Игра викторина "Я гражданин и патриот"
план-конспект урока по истории (8, 9 класс) на тему

Копылова  Вероника  Юрьевна

Тема: Я гражданин  и  патриот  России.

Цель: расширять представления учащихся о гражданской позиции человека,  углублять знания учащихся о государстве, о его символике, о национальностях; прививать любовь к своей Родине, воспитывать чувство патриотизма.

Образовательные  задачи:

- раскрывать значение понятий «гражданин», «гражданский долг» и «гражданские чувства»;

- развивать потребность в служении обществу и своей стране;

- углублять знания учащихся о государстве, о его символике, о национальностях;

Коррекционно –развивающие  задачи:

- развивать  умение  отвечать  на  вопросы,  работать  сообща.

Воспитательные  задачи.

- воспитывать чувство гордости за свою Родину и уважение к своим соотечественникам;

-  прививать любовь к своей Родине, воспитывать чувство патриотизма.

Материально-техническое обеспечение: флаг РФ, герб РФ, гимн РФ, карточки с названием национальностей, эмблемы для команд.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Я гражданин  и  патриот  России.

Цель: расширять представления учащихся о гражданской позиции человека,  углублять знания учащихся о государстве, о его символике, о национальностях; прививать любовь к своей Родине, воспитывать чувство патриотизма.

Образовательные  задачи:

- раскрывать значение понятий «гражданин», «гражданский долг» и «гражданские чувства»;

- развивать потребность в служении обществу и своей стране;

- углублять знания учащихся о государстве, о его символике, о национальностях;

Коррекционно –развивающие  задачи:

- развивать  умение  отвечать  на  вопросы,  работать  сообща.

Воспитательные  задачи.

- воспитывать чувство гордости за свою Родину и уважение к своим соотечественникам;

-  прививать любовь к своей Родине, воспитывать чувство патриотизма.

Материально-техническое обеспечение: флаг РФ, герб РФ, гимн РФ, карточки с названием национальностей, эмблемы для команд.

Ход  занятия.

Учитель.

Сегодня  наше  мероприятие  пройдёт  в  игровой  форме.  Я  предлагаю  вам  посмотреть  слайд  шоу,  а  после  просмотра  вы  должны  сказать,  о  чём  мы  будем  сегодня  говорить.

Слайд  шоу  (Моя  Россия)

1 чтец:

Я патриот своей России!

Люблю тебя,  о Русь моя!

И я горжусь, что родина моя – Россия -

Ведь это лучшая страна! (Слайд  1)

2  чтец

Твои просторы и долины,

Твои леса и берега.  (Слайд  1  клик  1)

Все это-все мое родное,

И это все Моя Страна!

3  чтец

Я – гражданин России!

Не правда ль, звучит красиво?

Смело, достойно, гордо! (Слайд  1  клик  2)

Сказано как-то твердо!

4  чтец .

Я – гражданин России!

И если б меня спросили,

Чем же я так горжусь?

Я бы ответил просто: (Слайд  1  клик  3)

Не надо пустых вопросов!

2

Ведь моя родина – Русь!

(ответы  детей:  О  России)

  Поэтому  наше  мероприятие  будет  называться  «Я  гражданин  и  патриот  России».(Слайд  2)

- Родина,  Россия,  Отечество,  Отчизна   так  мы  называем  свою  страну  и  гордимся  ей.  Наша  страна  прошла  сложный  путь,  чтобы  стать  сильным  и  могучим  государством.  Сегодня   во  время  игры  мы     вспомним,   как  всё  происходило.  У  нас  две  команды:  первая называется  «Поколение» (Слайд  3)  капитан  команды  Аня  Артамонова,      вторая  «Молодёжь»  капитан  команды   Оля  Блинова        . (Слайд  3  клик  1) Игра  состоит  из  трёх  туров:

Первый  тур  «Моя  Россия» (слайд  3  клик 2)

Второй  тур  «Символика»(Слайд  3 клик 3)

Третий  тур «Я  гражданин  России» (Слайд  3  клик 4)

Я  буду  задавать  каждой  команде  по  вопросу,  если  одна  из  команд  затрудняется  ответить,  право  предоставляется  другой  команде. За  правильный   ответ  присуждается  1  балл. У  нас  работает  жюри:  Хохлова  Н.В,  Егорова  Т.В.

У  любого  государства  есть  своя  история.  Каждый  гражданин  своей  страны  должен  её  знать.  Для  того  чтоб  выяснить,  как  мы  знаем  историю  своей  страны  приступим  к  первому  туру «Моя  Россия».  (слайд  3  клик 5)

1.Вопрос    команде  «Поколение».

- В  «Повести  временных  лет»  говориться,  что  первыми  князьями  в  нашей  стране  были  варяги,  которые  были  приглашены  княжить.  Наши  предки  обратились  к ним (Слайд  4)

«Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“.

(Слайд   4  клик 1)

- Кто  были  первые  князья?

- Синеус        

- Трувор

- Олег

- Рюрик

- Владимир

(Ответы  детей:  Синеус,  Рюрик,  Трувор)  (Слайд  4  клик  2)

Вопрос    команде  «Молодёжь»

После  того  как  братья  Синеус,  Рюрик  и  Трувор  стали  князьями  они  дали  название  своему  новому  государству.  Одна  из  версий  записана  в  «Повести  временных  лет», (Слайд 5)   новое  государство  было  названо  в  честь  племени,  в  котором  раньше  жили  варяги.

(Слайд  5  клик  1)

- Как  было  названо  государство?

- Рось

- Россия

- Русь(Ответы  детей:  Русь)  (слайд  5  клик  2)

3

2.Вопрос    команде  «Поколение».

У  каждого  государства  должна  быть  своя  столица.

(Слайд  6)

- Какой  город  стал  столицей  при  князе  Рюрике?

- Новгород

- Киев

- Москва

(ответы  детей: Новгород)  (слайд  6  клик  1)

Вопрос    команде  «Молодёжь»

После  смерти  Рюрика князем  стал,  его  дядя.  Он  изменил  столицу  в  «Повести  временных  лет»  говорится:  (Слайд  7) «И седе …. княжа в Киеве, и рече …..: се буди мати градом Русьским».

(Слайд  7  клик 1)

- Как  звали  князя,  при  котором  Киев  стал  столицей  Руси?

- Олег

- Игорь

- Аскольд

(ответы  детей:  Олег)  (слайд  7  клик 2)

- Шли  годы,  и  наше  государство  изменило  своё  название  по  причине  того, что  её  царь,  сделавший  много  для  процветания  Родины,  стал  именоваться   императором,  а  страна  была  названа  Российская  империя,  то  есть  Россия.

 (Слайд  7)

3.Вопрос   команде  «Поколение».

(Слайд  8  клик  1)

- Назовите  царя,  который  изменил  название  страны?

- Пётр I

- Иван  Грозный IV

- Александр II

(ответы  детей:  Пётр  I)  (слайд  8  клик  2)

- Но  царская  власть  не  стала  устраивать  народ,  в  итоге последнего   императора  Николая  II   свергли. (Слайд  9)  Так  образовалось  новое  государство.

Вопрос    команде  «Молодёжь»

(Слайд  9  клик  1)

- Как  стало  называться  новое  государство?

- СССР  - Союз  Советских  Социалистических  Республик

 - РФ  - Российская  Федерация

- Единая  Россия

(ответы  детей:  СССР)  (Слайд  9  клик  2)

Сейчас  столицей  России  является  Москва.  Но  вы  знаете,  что  она  прошла  долгий  путь  своего  развития,  чтоб  стать  сердцем  России. (Слайд  10)

Ведь  сначала  Москва   имела  другое  название.

4.Вопрос    команде  «Поколение».

(Слайд  10  клик 1)

 - Как  назывался  этот  населённый  пункт?

4

- Кучково  поле

- Заречье

- Яуза

(Ответы  детей:  Кучково  поле)  (Слайд  10  клик 2)

- Первое упоминание о Москве появилось в русской   летописи   XII века. Где говорится о том, как великий князь  приказал на месте старого поселения построить деревянную крепость и заложить «град  Московь».(Слайд  11)

Вопрос    команде  «Молодёжь»

(Слайд  11  клик  1)

- Кто  из  князей  основал  Москву?

-   Владимир  Красное  Солнышко

-   Ярослав  Мудрый

-  Юрий  Долгорукий

(Ответы  детей:  князь  Юрий  Долгорукий)  (Слайд  11  клик  2)

Родину  всегда  и  во  все  времена  воспевали  стихами,  песнями.  О  ней  много   пословиц. И  следующее  задание   для  обеих  команд.  Мы  будем  с  вами  реставрировать  разорванный  текс  пословиц.  Капитаны  получите  задание.

5. Задание   команде  «Поколение».

Все реки текут в море, все дороги ведут в Москву.

Русский в словах горд, в делах тверд.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Вопрос    команде  «Молодёжь

За Москву-мать не страшно и умирать.

На Русский человек добро помнит.

Никогда Россия ярма не носила.

- Мы  тоже  попробуем вы  полнить  такое  же  задание. (Слайд  12)  В  перовом  столбце  начало  пословицы,  во  тором  продолжение,  пословицу  нужно  продолжить.

Нет в мире краше Родины нашей.

(Слайд  12  клик  1)

Москва – Родины украшенье, врагам устрашенье.

(Слайд  12  клик  2)

Если народ един, он непобедим.

(Слайд  12  клик  3)

Пришло  время  проверить,  как  справились  с  заданием  команды.  Первая  команда  «Поколение». (слайд  13)

- Зачитаем,  что  у  вас  получилось.

Все реки текут в море, все дороги ведут в Москву.

Русский в словах горд, в делах тверд.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

- Проверим  (слайд  13  клик  1)

Проверим,  что  получилось  у  команды  «Молодёжь»  (Слайд  14)

За Москву-мать не страшно и умирать.

5

Русский человек добро помнит.

Никогда Россия ярма не носила.

- Проверим  (Слайд  14  клик  1)

-  Каждый человек, живущий в России, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю государственные  символы.

- Какие символы вы знаете? (ответы  детей:  герб,  гимн,  флаг) (Слайд  15)

Поэтому  мы  переходим  к  следующему  туру  «Символика». (Слайд  15  клик 1)

Чтоб  узнать  о  каком  символе  мы  будем  говорить  отгадайте  загадку.(Слайд  15  клик  2)

Он дополняет гимн и флаг,

Любой страны то главный знак.

У России он особый,

Ты назвать его попробуй.

(ответы  детей:  герб)  (Слайд  15  клик 3)

1.Вопрос  к  команде  «Поколение».

(Слайд  16)

- Кто  впервые  учредил  герб  двуглавый  орёл?  

- Иван  III

- Пётр  I

- Екатерина  II

 (Ответы  детей  Иван III)  (Слайд  16  клик  1)

Вопрос  к  команде  «Молодёжь»

(Слайд  17)

- Почему  на  гербе  присутствует  двуглавый  орёл?

- орел – символ храброго воина, защитника земли родной

- древние  племена  русских  поклонялись птице  орёл

- большинство  русских  князей  разводили  орлов

(Ответы  детей: Орел – символ храброго воина, защитника земли родной)  (Слайд  17 клик  1)

После  смерти  Ивана  Грозного  (слайд  18)   в  стране началась  борьба  за  царскую  власть   и  Василий  Шуйский,(Слайд  18  клик  1)  который  правил  4  года   изменил  герб,  он  добавил  скипетр  и  державу. (Слайд  18  клик  2)

2.Вопрос  к  команде  «Поколение».

(Слайд  19)

- Для  чего  скипетр  и  держава  были  добавлены  в  гербе?  

- олицетворяют  государственную  власть

- скипетр  и  держава  очень  красиво  сморятся  в  лапах  орла

- для  того  чтобы  заполнить  лапы  орла

(Ответы  детей:  олицетворяют  государственную  власть) (Слайд 19  клик1)

Вопрос  к  команде  «Молодёжь»

(Слайд  20)

- На груди орла на красном щите изображён  всадник, поражающий копьем дракона.  Назовите  всадника?  (Слайд  20  клик  1)

6

- Юрий  Долгорукий

- Александр  невский

- Георгий  Победоносец

 (Ответы  детей:  Георгий  Победоносец)  (Слайд  20  клик  2)

Перед  тем  как  мы  будем  говорить  о  следующем  символе  России  угадайте  загадку. (слайд  21)

У него названий много:

Триколор, трёхцветный стяг -

С ветром гонит прочь тревоги

Бело-сине-красный ...

(Ответы  детей:  флаг)  (слайд  21  клик 1)

3. Вопрос  к  команде  «Поколение».

Почему  российский  флаг  называют  триколором?  

(Слайд  22)

(Ответы  детей: российский  флаг  состоит  из  трёх  цветов,  поэтому  его  можно  называть ТРИКОЛОР)

(Слайд  22  клик 1)

Вопрос  к  команде  «Молодёжь»

(Слайд  23)

- Когда  флаг  стал  государственным?

- при  Петре  I

- при  В. В. Путине

-   при  Иван  III  

(  Ответы  детей:  государственным флагом он стал только при Петре I.)

(Слайд  23  клик 1)

Отгадайте  загадку.

(Слайд  24)

Есть мелодия одна,

Ей подвластна вся страна.

Гражданин, отбросив всё,

Стоя слушает её.

(ответы  детей:  гимн)  (Слайд  24  клик  1)

Наша  страна  прошла  большой  путь  своего  становления,  она  постоянно  менялась,  менялись  и  гимны.  У  каждой  эпохи  был  свой  гимн.

4.Вопрос  к  команде  «Поколение».

- Сейчас  вы  прослушаете  гимн  России.  Подумайте,  когда  мог  исполняться  такой  гимн?  

(слайд  25    видео  гимн  «Боже  царя  храни»)

(Ответы  детей:  такой  гимн  использовали  во  время  правления  царя)

(Слайд  26)

- Это  гимн  Российской    Империи.  

Вопрос  к  команде  «Молодёжь»

- Сейчас  вы  послушаете  гимн  и  ответите  на  вопрос,  в  какое  время   он  мог  исполняться  в  нашей  стране?

7

 (Слайд  27  видео   гимн  «Союз  нерушимых  республик…»  

(Ответы  детей: Гимн  Советского  союза)  

(Слайд  28)

- Это  гимн  Советского  Союза.

Символы  страны  вы  знаете.  Я  вам  предлагаю  нарисовать  символ  команды,  это  будет  герб  и  рассказать,  что  изображено  на  их  гербе.

Капитаны  получите  лист  и  карандаши.

Пока  наши  команды  выполняют  задание,  мы  с  вами  проведём  музыкальную  игру.  Вы  должны  угадать  песню  и  назвать  её.  Сказать  о  чём  она,  о  дружбе,  школе  или  о   Родине.

Игра  со  зрителями:  песни  о  дружбе,  родине,  о  школе  (Слайд  29,  9  песен)

  1.  Школьные  годы
  2. Когда  мои  друзья  со  мной
  3. Дружба  крепкая
  4. Гимн  России
  5. С  чего  начинается  Родина
  6. Гимн  школе
  7. Учат  в  школе
  8. Вместе  весло  шагать
  9. Ты  живи  моя  Россия

- Ну  вот  наши  команды  выполнили  задание.   Пожалуйста,  команда  «Поколение»  расскажите,  что  изображено  на  вашем  гербе.

- Теперь  о  гербе  расскажет  команда  «Молодёжь»

Ну  и  мы  переходим  к  следующему  туру  «Я  гражданин  России». (Слайд  30)  Обязанности  гражданина  Российской  Федерации   закреплены  в  Конституции  РФ, (Слайд  30  клик 1)  но  появился  документ  у  нас  не  сразу. В начале своего царствования Александр I хотел ввести в России Конституцию, но отказался от этой идеи. Но  молодое  дворянство  требовало  ввести  в России  Конституцию.  Ими  были  написаны  самые  разнообразные  проекты  и  программы.  Дворяне  были  настолько  недовольны  политикой  царя,  что  выступили  против   его  власти   на  Сенатской  площади.  (Слайд  30  клик  2)Постигла  их  страшная  участь  пятерых  казнили,  а  остальных  сослали  в  Сибирь.(Слайд  30  клик 3) 

1.Вопрос    команде  «Поколение».

(Слайд  31)

-  Кто  первый  заговорил  о  Конституции?

- недовольные

- декабристы

- ссыльные

(ответы  детей:  декабристы)(Слайд  31  клик1)

Вопрос    команде  «Молодёжь»

(Слайд  32)

-  В  каком  году  появилась  первая  Конституция  в  России.

- 1924  г

- 1918 г.

8

- 1936 г.

(Ответы  детей:  1918  год) (Слайд  32  клик1)

Первая Конституция государства Российского была принята вскоре после Октябрьской социалистической революции, 10 июля 1918 года на V Всероссийском Съезде Советов.

2.Вопрос    команде  «Поколение».

(Слайд  33)

- Сколько  всего  было  принято  Конституций  в  России?

- 3

- 5

 - 1

(Ответы  детей  в  России  было  принято  5  конституций)(Слайд  33  клик1)

Вопрос   команде  «Молодёжь»

(Слайд  34)

- Действующая Конституция РФ была принята:

а) 13 декабря 1992 года

б) 15 марта 1993 года

в) 12 декабря 1993 года

(ответы  детей:  12 декабря 1993 года) (слайд  34  клик1)

3.Вопрос   команде  «Поколение».

(Слайд  35)

- Что означает термин  Конституция?

- основной закон государства.

- самостоятельная организация.

- система определённых  правил поведения

(Ответы  детей: основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий его политическую и экономическую систему.

(слайд  35 клик 1)

Мы живём в государстве, которое называется Российская Федерация, и являемся его гражданами. Гражданин — это очень важное звание, которым гордятся люди и которое дано не всем. Каждый гражданин наделён правами, но имеет и обязанности, которые следует исполнять,  они  закреплены  в  Конституции  РФ.

Вопрос   команде  «Молодёжь»

(Слайд  36)

- Кто  такой  гражданин?

- человек  родившейся  в  России

- форма обращения к  человеку

- это  очень  почётное  звание,  которое  получают  люди  совершившие  подвиг  во  имя  Родины

(ответы  детей: человек  родившейся  в  России, что позволяет ему иметь все права, предоставляемые законами Российской   Федерации и исполнять все установленные законами обязанности.  Когда  ему  исполняется   14  лет,  он получает  паспорт  гражданина  Росси)  ( Слайд  36  клик1)

 (Слайд  37)

9

Перед  вами  названия  сказок  «Красная шапочка», «Три поросёнка» ,«Лягушка-путешественница», «Сказка о попе и работнике его Балде»,  но в  этих  сказках  просматриваются  и  права  человека.  

(Слайд  37  клик 1)

Вот  перечень  прав, вы  должны  их  правильно  отнести  к  героям  сказок.

- право героев на личную неприкосновенность, жизнь и свободу  

- нарушено их право на неприкосновенность жилища

- право  свободного перемещения

- право работающего за справедливое вознаграждение

4.Вопрос    команде  «Поколение».

- Где  нарушено  право героев на личную неприкосновенность, жизнь и свободу  

(ответы  детей:  Красная  шапочка)

(слайд  37  клик  2)

Вопрос   команде  «Молодёжь»

-  Где  нарушено право на неприкосновенность жилища?

(Ответы  детей:  Три  поросёнка)

(Слайд  37  клик  3)

Вопрос    команде  «Поколение».

- Где  нарушено  право  свободного  перемещения.

(Ответы  детей:  Лягушка  - путешественница)

(Слайд  37  клик  4)

Вопрос   команде  «Молодёжь»

- Где  нарушено  право  работающего  за  справедливое  вознаграждение?

(ответы  детей:  Сказка  о  попе  и  его  работнике  Балде)

(слайд  37  клик  5)

Вопрос  к  обоим  командам.

 (Слайд  38)

- Перед вами различные права. Ваша задача убрать лишнее, по вашему мнению.

Капитаны  подойдите  и  возьмите  задание  на  листке.  Когда  всё  выполните  сдайте  в  жюри.

  • ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ
  • ПРАВО НА БЕЗОПАНОСТЬ И ЗАЩИТУ
  • ПРАВО НА ДРАКИ
  • ПРАВО НА ОТДЫХ
  • ПРАВО ОБРАТИТЬСЯ К УЧИТЕЛЮ ЗА ПОМОЩЬЮ
  • ПРАВО НА РАЗГОВОРЫ НА УРОКЕ
  • ПРАВО НА УДОВЛЕТВОРЕНИЕ СВОИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
  • ПРАВО НА УЧАСТИЕ В ШКОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ
  • ПРАВО НА НАКАЗАНИЕ

Пока  наши  команды  выполняют  задание,  мы  отгадаем  загадки.

(Слайд  39)

1.Здесь родился, живешь,

10

Уезжаешь — скучаешь,

Как зовут это место, знаешь?

(Ответы  детей: Родина)  (Слайд  39  клик  1)

(Слайд  39  клик  2)

2. Он звучит торжественно,

Все встают приветственно –

Песню главную страны

Уважать мы все должны.

(Ответы  детей: ГИМН)  (слайд  39  клик  3)

(Слайд  39  клик  4)

3.Снежинки так прекрасны и легки,

Как совершенны у ромашки лепестки,

Как на доске строка написанная мелом,

Мы говорим сейчас о цвете …

(Ответы  детей: БЕЛОМ) (Слайд  39  клик  5)

(Слайд  39  клик  6)

Спокойны и чисты рек русских воды

Прозрачны и светлы как вечер зимний

И благородны и просторны неба своды

Художник их раскрасил в …

(Ответы  детей: СИНИЙ) (Слайд  39  клик  7)

(Слайд  39  клик  8)

Россия много войн пережила

И наши деды умирали не напрасно

И верность Родине их к славе привела

Под Знаменем Победы ярко..

 (Ответы  детей: КРАСНЫМ) (Слайд  39  клик  9)

- Где  можно  увидеть  три  цвета?

(Ответы  детей: ФЛАГ РФ) (Слайд  39  клик  10)

(Слайд  39  клик  11)

4. Во главе Державы,

Избранный по праву

На четыре года

Волею народа.

(  Ответы  детей: ПРЕЗИДЕНТ) (Слайд  39  клик  12)

 Пришло  время  проверить  задание.  (Слайд  40)

(ответы  детей: ПРАВО НА ДРАКИ, ПРАВО НА РАЗГОВОРЫ НА УРОКЕ,ПРАВО НА НАКАЗАНИЕ)  (Слайд  40  клик  1)

11

Послушайте  следующее  задание.  Вы  должны  составить  визитную  карточку  России. (Слайд  41)    нужно  дополнить  предложения.

Наша страна называется….

Граждане России называются… .

Столица России – город… .

Кто президент в России….

Кто выбирал президента….

Какой документ имеет гражданин России….

В каком документе записаны права гражданина России….

Капитаны  получите  задание.  Когда  вы  его  выполните,  сдайте  в  жюри.

А я  предлагаю  вам  послушать  песню  в  исполнении  Дениса  Майданова   «Российский  флаг»

(Слайд  42 – включить  видео)

Наши  команды  сдал  визитные  карточки.  Я предлагаю  их проверить.

(слайд  43)

Наша страна называется… Россия.

Граждане России называются… россияне.

Столица России – город… Москва.

Кто президент в России… Путин.

Кто выбирал президента… российский народ.

Какой документ имеет гражданин России… паспорт.

В каком документе записаны права гражданина России….Конституция

Я  предоставляю  слово  жюри.

(слайд  44)

Наша  игра :  «Я  гражданин  и  патриот  России»  подошла  к  концу.