуры и быта; их значение и результаты. 3. Причины, ход, ключевые события, итоги Северной войны. | 2 | 2 |
Тема 7.2. Социально-экономическое развитие России XVIII веке. Народные движения | 1. Основные черты социально-экономического развития России в середине — второй половине XVIII века. 2. Рост помещичьего землевладения. Основные сословия российского общества, их положение. Усиление крепостничества. 3. Причины, ход, результаты восстания под предводительством Е. И. Пугачева. | 2 | 2 |
Тема7.3. Внутренняя и внешняя политика России в середине — второй половине XVIII века | 1. Дворцовые перевороты: причины, события, участники, последствия. 2. Политика «просвещенного абсолютизма» в России и других европейских странах. 3. Характеристика личности и царствования Екатерины II. 4. Характеристика личности и царствования и царствования Павла I. 5. Внешнеполитические задачи, стоящие перед Россией во второй половине XVIII века; характеристика результатов внешней политики данного периода. | 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: подготовка ответов на вопросы. | 1 | 3 | |
Тема 7.4. Русская культура XVIII века |
3. Русские просветители. | 2 | 2 |
Контрольная работа в 1 семестре. | 1 | 3 | |
Раздел 8. Становление индустриальной цивилизации. | 4 | ||
Тема 8.1. Промышленный переворот и его последствия | 1. Научные и технические достижения, способствовавшие развертыванию промышленной революции. 2. Машинное фабричное производство. Появление новых видов транспорта и связи. 3. Сущность экономических и социальных последствий промышленной революции. Индустриальное общество. Монополии и их формы. Финансовый капитал. | 2 | 2 |
Тема 8.2. Политическое развитие стран Европы и Америки в Новое время | 1. Революции XIX века в Европе и Северной Америке, их задачи, участники, ключевые события, итоги. 2. Эффективность реформистского и революционного путей преобразования общества в Европе XIX века. 3. Создание и особенности единых государств в Германии и Италии. 4. Распространение социалистических идей, возникновения рабочего движения. | 2 | 2 |
Раздел 9. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока | 2 | ||
Тема 9.1. Модернизация в странах Востока | 1. Особенности социально-экономического развития стран Азии, Латинской Америки, Африки. 2. Борьба народов Латинской Америки за независимость, особенностей развития стран Латинской Америки в ХIХ веке. 3. Проведение реформ, модернизация в странах Азии. | 2 | 2 |
Раздел 10. Российская империя в XIX веке. | 12 | ||
Тема 10.1. Внутренняя и внешняя политика России в первой четверти XIX века | 1. Политический курс императора Александра I на разных этапах его правления. 2. Характеристика сущности проекта М. М. Сперанского. 3. Портрет Александра I и государственных деятелей времени его правления. 4. Отечественная война 1812 года, заграничный поход русской армии. | 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: подготовка ответов на вопросы. | 1 | 3 | |
Тема 10.2. Движение декабристов | 1. Движение декабристов: предпосылки, система взглядов, тактика действий, программные документы. Первые организации, их участники. Северное и Южное общества. 2. Оценка движения декабристов современниками и историками. | 2 | 2 |
Тема 10.3. Внутренняя и внешняя политика Николая I | 1. Государственные преобразования второй четверти XIX века, по решению крестьянского вопроса. 2. Характеристика Николая I и государственных деятелей его царствования 3. Внешняя политика России во второй четверти XIX века. 4. Создание и действия антироссийской коалиции в период Крымской войны | 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: подготовка ответов на вопросы. | 1 | 3 | |
Тема 10.4. Отмена крепостного права и реформы 60—70-х гг. XIX века. Контрреформы | 1. Содержание Великих реформ 1860—1870-х годов (крестьянской, земской, городской, судебной, военной, преобразований в сфере просвещения, печати). 2. Исторический портрета Александра II и государственных деятелей времени его правления. 3. Характеристика внутренней политики Александра III в 1880—1890-е годы, сущности и последствий политики контрреформ. | 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: написание реферата. | 10 | 3 | |
Тема 10.5. Общественное движение во второй половине XIX века | 1. Консервативные, либеральные, радикальные течения общественной мысли. 2. Народническое движение: идеология, организация и тактика. Деятельность «Земли и воли», «Народной воли». 3. Распространение марксизма и зарождение российской социал-демократии. Начало рабочего движения. | 2 | 2 |
Тема 10.6. Социально-экономическое развитие во второй половине XIX века | 1. Этапы и характерные черты промышленной революции в России. Курс на модернизацию. 2. Сельское хозяйство после отмены крепостного права. Развитие торговли и промышленности. Железнодорожное строительство. 3. Экономические и финансовые реформы (Н.X. Бунге, С.Ю. Витте). Разработка рабочего законодательства. Особенности социально-экономического положения России на рубеже XIX-XX века. | 2 | 2 |
Раздел 11. От Новой истории к Новейшей | 10 | ||
Тема 11.1. Мир в начале XX века. Российская империя на рубеже XIX – XX веков | 1. Ведущие государства мира и их колонии в начале XX века. Модернизация стран Азии, Латинской Америки. 2. Причины неравномерности темпов развития индустриальных стран в начале ХХ века 3. Главные противоречия в политическом, экономическом, социальном развитии России в начале ХХ века. Император Николай II, его политические воззрения. 4. Российская революции 1905—1907 годов: причины, этапы, важнейшие события. 5. Позиции политических партий, созданных и действовавших во время революции, их оценка. 6. Политическая программа и аграрная реформа П. А. Столыпина. | 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: подготовка ответов на вопросы. | 1 | 3 | |
Тема 11.3. Первая мировая война. Боевые действия 1914-1918 годов | 1. Причины, участники, основные этапы и крупнейшие сражения Первой мировой войны. 2. Влияние войны на развитие общества в воюющих странах. 3. Итоги и последствия Первой мировой войны | 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: составление таблицы по теме. | 2 | 3 | |
Тема 11.4. Февральская революция 1917 года в России. Двоевластие | 1. Причины и сущность революционных событий февраля 1917 года. 2. Деятельность Временного правительства, Петроградского Совета. 3. Позиции основных политических партий и их лидеров в период весны—осени 1917 года. | 2 | 2 |
Тема 11.5. Октябрьская революция в России. Становление советской власти | 1. Причины и сущность событий октября 1917 года, оценка этих событий. 2. Приход большевиков к власти. Учредительное собрание. 3. Создание Советского государства, первые преобразования. 4. Характеристика обстоятельств заключения Брестского мира и его последствия. 5. Установление однопартийного режима. | 2 | 2 |
| 1. Причины гражданской войны и интервенции. 2. Красные и белые: политические ориентации, лозунги и реальные действия, социальная опора. 3. Экономическая политика большевиков. Национализация, «красногвардейская атака на капитал». Политика «военного коммунизма», ее причины, цели, содержание, последствия. 4. Последствия и итоги гражданской войны. | 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: составление таблицы по теме. | 2 | 3 | |
| 10 | ||
| 1. Революционные события 1918 —начала 1920-х годов в Европе (причины, участники, ключевые события, итоги революций). 2. Успехи и проблемы экономического развития стран Европы и США в 1920-е годы. 3. Мировой экономический кризис 1929—1933 годов и его последствия. 4. Успех и противоречия «нового курса» президента США Ф. Рузвельта 5. Возникновение и распространение фашизма в Италии и нацизма в Германии. | 2 | 2 |
| 1. Характеристика опыта и итогов реформ и революций как путей модернизации в странах Азии. 2. Роль лидеров в освободительном движении и модернизации стран Азии. Установление республики в Турции, деятельность М. Кемаля. 3. Освободительные движения 1920—1930-х годов в Китае и Индии. Великая национальная революция 1925—1927 годов в Китае. Идеология ненасильственного сопротивления английским колонизаторам М. Ганди. 4. Милитаризация Японии, ее переход к внешнеполитической экспансии. | 2 | 2 |
| 1. Крестьянские восстания, Кронштадтский мятеж. Переход к новой экономической политике (НЭП) в Советской России: сущность и направления. 2. Приоритеты внутригосударственного строительства. Централизация государственного аппарата. 3. Образование СССР. Выбор путей объединения. 4. Конституция СССР 1924 г. | 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: подготовка ответов на вопросы. | 1 | 3 | |
Тема 12.4. Советское государство и общество в 1920—1930-е годы | 1. Советская модель модернизации. Коллективизация сельского хозяйства: формы, методы, экономические и социальные последствия. Индустриализация: цели, методы, экономические и социальные итоги и следствия. Первые пятилетки: задачи и результаты. Стахановское движение. Особенности социальных процессов в СССР в 1930-е годы. 2. Развитие политической системы в СССР в 1930-е годы, предпосылки усиления централизации власти. Конституция СССР 1936 года. 3. Борьба с инакомыслящими, политические процессы и репрессии 1930-х годов, оценка этих событий. Культ вождя И.В. Сталина. | 2 | 2 |
| 1. Основные этапы и тенденции развития международных отношений в 1920—1930-е годы. Крах Версальско-Вашингтонской системы: причины, этапы, инициаторы. 2. Агрессивные действия Германии, Италии, Японии в 1930-е гг. 3. Несостоятельность Лиги Наций как организации, способной противостоять государствам-агрессорам. Провал идеи коллективной безопасности. 4. Причины и сущность политики умиротворения агрессоров со стороны ведущих стран Европы и политики нейтралитета США. | 2 | 2 |
| 8 | ||
| 1. Международные отношения в 1930 – е годы — конец эры пацифизма. Военно-политический блок Берлин — Рим — Токио (1937 г.), Мюнхенский сговор (1938 г.). 2. Англо-франко-советские переговоры в Москве, причины их неудачи (1939 г.) Советско-германский пакт о ненападении и секретный дополнительный протокол (1939 г.). 3. Военно-политические планы сторон. Подготовка к войне. 4. Нападение Германии на Польшу. «Странная война» на Западном фронте. Поражение Франции. 5. Основные этапы и военные операции Второй мировой войны. Характеристика роли отдельных фронтов в общем ходе Второй мировой войны. | 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: создание мультимедийного проекта. | 10 | ||
Нападение Германии на СССР. Бои на Тихом океане | 1. Великая Отечественная война как самостоятельный и определяющий этап Второй мировой войны. Подготовка СССР и Германии к войне. Соотношение боевых сил к июню 1941 года. 2. Основные сражения и их итоги на первом этапе войны (22 июня 1941 года — ноябрь 1942 года). 3. Деятельность советского руководства по организации обороны страны. Историческое значение Московской битвы. 4. Нападение Японии на США. Боевые действия на Тихом океане в 1941—1945 годах. | ||
Тема 13.3. Коренной перелом в ходе второй мировой и Великой Отечественной войны. Антигитлеровская коалиция | 1. Военные действия на советско-германском фронте в 1942 году. Сталинградская битва и начало коренного перелома в ходе войны. 2. Военные действия в Северной Африке. Складывание антигитлеровской коалиции и ее значение. Роль дипломатии в годы войны. 3. Курская битва и завершение коренного перелома. 4. Оккупационный режим. Геноцид. Холокост. Движение Сопротивления. Партизанское движение в СССР. Коллаборационизм. 5. Советский тыл в годы войны. Эвакуация. Вклад в победу деятелей науки и культуры. Изменение положения Русской православной церкви и других конфессий в годы войны. | 2 | 2 |
Тема 13.3. Завершающий период второй мировой войны | 1. Главные задачи и основные наступательные операции Красной Армии на третьем этапе войны (1944). Открытие Второго фронта в Европе. Военные операции 1945 года. Разгром Германии. Советско-японская война. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Окончание Второй мировой войны. 2. Особенности развития экономики в главных воюющих государствах, причины успехов советской экономики. Положение людей на фронтах и в тылу, характеристика жизни людей в годы войны. 3. Крупнейшие военные операции Второй мировой и Великой Отечественной войн: их масштабы итоги и роль в общем ходе войны. 4. Характеристика итогов Второй мировой и Великой Отечественной войн, их исторического значения. | 2 | 2 |
| 6 | ||
Тема 14.1. Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны». | 1. Характеристика важнейших изменений, произошедших в мире после второй мировой войны. 2. Причины и последствия укрепления статуса СССР как великой державы. 3. Причины создания и деятельность ООН. 4. Раскол антифашистской коалиции. Начало «холодной войны». Формирование двух военно-политических блоков. 5. Этапы научно-технического прогресса во второй половине ХХ — начале ХХI века, сущность научно-технической и информационной революций, их социальные последствия. 6. США во второй половине ХХ — начале XXI века. 7. Интеграция Европы. | 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: подготовка ответов на вопросы | 1 | 3 | |
| 1. Освобождение от колониальной зависимости стран Азии (Вьетнама, Индии, Индонезии). Деколонизация Африки. 2. Поиск путей модернизации. «Азиатские тигры». Основы ускоренного экономического роста азиатско-тихоокеанского региона. Развитие Китая и Индии в конце ХХ — начале ХХI века. 3. Исламская революция в Иране. Вторжение войск западной коалиции в Ирак. «Арабская весна», ее причины и последствия. 4. Крупнейшие политические деятели Латинской Америки второй половины ХХ — начала ХХI века. | 2 | 2 |
| 1. Влияние «холодной войны» на историю второй половины ХХ века. 2. Основные периоды и тенденций развития международных отношений в 1945 году — начале XXI века. Суэцкий кризис. Берлинский кризис. Карибский кризис — порог ядерной войны. Война США во Вьетнаме. Ближневосточный конфликт. Образование государства Израиль. Арабо-израильские войны. Палестинская проблема. 3. Достижение примерного военно-стратегического паритета СССР и США. Разрядка международной напряженности в 1970-е годы. Хельсинкское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Введение ограниченного контингента советских войск в Афганистан. 4. Организации «НАТО», «СЭВ», «ОВД». | 2 | 2 |
| 8 | ||
| 1. Развитие СССР в первые послевоенные годы, основные задачи и мероприятиях внутренней и внешней политики. Конверсия, возрождение и развитие промышленности. Положение в сельском хозяйстве. 2. Характеристика процесса возрождения жизни советского общества в послевоенные годы. Голод 1946 года. 3. Идеология и культура в послевоенный период; идеологические кампании и научные дискуссии 1940-х годов. | 2 | 2 |
| 1. Характеристика перемен в общественно-политической жизни СССР, новых подходов к решению хозяйственных и социальных проблем, реформ. 2. XX съезд КПСС и его значение. Начало реабилитации жертв политических репрессий. 3. Достижения советской науки и техники во второй половине 1950 — первой половине 1960-х годов, их международное значения | 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: подготовка ответов на вопросы. | 1 | 3 | |
| 1. Тенденции и результаты экономического и социального развития СССР в 1965 — начале 1980 гг. 2. Противоречия в развитии науки и техники, художественной культуры в рассматриваемый период. 3. Государственная деятельность Л. И. Брежнева. 4. Развитие международных отношений и внешней политики СССР. | 2 | |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: подготовка ответов на вопросы. | 1 | 3 | |
| 1. Причины и предпосылки перестройки в СССР. 2. Изменения в сфере экономики и общественной жизни в годы перестройки. 3. Политический портрет М. С. Горбачева 4. Характер перестройки и ее последствия. Причины кризиса советской системы и распада СССР. | 2 | 2 |
| 6 | ||
| 1. Экономические реформы 1990-х годов: основные этапы и результаты. Трудности и противоречия перехода к рыночной экономике. 2. Приватизации в России: темпы, масштабы, характер и социально-экономические последствия приватизации в России. 3. Политический кризис осени 1993 года. Принятие Конституции России1993 года. 4. Нарастание противоречий между центром и регионами. Военно-политический кризис в Чечне, причины и способы его разрешения в середине 1990-х годов. 5. Отставка Б. Н. Ельцина. Итоги развития РФ в 1990-е годы. | 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: создание презентации по теме. | 5 | 3 | |
| 1. Основные направления реформаторской деятельности руководства РФ в начале ХХI века. 2. Новые государственные символы России. Политические партии современной России. 3. Российская Федерация в системе международных отношений в ХХI веке. Восточное направление внешней политики России. Отношения со странами СНГ. Решение задач борьбы с терроризмом. Политический кризис на Украине и воссоединение Крыма с Россией. 4. Ключевые события политической истории современной России в XXI веке. 5. Место и роль России в современном мире. | 2 | 2 |
ЗАЧЁТ | 2 | 3 | |
Всего: | 117 | ||
На самостоятельную работу | 58 | ||
На подготовку домашнего задания | 17 | ||
Итого: | 117 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации общеобразовательной дисциплины
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «История».
Оборудование учебного кабинета:
- 26 посадочных мест по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплекты учебно-наглядных пособий по разделам дисциплины;
- учебно-методический комплекс «История»: рабочая программа, календарно-тематический план, фонд оценочных средств;
- библиотечный фонд.
Технические средства обучения:
- ПК с лицензионным программным обеспечением, интерактивная доска, мультимедиапроектор.
Средства обучения
Исторические карты и атласы:
- Великое переселение народов
- Варварские королевства и византийская империя в VI в.
- Завоевания арабов в VII-IX вв.
- Древнерусское государство в XI-начале XII вв.
- Раздробленность Руси XII-XIII вв.
- Возвышение Московского государства
- Великие географические открытия
- Россия в XVI в.
- Россия в XVII в.
- Россия при Петре I
- Мир в середине XVIII в.
- Российская империя в середине и второй половине XVIII в.
- Отечественная война 1812 года
- Мир в конце XIX- начале XX века
- Российская империя в начале ХХ века
- Первая мировая война 1914-1918 гг.
- Гражданская война в России
- Образование и развитие СССР в 20-30-е годы ХХ века
- Европа в 30-е годы ХХ века
- Вторая мировая война 1939-1945 гг.
- Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
- Мир после второй мировой войны 1945-1985 гг.
- СССР в 1945-1964 гг.
- СССР в 1965-1991 гг. Распад СССР
- Европа на рубеже XX-XXI века.
Портреты исторических деятелей
Портреты полководцев Великой Отечественной войны
Тесты по разделам программы: «История России с древнейших времен до конца XVII века», «Россия в XVIII веке», «Россия в XIX веке», «Россия в ХХ веке», «Вторая мировая и Великая Отечественная война», «СССР в 1945-1991 годах».
Текстовые раздаточные материалы по разделам программы: «История России с древнейших времен до конца XVII века», «Россия в XVIII веке», «Россия в XIX веке», «Россия в ХХ веке», «Вторая мировая и Великая Отечественная война», «СССР в 1945-1991 годах».
Видеоматериалы проектов из цикла «Великие империи мира», «История государства Российского», «Российская империя», «Намедни: наша эра 1961-1991 гг.» и др.
Иллюстрированная история Российского государства 4-х томах.
3.2. Учебно-методический комплекс общеобразовательной учебной дисциплины, систематизированный по компонентам
- Выписка из Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования специальности 40.02.02. «Правоохранительная деятельность».
- Примерная программа учебной дисциплины «История».
- Рабочая программа учебной дисциплины «История».
- Календарно-тематический план учебной дисциплины «История».
- Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по учебной дисциплине «История».
- Фонд оценочных средств учебной дисциплины «История».
- 3.3 Информационно-коммуникационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов
Основная литература
- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студ.сред. проф. учеб. заведений – М.: Академия, 2014.
- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История Отечества с древнейших времен до наших дней. – М.: Академия, 2014.
- Чернова М.Н. История России. 10 класс. 36 диагностических вариантов. – М.: Национальное образование, 2014.
- Чернова М.Н. История России. 11 класс. 36 диагностических вариантов. – М.: Национальное образование, 2014.
Дополнительная литература
- Алексашкина Л.Н. Новейшая история. ХХ век. Учебник-практикум. 11 кл. – М.: Мнемозина, 2013.
- Алексашкина Л.Н. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. – М.: Экзамен, 2013.
- Алексашкина Л.Н., Данилов А.А., Косулина Л.Г. Россия и мир в ХХ веке. Учебник. 11 кл. – М.: Просвещение, 2012.
- Анисимов Е. В. Анна Иоанновна. — М.: Молодая гвардия, 2002. — 362 с.
- Анисимов Е. В. Елизавета Петровна. — М.: Молодая гвардия, 2005. — 426 с.
- Анисимов Е. В. Юный град. Петербург времен Петра Великого. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. - 366 с.
- Арзаканян М.Ц., Ревякин А.В., Уваров П.Ю. История Франции. —М.: Дрофа, 2005. - 481 с.
- Волковский Н.Л. История информационных войн. — СПб.: Изд. Полигон, 2003.
- Волобуев О.В., Клоков В.А. Россия и мир. 10-11 кл. – М.: Дрофа, 2013.
- Галактионов М. Париж 1914: темпы операций. — М.: АСТ, Terra Fantastica, 2001. — 704 с.
- Генифе П. Политика революционного террора 1789—1794. Пер. с фр. / Под ред. А. В. Чудинова — М.: Едиториал УРСС, 2003.
- Герцог Х. Арабо-израильские войны 1967-1973 гг. — М., 2014.
- Губер П. Мазарини. — М.: КРОН-ПРЕСС, 2000. – 512 с.
- Дарнтон Р. Великое кошачье побоище и другие эпизоды из истории французской культуры. Перевод Т.Доброницкой, С.Кулланды. —— М.: Новое литературное обозрение, 2002. — 384 с.
- Делюмо Ж. Грех и страх: формирование чувства вины в цивилизации Запада (XIII—XVIII вв.). — Екатеринбург, 2013.
- Дроз Ж. История Германии. — М.: АСТ, Астрель, 2005. - 161 с.
- Зайончковский А.М. Первая мировая война. — СПб.: Полигон, 2002. — 937 с.
- Ивашко М.И. История России в таблицах и схемах в 3 ч.: учеб. пособие. — М.: Материк-Альфа, 2014. — 64 с.
- Исторический лексикон. История в лицах и событиях: XVII век. — М.: Академкнига, 2006. — 800 с.
- Исторический лексикон. История в лицах и событиях: XVIII век. — М.: Академкнига, 2006. — 800 с.
- История России: учебное пособие. Под ред. А. Сахарова. В 2-х т. Т.1: с древнейших времен до конца XVIII века. Т.2: с начала XIX века до начала XXI века. - М.: Просвещение, 2012.
- Кенигсбергер Г. Европа раннего Нового времени, 1500—1789. —М.: Весь Мир, 2006. — 320 с.
- Лавренев С., Попов В. Советский Союз в локальных войнах и конфликтах. — М.: АСТ: Астрель, 2003. — 778 с.
- Ленотр Ж. Повседневная жизнь Версаля при королях. — М., 2010.
- Лотоцкий С.С. (ред.) Война в Корее. 1950 – 195. - СПб.: Полигон, 2000. — 928 с.
- Марчук М.М., Ларин Е.А., Мамонтов С.П. История и культура Латинской Америки (от доколумбовых цивилизаций до 1918 года). — М., 2013.
- Мезин С. А. История русской культуры X — XVIII вв. — М., 2013.
- Мелин Я., Юханссон А.В., Хеденборг С. История Швеции. Пер. со швед. Н. М. Плевако. — М.: Весь мир, 2002. - 400 с.
- Метивье Ю. Франция в XVI—XVIII вв. от Франциска I до Людовика XV. — М.: АСТ, Астрель, Presses universitaires de France, 2005. – 191 с.
- Мир Просвещения. Исторический словарь. / Под редакцией Винченцо Феррони и Даниеля Роша. — М.: Памятники исторической мысли, 2003. — 669 с.
- Мыльников А. С. Петр III. Повествование в документах и версиях. 1-е изд. — М.: Молодая гвардия, 2002. — 510 с.
- Национальная идея в Западной Европе в Новое время: очерки истории / Д. Ю. Бовыкин, В. С. Бондарчук, Н. В. Кирсанова и др. — М.: Вече, 2005.
- Новейшая история Отечества XX в. В 2т./ Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. 2-е изд., доп. - М.: Владос, 2012.
- Новейшая история стран Европы и Америки / Под ред. A.M. Родригеса. В 3-х ч. - М.: Владос, 2014.
- Озуф М. Революционный праздник: 1789—1799. Переводчик Е. Лямина— М.: Языки славянской культуры. 2003.
- Орлов В.В. История России. – М., МГУ, 2014.
- Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 г. Энциклопедия. Т. 1—3. — М., 1994—2014.
- Павленко Н. И. Екатерина I. — М.: Молодая гвардия, 2009. – 265 с.
- Павленко Н. И. Екатерина Великая. 3-е изд. — М.: Молодая гвардия, 2003. — 495 с.
- Петелин Б.В. Страны Запада на рубеже веков XX-XXI. Учебное пособие. - Вологда, 2013.
- Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. - СПб.: Столичная Скоропечатня, 1899. - 132 с.
- Пономарева Г.М. и др. История цивилизаций мира. 10-11 кл. - М., 2012.
- Посконина О.И. История Латинской Америки (до ХХ века). — М.: Весь Мир, 2009. - 248 с.
- Прокопьев А.Ю. Германия в эпоху религиозного раскола, 1555—1648. — СПб.: ИЦ Гуманитарная Академия, 2002. – 382 с.
- Россия в мировой истории: Учебник / Под ред. В.С. Порохни. - Смоленск, 2013.
- Самыгин П.С. История: учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013.
- Самыгин П.С., Самыгин С.И., Шевелев В.Н., Шевелева Е.В. История. – М.: Инфра-М, 2013.
- Смирнов А. Арабо-израильские войны. — М.: Вече, 2003. – 384 с.
- Современные международные отношения. Учебник/ Под. Ред. А.В.Торкунова. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1999. — 584 с.
- Стьюк У. Корейская война. — М: ACT, 2002.
- Типпельскирх К. История Второй мировой войны. - М.:АСТ,1999.
- Тольятти П. Лекции о фашизме. Ч. 1—3. — М.: Политиздат, 1974. — 200 с.
- Тюляева Т.И. Настольная книга учителя истории. - М.: Астрель, 2003.
- Уткин А.И. Россия и Запад: история цивилизаций. Учеб. Пособие. - М.: Гардарики, 2000. — 569 с.
- Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10-11 классы. Пособие для общеобразовательных учебных заведений. / Под ред. В.И. Уколовой. — 3-е изд., исправ. и доп. — М.: Дрофа, 1999. — 512 с.
- Хеншелл Н. Миф абсолютизма XVI-XVIII вв. — СПб.: Алетейя, 2003. — 272 с.
- Черников И. Гибель империи казаков: поражение побежденных. — СПб.: Астрель-СПб, 2010. — 412 с.
- Чудинов А.В. Французская революция: история и мифы. — М.: Наука, 2007. — 310 с.
- Цыганков П.А. Теория международных отношений. Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2003. — 590 с.
- Шатохина-Мордвинцева Г.А. История Нидерландов. Учеб. пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2007. – 515 с.
- Шестаков В.А. Россия в 1992-1998 гг. Дополнительные материалы к учебнику «История Отечества XX в.». 10-11 кл. - М.: Дрофа, 1998.
- Шоню П. Цивилизация классической Европы. — Екатеринбург: У-Фактория, 2005. — 608 с.
- Эйдельман Н.Я. Грань веков. - М.: Мысль, 1982. — 384 с.
- Эйдельман Н.Я. Революции «сверху» в России. - М.: Книга, 1989. — 176 с.
- Элиас Н. Придворное общество. — М.: Языки славянской культуры, 2002. — 368 с.
Интернет-ресурсы
- http://mapoftheworld.ru/karta-mira/istoricheskaya/ Карты мира
- http://planetolog.ru/map-history-list.php Исторические карты
- http://gumilevica.kulichki.net/maps/ Исторические карты и схемы к трудам Л.Н. Гумилёва
- http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8830fc9d-7a1a-4e86-9bb9-c057b49434d4/108854 Цифровые векторные карты по истории России
- http://histerl.ru/maps/ Карты по истории России
- http://www.hist.msu.ru/ER/index.html Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
- http://rulers.narod.ru Всемирная история в лицах
- http://www.hrono.ru/ Хронос Всемирная история в Интернете
- http://historic.ru/ Всемирная история
- http://www.foxdesign.ru/legend/index.html Мифология
- http://ellada.spb.ru/ Древняя Греция
- http://ancientrome.ru/ История Древнего Рима
- http://www.byzantion.ru/ Византийская держава
- http://larevolution.ru/ Великая Французская революция
- http://www.coldwar.ru Холодная война: история и персоналии
- http://www.magister.msk.ru/library/history/history1.htm История России (курс русской истории В.О. Ключевский)
- http://old.prosv.ru/ebooks/Kozlenko_IstoriaRoss_10kl_kniga/ Книга для учителя Козленко С.И., Тороп В.В. «История России с древнейших времен до XVI века»
- http://old.prosv.ru/ebooks/Kozlenko_Istoriarossii_10kl/index.html Книга для учителя Козленко С.И., Тороп В.В. «История России XVII-XVIII вв.»
- http://histrf.ru/uchitelyam/Materiali-k-urokam История России (материалы к урокам)
- http://www.rus-sky.com/rc/ Энциклопедический словарь русской цивилизации
- http://www.russianculture.ru Культура России (официальный сервер Министерства культуры РФ)
- http://nearyou.ru/ Музеи Европы и России
- http://www.hermitagemuseum.org Государственный Эрмитаж
- http://www.tretyakovgallery.ru/ Государственная Третьяковская галерея
- http://www.pravoslavie.ru/ Православие.ru
- http://www.islam.ru/ Исламский информационный портал
- http://www.historia.ru/ Мир истории (Российский электронный журнал)
- http://tours.kremlin.ru/#/ru&1_5 Открытие Кремля (виртуальная экскурсия)
- http://www.moscowchronology.ru/ История Москвы: хронология жизни города
- http://dinasti.ucoz.ru/ Династия Романовых
- http://www.museum.ru/museum/1812/ Интернет- проект 1812
- http://www.1812panorama.ru/ Музей-панорама Бородинская битва
- https://sites.google.com/site/russkoaponskaavojnakratko/home Русско-японская война
- http://www.firstwar.info/ Первая мировая война
- http://www.pobediteli.ru/ Победители 1941-1945
- http://pobeda.elar.ru/ Календарь Победы
- http://victory.rusarchives.ru/tematicheskiy-katalog Государственные архивы России о Великой Отечественной войне
- http://www.lenbat.narod.ru/ Битва за Ленинград
- http://www.stalingrad-battle.ru/ Музей-заповедник Сталинградская битва
- http://victory-warii.narod.ru/start.htm Солдаты Победы
- http://www.soldat.ru/ Солдат.ru
- http://iremember.ru/ Я помню (воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны)
- http://www.obd-memorial.ru/ Электронный банк данных советских воинов, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны
- http://memory.cdo-revda.edusite.ru/p69aa1.html Колокола памяти
- http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia/gagarin/ Энциклопедия космонавтика (сведения о Ю.А. Гагарине)
- http://sovietsite.ru/ Советский Союз
- http://20th.su/ Музей СССР 20 век
- http://yeltsin.ru/pro http://yeltsin.ru/programs/grams/ Ельцин-центр (Девяностые)
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляются преподавателем в процессе проведения обязательного тестирования, заслушивания сообщений, докладов, итогового тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируемых профессиональных и общих компетенций | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 | 3 |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: -основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории; -основные исторические термины и даты; -периодизацию всемирной и отечественной истории; -современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; -историческую обусловленность современных общественных процессов; -особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: -проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; -критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания); -анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); -различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; -структурировать и систематизировать материал, вычленять его основное содержательное ядро; -дать краткую характеристику деятелям прошлого, внесшим весомый вклад в мировую и отечественную историю; -устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; -определять историческое значение явлений и событий прошлого; -устанавливать связи между явлениями, понятиями, фактами, делать обобщения, выводы; -участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения; -представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии; | ОК.1- ОК.14 ОК.1- ОК.14 ОК.1- ОК.14 ОК.1- ОК.14 ОК.2, ОК.3, ОК.6, ОК.7 ОК.2, ОК.3, ОК.4, ОК.6, ОК.7 ОК.3, ОК.4, ОК.6, ОК.7 ОК.2, ОК.3, ОК.6, ОК.7 ОК.2-ОК.8, ОК.9 ОК.2-ОК.8, ОК.9, ОК.11 ОК.1-ОК.14 ОК.1-ОК.14 ОК.1-ОК.14 ОК.1-ОК.14 ОК.1-ОК.14 ОК.1-ОК.14 ОК.2-ОК.4, ОК.6, ОК,7, ОК.11 | Формы контроля обучения: – домашние задания проблемного характера; – творческие задания по работе с информацией, документами, литературой; – подготовка и защита индивидуальных и групповых заданий проектного характера. Формы оценки результативности обучения: - накопительная система баллов, на основе которой выставляется текущая отметка; - традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка Методы контроля направлены на проверку умения учащихся: – отбирать и оценивать исторические факты, процессы, явления; – выполнять условия задания на творческом уровне с представлением собственной позиции; – делать осознанный выбор способов действий из ранее известных; – осуществлять коррекцию (исправление) сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий; – работать в группе и представлять, как свою, так и позицию группы; - проектировать собственную гражданскую позицию через проектирование исторических событий. Методы оценки результатов обучения: – мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся; – формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе суммы результатов текущего контроля. |
Итоговая аттестация в форме: 1. контрольная работа в 1 семестре; 2. зачет во 2 семестре. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...