Урок Православный храм
методическая разработка по истории на тему
Технологическая карта и презентация к уроку Основ православной культуры в 4 классе. Презентация доступна по ссылке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
17._urok_pravoslavnyy_hram.docx | 525.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока Основ православной культуры в 4 классе
Учитель истории ГБОУ школа №185 Лангинен Елена Суловна
Урок ФГОС ООО
ТЕМА: «Православный храм», 4 класс
Место урока в системе уроков: урок 17, базовый уровень.
Тип урока: комбинированный урок
Методы урока:
- словесные (рассказ, объяснение, эвристическая беседа, вопросы, работа с дополнительными материалами – виртуальный тур по храму)
- наглядные (презентация, раздаточный материал)
- практические (индивидуальная и парная работа)
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: персональный компьютер, медиапроектор, экран, презентация, раздаточный материал.
Литература:
- Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014.
- «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2012.
- Электронное приложение к курсу «Основы православной культуры». – М.: Просвещение, 2012.
- Данилюк А.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. – М.: Просвещение, 2012
- Ермолаева М.Г. Современный урок. Анализ. Тенденции. Возможности. Методическое пособие. – Санкт-Петербург: Каро, 2007.
- Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО. Методическое пособие. Санкт-Петербург: Каро, 2014.
Основные понятия: храм, икона, иконостас, канун, Царские врата, алтарь, колокольня, благословение.
Цель урока:
Образовательная: знакомство с новыми понятиями через личностный аспект, способность применять знания на практике. Обеспечить условия для усвоения учащимися назначения и устройства православного храма.
Развивающая: развитие навыков работы с текстом, навыков анализа и систематизации информации, организация самостоятельной деятельности, развитие критического и логического мышления.
Воспитательная: формирование системы знаний, умений, развития интеллекта, памяти и характера.
Задачи урока:
- Обеспечить понимание и принятие учащимися целей урока.
- Обеспечить психологическую комфортность учащихся в процессе обучения.
- Создать условия для эффективного обучения, развития учащихся и освоения базовыми знаниями.
- Способствовать формированию умений получать информацию из разных источников, обрабатывать и представлять её.
- Развивать умение составлять учебную задачу.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Научиться: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия значения и возможностей имущественных отношений в обществе и государстве.
Метапредметные:
Коммуникативные: умение эффективно сотрудничать в коллективе. Строить монологическое контекстное высказывание.
Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей и эффективные способы решения задач.
Личностные: формирование ответственного отношения к учению. Формирование уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.
Карта урока
Этап урока (название, время, цели) | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учеников |
I. Организационный момент Продолжительность: 1 мин | Положительный настрой на дальнейшее сотрудничество. | Обоюдное приветствие. | Готовность к уроку. Рассаживаются по местам. |
II. Мотивация к учебной деятельности Цели: выработка на личностном значимом уровне внутренней готовности выполнения учебной деятельности Продолжительность: 3 мин | Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (хочу узнать, это любопытно) Чтение стихотворения И.Бунина «Любил я в детстве сумрак в храме…» Фронтальная работа с классом. Эвристическая беседа. | 1. Презентация с картинками различных православных храмов. Формулировка темы урока. | Анализируют стихотворение. Находят незнакомые слова. Фронтальное обсуждение, что такое храм, зачем человек приходит в храм. Мозговой штурм. Предложение темы урока. Записывают темы в тетрадь. |
III. Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи) Цели: подготовка учащихся к осознанию ими внутренней потребности к построению нового способа действий Продолжительность: 6 мин | 1. Активизирует учебную деятельность учащихся для определения недостающего знания и для постановки проблемой задачи, которую нужно решить в течение урока. Демонстрирует слайды презентации. 2. Что уже нам знакомо из элементов храма? Храмы бывают разные, но у всех них есть общие элементы, черты. Попробуем их определить. Демонстрирует виртуальный тур по храму Воздвижения Христа Господня в Омске. http://vozdvizhenie.prihod.ru/virtualnaya-ekskursiya-po-xramu 3. Были ли вы раньше в храмах, что там видели? Все ли, что вы увидели в виртуальном туре, вам знакомо? | 1. Обозначение целей и задач на урок. Просмотр слайдов презентации. 2. На примере одного из храмов выделяют общие признаки, элементы. 3. Называют те понятия, что остались незнакомыми. | 1. Смотрят презентацию. Высказывают предположения. Формулирование целей и задач на урок: значение новых слов, понимание зачем нужен храм, что люди там делают и что находится внутри. 2. Проговаривают известные им детали храма: крест, купол, икона. 3. Осознают необходимость получить дополнительные знания. Обращаются к текстам раздаточного материала. |
IV. Решение учебной задачи (проблемной задачи) Цели: подвести учащихся к пониманию основных элементов храма и их предназначения. Продолжительность: 20 мин | Предоставляет ресурсы для работы, отвечает на текущие вопросы по выполнению заданий. Демонстрирует алгоритм работы, стимулирует поиск, наводит на верные суждения путем эвристической беседы. | Задания для мини-групп (пары) 1. Работают с текстами раздаточного материала (Приложение 2). 2. Формулирование кратких определений понятий и запись их в тетрадь. | Поиск информации в раздаточном материале. Фиксируют ключевые понятия в тетрадях. |
V. Применение полученного знания (решение проблемных заданий и синтез собственных) Цели: формировать умение применять полученные знания для решения конкретных задач. Продолжительность: 10 мин | Предлагает обратиться к картинкам, подписать их и объяснить свой выбор. Следит за выполнением работы. Подсказывает, наталкивает на мысли. | Задания для мини-групп (пары). На основе полученных теоретических знаний подписать предложенные картинки. | Ребята совещаются, могут консультировать друг друга для выполнения задания. Придумывают собственные ситуации и примеры. Демонстрируют выполненные задания. |
VI. Рефлексия деятельности (итог урока) Цель: Скорректировать и закрепить полученные знания и умения. Подтолкнуть к осознанию обучающихся значимости проделанной работы, к дальнейшей продуктивной деятельности. Продолжительность: 5 мин | Организует осмысление и корректирует приобретённые знания. Осуществляет проверку соответствия поставленных целей и результатов, достигнутых на уроке. Комментирует домашнее задание и способы его выполнения. | Познавательная рефлексия: Психологическая рефлексия: Домашнее задание: Обязательное: Найти и записать загадку о каком-либо элементе православного храма. Творческое: Нарисовать какой-либо элемент внутреннего или внешнего убранства православного храма.
| Мне пригодятся полученные знания, потому что … Мне было не совсем понятно … Я доволен своей работой на уроке, так как … |
Планируемые предметные результаты:
Овладение понятиями храм, икона, иконостас, Царские врата, алтарь, колокольня, благословение. Развивать умение применять полученные знания в жизни.
Универсальные учебные действия:
Способствовать формированию анализировать информацию, выделять существенные признаки определений, систематизировать их. Способствовать умению выражать свою точку зрения, высказывать мысли, предположения перед классом.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей и эффективные способы решения задач.
Приложение 1.
И.Бунин Любил я в детстве сумрак в храме…
Любил я в детстве сумрак в храме,
Любил вечернею порой
Его, сияющим огнями,
Перед молящейся толпой.
Любил я всенощное бденье,
Когда в напевах и словах
Звучит покорное смиренье
И покаяние в грехах.
Безмолвно, где-нибудь в притворе,
Я становился за толпой,
Я приносил туда с собой
В душе и радости, и горе.
И в час, когда хор тихо пел
О "Свете Тихом", — в умиленьи
Я забывал свои волненья
И сердцем радостно светлел…
Прошли года, прошли надежды,
Переменилися мечты.
В душе уж нет теперь, как прежде,
Такой сердечной теплоты.
Но те святые впечатленья
Над сердцем властны и теперь,
И я без слез, без раздраженья
Переживаю дни сомненья,
Дни оскорблений и потерь.
Приложение 2.
Внешнее убранство православного храма.
Прежде чем войти во храм, посмотрим на него с внешней стороны. Чем храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий? - Купола, крест, колокольня.
Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас людей на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от грехов. Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном. Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой. Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире. Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо.
Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав. - Знаете ли вы, что символизирует разное количество куполов? – Один купол – самого Единого Бога, три – Святую Троицу. Несколько глав имеют разное символическое значение: 9 – ангельские чины, 13 – Иисуса Христа и 12 апостолов. Важен и цвет куполов. Храмы, посвящённые Иисусу Христу, имеют золотые купола, Богородице - синие, Святому Духу - зелёные. Все остальные храмы, которые посвящены различным святым, имеют купола зелёного или серебряного цвета.
- Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, где находятся колокола. Как вы думаете, зачем нужны колокола? – Созывать верующих.
- Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.
1. Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении).
2. Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон».
3. Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».
Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.
Внутреннее убранство православного храма
Войдем в храм. Что же мы можем видеть в нем?
Впереди мы видим целую стену из множества икон. Она называется иконостас. На нем в несколько рядов располагаются иконы. Каждый ряд имеет свое название. Рядов иконостаса может быть три, пять, семь – насколько позволяет высота храма. В центре иконостаса – двери – Царские врата. Через них выносят Евангелие – благую весть о Христе-Царе. Справа от Царских врат всегда икона Христа Спасителя, а слева – икона Божией Матери.
За иконостасом находится алтарь – важнейшая часть храма. Алтарь символизирует рай, область бытия Бога. Храм обязательно строится алтарной частью на восток, так как на востоке всходит солнце и восток символизирует собой свет, начало новой жизни. Первый луч солнца попадает именно в алтарь. В алтаре обычно молятся священнослужители, и без благословения никто не имеет права туда входить.
Посередине алтаря помещается небольшой квадратный стол – престол. Престол – это самое священное место в храме. На нем незримо восседает Бог, и поэтому к нему никто и никогда не имеет права прикасаться, кроме священнослужителей. Лишь один раз в жизни при Крещении человек мужского пола бывает в алтаре. Женщинам вход в алтарь строго запрещен. Исключения делаются только монахиням. Даже иконы с изображением женских ликов, кроме икон Богоматери, не полагается ставить в алтаре.
Икона – это изображение лика святого или события Священной истории.
За упокой душ умерших свечи в храме ставят на панихидный столик или канун, который всегда находится возле распятия.
В центре храма стоит аналой – вытянутый вверх четырехгранный столик (подставка) с пологой доской для удобства чтения возложенных на аналой Евангелия, Апостола – с иконой святого или праздника, празднуемого в данный день. Аналой используется и при таинстве Исповеди. В этом случае на него кладутся Евангелие и крест. При совершении таинства Венчания молодые обводятся священником трижды вокруг аналоя.
Обязательным предметом, находящимся в средней части храма, является Голгофа – большой деревянный (иногда мраморный) крест с образом распятого Иисуса Христа, часто сделанный в натуральную величину – в рост человека. Крест делается восьмиконечным с надписью на верхней короткой перекладине «IHЦI» (Иисус Назорей Царь Иудейский). Нижний конец креста укреплен в подставке, имеющей вид каменной горки. В лицевой стороне подставки изображается череп и кости – останки Адама, погребенного, по преданию, на Голгофе. Голгофа в Великий пост выдвигается на середину храма лицом к входу для напоминания людям о крестных страданиях Христа ради спасения людей.
Приложение 3.
Определите элемент храма и подпишите под картинкой его название.
_______________ _______________ _______________ _______________
_______________ _______________ _______________ _______________
_______________ _______________ _______________
Слова – подсказки: Царские врата, канун, икона, алтарь, свеча, иконостас, кадило, крещение, священник, колокольня, купол, глава.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по основам православной культуры "Православный храм. Икона"
урок проведён в рамках недели духовно - нравственного воспитания...
План - конспект урока "Православный храм"
План - конспект урока "Православный храм" . Предмет: Основы православной культуры....
План - конспект урока "Православный храм"
План - конспект урока "Православный храм" . Предмет: Основы православной культуры....
Исследовательская работа «Православные храмы Ставрополья. Храм Покрова Пресвятой Богородицы с.Дивное».
Дом Божий… Так называют христиане храм или церковь - особый дом, посвященный Богу. Православную Церковь примет...
Презентация к уроку "Православный храм"
Презентация может быть использована как в курсе ОРКСЭ так и на уроках ИЗО...
Выставка детских творческих работ «Храмы России» с последующим оформлением работ на международный интернет-конкурс «Православные Храмы»
Список участников конкурса...
Конспект урока по теме "Православный храм. Внешнее и внутреннее устройство православного храма"
Конспект урока по теме "Православный храм. Внешнее и внутреннее устройство православного храма" для 8 класса...