"Знатоки земли русской".
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МОУ «Гимназия №29»
«Знатоки земли русской»
Урок – игра в 6 классе
Провела: учитель истории
Ивлюшкина Ю.А.
Саранск, 2016 г.
Урок – игра по истории России
«Знатоки земли русской».
Ни гунны, ни норманны,
вводившие в трепет всю Европу,
ни печенеги, ни половцы так и не смогли покорить Русь.
Почему же это удалось монголам?
Учебно-воспитательные задачи:
- Обобщить знания учащихся о феодальной раздробленности на Руси,.
- Развивать умения и навыки учащихся: находить ошибки, соотносить исторические события,делать выводы.
- Формировать навыки работы с научным текстом.
- Развивать навыки коллективной работы.
Оборудование: презентация, карточки – задания, карта «борьба против иноземных захватчиков в XIIIв.», игровое поле.
Организационный момент
На доске вывешивается игровое поле.
Личность | 2 бала |
Узнай по стихотворному отрывку | 2 бала |
Соответствие | 8 балов |
Из истории русского оружия | 6 балов |
Конкурс капитанов | 1 бал |
Работа над ошибками | 1 бал |
Ход урока
Разминка:
Учитель начинает урок словами: «…И разверзлась вся Русская земля…» — записал в своей хронике один из летописцев в 1132 г., когда после смерти великого князя киевского Мстислава сына Мономаха, все княжества Руси вышли из повиновения Киеву и начали жить самостоятельно».
1) Ребята, что имел в виду летописец? (имел в виду феодальную раздробленность)
Вопросы:
1. Что такое феодальная раздробленность?
2. Каковы ее хронологические рамки?
Преподаватель: период с середины XII века по XV век называют периодом распада Русского государства на уделы, самостоятельные княжества.
В середине XII века княжеств насчитывалось около 15 крупных и мелких, накануне ордынского нашествия на Русь – около 50, а в XIV веке – около 250 княжеств.
3. Назовите наиболее крупные княжества древней Руси?
(Новгородская земля, Галицко – Волынское княжество, Владимиро – Суздальское княжество, Киевское княжество)
4. Назовите основные причины раздробленности на Руси?
Причины раздробленности:
Экономические причины: - развитие натурального хозяйства,
- рост городов в отдельных землях, развитие в них ремесла и торговли.
Политические причины: - усиление власти князя в своих землях (вотчинах).
- не был выработан принцип передачи княжеской власти.
6. Как междоусобные войны отразились на состоянии обороноспособности Руси? (Усобицы раздробляли силы Руси, следовательно, ослабляли ее)
Учитель:
Пока русские князья в начале XII в. вели междоусобные войны, далеко на востоке, на просторах степей Центральной Азии и Южной Сибири, сгущались тучи.
1. О какой угрозе идет речь?
Учитель: Дорогие ребята, сегодня нам предстоит поучаствовать в игре, в которой принимают участие две команды. Они по очереди отвечают на вопросы. Каждый вопрос оценивается заранее известным количеством баллов.
Два представителя команд разыгрывают право первого хода, им предлагается проанализировать незнакомый текст:
“Рано утром в конце ноября этого страшного года тревожно зазвонил вечевой колокол. Он звонил упорно, настойчиво, своим звоном поднимал горожан, призывая идти не мешкая на площадь перед собором св. Софии. Все собрались на холме, с которого открывался вид на далекие просторы степей. Там, вдалеке, откуда восходило солнце, виднелись черные дымки. “Что это, камыши горят?” - спрашивали одни. “Нет, это татары греются у костров”,- отвечали другие ”.
Задание: Определите, о каком событии рассказано, и в каком городе это происходило?
Задание усложнено тем, что многие факты, например, вечевой колокол, собором св. Софии были и в Новгороде, и Киеве. Но вот степи, о которых говорится, были под Киевом. Под Новгородом нет просторных степей. Да и к Новгороду монголы-татары не подходили. Следовательно, в тексте может идти речь только о Киеве.
Конкурс №1. Личность
Работа с текстом
(у каждого ребенка разложены листы)
Приложение №1
Определите исторического деятеля, о котором идет речь. (2 бала)
1. Имя этого правителя известно меньше, чем его титул:
- в раннем детстве он остался без отца, которого убили политические противники. Вместе с матерью и малолетними братьями он долго скитался и бедствовал;
- в конце XII века ему удалось объединить многие племена и стать сильным правителем;
- он провел ряд реформ, самая известная из которых – военная. Он ввел десятичную систему деления войска, причем самое маленькое подразделение – десяток, как правило, совпадало с айлой, т.е. семьей;
- именно этот правитель начал завоевание Северного Китая, которое открыло период разгрома многих процветающих государств Азии, а затем, при его потомках, и Европы (Чингисхан).
2. Он был внуком Всеволода Большое гнездо и правил первоначально в Переславле Залесском:
- новгородцы пригласили его на свой престол, когда князю было всего 20 лет;
- шведские военачальники прислали ему такой вызов: “Если можешь противиться мне, королю, то вот я уже здесь и пленю землю твою”. Князь выступил с “малой дружиной”, не дожидаясь полного сбора войска;
- он одержал две очень крупные победы, одна из которых навсегда закрепила за ним почетное прозвище;
- этот князь после смерти своего отца получил ханский ярлык и способствовал проведению первой переписи русского населения монголами, которая осуществлялась для сбора налогов. (Александр Невский)
Конкурс №2. Тема 2. Узнай по стихотворному отрывку (2 бал)
1. Метит ратник, метит в цепь,
Что блестит на солнце, –
Хочет в шлем, в глазную щель
Поразить ливонца.
Cтрелы острые у нас,
А попробуй, ну-ка,
Попади “не в бровь, а в глаз” –
Хитрая наука!..
А вот тут-то наша рать
Набралась терпенья,
Чтоб ливонцам показать
Неё своё уменье.
У ливонцев перевес –
“Клин кабаний” страшен,
Он идёт наперерез
Пехотинцам нашим.
Вот вгрызается он к нам
В строй “кабаньей пастью”,
Чтоб разрезать пополам
Войско на две части.
(Ледовое побоище 5 апреля 1242 г.)
2. ... Князь поскакал к прибрежным скалам,
На них вскарабкавшись с трудом,
Высокий выступ отыскал он,
Откуда видно все кругом.
И оглянулся. Где-то сзади,
Среди деревьев и камней,
Его полки стоят в засаде,
Держа на привязи коней.
А впереди, по звонким льдинам,
Гремя тяжелой чешуей,
Ливонцы едут грозным клином—
Свиной железной головой...
(Александр Невский) Ребята, что вы знаете о Александре Невском?
Конкурс №3. Найди соответствие (8 балов)
Поставь № | Найди соответствие | |
7 | 1223 | 1- Ледовое побоище |
6 | 1237 | 2- Начало феодальной раздробленности на Руси |
5 | 1147 | 3- Первое столкновение русских с татарами |
3 | 1223 | 4- Невская битва |
1 | 1242 | 5- Первое упоминание о Москве |
4 | 1240 | 6- Взятие Рязани |
2 | 1132 | 7- Битва на Калке |
9 | 1219 | 8- Поход хана Батыя |
8 | 1237 | 9-Поход Чингисхана (Темучина) |
Против каждой даты необходимо поставить номер соответствующего события. Какая команда справится с заданием быстрее и в то же время правильно?
Конкурс №4. Из истории русского оружия ( 6 балов)
Перед вами плакат с изображением русского оружия XIV века. За две минуты необходимо снарядить воина А. Невского, т.е. написать на листочке номера тез изображений, которые могли бы войти в список снаряжения воина дружины Александра Невского. (Ответ: 2, 3, 5, 9, 10, 11)
Конкурс №5. Конкурс для капитанов (1 бал)
Составить схему новгородской демократии.
Структура новгородской демократии
Вече князь
верховная законодательная военачальник
и судебная власть
Посадник Тысяцкий Архиепископ
глава аппарата глава городской владыка
исполнительной власти администрации
Конкурс №6 Работа над ошибками (1 бал)
Найдите в тексте все ошибки.
Зимой 1237 г., после разгрома Индии, Мамай повел свои войска на Северо-Восточную Русь. Перейдя Волгу, они оказались на границе Рязанского княжество. Ханские послы потребовали от рязанского князя Юрия Игоревича десятую часть «во князех и в людех, и в конех, и в доспехах». Князь Юрий созвал совет из всех русских князей, который принял решение разбить монгольское войско на границе с Рязанью. Хану же был послан такой ответ: «Только когда нас не будет, все то ваше будет». Собралось общерусское войско и выступило в поход.
Используя карту (с.101), последовательно выпишите города, которые были разорены ханом Батыем с 1237-1242гг.
Ни гунны, ни норманны,
вводившие в трепет всю Европу,
ни печенеги, ни половцы так и не смогли покорить Русь.
Почему же это удалось монголам?
Причины поражения Руси в борьбе с монголо-татарами |
- Многочисленность армии монголов;
- Умелая тактика боёв;
- Наличие самого современного оружия;
- Сильное, хорошо подготовленное и дисциплинированное войско;
- Использование политической раздробленности в завоевываемых государствах
помогали монголам одерживать одну победу за другой.
Творческое задание (на дом)
Приложение № 3
Приложение №1
Определите исторического деятеля, о котором идёт речь.
1. Имя этого правителя известно меньше, чем его титул:
- в раннем детстве он остался без отца, которого убили политические противники. Вместе с матерью и малолетними братьями он долго скитался и бедствовал;
- в конце XII века ему удалось объединить многие племена и стать сильным правителем;
- он провел ряд реформ, самая известная из которых – военная. Он ввел десятичную систему деления войска, причем самое маленькое подразделение – десяток, как правило, совпадало с айлой, т.е. семьей;
- именно этот правитель начал завоевание Северного Китая, которое открыло период разгрома многих процветающих государств Азии, а затем, при его потомках, и Европы (Чингисхан).
2. Он был внуком Всеволода Большое гнездо и правил первоначально в Переславле Залесском:
- новгородцы пригласили его на свой престол, когда князю было всего 20 лет;
- шведские военачальники прислали ему такой вызов: “Если можешь противиться мне, королю, то вот я уже здесь и пленю землю твою”. Князь выступил с “малой дружиной”, не дожидаясь полного сбора войска;
- он одержал две очень крупные победы, одна из которых навсегда закрепила за ним почетное прозвище;
- этот князь после смерти своего отца получил ханский ярлык и способствовал проведению первой переписи русского населения монголами, которая осуществлялась для сбора налогов. (Александр Невский)
Приложение №2
Работа над ошибками.
Найдите в тексте все ошибки.
Зимой 1237 г., после разгрома Индии, Мамай повел свои войска на Северо-Восточную Русь. Перейдя Волгу, они оказались на границе Рязанского княжество. Ханские послы потребовали от рязанского князя Юрия Игоревича десятую часть «во князех и в людех, и в конех, и в доспехах». Князь Юрий созвал совет из всех русских князей, который принял решение разбить монгольское войско на границе с Рязанью. Хану же был послан такой ответ: «Только когда нас не будет, все то ваше будет». Собралось общерусское войско и выступило в поход.
Приложение № 3
Монголо-татары от «А» до «Я».
«В лето 6731 (1223г.) по грехам нашим пришли народы незнаемые… Пришла неслыханная рать, называемая татары, их же никто ясно не знает – кто они и откуда пришли, и каков их язык, и какого племени они», - написал русский летописец после битвы на Калке.
А что могли бы рассказать летописцу о монголо-татарах вы?
Проверьте свои знания.
а |
Веревка с затягивающейся петлей для ловли лошадей.
б |
Ханский сборщик дань
в |
Дань, выплачиваемая Русью Золотой Орде.
и |
Название реки Волги в средневековой арабской и персидской литературе.
к |
Город, который монголо-татары назвали «злым».
л |
Оружие дистанционного боя.
н |
Монгольский дружинник.
о |
Военно-административная организация монголов.
п |
Знак власти золотоордынских должностных лиц.
р |
Русский город, первым встретивший монголо-татар в 1237г.
с |
Эта часть территории нашей страны первой была завоевана монголо-татарами.
т |
Стеганный халат, в подкладку которого вшивалась кольчужные сетки или стальные бляхи.
у |
Владение, которое выделил Чингисхан каждому из своих наследников
ф |
Конный воин, сражавшийся по бокам отряда.
ш |
Высокая палатка.
щ |
Предмет защитного вооружения для предохранения от ударов меча, стрел.
я |
В период подчинения Руси Золотой Орде – документ, представлявший полномочия на управление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературы в 10 классе на тему: «Праведник Земли Русской. Русский национальный характер. ( По повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»)»
На уроке рассматривается один из «вечных» проблемных культурологических вопросов – вопрос о месте России в мировом окружении, о русском национальном характере, «русской» душе. Эти понятия, а также «бо...
"Турнир знатоков" по русскому языку в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Турнир знатоков по русскому языку Цели: развивать мышление и речь, воспитывать чувство коллективизма и взаимовыручки, привитие интереса к родно...
презентация к турниру знатоков по русскому языку и литературе.
Наглядно представлены конкурсы турнира знатоков....
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
Урок литературы. Тема: «Праведник Земли русской. Русский национальный характер»
Цель: осмысление учащимися мотива праведничества в творчестве Н.С.Лескова, на примере образа и судьбы Ивана Флягина. Задачи:предметные: 1.способствовать выявлению учащимися особ...
Презентация на тему: "Знатоки земли русской".
Урок - игра по истории в 6 классе....
Исследовательская работа по православной культуре " Вы соль земли... Вы-свет мира...(Жизнеописание святой земли русской Ксении Петербургской - образец великого служения людям)".
Данная работа получила высокую оценку на городском конкурсе исследовательских работ ДОД "Юность" 1 место. Ученицы участвовали с ней на республиканском конкурсе "История многонациональной культуры", яв...