Урок по истории с ИКТ
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Российская империя XIX столетии.
Цель урока: Формирование представления о территориальной и национальной структуре Российской империи, политическом и социально-экономическом развитии страны на рубеже веков.
Задачи:
1. Образовательные:
познакомить учащихся с характерными и особенными чертами политического и социально-экономического развития России на рубеже веков.
2. Развивающие:
развивать навыки определения и объяснения понятий, разрешения проблемных заданий, анализа и работы с документами, картами.
Материально-дидактическое оснащение урока:
Используемое оборудование: мультимедиапроектор, доска-экран.
Программное обеспечение: программа для презентаций «Power Point»
Демонстрационный материал: Диск «Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия. XIX-XX вв. » Урок №1, презентация «Россия на рубеже веков».
Новые понятия: многоконфессиональный, мещане, «капиталистые» крестьяне, отходничество, разложение феодальной системы и складывание капитализма.
План урока:
1. Территориальная и национальная структура Российской империи;
2. Сословия в России.
3. Сельское хозяйство;
4. Промышленность;
5. Политический строй России.
Ход урока
1. Территориальная и национальная структура Российской империи
Работа с картой «Российская империя в начале ХIХ вв.» (слайд 3 К.М.)
Задание: используя карту, устно ответить на вопросы:
— Как называлось государство в начале ХIХ века?
— Назовите границы Российской Империи. (Российская Империя занимала огромную территорию от Балтийского моря на западе до Тихого океана на Востоке, от Арктики на севере до Северного Причерноморья и Кавказа на юге.)
Обратите внимание учеников на то, что Российская Империя составляла единую территорию в отличие от европейских колониальных держав, состоявших из метрополии и заморских владений.
— Охарактеризуйте национальный состав Российской Империи. Представители каких религий проживали на территории России?
Во время ответа на вопрос важно обратить внимание учащихся на термины многонациональный и многоконфессиональный.
— Вспомните, на какие группы делилось население России? Как эти группы назывались?
(слайд 5 К.М.)
Далее учащиеся записывают определение «сословия», прослушивают дикторский текст и в тетрадях записывают схему, отмечая привилегированные и непривилегированные сословия.
Беседа по вопросам к таблице
— Были ли равны между собой в правах люди разных сословий?
— Какие сословия обладали только правами?
— У каких сословий были обязанности?
— Кто имел право владеть землей и крестьянами?
— У какой группы населения не было прав? Почему?
— Положение какой категории крестьян было самым тяжелым? Почему?
— Какие из перечисленных сословий относятся к привилегированным, а какие к непривилегированным?
2. Характерные черты и особенности социально-экономического развития России в начале XIX века. (слайды 3,4)
Сельское хозяйство и крестьянство
Беседа с учащимися
— Вспомните, какая отрасль экономики являлась основной в России в конце XVIII века? (Основная масса населения Российской Империи жила в деревне, поэтому основной формой экономики являлось сельское хозяйство. Россия на рубеже ХVIII—ХIХ вв. была преимущественно аграрной (сельскохозяйственной) страной.)
На рубеже веков в стране существовала сложившаяся ранее феодально-крепостничсская система землевладения.
— Кто являлся основным собственником земли?
— Кто обрабатывал землю?
— Каковы были отношения между помещиком и крестьянином?
(Крепостные крестьяне находились в собственности помещика. Последний по своей воле назначал виды и размеры феодальных повинностей. Помещик считал своей собственностью все имущество крестьянин и мог отнять у них все в любой момент. А их самих целыми деревнями, или семьями, или отдельно от семейства — продать, заложить, завещать. Неугодного крестьянина барин мог сдать в рекруты, сослать без всякой вины в Сибирь или приказать высечь.)
— Какие феодальные повинности несли крестьяне перед помещиком? (Оброк — часть урожая (денег), отчуждаемая крестьянином в пользу помещика из своего хозяйства; барщина — даровые работы в хозяйстве помещика.)
Основным условием существования феодально-крепостнической системы было наделение крестьян землей и господство натурального хозяйства, т. е. все необходимое производилось в рамках данного хозяйства.
Работа с документом (слайд 5)
Объяснение учителя
Однако известно, что урожайность в первой половине ХIХ века росла.
— За счет чего повышалась урожайность?
Увеличение урожайности происходило:
1) за счет увеличения пахотных земель, например, на юге страны,
2) за счет более интенсивной эксплуатации крестьян, более широкого вовлечения в сферу производства женщин и детей, на рубеже ХУIП—Х1Х вв. происходит массовый перевод помещичьих крестьян с оброка на барщину с целью повышения доходности помещичьих владений. В целом по России удельный вес барщинных крестьян увеличивается с 56% до 71%, т. к. производительность подневольного труда все время падала. Крестьянин не был радивым тружеником на барщине. Он не столько работал, сколько тянул время. Помещики постоянно жаловались на «лень» и «нерадение» мужика, который свой надел обрабатывал более тщательно, чем барскую землю. На вспашку одной десятины своего поля крестьянин тратил 1,5—2 дня, а барского — 3—4 дня (десятина — 1,092 гектара).
3) за счет районной специализации сельского хозяйства.
— Что такое районная специализация сельского хозяйства?
(Система хозяйства, при которой в определенной местности в силу природных и исторических причин преобладает тот или иной тип ведения сельского хозяйства, с определенным набором выращиваемых сельскохозяйственных культур или определенным видом животноводства.)
— Подумайте, какая отрасль экономики развивалась в связи с районной специализацией? (Торговля.)
Следует обратить внимание учащихся на то, что районная специализация подрывала натуральный характер сельского хозяйства.
Вывод: развитие сельского хозяйства в России на рубеже ХVIII- ХIХ вв. шло экстенсивным путем: применение улучшенных сельскохозяйственных орудий, несложных сельскохозяйственных машин и новых агротехнических приемов не получило сколько-нибудь значительного применения.
В начале ХIХ в. происходит процесс расслоения крестьянства, т. е. выделение бедняков, середняков и капиталистых крестьян вследствие уменьшения крестьянских наделов и увеличение барской запашки, а также роста численности крестьян.
Капиталистые крестьяне — крестьяне, имевшие капитал и занимавшиеся предпринимательством.
Особенно в нечерноземных районах появлялось большое количество крестьян, которые не могли обеспечить свое существование и выполнение повинностей, занимаясь сельским хозяйством. Поэтому возникает такое явление как отходничество. Получив разрешение у помещика, крестьянин мог отправиться на заработки.
Отходники — крестьяне, временно ушедшие на заработки в города или на сельскохозяйственные работы в другие местности.
— Подумайте, какая феодальная повинность была для отходника основной? (Оброк.)
— Охарактеризуйте отношение крестьян к отходничеству, используя следующие пословицы и поговорки:
«Пошел в раздобытки, подвязавши мытки»
«Питер — бока вытер»
«Незачем далеко ходить, пока здесь хорошо»
«Чужая сторона протрет глаза»
«Хорошо на Дону, о дома лучше»
(Отходничество рассматривалось крестьянами как явление вынужденное, непривычное и нелегкое.)
— В каких районах страны отходничество было более развито? (В нечерноземных губерниях.)
3. Промышленность
-Какие отрасли экономики помимо сельского хозяйства развивались в России на рубеже ХVIII—ХIХ вв.? (Промышленность. Предприятия того времени — мануфактуры.)
В России мануфактуры появляются впервые в ХVII в. Особенностью развития мануфактур в России было использование подневольного труда (приписных и посессионных крестьян) и обслуживали эти мануфактуры, в первую очередь, нужды государства (пороховые, пушечные, металлургические).
(Слайд 6,7) Учащиеся делают выводы о развитии промышленности.
(Слайд 8) Учащиеся делают выводы о развитии торговли.
4. Политический строй России.
Беседа с учащимися
— Исходя из названия государства, можно сказать, кто его возглавлял?
Необходимо раскрыть термин самодержавная монархия.
Самодержавная монархия — государство, в котором правителю (монарху) принадлежит неограниченная верховная власть (законодательная, исполнительная, судебная).
Работа со схемой «Центральные органы власти в начале ХIХ в»
Учащиеся должны вспомнить термины император, сенат, Синод,
коллегии.
Закрепление материала: Тест с альтернативными ответами «Россия на рубеже XVIII -XIX в.в.»
1. Основной отраслью экономики в конце XVIII в. было сельское хозяйство.
2. Собственником земли было крестьянство.
3. Крестьяне перед помещиками несли повинности: оброк и барщина.
4. Развитие сельского хозяйства в России на рубеже XVIII-XIX в. в. шло экстенсивным путем.
5. Капиталисты крестьяне – крестьяне, временно ушедшие на заработки в города или на сельскохозяйственные работы в другие местности.
6. В России мануфактуры появились впервые XVII в. В 1804г. в России действовало 2423 мануфактуры, в 1825г. – 5261.
7. Особенностью развития мануфактуры в России было использование подневольного труда.
8. Самодержавная монархия – государство, в котором наряду с властью правителя (монарха) существует сословно-представительные органы.
9. Носитель верховной власти, исполнительной, законодательной и судебной в начале XIX в. был император.
10 Синод – высший судебный орган.
Домашнее задание с 4-5.
Дополнительные материалы к уроку.
Для создания представления о бескрайних просторах страны
а) «... особенно торжественной встречи нового столетия ни в 1800-м, ни в 1801 не происходило (в отличие от 1901-го и — угадываем — 2001-го!). Объясняется, на наш взгляд, это, прежде всего тем, что в то время не придавали значения «мелким делениям» — минуте, секунде: у большинства жителей, ложившихся с темнотой, поднимавшихся с рассветом, ни стенных, ни каких других часов не было и в помине. В тех же домах, что жили по часам, знали только свое время: в самом деле, как сверить согласовать стрелки, маятник в столице, на Волге, в Сибири, на Камчатке — не по радио же?.. Одновременность была в ту пору растянутой; то, что происходило сей час на другом краю планеты, плохо воспринималось как синхронное, и, скажем, накануне рождения Пушкина «Московские ведомости» от 25 мая 1799г. печатали столичные известия от 19 мая, из Италии — апрельские, из Нового Йорка — мартовские, о предполагаемых же совместных действиях Буонапарте с Типу-султаном сообщалось еще в течение многих недель после гибели знаменитого индийского правителя в сражении с англичанами.
К тому же за сто без малого лет еще не везде привыкли считать века от рождества Христова, а не от сотворения мира, год же начинать от Василия Великого (1 января), а не от Семенова дня (1 сентября); вдобавок, законодательница всех мод Франция недавно ввела революционный календарь и объявила началом первого века Свободы 22 сентября 1792 г.
В общем 200 лет назад Россию не очень занимало, в каком столетии она находится...»
б) «.. .Взойдя на престол, Елизавета Петровна посылает на Камчатку штабс-фурьера Шахтурова,. с тем чтобы он доставил к ее коронации (т. е. через полтора года) шесть пригожих, благородных камчатских девиц. Представления царицы о размерах собственной империи были приблизительными: только через 6 лет (и на 4 год позже коронации) царицын посланец с отобранными девицами достиг на обратном пути Иркутска. ..»
в) «... 11 декабря 1796г. в Иркутске начались соборный благовест и пушечная пальба в честь нового императора: рано утром примчался правительственный курьер (начиная с Павла, он будет именоваться фельдъегерем), который всего за 34 дня преодолел расстояние в б тыс. верст от столицы на Неве до губернского города на Ангаре. Больше месяца Иркутск жил под властью умершей Екатерины II. Камчатка же присягнет только в начале 1797-го...
…6 тыс. верст, разделенные на 34 дня, около 180 верст в сутки, — курьерская скорость... С древнейших времен до первых паровозов максимальной скоростью человеческого передвижения была быстрота лучшего коня или тройки, колесницы: примерно 20 км/час на коротком пути, и меньше, если делить длинные версты на долгие часы. Поэтому в 1796 г. Россия — страна огромная, медленная (в 30—40 раз медленнее и, стало быть, во столько же раз «больше», чем сегодня); страна, где от обыкновенного черноземного гоголевского городка «три года скачи — ни до какого государства не доедешь»...»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий повторительно-обобщающего урока по истории "Своя игра по истории Древнего мира"
Сценарий повторительно-обобщающего урока по истории Древнего мира в форме игры....
Презентация к уроку по истории Татарстана "Волжская Булгария: история становления государственности"
Презентация к уроку по истории Татарстана (НРК) для 6-го класса....
План-конспект интегрированного урока по истории и изобразительному искусству «Портрет в контексте истории»
Урок представлен 22.04.2009 г. на городском семинаре руководителей лицеев и гимназий г. Омска «Использование ИКТ в проектной деятельности как средство формирования учебно-исследовательской компетенции...
Урок по истории "Счет лет в истории"
Цель урока :сформировать у обучающихся представления о хронологических датах как части исторических знаний;продолжить формирование умений счета лет в истории.Вопрос об измерении времени годами, веками...
Урок Всемирной истории .Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения .
Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения ....
Конспект урока по истории. 5 класс. Что такое история? История – наука о прошлом человечества.
Класс 5 Тема: Что такое история? История – наука о прошлом человечества. Цель: дать представление об истории как науке о прошлом человечества. Задачи: Ознакомить учащихся с понятием история, истори...
Открытые уроки по Истории Отечества в 7,8,9 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Авторские разработки учителя истории Юрченко Е.Ф. (14 уроков)
Открытые уроки по Истории Отечества в 7, 8, 9 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида....