рабочая программа
рабочая программа по истории (9 класс) на тему
рабочая программа предмета по выбору "Награды России" 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 25.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
предметного курса по выбору
«Награды России»
9 класс
Составил учитель:
Самофал О.А.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе авторской программы под редакцией С.И.Козленко, Е.В. Саплиной, издательство МИОО, 2007 г.
Данная программа ориентирована на развитие предпрофильной подготовки в 9 классе средней школы. В основе данного курса лежит знакомство обучаемых с историей российских наград и с фалеристикой как вспомогательной исторической дисциплиной. Направленность курса – ознакомительно-развивающая, он ориентирован на удовлетворение любознательности обучаемых, расширение их кругозора. Российская наградная система неразрывно связана с историей государства – эта связь прослеживается на протяжении изучения всего курса. Преемственность наградной системы показывает пример сохранения традиций прошлого, уважения к родной истории, способствует воспитанию в духе патриотизма. В ходе изучения курса обучаемые знакомятся с наградами России периода 1698 – 1917 гг., наградной системой СССР, а также наградами современной России.
Курс рассчитан на 17 часов. Основные формы работы: лекции, сообщения обучаемых. На заключительном занятии возможно представление устного журнала, проведение исторической игры.
Цель курса: познакомить обучаемых с наградной системой Российского государства, которая является ярким отражением его исторического пути, а также со вспомогательной исторической дисциплиной – фалеристикой.
Задачи курса: научить обучаемых видеть в каждой награде исторический источник, который может многое рассказать об истории Российского государства;
- раскрыть смысл награды как символа государства;
- развить творческое мышление обучаемых, повысить их познавательный уровень, интерес к культурному и научному наследию прошлого, его сохранению и приумножению;
- подготовить обучаемых к получению в дальнейшем профессионального образования в рамках социально-гуманитарного профиля;
- продолжить воспитание в духе патриотизма, уважения к родной стране, ее истории
Учебно-тематический план
№ п/п | Название темы | Количество часов | теория | практика |
1. | Фалеристика – наука о медалях и наградах | 2 | ||
2. | Первые награды России | 1 | ||
3. | Наградная система Петра I | 1 | ||
4. | История российских орденов | 2 | ||
5. | Наградные медали Российской империи | 2 | ||
6. | Награды Первой мировой войны | 2 | ||
7. | Наградная система СССР | 2 | ||
8. | Награды Великой Отечественной войны | 2 | ||
9. | Награды современной России | 2 | ||
10. | Историческая игра. Устный журнал. | 1 |
Итого: 17 ч.
Содержание тем учебного курса
1. Фалеристика – наука о медалях и наградах – 2 ч.
Вспомогательная историческая дисциплина – фалеристика. Что и как она изучает. Награда – исторический источник, символ государства, знак отличия.
Медаль как исторический источник.
2. Первые награды России – 1 ч.
Награды Русского государства X – XVII вв. Награды за воинскую службу: доспехи, конь, оружие. Награда «милостивым словом».
3. Наградная система Петра I. – 1 ч.
Награды чинами и титулами. Пожалования земель. Подарки императора. Полковые награды.
4. История российских орденов – 2 ч.
Орден Святого апостола Андрея Первозванного.
Орден Святой великомученицы Екатерины.
Орден Святого князя Александра Невского.
Орден Святого великомученика Георгия Победоносца.
Орден Святого равноапостольного князя Владимира.
5. Наградные медали Российской империи – 2 ч.
Традиции награждения медалями. Медали за военные заслуги. «Общие» наградные медали.
6. Награды Первой мировой войны – 2 ч.
Георгиевский крест и Георгиевская медаль – награды для солдат и нижних чинов армии.
7. Наградная система СССР – 2 ч.
Орден Ленина. Орден Красной Звезды.
Почетное звание «Герой Советского Союза». Медаль «Золотая Звезда».
8. Награды Великой Отечественной войны – 2 ч.
Орден Отечественной войны. Орден «Победа». Орден Славы. Орден Суворова. Орден Кутузова. Орден Александра Невского. Орден Богдана Хмельницкого. Орден Ушакова. Орден Нахимова.
9. Награды современной России. – 2 ч.
Почетные звания: «Народный артист Российской Федерации», «Народный учитель Российской Федерации», «Заслуженный строитель Российской Федерации» и др. (всего 68 званий).
«Золотая Звезда» Героя Российской Федерации.
Орден «За заслуги перед Отечеством».
Орден Мужества.
10. Игра «Из истории российских наград» - 1 ч.
Устный журнал «Современные награды России».
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе
- Знать понятия, используемые в элективном курсе;
- Владеть навыками работы с научно-популярной и справочной литературой по тематике курса;
- Уметь самостоятельно проводить поиск и анализ полученной информации;
- Уметь представлять собранную информацию в форме устного доклада.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Тип занятия | Дата проведения планируемая | Дата проведения фактическая |
1. | Фалеристика – наука о медалях и наградах | лекция | ||
2. | Фалеристика – наука о медалях и наградах | лекция | ||
3. | Первые награды России. | Сообщения обучаемых | ||
4. | Наградная система Петра I | Сообщения обучаемых | ||
5. | История российских орденов. | Сообщения обучаемых | ||
6. | История российских орденов. | Сообщения обучаемых | ||
7. | Наградные медали Российской империи. | Сообщения обучаемых | ||
8. | Наградные медали Российской империи. | Сообщения обучаемых | ||
9. | Награды Первой мировой войны. | Сообщения обучаемых | ||
10. | Награды Первой мировой войны. | Сообщения обучаемых | ||
11. | Наградная система СССР. | Сообщения обучаемых | ||
12. | Наградная система СССР. | Сообщения обучаемых | ||
13. | Награды Великой Отечественной войны. | Сообщения обучаемых | ||
14. | Награды Великой Отечественной войны. | Сообщения обучаемых | ||
15. | Награды современной России. | Сообщения обучаемых | ||
16. | Награды современной России. | Сообщения обучаемых | ||
17. | Из истории российских наград | игра |
Список литературы
1. 100 великих наград / Автор-сост. Н.А. Ионина. М., 2006.
2. Балязин В.Н., Дуров В.А., Казакевич В.Н.Самые знаменитые награды России. М., 2000.
3. Всеволодов И.В. Беседы о фалеристике. М., 2013.
4. Дуров В.А. Награды Великой Отечественной войны. М., 2003.
5. Дуров В.А. Ордена Российской империи. М., 2002.
6. Дуров В.А. Русские награды 17 – начала 20 века. М., 2007.
7. Мурашев Г.А. Титулы, чины, награды. СПб., 2001.
8. Никитина В.М. Старинные русские ордена. М., 2007.
9. Спасский И.Г. Иностранные и русские ордена до 1917 года. СПб., 2003.
10. Шепелев Л.Е. Титулы, мундиры, ордена в Российской империи. М., 2012.
11. Щукина Е.С. Два века русской медали. М., 2012.
Рабочая программа
предметного курса по выбору
«Ключи к тайнам Клио»
9 класс
Составил учитель:
Самофал О.А.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе авторской программы под редакцией С.И. Козленко, Е. В. Саплиной, издательство МИОО, 2007 г.
В основе программы лежит знакомство обучаемых 9 класса со вспомогательными историческими дисциплинами. В процессе изучения школьники знакомятся с археологией, палеографией, хронологией, нумизматикой и геральдикой.
Направленность курса – ознакомительно-развивающая, он ориентирован на удовлетворение любознательности школьников, расширение их кругозора. Данный курс рассматривает ВИД с нескольких позиций: во-первых, как часть исторической науки, во-вторых, как вспомогательный элемент для изучения исторического прошлого, в-третьих, как способ ориентации обучаемых на профессиональную деятельность. Курс рассчитан на 17 часов. Основные формы занятий: лекция, семинар, экскурсия.
Цель курса: познакомить обучаемых с основными методами исторического исследования и многообразием вспомогательных исторических дисциплин, дать представление об историческом источнике, показать роль исторических источников в познании прошлого.
Задачи курса:
- Обучить школьников базовым принципам работы с историческими источниками;
- Научить их на основе исторических источников осмысливать исторические процессы, события и явления;
- Развить критическое, самостоятельное мышление обучаемых при анализе исторических источников;
- Подготовить школьников к получению в дальнейшем профессионального образования в рамках социально-гуманитарного профиля;
- Продолжить воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, уважения к родной стране, ее истории.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название темы | Количество часов | теория | практика |
1. | Исторические источники как средство познания исторического прошлого | 1 | ||
2. | Критика и интерпретация исторического источника | 1 | ||
3. | Многообразие вспомогательных исторических дисциплин | 1 | ||
4. | Историческая хронология и система счисления времени | 2 | ||
5. | Кладовая земли раскрывает свои тайны | 2 | ||
6. | В мире древних и старинных рукописей | 2 | ||
7. | Монеты рассказывают | 2 | ||
8. | «С гербом, где вписан знатный род» | 2 | ||
9. | Нелегкой тропой исторического исследования | 2 | ||
10. | Стражи прошлого: архив, библиотека, музей – и их значение для исторического познания | 2 | ||
Итого: | 17 |
Содержание тем учебного курса
1. Исторические источники как средство познания исторического прошлого – 1 ч.
Роль истории в жизни людей
Исторический источник. Классификация источников.
Исторический факт.
2. Критика и интерпретация исторического источника – 1 ч.
Поиск и выявление источников.
Основные методы и принципы научной критики.
Внешняя и внутренняя критика источника.
3. Многообразие вспомогательных исторических дисциплин – 1 ч.
ВИД. Вспомогательные исторические дисциплины.
Объекты исследования. Особенности приемов исследования.
Роль и место ВИД в исторической науке.
4. Историческая хронология и система счисления времени – 2 ч.
Понятие «хронология». Единицы счета времени. Типы календарей.
Юлианский и григорианский календарь.
Эры и их виды.
Русская система счета времени.
5. Кладовая земли раскрывает свои тайны – 2 ч.
Археология – «наука лопаты».
Археологический памятник. Методы работы археологов.
История великих археологических открытий.
6. В мире древних и старинных рукописей – 2 ч.
Что изучает палеография.
Этапы развития письменности.
Происхождение русской письменности.
Графика письма Древней Руси и России. Материал и орудия письма. Украшение рукописей.
7. Монеты рассказывают – 2 ч.
Что такое нумизматика. Монеты как оригинальный и важный исторический источник.
Происхождение монет и денежных знаков.
Возникновение и развитие русской денежной системы.
8. «С гербом, где вписан знатный род» - 2 ч.
Что такое геральдика. Происхождение гербов.
Теоретическая геральдика.
Государственные и городские гербы. Фамильные гербы.
9. Нелегкой тропой исторического исследования – 2 ч.
Обобщающий семинар.
Подготовка сообщений на тему «Великие историки прошлого»
10. Стражи прошлого: архив, библиотека, музей – и их значение для исторического познания. – 1 ч.
Экскурсия – 1 ч.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Тип занятия | Дата проведения планируемая | Дата проведения фактическая |
1. | Исторические источники как средство познания исторического прошлого | лекция | ||
2. | Критика и интерпретация исторического источника | лекция | ||
3. | Многообразие вспомогательных исторических дисциплин | лекция | ||
4. | Историческая хронология и система счисления времени. | Лекция | ||
5. | Историческая хронология и система счисления времени. | семинар | ||
6. | Кладовая земли раскрывает свои тайны. | лекция | ||
7. | Кладовая земли раскрывает свои тайны. | семинар | ||
8. | В мире древних и старинных рукописей. | лекция | ||
9. | В мире древних и старинных рукописей. | семинар | ||
10. | Монеты рассказывают. | Лекция | ||
11. | Монеты рассказывают. | семинар | ||
12. | «С гербом, где вписан знатный род» | лекция | ||
13. | «С гербом, где вписан знатный род» | семинар | ||
14. | Нелегкой тропой исторического исследования. | Обобщающий семинар | ||
15. | Нелегкой тропой исторического исследования | Обобщающий семинар | ||
16. | Стражи прошлого: архив, библиотека, музей – и их значение для исторического познания. | экскурсия | ||
17. | Стражи прошлого: архив, библиотека, музей – и их значение для исторического познания. | экскурсия |
Требования к уровню подготовки обучаемых
В результате изучения курса школьники должны:
- Владеть терминами по теме курса;
- Уметь самостоятельно проводить поиск информации;
- Владеть навыками работы с научно-популярной и справочной литературой по тематике курса;
- Уметь анализировать информацию, представленную в различных знаковых системах;
- Уметь формулировать собственное мнение в ходе выступлений на семинарах в рамках курса.
Список литературы
1. Леонтьев Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2003.
2. Якименко Б.Г. История Отечества. Часть 1. М., 2003.
3. Бородин О.Р. Человек и время. М., 2001.
4. История России: Энциклопедия для детей. Т.5. М., 2005.
5. Селешников С.И. История календаря и хронологии. М., 2007.
6. Юшко А.А. Археология на уроках истории. Библиотечка «Первого сентября». История. 2009. № 25.
7. Сказание о начале славянской письменности. М., 2001.
8. Преображенский А.А. История раскрывает тайны. М., 2012.
9. Федоров-Давыдов Г.А. Монеты – свидетели прошлого. М., 2005.
10. Гербы дворянских родов. М., 2012.
11. Соболева Н.А., Артамонов В.А. Символы России. М., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...