Интеллектуальная игра по истории "Самый умный"
план-конспект занятия по истории (6 класс) на тему

Внеклассное мероприятие по истории России для 6 класса.

Цели:

Актуализация и систематизация изученного материала по истории России.

Задачи:

- расширить      мировоззрение        учащихся,    активизировать      желание       работать        

  самостоятельно с различными источниками информации;

- повышение мотивации учащихся к изучению истории;

- развитие навыков грамотной устной речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samyy_umnyy.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое внеклассное мероприятие по истории  в 6   классах

интеллектуальная игра «Самый умный»

учитель

                                                                                            истории и обществознания

                                                                                            I квалификационной категории

                                                                                            Е.Б.Булакина

Цели:

Актуализация и систематизация изученного материала по истории России.

Задачи:

- расширить      мировоззрение        учащихся,    активизировать      желание       работать        

  самостоятельно с различными источниками информации;

- повышение мотивации учащихся к изучению истории;

- развитие навыков грамотной устной речи.

Ведущий: Соревнование проходит между пятью участниками. Просим участников  на сцену.

Выходят на сцену участники, которые представляются жюри и зрителям.

Ведущий: Начнем наш первый тур «Я восхищаюсь….. за…..». Каждый участник в течение 1 минуты должен представить рассказ об одном историческом деятеле и его роли в истории страны.

Жюри оценивает участников. Конкурс оценивается в 100 баллов.

Ведущий: Второй тур - «Интеллектуальная игра». Участники по очереди выбирают одну из пяти категорий: «Экономика», «Культура», «Историческая личность», «Военная область», «Города». Цена вопросов от 100 до 700. Участник выбирает вопрос любой стоимости и в случае правильного ответа участнику эти очки идут в зачет. В случае неправильного ответа участника, вопрос переходит к зрителям. За каждый правильный ответ зрители получают орден.

Вопросы – категория «Экономика»

Вопрос за 100: Что такое полюдье? (Сбор дани киевскими князьями)

Вопрос за 200: Что такое «уроки» и «погосты»? Кто их установил? (Уроки- размер дани, погосты- место сбора дани. Установила их княгиня Ольга)

Вопрос за 300: Кто такие – закупы и  рядовичи? (Закуп- свободный смерд,  взявший купу (зерно, деньги), временно ставший зависимым. Рядович – свободный смерд, заключивший договор (ряд) о работе, временно ставший зависимым)

Вопрос за 400: Как назывались сборщики налогов из Золотой Орды? (Баскаки)

Вопрос за 500: Объясните выражения «закасав  рукава» и «спустя рукава»? (В Древней Руси одежду шили с длинными рукавами, заменявшими перчатки. Если человеку приходилось что-нибудь делать в одежде с такими рукавами, он делал это плохо («спустя рукава»). Хорошо работалось только «закасав рукава»)

Вопрос за 600: Что такое «ордынский выход»? (Дань, выплачивавшаяся Золотой Орде русскими землями в XIII-XV веках)

Вопрос за 700: О каком событии идет речь? Когда оно произошло?

«Государь прочитал и спокоен и строг,

Повернулся к Ахматовым людям,

Бросил наземь ярлык под сафьянный сапог

И сказал: «Дань платить мы не будем!» (Свержение ордынского ига на реке Угре,1480 год)

Вопросы – категория «Культура»

Вопрос за 100: Как назывались главные  ворота Киева ? (Золотые)

Вопрос за 200: Какое одинаковое название  носят главные храмы XI века в Киеве, Новгороде и Полоцке? (Софийский)

Вопрос за 300: Какое происхождение слова «летопись»? (Рассказ о событиях каждого года в летописи начинается словами: «в лето…» Отсюда «летопись»)

Вопрос за 400: Почему алфавит русского языка называют  кириллицей? (В честь одного из братьев – болгарских просветителей Кирилла и Мефодия. Более тысячи лет назад они изобрели славянскую письменность)

Вопрос за 500: Кто автор летописи «Повесть временных лет»? (Нестор)

Вопрос за 600: Почему говорят: «пиши с красной строки» ? (Заглавные буквы в древности писали красными чернилами – киноварью, отсюда «красная строка».)

Вопрос за 700: Как назывался главный храм Крещенной Руси? (Десятинная церковь или собор Пресвятой Богородицы)

Вопросы – категория «Историческая личность»

Вопрос за 100: Кому принадлежат слова: «Кто не придет завтра на Днепр, да будет мне враг»? (Князь Владимир Святой)

Вопрос за 200: Перед очередным походом на врага он говорил: «Иду на вы»? (Князь Святослав)

Вопрос за 300: Этот князь создал закон, нанес крупное поражение печенегам, уделял большое внимание культуре, просвещению, строительству церквей и монастырей (Князь Ярослав Мудрый)

Вопрос за 400: Первые святые на Руси? (Князья Борис и Глеб)

Вопрос за 500: О ком написала Н.Кончаловская:

«В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле, о древнерусской

Быль записывал монах» (Монах Нестор)

Вопрос за 600: Внук Ярослава Мудрого. Был полководцем и государственным деятелем, написал «Поучение детям». Кто это? (Князь Владимир Мономах)

Вопрос за 700: Какой московский князь получил название «Кошель с деньгами»? (Князь Иван Калита)

Вопросы – категория «Военная область»

Вопрос за 100: За какую победу князь Александр Ярославич прозван Невским? Когда состоялась эта битва? (Битва на Неве, 1240год)

Вопрос за 200: Какой город хан Батый  назвал «злым городом»? (Козельск)

Вопрос за 300: Где и когда произошла Куликовская битва?( На  Дону, на поле Куликовом, в 1380году)

Вопрос за 400: Какой церковный деятель благословил Дмитрия Ивановича перед Куликовским сражением? (Сергий Радонежский)

Вопрос за 500: О каком историческом событии  идет речь? Когда оно произошло?

«По льду летели с лязгом, с громом,

К мохнатым гривам наклонясь;

И первым на коне огромном

В немецкий строй врубился князь» (Битва на Чудском озере (Ледовое побоище), 1242год)

Вопрос за 600: О каком историческом событии идетречь? Когда оно произошло?

«Но в трепет гордой Византии

И в память всем векам

Прибил свой щит с гербом России

К Царьградским воротам» (Поход князя Олега на Царьград-Константинополь в 907 году)

Вопрос за 700: Каково происхождение выражения «тьма-тьмущая»? (Тьма - часть монгольского войска (10000 воинов) Чингисхана. Отсюда «тьма-тьмущая» - бесчисленное  множество)

Вопросы - категория «Города»

Вопрос за 100: Этот город построен при Владимире Мономахе и назван в честь него (Владимир)

Вопрос за 200: «Матерью городов русских»  называли его современники (Киев)

Вопрос за 300: Он раскинулся по берегам реки. Две его части соединял широкий деревянный мост. Как и всякий город, он являлся крепостью. В центре города находилась площадь, на которой собиралось вече. (Новгород)

Вопрос за 400: Бывшие владения боярина Кучки. В 1147 году впервые было упомянуто в летописи. В XV веке  этот город стал центром объединения русских земель (Москва)

Вопрос за 500: Назовите один из древнейших городов Руси, который  величали «Господином  великим» и «Государем»? (Новгород)

Вопрос за 600: Город Древней Руси, на который напали монголо-татары. В слове нарушен порядок букв и есть лишняя буква. СКЗЕОЛЬКА (Козельск)

Вопрос за 700: В этом городе по призыву Владимира Мономаха собрались князья, чтоб принять важное решение: «Пусть каждый владеет вотчиной своей» (Любеч)

Жюри подводят итоги второго тура.

Ведущий: Третий тур -  «Путаница». Участникам предлагается текст, в котором допущены исторические ошибки. Задача участников - обнаружить неточности в тексте.

Автор: «Шел 980 год от рождества Христова. Киевский князь Владимир Ярославич тяжело  отходил от тревожного сна, сидя на диване. В  княжеских покоях тихо тикали старинные часы. Тревога одолевала князя. Набеги половцев угрожали Руси. Воюй теперь с ними».

Владимир: «Дружина недовольна: часто в походы ходим. Илья Муромец надоел: то Соловья-разбойника притащит, то Змея-Горыныча. Все в дружину просится. Алеша Попович постоянно с кем-то подерется на пиру. Ох, уж эти пиры княжеские, одни расходы с ними! Хоть и угощаешь одних дружинников, а все накладно: каждый ест и пьет за троих, вот если б так воевали».

Добрыня: «Плохие вести, князь. Гонец прибыл.  Половцы идут на Русь».

Владимир: «Эх, Добрыня! Недобрые вести приносишь. Иди, собирай дружину».

Ошибки.

1. Киевского князя звали Владимир Святославич.

2. Во времена Владимира диванов не было. Князь спал на кровати.

3. В то время не было настенных часов.

4. В 980 г. половцы не нападали на Русь. Опасность исходила от вятичей, против которых князь Владимир дважды ходил в походы и обложил их данью.

5. Соловей-разбойник и Змей-Горыныч — литературные персонажи.

6. Илья Муромец и Алеша Попович не могли встречаться вместе на пирах, потому что жили в разное время.

7. На княжеских пирах угощали не только дружинников, но и простой народ.

Жюри оценивает участников. За каждую правильно найденную ошибку участник получает по 100 баллов (максимум 700 баллов). Жюри  подводит общий итог: выявляют самого умного среди участников и зрителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра. Кто умнее пятиклассника.

Сценарий праздника "Кто умнее пятиклассника", посвященное дню Защитника Отечества + презентация....

Интеллектуальная игра "Самый умный"

 В интеллектуальной игре «Самый умный» участвуют 10 – 12 человек. Каждый участник игры, используя карточки с цифрами, даёт ответы на поставленные вопросы Iтура. Во ...

Интеллектуальная игра по английскому языку для учащихся 5-х классов «Самый умный»

Данный материал представляет собой разработку внеклассного занятия по английскому языку в 5-х классах. Ребята имеют возможность продемонстрировать приобретенные умения и навыки. Игра поможет стимулиро...

Интеллектуальная игра по предметам естественного цикла "Самый умный"

Игру целесообразно проводить в рамках недели естественных наук для учащихся 9 класса....

Интеллектуальная игра "Самый умный"

Материал содержит вопросы по 9 тематическим блокам....

Интеллектуальная игра "Самый умный"

Цели: развитие интереса к предмету, повторение и закрепление изученного материала.Задачи: вовлечь в интересный мир физики, развить дух здорового соперничества....

интеллектуальная игра "самый умный"

методическая разработка по немецкому языку для уч-ся 10-11классов...