"Всех зовём в казачий круг"
методическая разработка по истории (6, 7 класс) на тему

Тарасова Валентина Ивановна

Историко-музыкальная композиция.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vseh_zovyom.docx21.84 КБ

Предварительный просмотр:

Литературно – историческая композиция.

« Всех зовем в казачий круг!»

Оформление класса: На доске слова «Всех зовем в казачий круг»

Пословицы: «Казаком родился – родине пригодился»

               Выставка рисунков на тему «История казачества»

               Оформление ширмы 

               Предметы для казачьих игр.

1 ведущий 

Дорогие ребята, гости,  сегодня мы приглашаем вас в казачий круг, для того чтобы больше узнать об истории и судьбах, традициях казачества, проникнуться духом жизни этих людей.

2 ведущий 

Долгое время о казачестве умалчивали. Со временем своего появления казачество было надежной военной опорой русского самодержавия. После свержения самодержавия судьба казачества была трагична, казаки подвергались гонению со стороны государства. Эта социальная прослойка, фактически, к концу XX в. исчезла. Тема «казачество» была одной из запретных тем истории Отечества. Сегодня значительно вырос интерес к казачеству. Что мы знаем о них? Откуда они появились на Руси, чем занимались? Чем жили, дышали? Об этом и пойдет наш рассказ.

3 ведущий 

Русская история есть история необычайного богатырского роста русского народа. Великому  народу нужен был великий простор. Ему нужны были моря и океаны, иначе он так и остался бы навсегда в тесных пределах Киевского княжества, в лучшем случае в Московском царстве. Киевские князья это поняли и повели борьбу с соседними народами, раздвигая все дальше пределы своего государства. Москва подчиняет себе Казанское, Астраханское ханство. Удалой Ермак бьет челом царю московскому далеким царством Сибирским. Осваивается Дон, и появляются передовые, русские форпосты.Все, кто жил вольною волюшкой, не желал склоняться перед приказными дьяками и лживыми воеводами  - все это беспокойная, бродячая Русь, издревле стремившая на окраины, где общая опасность сплачивала их в особый род военного братства. Так на Руси образовалось своеобразное рыцарство – казачество. На окраинах страны развивалась и воспитывалась эта мощная сила, которой гордился русский народ. Казаки становились лучшими, вернейшими стражниками рубежей российских.

1 ведущий 

В имперский период российские самодержавцы начали создавать в рядах гвардии казачьи полки. Сыны « вернолюбезного» Тихого Дона с 1798г. составляли основной костяк гвардейского казачества. Кубанские и терские казаки несли службу в собственном Его Имперского Величества конвое

2 ведущий 

 У каждого объединения были свои гимны. Так звучали слова гимна Кубанского казачества.

Гимн Кубанского казачьего войска.

Ты, Кубань, ты наша Родина,

Вековой наш богатырь,

Многоводная, раздольна,

Разлилась ты вдоль и вширь,

Из далеких стран полуденных,

Из турецкой стороны,

Бьем челом тебе, родимая,

Твои верные сыны.

О тебе здесь вспоминаючи

Тесно дружно мы поем.

Про твои, станицы вольные,

Про родной отцовский  дом.

О тебе здесь вспоминаючи,

Как о матери родной,

На врага, на басурманина

Мы идем на смертный бой.

О тебе здесь вспоминаючи,

За тебя ль не постоять,

За святую землю русскую,

Жизнь свою ли не отдать?

Мы как дань свою покорную,

От прославленных знамен,

Шлем тебе, Кубань родимая,

До сырой земли поклон.

1 ведущий 

На Кавказе появились гребенские и терские казаки. Во второй половине

XVII в., по приказу Екатерины началось строительство Азово- Моздокской линии, состоящей из 10 крепостей, которая служила защитой южных российских границ от горцев, на линии стало формироваться линейное казачество. Трудно приходилось казакам и строить крепости, хаты – мазанки, и нести службу. В их нелегких делах помогали казачки, все тяготы домашнего хозяйства ложились на их плечи. В сложной обстановке и в тяготах жизненных сохранить бодрость духа и задор всего помогали песни. Сколько их было у казаков! Казачьих песен не счесть, каждая отличалась от другой своим многоголосьем, задушевностью. Песни были разные: исторические – рассказывающие о подвигах  казаков, об удалых атаманах, о сражениях; лирические о любви, о верности.

(группа ребят, в казачьих костюмах, исполняют песню

«Там за Доном, за рекой» «Стенька Разин»)

Казак  В жизни казака важное место занимали символы. Самым святым для воина считалось знамя, его нужно было вынести из любого боя, не щадя своей жизни.

С почтением относимся к сабле. Особыми символами были наделены серьги и кольца. Они о многом могли рассказать про человека.

Кольца носили женщины и девушки, если девушка была на выданье, то носила серебряное кольцо на пальце левой руки; серебряное кольцо с бирюзой (камень – тоска) - говорило, что девушка проводила жениха на службу. Золотое кольцо на пальце правой руки сообщало, что женщина замужем, два золотых кольца на одном пальце правой руки – вдова.

Серьги носили женщины как украшение.

Серьги у мужчин определяли его место в семье. Если серьга была в левом ухе, то он был единственным сыном у матери; одна серьга в правом ухе – последний в роду, серьги в обеих ушах – он единственный ребенок у отца с матерью. Когда начиналось сражение, командиры старались сберечь таких казаков.

Казачка

Верили казаки в приметы, например если казак находил подкову с лошади,

это считалось признаком удачи.

Казачка – невеста, выходя замуж, знала, что в пятницу мыть голову нельзя, потому что это грозило ей потерять мужа.

У казаков священными деревьями считались дуб, ель, береза. Станичники верили, что именно эти деревья, а особенно дуб, приносят счастье в дом, делают семью нерушимою, поэтому молодые после венчания должны были три раза обойти вокруг дуба.

Крошки хлеба со стола не сметались, не выбрасывались, так как считалось, что это ведет к безденежью.

Когда мальчику исполнялся один год, отец сажал его на лошадь впереди себя и вез в церковь для причастия. Возвратившись, домой, отец отдавал сына матери говоря: «Казак родился – родине пригодился».

Казак

Любили казаки и кулачные бои, и веселые состязания, и танцы.

(проводится игра «в чугунки», «холст».)

3 ведущий

Настоящей трагедией обернулся для всего казачества XX в. Уже в1935г. новое, советское правительство принимает решение создать комитет по ликвидации «врагов народа» и первым «врагом» было объявлено все казачество. Миллионы людей бежали из своих станиц, чтобы спастись от кровавой машины.

Запустели станицы Дона, Кубани, Терека, с корнем вырывалось казачество и злобно забрасывалось в смертельный холод Заполярья. В последний миг расставания с родной землей  звучал гимн величия прошлого: «Кубань, ты наша Родина…» Беспощадно истреблялось казачество с ее духовной культурой, обычаями и традициями.

1 ведущий

Ни что не свидетельствует лучше о том положении, в котором оказались казаки в советское время, как их многочисленные письма.

Казак  «из Архангельской губернии»

Забрали у меня все, что осталосьот1928г., и меня, полу – голого, выслали в Архангельскую губернию без причин. Я догадываюсь, что мстят за сына, но пусть делают, что хотят, а мы были казаками, так ими и останемся»

Казак  письмо с Дона

«Наше подворье отобрали. Нас выгнали из дома. И все отобрали: животных, имущество, хлеб. Ничего у нас нет. Жизнь наша пропала. Хлеба нет, купить негде, никто не продает, у всех пусто. Хорошего ничего нет, кроме плохого»

2 ведущий

Казаков арестовали, сажали в тюрьмы. Расправа шла в полном разгаре: расстрелы, террор косил людей, тысячи казаков были расстреляны и зверски замучены.

Все беды со своим хозяином терпел и его верный друг – донской рысак. По сложению, смирный по нраву, буйный, как ветер. В беге нет тебе равных на целом свете! Из боя вынесет хозяина, его взрастившего, сам падет от надрыва сил в неукротимом беге,  но казака врагу не выдаст. Не надо попускать его в погоню за врагом – сам отстоит свою воинскую честь, сам привезет хозяина на родимую сторону, радостно заржет у ворот двора, где вырастила и выходила его хозяйская рука.

3 ведущий

Сегодня казачество возрождает свою былую славу, традиции, фольклор, правила жизни. Казачество вновь пускает свои корни, приобретает дух величия. Быть ему во все века.

(звучит песня)

   

Литература

  1. Бларамберг И. Кавказская рукопись. Ставрополь. 1992.
  2. Бессленеев А.Д. Очерки истории хозяйства и хозяйственного быта горцев Кубанской    области. Вторая половина XIX века. Черкесск. 1972.
  3. История народов Северного Кавказа конец  XIX века -   1917 год. М., 1988.
  4. Коробейников А.А. Очерки истории Ставропольского края.  т. 1., т.2.  – Ставрополь. 1986.
  5. Кругов А.И.  Ставропольский край в истории России. Ставрополь. 2001.
  6. Кругов А.И. Задачник по краеведению. Учебно-методическое пособие.   Ставрополь. 1999.
  7. Кругов А.И. Задачник по краеведению 10 -11 классы. Учебно-методическое пособие.  М. 2006.
  8. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. М., 1961.
  9. Калоев Б.А. Ковалевский и его исследования горских народов Кавказа. М., 1979.
  10. Калоев Б.А. Осетины. Историко-этнографические исследования. М., 1967.
  11. Калоев Б.А.Похоронные обычаи и обряды осетин в XVIII - начале XX веков.    Кавказский этнографический сборник. М., 1984.
  12. Кузнецов И.В. Крепость в степи. Ставрополь. 1987.
  13. Лавров Л.И. Историко-этнографические очерки Кавказа. Ленинград. 1978.
  14. Меретуков М.А. Воспитание детей  в семье и обществе у адыгов. Орджоникидзе. 1968.
  15.  Невская Т.А., Чекменев С.А. Ставропольские крестьяне: очерки хозяйства, культуры  и быта.  – Ставрополь. 1994.
  16.  Невская В.П. История горских и кочевых народов  Северного Кавказа. Ставрополь. 1975.
  17.  Невская В.П. Социально-экономическое развитие Карачая. Черкесск. 1960.
  18. Невская В.П. Семья и семейный быт карачаевцев. Историко-этнографический очерк. Ставрополь. 1978.
  19. Смирнова Я.С. Положение старшей женщины у народов Кавказа и его историческое истолкование. Кавказский этнографический сборник. М., 1984.
  20.  Судавцов Н.Д.История ставропольского края от древнейших времен до 1917 года. Ставрополь. 1996.
  21.  Тавлчрелидзе Д.И. Ставропольская губерния в статистическом, географическом, историческом и сельскохозяйственном отношениях.  – Ставрополь. 1897.
  22.  Шкуро А. Трагедия казачества. М. 1991.
  23.  Энциклопедический  словарь Ставропольского края. Ставрополь. 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мероприятие на тему «Что мы зовём нашей Родиной?»

Знакомство с символикой республики Марий Эл...

Казачий круг – этнографическое мероприятие (Посвящено 5-летнему юбилею Верхнедонской гимназии)

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посещённого истории донского казачества и традициям казаков Верхнего Дона. Материал подготовлен к празднованию юбилея гимназии и подводит итоги работы...

"Весну красную зовём"

Фольклорная зарисовка в коррекционном классе для детей с ОВЗ...

Тематическая беседа "Как проходили казачьи круги"

Знакомство с историей местного управления в казачьих станицах на Дону....

Сценарий проведения большого казачьего круга

Сценарий проведения большого казачьего круга по приему в кадеты....

Сценарий проведения большого казачьего круга "И нам будет гордится Россия"

Большой  школьный  казачий  круг посвящается   вступлению  учащихся    нашей школы    в ряды    Казачьей  детско ...

Сценарий Большого казачьего круга Вступление в движение «ЮНАРМИЯ»

Повестка круга – посвящение учащихся в ряды юнармейцев...