Обобщающий урок по теме «Россия в начале XX века.
план-конспект урока по истории на тему

Онокова Тамара Александровна

Цель:  обобщить  и  закрепить  знания  по  теме  « Россия  в  начале   XX века».

Задачи: обобщить  знания  учащихся об  основных  тенденциях  и  результатах  мирового  исторического  процесса  к   началу  XX  века; развивать  историческое  мышление, творческую и  поисковую  деятельность  учащихся, формировать  навыки    и    умения    работы  с  историческими  документами  и тестовыми  заданиями, актуализировать  ранее  изученное, устанавливать  причинно-следственные  связи, выделять  главное  и  систематизировать  материал;воспитывать  любовь  к  изучению  истории, к  своему  Отечеству.

Оборудование: тесты, хрестоматия, иллюстрации,презентация,приложение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobschenie_rossia_v_nach_20_veka_11_kl.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий  урок  по   теме  «Россия  в  начале  XX   века.

Цель:  обобщить  и  закрепить  знания  по  теме  « Россия  в  начале   XX века».

Задачи: обобщить  знания  учащихся об  основных  тенденциях  и  результатах  мирового  исторического  процесса  к   началу  XX  века;

развивать  историческое  мышление, творческую и  поисковую  деятельность  учащихся, формировать  навыки    и    умения    работы  с  историческими  документами  и тестовыми  заданиями, актуализировать  ранее  изученное, устанавливать  причинно-следственные  связи, выделять  главное  и  систематизировать  материал;

воспитывать  любовь  к  изучению  истории, к  своему  Отечеству.

Оборудование: тесты, хрестоматия, иллюстрации,презентация,приложение.

                                                Ход  урока.

  1. Организационный момент.
  2. Работа   над  темой    урока.

Учитель. Колесо  истории   летит  вперёд  и  вперёд. Но  остановим  время, оглянемся  назад, оценим  те  события, которые  предшествовали  революциям  1917 года, подведем  итоги  бурного  периода  истории  России  1900-1917  годов.

1. Фронтальный   опрос.

1.Каковы  особенности  развития  российской  экономики  начала XX века?

2.Дайте  характеристику  политической  системы  Российской  империи  начала  XX  века? Вокруг  какого  вопроса  развернулась  наиболее  острая  борьба  между  властью  и  обществом?

    Работа  с  историческим  документом.  О  каком  событии  идёт  речь?

« В  шествии  9  января  участвовало  много  женщин, девушек   и  мальчиков; семейные  и  рабочие  отправлялись  со  своими  сыновьями  и  дочерьми. Настроение  было  торжественное, «религиозное»; случавшиеся  личные  споры  и  резкие  пререкания  останавливались  словами: « с надеждою  увидеть  государя», чтобы, по  выражению  одного  из  потерпевших, « как  дети  выплакать  на  груди  отца  своё  горе».

     3.Какие  изменения  произошли  в  политической  системе  государства  в

        период  русской  революции?

     4.Какую  эволюцию  претерпела   русская  внешняя  политика с  1898  по  1914 г.? Как  вы  думаете, могла  ли  Россия  избежать  военных  столкновений  с  Японией  и  Германией?

      5.Каковы  характерные  черты  русского  культурного  ренессанса  начала  XX  века?

3.Контрольно-измерительные  материалы  по  истории.  

Блок 1.

Назовите  термины, соответствующие  данным  ниже  определениям:

1.Роспись (смета) денежных  доходов  и  расходов  государства  на  определённый  период.

Государственный

бюджет

2.Доход, получаемый  владельцем  акции; часть  прибыли  акционерного  общества.

Дивиденд

3.Долгосрочные  вложения  капитала  в  отрасли  экономики.

Инвестиции

4.Расширение  сфер  влияния.

Экспансия

5.Союзное  государство, состоящее  из  объединившихся  государств  или  государственных  образований, сохраняющих  определённую  юридическую  и  политическую  самостоятельность.

Федерация

6.Участок  земли, выделенный  крестьянину  при  выходе  из  общины  с  сохранением  его  двора  в  деревне.

Отруб

  1. баллов

Блок 2.

Вставьте  вместо  пропусков  название  партии  или год  её  образования.

а) Партия  социалистов-революционеров -1902г.; РСДРП-------1903г.;

конституционно-демократическая  партия -------------1905г.; Союз  17  октября—1905г.

б) «Кровавое  воскресенье»  - 9 января  1905г.;  Манифест  «Об  усовершенствовании  государственного  порядка»  -17  октября  1905 г.;

роспуск  II  Государственной  думы  - 3  июня  1907 г.

                                                                                                             6 баллов

Блок 3.

Расположите  в  хронологической  последовательности:

а) Брусиловский  прорыв

б) вооруженное  восстание  в  Москве

в) Цусимское  сражение

г) убийство  П.А.Столыпина

д) вступление  России  в  Первую  мировую  войну

е) созыв  I  Государственной  думы

ж) окончание  Первой  революции  в  России

                                                                                                 5 баллов

Ответ: в,б,е,ж,г,д,а.

Блок  4.

Установите  соответствие:

А)С.Ю.Витте

1) привлечение   иностранных  капиталов  в  российскую  экономику

Б)П.А.Столыпин

2) борьба  с  крестьянским  малоземельем  Центральной  России путём  проведения  активной  переселенческой  политики

3) разрешение  свободного  выхода  из  общины  любому  домохозяину

4) введение  системы  единого  обеспечения  рубля  золотом

5) введение  государственной  винной  монополии

6) роспуск  II   Государственной   думы

7) закрепление  в  частную  собственность  всех  наделов  выходящего  из  общины  крестьянина

Ответ: А -1,4,5, Б- 2,3,6,7.                                                     5 баллов

Блок 5.Определи  исторический  портрет.

Портрет  1.

- из  любимых  занятий  среди  прочих  были  рубка  дров  и  расчистка  снега;

-он  женился  на  женщине, которую  звали  Алиса-Виктория-Елена-Луиза-Беатриса;

- его  родственник  объявил  ему  войну;

- всё, что  он  имел,  хотел  передать  не  своему  сыну, а  брату;

- он  хотел  жениться  на  следующий  день  после  смерти  своего  отца, и  только  решительные  протесты  родственников  помешали  ему  осуществить  намерение;

- во  время  всеобщей  переписи  населения  он, заполняя  анкету, в  графе «Профессия»  написал: «Хозяин  земли  русской».

   (Николай   II)                                                                              1балл

Портрет 2.

- он  был  в  родстве  с  поэтом  М.Ю Лермонтовым, с  канцлером А.М.Горчаковым;

- он родился  в  Дрездене, учился  в  Вильно, в  расцвете  своей  карьеры  работал  в  Петербурге, умер  в  Киеве;

-его  отец  был  комендантом  московского  Кремля, а  вся  семья  -  дружна  с  писателем  Л.Н.Толстым;

- его  правая  рука  почти  не  действовала, тем  не  менее,  он  ухитрялся  исписывать  ею  горы  бумаг;

-своим  оппонентам  он  однажды  твёрдо  ответил: «Вам  нужны  великие   потрясения, нам  нужна  великая  Россия»;

- на  жизнь  его  дважды  покушались,  и  второе  покушение  оказалось  роковым;

- он  завещал  похоронить  себя  в городе, где  застигнет  его  смерть.

(П.А.Столыпин)                                                                                1 балл

Блок 6.

Прочтите  отрывок  из  исторического  источника  и  кратко  ответьте  на  вопросы С1-С3. Ответы  предполагают  использование  информации  из  источника, а  также  применение  исторических  знаний  по  курсу  истории  соответствующего  периода.

Из  письма  С.Ю.Витте  Николаю II.

 « При  настоящем  положении  вещей  единственный  благоразумный  выход: войти  в  переговоры  о  мирных  условиях  и. чтобы  хотя  немного  успокоить  Россию, привести  в  скорейшее  и  широкое  исполнение  поручение, данное  высочайшим  рескриптом  А.Г.Булыгину. Продолжение  войны  более,  нежели  опасно; дальнейшие  жертвы  страна при существующем  состоянии  духа  не  перенесёт  без  страшных  катастроф. Чтобы   продолжать  войну, нужны  огромные  деньги  обширный  набор  людей. Дальнейшие  затраты  совершенно  расстроят  финансовое  и  экономическое  положение   империи, составляющее  центральный  нерв  жизни  современных  государств. Бедность  населения  увеличится, и  параллельно  увеличится  озлобление   и   помрачение духа. Россия  потеряет  кредит, и  все  заграничные  держатели  наших  фондов  сделаются  нашими  врагами. Новая  мобилизация  в  широких  размерах  может  быть  сделана  лишь,  при содействии  силы… Огромные  беспорядки  могут  развиться  в  ураган. Вообще  по  теперешнему  времени  войско  нужно  в  самой  России.

Конечно, ужасно  больно  начать  мирные  переговоры, и  необходимо  их  обставить  условиями, охраняющими  престиж  царской   власти. Но  лучше  это  сделать  теперь, нежели  ожидать  ещё  более грозного  будущего…

   Всемилостивейший  государь! Решимость  нужна  во  всех  делах. Но  если   решимость  нужна  при  счастье, то  она  сугубо  необходима  при  несчастье. При  несчастье  решимость  есть  первая  ступень  к  спасению».

С1. Напишите  название  войны, о  которой  идёт  речь,  и её хронологические  рамки.

С2. Какую  позицию  в  отношении  продолжения  войны  занимает  автор  докладной  записки? Каковы  его  аргументы? Укажите  не  менее  четырёх.

С3. Как  назывался  мирный  договор, подписанный  по  итогам  войны? Укажите  не  менее  трёх  условий  договора.

Ответы.

С1. Русско-японская  война  1904-1905гг.

                                                                                                                 2 балла

С2. Автор  записки  призывает  к  немедленному  началу  переговоров  и   прекращению  войны.

 Аргументы:

- для  продолжения  войны  нет  денег  и  людских  ресурсов

- продолжение  войны  повлечёт  за  собой  расстройство  финансов  и  экономический  кризис

- продолжение  войны  усилит  бедность  населения  страны

- возможны  негативные   международные  последствия

- продолжение  войны  превратит  «огромные  беспорядки  в  ураган»

                                                                                                          2 балла

С3. 1. Портсмутский  мир.

2. Условия  Портсмутского  мира:

-Россия  уступила  Японии  Южный  Сахалин

-Россия  уступила  Японии  Порт-Артур

- Россия  признала  Корею  зоной  японских  интересов

- Россия  не  должна  уплачивать  контрибуции  Японии

-обе  страны  обязывались  вывести  войска  из  Маньчжурии

                                                                                                            2 балла

Этап

работы

Количество баллов  по  заданиям

Итого

УЭ

   1

    2

      3

       4

УЭ 1

 УЭ2

 УЭ3

 УЭ4

  УЭ5

 УЭ6

III. Закрепление.

- Какие  обстоятельства  ставили  Россию  на  путь  реформ?

Как  вы  видите,  у власти  России  была  возможность  стать  на  путь  реформ  и  не допустить  революционный   взрыв  в  1917 году. Однако, активных  действии  со  стороны  правительства  не  произошло.

IV. Итог. Оценивание учащихся.

Домашнее задание  повторить  термины  и  даты п.1-23.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об использовании учебников: В.И.Сахаров, С.А.Зинин «Литература 19 века» (10 класс); В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Русская литература 20 века» (11 класс)

При переходе к профильному обучению нельзя отрицать актуальность и значимость учебника. На идее двухуровнего (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта основана ...

Учебный фильм по истории средних веков "Композитор, художник и поэт IX века Туотило (и разные интерпретации его песнопения "Kyrie, Cunctipotens genitor Deus" (около 900 года))"

Туотило из монастыря Святого Галла, в других произношениях Туотилон, Тотило (англ. Tuоtilo of Saint Gall, около 850, Ирландия — около 915, Санкт-Галлен) - средневековый к...

план конспект урока "Католическая церковь в ХI-XII веках", история средних веков, 6 класс

план конспект урока по истории средних веков, 6 класс, с применением элементов технологии проблемного обучения...

Элективный курс "Можно ли было изменить историю XX века? История XX века через призму событий и деятельности реформаторов"

Программа элективного курса предпрофильного обучения "Можно ли было изменить историю XX века? " составлена для углубленного изуче­ния истории Отечества XX века. Курс будет расширять знания, полученные...

Презентация к уроку истории средних веков в 6 классе "Королевство франков в 6-8 веках"

Презентация содержит слайды, содержащие план урока, логические схемы, задания для самостоятельной  практической работы учащихся и для закрепления изученного на уроке. Основано на учебнике  и...

Литературно-музыкальная композиция «Диалог эпох – рубеж веков (XIX – XX) – начало XXI века: поэзия века серебряного – современная рок-поэзия»

В уроке сплелось желание сделать поэзию серебряного века ближе и понятнее современным школьникам, показав близость тем и проблем с современной рок-поэзией...