Подготовка к ЕГЭ по истории (как написать сочинение)
презентация к уроку по истории (11 класс) на тему
Памятка предоставлена преподавателями на курсах повышения квалификации. Поможет написать сочинение по истории. Предназначена для выпускников, сдающих ЕГЭ и учителей, которые готовят к экзамену по истории своих учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Как написать сочинение по истории | 444 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. «Реформаторская деятельность Александра I была неэффективной». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение: 1) … 2) … Аргументы в опровержение: 1) … 2) …
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы Правильный ответ должен содержать аргументы: 1) в подтверждение, например: – вопрос о судьбе самого многочисленного крестьянского сословия России решён не был: так, указ «о вольных хлебопашцах», по которому крестьяне могли быть отпущены помещиком на волю с земельным наделом, коснулся лишь 0,5% крепостных, т.е. продемонстрировал нежелание подавляющего большинства помещиков отменить крепостничество; – политика сокращения расходов на армию путём создания военных поселений не увенчалась успехом, так как привела к большим материальным затратам и восстаниям военных поселян; – в ходе финансовой реформы все налоги увеличивались более чем вдвое (в том числе был введён «подоходный прогрессивный» налог с земель помещиков), что стало важнейшей причиной всеобщего недовольства деятельностью правительства и отставки М.М. Сперанского; – разработанные конституционные проекты не были реализованы в масштабе всей страны; – недовольство итогами реформаторской деятельности правительства выразилось в организации тайных обществ декабристов, подготовивших и осуществивших вооружённые выступления (восстание на Сенатской площади, восстание Черниговского полка);
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы 2) в опровержение, например: – указ 1801 г. разрушил вековую землевладельческую монополию дворянства, так как давал право мещанам, государственным крестьянам, купцам покупать незаселённые земли; эти собственники земли, как правило, были более энергичными и рачительными хозяевами, чем многие дворяне; – первым выражением правительственного намерения отменить крепостное право стал указ «о вольных хлебопашцах», по которому крестьяне могли быть отпущены помещиком на волю с земельным наделом, а впоследствии им разрешалось «учреждать» фабрики, заводы, что расширяло возможности развития отечественной промышленности и накопления капитала; – в ходе министерской реформы в стране создана отраслевая система управления и заложены её правовые основы; – введённый экзамен на чин объективно был направлен против бюрократизации госаппарата, предоставлял возможность наиболее способным чиновникам успешнее продвигаться по служебной лестнице; – в ходе реформы в области просвещения был осуществлён план широкого развития среднего и высшего образования (возникновение сети местных учебных заведений всесословного характера; открытие университетов и др.). Могут быть приведены другие аргументы
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. «Реформаторская деятельность Александра I была неэффективной». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение: 1) … 2) … Аргументы в опровержение: 1) … 2) …
Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России: 1) 1462–1505 гг.; 2) 1825–1855 гг.; 3) 1928–1941 гг. В сочинении необходимо: – указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории; – назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах); – указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории. Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну оценку значения данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
В случае, когда исторические события (явления, процессы) не указаны или все указанные исторические события (явления, процессы) не относятся к выбранному периоду, ответ оценивается 0 баллов (по каждому из критериев К1–К7 выставляется 0 баллов). Критерии оценивания Баллы К1 Указание событий (явлений, процессов) 2 Правильно указаны два события (явления, процесса) 2 Правильно указано одно событие (явление, процесс) 1 События (явления, процессы) не указаны или указаны неверно 0
К2 Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории 2 Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль этих личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России 2 Правильно названы одна-две исторические личности, правильно охарактеризована роль только одной личности в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России 1 Правильно названы одна-две исторические личности, их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России охарактеризована неправильно. ИЛИ Правильно названы одна-две исторические личности, их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не охарактеризована. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Исторические личности названы неверно. ИЛИ Исторические личности не названы 0
К3 Причинно-следственные связи 2 Правильно указаны две причинно-следственные связи, существовавшие между событиями (явлениями, процессами) 2 Правильно указана одна причинно-следственная связь, существовавшая между событиями (явлениями, процессами) 1 Причинно-следственные связи указаны неверно. ИЛИ Причинно-следственные связи не указаны 0 К4 Оценка значения периода для истории России 1 Дана оценка значения периода для истории России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков 1 Оценка значения периода для истории России сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков. ИЛИ Оценка значения периода для истории России не дана 0
К5 Использование исторической терминологии 1 При изложении корректно использована историческая терминология 1 Все исторические термины, понятия использованы некорректно. ИЛИ Исторические термины, понятия не использованы 0 К6 Наличие фактических ошибок. 1 или 2 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов 2 В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки 2 Допущена одна фактическая ошибка 1 Допущены две или более фактические ошибки 0 К7 Форма изложения. 1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов 1 Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) 1 Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений 0 Максимальный балл 11
Инструкция по оцениванию задания 25 1) При оценивании выполнения задания по первому критерию (К1) баллы выставляются за правильное указание событий (процессов, явлений, относящихся к выбранному выпускником периоду истории России. За правильное указание двух событий (процессов, явлений) эксперт должен выставить 2 балла, за правильное указание одного события (процесса, явления) – 1 балл даже в том случае, если выпускник ошибочно указал другие события (процессы, явления), не относящиеся к выбранному им периоду. При оценивании по критерию К1 оценивается только указание событий (процессов, явлений), но не учитывается их связь между собой, последовательность изложения и т.п.
2) По критерию К2 оценивается указание исторических личностей, деятельность которых связана с названными событиями (явлениями, процессами), и характеристика роли этих личностей в названных событиях (явлениях, процессах). Под ролью исторической личности следует понимать её деятельность, в значительной степени повлиявшую на ход и результат событий в данный период истории. При выставлении баллов по критерию К2 важно учитывать: – количество указанных элементов ответа: для выставления максимального балла по критерию К2 в ответе должны быть названы два исторических деятеля и роли обоих в названных событиях (явлениях, процессах); – указание роли личности должно быть основано на исторических фактах, общие формулировки, лишённые конкретного содержания не принимаются в качестве правильных ответов; – указание роли личности в событии не должно подменяться указанием других характеристик (например, занимаемой должности, титула и т.п.); – события (процессы, явления), в которых личность сыграла охарактеризованную в сочинении роль, обязательно должны быть названы.
Инструкция по оцениванию задания 25 1) При оценивании выполнения задания по первому критерию (К1) баллы выставляются за правильное указание событий (процессов, явлений, относящихся к выбранному выпускником периоду истории России. За правильное указание двух событий (процессов, явлений) эксперт должен выставить 2 балла, за правильное указание одного события (процесса, явления) – 1 балл даже в том случае, если выпускник ошибочно указал другие события (процессы, явления), не относящиеся к выбранному им периоду. При оценивании по критерию К1 оценивается только указание событий (процессов, явлений), но не учитывается их связь между собой, последовательность изложения и т.п.
2) По критерию К2 оценивается указание исторических личностей, деятельность которых связана с названными событиями (явлениями, процессами), и характеристика роли этих личностей в названных событиях (явлениях, процессах). Под ролью исторической личности следует понимать её деятельность, в значительной степени повлиявшую на ход и результат событий в данный период истории. При выставлении баллов по критерию К2 важно учитывать: – количество указанных элементов ответа: для выставления максимального балла по критерию К2 в ответе должны быть названы два исторических деятеля и роли обоих в названных событиях (явлениях, процессах); – указание роли личности должно быть основано на исторических фактах, общие формулировки, лишённые конкретного содержания не принимаются в качестве правильных ответов; – указание роли личности в событии не должно подменяться указанием других характеристик (например, занимаемой должности, титула и т.п.); – события (процессы, явления), в которых личность сыграла охарактеризованную в сочинении роль, обязательно должны быть названы.
3) По критерию К3 оценивается указание в сочинении причинно-следственных связей. Под причинно-следственной связью следует понимать связь между историческими событиями (процессами, явлениями), при которой одно событие (процесс, явление), называемое причиной, при наличии определенных исторических условий порождает другое событие (процесс, явление), называемое следствием. При указании причинно-следственных связей могут быть использованы не только причины, но и предпосылки событий (явлений, процессов). Указанные причинно-следственные связи должны существовать в рамках данного периода. Нельзя путать причинно-следственные связи, указанные выпускником в рамках данного периода, с оценкой значимости данного периода, которая, хотя и имеет определённые характеристики причинно-следственных отношений, но всегда выходит за рамки данного периода истории. По критерию К3 не учитываются указания роли личности в событиях (процессах, явлениях) данного периода (уже учтенные по критерию К2), даже в том случае, если эти указания роли содержат элементы причинно-следственных связей.
4) По критерию К4 выпускник может получить один балл за правильное указание оценки значения данного периода для истории России. Оценка представляет собой обобщающий вывод о значении данного периода для истории страны в целом, его влиянии на процессы, характерные для эпохи, в рамках которой выделен данный период. Согласно критериям, оценка может быть дана с опорой на исторические факты и (или) мнения историков. Это означает, что указание мнений историков в работе не обязательно, выпускник может для оценки периода использовать только знание фактов. Не может быть засчитана общая формулировка, лишённая конкретного содержания.
5) По критерию К5 оценивается использование исторической терминологии. Под историческим термином следует понимать слово или словосочетание, обозначающее историческое понятие, связанное с определённым историческим событием, характерное для определенного исторического периода (эпохи), или исторического процесса в целом. Для получения одного балла по критерию К5 выпускнику достаточно корректно использовать в историческом сочинении один исторический термин. Термин должен быть вписан в контекст сочинения, называние термина вне контекста сочинения не может быть признано его корректным употреблением.
6) По критерию К6 оценивается наличие/отсутствие в сочинении фактических ошибок. По данному критерию работа оценивается только в том случае, если по критериям К1–К4 выпускник набрал не менее 4 баллов. Критерий К6 является «обратным», т.е. выпускник как бы изначально получает 2 балла, но при условии, что он не допустит в сочинении фактических ошибок. При оценивании работы по данному критерию учитываются фактические ошибки любого характера, допущенные в любой части сочинения: неправильное указание событий (явлений, процессов), неправильное указание исторических деятелей, ошибки в фактах их биографий, неправильно указанные причинно-следственные связи, оценки значимости периода, ошибки в указании мнений историков (например, оценка значимости ордынского владычества, данная Л.Н. Гумилёвым приписана Б.А. Рыбакову) и т.д. Необходимо отметить, что речь идёт именно о фактических ошибках, стилистические, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные выпускником, не учитываются.
7) По критерию К7 оценивается форма изложения. По данному критерию, как и по критерию К6, работа оценивается только в том случае, если по критериям К1–К4 выпускник набрал не менее 4 баллов. Ответ выпускника может представлять собой или последовательное, связное изложение материала (историческое сочинение), или отдельные отрывочные положения (например, в форме плана). В первом случае выпускник получит по критерию К7 1 балл, во втором – 0 баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Как написать сочинение-рассуждение" (в помощь 9-класснику)
Данная презентация поможет 9-класснику написать сочинение-рассуждение (С2.2.)...
Как написать сочинение? Описание игрушки.
1 урок-подготовка к написанию сочинения-описания предмета 2 урок- сочинениеСМ.презентацию к уроку...
Как написать сочинение
Презентация для подготовки к написанию сочинения части С ЕГЭ....
Элективный курс "Как написать сочинение на ЕГЭ"
Программа курса «Как написать сочинение на ЕГЭ» предназначена для поэтапной работы учащихся 10-11 классов над сочинением по прочитанному тексту, которое предлагается написать в час...
Как написать сочинение
Как написать сочинение (этапы работы, рекомендации)Сочинение по картинеСочинение - описаниеСочинение-миниатюраСочинение-рассуждение части «С» ЕГЭ по русскому языку...
Методическая работа: "Как самостоятельно написать сочинение-рассуждение по литературе"
В этой работе, я кратко представила свой опыт в обучении школьников написаню сочинения - рассуждения....
Как написать сочинение С 2,1. (ГИА 9 кл 2013 г)
Презентация содержит пошаговые инструкции для написания сочинения-рассуждения на гиа в 9 классе 2013 г. Презентация создана с учётом изменений в проведении экзамена и в выполении заданий части С, прои...