рабочая программа
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

рабочая программа по истории 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_istorii_5_klass.docx75.81 КБ

Предварительный просмотр:

​ Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного курса «История Древнего мира» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной программы по истории, рекомендованной Министерством образования и науки, авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера «История Древнего мира» - М.: Просвещение, 2011, планируемых результатов основного общего образования.

Знакомство обучающихся при получении основного общего образования с предметом «История» начинается с курса всеобщей истории. Изучение всеобщей истории способствует формированию общей картины исторического пути человечества, разных народов и государств, преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов. Преподавание курса должно давать обучающимся представление о процессах, явлениях и понятиях мировой истории. В соответствии с базисным учебным планом предмет «История Древнего мира» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования.

 Цель изучения предмета «История Древнего мира»:

— освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а так​же их места в истории мировой цивилизации.

Содержание ключевых задач отражает направления форми​рования качеств личности и в совокупности определяет ре​зультат общего образования.

​ Задачи изучения предмета «История Древнего мира»:

*​ формирование у пятиклассников ценностных ориенти​ров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персона​лиях Античности;

*​ овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нрав​ственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключе​вых понятий предмета «История Древнего мира»;

*​ воспитание толерантности, уважения к культурному на​следию, религии различных народов с использованием педа​гогического и культурного потенциала греко-римской мифо​логии, легенд и мифов других народов;

*​ формирование способности к самовыражению, само​реализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;

*​ развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;

*​ формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути со​временных общественных явлений, в общении с другими людь​ми в условиях современного поликультурного общества.

Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уваже​нии других людей, народов и культур.

 Общая характеристика предмета «История Древнего мира».

В рамках курса всеобщей истории обучающиеся знакомятся с исторической картой как источником информации о расселении человеческих общностей, расположении цивилизаций и государств, местах важнейших событий, динамики развития социокультурных, экономических и геополитических процессов в мире. Курс имеет определяющее значение в осознании обучающимися культурного многообразия мира, социально-нравственного опыта предшествующих поколений; в формировании толерантного отношения к культурно-историческому наследию народов мира, усвоении назначения и художественных достоинств памятников истории и культуры, письменных, изобразительных и вещественных исторических источников.

Ценностные ориентиры содержания курса:

Курс всеобщей истории призван сформировать у обучающихся познавательный интерес, базовые навыки определения места исторических событий во времени, умения соотносить исторические события и процессы, происходившие в разных социальных, национально-культурных, политических, территориальных и иных условиях.

Курс дает возможность обучающимся научиться сопоставлять развитие России и других стран в различные исторические периоды, сравнивать исторические ситуации и события, давать оценку наиболее значительным событиям и личностям мировой истории, оценивать различные исторические версии событий и процессов.

Место курса в учебном плане

Настоящая программа «История Древнего мира 5 класс» составлена в полном соответствии с Базисным учебным планом образовательных учреждений общего образования. Она предусматривает 70 часов в год (2 часа в неделю).

Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса по истории 5 класса.

Предполагается, что результатом изучения истории в 5 классе является развитие у учащихся компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в со​циуме и быть востребованными в жизни.

Личностные результаты:

— осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

— освоение гуманистических традиций и ценностей совре​менного общества, уважение прав и свобод человека;

*​ осмысление социально-нравственного опыта предше​ствующих поколений, способность к определению своей по​зиции и ответственному поведению в современном обществе;

*​ понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

*​ способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

*​ овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулиро​вать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современ​ные источники информации, в том числе материалы на элек​тронных носителях;

*​ способность решать творческие задачи, представлять ре​зультаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

*​ готовность к сотрудничеству с соучениками, коллектив​ной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;

*​ активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты:

*​ овладение целостными представлениями об историче​ском пути человечества как необходимой основы для миро​понимания и познания современного общества, истории соб​ственной страны;

*​ способность применять понятийный аппарат историче​ского знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и совре​менности в курсах всеобщей истории;

*​ способность соотносить историческое время и историче​ское пространство, действия и поступки личностей во време​ни и пространстве;

*​ умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскры​вая её социальную принадлежность и познавательную цен​ность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;

*​ расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

*​ готовность применять исторические знания для выяв​ления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Предполагается, что в результате изучения истории в ос​новной школе учащиеся должны овладеть следующими зна​ниями и умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

*​ указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей исто​рии;

*​ соотносить год с веком, эрой, устанавливать последова​тельность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

*​ характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических со​бытий;

*​ группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.

3. Работа с историческими источниками:

*​ читать историческую карту с опорой на легенду, ориен​тироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;

*​ осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изо​бразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;

— сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.

4. Описание (реконструкция):

— последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

— характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;

— на основе текста и иллюстраций учебника, дополнитель​ной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ре​сурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, па​мятников.

5. Анализ, объяснение:

*​ различать факт (событие) и его описание (факт источ​ника, факт историка);

*​ соотносить единичные исторические факты и общие яв​ления;

*​ различать причину и следствие исторических событий, явлений; \

*​ выделять характерные, существенные признаки истори​ческих событий и явлений;

*​ раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

*​ сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

*​ излагать суждения о причинах и следствиях историче​ских событий.

6. Работа с версиями, оценками:

*​ приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

*​ определять и объяснять (аргументировать) своё отноше​ние к наиболее значительным событиям и личностям в исто​рии и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

*​ применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

*​ использовать знания об истории и культуре своего на​рода и других народов в общении с людьми в школе и вне​школьной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

*​ способствовать сохранению памятников истории и куль​туры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Базовые компетентности являются показателями освоения курса и предполагают следующие результаты:

*​ способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

*​ способность выделять главное в тексте и второстепенное;

*​ способность анализировать графическую, статистиче​скую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию;

*​ способность выстраивать ответ в соответствии с задани​ем, целью (сжато, полно, выборочно).

*​ способность развёрну​то излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответ​ствии с возрастными возможностями;

*​ способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации ин​формации в соответствии с целью;

*​ способность (на уровне возраста) вести диалог, публич​но выступать с докладом, защитой презентации;

*​ способность организовывать свою деятельность и соот​носить её с целью группы, коллектива;

*​ способность слышать, слушать и учитывать мнение дру​гого в процессе учебного сотрудничества;

*​ способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;

*​ способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде в соответствии с возрастом.

Приоритетное значение имеет степень освоения различны​ми видами действий с информацией учебника и дополнитель​ными ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся.

Содержание учебного курса.

Раздел 1. Пропедевтика – 6 ч.

Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира.

Счёт лет в истории. Хронология — наука об измерении времени. Опыт, культура счёта времени по годам в древних государствах. Изменения счёта времени с наступлением христианской эры. Особенности обозначения фактов до нашей эры (обратный счёт лет). Представление о понятиях: год, век (столетие), тысячелетие, эпоха, эра.

РАЗДЕЛ II. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ – 6 Ч.

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники – 3 Ч.

Представление о понятии «первобытные люди». Древнейшие люди. Древнейшие люди — наши далёкие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота — способы добывания пищи. Первое великое открытие человека — овладение огнём.

Родовые общины охотников и собирателей. Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине.

Возникновение искусства и религии. Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы – 3 Ч.

Возникновение земледелия и скотоводства. Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа.

Появление неравенства и знати. Развитие ремёсел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города.

Повторение. Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности? Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция (отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты), выделение ремесла, появление городов, государств, письменности)

.

  РАЗДЕЛ III. ДРЕВНИЙ ВОСТОК – 18 Ч.

Тема 3. Древний Египет – 7 Ч.

Государство на берегах Нила. Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной.

Как жили земледельцы и ремесленники. Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги.

Жизнь египетского вельможи. О чём могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельможей.

Военные походы фараонов. Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта — Мемфис, Фивы. Судьбы военные. Появление наёмного войска.

Религия древних египтян. Боги и жрецы. Храмы — жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о «царстве мёртвых»: мумия, гробница, саркофаг. Фараон — сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых».

Искусство древних египтян. Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм — жилище богов. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаж, Лувр, Британский музей.

Письменность и знания древних египтян. Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса — древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретения инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные карты. Хранители знаний — жрецы.

Повторение. Достижения древних египтян (ирригационное земледелие, культовое каменное строительство, становление искусства, письменности, зарождение основ наук). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).

Тема 4. Западная Азия в древности – 7 Ч.

Древнее Двуречье. Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оросительное) земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Глина как основной строительный и бытовой материал. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Область знаний и полномочий жрецов. Жрецы учёные. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Письмена на глиняных табличках. Мифы II сказания с глиняных табличек. Клинопись — особое письмо Двуречья.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи — власть от бога Шамаша. Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщик.

Финикийские мореплаватели. География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Развитие торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит, легенды о финикийцах.

Библейские сказания. Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история в преданиях еврейских племён. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Мораль заповедей Бога Яхве. Иосиф и его братья. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог даёт законы народу.

Древнееврейское царство. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм Бога Яхве. Библейские предания о героях.

Ассирийская держава. Освоение железа. Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Использование железа в военном ремесле. Ассирийское войско. Конница ассирийцев. Приспособления для победы над противником. Ассирийское царство — одна из великих держав Древнего мира. Завоевания ассирийских царей. Трагедия побеждённых Ассирией стран. Ниневия — достойная столица ассирийских царей-завоевателей. Царский дворец. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Легенды об ассирийцах. Гибель Ассирийской державы.

Персидская держава «царя царей». Три великих царства в Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Завоевания персов. Персидский Царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нём. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царская дорога» и «царская почта». Система налогообложения. Войско персидского царя. Столица великой державы древности — город Персеполь.

Тема 5. Индия и Китай в древности – 4 Ч.

Своеобразие путей становления государственности в Индии и Китае в период древности.

Природа и люди Древней Индии. Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ.

Индийские касты. Миф о происхождении четырёх каст. Обряд жертвоприношения богам: Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Легенда о Будде. Объединение Индии царём Ашока.

Чему учил китайский мудрец Конфуций. Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель — уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость — в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости.

Первый властелин единого Китая. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Повторение. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.

РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ – 21 Ч.

Тема 6. Древнейшая Греция – 5 Ч.

Местоположение, природа и ландшафт. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек.

Греки и критяне. Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство в разрезе археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Морское могущество Крита. Тайна критской письменности. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар.

Микены и Троя. В крепостных Микенах. Местонахождение. «Архитектура великанов». Каменные Львиные ворота. Обдик города-крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его последствия.

Поэма Гомера «Илиада». Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы.

Поэма Гомера «Одиссея». География странствий царя с острова Итака — Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы.

Религия древних греков. Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов . Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном.

Тема 7. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием – 7 Ч.

Начало обработки железа в Греции. Возникновение полисов — городов-государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Создание греческого алфавита.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Знать во главе управления Афин. Ареопаг и архонты. Законы Драконта. Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса.

Зарождение демократии в Афинах. Демос восстаёт против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах.

Древняя Спарта. География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта — военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартиатов. Управление Спартой и войском. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования. Легенда о поэте Тиртее.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада — колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона.

Олимпийские игры в древности. Праздник, объединявший эллинов. Олимпия — город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Награды победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Возвращение в родной город. Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр.

Победа греков над персами в Марафонской битве. Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга.

Нашествие персидских войск на Элладу. Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъём эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трёхсот спартанцев и царя Леонида. Хитрость Фемистокла накануне Саламинской битвы. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Мораль предания «Перстень Поликрата».

Тема 8. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии – 5 Ч.

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Установление в полисах власти демоса — демократий.

В гаванях афинского порта Пирей. В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины — крупнейший центр ремесла и торговли.

В городе богини Афины. Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Керамик — там, где дымят печи для обжига посуды. Посуда с краснофигурным и черно-фигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора — главная площадь Афин. Из жизни древних гречанок. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета.

В афинских школах и гимнасиях. Воспитание детей педагогами. Образование афинян. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие учёные о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию.

В театре Диониса. Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. На представлении трагедии Софокла «Антигона». Театральное представление комедии Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.

Афинская демократия при Перикле. Сущность афинской демократии в Vb. до н. э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ.

Тема 9. Македонские завоевания в IVв. до н.э. – 3 Ч.

Соперничество Афин и Спарты за господство над Элладой. Победа Спарты. Междоусобные войны греческих полисов и их ослабление. Усиление северного соседа Греции — Македонского царства.

Города Эллады подчиняются Македонии. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Стремление Филиппа подчинить соседей. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына македонского царя Филиппа. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Два вектора отношения Греции к Македонии: Исократ и Демосфен. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчёта новой истории. Гибель Филиппа. Александр — царь Македонии и Греции.

Поход Александра Македонского на Восток. Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Первые победы: Река Граник. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Провозглашение Александра богом и сыном бога Солнца. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию — начало пути к завоеванию мира. Изменение великих планов. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.

В Александрии Египетской. Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра Македонского: Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший порт, торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк — одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека. Из истории древних библиотек. Греческие учёные на благо Александрии Египетской: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

Повторение. Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Особенности афинской демократии.

РАЗДЕЛ V. ДРЕВНИЙ РИМ – 17 Ч.

Тема 10. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией – 3 Ч.

Местоположение, природа и особенности ландшафта Италии. Пестрота населения древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).

Древнейший Рим. Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул — первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты И Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти.

Завоевание Римом Италии. Возникновение республики. Консулы — ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.

Устройство Римской республики. Плебеи — полноправные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливии о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме.

Тема 11. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья – 3 Ч

Карфаген — преграда на пути к Сицилии. Карфаген — стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии.

Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.

Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье. Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон — автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье — провинция Рима.

Рабство в Древнем Риме. Завоевательные походы Рима — главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Использование рабов в сельском хозяйстве, в быту римлян. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры — любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах.

Тема 12. Гражданские войны в Риме – 4 Ч.

Возобновление и обострение противоречий между различными группами в римском обществе после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме.

Земельный закон братьев Гракхов. Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.

Восстание Спартака. Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии. Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Оформление армии восставших. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность римского сената небывалым размахом восстания. Рабы в ловушке. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Единовластие Цезаря. Превращение римской армии в наёмную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпей. Возвышение Цезаря. Красе, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны — опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.

Установление империи. Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и! Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Единовластие Октавиана. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона — римского философа. Поэма Вергилия «Энеида».

Тема 13. Римская империя в первые века нашей эры – 5 Ч.

Протяжённость империи и время существования. Неудачные попытки императоров расширить римские владения.

Соседи Римской империи. Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, их занятия, образ жизни и верования. Дороги Римской империи.

  Рим при императоре Нероне. Укрепление власти императоров. Складывание культа императоров. Актёр на императорском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Забавы и расправы Нерона. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона.

  Первые христиане и их учение. Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы об Иисусе его учеников. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане — почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан.

 Расцвет Римской империи во II в. Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна — «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна — последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи.

«Вечный город» и его жители. Все дороги ведут в Рим. Город — столица империи. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Обустройство повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.

Тема 14. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи – 2 Ч.

Римская империя при Константине. Укрепление границ империи. Рим и варвары. Вторжения варваров. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Солдатские императоры. Правление Константина. Неограниченная власть императора. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Перемены в положении христиан. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Украшение новой столицы за счёт архитектурных и скульптурных памятников Рима, Афин и других городов империи. Ад и рай в книгах христиан.

Взятие Рима варварами. Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Наёмничество варваров в римскую армию. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима Аларихом — вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Западная Римская империя перестала существовать. Конец эпохи античности.

Итоговое повторение. – 2 Ч.

 Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.

                                                                                Учебно-тематический план

№ п/п

тема

Кол-во часов

В том числе

Планируемые результаты (УУД)

Виды деятельности учащегося

Формы контроля

теория

практика

предметные

метапредметные

личностные

1.

2.

Пропедевтика

Раздел 2. Жизнь первобытных людей

6

6

Научатся определять происхождение и смысл понятия «история», типы и виды исторических  источников; получат возможность научиться: описывать картину, получать историческую информацию из различных источников. Научатся определять исторические источники, типы и виды исторических источников; получат возможность научиться: описывать различные виды и типы исторических источников. Научатся определять столетие, век, тысячелетие, время от Рождества Христова, до Рождества Христова, нашу эру, хронологию; получат возможность научиться: называть ек, оперировать понятиями «н.э.», «до н.э.», вести счет лет, решать познавательные задачи

Научатся определять понятия: первобытные люди, собирательство, орудия труда; получат возможность научиться: показывать на исторической карте территории расселения народов, описывать памятники культуры на основе текста иллюстративного материала учебника

Научатся определять понятия: религиозные верования, обряд, сверхъестественные силы, оборотни; получат возможность научиться: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника

Научатся определять понятия: ремесло, плуг, соседская община, неравенство, вождь, знать, раб; получат возможность научиться: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках;

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами

КОММУНИКАТИВНЫЕ

Планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Выявляют основные признаки родовой общины; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений

Выявляют причины возникновения религиозных верований и первобытного искусства

Овладевают целостными представлениями об историческом пути человечества; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий

Осознают свою идентичность как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; адекватно понимают причины успешной (неуспешной) учебной деятельности Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи

Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания.

Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса

Общеклассные дискуссии: формирование представлений о том,  как жили древние люди; умений работать с историческими картами и иллюстрациями.

Общеклассные дискуссии: формирование представлений о том,  как жили древние люди; умений работать с историческими картами и иллюстрациями.

Опрос,

Творческая работа

Опрос, самостоятельная работа, тестирование, творческая работа

3.

Раздел 3. Древний Восток

18

Научатся определять понятия: папирус, дельта, пороги, ил, разлив, оазис, рельеф, фараон; получат возможность научиться рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; показывать на исторической карте границы государств, города, места значительных исторических событий.

Научатся определять понятия: гробница, благовония; получат возможность научиться: описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, использовать приобретенные знания при написании творческих работ

Получат возможность научиться: называть и показывать на карте Древнего Востока Междуречье, а также называть и показывать на карте города и реки Двуречья, давать сравнительную характеристику природно-климатических условий Египта и Двуречья.

Научатся определять изученные термины; получат возможность показывать на карте государства Древнего Востока, характеризовать сходства и различия древних цивилизаций Востока.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Выявляют особенности и признаки появления древнейших государств.

КОММУНИКАТИВНЫЕ

Планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий.

Самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешно (неуспешной) деятельности на уроке.

Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группы; выражают положительное отношение к процессу познания.

Общеклассные дискуссии: географические и климатические особенности Древнего Египта и Древнего Двуречья, Древней Индии и Китая, хозяйственные занятия местного населения, владение понятийным аппаратом по темам, умение правильно показывать на карте исторические объекты, сравнивать географическую среду изучаемых стран, распознавать интересы различных общественных групп.

Проверочная работа (индивидуальная

Опрос, самостоятельная работа, тестирование творческая

работа

4.

Раздел 4. Древняя Греция.

21

Получат возможность научиться: показывать на карте Балканский полуостров, остров Крит, Эгейское море, называть причины гибели Критской цивилизации.

Получат возможность научиться работать с исторической картой и историческими источниками.

 Получат возможность научиться работать с исторической картой и историческими источниками.

Получат возможность научиться давать собственную оценку спартанской системе воспитания, сравнительную характеристику государственному устройству Спарты и Афин.

Получат возможность научиться давать характеристику афинской демократии.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о государственному устройстве греческих городов.

Сопоставляют схемы и текстовую информацию; устанавливают закономерности; делают выводы.

КОММУНИКАТИВНЫЕ

Участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно определяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий

Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности.

Мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу;

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса.

Общеклассные дискуссии: географические и климатические особенности Древней Греции; умения правильно показывать на карте местоположение ключевых городов Древней Греции и основные военные действия раздела; умение на элементарном уровне различать афинскую и современную демократии; знать ключевые понятия по теме; знание причины и ход основных военных действий раздела; умение на основе учебника, карты и иллюстративного материала давать характеристику событиям и их участникам; формирование у детей умения делать выводы в конце каждого вопроса. Сплочение класса посредством коллективной работы по ряду ключевых вопросов.

Опрос,

Тестирование

Самостоятельная работа

Творческая

работа

5.

Раздел 5. Древний Рим

17

Получат возможность научиться показывать на карте древнюю Италию.

Научатся определять термины: республика, народный трибун, право вето, галлы, легионы, катапульты, манипулы, консул; получат возможность научиться: давать характеристику римской армии, характеризовать особенности Римской государственности, сравнивать устройство греческой демократии и Римской республики.

Научатся определять термины: триумф, император, провинция; получат возможность научиться давать самостоятельную оценку факту установления господства римлян, высказывая при этом собственные суждения об итогах этого господства для Рима и завоеванных Римом стран.

Получат возможность определять различия между республикой и империей, выявлять причины упразднения республика и установления империи.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

КОММУНИКАТИВНЫЕ

Взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Планируют  решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей.

Планируют  решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей.

Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания.

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности (неуспешности) учебной деятельности.

Общеклассные дискуссии: умение оперировать терминами по разделу; знать географические и климатические особенности изучаемого региона; умение формулировать несложные выводы в конце каждого ответа; уметь выделять главное из ответа учителя и одноклассников; знание положение зависимого населения в древнем Риме; знание основных исторических личностей по разделу; знание основного содержания периода правления первого императора Рима и связанных с этим изменений в государственном устройстве республики. Знание основных достижения римской цивилизации и возникновения христианской религии. Умение анализировать правления императоров и вычленять в них общее и особенное.

ОПРОС, САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

                                                                                            Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема

Тип урока

Дата проведения планируемая

Дата проведения фактическая

Раздел 1. Пропедевтика – 6 ч.

1.

Что изучает наука история.

вводный

2.

Источники исторических знаний.

Урок открытия новых знаний

3.

Измерение времени.

Урок открытия новых знаний

4.

О прошлом рассказывают гербы.

Урок открытия новых знаний

5.

Знамя и флаг сопровождают историю. Из истории гимнов.

Урок открытия новых знаний

6.

Родословная человека.

Урок открытия новых знаний

Раздел 2. Жизнь первобытных людей (6 ч.)

Тема 1. Первобытные охотники и собиратели (3 ч.)

7.

Древнейшие люди. Историческая карта.

Урок открытия новых знаний

8.

Родовые общины охотников и собирателей.

Комбинированный

9.

Возникновение искусства и религии. Археология – помощница истории.

комбинированный

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (2 ч.)

10.

Возникновение земледелия и скотоводства.

Комбинированный

11.

Появление неравенства и знати.

Комбинированный

12.

Повторение по теме «Жизнь первобытных людей»

Урок рефлексии

Раздел 3. Древний Восток (18 ч.)

Тема 3. Древний Египет (7 ч.)

13.

Государство на берегах Нила.

Урок открытия новых знаний

14.

Как жили земледельцы и ремесленники. Наука о народах и наука о прошлом.

Комбинированный

15.

Жизнь египетского вельможи.

Комбинированный

16.

Военные походы фараонов.

Комбинированный

17.

Религия древних египтян.

Комбинированный

18.

Искусство древних египтян.

Урок-экскурсия

19.

Письменность и знания древних египтян.

комбинированный

Тема 4. Западная Азия в древности. (7 ч.)

20.

Древнее Двуречье.

Урок открытия новых знаний

21.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

Комбинированный

22.

Финикийские мореплаватели.

Комбинированный

23.

Библейские сказания.

Комбинированный

24.

Древнееврейское царство.

Комбинированный

25.

Ассирийская держава.

Комбинированный

26.

Персидская держава «царя царей».

комбинированный

Тема 5. Индия и Китай в древности (4 ч.)

27.

Природа и люди Древней Индии.

Урок открытия новых знаний

28.

Индийские касты.

Комбинированный

29.

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

Комбинированный

30.

Первый властелин Китая.

комбинированный

31.

Административный контроль

Раздел 4. Древняя Греция (21 ч.)

Тема 6. Древнейшая Греция (5 ч.)

32.

Греки и критяне.

Урок открытия новых знаний

33.

Микены и Троя.

Комбинированный

34.

Поэма Гомера «Илиада».

Комбинированный

35.

Поэма Гомера «Одиссея».

Комбинированный

36.

Религия древних греков.

Комбинированный

Тема 7. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч.)

37.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

Урок открытия новых знаний

38.

Зарождение демократии в Афинах.

Урок открытия новых знаний

39.

Древняя Спарта.

Комбинированный

40.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.

Комбинированный

41.

Олимпийские игры в древности.

Комбинированный

42.

Победа греков над персами в Марафонской битве.

Комбинированный

43.

Нашествие персидских войск на Элладу.

комбинированный

Тема 8. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии (5 ч.)

44.

В гаванях афинского порта Пирей.

Комбинированный

45.

В городе богини Афины.

Урок-экскурсия

46.

В афинских школах и гимнасиях.

Комбинированный

47.

В театре Диониса.

Комбинированный

48.

Афинская демократия при Перикле.

комбинированный

Тема 9. Македонские завоевания в IV в. до н.э. (3 ч.)

49.

Города Эллады подчиняются Македонии.

Комбинированный

50.

Поход Александра Македонского на Восток.

Комбинированный

51.

В Александрии Египетской.

Урок-экскурсия

Раздел 5. Древний Рим. (17 ч.)

Тема 10. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. (3 ч.)

52.

Древнейший Рим.

Комбинированный

53.

Завоевание Римом Италии.

Комбинированный

54.

Устройство Римской республики.

Урок открытия новых знаний

Тема 11. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. (3 ч.)

55.

Карфаген – преграда на пути к Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном.

Комбинированный

56.

Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье.

Комбинированный

57.

Рабство в Древнем Риме.

комбинированный

Тема 12. Гражданские войны в Риме. (4 ч.)

58.

Земельный закон братьев Гракхов.

Комбинированный

59.

Восстание Спартака.

Комбинированный

60.

Единовластие Цезаря.

Комбинированный

61.

Установление империи.

комбинированный

Тема 13. Римская империя в первые вв. н.э. (5 ч.)

62.

Соседи Римской империи.

Комбинированный

63.

Рим при императоре Нероне.

Комбинированный

64.

Первые христиане и их учение.

Комбинированный

65.

Расцвет Римской империи во 2 веке.

Комбинированный

66.

«Вечный город» во времена империи и его жители.

комбинированный

Тема 14. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. (2 ч.)

67.

68.

69.

70.

.

Римская империя при Константине.

Взятие Рима варварами.

Итоговое повторение.

Контрольная работа по курсу «Древний мир»

Комбинированный

Комбинированный

Урок рефлексии

контрольный

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методический комплект

Содержание раздела программы по истории Древнего мира последовательно отражено в учебнике «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой.

УМК по истории Древнего мира составляют:

•        Раздел рабочей программы «История Древнего мира».

  • Учебник «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. — М: Просвещение, 2014.
  • Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл.: В 2 вып. — М.: Просвещение, 2009.
  • Годер Г. И. Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл. — М.: Просвещение, 2009.
  • Максимов Ю. И. Тесты по истории Древнего мира. К учебнику «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. — М., 2010.
  • Электронное приложение к учебнику «История Древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений/А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. — М., 2008».

Настенные исторические карты

  1. Древние государства мира.
  2. Рост территории государств в древности.
  3. Древний Восток. Египет и Передняя Азия.
  4. Древний Восток. Индия и Китай (III тыс. до н. э. — III в. н. э.).
  5. Древняя Греция (до середины Vb. до н. э.).
  6. Древняя Греция (Vb. до н.э.).
  7. Завоевания Александра Македонского в IV в. до н. э.
  8. Древняя Италия.
  9. Рост Римского государства в период республики и империи.
  10.  Рост Римского государства в III в. до н. э. — II в. н. э.
  11. Римская республика в III—I вв. до н. э.
  12.  Римская империя в I—III вв. н. э.

  13.Римская империя в IV—V вв. Падение Западной Римской империи.

Список образовательных цифровых и Интернет-ресурсов по истории Древнего мира

Интернет -ресурсы

1.        Презентации по истории Древнего мира на образовательном ресурсе «Архив учебных программ и презентаций»:

http://www.rusedu.ru/subcat 32.html

На сайте можно найти информацию по следующим темам: Древний Египет, Китай, Индия, Персия, Древняя Греция.

2.        Презентации по истории Древнего мира на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»:

http://school-collection.edu.ru/

На сайте можно найти информацию по следующим темам: Возникновение христианства; Гражданские войны в Риме. Юлий Цезарь; Жители Древнего Рима; Завоевание Римом Италии.

3.        Прочие ресурсы по истории Древнего мира по различным темам:

•        История Древнего Египта:

http: //maat.org, ru/about/lectures.shtml http: //www.kemet.ru

•        Электронная библиотека исторических источников от вавилонских глиняных табличек до Библии с комментариями «Древняя история мира»:

http: //www, earth- history.com/

•        Мировая художественная культура. Древний мир: от первобытности до Рима:

http://www.mhk.spb.ru/

•        Античная мифология:

http://mythology.sgu.ru/mythology/ant/index.htm

•        Античное христианство: http: //www, verigi .ru/?book=13 http://www.verigi.ru/?book=94 http: //www, verigi. ru/?book=71

Электронные ресурсы

        Атлас Древнего мира. — М.: Новый ДИСК.

Список литературы для учителя

Основная литература

  1. Агбунов М. В. Античные мифы и легенды: мифологический словарь / М. В. Агбунов. — М., 1994.
  2. Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи / М. Бойс. — СПб., 1994.
  3. Гуляев В. И. Шумер. Вавилон. Ассирия / В. И. Гуляев. — М, 2005.
  4. Ботвинник М. Н. Жизнеописания знаменитых греков и римлян. Римляне / М. Н. Ботвинник, М. Б. Рабинович, К А. Стра-тановский. — М, 2008.
  5. История Востока. В 6 т. Т. 1. Восток в древности / под ред. Р. Б. Рыбакова. — М., 2002.
  6. Немировский Л. И. История Древнего мира: Античность /А. И. Немировский. — М., 2000. — Ч. 1—2.
  7. Мерри X. Наследие Сириуса. Разгадка тайн Древнего Египта / Пер. с англ. /X. Мерри. — М., 1998.

10.        Целар К. Архитектура страны фараонов / К. Целар; пер.с венг. — М., 1990.

Тематическая литература

  1. Гаспаров М. Л. Занимательная Греция / М. Л. Гаспаров. — М., 1998.
  2. Геродот. История / Геродот. — М., 1993.
  3. Древняя Греция: кн. для чтения / под ред. С. Л. Утченко. — М., 1974.
  4. Знаменитые греки и римляне. — СПб., 1993.
  5. История женщин на Западе. В 5 т. Т. 1. От древних богинь до христианских святых / Под общ. ред. Ж. Дюби, М. Перро. — СПб., 2005.
  6. Карсавин Л. П. История европейской культуры: Римская империя, христианство и варвары/Л. П. Карсавин. — СПб., 2003.
  7. Колобова К. М. Как жили древние греки / К. М. Колобова, Е. Л. Озерецкая. — М., 1959.
  8. Микель П. Древняя Греция / П. Микель. — М., 1999.
  9. Мифы Древней Греции. — М., 2001.
  1. НизолмД. Древняя Греция: энциклопедия для детей / Д. Низолм. — М., 2001.
  2. Пич С. Греки / С. Пич, Э. Миллард. — М., 1994.
  3. Свенцицкая И. С. Первые христиане и Римская империя / И. С. Свенцицкая. — М., 2003.
  4. Сергеенко М. Е. Жизнь в Древнем Риме / М. Е. Сер-геенко. - СПб., 2000.
  5. Сидорина Н. К. Древняя Греция и Рим / Н. К. Сидо-рина. - М., 2001.
  6. Уколова В. И. Книга для чтения по истории Древнего мира / В. И. Уколова, Л. П. Маринович. — М., 2004.
  7. Циркин Ю. Б. Гражданские войны в Риме: Побеждённые / Ю. Б. Циркин. - СПб., 2006.
  8. Чеканова Н. В. Римская диктатура последнего века республики / Н. В. Чеканова. — СПб., 2005.
  9. ШайдДж. Религия римлян/Дж. Шайд. — М., 2006.
  10. Элиаде М. История веры и религиозных идей / М. Элиа-де. - М., 2002.
  11. Ярхо В. Н. Семь дней в афинском театре Диониса / В. Н.Ярхо. - М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...