Презентация для кружка ОПК "Равноапостольная Ольга у истоков Святой Руси" и доклад.
презентация к уроку по истории на тему
Презентация представляет собой дополнительный материал к докладу.Использовать презентацию можно на уроках литературы, истории, ОРКСЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация "Равноапостольная княгиня Ольга у истоков святой Руси" | 1.7 МБ |
doklad_olga.docx | 28.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Скульптор В.Клыков. Памятник поставлен в год 1100-летия первого упоминания г. Пскова в летописи.
Памятник поставлен в 2003 г. в сквере около гостиницы «Рижская» в честь 1100-летия первого упоминания г. Пскова в летописи. Автор Зураб Церетели
Предварительный просмотр:
«Она предрекла христианству в земле нашей,
как зарница перед солнцем, как утренняя заря
перед светом полуденным. Как луна в ночи, так
светила она между людьми неверными. Она и
по смерти молит Бога за Русь»
Преподобный Нестор Летописец.
Слайд 1-2
Святая равноапостольная великая княгиня Ольга, в крещении Елена (ок. 890 — 11 июля 969), правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича с 945 до 962 года. Она первая из русских правителей приняла христианство ещё до крещения Руси, первая русская святая. Имя Княгини Ольги находится в истоке русской истории, и связано с величайшими событиями основания первой династии, с первым утверждением на Руси христианства. После смерти простой народ назвал ее хитрой, церковь – святой, история - мудрой.
По одной из версий Ольга происходила из славного рода Гостомысла (правителя Великого Новгорода ещё до князя Рюрика, призвавшего некогда варяга Рюрика править Русью). Родилась в Псковской земле, в селе Выбуты, в 12 км от Пскова выше по реке Великой, в языческой семье из династии князей Изборских. Имена родителей Ольги не сохранились. Другие источники утверждают, что она была из варяжского народа, и удочерена Олегом. Но все же чаще всего придерживаются мнения о её славянском происхождении. Вот так описывается молодая Ольга в одной из церковных проповедей: «Будущей великой княгине поначалу дали имя Прекрасна. Она действительно поражала всех и внешней, и душевной красотой. С юности Прекрасна была чужда суеты и суетности. Но, любя уединение среди полей и дубрав, хранила в сердце торжественный строй высоких и непраздных мыслей. Еще не зная истинного Бога, она в силу своей чистоты и невинности тянулась к нему всем существом. На ней сбылись слова священного писания: «Блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят». Ей был уготован поистине божественный путь…» - проповедь Владимира, архиепископа Ташкентского и Среднеазиатского.
Слайд 3
В 903 году, то есть когда ей уже исполнилось 13 лет, она стала супругой великого князя Киевского Игоря.
Имя Ольга - скандинавское. Ведь у варягов Рюриковичей было принято женить своих сыновей на девицах со скандинавскими именами.
Также существует мнение о том, что Олег во время своего похода, остановившись на ночлег, увидел Ольгу и влюбился в неё, но по каким-то неизвестным причинам не женился на ней, а лишь дал ей своё имя. Так и супругу Игоря звали варяжским именем Хельга, в русском произношении - Ольга, Вольга. Женское имя Ольга соответствует мужскому Олег (Хельги), что значит «святой». некоторые историки прошлого даже предполагали, что Ольга являлась родственницей вещему Олегу, и семья его, таким образом, породнилась с княжеской династией Рюриковичей. Но всё это лишь предположения.
А если сложить воедино все факты, то получится, что Олег, не женившись на Ольге, не хотел расставаться с ней и поэтому выдал её замуж за Игоря.
Слайд 4
Игорь был единственным сыном новгородского князя Рюрика. Когда отец умер, княжич был ещё очень молод. Перед смертью Рюрик передал правление в Новгороде своему родственнику и воеводе Олегу и назначил его опекуном Игоря. Олег был удачным воином и мудрым правителем. В народе его прозвали Вещим. Он завоевал город Киев и объединил вокруг себя многие славянские племена. Олег любил Игоря как родного сына и вырастил из него настоящего воина. А когда настала пора искать ему невесту, в Киеве устроили смотрины красивых девиц, чтобы среди них найти девушку, достойную княжеского чертога, но ни одна из них не полюбилась князю, так как в сердце его уже давно был сделан выбор невесты: он велел вызвать ту прекрасную лодочницу, которая перевезла его через реку. Князь Олег с великой честью привез Ольгу в Киев, и Игорь вступил в с нею в брак.
В 903 году стареющий Олег, женив молодого княжича на Ольге, стал усердно приносить жертвы богам, чтобы дали Игорю наследника. За долгих девять лет много кровавых жертв идолам принёс Олег, столько людей и быков заживо спалил, ждал, что дадут славянские боги Игорю сына. Не дождался. Умер в 912 году от укуса змеи, выползшей из черепа его бывшего коня.
Языческие идолы начали разочаровывать княгиню: многолетние жертвоприношения идолам не дали ей желаемого наследника. Она стала задумываться, а если Игорь поступит по человеческому обыкновению и возьмёт себе другую жену, третью. Кем она тогда будет? И тогда княгиня решилась молиться христианскому Богу. И стала Ольга по ночам горячо просить у Него сына-наследника.
И вот на двадцать четвертом году совместной жизни родился у князя Игоря наследник — Святослав! Завалил князь Ольгу подарками. Она же самые дорогие отнесла в церковь Илии — для христианского Бога.. Стала задумываться Ольга над верой христианской да о выгодах от неё для страны. Только Игорь мыслей таких не разделял: его боги в битвах ни разу ему не изменяли.
Слайд 5
Согласно летописи, в 945 году князь Игорь погибает от рук древлян после неоднократного взимания с них дани (он стал первым правителем в истории России, который погиб от народного негодования). Игоря Рюриковича казнили, нагнув два молодых, гибких дуба, привязали за руки и ноги, и отпустили…
Наследнику престола Святославу тогда было только 3 года, поэтому фактическим правителем Киевской Руси в 945 году стала Ольга. Дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представителем законного наследника престола.
Слайд 6
Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала. Княгиня жестоко отомстила древлянам, проявив хитрость и сильную волю. Месть Ольги древлянам описана обстоятельно и подробно в "Повести временных лет".
Слайд 7
После расправы с древлянами Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого она оставалась фактическим правителем, так как её сын большую часть времени отсутствовал в военных походах.
Внешняя политика княгини Ольги осуществлялась не военными методами, а при помощи дипломатии. Она укрепила международные связи с Германией и Византией. Отношения с Грецией открыли Ольге, насколько христианская вера выше языческой.
Слайд 8
В 954 году княгиня Ольга с целью религиозного паломничества и дипломатической миссии отправилась в Царьград (Константинополь), где с почетом была принята императором Константином VII Багрянородным. Целых два года знакомилась она с основами веры христианской, посещая богослужения в Софийском соборе. Её поразило величие христианских храмов и собранных в них святынь.
Слайд 9
Таинство крещения над нею совершил Патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником стал сам император. Имя русской княгине наречено было в честь святой царицы Елены, обретшей Крест Господень.
Слайд 10
Патриарх благословил новокрещенную княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего древа Господня с надписью: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня». Патриарх сказал: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Благословят тебя русские люди во всех грядущих поколениях, от внуков и правнуков до отдаленнейших потомков твоих». Он наставил ее в истинах веры, церковном уставе и молитвенном правиле, изъяснил заповеди о посте, целомудрии и милостыне
Слайд 11
По возвращении в Киев Ольга, принявшая в крещении имя Елена, пробовала приобщить Святослава к христианству. Ольга, воспаленная усердием к новой Вере своей, спешила открыть сыну заблуждение язычества; но юный, гордый Святослав не хотел внимать ее наставлениям. Много раз княгиня Ольга пыталась научить сына христианской вере, говоря: «Я познала Бога, сын мой, и радуюсь, если и ты познаешь – будешь радоваться». Святослав отвечал ей: "Могу ли один принять новый Закон, чтобы дружина моя посмеялась надо мною?"
Он и не думал прислушаться к материнской просьбе . Но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем. Более того, Святослав гневался на мать за её уговоры, опасаясь потерять уважение дружины. Святослав Игоревич так и остался убежденным язычником.
В чем же заключается историческое значение Ольги?
Слайд 12
Именно на её мудрой голове корона впервые украсилась православным крестом. До Ольги было три более или менее смутного варяжского царствования; все три образуют эпоху не столько мирного управления, сколько постепенного завоевания огромной страны от Балтийского до Черного моря. В сущности, весь этот почти 100-й период от правления варягов до Игоря был не столько русской историей, столько варяжской – это была история их походов на Византию. Завоевание Руси было попутным. Оно было не целью, а лишь средством другого великого завоевания, захвата второго Рима.
Слайд 13
По возвращении из Византии Ольга ревностно несла христианское благовестие язычникам, стала воздвигать первые христианские храмы: во имя святого Николая над могилой первого киевского князя-христианина Аскольда и Святой Софии в Киеве над могилой князя Дира, храм Благовещения в Витебске, храм во имя Святой и Живоначальной Троицы в Пскове, место для которого, по свидетельству летописца, было ей указано свыше .
Слайд 14
Последние годы среди торжества язычества, ей, когда-то гордой владычице, крестившейся от Патриарха в столице Православия, приходилось тайно держать при себе священника, чтобы не вызвать новой вспышки антихристианского фанатизма. Но перед смертью, вновь обретя прежнюю твердость и решимость, она запретила совершать над ней языческие тризны и завещала открыто похоронить ее по православному обряду. Пресвитер Григорий, который был с нею в 957 году в Константинополе, в точности выполнил ее завещание.
Святая княгиня Ольга скончалась в 969 году, в возрасте 80 лет и была похоронена в земле по христианскому обряду.
Ее нетленные мощи покоились в Десятинной церкви в Киеве. Её внук князь Владимир I Святославич, Креститель Руси, перенес (в 1007 году) мощи святых, включая Ольгу, в основанную им церковь Успения Пресвятой Богородицы в Киеве (Десятинная церковь). Рассказывали о чудесах, которые происходили возле останков княгини Ольги. На верху саркофага было устроено оконце. Когда кто-нибудь приходил к гробнице княгини с твердой верой, оконце само открывалось, и было видно нетленное тело, светящееся, словно солнце. И многие люди исцелялись возле гробницы от разных болезней. А кто приходил без веры, тому оконце не отворялось и чудес не случалось.
Скорее всего, в княжение Владимира (970—988) княгиня Ольга начала почитаться как святая. Об этом свидетельствует перенесение её мощей в церковь и описание чудес, данное монахом Иаковом в XI веке.
В 1547 году Ольга была причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести удостоились ещё только 5 святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, царица Елена Равноапостольная и просветительница Грузии Нина).
Память равноапостольной Ольги празднуется православными и католическими и другими западными церквами. «В глубокой старости, после многих праведных трудов отошла к возвеличившему ее Господу духовная мать Руси святая равноапостольная Ольга. Господь и по смерти прославил ее останки. Когда ее продолжатель, равноапостольный князь Владимир (святой), по совету митрополита Леонтия Киевского, вскрыл ее могилу, тело ее оставалось нетленным и благоуханными » - Проповедь Владимира, архиепископа Ташкентского и Среднеазиатского…
Заключение.
Княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшим крещение, хотя и дружина, и древнерусский народ при ней были языческими. В язычестве пребывал и сын Ольги, великий князь Киевский Святослав Игоревич. Ольга первой из русских князей официально приняла христианство и была канонизирована Русской православной церковью еще в домонгольский период. Крещение княгини Ольги не привело к установлению христианства на Руси, но она оказала большое влияние на внука Владимира, который продолжил ее дело. Она не вела завоевательных войн, а направила всю свою энергию на внутреннюю политику, поэтому на долгие времена народ сохранил о ней добрую память: княгиня провела административно-налоговую реформу, которая облегчила положение простых людей и упорядочила жизнь в государстве.
Святая княгиня Ольга почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан. Жители Пскова считают Ольгу его основательницей. В Пскове есть Ольгинская набережная, Ольгинский мост, Ольгинская часовня. Дни освобождения города от фашистских захватчиков (23 июля 1944 года) и памяти святой Ольги отмечаются в Пскове как Дни города.
В юбилейный год в Пскове появились два памятника княгине Ольге.
Слайд 15
Скульптор В.Клыков. Памятник поставлен в год 1100-летия первого упоминания г. Пскова в летописи. Это - подарок городу в юбилейный год.
Образ великой киевской княгини Ольги по преданию, родившейся в пос. Выбуты, запечатлен в этом памятнике г. Пскова.
Слайд 16
Второй памятник поставлен в 2003 г. в сквере около гостиницы «Рижская» в честь 1100-летия первого упоминания г. Пскова в летописи. Автор Зураб Церетели подарил памятник городу. Княгиня Ольга изображена как воительница. нашел отражение образ великой псковитянки как первой христианки на Руси.
На лужайке перед Ильинским храмом в 1993 году установлен памятный знак: красивый гранитный камень с табличкой, указывающей, что Выбуты - родина княгини Ольги.
Каждая историческая эпоха рождает выдающихся деятелей своего времени, прогрессивных и реакционных. Достижения их оцениваются в соответствии с его веком и условиями, а не с позиции сегодняшнего дня. Таким образом, первые русские князья действовали во имя интересов Руси, они смогли организовать полюдье, военно-торговые экспедиции с целью сбыта полученного в ходе полюдья добра, они боролись с кочевниками, расширяли территорию государства, захватывая и объединяя различные племена и народы. И, наконец, было принято христианство, что укрепляло власть и территориальное единство Киевской Руси. Принятие христианства имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры. Оно стало в православной традиции одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития.
Так Ольга, вдова Игоря, установила нормы повинностей – дым. Сроки и места сбора дани: уроки и погосты. Ольга первой из членов княжеской фамилии приняла христианство. Как женщина, Ольга была способнее к внутреннему распорядку, хозяйственной деятельности; как женщина, она была способнее к принятию христианства.. Истинная Вера служила опорой или утешением в печальных размышлениях о тленности человека. Ольга была язычница, но имя Бога Вседержителя уже славилось в Киеве. Она могла видеть торжественность обрядов Христианства; могла из любопытства беседовать с Церковными Пастырями и, будучи одарена умом необыкновенным, увериться в святости их учения. Да, Ольга была Великой Княгиней. Еще долго после кончины Ольги те, кто помнил ее правление, называли ее мудрейшей из всех людей, и поистине разум ее был сильнее, чем у всех русичей того времени, ибо сделал святую княгиню богомудрой, хотя в начале своего правления мудрость эта была направлена отнюдь не на божественные и благие дела. С дьявольской хитростью и изобретательностью она изводит древлян, творя месть за смерть мужа. Но потом, переосмыслив все сделанное, она раскаивается и становится на праведный путь: принимает христианство сама и пытается принести эту религию на Русь. По словам жития: «начатки просвещения народа нашего Господь соизволил в посрамление жестокосердных мужей явить через блаженную Ольгу» - проповедь Владимира, архиепископа Ташкентского и Среднеазиатского…
Ольга была первой русской правительницей-христианкой. Став христианкой, Ольга сильно изменилась. Нрав ее стал добрее, забыла языческую жестокость, но стремилась жить по закону христианской любви. Княгиня Ольга умерла в 969 году, но потомки хранили о ней самую добрую память. И недаром древний летописец назвал ее «провозвестницей христианской земли».Главная заслуга Ольги в том, что после смерти Князя Игоря, она не дала распасться еще слабой русской государственности.
Не следует забывать, что именно Ольга явилась проматерью христианства на Руси. Дальнейший процесс Крещения Руси продолжил её внук Князь Владимир.
К 988 г. по примеру бабки своей Ольги и по совету бояр Владимир принял окончательное решение: принять православную веру и окрестить весь народ русский.
Без сомнения, Ольга сделала все для блага и рассвета государства. «Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь – Святою, история – Мудрою».
( Карамзин – «История государства российского» - Том 1. М.: 1967 – с. 126)
Список использованной литературы.
1. А.С. Орлов и др. «Основы курса истории России», Москва, «Простор», 2002
2. «История России в лицах V-XX вв», Москва, «Русское слово», 1997
3. «Хрестоматия по истории России», Москва, «Международные отношения», 1994
4. Пчелов Е.В. «Монархи России», Москва, «ОЛМА-ПРЕСС», 2004
5. А.О. Ишимова «Большая энциклопедия истории России», Москва, «ОЛМА-ПРЕСС», 2003
6. Карамзин «История государства российского» Том 1. М., 1967
7. WWW. Mystic-Chel.Ru. Древняя Русь.
8. Сайт храма Александра Невского http://pskov.pobeda.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Святой Руси святые жены»
Внеклассное интегрированное мероприятие по истории России и литературе...
"Святой Руси святые жены", презентация к внеклассному мероприятию
Презентация к внеклассному мероприятию «Святой Руси святые жены»....
Мероприятие по предмету «Основы православной культуры» для среднего и старшего возраста Тема: «Святой Руси святые жены»
Цели и задачи: Дать представление о русской женской святости через галерею женщин , которые были прославлены Церковью в лике святых в России в разное время...
Храмы Святой Руси
Наша страна имеет глубокую...
Классный час "У истоков Святой Пасхи"
Презентация состоит из двух частей....
Святой Руси святые жены
Проект "Святой Руси святые жены" был преставлен на региональном телевидении, участники проекта приняли участие в муниципальных Рождественских чтениях в 2016-2017 учебном году....
музыкально-историческая композиция "Святые семьи Святой Руси. М.М.Тучкова"
В работе представлена история семьи героя Отечественной войны 1812 года А.А.Тучкова. Точнее сказать судьба его супруги М.М.Тучковой, урождённой Нарышкиной, будущей игумении Спасо-Бородинского мо...