Мезоамериканская храмовая архитектура
презентация к уроку по истории (7, 10 класс) на тему
Эта презентация выполнена для урока Мировой Художественной культуры в 10 классе по курсу Емохоновой. Но была неоднокоратно использована и на уроках всеобщей истории в 7 и 10 классах. Может быть использована и на уроках МХК в 8,9 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezoamerikanskaya_hramovaya_arhitektura_10_klass_mhk.pptx | 2.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверим себя? Как архитектура индуистского храма воспроизводит мифологические представления индусов? Для его на фасадах индуистских храмов столько скульптур? Что такое ступа Буддийского храма? Что символизируют ворота Буддийского храма? Сколько их?
Закономерности?! «Древнейшие цивилизации Старого Света в большинстве своём умирали постепенно, передавая значительную часть созданных ими культурных ценностей соседним народам. Цивилизации же доколумбовой Америки оказались обезглавленными одним беспощадным ударом в самом расцвете своих сил. Их культурное наследие было уничтожено и вытравлено из памяти индейцев многовековым колониальным рабством. Стоит ли поэтому удивляться, что история первых цивилизованных народов Нового Света известна нам гораздо хуже, чем история Египта, Шумера, Ассирии, Вавилона, Китая и Индии». В.И. Гуляев
Несостыковки …. «Культура метафор и чисел (имеется в виду культура ацтеков. – В.Г .), – пишет известный мексиканский историк Мигель Леон- Портилья , – была разрушена оружием железа и огня. Она исчезла как сон: оперенье птицы кецаль разорвалось, работы из яшмы разлетелись на куски… От них осталось одно лишь воспоминание… Учёные были уничтожены, рукописи сожжены, а скульптуры и дворцы превращены в груды бесформенных камней». Таким образом, немые руины и черепки – едва ли не единственный доступный источник, по которому мы можем теперь судить о прошлом доколумбовой Америки. Отсюда необычайно важная роль археологии в изучении древностей индейцев.
Создатели мезоамериканских цивилизаций обладали целым набором общих характерных черт. И среди них можно назвать: иероглифическая (у майя) и рисуночная (пиктографическая) письменность (у ацтеков и других народов); книги из бумаги (сделанной из фикуса) и пергамента (из оленьей кожи), складывавшиеся как ширма; своеобразные географические карты; сложный календарь, основанный на сочетании 260-дневного «ритуального» года с годом солнечным из 365 дней;
Общие ритуалы Р итуальная игра (« тлачтли ») с каучуковым мячом на специальных прямоугольных площадках; «война цветов» – специальные «договорные» военные кампании с целью захвата пленных для принесения в жертву богам; крупномасштабные человеческие жертвоприношения (у разных народов и в разные периоды их истории); курение табака;
Общие боги… С ложный пантеон богов, как правило, включавший в себя божество дождя ( Тлалока , Чака ) и культурного героя – бога ветра и знаний по имени Кецалькоатль ( Кукулькан ) – «Пернатый Змей», бог огня и земных недр ( Уеуетеотль ) и др.; Ступенчатые пирамиды (« теокалли ») из сырцовых кирпичей ( адобов ) и камня, с плоской вершиной, на которой стояли храмы и святилища.
Пищевая триада мезоамериканцев Столь же специфичными для жителей Мезоамерики были набор основных сельскохозяйственных растений и способы приготовления пищи. Основу их питания составляла триада – кукуруза (маис), фасоль и тыква. Из кукурузы делали плоские лепёшки-« тортильяс » и пекли их на плоских глиняных сковородках « камалес ». Муку из кукурузных зёрен получали путём растирания круглым каменным валиком (« манос ») на плоской или вогнутой (седлообразной) каменной же плите (« метатес »).
Экономическая основа мезоамериканских цивилизаций 1. Высокоразвитое продуктивное земледелие, как экстенсивное ( подсечно -огневое, или система « мильпа »), так и интенсивное (ирригационное и «гидравлическое», например, система « чинампа » в долине Мехико). 2. По уровню развития своей технологии цивилизованные народы Мезоамерики ближе всего стоят к неолитическим племенам Евразии в Старом Свете: у мезоамериканцев не было: а) многих важнейших достижений древности: домашних животных, б) колесных повозок, в) гончарного круга, г) металлообработки (в Мезоамерике – до IX – X веков н.э .) д) плуга.
Из чего делали орудия труда? Вся гигантская программа строительных и архитектурных работ, монументальные каменные статуи и рельефы, изящные предметы мелкой пластики из полудрагоценных минералов типа нефрита были выполнены исключительно руками человека и с по мощью орудий из камня, дерева и кости. Основными видами сырья для производства разного рода инструментов и оружия служили кремень и обсидиан (вулканическое стекло).
Климат Климат большей части Мезоамерики тропический, но температуры и количество осадков (а с ними – растительность и животный мир) заметно меняются в зависимости от высотной поясности. И если у подножья горных хребтов и на дне глубоких долин мы встречаем чисто тропическую пышную флору и весьма разнообразную фауну, то на высотах от 900 до 2000 метров идут дубовые и сосновые леса, ещё выше – альпийские луга из низких травянистых растений и кустарников, а на конусах наиболее высоких вулканических пиков лежат вечные льды и снега. Это необычайное разнообразие природно-климатических условий древние мезоамериканцы всегда умели использовать с максимальной пользой для себя.
Экологический фон Именно в горных районах Мезоамерики и зародились ещё в незапамятные времена первые зачатки земледелия. Неисчерпаемые биоресурсы Тихого и Атлантического океанов надёжно обеспечивали пищей (рыболовство, сбор моллюсков и съедобных водорослей) обитавшие на побережье группы населения задолго дл появления стабильного земледельческого хозяйства. Таков был экологический фон, на котором возникли и развивались древние культуры Мезоамерики
Формирование земледельческих культур Не могло происходить сразу на всей территории Западного полушария. Первое необходимое условие для появления навыков земледелия – наличие полезных растений годных для возделывания. Между тем они имелись далеко не везде. Подавляющее большинство растений, на которых в древности основывалось американское земледелие, происходит из сравнительно небольшого района – Южной Мексики и Центральной Америки. Последний, между прочим, занимает по площади менее 1 / 20 части огромного Североамериканского субконтинета .
Город из легенды В 50 км к северо-востоку от города Мехико, там, где горные хребты несколько расступаются, образуя небольшую плодородную долину, находится Теотихуакан столица одной из древнейших цивилизаций Центральной Мексики. Изучение города началось в прошлом веке. Когда первые исследователи пришли к этим немым развалинам, все для них было сплошной загадкой и они могли с полным правом повторить слова своего современника — американца Джона Ллойда Стефенса , открывшего в 40—50-х гг. XIX в. затерянные в джунглях города древних майя: «Разрушенный город лежал перед нами, словно потерпевший крушение корабль: мачты его потеряны, название стерлось, экипаж погиб, и никто не знает, откуда он шел, кому принадлежал, как долго длилось его путешествие, что послужило причиной его гибели». Теотихуакан погиб за много столетий до прихода европейцев в Америку, поэтому мы и по сей день не знаем имен его правителей, философов, поэтов и художников, языка, на котором говорили его жители, и даже подлинного названия этого великого города. Слово « Теотихуакан » имеет ацтекское происхождение и означает буквально «место, где живут боги», «обитель богов».
Мы узнаем о Теотихуакане из ацтекских легенд и преданий: Когда была еще ночь. Когда не было еще дневного света. Собрались тогда боги в Теотихуакане . И сказали они друг другу: О, боги! Кто из вас возьмет на себя Труд сделать гак, чтобы Был дневной свет? И заботливые боги создали луну и солнце. А затем, чтобы заставить их двигаться но небу и тем самым дать возможность людям спокойно жить на земле, они принесли себя в жертву, бросившись в огонь.
Монтесума и Теотихуакан Существует старое предание о том, что Монтесума — грозный «император» ацтеков не один раз совершал к руинам мертвого города утомительные паломничества для принесения жертв богам луны и солнца, обитавшим, по широко распространенному поверью, на вершинах крупнейших пирамид. Сооружение Теотихуакана ацтеки приписывали расе гигантов, мифических предков современных людей. Индейцам казалось, что такие грандиозные постройки могли воздвигнуть лишь существа, наделенные сверхъестественной силой. Известную пищу для подобных поверий давали довольно частые в долине Мехико находки огромных костей ископаемых животных ледниковой эпохи, которые по ошибке принимались за человеческие.
Тотчас же отправились они в путь, все до одного отправились они в путь: и мальчишки, и старики, и девчонки, и древние старухи. Очень медленно, очень осторожно двигались они, пока не собрались все вместе в Теотихуакане . Там установили они свои законы, там устроили они свое царство. И те, кого избрали сначала царями, были мудрецами, знатоками таинственных явлений, хранителями традиций. Затем появились там сановники. И весь народ построил святилища в честь богов солнца и луны, после этого было сделано много других святилищ меньшего размера. И место это назвали Теотихуакаи , потому что когда умирали правители, их здесь же и хоронили. Затем строили над ними пирамиды, которые стоят еще и сейчас. Каждая пирамида напоминает небольшую гору, только сделанную рукой человека... И среди них есть очень большие, Пирамида Луны и Пирамида Солнца. Из других древних преданий можно заключить, что предки обитателей Теотихуакана пришли откуда-то с северо-востока, с побережья Мексиканского залива, где находилась таинственная страна Тамоанчан :
Теотихуакан с птичьего полета Если бы нам удалось с высоты птичьего полета посмотреть на Теотихуакан 19 веков назад, то перед нами открылась бы изумительная картина. На дне обширной и плодородной долины, замкнутой со всех сторон громадами горных хребтов, белые и желтые квадратики бесчисленных зданий. Они то сгруппированы вместе и образуют тесно застроенные улицы и кварталы, то, напротив, широко разбросаны по всей прилегающей местности. Точнее границы древнего города до сих пор не установлены: по подсчетам некоторых ученых его общая площадь достигала от 20 до 22 км 2 . Одна центральная часть, включающая все наиболее значительные архитектурные сооружения, имеет 2,5 км в длину и около 1 км в ширину.
Теотихуакан с высоты птичьего полета
«Дрога Мертвых» С севера на юг весь Теотихуакан пересекает длинная и широкая, улица — Калье де Лос Муэртос , или «Дорога Мертвых». На ее северном конце расположен гигантский массив Пирамиды Луны (высота — 42 м), сложенный из сырцового кирпича и облицованный камнем. По своей конструкции и внешнему виду она — точная копия Пирамиды Солнца. Последняя представляет собой пятиярусное сооружение с плоской вершиной, на которой стоял когда-то небольшой храм. Высота этого колосса составляет почти 64,5 м, длина сторон основания — 211, 207, 217 и 209 м, общий объем 993 тыс. м 3 . Подсчитано, что для строительства пирамиды потребовался труд не менее 20 тыс. человек в течение 20—30 лет. Все названия в Теотихуакане носят вторичный или условный характер. Они даны либо ацтеками, либо современными исследователями города.
Сьюдадела (цитадель) Южный конец «Дороги Мертвых» упирается в обширный комплекс построек, возведенных на одной гигантской низкой платформе и объединенных под общим названием « Сьюдадела » (исп. — цитадель), хотя вряд ли этот изящный ансамбль святилищ и храмов имел в древности какое-либо оборонительное значение. Особенно выделяется среди них великолепный храм в честь бога Кецалькоатля — «Пернатого Змея», покровителя культуры и знаний, бога ветра и воздуха. Собственно говоря, само храмовое здание полностью разрушено, но зато прекрасно сохранилось его пирамидальное основание, состоящее из шести постепенно уменьшающихся каменных платформ, поставленных друг на друга.
Кецальпапалотль Фасад пирамиды богато украшен каменными скульптурами «Пернатого Змея» и бабочек (один из символов бога воды и дождя Тлалока ). При этом зубы всех змеиных голов расписаны белой краской, а глаза бабочек имеют зрачки из дисков обсидиана. Храм был сооружен около 200 г. н.э. и существовал, подвергаясь периодическим перестройкам, в течение нескольких столетий, вплоть до внезапной гибели Теотихуакана .
Жертвоприношения… Согласно местным религиозным канонам, закладка и освящение нового храма требовали особых жертвоприношений и даров. Их помещали обычно в специальные ямы-тайники, устраиваемые чаще всего под центральной лестницей здания. Одно из таких ритуальных приношений, археологам удалось обнаружить и в храме Кецалькоатля . На дне ямы-тайника были свалены в одну кучу большие морские раковины, доставленные в город с Тихоокеанского побережья, статуэтки богов из драгоценного зеленого нефрита, кремневые и обсидиановые кинжалы и, наконец, человеческие зубы, фигурно подпиленные и инкрустированные кусочками полированного нефрита. Выяснилось, что зубы принадлежали не жителям. Теотихуакана , а скорее всего их южным соседям — сапотекам или майя. Именно они уродовали зубы таким способом, следуя своей специфической моде. Не исключено, что теотихуаканцы , открывая новый храм, принесли в жертву своему великому богу несколько пленников-чужеземцев .
Храм Кецальпапалотля ( Кецаля -бабочки) Там же, на Дороге Мертвых недавно был обнаружен и целиком исследован дворцовый ансамбль — так называемый «Дворец Кецальпапалотля » («Дворец Кецаля -Бабочки»). Его фасад украшен резными каменными колоннами квадратной формы с изображением птицы кецаль (похожей, впрочем, больше на сову) и бабочек (символ бога Тлалока ). С одной стороны, дворец поражает своей пышностью: длинные анфилады жилых комнат, залов, складских и подсобных помещений, сгруппированных вокруг открытых двориков, стены, сложенные из адобов , снаружи и изнутри покрытые тонким слоем белой блестящей штукатурки, а часто и красочными фресковыми росписями. С другой стороны, низкие и плоские крыши, полутемные комнаты, отсутствие окон — как-то мало отвечают нашим представлениям о жизни царей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Храмовая архитектура"
В презентации представлены виды сооружений, понятия, значение количества глав, виды крестов. Выход урока на исследвательскую деятельность обучающегося....
Архитектура. Виды архитектуры.
Презентация для уроков изобразительного искусства....
План-конспект урока "Храмовая архитектура", ИЗО, 8 класс.
Данный материал раскрывает последовательность изучения храмовой архитектуры с включением истории храма поселка Володарского....
План конспект урока "Древнерусская храмовая архитектура"
План конспект урока МХК в 9 классе "Древнерусская храмовая архитектура"...
Тема: Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие. 6 класс
Тема: Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло....
Дидактическая игра "Храмовая архитектура г.Иркутска"
Настольная игра - лото разработана для закрепления знаний....
Храмовая архитектура.
История ИЗОХрамовая архитектура.Типы православных храмовСтили храмов...