Московия глазами иностранцев в XV-XVI в.в.
методическая разработка по истории (10 класс) по теме
Развитие Московского государства в XV-XVI в.в.Взгляд на развитие со стороны иностранцев ее посещающих.Анализ точек зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
26.05.2015_moskoviya.docx | 30.43 КБ |
Предварительный просмотр:
26.05 2015
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
Московия глазами иностранцев в XV-XVI в.в.
ФИО (полностью) | Жолтикова Наталья Владимировна | |
Место работы | ГБОУ школа № 580 Приморского района Санкт-Петербурга | |
Должность | учитель истории и обществознания | |
Предмет | история | |
Класс | 10 (профиль) | |
Тема и номер урока в теме | Тема 3: «Россия в конце XV-началеXVI века». Урок 36 | |
Базовый учебник и профильный | История: программа:10-11 классы общеобразовательных организаций /О.Н. Журавлева, Т.П.Андриевская, Л.В.Искровская и др./- Вентана-Граф,2014.-192с История России.10 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. О.Н. Журавлева., Т.И. Пашкова, Д.В.Кузин, Л.В.. Под редакцией чл.- корреспондента РАН Р.Ш. Ганелина. Базовый уровень. Профильный уровень |
8. Цель урока: Сформировать представление об особенностях путевых записок, дипломатических отчетов как вида исторических источников
9. Задачи:
-образовательные: расширение социального опыта учащихся путем овладения умениями и навыками комплексной работы с различными видами исторических источников и критического анализа содержащихся в них информации;
-развивающие: создание условий для выработки познавательного интереса, умения самостоятельно получать знания и использовать их в новых условиях;
-воспитательные: воспитание любви и уважения к Отечеству
10. Тип урок: изучение нового материала
11. Формы работы обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
12. Ведущая технология: технология духовного общения.
13. Межпредметные связи: МХК, литература, русский язык.
14.Ожидаемый результат: выяснить, что записки современников-иностранцев о Руси и России - ценные исторические свидетельства¸ особенность путевых заметок, дипломатических отчетов как вида исторических источников.
Предметные УУД: систематизировать исторические факты; формулировать аргументированные оценочные суждения;
использовать карту как источник исторической информации; осуществлять поиск дополнительных сведений в исторических источниках разного типа;
Метапредметные УУД:
Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию. необходимую для ее решения.
Регулятивные: определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий; владеть условиями самоконтроля, самооценки; принимать решения и осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; анализировать материал учебника и дополнительный материал
Личностные УУД: давать оценку и выражать свое отношение к изучению нового материала, овладение механизмом оценивания исторических событий и личностей в истории.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Методы: частично- поисковый.
Ведущая технология: проблемное обучение.
Элементы современных технологий, используемых на уроке: развивающее обучение, обучение в сотрудничестве (работа в паре), информационно-коммуникативные технологии.
15. Необходимое оборудование: учебник, тетрадь, контурная карта «Завершение объединения Московского государства в XV- первой половине XVI века», интерактивное наглядное пособие. История России с древнейших времен до XVI века.-Дрофа.2006,учительский компьютер, проектор, экран, дидактический и раздаточный материал, презентация учителя, презентация ученика «Образ России XV-XVI в.в.: история и современность», выставка элементов русского быта.
16. Список используемой литературы: Учебник, Ю.П.Господарик. История России.10-11 классы. Хрестоматия. Учебное пособие для уч-ся общеобразовательных организаций,- М: «Вентана-Граф», 2014
17. Ход урока (этапы).
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I.Оргмомент. Включение обучающихся в деятельность на личностно значимом уровне | Презентация учителя. (Приложение) Слайд №1,2 иллюстрация картины А.Васнецова- Москва XVII века. | Приветствие. Актуализация знаний Шли годы и с Московию во главе Неспешно потихоньку понемногу Из множества разрозненных земель Единое слагалось государство Как из перстов слагается кулак... Почему с Московией единое слагалось государство? | Эвристическая беседа с обучающимися. | 5 мин. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Слайд №3 | Для организации контроля на уроке, учитель предлагает опираться на самооценку, взаимооценку Учитель консультирует. | Создание алгоритма оценивания | |||
II. Актуализация знаний, повторение изученного материала, необходимого для «нового знания». | Слайд № 4,5 Карта «Россия во второй половине XV-начале XVI века» (на доске интерактивная карта) | Какие важные изменения произошли в России во второй половине XV-начале XVI века? Обозначить на к/к территорию Московского княжества и основные исторические события. Учитель консультирует Перечислить и аргументировать основные признаки централизованного государства. Учитель консультирует Вывод: Таким образом, появился особый интерес к России со стороны других стран, в первую очередь европейских. Они даже придумали название «Россика». | Работа с к/к Самопроверка Работа с признаками централизованного государства. Взаимопроверка | 5 мин. | |
III. Изучение нового материала. | Что такое исторический источник? Какие типы исторические источники вам известны? | Ответ: И.И.- это документы и предметы материальной культуры, непосредственно отразившие исторический процесс, отдельные события в различные эпохи. Эвристическая беседа | 25 мин. | ||
2 .Мотивация учебной деятельности. Постановка проблемы, определение целей и задач | Слайд №6.7 | Учитель работает над мотивацией, используя высказывание: «Изумленная Европа в начале княжества Ивана III едва ли даже подозревавшая о существовании Московии, зажатой между Литвой и татарами была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на восточных своих окраинах», К.Маркс Объясните высказывание, используя знания по теме: «Международные отношения России» А) Постановка проблемы; Б) поиск решения; В) обобщение Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания. Учитель консультирует. | Дискуссия Постановка цели и задач урока. | ||
3 . Открытие новых знаний | Слайды 8-12 | Работа с документами и ответ на вопросы (Приложение) Каким образом автор оказался в Московии, чем он занимается? Что описывает автор. Какой теме он больше всего уделяет внимание? Что удивляет автора, что кажется ему не привычным на европейский взгляд? Что нового можно узнать о быте, характере, традициях русских людей? Как настроен автор по отношению к русским - доброжелательно или нет? Учитель консультирует Учитель консультирует | Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели. Работа по группам с текстом документов. Взаимопроверка Самооценка | ||
4. Первичное закрепление | Загадки из ларца. 1.Давайте зайдем в один из домов и посмотрим, чем там нас будут угощать? 2.Черный ящик. (Ящик с заранее в него положенным предметом) Овощ, распространенный на Руси, использовался в пищу в вареном, сыром виде, вместе с маслом, квасом! В нашем районе его именем названа улица…Плод- герой русских сказок… | Ролевая игра: Что могло стоять на столе в XVII веке? «Проще пареной репы» Самооценка | |||
5. Актуализация знаний в новой ситуации | Презентация учащихся (Приложение) | Проблемно-исследовательская деятельность. Правда и вымысел о России вначале XXI века глазами иностранцев Подведение итогов в решении проблемного задания Учитель консультирует | Индивидуальный исследовательский проект. Дисскуссия Самооценка. Осмысление изученного материала, систематизация исторической информации | ||
IV. Информация о домашнем задании. | Слайд №13 | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных интересов: 1.вариант - ответ на проблемный вопрос: Какой видели иностранцы Россию во второй половине XV-начале XVI века? 2.вариант-эссе «Правда и вымысел о России в истории». 3 вариант. Составьте тест по истории России XV-XVI в.в. Учитель консультирует | Запись домашнего задания | 2 мин. | |
V. Рефлексия. Обобщение, систематизация и закрепление знаний. | «Нет под солнцем людей столь привычных к суровой жизни как русские. Я не знаю страны поблизости от нас, которая могла бы похвалиться такими людьми. Если бы русские знали свою силу, никто бы не мог бороться с ними!» Ченслор, английский посол при дворе Иоанна IV Грозного. Уроки истории всегда важны для нас, история не застывшая наука, она продолжает учить своих потомков. В чем вы видите актуальность исторических событий сегодня? ( Фразой, цитатой, ответьте на вопрос). (Приложение) | На отдельном листе учащиеся отражают в виде предложения, цитаты свое отношение к теме урока. (Приложение) | 5 мин. | ||
VI. Выставление оценок | Подведение итогов урока и самооценки обучающимися. Учитель консультирует. | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно. | 2 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса «Литературная Московия - региональный компонент литературного образования школьников в поликультурном образовательном пространстве»
Современное изучение литературы в школах Подмосковья немыслимо без вариативных факультативных и элективных курсов, освещающих проблемы ку...
Программа элективного курса «Литературная Московия - региональный компонент литературного образования школьников в поликультурном образовательном пространстве»
Современное изучение литературы в школах Подмосковья немыслимо без вариативных факультативных и элективных курсов, освещающих проблемы ку...
Творческие работы фестиваля детского и юношеского творчества "Юные таланты Московии"
Диплом лауреата I степени творческого объединения "Летние радости" в жанре "Литературное творчество" в номинации "Поэзия и проза"Диплом лауреата I степени творческого объединения "Грамматическая аптеч...
Урок французского языка "Французы глазами иностранцев"
Цели урока:1. Воспитание уважительного отношения к людям разных национальностей, их обычаям и традициям.2. Развитие умений и навыков выбирать главное из прочитанных текстов для использования в м...
"Юные таланты Московии"
Приняли участие в XII фестивале "Юные таланты Московии" с проектом "Маша и Медведь"...
СБОР ДЕТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «МОСКОВИЯ» 5-6 КЛАССЫ «МЫ ЧТИМ СЫНОВ ОТЕЧЕСТВА
Сбор Детской Организации "Московия" в коррекционной школе...
СБОР ДЕТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «МОСКОВИЯ» «ПОБЕДЫ НЕГАСИМЫЙ СВЕТ» 5-6 КЛАССЫ
Сбор Детской Организации "Московия" в коррекционной школе...