Греки и критяне
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Хамматуллина Лилия Ильдаровна

Конспект урока для 5 класса. Изучение нового материала, рбота по карте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока56.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: ГРЕКИ И КРИТЯНЕ

Цель: сформировать у ребят представление о совсем ином, сравнительно со странами древнего Востока, характере природных условий и их влиянии на жизнь и занятия населения.

Ход урока

• Новые понятия: Греция

 

ПЛАН  ИЗУЧЕНИЯ  НОВОГО   МАТЕРИАЛА

1.  Местоположение Греции и её природные условия.

2.  Критское царство.

1. Изучение первого вопроса плана.

Указание учителю. После проведения обобщающе-повторительного урока о вкладе народов древнего Востока в мировую культуру допустимо отказаться от проверки домашнего задания и полностью посвятить урок изучению нового материала.

Начать свой рассказ с того, что на изучение Греции отводится гораздо больше часов, чем на остальные разделы.

Объяснение учителя.

Греция - маленькая страна, а древние греки были небольшим народом, но они создали высокую культуру и оказали влияние на мировые цивилизационные процессы.

В русском языке много слов греческого происхождения, например слова «театр», «кино», «школа», «тетрадь», названия большинства изучаемых вами предметов, например «история», «география», а также имена, обладателями которых мы с вами являемся, тоже греческого происхождения: Лариса, Марина, Александр, Дмитрий и др.

Работа по карте. Переходя к вопросу о местоположении Древней Греции, учитель обращается к настенной карте «Древниегосударства мира», показывает уже изученные Египет, Междуречье, предлагая назвать эти страны и описать их местоположение. После этого учитель показывает Грецию и определяет её местоположение: она расположена на Балканском полуострове, который в свою очередь расположен на юге Европы. Таким образом, это первая европейская страна, к изучению которой мы приступаем.

Словарная работа.

Греция - страна на юге Европы, расположенная на Балканском полуострове.

О природных условиях Греции порекомендовать учащимся сделать запись в тетрадь и затем объяснить, работая с картой

Работа в тетради.

Особенности природных условий:

1)  отсутствие плодородных речных долин;

2)  горный рельеф страны;

3)  близость моря.

 1) Важнейшая природная особенность Греции состоит в том, что с запада, востока и юга она окружена морем. Полезно напомнить, что на жизнь народов Востока, кроме финикийцев, море не указало заметного влияния. И индийцы, и китайцы, и египтяне были больше связаны со своими реками, нежели с океаном.

В жизни древних греков море играло громадную роль. Во многих местах побережья море глубоко вдаётся в сушу, образуя заливы и удобные бухты. Ещё будучи детьми, греки учились плавать, грести, ставить парус. Греков считали морским народом, умеющим строить корабли. В древности греки плавали вдоль берегов, избегая выходить в открытое море. На это были причины: во-первых, штормы и бури были опасны для деревянных судов; во-вторых, без компаса, который был известен только китайцам, легко было заблудиться; в-третьих, постоянно нужно было пополнять запасы воды и продовольствия.

Вопрос классу: Подумайте, как эта природная особенность повлияет на занятия населения?

2) Другая важная особенность природы Греции состоит в том, что это горная страна. Горы покрывают значительную часть Греции, поэтому земель, пригодных для хлебопашества и пастбищ, здесь немного. Горные хребты пересекают страну вдоль и поперёк. Самая высокая гора - Олимп.

Как и всякая страна, где есть горы, Греция богата полезными ископаемыми. Это медная, железная, серебряная руды, большие запасы хорошей глины, разнообразные породы камня.

Лесов в Греции было мало, каменистые склоны гор были голы или покрыты кустарниками и низкорослыми деревьями с искривлёнными стволами. Такой лес не годился для построек.

Вопрос классу: Подумайте, как эта природная особенность повлияет на занятия населения?

3) Третья особенность природы Греции заключается в том, что здесь нет полноводных рек, как Нил, Евфрат или Инд. Когда в марте в горах тают снега, реки переполняются и клокочут. Но уже в мае реки мелеют. А в июле стоит сильная жара до + 40° (в тени), когда выгорает трава и склоны гор приобретают желтоватый оттенок.

Вопрос классу: Подумайте, как эта природная особенность повлияет на занятия населения?

После объяснения особенностей природных условий учитель вместе с учениками делает вывод о том, как географическое положение и природные условия повлияли на занятия населения.

Вывод: природа Греции иная, нежели природа стран древнего Востока. Греция - страна горная и морская, поэтому издревле здесь получили развитие ремёсла, мореплавание, рыболовство, добыча соли из морской воды, морская торговля. Из-за скудных почв в Греции не хватало хлеба, кормов для скота, вот почему в стране преобладал мелкий рогатый скот и разводили свиней.

2. Изучение второго вопроса плана.

Объяснение учителя.

Более трёх с половиной тысяч лет назад в Европе, в южной части Балканского полуострова, жили греческие племена. На морях, которые омывают Балканский полуостров, много островов, самый большой из которых — Крит. В Греции в то время существовали независимые города Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Так как главным занятием греков было мореплавание, то можно предположить, что они бывали на близлежащих островах и вступали в отношения с местным населением. Благодаря раскопкам археологов мы теперь знаем о том, что государственность на Крите зародилась гораздо раньше, чем в Греции, что цари Крита создали сильнейший военный флот, подчинили себе близлежащие острова и стали властвовать на всём Эгейском море. Но в XV веке до н. э. на острове Фера, близ северных берегов Крита, произошло землетрясение и извержение вулкана. Ураганный ветер, чудовищной величины волна и тучи пепла обрушились на Крит. Почти все постройки на нём были разрушены, население спаслось бегством. Вскоре после катастрофы на обезлюдевший Крит стали переселяться греки, перенимая культуру и традиции критян.

Домашнее задание: § 24; миф о Тесее и Минотавре, рисунок к мифу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Древнейшая Греция. Греки и критяне.

Урок истории в 6 классе...

Тест по теме "Греки и критяне"

Тест по теме "Греки и критяне" для проверки знаний учащихся в 5-м классе...

Урок. Греки и критяне.

Урок в 5 классе по истории древнего мира с использованием КОЗ....

Материал к уроку истории Древнего мира в 5 классе по теме "Греки и критяне"

Папка содержит красочную презентацию к уроку, конспект урока, карты и рабочий лист с двумя заданиями. На первых слайдах презентации ученики могут проверить свои знания по истории изученных государств ...

«ДРЕВНЕЙШАЯ ГРЕЦИЯ. ГРЕКИ И КРИТЯНЕ. МИФОЛОГИЯ»

ПЛАН -  КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ...

Греки и Критяне

Презентация для 5 класса по истории по теме "Греки и Критяне". В Презентации рассказывается о мифах о Тесее и Минотавре, Дедале и Икаре, История острова Крит и Кносского дворца...

Греки и критяне

Презентация, в которой используется проверка домашнего задания  с эелементом самооценки учащимися своих знаний. Новый материал включает в себя работу с историческим документом, картами, самоанали...