СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОТЕСТАНТСКИХ ОБЩИН ГОРОДА САРАНСКА В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
статья по истории на тему
В статье рассматривается история протестантских общин города Саранска в советский период. Опираясь на материалы региональной истории, автор статьи анализирует деятельность протестантов СССР в условиях антирелигиозных гонений. Прослеживается процесс формирования трех протестантских общин Саранска - баптистов, пятидесятников, адвентистов. Отмечается изменение форм борьбы советских властей с данными общинами - от прямых репрессий 1920-1930-х гг. до попыток ограничить их религиозную активность в 1970-х - первой половине 1980-х гг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
saransk.doc | 338.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ISSN 1997-292X № 4 (54) 2015, часть 2
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОТЕСТАНТСКИХ ОБЩИН ГОРОДА САРАНСКА В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
Саранск является одним из старейших городов Среднего Поволжья. Он возник в 1641 г. как военная кре пость на юго-восточной сторожевой черте Московского государства, на перекрестке больших гужевых трак тов, соединявших Астрахань с Москвой, Крым с Казанью. В 1801 г. Саранск вошел в состав Пензенской гу бернии, получив статус уездного города; с 1934 г. стал столицей Мордовской АССР (в настоящее время - Республики Мордовия) [19].
Точных сведений о времени создания протестантских общин, в частности, евангельских христиан бапти стов (ЕХБ) в Саранске не существует. Но есть косвенные данные. Например, в выписке из протокола сове щания Пресвитерского Совета, состоявшегося в г. Куйбышеве (Самара) 27 декабря 1970 г., говорится: , По вопросу заявления члена Саранской общины ЕХБ брата Фомичева Ивана Никитовича, 1899 года рож дения, члена церкви с 1918 года...» [3, д. 3, л. 2]. На основании этого документа можно сделать вывод о том, что община ЕХБ в г. Саранске возникла как минимум уже в первые годы Советской власти в России.
Одним из первых упоминаний о протестантах в Саранске является доклад местных чекистов в Пензен ский Губотдел Государственного политического управления (ГПУ) (август 1923 г.), в котором, в частности, говорится: , ... Количество членов данной секты около 50 человек. Такое количество членов секты распреде лено по городу Саранску. Новых агентурных сведений об этой секте не имеется» [28, д. 23, л. 115-116].
В середине 1920-х гг. в Саранске, как по всей территории Советской России, развернулась активная ком пания по борьбе с религией и изживанием всего, что имело к ней прямое или косвенное отношение. В полной мере это относилось и к проживавшим в городе протестантам.
Борьба с различными религиозными течениями и общинами, в том числе христианскими, еще только начала набирать свои обороты, а уже в начале 1920-х гг. стали обнаруживать себя первые признаки доноси тельства. Например, в апреле 1923 г. в Особый отдел ГПУ по Саранскому уезду поступило анонимное доне сение: , Имею сведения, что в конце февраля в одной избе был устроен баптистами религиозный диспут, на котором присутствовал Предсельсовета Лозанов. Прошу воздействовать на Лозанова, как на Предсельсо- вета, присутствовавшего на неразрешенном диспуте». Резолюция по данному доносу поступила незамедли тельно. , Навести справки, где находится Лозанов» [26, д. 23, л. 50].
V Всероссийский съезд Советов в июле 1918 г. принял Конституцию РСФСР, в которой была закреплена , свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды» (статья 4). Оживление евангелизационной работы баптистов и евангельских христиан, наблюдавшееся после Октябрьской революции 1917 г., не могло не об ратить на себя внимания антирелигиозников.
В 1925 г. был образован Союз воинствующих безбожников. Начиная с марта 1926 г., в центральных и местных газетах стали появляться статьи, в которых отмечалось усиление работы баптистов и евангельских христиан, содержались призывы расширять меры по борьбе с верующими всех деноминаций и конфессий. Газетные статьи второй половины 1920-х гг. пестрели заголовками наподобие таких, как , Безбожники ждут циркуляров сверху», , Антирелигиозная работа должна быть массовой и повседневной», , Закрыть церкви, этого требуют рабочие», , Группа попа Ташнаева - перед судом. Руководители приговорены к расстрелу» и т.п. [25]. Так, весной 1926 г. в газете , Завод и пашня» выходит статья , Есть ли Бог?», в которой рассказывается, как на устроенном большевиками диспуте в прениях за Бога вступились баптисты. Вот как описывает данное действо автор статьи: , Начинается самое интересное - диспут. Как тараканы из щелей вылезают на сцену божии защитники - баптисты. Записываются. Слово берут. Им по штату полагается Бога защищать, - по Евангелию живут. Вот баптист Любимов. Что он мог сказать в защиту своего Христа и Евангелия? Вы ступал и другой баптист - Фомичев. Он проповедник у евангелистов.» [30, с. 2]. По содержанию статьи можно сделать заключение, что в середине 1920-х гг. в Саранске активно действовали и всеми доступными
© Храмов С. В., 2015 средствами защищали интересы своей общины евангельские христиане и баптисты. Со слов респондента Н. В. Сенюшиной (в 2014 г. ей исполнилось 84 года), её отец Василий Степанович Сенюшин, 1898 г.р., был одним из организаторов баптистской общины в Саранске [18].
1 марта 1929 г. в первичные профсоюзные организации был направлен циркуляр Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС) № 53 , Об усилении антирелигиозной пропагандый, в котором го ворилось: , VIII съезд профсоюзов обратил особое внимание на необходимость усиления идейной борьбы с ре лигиозным мировоззрением, в частности, с развитием баптизма, учением евангелистов и т.п... .й [13, с. 46-48]. В апреле 1929 г. на II всесоюзном съезде воинствующих безбожников была принята резолюция, в которой говорилось, что , религиозные организации в лице их верхушек, проповедников, активистов являются поли тической агентурой. и военно-шпионскими организациями международной буржуазиий. К ним причисля лись баптисты, евангелисты, адвентисты и методисты [11, с. 221].
На местах реакция на данные установки была незамедлительной. Например, в 1930 г. газета , Красная Мордовияй приводила следующую статистику с соответствующим комментарием: , 679 попов и дьяконов, 70 мулл, 49 сектантских пресвитеров и проповедников 3 сектантских начетчика. Итого 801 человек. Это официальный актив церковников. Если к нему прибавить неофициальный (всевозможные "учителя" и "благовестники" сектантов, монахи и монашки и т.д.), то цифра актива вырастает до 10 тыс. человек. 10 тысяч человек! Армия порядочная. Чтобы разбить ее, нужны немалые усилия безбожников. Между тем антирелигиозная пропаганда ослабла. Значительная доля райсоветов СВБ развалилась.. .й [31, с. 3].
Эти данные косвенно подтверждает информационная справка под названием , Сведения о религиозных объ единениях: церквах, мечетях, и молитвенных домах Мордовской Автономной области от 1 января 1931 годай, которая свидетельствует о том, что , на территории Мордовской Автономной области до революции 1917 г. было - 759 религиозных объединений. Из них: Соборов - 7; Монастырей - 16; Церквей православных - 568; Магометанских - 147; Сектантских - 21. Закрыто и юридически оформлено со дня революции - 182: Соборов - 6; Монастырей - 16; Церквей - 106; Мечетей - 48; Сектантских - 6й [28, д. 60, л. 2].
Начавшиеся гонения в отношении протестантов Мордовии в целом и Саранска в частности сопровожда лись идеологической кампанией в местной большевистской прессе, которая выдвинула в отношении веру ющих всех конфессий необоснованные обвинения, например: , Успехи социалистического строительства бьют по кулакам, церковникам и сектантам. Всеми мерами они стремятся противодействовать строитель ству. Это выражается в выступлениях против хлебозаготовок. В Саранске пресвитер секты евангельских христиан Фомичев И. Н. (бывший торговец) построил на базарной площади будку, заделался парикмахером и ведет со своими клиентами "душеспасительные" беседы. Саранские сектанты учат, что Евангелие запре щает брать проценты. Отсюда делают вывод, что государственные займы приобретать нельзя. Таковы мето ды попыток церковников помешать нашим успехам. Надо разоблачать деятельность попов всех мастей, по казывать их контрреволюционные замыслый [10, с. 2]. Другой пример: в республиканской газете , Советская Мордовияй в 1960 г. автор статьи , В сектантском болотей, напоминает читателям, что , за антисоветскую деятельность бывший руководитель общины Адвентистов 7-го дня в 1930-м году был судимй [7, с. 2].
Со второй половины 1920-х гг. натиск на религиозные организации усилился и приобрел характер плано мерного институционального разгрома. Идеологически он обосновывался , наступлением социализма по всему фронтуй, пропагандистски объяснялся усилившимся сопротивлением религиозно-церковного элемента делу строительства социализма. С этого времени к ставшим уже традиционным обвинениям церквей и священства в контрреволюции добавились и другие: сопротивление делу индустриализации и коллективизации, вреди тельство, , смычка с кулакомй, развал колхозов, подготовка антисоветских восстаний, связи с зарубежной контрреволюцией и разведками империалистических держав, поддержка , уклонистов», троцкистов, а потом и организация фашистского подполья и подготовка , пятой колонный. Последнее обвинение к концу 1930-х осо бенно часто применялось к католическим и протестантским организациям. Процессы и внесудебные расправы над священниками, рядовыми верующими в этот период были частыми явлениями [23].
Согласно информации, предоставленной автору статьи респондентами Н. В. Сенюшиной, В. П. Козло вой, Н. П. Моисеевой, в рассматриваемый период подверглись репрессиям (были посажены в тюрьму на разные сроки) евангелисты и баптисты Саранска: Григорий Никитович Косицын (долгое время был дья коном в церкви на улице Пугачева), Иван Никитович Фомичев (пресвитер общины), Василий Степанович Сенюшин (пресвитер общины), Александра Петровна Филимонова, Василий Павлович Тумольский (пресви тер общины; был дважды репрессирован), Евдокия Петровна Козина, Дмитрий Филиппович Козин (умер в тюрьме), Александра Ивановна Стрельникова (регент хора) и др. [16-18]. В настоящее время пожилые участники баптистской общины , Ковчегй вспоминают о том, что были посажены в тюрьмы многие проте станты города, в основном активные члены общины, и некоторые из них из тюрьмы не вернулись. Респон дент Н. В. Сенюшина говорит о том, что, если верующий умирал в тюрьме, не возвращали даже его тело, до окончания срока заключения [18]. Приведем рассказ респондента А. Воронина: , Когда я только приехал жить в Саранск в 1991 году, приехал к нам один брат, точно сказать не могу; либо его самого звали Исайя, либо фамилия его была Исаев. Приехал он из Нижегородской области, село Выкса, приехал узнать о своем отце. Его отец был в Саранске верующим и по религиозным убеждениям здесь в Саранске был расстрелян (в основном, расстреливали самых активных христиан), с 1937 г. по 1944 г.» [15].
14 февраля 1945 г. Уполномоченным Совета по делам религиозных культов при Совете народных комис саров (СНК) СССР по Республике Мордовия Манеровым была получена инструкция № 38-с с грифом , Для служебного пользования». В сопроводительном письме с грифом , Секретной говорилось: , С изданием Инструкции, первой и настоятельной задачей Уполномоченных Совета должна стать регистрация действующих молитвенных зданий, долженствующая ввести в организационное русло деятельность религиозных обществ. В пункте 1. подпункте е/ сказано: по сектантским организациям, регистрация проводится в первую очередь религиозных общин евангельских христиан и баптистов, и адвентистов седьмого дня, как имеющих все союзные центры; регистрация действующих религиозных обществ должна быть проведена в течение 6-ти ме сяцев со дня получения Инструкции» [6, д. 2, л. 12].
В 1946 г., в рамках общей политики послаблений в отношении конфессий со стороны Советской власти, в Саранске была зарегистрирована община евангельских христиан-баптистов, насчитывавшая в тот период 20 человек [27, д. 135, л. 16]. Уполномоченный сообщал об активной пропагандистской работе членов дан ной церкви, направленной на привлечение в общину новых прихожан. Уже в течение лета 1946 г. были про ведены два крещения на протекающей в черте города Саранска реке Инсар. В Москве этот факт расценили как религиозную агитацию среди городского населения. Совет по делам религиозных культов потребовал от своего уполномоченного по Мордовии (Манерова) приложить все усилия к тому, чтобы эти религиозные ак ты общины ЕХБ были для жителей города наименее заметны. На что уполномоченный ответил: , Изолиро вать крещение от города не имеется возможности потому, что река протекает вдоль города» [Там же, л. 63]. Активность общины ЕХБ в Саранске давала свои результаты. Ее численность росла и уже через год после регистрации, т.е. вначале 1947 г., она увеличилась в два раза - до 40 человек. Правда, вначале 1948 г. упол номоченный Манеров в одном из своих отчетов указывал, что , рост религиозного движения в этой общине совершенно прекратился...» [Там же, д. 191, л. 69]. Часто уполномоченные искусственно искажали как чис ленный, так и возрастной состав членов местных общин. Чуть ранее, старший пресвитер по Пензенской об ласти и Мордовской АССР Г. М. Бузынин после посещения саранской общины в 1947 г. отмечает: , В Саранске я был с 25 по 28 апреля 1947 г. Выезжал туда в связи с тем, что и.о. пресвитера, брат П. Ф. Крылов, оставил свое служение по болезни, и было необходимо избрать вместо него другого руководящего. Саран ская община небольшая, имеет 49 членов. Во время моего пребывания там происходили ежедневные собра ния, на которых присутствовало много народа. Братья в своих проповедях отмечали усердие брата П. Ф. Крылова как организатора общины. Руководство общиной поручено пока брату В. П. Тумольскому, заместителю пресвитера» [20, с. 53]. Со времени регистрации, т.е. с января 1946 г. крещение приняли 29 человек. В действующей общине ЕХБ в г. Саранске с 1946 г. по 1953 г. количество прихожан возросло с 20 до 96 че ловек. В этой общине ежедневно по два раза в день проводились молитвенные собрания, на которых в буд ние дни присутствовало от 20 до 30 чел., а в большие религиозные праздники количество присутствовавших на молитвенных собраниях доходило до 70-80 чел. [27, д. 274, л. 47].
Во второй половине 1950-х гг. евангельские христиане-баптисты имели наибольшее влияние среди зареги стрированных общин. Они отрицали таинства, культ икон, посты, монашество, церковную иерархию, считали, что спасают не церковь и не таинства покаяния, а личная вера. Привлекательной для многих была борьба ЕХБ с курением, пьянством, прелюбодеянием, пропаганда святости семейной жизни. Особая трудность для государ ства в борьбе с данной конфессией была связана с тем, что евангельские христиане-баптисты придерживались строгой политики неучастия в общественной жизни. Евангельские христиане-баптисты принимали и исключали лиц из состава своих религиозных объединений на общих собраниях верующих. Причем прием в объедине ния ЕХБ на местах новых лиц проводился из числа так называемых приближенных (они проводили в обществах годичный испытательный срок). При приеме приближенных в основной состав за каждого из них давали поручи тельства не менее двух действительных членов, проводился обряд водного крещения [8].
Респондент Н. В. Сенюшина рассказывает о том, что принявших крещение вызывали к властям, угрожали, а за членство в церкви и открытое исповедание веры исключали из высших учебных заведений: , В общине был прихожанином ученый, хороший врач Драчев Юрий Сергеевич... Видя молодую, способную девушку (сестру во Христе Нину), Драчев порекомендовал ей поступать в институт. В том же году Нина поступила в институт, на медицинский факультет. Проучилась недолго. К ней подошла комсорг и спросила, верит ли она в Бога. Нина ответила утвердительно. На следующий день ее вызвали, поговорили и отчислили из ин ститута. Это было в 1948 году» [18].
Респондент В. П. Козлова рассказывает: , В 1949 году моя мама приняла крещение. После крещения ее вызвали и под угрозой увольнения с работы стали требовать имена братьев и сестер, принявших вместе с нею водное крещение. Она отказалась. Её посадили в лифт (она не знала, что это такое), спрашивали, где твой Бог, почему Он тебя не спасает? Она ответила: что вы говорите, что за веру не преследуете, а пере убеждаете верующих, но вы меня не переубеждаете, а мучаете, и я буду всем об этом рассказывать. Тогда ее отпустили и сказали, чтобы она не говорила, что ее вызывали за веру (она была участницей Великой Оте чественной войны), а якобы по поводу какой-то кражи, которой не было» [16].
Приведем другое свидетельство, респондента Н. И. Вавилиной: , Дальние предки рода Козловых, Вави- линых, Касицыных в середине Х1Х в. жили в Тамбовской губернии и в Саратовской области, Перелюбский район, село Фадино (его так и именовали - , молоканский» хутор). Вследствие гонения на молокан они были выселены за Урал, в поселок Переметное, а также в Самарскую губернию, Большой Глушитский район, по селок Сестры. После революции 1917 г. в очередном витке гонений на верующих уже советской властью, во второй половине 20-х гг. они бежали с Востока, и в начале 1930-х переехали на постоянное место жи тельства на территорию современной Мордовии. Расселились в Краснослободске, Рузаевке и Саранске» [7].
Респондент Ф. И. Вавилин рассказывает, что уверовал в 1956 г. и начал посещать богослужения бапти стов Саранска по адресу улица Пугачева, дом 6: , Почти сразу об этом узнали окружающие, я оказался в зоне интересов сотрудников КГБ. На работе стали сторониться будто прокаженного, всячески притеснять. А парторг при этом откровенно обозвал сектантом. На работе мне учинили товарищеский суд. Обвиняли в том, что баптисты от работы увиливают, детям в школу ходить запрещают, в больницу лечиться не ходят. Приходилось переубеждать на собственном примере. Несколько раз парторг завода лично склонял меня к письменному отречению от Бога» [9].
Респондент В. П. Козлова сообщает: , Неверующие сыновья хозяйки дома на улице Пугачева 6 решили расширить дом, и пока дом ремонтировался, баптисты собирались на улице, во дворе дома. Собрания на улице, вне стен молитвенного дома, категорически запрещалось. В расширении дома обвинили баптистов и запретили им собираться вообще. Церковь с регистрации была снята. Община ЕХБ в г. Саранске к этому времени насчитывала более 150 человек. Только в хоре участвовало около 50 человек, об этом свидетель ствуют сохранившиеся фотографии того времени» [16].
С 1959-1962 гг. в газете , Советская Мордовия» было опубликовано несколько фельетонов о баптистах и пятидесятниках Саранска. Б. Соколов, автор статьи , Дающая рука не оскудевает», опубликованной в авгу сте 1959 г., присутствовавший на одном из собраний общины, создает ее негативный образ: , В комнате не обычно сумрачно, тесно. Хозяйка дома, бывшая учительница в селе Лада, ныне секретарь Саранской общины Евдокия Петровна Козина, старая, но еще крепкая женщина, строго оглядывает входящих. Наконец все зани мают свои места... Медленно поднимается пресвитер общины Павел Федорович Крылов, человек довольно- таки мрачной наружности, хранящий суровую неподвижность... Вот бывшая комсомолка Анна Тихоновна Булдакова, работница селекционной станции; двадцатилетняя Мария Семеновна Конышева, бывшая ученица Хованщинской средней школы; Анна Антоновна Триханова, работница консервного комбината; Екатерина Михайловна Емельянова, бухгалтер "Главбакалеи"; Нина Васильевна Сенюшина, каждой из них около трид цати лет... В общине образовался целый штат проповедников. Кроме уже названных Крылова и Козиной, с проповедью выступает пенсионер Василий Степанович Сенюшин, рабочий ТЭЦ им. Тельмана Григорий Ни китович Косицын, уборщица школы № 9 Пелагея Ивановна Козлова. Многие члены саранской общины пом нят, как в августе 1956 года в молитвенном доме на улице Пугачева 6 побывал некий Борис Алексеевич Тиш- ко, вышедший недавно из заключения. Как истый баптист, он долго и горячо разъяснял верующим, как нужно верить и жить. Колоритна фигура и еще одного проповедника Ивана Никитовича Фомичева, по профессии са пожника, ныне парикмахера, прошедшего в 20-х годах специальные библейские курсы в Москве.» [20, с. 2-3]. С одной стороны, автор цитируемой статьи, Б. Соколов, проявляет столь свойственное для советских пропа гандистов неуважительное отношение к верующим. С другой стороны, он фактически свидетельствует (в отличие от отчетов Уполномоченного), что церковь посещают не только пенсионеры, но и вполне молодые, образованные и интеллигентные люди. Например, в статье с характерным названием , Пауки», вышедшей в феврале 1960 г., тот же автор дает следующие сведения: , На домашнем богослужении в частном доме на улице Ломоносова у Комовой Марии Васильевны присутствовали баптисты: Табачкова Зинаида (снимала комнату у Комовой), дочь Комовой Екатерина Шувалова; Козлова Пелагея, Сенюшина Нина, Вавилин Федор (рабочий экскаваторного завода), Косицина Анна, активный проповедник Гаврилов Борис и др.» [21, с. 4].
В октябре 1960 г. была опубликована третья статья Б. Соколова под названием , Шарлатаны под маской святош», дающая негативную характеристику уже не только баптистам, но и пятидесятникам города: , Обычный современный дом на улице Полежаева 72, квартира 28. В небольшой комнате собралось человек около десятка. На табуретке сидит немолодая, но неплохо сохранившаяся женщина. Напротив нее - крепкий мужчина, глаза которого никак не увидишь, где то теряются они под ресницами. Он с таинственным видом, не спеша, соблюдая торжественность момента, приступает к обряду. "Ну, говори, сестра, говори , Алли луйя», да прислушивайся к себе, как почувствуешь что, скажешь.". К уху женщины склонилась хозяйка квартиры Анна Лисова (имеющая троих детей) и начинает что-то бормотать. Наконец - есть! Женщина лепечет, что она "что-то почувствовала". Что именно - никому неясно, да это и не важно: "каждый по свое му идет к Христу", объясняет мужчина. В этой сцене ничего не придумано. Именно так совершают обряд принимания в секту "пятидесятников" в наши дни на одной из саранских улиц. Мужчина, которому по комплекции место на лесозаготовках, а не на сборищах тайных сект, - это некий Иван Федотов, пропо ведник, специально прибывший из Москвы для наставления заблудших братьев и сестер. Женщина - жи тельница Саранска Евдокия Козлова. В Саранске уже полностью распалась и прекратила свое существова ние секта баптистов, о деятельности которых рассказывала газета "Советская Мордовия" в фельетонах "Да ющая рука не оскудевает" от 8 августа 1959 года и "Пауки" от 14 февраля 1960 года. Но кое-кто из бапти стов, не раздумывая долго, пошел искать путь к Богу с другой стороны и кинулся в объятия "пятидесятни ков". Дмитрий Иванович Ивенин, бывший баптист стал "пятидесятником", ничуть не сомневаясь предо ставляет свой дом для прибывающих в Саранск из Москвы, Караганды и других мест. Есть в секте молодая женщина Валентина Башмакова, которая, по ее же словам "еле семь классов одолела, ибо учение ей не дава лось". Побывав однажды на собрании московских "пятидесятников", уверовала в силу святого Писания. Сейчас она развила бурную деятельность, пропагандируя свою веру, в чем ей неустанно помогает её мать - Мария Агапова, а так же Мария Корсакова. А вот и Зинаида Табачкова, тоже бывшая баптистка, кассир из "Металлокомбината". Они на виду у других стараются ничем не выдавать себя, как это делают дюжий муж чина Федор Вавилин на экскаваторном заводе или покинувшая лоно баптистов Пелагея Козлова.» [22, с. 4].
Со слов респондента, дочери бывшего пресвитера общины П. А. Козлова, Козловой В. П.: , .с приездом в Саранск "пятидесятницы" Башмаковой В. в церкви началось "движение", разделение и больше половины общины, последовали ее учению. Они отделились от баптистской церкви и стали собираться отдельно. В основном ушла активная молодежь» [16].
Таким образом, в 1960 г. в Саранске была создана новая для города община - адептов Церкви Христиан Веры Евангельской, или пятидесятников, в которой позже принял водное крещение будущий пресвитер и епископ - Ф. И. Вавилин.
В этот период дом молитвы баптистов действительно был закрыт, что, например, подтверждает в своем интервью газете , Столица С» Ф. И. Вавилин: , ...дом № 6 на ул. Пугачева был закрыт под вымышленным предлогом, и момент был выбран удачный. Козин Владимир, сын Козиной Евдокии Петровны, хозяйки мо литвенного дома, решил жениться и построить новый дом, из двух половин - для себя и для общины. Так как вторая половина дома предназначалась под Дом молитвы, община баптистов собрала на его строи тельство 30 тысяч рублей» [20, с. 2-3].
Тогдашний уполномоченный по делам религий И. Черемисин попросил у баптистского пресвитера П. Ф. Крылова печать, якобы на сохранение. Счет общины закрыли, накопления отобрали, самих баптистов припугнули, а в документах отчитались: секта распалась сама [9, с. 12]. Тогда верующие стали собираться по домам, по очереди друг у друга, а также, если позволяла погода, на лугах и в лесу (последнее подтвер ждает большое количество фотографий, сохранившихся у баптистов и пятидесятников лично и в архивах общин). Респондент Н. П. Моисеева утверждает, что в непогоду баптисты Саранска чаще всего собирались в доме на улице Володарского у Нины Вахиной. Встречи, как правило, носили нерегулярный характер [17].
В начале 1960-х гг. собственного дома молитвы не было и у молодой общины пятидесятников. От госу дарственной регистрации они категорически отказывались; на богослужения стали собираться в разных местах: летом в лесу, в поле, в оврагах, а зимой по домам у верующих. Все старались делать тайно, опа саясь властей [9, с. 12]. Вскоре, однако, об активной христианке-пятидесятнице В. Башмаковой стало из вестно КГБ, и ей пришла первая повестка с требованием явиться к уполномоченному по культам. Затем ее неоднократно вызывали и в КГБ, где оказывали моральное давление - от попыток , пристыдить» за веру до угроз тюремного заключения: , Поскольку Валентина оставалась твёрдой в своих убеждениях, то её по вели к председателю местного управления КГБ. Он был немало удивлён, потому что ожидал увидеть пожи лую женщину, а перед ним стояла молоденькая, худенькая девушка. "Так что, это и есть тот архимандрит, который ездит по Мордовии с Библией в руках?! - удивился он. - Видел я таких!". "Значит, оправдания иметь не будете, - ответила Валентина. - И, если не покаетесь, после смерти пойдёте в вечное мучение". Увидев, что девушка безбоязненно отвечает ему, кэгэбист пришёл в ярость и сказал сотруднику, который привёл её: "Прочесать её на заводе и выгнать с работы!"» [24, с. 149-150]. Началась планомерная подготов ка к суду. Одновременно с В. Башмаковой к суду готовилось дело и Ф. И. Вавилина. Поводом послужило его задержание в Рузаевке на квартире стариков-единоверцев. В комнату ворвались сотрудники КГБ в штатском, понятые, участковый, журналист и застали проповедника с Евангелием в руках у кровати больного. Отпираться было бесполезно [32, с. 2].
Суд начался летом 1962 г. По местному радио передали и по городу расклеили объявления, что в Доме со юзов состоится общественный суд над пятидесятниками. Газета , Советская Мордовия» об этом сообщала сле дующее: , Сегодня трудящиеся Саранска судят членов нелегальной секты (пятидесятников) за их антиобще ственную деятельность. Организаторами ее были Валентина Башмакова, Федор Вавилин и Зинаида Табачкова. Они вовлекли Марию Конышеву, Дмитрия Ивенина, Григория Штырева, Марию Агапову, Анну Лисову, Пелагею Козлову, супругов Бориса и Анну Трубенковых, Прасковью Петухову, Анастасию Шультинову, Анну Гаврилину, Андрея Ильина и других лиц. Организаторов секты в свою очередь вдохновляли Иван Федотов и Ольга Пархоменко. Собрание общественности единогласно осудило деятельность нелегальной сектантской группы и просит прокурора МАССР Никишева привлечь Башмакову В. Б., Вавилина Ф. И. и Табачкову З. А. к уголовной ответственности» [12, с. 4].
В начале 1990-х гг. один из подсудимых пятидесятников вспоминал на страницах еженедельника , Столица С»: , Зал Дома Союзов был полон. Всюду сновали корреспонденты. Легко распознавались оде тые в штатское сотрудники КГБ. Пока шли к центру зала, где нам уготовано было быть судимыми, чего мы только не услышали: "сектанты, изуверы, мракобесы, детей приносите в жертву, человеческой кровью питаетесь и т.д."» [9, с. 12].
Поводом для подобной ярости со стороны обывателей Саранска послужил фельетон в газете Советская Мордовия , Ангелы в волчьей шкуре», в котором утверждалось, что И. Федотов и В. Башмакова , заставили Красину Анну принести в "жертву Христу" одиннадцатилетнюю дочь за то, что та без их разрешения поехала в пионерский лагерь... Убийцы собрались в лесу. Но "святошам" помешал комсомольский патруль.» [1, с. 4]. Приписывание пятидесятникам человеческих жертвоприношений было очевидной провокацией.
Ф. И. Вавилин вспоминал: , Было очень жутко от этого невежества. Вызывали нас по одному. Стыдили и задавали провокационные вопросы. Обзывали американскими шпионами. Потрясали перед публикой Еван гелием, называя Священную книгу американской листовкой. Нелепости и укоры слышались разные:
"Мы едим их Советский хлеб и дышим их Советским воздухом". А ведь все прихожане церкви были очень добросовестными работниками на своих местах: не пьющие, не курящие, никогда без причины не прогуливающие работу. Все начиналось как общественный суд. Но общественный суд вынес решение пе редать дело по инстанции - на рассмотрение в народный суд. Назначили следователя, который состряпал обвинительное заключение по ст. 227, ч. 1. На нас завели уголовные дела. Адвокаты сразу отказались нас защищать. Среди следователей и судей были люди и сочувствующие нам, и искренне желающие помочь, облегчить нашу участь. Но, видно, не все зависело только от них. Последнее заседание суда состоялось 7 февраля 1963 года. Первой приговор был вынесен Башмаковой Валентине. Ее осудили на 3 года, по ста тье 227 часть 1-я УК РСФСР. Видя абсолютную бесполезность самозащиты, в качестве последнего слова, она на весь зал прочитала стихотворение "Я христианка". Меня привлекли к уголовной ответственности по статье 182-й. Получил я максимальный срок по той статье 3 года. После суда меня возили в психиатрическую больницу, хотели получить документ, что "изуверскими" молитвами я довел себя до сумасшествия» [9, с. 12].
В 1964 г., после того, как был отстранен от власти главный инициатор антирелигиозных гонений в стране Хрущев, Ф. И. Вавилина освободили без объяснения причин. Он приехал в Саранск, устроился работать на завод токарем, вернулся в свою церковную общину; в 1972 г. был рукоположен на дьяконское, а через год - на пресвитерское служение [32, с. 2].
Закрытая в 1960 г., община ЕХБ долго не могла получить официальной регистрации. Власти под различ ными предлогами в регистрации отказывали - одной из причин было отсутствие дома молитвы. В 1965 г. из Украины в Саранск на постоянное место жительства переезжает баптистка Е. Т. Щелкова, которая на улице Мокшанская покупает дом № 4 и предоставляет его в аренду местной общине ЕХБ [2, д. 1, л. 1]. Сохранившиеся документы общины подтверждают, что до 1968 г. исполняющим обязанности пресвитера церкви ЕХБ являлся В. С. Сенюшин [Там же, л. 3].
Но на этом проблемы у баптистов Саранска не закончились. По свидетельству сохранившихся в общине и Государственном архиве Пензенской области (ГАПО) документов, почти 16 лет община действовала на полулегальном положении. Заявления о регистрации, подаваемые баптистской церковью в 1965 г., упол номоченным не принимались и не рассматривались. При этом в Обзорной справке , Об административной ответственности за нарушения законодательства о религиозных культах» (на 8 страницах) за 1967 год, гово рится: , ...Часто местные органы власти вначале необоснованно отказывают религиозным обществам в ре гистрации, а затем подвергают штрафу руководителей этих религиозных объединений за уклонение от реги страции. Такие нарушения встречаются в Оренбургской, Волынской, Свердловской, Актюбинской, Мордов ской и Чувашской АССР и др.» [6, д. 62, л. 121].
Респондент А. Воронин рассказывает: , В начале 1960-х гг. в церкви ЕХБ г. Саранска был христианин Гаврилов Борис Васильевич. Убедившись, что в городе Саранске церковь не сможет добиться регистрации, он поехал в Москву. В Москве он встретился с лидерами ЕХБ Союза ЕХБ. Они приехали в Саранск, встре тились с местными властями. Последние в свою очередь убедили их в том, что, есть "установка", чтобы не портить отчетность, церковь зарегистрирована не будет. Якобы верующих протестантского направления в Мордовской АССР нет!» [15]. Протестантская церковь продолжала бороться за свое существование...
В 1968 г. община обратилась к начальнику Саранской городской милиции Министерства охраны обще ственного порядка Исаеву (инициалы не сохранились - С. Х.) и Уполномоченному по делам религиозных культов по Мордовской АССР А. И. Сапего с заявлением: , За последнее время участились случаи хулиган ских действий со стороны неизвестных лиц - бить окна в доме № 4 по ул. Мокшанской, принадлежащему гр. Шелковой Евдокии Тимофеевне, у которой мы арендуем помещение под молитвенно-религиозные бого служения. Вот, первого января, наступившего года, в одиннадцатый раз были разбиты окна половинками кирпича. Угрожающие жизни хозяйке дома, так как эти камни летят прямо в её постель. Настоящим община просит Вас, принять все зависящие от Вас меры к устранению в данном районе, упомянутых хулиганских действий, которые, в наше время кажутся дикими, порочащими достоинство Советского человека. Надеемся, что наша просьба будет принята Вами во внимание. По поручению общины 8 января 1968 г. и.о. пресвитера Сенюшин В. С. г. Саранск» [2, д. 1, л. 3].
Но в отчетах Уполномоченного по Пензенской области за 1971-1974 гг. о , Деятельности религиозных общин Среднего Поволжья» утверждалось, что на территории Мордовской АССР протестантских церквей нет [6, д. 82, л. 174-175]. Вопреки этому утверждению, в архиве Саранской общины ЕХБ , Возрождение» хранят ся документы начала 1970-х гг., представляющие собой переписку с Союзом ЕХБ [2, д. 1, л. 8; 3, д. 3, л. 3].
Очередное ходатайство о регистрации церкви ЕХБ г. Саранска датируется 27 сентября 1976 г.: , В Саранский Горисполком. Направляем заявление для рассмотрения о вынесении соответствующего решения вопроса о ре гистрации Саранской общины Евангельских Христиан-баптистов. При этом объясняем следующее: Саранская община была зарегистрирована в 1945 году, но вследствие самовольной перестройки молитвенного помещения по ул. Пугачева при прошлом руководстве Саранской общиной, которых теперь нет в живых, и за это нарушение община была снята с регистрации в 1958 году. На основании указа президиума Верховного Совета РСФСР от 18 марта 1966 года и Новой Конституции, просим нас зарегистрировать по поручению членов общины. Подписали: Козлов П. Ф. - пресвитер, Козлов П. А., Саяпин П. Н., Прокина Р. Г.» [2, д. 1, л. 6].
Что касается другой протестантской общины Саранска - адвентистов седьмого дня, то они официально так и не были зарегистрированы до конца 1980-х гг. Общины этой деноминации широко были представлены в близко расположенных к г. Саранску районах республики. В отчетах, регулярно подаваемых Уполномоченному Совета по делам религий при Совете Министров МАССР о работе комиссии при исполкоме райсовета по контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах в Лямбирском районе МАССР от 1 января 1978 г. - 30 сентября 1979 г., говорится: , В Лямбирском районе официально зарегистрированных религиозных объеди нений нет. Однако в селе Берсеневка продолжает осуществлять свою религиозную деятельность секта адвенти стов седьмого дня, возглавляемая гражданином села Берсеневка Никишаниным Матвеем Ивановичем. Деятель ность секты не прекращается. По имеющимся сведениям, два раза в месяц по субботам в доме Никишанина М. И. собираются сектанты для религиозных отправлений. На религиозные собрания в эти дни приезжают до 15 чело век из Саранска и 5-8 человек из Ромодановского района (ст. Красный узел)» [29, д. 446, л. 2].
На вопрос о продолжительности гонений респондент Н. П. Моисеева отвечает следующим образом: , Они то затихали, то снова никакого покоя не давали. Однажды, ко мне на работу в больницу пришел пред ставительный мужчина, уточнил у меня, какую церковь я посещаю. После утвердительного ответа о том, что я посещаю баптистскую церковь, предложил мне приходить к нему и рассказывать, о чем говорят на собра ниях и между собой верующие. Взамен за оказанную услугу предлагал билеты в театр и другую помощь.
На что я ответила, что не интересуюсь театром, чужими сплетнями, да и Иудой быть не желаю. В свою оче редь он меня грубо обозвал и ушел» [17]. Активных членов общины П. Н. Саяпина, А. Н. Кулькова, П. Ф. Козлова, П. А. Козлова регулярно вызывали в ОБХС, требовали прекращения деятельности церкви [16].
Вначале 1980-х гг. баптистскую общину Саранска возглавляли исполняющий обязанности пресвитера П. Н. Саяпин и председатель исполнительного органа П. А. Козлов [6, д. 102, л. 90]. Последний, согласно архиву общины ЕХБ г. Саранска, почти 40 лет был негласным лидером баптистского движения в Мордовии. Лишь в 2002 году действующий епископ по Пензенской области и Республике Мордовия А. М. Власенко, и бывший епископ П. М. Ульянкин рукоположили П. А. Козлова на пресвитерское служение в Саранске и Республике Мордовия [4, д. 4, л. 13].
Пятидесятники Саранска в конце 1980-х гг. приобрели дом на улице Коммунистической. В 2000 году Ф. И. Вавилин был рукоположен на епископское служение. И через некоторое время возглавил Средне- Волжский регион как старший епископ. В 2007 году ушел из жизни Ф. И. Вавилин, пресвитер общины хри стиан веры евангельской, а в 2008 умер П. А. Козлов, пресвитер евангельских христиан баптистов. В 1960 году они разошлись по разным деноминациям.
Таким образом, протестантские общины Саранска (баптисты, пятидесятники, адвентисты) преследова лись властями на протяжении всего советского периода. Менялся только характер преследований - от от крытых репрессий, ГУЛАГа до отказов в официальной регистрации и мелких провокаций. Тем не менее, данные общины сохранились до настоящего времени, занимая свою устойчивую нишу в конфессиональном ландшафте Саранска постсоветского периода.
Список литературы
- Ангелы в волчьей шкуре // Советская Мордовия: орган Мордовского обкома и Саранского горкома Коммунистической партии Советского Союза, Верховного Совета Мордовской АССР и Саранского городского Совета депутатов трудящихся. 1962. 7 июля. № 159 (10925).
- Архив общины Евангельских христиан баптистов (ЕХБ) «Возрождение» г. Саранска. Оп. 1.
- Архив общины ЕХБ «Возрождение» г. Саранска. Оп. 3.
- Архив общины ЕХБ «Возрождение» г. Саранска. Оп. 4.
- Бузынин Г. М. Из отчетов старших пресвитеров // Братский Вестник. 1947. № 4. С. 53-55.
- Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф. Р-2392. Оп. 1.
- Ермаков И. В сектантском болоте // Советская Мордовия. 1960. 20 февраля.
- Иошкин М. В. Евангельские христиане-баптисты и их влияние на молодежь в конце 1950-х годов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 2. Ч. 1. С. 77-79.
- Ларин В. У Бога границ нет // Столица С: независимая газета: республиканский еженедельник. 1992. 11 декабря.
- М. Церковники выступают против социалистического строительства // Красная Мордовия. 1930. 3 декабря.
- Материалы II Всесоюзного съезда воинствующих безбожников 1929 г.: репринтное издание. М.: Изд-во ВСЕХБ, 1989. 624 с.
- Общественность Саранска осуждает вредную деятельность сектантов // Советская Мордовия. 1962. 21 июля.
- Орлеанский Н. Закон о религиозных объединениях РСФСР. М., 1930.
- Полевой материал автора Храмова С. В.: Вавилина (Чебукова) Н. И. Интервью в г. Саранске Республики Мордовия: записано 18 октября 2014 г.
- Полевой материал автора Храмова С. В.: Воронин А. Интервью в г. Саранске Республики Мордовия: записано 22 января 2014 г.
- Полевой материал автора Храмова С. В.: Козлова В. П. Интервью в г. Саранске Республики Мордовия: записано 18 июня 2012 г.
- Полевой материал автора Храмова С. В.: Моисеева Н. П. Интервью в г. Саранске Республики Мордовия: записано 27 апреля 2011 г.
- Полевой материал автора Храмова С. В.: Сенюшина Н. В. Интервью в г. Майкоп Республика Адыгея: записано 10 октября 2013 г.
- Саранск [Электронный ресурс] // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Саранск (дата обращения: 03.03.2015).
- Соколов Б. Дающая рука не оскудевает // Советская Мордовия. 1959. 8 августа.
- Соколов Б. Пауки // Советская Мордовия. 1960. 14 февраля.
- Соколов Б. Шарлатаны под маской святош // Советская Мордовия. 1960. 16 октября.
- Сосковец Л. И. Антирелигиозные практики советского государства: цели, структура, этапы, средства // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 9. Ч. 2. С. 178-182.
- Федотов И. П. Встать! Суд идет! Можайск: МРО ЕХБ , Библейская лига», 2003. 336 с.
- Центральный государственный архив Республики Мордовия (ЦГА РМ). Газетный фонд. Завод и пашня. Газета Саранского Укома ВКП(б) Уисполкома и Упрофбюро. Подшивка за 1926 год.
- ЦГА РМ. Ф. Р-37. Оп. 2.
- ЦГА РМ. Ф. Р-228. Оп. 3.
- ЦГА РМ. Ф. Р-238. Оп. 2.
- ЦГА РМ. Ф. Р-1594. Оп. 1.
- Чибуренко Н., Лебеденко Д. Есть ли Бог? (в клубе на диспуте) // Завод и пашня. 1926. 8 апреля
- Шире развернем антирелигиозную пропаганду // Красная Мордовия. 1930. 28 ноября.
- Шкляр В. Жизнь как подвиг // Мир с Богом. 2008. № 1 (35).
FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE PROTESTANT COMMUNITIES IN SARANSK IN THE SOVIET PERIOD
Khramov Sergei Vladimirovich
Saransk Special "Correctional" Secondary School of the VIII Type hramser@mail. ru
The article considers the history of the Protestant communities in Saransk during the Soviet period. Basing on the materials of regional history the author of the paper analyzes the activity of the Protestants of the USSR under the conditions of anti-religious persecution. The process of the formation of three Protestant communities in Saransk - the Baptists, the Pentecostals and the Ad- ventists - is traced. Changes in the forms of the struggle of the Soviet authorities with these communities are mentioned - from direct repressions in the 1920-1930s to the attempts to limit their religious activity in the 1970s - the first half of the 1980s.
Key words and phrases: Mordovia; Saransk; Protestantism; the Baptists; the Pentecostals; the Adventists; anti-religious persecution.
УДК 7
Искусствоведение
Автор рассматривает генезис швейцарского театрального искусства, которое, несмотря на многоязычие, представляет собой единое целое. В отечественном театроведении специальных работ, посвященных национальным особенностям и идентичности швейцарского театра, нет. В статье доказано, что, несмотря на различия театрального искусства в разных регионах, швейцарский театр - цельное явление. Для подтверждения тезиса о национальной идентичности театральные процессы исследуются в культур ном контексте с привлечением литературных и паратеатральных феноменов.
Ключевые слова и фразы: геном театрального искусства; история мирового театра; Швейцария; , Зелёный Генрих» Готфрида Келлера; мультикультурность; полилингвизм; генезис; театроведческая наука; швейцар ская идентичность.
Худякова Марина Ивановна
Российский университет театрального искусства - ГИТИС mkhoudiakova@gmail.com
ГЕНОМ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА ШВЕЙЦАРИИ©
Неоспоримым является тот факт, что история мирового театра имеет единые корни, произрастающие из античности, но в разных регионах развивается параллельно, демонстрируя особенности той или иной куль туры и связь различных национальных традиций, которые по сей день определяют принадлежность теат рального искусства к разным национальным культурам. Следовательно, существует один общий геном ми рового театрального искусства, который в процессе развития приобрел самобытность в зависимости от раз личных событий и явлений (культурных, социальных, политических, климатических).
При давно сложившихся стереотипах, определяющих Швейцарию как шоколадный и часовой рай, совер шенно неправомерно игнорировать высокий уровень национальной культуры и искусства, в частности теат рального, этой маленькой альпийской страны и место швейцарского театра в сценической картине Европы.
Целью данной статьи является обозначить главные черты швейцарского театрального искусства в кон тексте истории европейского театра, используя принципы сравнительного анализа, и рассмотреть основные явления национальной театральной культуры от истоков до ХХ века включительно.
В театроведческой науке, особенно в российской, присутствуют различные мнения, связанные с проблемой самобытности и самостоятельности театрального искусства Швейцарской Конфедерации. В работах, посвя щенных театру немецкоязычных стран, Швейцария упоминается в общем контексте истории европейского театра. Те же самые оценки присутствуют и в работах, трактующих проблемы франкоязычного театра [5]. Следовательно, полная картина швейцарского театра не представлена, а анализируются лишь отдельные яв ления, преимущественно относящиеся ко второй половине ХХ века.
Изучение театра Швейцарии, исходя из генома театрального искусства, несомненно, актуально потому, что в отличие от литературоведческих исследований [7], в отечественном театроведении это - фактически неизученная тема. Специальная литература по истории швейцарского театра на русском языке отсутствует. Для разработки данной темы следует обращаться к книгам на иностранных языках. В программе российских театральных вузов присутствуют лишь переведённые пьесы двух классиков швейцарской драматургии - Фридриха Дюрренматта и Макса Фриша, в то время как современные швейцарские драматурги, чьи пьесы входят в европейский и мировой репертуары, остаются предметом для самостоятельного чтения заинтересо ванных читателей. Поэтому результаты исследования, изложенные в статье, могут быть использованы для расширения программ по истории европейского театра в театральных вузах.
© Худякова М. И., 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Модернизация советского периода"
Материал данной презентации можно использовать для проведения уроков по истории России в 11 классе...
Проектная работа; "Становление и развитие тамбовского «Гулливера» - телевизионной вышки города"
Становление и развитие тамбовского «Гулливера» - телевизионной вышки города...
Презентация: Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре. 2013 год. Город Саранск.
http://barskovasv.ucoz.ru/SLAID/themes/classic/3.html...
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН ПРОТЕСТАНТСКИХ ОБЩИН СЕЛА КАБАЕВО
В данной статье анализируется деятельность евангельских христиан-баптистов, молокан, адвентистовседьмого дня, христиан веры евангельской (пятидесятников) села Кабаево Дубенского района РеспубликиМордо...
Мастер-класс "Герб города Саранска" (аппликация из речного песка)
Мастер-класс для учащихся начальной школы....
Мой город Саранск
В этом интегрированном занятии мы все больше и больше узнаем сами и рассказываем ребятам о чудесном городе, в котором живем! Саранск - очень красивый чистый город! В нем много достопримечательностей, ...
Материал для мероприятия о городе Саранск
Классное руководство...