Российская империя в конце XIX начале ХХ века
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему
Цели урока.
Образовательная: сформировать представление об основных особенностях и проблемах демографического, социального и экономического развития Российской империи на рубеже XVIII-XIX веков; продолжить работу над понятиями, формированием умения выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать делать выводы, работать с опорным конспектом, сжатой информацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dial._teh._rossiya_v_nach_19_veka.docx | 21.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Российская империя в конце XIX начале ХХ века»
История России 8 класс.
Цели урока.
Образовательная: сформировать представление об основных особенностях и проблемах демографического, социального и экономического развития Российской империи на рубеже XVIII-XIX веков; продолжить работу над понятиями, формированием умения выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать делать выводы, работать с опорным конспектом, сжатой информацией .
Развивающая: способствовать развитию аналитических умений учащихся, навыку работы с текстовой информацией, развивать навыки устной и письменной речи.
Воспитательная: продолжить формирование навыков коллективного труда, чувства патриотизма и гордости за свою страну
Учебное оборудование: исторические документы, учебник, раздаточный материал, презентация «Россия в начале 19 века», интерактивная доска, компьютер, карта «Российская империя в начале 20века».
Ход урока:
1 этап. Два ученика образуют пару, из двух пар складывается группа. У каждого из них свой текст и параграф учебника:
1) территория России в конце 18 начале 19 века. Население.
2) сословный строй.
3) экономический строй.
4) политический строй.
В течение 10 минут каждый работает со своим текстом и начинает заполнение в тетради таблицу со своего столбика, вписывая ключевые слова:
Российская империя в конце 18- начале 19 века.
территория, население | сословный строй | экономика | политический строй |
2 этап. По договоренности один из учеников рассказывает свой текст. Другой слушает, задает уточняющие вопросы, записывает ключевые слова, а затем рассказывает товарищу свою тему, теперь уже первый слушает задает вопросы.
3этап. Смена пары. Первые варианты в группе меняются местами. Работа продолжается в парах сменного состава до тех пор, пока у каждого учащегося не будет заполнена вся таблица в тетради. По 5 мин. рабочего времени на изложение материала и записи в таблицу. Итого общее время на работу 30 мин.
4 этап. Закрепление знаний.
Фронтальная работа. Тест на доске:
1. К началу 19 столетия население России составляло
А) 46 млн
Б) 24 млн
В) 128 млн
Г) 44 млн
2. К началу 19 столетия самое многочисленное сословие в России
А) купцы
Б) помещики
В) крестьяне
Г) духовенство
3. Политический строй России в начале 19 века - это
А) Парламентская республика
Б) Самодержавная монархия
В) Теократическое государство
Г) Ограниченная монархия
4. Российская империя являлась:
А) Многонациональным государством
Б) Моноэтническим государством
5 этап. Рефлексия.
Дайте свою характеристику стране, записав напротив буквы, подходящее на ваш взгляд прилагательное:
Р -
О-
С-
С-
И-
Я-
Домашнее задание: стр5-7.
Приложение:
Текст №1.
В начале 19 века Российская Империя представляла собой огромную континентальную страну. Она занимала шестую часть суши и простиралась от Балтийского моря до Аляски в Северной Америке. К середине 19 века площадь территории России достигла 18 млн. кв.км. Страна была разделена на 69 губерний и областей, которые в свою очередь делились на уезды (в Белоруссии и на Украине – на поветы). На губернию в среднем приходилось 10-12 уездов. Группы губерний в некоторых случаях объединялись в генерал-губернаторства и наместничества. Так, были объединены три Литовско-белорусские (Виленская, Ковенская и Гродненская, с центром в Вильно) и три Правобережноукраинские губернии (Киевская, Подольская и Волынская, с центром в Киеве). Кавказское наместничество включало в себя Закавказские губернии с центром в Тифлисе.
Текст №2.
в 17-18 веках казаки использовались государством для охраны внешних границ, в 17-18 веках казачество, в основном беднейшая его часть, составляло костяк восставших во время крестьянских войн, но на рубеже 18-19 вв. правительство установило контроль за казачьими областями, а в 19 в. начало создавать новые казачьи войска для охраны границ, например Сибирское и Забайкальское. В казаки зачислялись в основном государственные крестьяне. К середине 19 в. в России существовало 9 казачьих войск: Донское, Черноморское (Кубанское), Терское, Астраханское, Оренбургское, Уральское, Сибирское и Уссурийское войска; атаманом всех казачьих войск считался наследник престола. Во главе каждого войска стоял наказной (назначаемый) атаман. Станичные атаманы избирались самими казаками.
Текст №3.
Основные формы феодальной эксплуатации — барщина и оброк.
Распространение барщинной формы эксплуатации относится в первую очередь к черноземным губерниям. В центральных промышленных губерниях, где плодородность почв была низкой, преобладала оброчная форма.
Помещики стремились увеличить производство хлеба на продажу. Для этого они сокращали крестьянские наделы, увеличивали посевные площади. Возрастает число барщинных дней, а в некоторых случаях вводится месячина.
Месячина — разновидность барщины. Помещик отбирал у крестьян их наделы, заставляя работать только на его земле. За это он выдавал им месячное содержание продовольствием и одеждой.
Увеличение валового производства зерна происходило именно из-за расширения посевных площадей, тогда как барщинная система не могла быть рентабельной и испытывала кризис. Производительность подневольного труда постоянно падала, что объясняется незаинтересованностью крестьян в результатах своего труда.
Размер оброка за первую половину XIX в. возрос в 2,5—3,5 раза. Так как земледелие не давало достаточно денег для оброка, крестьяне стали заниматься неземледельческими промыслами, например ремеслом. В зимнее время распространяется извозный промысел (перевозка товаров на своих санях). С развитием промышленности увеличивается число крестьян-отходников, которые уходили работать на мануфактуры, зарабатывая там деньги на оброк (отхожий промысел).
В оброчной системе также возникали противоречия. Так, усиливается конкуренция между крестьянами-ремесленниками. С другой стороны, серьезную конкуренцию крестьянским ремеслам составляла развивающаяся фабричная промышленность. В результате заработки оброчных крестьян падали, снижалась их платежеспособность, а значит, и доходность помещичьих имений.
Текст №4.
По своему политическому устройству Россия была самодержавной монархией. Во главе государства стоял император (в просторечии его по традиции называли царем). В его руках была сосредоточена высшая законодательная и распорядительная власть.
Император управлял страной при помощи чиновников. По закону они были исполнителями воли царя. Но в действительности чиновничество играло более значительную роль. В его руках была разработка законов, оно же проводило их в жизнь. Чиновничество было полновластным хозяином в центральных органах управления и в местных (губернских и уездных). Государственный строй России по своей форме был самодержавно-бюрократическим. Слово “бюрократия”так и переводится: власть канцелярий. От произвола бюрократии, от ее мздоимства страдали все слои населения.
Высшая бюрократия состояла по преимуществу из дворян-помещиков. Из них же комплектовался офицерский корпус. Окруженный со всех сторон дворянами, царь проникался их интересами, защищал их как свои собственные.
Правда, иногда между царем и отдельными группировками дворянства возникали противоречия и конфликты. Порою они достигали очень острых форм. Но эти конфликты никогда не захватывали все дворянство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Германская империя в конце XIX – начале XX
Тема: Германская империя в конце XIX – начале XX...
Тест по истории для 9 класса по теме «Российское государство и общество в конце XIX – начале XX веков».
Тест по отечественной истории 9 класс по учебнику А. А. Данилов, Г. К. Косулина, История России 20 – начало 21 века. «Российское государство и общество в конце XIX – начале XX ве...
Государство и российское общество в конце XIX - начале XX века
Презентация по истории России...
Германская империя в конце XIX – начале XX в
17 урок...
Презентация к уроку по учебному предмету «История» в 7-ом классе на тему «Российская империя в конце XVIII века в период правления Павла I»
Презентация разработана для проведения урока в 7 классе о Павле I. Эта разработка позволяет познакомить учащихся с личностью Павла Петровича, а также поавить перед ними вопрос дискуссионного характера...
Германская империя в конце XIX – начале XXв. Борьба за «место под солнцем».
Пруссия объединяла Германию путём присоединения мелких княжеств. Государственные институты Германии являлись фактически расширенными государственными институтами Пруссии и именно прусаки занимали там ...
Государство и российское общество в конце XIX- начале XX века.
Государство и российское общество в конце XIX- начале XX века....