Тренажер по истории России 20 век
методическая разработка по истории (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»
Учебно-методическое пособие «История. Подготовка к ЕГЭ»
ИСТОРИЯ
ЕГЭ. 11 класс
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ХХ век (с 1917г.) – начало ХХIв.
Комплексный тренажер
Г.М.Абросимова
учитель высшей категории
Южноуральский городской округ, 2016
Содержание
Как работать с тренажером ………………………………………………………………………………………………………….. стр.
- 1917г. – приход к власти большевиков – конец 30-х гг. ХХ века ……………………………………….. стр.
- Конец 30-хгг. – 1953г. (смерть Сталина) ……………………………………………………………………………… стр.
- Конец 50-хгг. – 80е гг. ХХ в. ………………………………………………………………………………………………….. стр.
- 90-е гг. ХХ в. – 2000е гг. ХХ1в. ………………………………………………………………………………………………. стр.
Данное пособие охватывает содержание курса истории России с 1917г. ХХ в. до начала ХХ1 века с включением элементов всеобщей истории ( истории Второй Мировой войны, дипломатии, экономических связей и т.п.), нацелено на создание у школьников целостного представления о крупных событиях отечественной истории. Особое внимание уделяется формированию аналитических и информационно-коммуникативных умений учащихся. Кроме справочного материала, в пособие включены задания, направленные на проверку умений: систематизировать исторические факты; устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи; использовать источники информации разных типов ( текстовый источник, таблица, историческая карта, иллюстрация) для решения познавательных задач; аргументировать различные версии и оценки с привлечением исторических знаний; представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности.
Пособие состоит из четырех тем:
- 1917г.( приход к власти большевиков) – конец 30-х гг. ХХ в.
- Конец 30-х гг. ХХ века – 1953г. (смерть Сталина)
- Конец 50-х гг. – 80-е гг. ХХ века
- 90-е гг. ХХ века – 2000гг. ХХ1 века.
В каждую тему включены разделы «Линия времени», «Историческая карта», «Словарь», «Лица исторического периода», «Эпоха в схемах и таблицах», «Историческое сочинение» или фишбоун.
Как работать с тренажером
Работа над темой начинается с разделов «Линия времени» и «Историческая карта».В заданиях к «Линии времени» предлагается сгруппировать события по различным направлениям деятельности руководителей государства, обозначив их разными цветами, а также соотнести их с исторической картой или же указать на ней места и даты обозначенных событий. Помимо этого, к «Линии времени» и к исторической карте даны задания на самостоятельное нанесение информации, определение местоположения событий, перенос информации с «Линии времени» на карту, на работу с легендой или названием карты.
В разделе «Словарь» представлены задания, направленные на закрепление понятий и терминов, соответствующих изучаемому периоду. Работа с данным разделом предполагает соединение термина и его содержания, самостоятельное определение названия или формулирование существенных признаков понятия.
В разделе «Лица периода» представлен материал, способствующий визуализации периода, созданию образов исторических деятелей как носителей характерных особенностей своего времени. Задания раздела ориентированы на повторение знаний о деятельности исторических персоналий и установление связи между эпохой и основными направлениями их деятельности.
Раздел «История в схемах и таблицах» ориентирована на развитие умения выявлять причинно-следственные связи, применять знание фактов для обобщения. Большая часть заданий здесь – это сочетание справочного материала, организованного в схемы и таблицы, и ячеек для самостоятельного заполнения. Иллюстративный материал раздела предполагает возвращение к событиям, персоналиям, терминам и их использование при характеристике исторических сюжетов.
В последнем разделе предложено написать сочинение по изученному периоду или заполнить фишбоун, используя алгоритм.
ТЕМА 1
1917г.(приход к власти большевиков) –конец 30-х годов ХХ в.
Период на линии времени
- Внимательно рассмотрите схему. Выполните задания к линии времени.
1). Отметьте красным цветом дату IIВсероссийского съезда Советов; черным цветом – периоды Гражданской войны в России; зеленым цветом – период и события становления нового хозяйственного механизма.
2). Ответьте на вопрос: Каковы были основные решения второго Всероссийского съезда Советов.
Ответ: _______________________________________________________;
_______________________________________________________;
_______________________________________________________;
________________________________________________________.
3) 03. 03. 1918г.- подписан мирный договор в Брест – Литовске между Россией и Германией.
Заполните схему:
- Карта исторического периода
Гражданская война и иностранная интервенция
Выполните задания к карте:
- Обведите границу территории, захваченной германо-австрийскими и турецкими войсками к ноябрю 1918г.
- Самостоятельно составьте легенду карты, исходя из того, что условные знаки должны отражать действия войск и флота белогвардейцев и интервентов Антанты и действия Красной армии.
- СЛОВАРЬ
Задание 1. Напишите термины и понятия на месте пропусков:
Высший законодательный орган большевиков ____________________________________________
Высший исполнительный орган большевиков _____________________________________________
Центральные органы государственного управления _______________________________________
Орган прямых политических репрессий по борьбе с контрреволюцией и саботажем ____________
Задание 2. Сформулируйте определение понятий:
Национализация -______________________________________________________________________
«Военный коммунизм»- ________________________________________________________________
Культурная революция -_________________________________________________________________
Продразверстка - ______________________________________________________________________
Интервенция - _________________________________________________________________________
Задание 3. Соотнесите стрелками понятия, названия и соответствующие им определения:
А) «Декрет» | 1. Высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган государственной власти в РСФСР в 1917-1937гг. |
Б) ВЦИК | 2. Империалистический блок Великобритании, Франции и царской России. |
В) НЭП | 3. Система чрезвычайных мер Советского государства в 1918- 21гг. по снабжению рабочего класса продовольствием. |
Г) Антанта | 4. Акт Совета Народных Комиссаров. |
Д) «Продовольственная диктатура» | Экономическая политика Советского государства в переходный период от капитализма к социализму; начала осуществляться в 1921г. |
Задание 4. Сгруппируйте термины, названия по двум (сформулированным вами) критериям, напишите их определения:
Интервенция- __________________________________________________________
Продналог - ____________________________________________________________
Террор - _______________________________________________________________
Монополия - ___________________________________________________________
РККА - _________________________________________________________________
Синдикат -______________________________________________________________
Задание 5. Соотнесите понятия с определениями им соответствующих:
А) НЭП 1)Национализация промышленности;
Б) «Военный коммунизм» 2) допуск частного капитала в экономику;
3) перевод части гос. предприятий на хоз. расчет и создание крупных Трестов;
4) натурализация и уравнительность в зарплате, бесплатность гос. услуг;
5) замена продразверстки натуральным налогом.
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ЛИЦА ЭПОХИ
Задание 7. Сгруппируйте имена исторических деятелей по предложенным критериям. Запишите выбранные цифры в соответствующей колонке.
Государственные деятели 1917 – 1930-е гг. | Руководители Белого движения в годы Гражданской войны | Командиры Красной Армии 1918 – 1920гг. |
1.В.И.Ленин 4. Я.М.Свердлов 7. Ф.Э.Дзержинский 10. М.Н.Тухачевский 13. П.Н.Краснов
2.А.И.Дутов 5. А.В.Колчак 8. А.И.Деникин 11. М.В.Фрунзе 14.П.Н.Врангель
3.Л.Д.Троцкий 6. Н.Н.Юденич 9. Л.Б.Каменев 12. В.И.Чапаев 15. С.М.Буденный
16. Ю.Пилсудский
17. К.Ворошилов
Задание 8.
Соотнесите имена исторических деятелей ( смотрите задание 7), изображения и краткие характеристики. Напишите цифры и буквы под соответствующими изображениями.
А) Советский военный деятель. Маршал Советского Союза (1935г.), дважды Герой Советского Союза. Один из организаторов и руководителей Красной Армии, герой Гражданской войны.
Б) Советский партийный государственный деятель, участник польского и российского революционного движения. С 1917 г. председатель ВЧК.
В) Маршал Советского Союза (1935г.), трижды Герой Советского Союза, герой Гражданской войны, командир 1-й Конной Армии (1919-1921гг.).
Г) В 1918 г. атаман Войска Донского и командующий белоказачьей армией.
Д) Герой Гражданской войны, с 1918 г. командовал бригадой и 25 стрелковой дивизией, сыгравшей значительную роль в разгроме войск Колчака летом 1919года.
Е) Один из главных организаторов контрреволюции на Северо-Западе России в Гражданскую войну, генерал по инфантерии. В 1919г. главнокомандующий белогвардейской Северо-Западной армией.
Ж) Адмирал. В 1916-17гг. командующий Черноморским флотом. В 1018-20 гг. верховный правитель Российского государства.
З) Российский революционер, советский политический и государственный деятель, создатель Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), один из организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917г. в России, председатель СНК РСФСР, создатель первого в мировой истории социалистического государства.
И) Российский политический деятель. Возглавлял ВЦИК. В 1929году выслан за границу.
К) Маршал Советского Союза. В Гражданскую войну командовал отрядами Красной Армии в боях на Поволжье, Южном Урале, в Сибири. В 1925-28гг. начальник штаба РККА. С 1936г. – 1-й заместитель наркома обороны.
Л) В Гражданскую войну командовал армией Южной группы войск Восточного фронта. В 1919-20гг. командовал Туркестанским фронтом. Под его руководством в 1924-25гг. проведена Военная реформа.
М) Главнокомандующий Добровольческой армией, с января 1919г. главнокомандующий «Вооруженными силами Юга России».
Н) В ноябре 1917г. возглавил антисоветский мятеж в Оренбурге (Южный Урал). Во время «колчаковщины» командовал оренбургской армией.
О) Государственный партийный деятель. Участник революции 1905-07гг. на Урале. Председатель комиссии по выработке первой советской Конституции.
П) Барон, генерал в 1918-19гг. в Добровольческой армии и Вооруженных силах Юга России. В 1920г. главком так называемой Русской армии.
Р) Советский политический деятель, один из руководителей партии и советского государства; расстрелян в 1936г.
С) Глава Польского государства в 1919-22гг. После государственного переворота в 1926г. установил в стране авторитарный режим.
Задание 9. Заполните сравнительную таблицу.
Линия сравнения | Политика «военного коммунизма» | Новая экономическая политика |
Основная экономическая задача | ||
Мероприятия в области сельского хозяйства | ||
Мероприятия в области промышленного производства | ||
Мероприятия в области товарно-денежных отношений. | ||
Мероприятия в области трудовых отношений. |
Задание 10. Сгруппируйте перечисленные ниже социально- экономические проблемы НЭПа по схеме «причина – следствие»:
- Резкая нехватка промышленных товаров;
- Нехватка жилья в городе;
- Аграрное перенаселение в стране;
- Рост цен на промышленные товары;
- Снижение жизненного уровня населения;
- Рост безработицы;
- Рост населения в городах.
Задание 11. Заполните таблицу.
«Альтернативные точки зрения на принципы построения единого многонационального государства»
Автор проекта | Его суть |
Задание 12. Карта исторического периода.
Отметьте на карте государства, с которыми Советская страна заключила дипломатические договоры: а) в 1920г.,б) 1924г.
Эпоха в схемах и таблицах
Задание 12. Заполните схему:
Задание 13. Заполните таблицу: «Последствия политики сплошной коллективизации».
Позитивные | Негативные |
Задание 14. Исторический источник.
Прочитайте документ и запишите ответы на вопросы:
Из «Открытого письма Сталину» Ф. Раскольникова 17 августа 1939г.
Никто в Советском Союзе не чувствует себя в безопасности. Никто, ложась спать, не знает, удастся ли ему избежать ночного ареста. Никому нет пощады. Правый и виноватый, герой Октября и враг революции, старый большевик и беспартийный, колхозный крестьянин и полпред, народный комиссар и рабочий, интеллигент и Маршал Советского Союза – все в равной мере подвержены ударам Вашего бича, все кружатся в дьявольской кровавой карусели.
Как во время извержения вулкана огромные глыбы с треском и грохотом рушатся в жерло кратера, так целые пласты советского общества срываются и падают в пропасть.
- О какой черте сложившейся в СССР тоталитарной системы идет речь в документе?
- Как вы думаете, какую социально-политическую функцию выполняла система массовых репрессий?
- В чем вы видите принципиальное различие между «красным террором» времен гражданской войны и «большим террором» 30-х гг.?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ТЕМА 2
«Конец 30-х – 1953г. (смерть Сталина)»
ЭПОХА НА ЛИНИИ ВРЕМЕНИ
1939г. 1940г.
1941 1942 1942-43 1043 1944г. 1945г. 1946 1947 1949 1953г.
Внимательно рассмотрите схему. Выполните задание к линии времени.
1) Желтым цветом закрасьте период расширения территории Советского государства накануне Великой Отечественной войны.
2) Черными кружками обведите даты, связанные с Великой Отечественной войной.
3) Штриховкой выделите время проведения международных конференций глав держав СССР, Великобритании, США.
4) Отметьте на схеме красной точкой дату начала «Холодной войны».
КАРТЫ ЭПОХИ
Задание 2. Выполните задания к картам.
1.Укажите на карте западные границы СССР к началу 40-х гг. ХХ в.
2.Отметьте зеленым цветом территории, вошедшие в состав СССР в 1939 и 1940 гг. ХХ в.
3. Закрасьте красным цветом территории, вошедшие в состав СССР в 1940 году после окончания Советско-Финляндской войны.
3адание 3. Работаем с документом:
Прочитайте документ и запишите ответы на вопросы.
Из воспоминаний К. Симонова
Сталин несет ответственность не просто за тот факт, что он с непостижимым упорством не желал считаться с важнейшими донесениями разведчиков. Главная его вина перед страной в том, что он создал гибельную атмосферу, когда десятки людей, располагавших неопровержимыми документальными данными, не располагали возможностью доказать главе государства масштаб опасности и не располагали правами для того, чтобы принять достаточные меры к ее предотвращению.
1.Согласны ли вы с мнением известного писателя? Проиллюстрируйте высказывания К.Симонова конкретными историческими примерами.
2.Как вы думаете, почему Сталин столь упорно игнорировал все предупреждения о готовящемся немцами ударе против СССР?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Заполните пропуски в тексте.
Важнейшим стратегическим объектом в наступательных планах вермахта была _________________.Захватить ее должна была _____________________________________________.Наступательная операция по взятию ______________называлась «___________________________». Для ее проведения были созданы три ударные группировки. Две из них должны были огромными клешнями охватить _________________________ с севера и юга и отрезать ее от тыла страны, а третья, центральная группировка – нанести удар непосредственно на__________________.
Наступление началось____________________________силами южной группировки противника, действовавшими в направлении ________________против войск Брянского фронта. Центральная и северная группировки немецких войск перешли в наступление __________________________.
Регулярные части Красной Армии и дивизии народного ополчения оказались _____________________в двух огромных котлах окружения в районах ___________________ и ____________________. К ________________гитлеровцы захватили города _________________________________________________.
В _____________________, после небольшой паузы, немецкие войска перешли в наступление на ________________. Используя значительное превосходство в живой силе, танках и артиллерии, гитлеровцы прорвались к ________________.
СЛОВАРЬ
Задание1. Сформулируйте определения следующих понятий:
1)Пакт - _____________________________________________________________
2)Блицкриг - __________________________________________________________
3)Оккупация-___________________________________________________________
4)Эвакуация-___________________________________________________________
5)Коалиция-____________________________________________________________
6)Капитуляция-_________________________________________________________
Задание 2.
Соедините стрелками термины, понятия и их определения.
«Барбаросса» | Штаб, официально сконцентрировавший всю полноту государственной и военной власти в годы Великой Отечественной войны |
Ставка ( ГКО) | Распоряжение ( указание) |
Коренной перелом | Разработанный германским генштабом в июне 1940г. план войны против СССР. |
Директива | Передача взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, продовольствия и др. |
Ленд - лиз | Перехват стратегической инициативы, переход от обороны к стратегическому наступлению, изменение соотношения сил. |
Задание 3. Заполните таблицу
Дата | Событие | Персоналии |
30.09. 1941г. – 20.04.1942г. | Х | Жуков Г.К. |
Х | Операция «Кольцо» | Х |
05.07.1943г. | Х | Конев И.С. |
Х | Х | Егоров, Кантария |
А)23 ноября 1042г.
Б)Битва за Москву;
В)2 мая 1945г.;
Г)Генерал-фельдмаршал Паулюс;
Д)Прохоровка
Е)Берлин.
Задание 4. Дайте определение понятию и заполните схему:
Партизанское движение-________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Формы борьбы
Наиболее известные командиры
Партизанских соединений
ЛИЦА ЭПОХИ
Задание1.Соотнесите имена исторических персонажей, изображения и краткие характеристики. Напишите цифры и буквы под соответствующими изображениями.
1.И.В.Сталин, 2.Г.К.Жуков, 3.У.Черчилль, 4. И.В.Панфилов, 5.В.М.Молотов, 6.Ю.Б.Левитан, 7.Ф.Рузвельт, 8.К.Симонов, 9.С.А.Ковпак, 10.К.К.Рокоссовский.
А) командир Сумского партизанского соединения в Вов, дважды Герой Сов. Союза, генерал-майор.
Б) Советский, государственный и партийный деятель. В 1939-49гг., 1953-56гг. министр иностранных дел СССР.
В) Маршал Сов. Союза, Маршал Польши (1949г.), дважды Герой Сов. Союза. В 1941-45гг. командующий армией, фронтами.
Г) Маршал Сов.Союза, четырежды Герой Советского Союза. В 1941-45гг. заместитель Верховного главнокомандующего. Под его руководством осуществлены крупнейшие операции Вов. 8 мая 1945г. принял капитуляцию фашистской Германии.
Д) Генерал-майор, под чьим командованием воины 316-й стрелковой дивизии героически сражались в Московской битве.
Е) Политический деятель. Герой Сов.Союза. Генералиссимус Советского Союза. В 1922-53гг. Генеральный секретарь ЦК партии. Установил в стране тоталитарный режим.
Ж) Диктор Всесоюзного радио, народный артист СССР.
З) Русский, советский писатель, поэт. Автор романа-трилогии «Живые и мертвые», стихов «Жди меня».
И) 32-й президент США.
К) Премьер-министр Великобритании в 1940-45гг. Автор речи «Мускулу мира» 5 марта 1946г. в г. Фултон, положившей начало « Холодной войны».
Задание 2. Рассмотрите карикатуры Кукрыниксов (творческий коллектив советских художников М.В.Куприянова, П.Н.Крылова и Н.А.Соколова) и определите к событиям какого года войны относится каждая из них. Какие фрагменты карикатуры помогли вам определить год.
Задание 3. Допишите предложения.
- «Демократический импульс» Великой Отечественной войны проявился в общественно-политической жизни страны в _________________________________________________________________________________
- Основными альтернативами общественно-политического развития СССР в эти годы были_____________________________________________________________________________________
- Тоталитарная тенденция развития советского общества после войны нашла свое выражение в __________________________________________________________________________________________
- ___________________________ альтернатива победила в силу следующих причин:______________________________________________
- Выразителями «демократической альтернативы» были _____________________________________________
- Представителями тоталитарной альтернативы являлись ______________________________________________________________________________________________
Задание 4. Дайте определение понятиям:
Экономическая дискуссия-___________________________________________
Дефицитная экономика-_____________________________________________
Диспропорция-_____________________________________________________
Конверсия-_________________________________________________________
Репарация-_________________________________________________________
Хозрасчет-__________________________________________________________
Агрогород-__________________________________________________________
Задание 5.
Составьте фишбоун «Оценка деятельности И.Сталина. На верхних ребрах поместите примеры политики, направленные на укрепление тоталитарного режима, на нижних – характерные условия превращения СССР в сверхдержаву (из приведенного ниже списка) Самостоятельно сформулируйте вывод с оценкой деятельности И.Сталина в целом.
ОЦЕНКА
?
Проблемы
?
1)Организация публичных политических процессов против партийных оппозиций;
2)Ускоренная индустриализация в СССР;
3)Достижение экономической независимости;
4)Массовые репрессии;
5)Сплошная коллективизация сельского хозяйства;
6)Окончательный разгром фашистской Германии во Второй мировой войне;
7)»Культурная революция».Сплошная грамотность населения;
8)Краткосрочное восстановление разрушенного хозяйства в ходе Великой Отечественной войны;
9)Идеологическое закрепощение общественного сознания;
10)Создание СЭВ, расширение влияния СССР в мире;
11)Создание советской атомной бомбы;
12)Героизм и сплоченность советского народа.
Задание6. Историческое сочинение.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ТЕМА 3
КОНЕЦ 1950-х гг. – 80-е гг. ХХ в.
Эпоха на линии времени
1957 1961 1962 1963 1964 1965 1972 1974 1975 1977 1979 1982 1984 1985 1988 1989 1990 1991 1991г.
Внимательно рассмотрите схему. Выполните задания к линии времени.
1)Выделите на линии времени разным цветом хронологические рамки правления Н.С.Хрущева, Л.И.Брежнева, Ю.В.Андропова, К.У.Черненко, М.С.Горбачева.
2) Зелеными кружками отметьте события , относящиеся к периоду «оттепели».
3) Красными кружками отметьте события времен «Перестройки».
Задание 1. Работа с графиком.
Рассмотрите график «Численность в исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР за 1953-1955гг.», ответьте на вопросы и выполните задание.
А) Какой вывод об изменении количества заключенных можно сделать непосредственно на основании данного графика?
Б) С какими процессами, происходившими в стране, связано это изменение?
В) Используя график, выразите в процентах ( приблизительно) изменение количества заключенных к 1956г. по сравнению с 1953г.
СЛОВАРЬ
Задание 2. Напишите термины и понятия на месте пропусков:
1)Процесс перевода вооруженных сил и экономики государства с военного положения на мирное-____________;
2)Земли, покрытые естественной растительностью, которые веками не распахивались- ____________________;
3)Название периода в истории советского государства, относящиеся ко времени правления Н.С.Хрущева-___________________;
4)Произвольные политические решения, игнорирующие объективные законы, реальные условия и возможности-_____________________________________.
Задание 3. Сформулируйте определение понятий:
Дезинтеграция - ________________________________________________;
Диссидент - ____________________________________________________;
Доктрина - _____________________________________________________;
Иерархия - _____________________________________________________;
Конформизм - __________________________________________________;
Космополитизм -________________________________________________.
Задание 4. Заполните пропуски в таблице:
Сентябрь 1953г. | Х | Х |
Х | Х | комсомольцы |
Х | «Карибский кризис» | Фидель Кастро |
1965 | Экономическая реформа | Х |
1975 | Х | Хельсинки |
Х | Первый полет человека в космос | Х |
А) 1954г.;
Б) Косыгин А.Н.;
В) Хрущев Н.С.;
Г) Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе;
Д) начало освоения целинных земель;
Е) 1962г.;
Ж) Первый Секретарь ЦК КПСС.
Задание 5. Определите, какие из данных изображений относятся к периоду 1964 – 1985гг.
Задание 6. Работаем с картой.
«Экономика СССР в 1966 – 1991гг.» Выполните задания.
- Найдите на карте важнейшие промышленные объекты, построенные в 1966-1991гг.(Волжский автомобильный завод, Братская ГЭС, Красноярская ГЭС, места добычи нефти и газа в Западной Сибири, Ленинградская атомная электростанция, Саяно-Шушенская ГЭС, Усть-Илимская ГЭС, Камский автомобильный завод, Байкало-Амурская железнодорожная магистраль.
- Напишите названия промышленных районов.
- Прочитайте отрывок и впишите название, пропущенное в тексте. Найдите на карте объект, о котором идет речь. 26 апреля 1986г. в 1:23 проводилось плановое выключение реактора, длившееся 20с., но спустя несколько секунд в результате резкого скачка напряжения в 4-м энергоблоке ______________________________ АЭС произошел тепловой взрыв, в результате которого в атмосферу было выброшено около 520 опасных радионуклидов.
Задание7. Сгруппируйте термины, названия по двум (сформулированными вами) критериям, напишите их определения.
Атомный ледокол- ______________________________________________________________-;
МТС- __________________________________________________________________________;
Искусственный спутник- __________________________________________________________;
Аграрный сектор- _______________________________________________________________;
НИИ- __________________________________________________________________________;
«Совнархоз»- ___________________________________________________________________.
_______________________________________ _________________________________
_______________________________________ _________________________________
_______________________________________ _________________________________
_______________________________________ _________________________________
_______________________________________ _________________________________
_______________________________________ _________________________________
ЛИЦА ЭПОХИ
Сгруппируйте имена исторических деятелей по предложенным критериям. Запишите выбранные цифры в соответствующие колонки.
Руководители партии и правительства в 1960-е-1980-егг. | Ученые СССР | Деятели культуры |
1.Хрущев Н.С.,2.Косыгин А.Н., 3.Брежнев Л.И., 4.Горбачев М.С., 5. Андропов Ю.В., 6.Громыко А.А., 7.Пастернак Б., 8.Неизвестный Э., 9.Суслов М., 10.Сахаров А.Д., 11. Королев С.П., 12. Курчатов И.В., 13. Солженицын А.И., 14.Ростропович М.Л., 15. Чухрай Г.Н., 16. Капица П.Л., 17. Тамм И.Е., 18. Ландау Л.Д.
А) Советский, партийный и государственный деятель, Первый секретарь ЦК КПСС в 1953-1964гг. Председатель Сов. Мин.в 1958-1964гг. На ХХ съезде КПСС выступил с осуждением Сталина.
Б)Советский государственный деятель, Генеральный секретарь ЦК КПСС в 1982-1984гг. В первые месяцы своего правления провозгласил курс, направленный на социально-экономические преобразования.
В) Советский и политический деятель. Отвечал за все вопросы идеологической политики в стране. Им была разработана теория «развитого социализма».
Г) Советский физик, академик Ан СССР и политический деятель, диссидент и правозащитник, один из создателей советской водородной бомбы. В 1979г. публично выступил против ввода советских войск в Афганистан. Был лишен всех правительственных наград, выслан в Горький. В марте 1989г. был избран народным депутатом СССР.
Д) Российский физик, организатор и руководитель работ по атомной науке и технике в СССР, академик АН СССР с 1943г.
Е) Российский кинорежиссер, народный артист СССР с 1981г.; фильмы: «Сорок первый», «Баллада о солдате», «Чистое небо» и др.
Ж) Российский физик, теоретик, основатель научной школы, академик АН СССР с 1946г., Нобелевский лауреат в 1962г.
З) Советский государственный и партийный деятель, Председатель Совета Министров СССР в 1964-1980гг., инициатор проведения экономической реформы.
И) Русский писатель. Автор известного романа «Доктор Живаго», Нобелевский лауреат в 1958г.
К) Русский скульптор, график.
Л) Организатор ракетной и космической программы в СССР, основоположник практической космонавтики, академик АН СССР с 1958г.
М) Русский виолончелист, дирижер. С 1974г. работал за рубежом. В 1977-94гг. возглавлял Национальный симфонический оркестр в Вашингтоне.
Н) Российский физик, теоретик, основатель научной школы, академик АН СССР с 1953г. Один из авторов теории излучения Черенкова-Вавилова. Нобелевский лауреат в 1958г.
О) Советский политический и государственный деятель. Первый(1964-66гг.) и Генеральный (1966-82гг.) секретарь ЦК КПСС, Председатель ВС СССР (1960-64гг, 1977-1982гг). Автор воспоминаний «Малая земля», «Возрождение».»Целина». Для стиля его правления характерен консерватизм. При нем ВПК достиг своего апогея.
П) Крупный дипломат и государственный деятель СССР, министр иностранных дел в 1957-1985гг. В международных дипломатических кругах его называли «Господин «НЕТ».
Р) Российский физик, академик АН СССР с 1939г. Нобелевский лауреат в 1978г. за фундаментальные открытия в области физики низких температур.
С) Писатель, общественный и политический деятель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1970г., диссидент.
Т) Советский и российский государственный общественный деятель, Генеральный секретарь ЦК КПСС в 1985-1991гг. Президент СССР в 1990-91гг., инициатор Перестройки в СССР, лауреат Нобелевской премии мира 1990г.
Задание1. Работа с документом.
Из статьи маршала С.Ф. Ахромеева.
«В целом для Вооруженных сил в мирное время расходы материальных ресурсов в Афганистане были очень чувствительными. Афганистан обходился дорого. Каждый день войны 40-й армии обходился в 6,0 – 6,5 млн рублей. Кроме того, постоянно всем необходимым надо было снабжать афганские войска. В итоге стране каждый день войны обходился в 10-11 млн рублей.
Война в Афганистане нанесла ущерб авторитету Советских Вооруженных сил. Им была поставлена неправомерная и нереальная задача: военным путем заставить народ, численностью 17 млн. человек, подчиниться непопулярному правительству, опирающемуся на советские штыки. Она была непосильна и для армии численностью 75 тыс. человек, увеличенной затем до 108 тыс. ... Здравомыслящим людям заранее была очевидна призрачность иллюзий, которые питал кое-кто насчет того, что воевать советским войскам в Афганистане не потребуется. Они, дескать, будут стоять гарнизонами, защищая революционный режим от попыток его свержения внешними силами, а с внутренними мятежными силами справится афганская армия. Реальная действительность быстро развеяла эти иллюзии. Советским войскам пришлось втянуться в девятилетнюю кровавую авантюру…»
1)В каком году началась советская военная кампания, о которой говорится в тексте? Укажите фамилию руководителя СССР, при котором она началась, и фамилию руководителя СССР, при котором она окончилась?
2)Чем было вызвано участие советских войск в этом военном конфликте? Приведите не менее трех причин.
3)Какие последствия с точки зрения автора имела данная война для СССР? Какие последствия можете указать вы? Назовите всего не менее трех последствий?
Задание 2. Смотрим и думаем: рассмотрите плакаты времен перестройки и укажите, какие события, явления, процессы нашли в них отражение.
Задание 3. Составьте фишбоун «Оценка деятельности М.С.Горбачева». Напишите аргументы, доказывающие тезис, помещенный в «голове рыбы». На верхних «ребрах» укажите мероприятия, направленные на ускорение социально-экономического развития страны, на нижних причины неудач преобразований. Перечислите причины распада СССР
Развал СССР
Ускорение социально-экономического развития страны:
Задание 4. Попробуйте доказать утверждение, что крах Перестройки был основной предпосылкой ликвидации социализма в СССР.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ТЕМА 4
1990-егг ХХ века – начало ХХ1 века
Эпоха на линии времени
Внимательно рассмотрите схему. Выполните задания к линии времени.
1)Отметьте желтым цветом время правления Б.Н.Ельцина, зеленым цветом время правления В.В.Путина, синим цветом время правления Д.А.Медведева.
2)Выделите фигурными скобками период либеральных реформ 90-х гг. , штриховкой годы внедрения национальных проектов «Образование», «Здравоохранение».
1989 1990 1991 1992 1993 1994 1998 2000 2001 2005 2006 2007 2008 2012 2015гг.
Карта эпохи
«Российская Федерация и сопредельные государства»
1)Обведите границы СССР и подпишите названия государств, которые ранее входили в состав СССР в качестве союзных республик.
2)Закрасьте территорию Российской Федерации.
3)Обведите границы федеральных округов Российской Федерации, подпишите их.
4)Подчеркните на карте названия городов, являющихся центрами федеральных округов.
СЛОВАРЬ
Задание 1. Соотнесите термины и их определения. Запишите в таблицу выбранные буквы под соответствующми цифрами.
| А. множественность, многообразие | |||||
| Б. государство, состоящее из федеральных единиц. Действует единая конституция, общие для всех | |||||
| В. договор о принципах и условиях создания союзного государства. | |||||
| Г. существование в политической системе страны различных политических партий и движений. | |||||
| Д. государство, в котором отсутствуют обособленные (самостоятельные) государственные образования. | |||||
| Е. объединение государств, которые сохраняют независимость, имеют собственные органы гос. власти и управления и договариваются о совместном решении некоторых вопросов. | |||||
| Ж. стремление к отделению, обособлению. | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Задание 2. Соотнесите даты и события. Запишите в таблицу выбранные буквы под соответствующими цифрами.
| А. Президент Ельцин обнародовал программу перехода к рынку. |
| Б. Принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР. |
| В. выборы народных депутатов РСФСР. |
| Г. уход в отставку Президента СССР Горбачева М.С. Существование СССР прекращено. |
| Д. признание независимости Эстонии, Латвии и Литвы. |
| Е. первые выборы Президента России. Победа Ельцина Б.Н. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
ЛИЦА ЭПОХИ
Задание 1. Соотнесите имена государственных деятелей, их изображения и краткие характеристики. Напишите цифры и буквы под соответствующими изображениями.
.Ельцин Б.Н., 2.Руцкой А.В., 3.Зюганов Г.А., 4.Жириновский В.В., 5.Примаков Е.М., 6.Путин В.В., 7.Медведев Д.А., 8.Гайдар Е.Т., 9.Черномырдин В.С., 10.Шойгу С.К., 11.Лавров С., 12.Миронов С.
А) Российский государственный деятель. Председатель Верховного Совета РСФСР в 1990-1991гг.,Президент РФ (1991-1999гг.), один из инициаторов Беловежских соглашений о ликвидации СССР и создании СНГ, принятия Конституции РФ 1993г.
Б)Вице-Президент РФ в 1991-1993гг.
В)Лидер оппозиционной партии КПРФ,
Г)Лидер оппозиционной партии ЛДПР,
Д) Бывший глава Службы внешней разведки, министр иностранных дел, академик, Председатель правительства РФ в 1998г.
Е)Российский государственный деятель, Президент РФ в 2000-2008гг и с 2012г. Председатель Правительства РФ в 1999-2000гг., 2008-2012гг.
Ж) Российский государственный деятель. Президент РФ в 2008-2012гг. Председатель Правительства РФ с 2012г.
З) Российский государственный и политический деятель, экономист, идеолог и руководитель экономических реформ начала 1990-х гг.
И)Российский государственный и общественный деятель. Председатель Правительства РФ в 1993-1998гг. Посол России на Украине в 2001-2009гг.
К) Министр обороны РФ, генерал армии, Герой России.
Задание 2. Изучите таблицу «Строительство обновленной Федерации». Запишите вывод об изменениях, которые происходили в России в к.ХХ – нач. ХХ1 вв., их причинах и последствиях.
Ельцин Б.Н. | Путин В.В. | Медведев Д.А. |
1990г. программа экономического развития России «500 дней» Октябрь 1991г. – программа перехода России к рынку. «Шоковая терапия» 1992г. Приватизация гос. собственности. «Министерская чехарда». 1993г.- Конституция РФ. Российская многопартийность. В основу государственного устройства положен принцип разделения властей. Оформление парламентаризма. | Продолжение курса на либерализацию экономики. Консолидация российского общества. Государственная поддержка науки, образования, культуры, здравоохранения. Создание федеральных округов (7). Создание «новой вертикали власти». Создание Государственного Совета. Новая государственная символика . Реформа Вооруженных Сил РФ 2000г. Принятие мер на поддержку малого и среднего бизнеса. Новые налоговый и таможенный кодексы. Земельный кодекс РФ. Льготное кредитование аграрных предприятий. Начало социальных реформ (пенсионной системы, здравоохранения, монетаризация льгот). Принятие новой концепции внешней политики России. Развитие партнерских отношений со всеми странами мира. Поддержка западных стран в борьбе с международным терроризмом. | 2009г. – провозглашение курса на «модернизацию».Реформа Вооруженных Сил РФ. 2011г. – «Закон о полиции». Договор о создании единого таможенного пространства (Россия, Белоруссия, Казахстан). «Программа 4 И»: институты, инновации, инвестиции, инфраструктура. |
Вывод: _________________________________________________________________________________________ .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренажер "Мультипликационные герои - Россия, Америка, Великобритания"
Тренажер прденазначен для детей дошкольного возраста. Каждый слайд предлагает ребенку сделать выбор из 3 персонажей соответственно флагу страны. Если герой выбран правильно - падается приятный звукоко...
Модульное календарно-тематическое планирование по истории (интегрировано) 11 класс ( учебники: " Н.В.Загладин и др. "История России и мира", 2012 г.; О.В.Волобуев и др. "История России ХХ-начало XXI века", 2010 г.)
Модульное планирование помогает более объективно выставлять оценки , т.к. деление на модули помогает принимать зачёты и по зарубежной истории, и по истории России независимо от выставления оценок по п...
Технологическая карта урока №1 по истории России 6 класс ( к учебнику Андреева И.Л. "История России с древнейших времен до XVI в." )по теме:" Введение. Человек и история"
Педагогическая цельпознакомить учащихся с целями, задачами и предметом курса «История России с древнейших времен до начала XVI в.», а также структурой учебника и основными приемами учебной деятельнос...
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...
Тест тренажер по истории России 6 класс
Тест -тренажер по теме "Культура Древней Руси"...
Тренажер для подготовки к ВПР по истории России, 7 класс
В презентации-тренажере приведены основные события 16 века России, примеры заданий, которые могут быть в ВПР. Может использоваться как презентация на уроке-повторении истории 16 века или для само...
Тренажер по теме «Россия и народы Северного Кавказа»
Тренажер по теме «Россия и народы Северного Кавказа»...