выступление на семинаре учителей истории
статья по истории (11 класс) на тему
выступление на семинаре учителей истории по теме современные образовательные технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
falina_lidiya_valerievna.docx | 30.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Фалина Лидия Валериевна. Учитель истории и обществознания МКОУ "Николо-Поломская СОШ"
Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания.(выступление на семинаре учителей истории)
Качественный скачок в развитии новых технологий во всех сферах человеческой деятельности повлек за собой и резкое возрастание потребностей общества в творческих людях, способных создавать новое в производственной и социальной жизни, умеющих ставить и решать новые проблемы, актуальные и для современного общества, и для будущего.
В этих условиях, я считаю, моя роль как учителя меняется в сравнении с традиционным периодом обучения. Общество возлагает все большую ответственность на школу, на учителя за формирование компетентных, способных адаптироваться в меняющихся социально-экономических и политических условиях, способных к самореализации граждан страны. Мы сейчас работаем совершенствуя свое педагогическое мастерство, в условиях внедрения федеральных образовательных стандартов нового поколения. Урок меняется коренным образом. И только через деятельностные, развивающие образовательные технологии можно приблизить урок к стандартам современных требований. В своей работе я широко использую методы проблемного обучения, опорные схемы и сигналы по Шаталову, метод конструирования таблиц, метод причинно следственных связей, информационные технологии и метод проектов. Я использую опыт коллег, представленный на разных образовательных сайтах. Есть находки, которые я хочу представить в своем выступлении, не называя авторов.
По мнению учёных проблемному обучению принадлежит ведущая роль в развитии творческого потенциала личности обучающихся. "Эта концепция привнесла в теорию и практику образования систему формирования творческих способностей учащихся, а не просто отдельные приёмы активизации познавательных интересов, мышления и т.д.» В.Т. Кудрявцев.
Проблемное обучение - одна из составляющих в активизации развивающего потенциала обучения. Это организованный преподавателем способ активного взаимодействия
субъекта с проблемным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания, система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование творческого процесса за счёт создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.
Цели проблемного обучения: развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений, усвоение учащимися знаний, умений в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы, развитие профессионального проблемного мышления.
Учитель должен создать педагогические условия успешности проблемного обучения: создание познавательных трудностей, соответствующих интеллектуальным способностям обучаемых, обеспечение обучаемых совокупностью знаний по предметному содержанию проблемной ситуации, формирование у обучаемых операционных умений решения проблемных задач.
Важно создать проблемную ситуацию - сложное психическое состояние, затрагивающее познавательно-эмоциональную сферу ( I этап самостоятельной умственной деятельности учащегося). Признаки проблемной ситуации: необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом, отношении, способе или действии, наличие неизвестного для учащегося, характеристикой которого является степень обобщения, возможности учащегося, включающие как его творческие способности, так и достигнутый им уровень знаний.
Уровни проблемности: - 1. Учитель сам анализирует проблемную ситуацию, выявляет проблему, формулирует задачу и направляет обучаемых на самостоятельный поиск путей решения. 2. Учитель вместе с учениками анализирует ситуацию и подводит их к проблеме, а они самостоятельно формулируют задачу и решают её. 3. Анализ, формулировку и оптимальный выбор решения проблемы осуществляется учениками самостоятельно.
Далее необходимо сформулировать проблемный вопрос – самостоятельная форма мысли и проблематизированное высказывание. Формы проблемного вопроса: предложение или обращение, требующее ответа или объяснения, проблема, задача, требующая решения. Типы проблемных вопросов: проверяющие направленность внимания, направленные на проверку прочности ранее усвоенных знаний, помогающие находить ученику различие и сходство предметах и явлениях, помогающие отбирать факты для доказательства, направленные на подтверждение правил, направленные на нахождение причины явления и оценку его значения, направленные на проявление закономерности, описание явления во всех связях и в развитии, формирующие убеждённость, развивающие навык самовоспитания.
Более высокий уровень-это проблемная задача – это проблема с указанием параметров условий решения. Проблемная задача отличается от проблемы тем, что в ней заведомо ограничено поле поиска решения. Компоненты проблемной задачи: условие, проблемный вопрос и искомое. Сложность задачи обусловлена 3 факторами: составом условия: чем больше в нём данных, которых нужно учесть при решении задачи, тем она сложнее, расстоянием между вопросом задачи и ответом на неё, т.е. числом суждений, логических звеньев, необходимых для решения задачи (ведущий фактор сложности), составом решения, т.е. числом выводов, которые можно сделать в результате решения задачи. Дидактические цели решения проблемных задач заключаются в том, чтобы привлечь внимание учащихся к учебному материалу, мотивировать познавательный интерес, активизировать умственную деятельность учащихся, поставив их перед посильными познавательными затруднениями, помочь учащимся увидеть основную проблему и определить наиболее рациональные пути её решения.
Совсем другое дело творческая задача – это задача, при которой необходимо найти новый алгоритм решения. Основной признак творческого процесса – отказ от традиционного подхода к интерпретации существующих данных. Творческие задачи позволяют: обобщить, повторить и усвоить учебный материал, ознакомить учащихся с последними достижениями в предметных областях, развивать творческие способности, познавательный интерес, абстрактное и логическое мышление, формировать навыки совместной работы, устанавливать межпредметные связи. Экспериментальная задача – составление гипотезы, формулировка выводов из результатов опыта, доказательство выдвинутых предположений. Её план: выдвижение гипотезы, обсуждение способов её проверки, конструирование опыта и его проведение.
Есть разные методы проблемного обучения: проблемное изложение знаний
активизирующее изложение, изложение с проблемным началом , частично-поисковый, или эвристический метод , исследовательский метод (организация поисковой познавательной деятельности учащихся путём постановки задач, требующих самостоятельного творческого решения).
Формы проблемного обучения: урок сравнительно-обобщающего
характера, урок с включением морально-этической проблемы, урок сознательного применения диалектического метода к анализу конкретных явлений.
Формы проблемного урока: урок сообщения новых знаний (урок-лекция, урок-беседа, урок-рассказ, урок решения познавательных задач, лабораторная работа, ученическое исследование), урок формирования умений и навыков (обзорная лекция, лабороторные и практические работы, обобщающая письменная самостоятельная работа, решение типовых задач, диспут, урок- семинар, урок конференция), урок решения познавательных задач, урок решения проблем, урок-защита рефератов, урок зачёт «Мозговая атака».
Можно обозначить этапы деятельности учителя: 1. Разработка проблемных вопросов. 2. Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию 3. Формы решения проблемных ситуаций. 4. Определение факторов создания проблемных ситуаций. 5. Создание блоков проблемных уроков. 6. Подготовка проблемных домашних заданий. 7. Разработка проблемного дидактического и контрольного материала.
Обобщённый алгоритм подготовки проблемного урока:
-Тема урока, новое название и его тип.
-Постановка проблемы (побуждающий диалог от проблемной ситуации, подводящий к проблеме диалог, сообщение темы с приёмом для её принятия).
- Поиск решения.
Основные виды проблемного урока:
- урок-дискуссия;
- урок-проблемная лекция;
- урок-семинар;
- урок-исследование;
- версионный урок;
- эвристическая беседа-семинар;
- комплексы проблемных уроков (лекция – семинар – лабораторный практикум – решение задач – контроль знаний – зачёт – обобщение знаний).
Проблема возникает не тогда, когда один высказывает правильную мысль, а другой ложную. Если один высказывает правильную мысль, а другой неправильную, то проблемы нет. Проблема возникает тогда, когда два человека говорят противоположные вещи и оба правы. Вот тогда впервые возникает проблема.
Обучение ведёт за собой развитие ребёнка, оно ориентировано на зону ближайшего развития. Развивающее обучение обеспечивает развитие познавательных способностей и интеллекта и направлено на формирование новых качеств личности.
Дидактическими принципами развивающего обучения являются:
- системность и целостность содержания;
- ведущая роль теоретических знаний;
- обучение на высоком уровне трудности;
- изучение быстрым темпом;
- осознание процесса обучения (рефлексия);
- включение в процесс обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы;
- дифференциация процесса обучения, его индивидуализация
Наиболее полно принципы развивающего обучения реализуются в технологии проблемного обучения, которая обязательно включает в себя систему проблемных задач различного уровня сложности. Характерной чертой проблемного обучения является функция развития творческих способностей. В процессе решения цепи проблемных ситуаций в ходе проблемно- исследовательской деятельности учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а в результате этого формируются творческие способности, продуктивное мышление, воображение, интерес к познанию.
Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика. Суть активности, достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что ученик должен анализировать фактический материал и оперировать им так, чтобы самому получить из него новую информацию. Другими словами это расширение, углубление знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний. Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, оно ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию. Это и есть поисковый метод учения как антипод методу восприятия готовых выводов учителя (хотя последний метод тоже вызывает определённую активность ученика).
Проблемное преподавание определяется как деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, изложению учебного материала с его (полным или частичным) объяснением и управлению деятельностью учащихся, направленной на освоение новых знаний – как традиционным путем, так и путем самостоятельной подготовки учебных проблем и их решения.
Основная цель преподавания истории в школе- развитие личности ученика на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры. Уроки истории должны учить школьника не пассивному запоминанию фактов, а умению самостоятельно находить причинно –следственные связи между историческими явлениями. Учебный процесс важно осуществлять на основе организации активной познавательной деятельности учащихся Причинность или причинно- следственная связь - связь между одним событием, которое называют причиной, и другим событием, которое называют следствием.
Задача учителя сформировать умение устанавливать причинно- следственную связь,то есть определение явления –причины, которое так связано с другими явлениями, называющимся следствием, что возникновение причины неизбежно влечет за собой возникновение следствия. Для этого в качестве основного задания выступает вопрос, ответ на который требует установления причинно- следственной связи. Чтобы ответить на вопрос необходимо совершить ряд действий, которые обозначены как микро умения. Поэтому учащемуся даю ряд заданий, направленных на формирование данных микро умений. Умение учащихся устанавливать причинно-следственную связь состоит из микро умении: выделять в вопросе следствие, выделять в следствии объект анализа, давать описание объекту, выделенному из следствия, выделять дополнительные характеристики, содержащиеся в следствии, переформулировать вопрос.
Для того чтобы установить причину исторического события ученик должен сделать следущее - 1.проанализировать вопрос и выделить в вопросе следствие, 2.проанализировать следствие, которое дано в вопросе, выделить объект анализа, определить объект, т.е. дать описание объекту,выделить дополнительные характеристики, содержащиеся в следствии
3.переформулировать вопрос, заменить прописанный в вопросе объект на сочетание «объект + характеристика объекта»
Таким образом: умение учащихся устанавливать причинно-следственную связь состоит из микро умении: выделять в вопросе следствие, выделять в следствии объект анализа, давать описание объекту, выделенному из следствия, выделять дополнительные характеристики, содержащиеся в следствии, переформулировать вопрос.
Задача учителя – создать на учебном занятии условия для формирования у учащихся умения находить причину любого исторического события Для обеспечения такой работы применяю следующий прием – работа в парах, направленная на нахождения причин исторического события. Для обеспечения включенности каждого в работу – работаем по алгоритму. Если ученики выполняют предложенные задания, то для организации рефлексии вновь задаются вопросы. Это могут быть вопросы следующего характера: - какие действия ты совершал? - каким образом у тебя получилось выполнить данное задание? Основываясь на ответе ученика, делаю вывод о том, действительно ли у ученика сформировано умение устанавливать причинно-следственные связи, или выполненное задание - это результат хорошего владения учебным материалом.
В целом умение устанавливать причинно- следственные связи считается сформированным, если правильно выполнены все задания. В случае, если ученик не может дать правильного ответа, определяется характер затруднений и организуется работа по его устранению. Для этого учащемуся даются упражнения на формирование того микро умения, в использовании которого были выявлены затруднения.
Система школьного образования вообще, и исторического, в частности, не рассчитана на подготовку учащихся к выполнению тестовых заданий ЕГЭ. В итоге, учащиеся вынуждены готовиться к ЕГЭ самостоятельно, в свободное от школьных занятий время. Встает вопрос как помочь обучающимся в подготовке к выпускной аттестации. Я для этого использую таблицы и схемы. В сети Интернет нашла опыт использования таблиц одного из коллег, который переработала под себя, использование Шаталинского метода опорных схем и сигналов помогают мне рационально использовать время исправляться с объемным материалом.
Есть несколько вариантов составления сводных, синхронистических и сравнительных таблиц. Это позволяет при подготовке к экзаменам серьезно экономить и время, и место для записей необходимого материала. Простое запоминание дат не дает обычно нужного результата из-за разрозненности событий. Поэтому целесообразно создавать своеобразные хронологические комплексы, то есть ряды логически связанных между собой дат и фактов. Такие хронологические комплексы позволяют не только синхронизировать события, но и классифицировать или сравнить те или иные процессы. Комплекс позволяет отразить длительность исторических явлений, их последовательность, одновременность, фиксировать наиболее важные события и явления, происходившие в разных странах, или регионах одной страны примерно в одно и то же время.
Работа историка и изучающего историю начинается с составления хронологии, то есть установление последовательности событий. Затем следующий шаг – периодизация истории, то есть сгруппировать даты и события в крупные, логически законченные этапы развития того или иного события или процесса. Периодизация носит искусственный характер, но она позволяет несколько облегчить изучение событий и процессов, так как заменяет непрерывность течения истории на некие «воображаемые деления» – значимые структуры.
Каждая сфера жизни общества имеет свою специфику: периодизация развития политической сферы общества не совпадает с этапами экономического развития. Но здесь возникает другая проблема – разбивка периодов по сферам жизни общества может создать эффект «множественности» времен, распадающихся на отдельные части, не связанные друг с другом. Поэтому на протяжении школьного курса истории на всех уровнях школьного исторического образования подготовка учащихся в сфере хронологии приобретает ведущее значение. Методической задачей учителя при подготовке к ЕГЭ по истории является сформировать интерес учащихся к работе с хронологией, умения и навыки систематизации, анализа и синхронизации исторических процессов.
Рассмотрим некоторые варианты.
Первый вариант – сводная таблица, где представлены все основные материалы по определенному периоду: она разбита по вертикали на 4 части – по четвертям столетия. Так как те или иные общественно-исторические процессы развиваются достаточно медленно, то такое деление одного столетия позволяет определить основные изменения на протяжении одного-двух поколений. По горизонтали – деление по определенным направлениям: ведущие тенденции исторического развития: позволяет раскрыть особенности развития общества в этот период, а если положить листы таблицы рядом, то можно, таким образом, и проследить изменения и по более крупным периодам;
хронологический ряд: запись основных событий данного периода, разбивка по четвертям столетия создает возможность соотносить события;
хронологический ряд: основные события, современные русской истории – возможность соотнесения событий русской истории и всемирной;
биографический ряд и современники: привязка конкретных деятелей к данному периоду русской истории и сопоставление с иностранными государственными деятелями и выдающимися людьми;
географический ряд: взаимосвязь определенных исторических процессов и особенностей географического фактора, влияющих на развитие страны;
политический ряд: характеристика политической системы, властных отношений;
экономический ряд: особенности развития экономики, хозяйственных связей, производственных отношений, занятий населения;
социальный ряд: отношения между людьми, социальная структура, взаимосвязи между социальными группами, особенностями отношений между сословиями, классами и социальными группами;
культурный ряд: основные условия и особенности развития духовной сферы жизни общества, направления развития культуры, достижения.
Такая таблица позволяет решать две основные задачи:
– предложен набор рядов, позволяющих дать огромный исторический материал в самом сжатом виде;
– содержание каждого из рядов можно рассматривать как по горизонтали (развитие процесса), так и по вертикали (особенность развития каждого периода по всем рядам).
Вторая таблица – это более крупное деление на периоды развития – тысячелетие. Наиболее значительные изменения происходят в среднем в периоде 1000 – 500 лет – это позволяет более четко проследить закономерности развития общества. Кроме того, рассмотрение материала возможно как по горизонтали, то есть основные вопросы рассмотрения – в развитии, так и по вертикали – по историческим периодам.
Основные вопросы анализа:
периодизация: II, I тысячелетия до нашей эры, I тысячелетие нашей эры;
основные культуры и ареалы расселения славян: выделение определенных этапов через археологические культуры;
жилища: через условия быта раскрываются особенности развития общества, культуры, так менталитета этноса;
основные занятия: развитие хозяйственных связей между людьми, производства..;
развитие славянского общества: развитие социально-политических связей;
основы культуры и духовной жизни: историческая память является основой для археологического слоя мифологии.
Третья таблица – сравнительная. Такая таблица позволяет не только сравнить ключевые темы, но и создать базу для восприятия исторических процессов разных стран и народов, цивилизаций как единого всемирно-исторического процесса. Кроме того, найти общие и различные черты в однотипных процессах. Для изучения истории России такое сравнение позволяет понять место и значение нашей страны в истории человечества.
Самостоятельная работа учащихся под руководством учителя позволяет провести анализ исторического материала для сравнения аналогичных процессов – выделение общих черт и отличий в них. Этот материал необходим для выполнения заданий группы «С».
Четвертый вариант – «Лента времени» . «Лента времени» составляется по векам (один модуль на период с IX по XVI век, по два модуля на XVII – XVIII века, по четыре на XIX – XX века). Составление такого модуля учащимися так же позволяет систематизировать исторический материал по периодам. На оборотной стороне такого модуля информации учащиеся дают определения приведенным понятиям и терминам, характеристикам историческим процессам. Кроме того, использование исторической карты позволяет проводить пространственную локализацию фактов – отнесение событий, явлений и процессов к определенному месту. Изучение исторической карты позволяет проводить комплексный поиск исторической информации, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений.
Дополнением к «Ленте времени» является «историческое домино» – карточки : на одной стороне – имя, дата, понятие или термин, на другой стороне – расшифровка. Перебирание таких карточек позволяет проводить повторение по двум направлениям: по конкретному периоду, что называется «вразброс».
Пятый вариант. При тестировании проверяется степень знакомства учащихся с наиболее значимой информацией. «Исторический лексикон» позволяет закрепить важные имена существительные: – имена собственные (фамилии, прозвища исторических деятелей, способствующих «привязыванию» конкретного деятели к событию, например, Александр Невский, Александр Благословенный, Александр Освободитель), географических названий (Константинополь – Царьград – Стамбул), разнообразных понятий, определений, терминов.
Шестой вариант – аналитическая таблица на примере характеристики роли географического фактора в истории нашей страны. Выявление положительных и отрицательных сторон того или иного процесса является очень сложным заданием: увидеть разные грани одного и того же процесса и сделать выводы, определить все «за» и «против». Интерпретация и критический анализ явления является темой самостоятельного исследования учащихся, направленного на формирование умений проводить анализ внешних и внутренних особенностей исторического процесса, явления или события.
Использование таких таблиц позволяет оказать посильную помощь старшеклассникам собрать, систематизировать, проанализировать и использовать огромный исторический материал при подготовке к ЕГЭ по истории.
От каждого учителя сегодня требуется: точное определение объема и содержания учебного материала, предназначенного для изучения на уроке. Систематизация учебного материала в соответствии с логикой учебного предмета, его структурой, а так же в соответствии с принципами дидактики. Деление учебного материала на легко усваиваемые и тесно между собой связанные части. Усвоение частей, сопровождающихся контролем и корректированием результатов усвоения. Учет индивидуальных темпов усвоения учебного материала школьниками и темпов работы группы. И только, используя современные технологии обучения, опыт ведущих учителей можно решить образовательные задачи школьного образования.
Использовались ресурсы Интернет -обобщенный опыт учителей истории и обществознания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания. Выступление на МО учителей истории и обществознания.
Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентирова...
Выступление на семинаре учителей истории "Деятельностный подход к .ЕНТ"
Широкое использование современных компьютерных технологий, проведение тренингов, учебных занятий в деятельностном режиме, проектирование, интерактивное общение посредством электронной почты, использов...
Материал выступления на городском семинаре учителей истории и обществознания «Проектируем урок, формирующий УУД» Козюриной О.Г
Характеристика линии УМК по истории основной школы авт. А. А. Вигасина, О.С. Сороко-Цюпы. (5—9 классы) и линия учебно-методических комплексов (УМК) под редакцией Л. Н. Боголюбова. Обществознание...
Выступление на семинаре учителей информатики по теме Особенности применения ИКТ в профессиональной деятельности современного учителя
Одним из показателей успешной работы современного педагога является его способность «идти в ногу со временем» т.е. использовать в своей работе современные методы и средства обучения, к которым на сего...
Выступление на семинаре учителей истории и обществознания, работающих в системе Москоспорта.
Семинар состоялся 04.04.2013 года. Проводился ГБОУ ДО "Московским учебно-спортивным центром" Москомспорта....
Выступление на семинаре учителей истории и обществознания, работающих в системе Москоспорта.
Выступление на семинаре учителей истории и обществознания, работающих в системе Москоспорта. Семинар проходил 24.04.2011 года....
Выступление на республиканском семинаре учителей истории и обществознания «Интеллект – карты как средство формирования метапредметных связей у учащихся в условиях перехода на ФГОС ООО»
Интеллект карта – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме. ...