рабочая программа
рабочая программа по истории (9 класс) на тему

рабочая программа предмета по выбору "Награды России" 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx25.84 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

предметного курса по выбору

«Награды России»

9 класс

Составил учитель:

Самофал О.А.

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе авторской программы под редакцией С.И.Козленко, Е.В. Саплиной, издательство МИОО, 2007 г.

Данная программа ориентирована на развитие предпрофильной подготовки в 9 классе средней школы. В основе данного курса лежит знакомство обучаемых с историей российских наград и с фалеристикой как вспомогательной исторической дисциплиной. Направленность курса – ознакомительно-развивающая, он ориентирован на удовлетворение любознательности обучаемых, расширение их кругозора. Российская наградная система неразрывно связана с историей государства – эта связь прослеживается на протяжении изучения всего курса. Преемственность наградной системы показывает пример сохранения традиций прошлого, уважения к родной истории, способствует воспитанию в духе патриотизма. В ходе изучения курса обучаемые знакомятся с наградами России периода 1698 – 1917 гг., наградной системой СССР, а также наградами современной России.

Курс рассчитан на 17 часов. Основные формы работы: лекции, сообщения обучаемых. На заключительном занятии возможно представление устного журнала, проведение исторической игры.

Цель курса: познакомить обучаемых с наградной системой Российского государства, которая является ярким отражением его исторического пути, а также со вспомогательной исторической дисциплиной – фалеристикой.

Задачи курса: научить обучаемых видеть в каждой награде исторический источник, который может многое рассказать об истории Российского государства;

 - раскрыть смысл награды как символа государства;

 - развить творческое мышление обучаемых, повысить их познавательный уровень, интерес к культурному и научному наследию прошлого, его сохранению и приумножению;

 - подготовить обучаемых к получению в дальнейшем профессионального образования в рамках социально-гуманитарного профиля;

 - продолжить воспитание в духе патриотизма, уважения к родной стране, ее истории

Учебно-тематический план

№ п/п

Название темы

Количество часов

теория

практика

1.

Фалеристика – наука о медалях и наградах

2

2.

Первые награды России

1

3.

Наградная система Петра I

1

4.

История российских орденов

2

5.

Наградные медали Российской империи

2

6.

Награды Первой мировой войны

2

7.

Наградная система СССР

2

8.

Награды Великой Отечественной войны

2

9.

Награды современной России

2

10.

Историческая игра. Устный журнал.

1

Итого:                                                                         17 ч.

Содержание тем учебного курса

1. Фалеристика – наука о медалях и наградах – 2 ч.

Вспомогательная историческая дисциплина – фалеристика. Что  и как она изучает. Награда – исторический источник, символ  государства, знак отличия.

Медаль как исторический источник.

2. Первые награды России – 1 ч.

Награды Русского государства X – XVII вв. Награды за воинскую службу: доспехи, конь, оружие. Награда «милостивым словом».

3. Наградная система Петра I. – 1 ч.

Награды чинами и титулами. Пожалования земель. Подарки императора. Полковые награды.

4. История российских орденов – 2 ч.

Орден Святого апостола Андрея Первозванного.

Орден Святой великомученицы Екатерины.

Орден Святого князя Александра Невского.

Орден Святого великомученика Георгия Победоносца.

Орден Святого равноапостольного князя Владимира.

5. Наградные медали Российской империи – 2 ч.

Традиции награждения медалями. Медали за военные заслуги.  «Общие» наградные медали.

6. Награды Первой мировой войны – 2 ч.

Георгиевский крест и Георгиевская медаль – награды для солдат и нижних чинов армии.

7. Наградная система СССР – 2 ч.

Орден Ленина. Орден Красной Звезды.

Почетное звание «Герой Советского Союза». Медаль «Золотая Звезда».

8. Награды Великой Отечественной войны – 2 ч.

Орден Отечественной войны. Орден «Победа». Орден Славы. Орден Суворова. Орден Кутузова. Орден Александра Невского. Орден Богдана Хмельницкого. Орден Ушакова. Орден Нахимова.

9. Награды современной России. – 2 ч.

Почетные звания: «Народный артист Российской Федерации», «Народный учитель Российской Федерации», «Заслуженный строитель Российской Федерации» и др. (всего 68 званий).

«Золотая Звезда» Героя Российской Федерации.

Орден «За заслуги перед Отечеством».

Орден Мужества.

10. Игра «Из истории российских наград» - 1 ч.

Устный журнал «Современные награды России».

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе

  • Знать понятия, используемые в элективном курсе;
  • Владеть навыками работы с научно-популярной и справочной литературой по тематике курса;
  • Уметь самостоятельно проводить поиск и анализ полученной информации;
  • Уметь представлять собранную информацию в форме устного доклада.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Тип занятия

Дата проведения планируемая

Дата проведения фактическая

1.

Фалеристика – наука о медалях и наградах

лекция

2.

Фалеристика – наука о медалях и наградах

лекция

3.

Первые награды России.

Сообщения обучаемых

4.

Наградная система Петра I

Сообщения обучаемых

5.

История российских орденов.

Сообщения обучаемых

6.

История российских орденов.

Сообщения обучаемых

7.

Наградные медали Российской империи.

Сообщения обучаемых

8.

Наградные медали Российской империи.

Сообщения обучаемых

9.

Награды Первой мировой войны.

Сообщения обучаемых

10.

Награды Первой мировой войны.

Сообщения обучаемых

11.

Наградная система СССР.

Сообщения обучаемых

12.

Наградная система СССР.

Сообщения обучаемых

13.

Награды Великой Отечественной войны.

Сообщения обучаемых

14.

Награды Великой Отечественной войны.

Сообщения обучаемых

15.

Награды современной России.

Сообщения обучаемых

16.

Награды современной России.

Сообщения обучаемых

17.

Из истории российских наград

игра

Список литературы

1. 100 великих наград / Автор-сост. Н.А. Ионина. М., 2006.

2. Балязин В.Н., Дуров В.А., Казакевич В.Н.Самые знаменитые награды России. М., 2000.

3. Всеволодов И.В. Беседы о фалеристике. М., 2013.

4. Дуров В.А. Награды Великой Отечественной войны. М., 2003.

5. Дуров В.А. Ордена Российской империи. М., 2002.

6. Дуров В.А. Русские награды 17 – начала 20 века. М., 2007.

7. Мурашев Г.А. Титулы, чины, награды. СПб., 2001.

8. Никитина В.М. Старинные русские ордена. М., 2007.

9. Спасский И.Г. Иностранные и русские ордена до 1917 года. СПб., 2003.

10. Шепелев Л.Е. Титулы, мундиры, ордена в Российской империи.  М., 2012.

11. Щукина Е.С. Два века русской медали. М., 2012.

Рабочая программа

предметного курса по выбору

«Ключи к тайнам Клио»

9 класс

Составил учитель:

Самофал О.А.

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе авторской программы под редакцией С.И. Козленко, Е. В. Саплиной, издательство МИОО, 2007 г.

В основе программы лежит знакомство обучаемых 9 класса со вспомогательными историческими дисциплинами. В процессе изучения школьники знакомятся с археологией, палеографией, хронологией, нумизматикой и геральдикой.

Направленность курса – ознакомительно-развивающая, он ориентирован на удовлетворение любознательности школьников, расширение их кругозора. Данный курс рассматривает ВИД с нескольких позиций: во-первых, как часть исторической науки, во-вторых, как вспомогательный элемент для изучения исторического прошлого, в-третьих, как способ ориентации обучаемых на профессиональную деятельность. Курс рассчитан на 17 часов. Основные формы занятий: лекция, семинар, экскурсия.

Цель курса: познакомить обучаемых с основными методами исторического исследования и многообразием вспомогательных исторических дисциплин, дать представление об историческом источнике, показать роль исторических источников в познании прошлого.

Задачи курса:

  • Обучить школьников базовым принципам работы с историческими источниками;
  • Научить их на основе исторических источников осмысливать исторические процессы, события и явления;
  • Развить критическое, самостоятельное мышление обучаемых при анализе исторических источников;
  • Подготовить школьников к получению в дальнейшем профессионального образования в рамках социально-гуманитарного профиля;
  • Продолжить воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, уважения к родной стране, ее истории.

Учебно-тематический план

№ п/п

Название темы

Количество часов

теория

практика

1.

Исторические источники как средство познания исторического прошлого

1

2.

Критика и интерпретация исторического источника

1

3.

Многообразие вспомогательных исторических дисциплин

1

4.

Историческая хронология и система счисления времени

2

5.

Кладовая земли раскрывает свои тайны

2

6.

В мире древних и старинных рукописей

2

7.

Монеты рассказывают

2

8.

«С гербом, где вписан знатный род»

2

9.

Нелегкой тропой исторического исследования

2

10.

Стражи прошлого: архив, библиотека, музей – и их значение для исторического познания

2

Итого:

17

Содержание тем учебного курса

1. Исторические источники как средство познания исторического прошлого – 1 ч.

Роль истории в жизни людей

Исторический источник. Классификация источников.

Исторический факт.

2. Критика и интерпретация исторического источника – 1 ч.

Поиск и выявление источников.

Основные методы и принципы научной критики.

Внешняя и внутренняя критика источника.

3. Многообразие вспомогательных исторических дисциплин – 1 ч.

ВИД. Вспомогательные исторические дисциплины.

Объекты исследования. Особенности приемов исследования.

Роль и место ВИД в исторической науке.

4. Историческая хронология и система счисления времени – 2 ч.

Понятие «хронология». Единицы счета времени. Типы календарей.

Юлианский и григорианский календарь.

Эры и их виды.

Русская система счета времени.

5. Кладовая земли раскрывает свои тайны – 2 ч.

Археология – «наука лопаты».

Археологический памятник. Методы работы археологов.

История великих археологических открытий.

6. В мире древних и старинных рукописей – 2 ч.

Что изучает палеография.

Этапы развития письменности.

Происхождение русской письменности.

Графика письма Древней Руси и России. Материал и орудия письма. Украшение рукописей.

7. Монеты рассказывают – 2 ч.

Что такое нумизматика. Монеты как оригинальный и важный исторический источник.

Происхождение монет и денежных знаков.

Возникновение и развитие русской денежной системы.

8. «С гербом, где вписан знатный род» - 2 ч.

Что такое геральдика. Происхождение гербов.

Теоретическая геральдика.

Государственные и городские гербы. Фамильные гербы.

9. Нелегкой тропой исторического исследования – 2 ч.

Обобщающий семинар.

Подготовка сообщений на тему «Великие историки прошлого»

10. Стражи прошлого: архив, библиотека, музей – и их значение для исторического познания. – 1 ч.

Экскурсия – 1 ч.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Тип занятия

Дата проведения планируемая

Дата проведения фактическая

1.

Исторические источники как средство познания исторического прошлого

лекция

2.

Критика и интерпретация исторического источника

лекция

3.

Многообразие вспомогательных исторических дисциплин

лекция

4.

Историческая хронология и система счисления времени.

Лекция

5.

Историческая хронология и система счисления времени.

семинар

6.

Кладовая земли раскрывает свои тайны.

лекция

7.

Кладовая земли раскрывает свои тайны.

семинар

8.

В мире древних и старинных рукописей.

лекция

9.

В мире древних и старинных рукописей.

семинар

10.

Монеты рассказывают.

Лекция

11.

Монеты рассказывают.

семинар

12.

«С гербом, где вписан знатный род»

лекция

13.

«С гербом, где вписан знатный род»

семинар

14.

Нелегкой тропой исторического исследования.

Обобщающий семинар

15.

Нелегкой тропой исторического исследования

Обобщающий семинар

16.

Стражи прошлого: архив, библиотека, музей – и их значение для исторического познания.

экскурсия

17.

Стражи прошлого: архив, библиотека, музей – и их значение для исторического познания.

экскурсия

Требования к уровню подготовки обучаемых

В результате изучения курса школьники должны:

  • Владеть терминами по теме курса;
  • Уметь самостоятельно проводить поиск информации;
  • Владеть навыками работы с научно-популярной и справочной литературой по тематике курса;
  • Уметь анализировать информацию, представленную в различных знаковых системах;
  • Уметь формулировать собственное мнение в ходе выступлений на семинарах в рамках курса.

Список литературы

1. Леонтьев Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2003.

2. Якименко Б.Г. История Отечества. Часть 1. М., 2003.

3. Бородин О.Р. Человек и время. М., 2001.

4. История России: Энциклопедия для детей. Т.5.  М., 2005.

5. Селешников С.И. История календаря и хронологии. М., 2007.

6. Юшко А.А. Археология на уроках истории. Библиотечка «Первого сентября». История. 2009. № 25.

7. Сказание  о начале славянской письменности. М., 2001.

8. Преображенский А.А. История раскрывает тайны. М., 2012.

9. Федоров-Давыдов Г.А. Монеты – свидетели прошлого. М., 2005.

10. Гербы дворянских родов. М., 2012.

11. Соболева Н.А., Артамонов В.А. Символы России. М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...