В этом году Россия отмечает Четырёхсотлетие дома Романовых. Празднование приурочено к воцарению Михаила Фёдоровича Романова на московский престол 11 июня 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля по решению Земского собора. История празднования 21 февраля 1613 года Великий Собор окончательно утвердился в убеждении, что государству необходим царь. Участниками Собора были Иерархи Русской Православной Церкви, настоятели крупнейших русских монастырей, вельможи и полководцы, служилые дворяне и казаки, представители разных народов России, купцы, горожане и крестьяне из всех частей Отечества.
Как отметил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл в приветственном слове: «Венчание на царство Михаила Федоровича, ставшего первым правителем Руси из рода Романовых, ознаменовало конец Смутного времени и положило начало новой эпохе в истории нашей страны. На протяжении трех столетий представители династии верно служили Отечеству. В этот период Россия стала сильной державой. В эпоху Романовых правители страны ревностно заботились о распространении Православия, благополучии Церкви и других религиозных общин, стремились содействовать сохранению духовных традиций русского народа и его национальной самобытности. И ныне, празднуя 400-летний юбилей Дома Романовых, мы призваны осмыслить этот уникальный исторический опыт и оценить вклад, который династия внесла в развитие российской государственности» . Соборная клятва Ближайшим законным наследником угасшего Дома Рюриковичей был Михаил Феодорович Романов - сын томившегося в польском плену Митрополита Ростовского Филарета, двоюродного брата последнего Царя первой Русской Династии святого благоверного Феодора I Иоанновича. Никаких личных заслуг у 16-летнего Михаила Романова, за которые его можно было бы «избрать» в нашем нынешнем понимании этого слова, ещё не было. Но бесспорность его наследственных прав создавала уникальный и драгоценный статус, позволяющий ему стать надпартийным общенациональным Арбитром, умиряющим исстрадавшуюся страну, и в дальнейшем передать эту роль своим потомкам.
В Утвержденной Грамоте Великого Собора 1613 года о призвании на престол Дома Романовых простыми и ясными словами были изложены традиционные и гармоничные для нашего народа принципы отношения к управлению страной. Русский народ открыл новую страницу истории, начав ее с трехдневного поста и покаяния. Более того, он принес Соборную клятву: Начало служения Царский путь служения Романовых начался в Ипатьевском монастыре, где жил в то время Михаил Романов. Мать юного избранника, инокиня Марфа, благословила его Федоровской иконой Богородицы, ставшей святыней Дома Романовых. Узнав о том, что Россия обрела Законного Царя, интервенты хотели лишить его жизни. Но бессмертный подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина помешал замыслам неприятелей. С царствования Михаила началось возрождение России.
В годы его царствования были обретены мощи святого преподобного Александра Свирского. «Благочестивый Царь и Великий Князь Михаил Феодорович, всея России Самодержец возрадовался весьма великою радостью, что во дни его царствования Господь Бог благоволил открыть мощи угодника Своего, великого Чудотворца, преподобного Александра. Помощь святых российским государям Святые покровительствовали и приходили на помощь помазанникам Божиим. После Михаила Феодоровича правил его сын Алексей (1629-1676). Он сообразовывал свою жизнь с церковным уставом, молился, ездил по святым местам. Однажды, когда Алексей Михайлович охотился в звенигородских лесах, ему вышел навстречу разъяренный медведь. На помощь явился преподобный Савва Сторожевский и зверь убежал. Петр I (1682-1725) по благословению и молитвам святителя Митрофана основал город в честь святого апостола Петра. В 1709 году Петр со всем воинством всю ночь молился перед Полтавской битвой о даровании победы у Казанской Божией Матери. Предсказание преподобного Серафима Саровского Судьба сына Павла I, Александра, одна из самых загадочных в истории. Он зал о заговоре против отца и не помешал убийцам. Павел I (1754-1801) в свое правление привез в Россию великие святыни: десницу святого Иоанна Предтечи, Филермскую икону Богородицы, частицы Креста Господня. Укреплении империи Российская империя расширяла границы и укреплялась. Александр II 19 февраля 1861 года снял узы крепостного рабства с 22-х миллионов русских. 1 января 1864 года дал земские учреждения народу. Он доверил самим жителям управлять и распоряжаться хозяйственными делами своей губернии. Заботясь об образовании, государь в пять раз увеличил количество учебных заведений. Туркестан, Коканд, Бухара и Хива – враждебные России земли были завоеваны и присоединены к России. Наконец, одним из величайших дел внешней политики Александра II было освобождение Болгарии и славянского княжества Сербии от турецкого ига. Александр III, известный как царь-миротворец, при котором Россия не знала ни одной из войн. По молитвам святой блаженной Ксении Петербургской государь был исцелен от тифа, а родившуюся у царя дочку назвали Ксенией. Александр III стремился, чтобы количество храмов соответствовало числу населения. Святой праведный Иоанн Кронштадтский напутствовал в последний путь и причащал умирающего государя. Последний русский царь Последний русский царь Николай II родился в день памяти праведного Иова Многострадального (19 мая) 1868 года, и ему тоже пришлось пострадать. Он был старшим сыном императора Александра III, наследником престола. Его с детства учили быть верным православию, великодушным, аккуратным, неукоснительно исполнять свои обязанности, не позволять себе ставить свои интересы, выше интересов других людей. В 1894 году умер император Александр III и Николай II вступил на престол, обвенчавшись с принцессой Гессен-Дармштадской Алисой. Алиса в православии получила новое имя - Александра Феодоровна, поскольку ее благословили той самой Феодоровской иконой Пресвятой Богородицы, которой когда-то благословляла на царство своего сына Михаила инокиня Марфа. Царская семья была образцом христианской любви. 17 июля 1903 года император Николай II с супругою участвовали в торжестве прославления и открытия мощей преподобного Серафима Саровского. Во времена царствования Николая II Российская империя занимала ведущие позиции в мире по экономическим показателям. Население увеличилось на 50 миллионов человек. Государь заботился о народном просвещении. Были проведены экономические, социальные, земельные реформы. Но начавшееся среди интеллигенции отступление от православия подтачивало устои государства. Россия должна была выйти победителем в первой мировой войне, если бы не предательство внутри страны. Царская Голгофа Когда грянула революция, государь, желая мира, отрекся от престола и взошел на свою Голгофу. Ставшие известными слова: «кругом измена, трусость и обман», не сломили его духа. Царская Россия в 1917 году, подточенная первой мировой войной не являлась государством всеобщего благоденствия. Однако Революция отнюдь не упразднила ни бедности, ни несправедливости, ни жестокости, ни развращённости нравов. Напротив, она лишь заключила Россию в 70-лет «вавилонского» плена.
В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге в доме Ипатьевых была расстреляна Царская семья: император Николай II, царица Александра Феодоровна, царевич Алексей, великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. Останки их были сожжены и сброшены в Ганину яму. Пострадала и Великая княгиня Елисавета – сестра Александры Феодоровны. Когда ее муж Сергей Александрович был убит террористом, она простила его и избрала путь служения ближним: основала в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия, лично перевязывала раны, врачевала больных, заботилась о несчастных и страждущих. 18 июля княгиню Елисавету и инокиню Варвару с другими членами Дома Романовых сбросили в шахту в городе Алапаевске. Прославление царственных страстотерпцев Благочестивый род Романовых еще во время правления дал миру своих святых. Одна из них – преподобная Анастасия Киевская – тетя царя-страстотерпца Николая II, в миру Великая княгиня Александра Петровна. Дом Романовых управлял Россией 304 года. Служение династии, начавшееся из Ипатьевского монастыря, руками безбожников символично прекратилось в доме Ипатьевых. Мощи преподобного Александра Свирского после расстрела Царской семьи первыми были изъяты и осквернены от новоявленных богоборцев. Государя императора Николая II казнили именно как православного царя, о чем свидетельствовала надпись, найденная на стене дома.
В августе 2000 года членами Освященного Юбилейного Архиерейского Собора было принято решение прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских Царскую Семью: Императора Николая II, Императрицу Александру, царевича Алексия, великих княжен Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию. «В последнем православном Российском монархе и членах его Семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля 1918 года, был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в ХХ веке» . 400-летие подвига 1 Марта 2012 года было опубликовано Обращение к соотечественникам о праздновании 400-летия преодоления Смуты и восстановления Российской государственности Главы общественной организации «Российский императорский дом» Ея Императорского Высочества Великой Княгини Марии Владимировны Романовой. В нем в частности говорится: "Нам необходимо глубоко проникнуться мыслью, что мы празднуем 400-летие подвига нашего великого многострадального Народа. В первую и главную очередь – это не чествование династии, иерархов, военачальников, дипломатов и аристократов, сколь бы ни был весом их вклад в общенациональную борьбу, но прославление мужества, самопожертвования и любви простых людей, освободивших и возродивших нашу страну... Нисколько не приуменьшая значение символических государственных, церковных и общественных актов, мы обязаны выделить и поставить во главу угла социальное и просветительское наполнение юбилея... Я призываю всех, кто имеет желание и возможность внести пожертвования на достойное празднование юбилея 400-летия преодоления Смуты и других юбилеев, большую часть этих средств направить на помощь бедным, сиротам, больным, инвалидам, престарелым и бездомным. Каждому из Святых Подвижников, Монархов, Иерархов, Героев и Вождей, которых мы желаем почтить, и чьими именами мы назовём различные программы милосердия, будет гораздо радостнее в Небесном Царствии, если мы воздвигнем им памятники не только на улицах и площадях, но, в первую очередь, в душах людей..." .
|
|