рабочие программы по истории и обществознанию
рабочая программа по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Игнатенко Светлана Михайловна

Рабочие программы по истории составлены по авторским программам Данилова, Косулиной и предметной линии учебников Вигасина  - Сороко - Цюпа. Программы 5,6 класс составлены по ФГОС ООО. Программы по обществознанию составлены в 5,6 классе по ФГОС по предметной линии Боголюбова, в 7-11 классах по предметной линии Кравченко. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmy_ignatenko.rar550.38 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет администрации Романовского района по образованию

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гуселетовская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»                                                                         « Утверждаю»                                              «Согласовано»                                                                                              

МО учителей истории и обществознания:                      Директор школы:                                         Зам. директора по УВР                                                                                      

Протокол №2 от «26»августа 2015                          Приказ № 55 от «31»августа 2015                          «31»августа2015                                                                                                                            

Рабочая программа учебного предмета «История»

 10 класс

Уровень обучения: базовый

Срок освоения программы: 2015-2016 учебный  год

Разработчик программы: Игнатенко Светлана Михайловна – учитель истории и обществознания

с. Гуселетово 2015 год

Пояснительная записка

к рабочей программе по истории в 10 классе

Рабочая программа составлена на основе:

-   положения о рабочей программе общеобразовательного учреждения МБОУ «Гуселетовская СОШ»

- положения о текущем и промежуточном контроле  МБОУ «Гуселетовская СОШ»

- положении о критериях оценивания МБОУ «Гуселетовская СОШ»

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего полного общего образования ,

  - федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных к использованию в образовательном процессе,

  - требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных

     предметов

  - примерной программы среднего полного общего образования по истории

- основной образовательной программы среднего полного  общего образования МБОУ «Гуселетовская СОШ»  

 - авторской программы «История. История России и мира 10-11 классы» под редакцией Н.В.Загладина, С.И.Козленко, Х.Т.Загладина, «Русское слово», 2007. Предлагаемая программа ориентирована на учебник Всемирная история «История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века» под редакцией Н.В.Загладина, издательство «Русское слово», 2006 год. Уровень данной программы – базовый. Рассчитана на 68 часов, из расчета 2 часа в неделю.

Учебник известного ученого, профессора, доктора исторических наук Н. В. Загладина представляет широкую панораму развития человечества. Он призван обеспечить формирование целостной картины всемирной истории. Особое внимание уделяется роли и вкладу России в становление современного облика мира. Данный УМК выбран, так как он соответствует ФК государственного стандарта среднего (полного) общего образования  и имеется в федеральном перечне учебников.

Задачи курса – показать черты данного периода в истории нашего государства и государств Западной Европы.

                           - его непохожесть на современный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно  

                            ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и чужим  

                             традициям.

Основные цели курса:

- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на

  основе осмысления ими исторически сложившихся  культурных, религиозных, этнонациональных традиций,

  нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира,

  определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с

  исторически возникшими мировоззренческими системами;

- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и

  роли России во всемирно – историческом процессе:

- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

- формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их

  исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей,

  определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Специальными целями являются формирование компетенций:

Историко-познавательная – владение элементами исторического анализа явлений прошлого в их связи с

                                                    современностью;

Ценностно-мировоззренческая – умение определять и обосновывать свое отношение к ценностям современной

                                                            России;

Информационная – владение умениями и навыками работы с источниками исторической и современной информации

Знать/понимать

- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

- периодизацию всемирной и отечественной истории;

- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

- историческую обусловленность современных общественных процессов;

- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.

Уметь

- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время,

  обстоятельства и цели его создания);

- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица,

  схема, аудиовизуальный ряд);

-различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

- устанавливать причинно-следственные связи меду явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых

  исторических процессов и явлений;

- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым

  вопросам, используя для аргументации исторические

  сведения;

- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.

В ходе изучения курса формировать у учащихся:

- умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и

  событий;

- умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;

- умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;

- умения отстаивать свои взгляды;

- умения самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные;

- умения работать с картой, читать ее, использовать как источник знаний;

- умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений,

  определять хронологию событий, соотносить событие с веком , эпохой

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической

  обусловленности;

- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной

  информации;

- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального

  сообщества, гражданина России.

Формы, средства и методы обучения

Средства:

  • рассказ, лекция, объяснение;
  • использование наглядных средств;

Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный метод;
  • репродуктивный метод;
  • метод проблемного изложения;
  • исследовательский метод.

Формы обучения

  • классно-урочные занятия;
  • групповая форма обучения;
  • презентация творческих работ учащихся на  основе изученного материала и освоение материала в деятельностной,  творческой форме;

Технологии обучения.

  •  технология личностно-ориентированного обучения:
  • технология социальной адаптации;
  • технология самостоятельного исторического мышления;
  • технология исторического творчества.

Виды деятельности.

  • составить рассказ на основе информации учебника, отрывка из летописей, литературного источника, карты и схемы;
  • извлекать информацию из источника;
  • описание объекта по схеме;
  • анализ исторического источника;
  • чтение и обобщение фактов из литературного источника;
  • составление вопросов к тексту, ответы на них
  • составление сложного плана;
  • составление кластера;
  • подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;
  • составление логической схемы, цепочки; и другие.

Система оценивания по предмету история соответствует положению МБОУ «Гуселетовская средняя общеобразовательная школа» «Положению о системе оценивания учебных достижений в основной и средней школе».

Критерии и нормы оценочной деятельности.

В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5 - балльной оценке для всех установлены общедидактические критерии.

Оценка "5" ставится, если ученик обнаруживает:

1. Знание, понимание, глубину усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умение выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать

    выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в

    незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение

   отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной  

   речи, правил оформления письменных работ.

Оценка "4":

1.Знание всего изученного программного материала.

2. Умение выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать

    выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных

   правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

  1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном
  2. Воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка "2":

  1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала,    

   значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных    

   работ.

  Формы  текущего контроля знаний, умений, навыков.    Основной формой контроля знаний, умений, навыков является текущий  контроль знаний, который проводиться в следующих формах:

  • устный ответ;
  • письменные самостоятельные работы
  •  тестирование;
  •  терминологический диктант;

Критерии оценивания.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание

   сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения,  

  самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать  

  анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и

  внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко,

  связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с

  использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и

  истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать

  материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя.

  Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную

  литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих

  ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3.Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне;

   допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки

   работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ,

   соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1.Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных

   теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал

   неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений

  и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую

  ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой

   помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами;

  правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров

  обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в

  видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной,

  использовать научные термины;

3.Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно

 ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1.Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие

   дальнейшему усвоению программного материала.

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщение аргументирует

  слабо, допускает в них ошибки.

4.Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно

   четкие.

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил

   ошибки при их изложении.

   Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении  

  конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического

   применения теорий.

  Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но

  недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

  Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей,  

  первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала.

2.Не делает выводов и обобщений.

3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных

    вопросов.

4.Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач  

  по образцу.

5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи

  учителя.

Оценка самостоятельных письменных  работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.

2. Допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится:

1. Если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

а) не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

б) не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится:

1.Если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

а) не более двух грубых ошибок;

б) или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

в) или не более двух-трех негрубых ошибок;

2. или одной негрубой ошибки и трех недочетов; 3. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2. Или правильно выполнил менее половины работы.

Критерии оценки тестового задания.

Отметка

Критерии отметки

«5» - отлично

75-100%

«4» - хорошо

60-74%

«3» - удовлетворительно

50-59%

«2» - плохо

49-10%

Учебно-методический комплект:

1)Учебник: Н.В.Загладин,Всемирная история. «История. История России и мира с древнейших времен до конца  XIX  

     века»  М.: Русское слово, 2006.

2) Н.В.Загладин, С.И.Козленко, Х.Т.Загладина. Программа курса «История. История России и мира 10-11 классы»,  

   «Русское слово», 2007.

Литература:

1) Сборники ЕГЭ 2009,2010,2011, 2012,2013,2014 гг.

MULTIMEDIA – поддержка курса

  1. Интернет-ресурсы:
  • http:// www.pedsovet.su
  • http:// www.prezentacii.ru
  • http://zavuch.info
  • Учительский портал
  • Социальная сеть работников образования
  1. CD – диски:
  • Уроки  всемирной истории Кирилла и Мефодия (Древний мир)
  • Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия (до XIX века)
  • история 5 класс,
  • всеобщая история 5,6 класс
  • всеобщая история 7,8 класс

Количество часов распределено следующим образом

№ п/п

Название темы

Количество часов

1

Раздел 1. Меняющийся облик мира: опыт и осмысления

4

2

Раздел 2. Человечество на заре своей истории

2

3

Раздел 3. Первые государства древнего мира

2

4

Раздел 4. Античная эпоха в истории человечества

3

5

Раздел 5. Крушение империй древнего мира

3

6

Раздел 6. Период раннего Средневековья. V-X вв.

7

7

Раздел 7. Эпоха классического Средневековья. XI-XV вв.

10

8

Раздел 8. Позднее Средневековье. Европа на рубеже нового времени. XVI –начала  XVII вв.

8

9

Раздел 9. Европа на новом этапе развития. Середина XVII – XVIII в.

9

10

Раздел 10. Время потрясений и перемен. Конец XVIII – начало XIX вв.

8

11

Раздел 11. Становление индустриальной цивилизации. Вторая половина XIX в.

12

Итого

68

Календарно – тематическое планирование истории в 10 классе

№ урока

Наименование темы урока

Краткое содержание по теме урока

Дата проведения

Раздел 1. Меняющийся облик мира: опыт осмысления

1

Вводный урок

2

Этапы развития исторического знания

Зарождение исторической науки, ее особенности в Древнем мире, Средневековье, Новом и Новейшем времени. Причины роста интереса к истории, формирование национальных школ исторической мысли. Особенности развития исторической науки в России. Проблема истинности исторических знаний. Развитие научного подхода к истории. История и другие гуманитарные, общественно-политические науки.

3

Закономерности и случайности в жизни народов.

Эволюция взглядов на историю человечества. Религиозно – мистические концепции истории. Движущие силы исторического развития в философии XVII-XIX вв. Становление и развитие материалистических воззрений на мир. Марксизм и формационная теория. Вопрос о роли личности в истории, влияние политических интересов на формирование исторических воззрений. Философия истории в XX в. Особенности цивилизационного подхода к истории. Проблема критериев прогресса во всемирной истории.

4

Проблемы периодизации всемирной истории.

Принципы периодизации человечества. Теория стадий мирового цивилизационного развития. Особенности формационной теории. Современные взгляды на этапы развития человечества. Периодизация истории Древнего мира, эпохи Средневековья, Новой и Новейшей истории. Текущий этап всемирной истории и его особенности.

Раздел 2. Человечество на заре своей истории

5

У истоков рода человеческого

Отличие человеческого общества от иных природных сообществ. Истоки и факторы эволюции человека, этапы его становления. Роль речи, трудовой деятельности. Гипотезы о происхождении человека современного типа. Первичное расселение человека на Земле, формирование основных рас людей. Первобытное искусство, ранние религиозные верования, их значение.

6

Неолитическая революция

Человек и природа. Переход от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию, первые неолитические культуры. Развитие обмена, торговли, зарождение собственности и формирование семьи. Матриархат и патриархат. Племена и союзы племен. Начало обработки металлов и переход к энеолиту.

Раздел 3. Первые государства древнего мира

7

Деспотии Востока

Предпосылки возникновения государства, его функции в Древнем мире. Первые государственные образования в долинах Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Хуанхэ. Рабовладение и общественные отношения в государствах древности. Фараоны и жрецы в древнеегипетском обществе. Культура и верования в Древнем Египте.

8

Расширение ареала цивилизации

Причины слабости первых государств древности. Наступление железного века, возвышение военных деспотий в Малой Азии и их характерные черты. Империя Дария I. Кастовый строй в Индии и его особенности. Китай в эпоху древности. Новый этап духовной жизни человечества, мировоззренческие основы зороастризма, буддизма, конфуцианства.

Раздел 4. Античная эпоха в истории человечества

9

Города – государства Греции и Италии

Становление цивилизации в Греции. Цивилизация Крита. Микенское и дорийское завоевания. Возникновение городов – государств (полисов) и их экспансия в Средиземноморье. Становление демократии в Афинах. Общественно – политический строй Спарты. Особенности городов – государств Италии. Возвышение Рима и утверждение республиканского строя. Сравнительный анализ исторического развития древних городов – государств – Афин, Спарты и Рима.

10

Борьба за господство над Средиземноморьем.

Развитие торговли и причины борьбы за господство над побережьем Средиземного моря. Войны между городами – государствами Греции и Персией. Пелопоннесские войны. Возвышение Македонии и завоевания Александра Македонского. Причины распада его империи. Взаимодействие культур в Восточном Средиземноморье, эволюция мировоззрения античной Эллады, «чудеса света» Древнего мира.

11

Возвышение Рима

Установление господства Рима над Италией. Пунические войны и их итоги. Завоевание Македонии и городов – государств Греции. Причины кризиса Римской республики, конфликт Рима и городов Италии, восстания рабов и их последствия. Этапы становления Римской империи. Юлий Цезарь и его соперники. Утверждение империи Октавиана Августа. Тираническое правление в Риме.

Раздел 5. Крушение империй древнего мира

12

Наступление варваров в Евразии

Народы Центральной и Восточной Европы во времена Римской империи: жизненный уклад, организация власти. Кочевые племена Азии и Китай. Глобальные изменения климата и начало Великого переселения народов. Крушение империи Хань в Китае, упадок Хорезма, Кушанского царства, Парфии. Особенности христианского учения и его распространение в Римской империи и странах Азии.

13

Закат Римской империи

Римская империя: от золотого века к упадку. «Солдатские» императоры и упадок рабовладения. Переход к колонату, возвышение крупных землевладельцев. Административная реформа в империи и перенос столицы в Константинополь. Христиане в Римской империи. Превращение христианства в господствующую религию Наступление варваров и падение Западной Римской империи.

14

Урок повторения по теме: Античная эпоха в истории Человечества»

Раздел 6. Период раннего Средневековья. V-X вв.

15

Раннефеодальные империи в Европе и их распад

Облик раннего феодального общества. Становление феодальной системы взаимоотношений. Система повинностей крестьянства. Суверены и вассалы. Причины возникновения крупных раннефеодальных империй и источники их слабости. Роль христианства в обеспечении единства западноевропейской культуры. Церковь и империя карла Великого, причины ее распада. Норманнские набеги. Создание Священной Римской империи германской нации.

16

Экспансия ислама

Аравийские племена в начале новой эры. Возникновение исламской религии. Создание Арабского халифата и причины его распада. Общественно – политическое устройство исламских стран. Рост религиозных разногласий в исламском мире. Духовная жизнь, наука, культура в исламских странах.

17

Славянские земли в V-IX вв.

Археологические памятники и письменные источники по ранней истории славян. Специфические черты в общественном укладе славян. Расселение и занятия славян. Западные и южные славяне: Болгарское царство, Великоморавская держава, древнепольское государство. Борьба Византии и католических государств за контроль над славянскими землями.

18

Возникновение Древнерусского государства

Восточнославянские союзы племен. Общественное устройство раннеславянских государств. Быт, обычаи и религия славянских союзов племен. Теории происхождения Древнерусского государства. Завоевательные походы великих князей Руси. Сравнение путей становления Древнерусского государства и раннефеодальных империй в Западной Европе и Азии. Борьба с кочевниками.

19

Византия и Западная Европа

Особенности социально – экономического и общественно – политического развития Византийской империи. Православие и власть. Византия и исламский мир. Попытки реформ в Византии. Раскол между западной и восточной ветвями христианства, его причины и последствия.

20

Русь и Византия

Превращение Руси в крупнейшую державу Европы. Походы Святослава. Причины принятия христианства на Руси. Христианские и языческие верования. Изменения в быте, духовной жизни восточных славян. Русь в орбите европейской политики и торговли. Формирование аппарата власти Древнерусского государства.

21

Урок повторения по теме: «Период раннего Средневековья. V-X вв.».

Раздел 7. Эпоха классического Средневековья. XI-XV вв.

22

Феодальная раздробленность на Руси

Русь времен Русской Правды. Феодальная раздробленность как закономерный этап развития общества и государства. Социально – экономические и политические факторы раздробленности. Сравнительный анализ исторического развития Владимиро – Суздальского, Галицко – Волынского, Смоленского княжеств, Новгорода и Пскова. Оценка деятельности русских князей. Культура Руси.

23

Западная Европа в XII – XIII вв.

Светская власть и Римско– католическая церковь в Западной Европе. Рост городов и развитие светской культуры. Распространение еретических вероучений. Причины начала крестовых походов, создание рыцарских религиозных орденов, учреждения инквизиции. Учение Фомы Аквинского. Крестовые походы и Византия. Заключение унии православной и католической церквей.

24

Крестовые походы и Русь

Причины крестовых походов на восток. Тевтонский орден, орден меченосцев, Ливонский орден. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Борьба земель Северо – Западной Руси с крестоносцами и шведскими рыцарями. Роль Александра Невского, а разгроме крестоносцев. Ледовое побоище.

25

Монгольские завоевания

Возвышение державы Чингисхана. Быт и жизнь монгольских племен. Монгольские завоевания в Азии. Походы в Китай, Среднюю Азию, Закавказье. Битва на Калке. Походы Батыя на Русь и Восточную Европу. Причины побед монголов.

26

Русские земли и монгольское нашествие.

Русские земли между агрессией с востока и с запада. Проблема выживания. Золотая Орда, Польское и Литовское государства. Политика и военная деятельность Александра Невского и Даниила Галицкого.

27

Русские земли и монгольское нашествие

Русские земли в вассальной зависимости от Золотой Орды. Церковь, культура, политика. Российские историки о последствиях монгольского нашествия на русские земли.

28

Образование централизованных государств в Западной Европе.

Рост городов и создание органов сословного представительства в Западной Европе. Социально – экономические и политические предпосылки возникновения централизованных монархий. Сравнительная характеристика централизованных государств во Франции, Англии, Испании. Династические войны, Столетняя война и пробуждение национального самосознания в странах Западной Европы. Соотношение церковной и светской власти в общественном развитии западноевропейских государств XIV – XV вв. Особенности положения в Центральной Европе, государствах Германии и Италии.

29

Объединение русских земель вокруг Москвы.

Предпосылки образования централизованного государства на Руси. Собирание земель вокруг Москвы. Соперничество Москвы, Польши, Литвы, Твери. Противостояние золотоордынскому игу. Куликовская битва. Причины ослабления и распада Монгольской державы.

30

Объединение русских земель вокруг Москвы

Роль русской Православной церкви в собирании русских земель. Анализ особенностей становления Московского государства и влияния традиций политической и культурной жизни Московского княжества на последующее развитие России. Русь, Европа и Азия в эпоху классического Средневековья.

31

Урок повторения по теме: «Русь, Европа и Азия в эпоху классического Средневековья. XI – XV вв».

Раздел 8. Позднее Средневековье. Европа на рубеже нового времени. XVI –начала  XVII вв.

32

Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки.

Начало Великих географических открытий. Великие путешественники. Американские цивилизации доколумбовой эпохи. Империи майя, ацтеков, инков, особенности их развития, культуры, религии. Первые европейские колониальные завоевания. Соперничество европейских держав в борьбе за колонии. Итоги колониальной политики для народов Америки и Европы.

33

Западная Европа: новый этап развития.

Мировая торговля и возникновение мануфактурного производства. Развитие международного разделения труда, формирование единых внутренних рынков. Огораживание в Англии. Изобретение книгопечатания. Изменение облика городов. Эпоха Возрождения и ее особенности. Период Реформации. Движение гуситов. Крестьянская война в Германии. Распространение лютеранства, кальвинизма, становление Англиканской церкви. Контрреформация.

34

Абсолютистские монархии в Западной Европе.

Предпосылки перехода к абсолютизму в странах Западной Европы. Характерные черты абсолютистских монархий в Англии, Франции. Борьба абсолютных монархов с кланами феодальной знати. Религиозные войны во Франции. Конфликт между Англией и Шотландией, англо – испанская война. Разгром Непобедимой армады и установление господства английского флота на морях.

35

Усиление центральной власти в России в эпоху Ивана Грозного

Утверждение абсолютизма в России и его особенности. Создание стрелецкого войска, реформа институтов управления. Развитие казенных мануфактур. Присоединение к России Казанского, Астраханского и Ногайского ханств. Ливонская война и ее итоги. Введение опричнины, террор, разорение Новгорода. Закрепощение крестьянства. Итоги политики Ивана Грозного.

36

Смутное время в России.

Покорение Сибирского ханства. Политика Бориса Годунова. И причины роста недовольства в стране. Самозванцы и их роль в истории России. Лжедмитрий и Польша. Воцарение Василия Шуйского. Восстание Ивана Болотникова и польско – шведская интервенция. Польский королевич Владислав – претендент на престол России. Минин, Пожарский и создание народного ополчения. Земский собор 1613 г. Избрание Михаила Романова на царский престол. Завершение войны с Польшей и Швецией. Значение Смуты в истории России.

37

Тридцатилетняя война (1618 – 1648).

Обострение противоречий в Западной и Центральной Европе. Претензии Габсбургов на господство в Европе. Религиозные разногласия. Революция в Нидерландах. Начало Тридцатилетней войны. Чешский, датский и шведский периоды войны. Влияние Смуты в России, войны между Россией, Польшей и Швецией на ход Тридцатилетней войны. Вступление в войну Франции и разорение германских земель. Вестфальский мир 1648 г. и переход к политике защиты национальных интересов. В Европе.

38

Государства Азии в позднем Средневековье.

Особенности развития государств Азии. Возникновение Османской империи и ее завоевания. Падение Константинополя. Общественно – политический строй Османской империи. Военно – ленная система и ее упадок. Причины ослабления Османской империи. Индия в XV – XVIII вв. Создание империи Великих Моголов и истоки ее слабости. Иранские завоевания.

39

Урок повторения по теме: «Позднее Средневековье. Европа на рубеже Нового времени. XVI -  начала XVII вв».

Раздел 9. Европа на новом этапе развития. Середина XVII – XVIII в.

40

Кризис сословного строя и буржуазная революция в Англии (1640 – 1660 гг)

Причины обострений противоречий в Англии. Истоки конфликта между королем и парламентом. Новые религиозные течения. «Долгий» парламент и начало гражданской войны. Левеллеры и диггеры. Кромвель и его роль в буржуазной революции. Казнь Карла I и установление республики. Протекторат Кромвеля. Установление конституционной монархии в Англии, акт о гражданских правах и его значение.

41

Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм.

Идеи эпохи Просвещения и их влияние на современников. Особенности идей Просвещения в Англии, Франции и Германии. Возникновение просвещенного абсолютизма в Австро-Венгрии, Пруссии и других германских государствах. Реформы в Центральной Европе и их влияние на положение крестьянства, развитие мануфактурного производства. Причины ограниченности политики просвещенного абсолютизма.

42

Россия: становление великой державы.

Реформы в России при Алексее Михайловиче. Укрепление сословного строя, военно – бюрократической системы управления страной. Развитие мануфактур, крестьянские восстания. Церковный раскол и укрепление государственного контроля над церковью. Войны с Польшей, Швецией, Турцией, присоединение Левобережной Украины к России.

43

Россия: становление великой державы.

Петр Великий и его время. Преобразования Петра и их оценка исторической наукой. Русско-шведская война и превращение России в крупнейшую державу Европы.

44

Россия и Европа во второй половине XVIII в.

Российская империя в период дворцовых переворотов. Воцарение Екатерины Великой и политика Просвещения  в России. Развитие мануфактурного производства и торговли. Жалованные грамоты дворянству и городам, судебная реформа. Крестьянские восстания.

45

Россия и Европа во второй половине XVIII в

Укрепление международного положения России. Россия в Семилетней войне (1756 – 1763). Русско-турецкие войны, разделы Польши.

46

Промышленный переворот в Англии и его последствия

Политическое развитие Англии накануне промышленного переворота. «Славная революция». Тори и виги. Внешняя торговля, укрупнение мануфактур,  рост городов. Изобретение паровых машин и замена ручного труда машинным. Зарождение промышленного производства. Положение трудящихся, движение луддитов. Всемирно – историческое значение промышленного переворота. Рост производительности труда, повышение урожайности в Европе, совершенствование военной техники.

47

Мир Востока в XVIII в.: наступление колониальной системы.

Кризис аграрной цивилизации в странах Востока и его проявление.  Ослабление Османской империи. Режим капитуляций в торговле и его последствия. Движение ваххабитов. Начало европейского завоевания Индии, соперничество Англии и Франции. Ост-Индская компания и захват Бенгалии. Китай под властью Маньчжурской династии. Политика изоляции. Рост противоречий в Китае и крестьянские восстания. Тайные общества.

48

Урок повторения по теме: «Западная Европа и Россия в XVII – XVIII вв.»

Раздел 10. Время потрясений и перемен. Конец XVIII – начало XIX вв.

49

Война за независимость в Северной Америке

Английские колонии в Северной Америке. Причины роста противоречий между метрополией и колониями. Начало войны за независимость. Декларация независимости. Россия, державы континентальной Европы и война в Северной Америке. Учреждение США. Первая и вторая Конституции США. Билль о правах и его значение.

50

Великая французская революция и ее последствия для Европы.

Франция в конце XVIII в. Причины кризиса абсолютизма. Созыв Учредительного собрания и начало Великой французской революции. Политические клубы Парижа и их лидеры. Начало войны Франции с континентальными монархиями Европы. Казнь Людовика XVI. Установление якобинской диктатуры и революционный террор, его причины и итоги. Термидорианский переворот и установление режима Директории. Победы французских армий. Сравнение развития революций в Англии и Франции.

51

Наполеоновские войны.

Свержение режима Директории и учреждение во Франции империи. Кодексы Наполеона Бонапарта. Победа над Австрией и заключение мира с Англией. Возобновление войны в Европе и присоединение России к антифранцузской коалиции. Битва под Аустерлицем, разгром Пруссии. Тильзитский мир и его итоги. Континентальная блокада и ее влияние на экономическое развитие континентальной Европы. Пробуждение гражданского и национального самосознания европейских народов. Вторжение армий Наполеона в Испанию и подъем освободительного движения в Европе против Французского господства. Симптомы кризиса империи Наполеона.

52

Отечественная война 1812 г. и крушение империи Наполеона Бонапарта.

Успешные войны России против Швеции, Турции, Ирана. Причины обострения отношений между Россией и Францией. Создание «Великой армии» и начало Отечественной войны 1812 г. Тактика русской армии. Битва при Бородине и уход русской армии из Москвы. Отступление остатков «Великой армии» и создание новой антифранцузской коалиции. «Битва народов» под Лейпцигом. Вступление русских войск в Париж. «Сто дней» Наполеона. Венский конгресс и его итоги.

53

Реакция и революции в Европе. 1820 – 1840-е годы

Создание Священного союза, его цели и принципы. Причины усиления реакции в Европе. Восстание в Греции и политика России, русско-турецкая война 1828-1829 гг. Революции во Франции и Бельгии в 1830 г. Восстание 1830-1831 гг в Польше. Священный союз. Революция 1848 г. во Франции.  Приход к власти Луи Наполеона. Революции 1848-1849 г. в германских государствах, Австрии, Венгрии, Италии. Роль Российской империи в подавлении революционного движения в Центральной Европе. Итоги революции 1848-1849 гг. в европейских странах.

54

Россия в первой половине XIX  в.

Политика реформ Александра I, поворот к реакции. Влияние идей Великой французской революции на Россию. Движение декабристов. Внутренняя  политика Николая I. Формирование официальной идеологии. Славянофилы и западники, революционные демократы. Экономическое положение России в середине XIX в. Начало строительства железных дорог, развитие мануфактур. Проявление кризиса системы крепостничества в России.

55

Россия и «восточный вопрос».

Возникновение и сущность «восточного вопроса». Захват Францией Алжира. Конфликт между Египтом и Турцией и европейские державы. Попытки реформ в Турции, политика танзимата. Отношения России и Турции, политика Николая I в «восточном вопросе». Начало Крымской войны 1853-1856 гг. Выступление Англии и Франции против России, позиция Австрии. Осада Севастополя. Причины поражения России в и итого Крымской войны.

56

Урок повторения по теме: «Меняющийся облик мира и Россия».

Раздел 11. Становление индустриальной цивилизации. Вторая половина XIX в.

57

Европа: облик и противоречия промышленной эпохи.

Достижения научно – технического прогресса. Изобретение железных дорог, пароходов, развитие сельскохозяйственной техники. Промышленный переворот в США, странах Западной и Центральной Европы. Развитие городов, изменение социальной структуры общества. Рост числа фабричных рабочих, развитие рабочего движения. Чартизм в Англии, выступление ткачей Лиона, Силезии.

58

Колониализм и кризис традиционного общества в странах Востока.

Причины активизации колониальной политики европейских держав. Британское завоевание Индии. Колониальная система и восстание сипаев 1857-1859 гг. Реформа колониального управления. «Опиумные» войны и восстание тайпинов в Китае. Причины его поражения. Япония в середине XIX в. и страны Запада. Реставрация Мэйдзи и ее значение. Политика модернизации в Японии: опыт и особенности.

59

Национализм в Европе: возникновение новых индустриальных держав.

Особенности положения в странах Центральной Европы в середине XIX в. Борьба Пьемонта (Сардинии) за объединение Италии. Война Пьемонта и Франции против Австрии в 1859 г. и ее итоги. Восстание на юге Италии и поход войск Гарибальди на юг. Создание королевства Италия. Борьба Пруссии за гегемонию в Германии. Война Пруссии и Австрии против Дании в 1864 г. Австро-прусско-итальянская война 1866 г. Создание Северогерманского союза. Обострение франко-прусских противоречий. Причины дипломатической изоляции Франции в Европе. Франко-прусская война 1870-1871 гг. Создание Германской империи. Падение режима Наполеона III во Франции. Парижская коммуна. Провозглашение республиуи во Франции.

60

Страны западного полушария в XIX в.

Испанские колонии в Латинской Америке в начале XIX в. Подъем освободительного движения в Мексике, Аргентине, Венесуэле в годы наполеоновских войн. Революции в странах Латинской Америке в 1920-е годы и достижение мим независимости. Политика США в Латинской Америке и провозглашение ими доктрины Монро. Расширение территории США. Американо-мексиканская война. Особенности развития Севера и Юга США. Конфликт между северными и южными штатами. Гражданская война в США 1861-1865 гг. Победа промышленного Севера и ее значение. Отмена рабовладения в США.

61

Незавершенные преобразования в России: опыт и особенности.

Начало реформ в России. Отмена крепостного права и противоречия политики самодержавия в аграрном вопросе. Создание системы земского и городского самоуправления. Реформа судебной системы, военная реформа. Восстание в Польше 1863-1864 гг. и обострение отношений России со странами западной Европы. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. и итоги Берлинского конгресса.

62

Незавершенные преобразования в России: опыт и особенности.

Рост оппозиционных настроений в обществе. Народовольчество и «Хождение в народ». Политика контрреформ Александра III. Итоги социально-экономического развития России в пореформенное время. Роль иностранного капитала в России. Первые выступления наемных рабочих и принятие рабочих законодательств.

63

Завершение колониального раздела мира. Покорение народов Африки.

Колониальная экспансия Великобритании. Превращение Египта в зависимое государство. Завоевание Судана. Захваты на юге Африки. Англо-бурская война и создание Южно-Африканского Союза. Колониальные войны Франции. Захват Западной и Экваториальной Африки, Мадагаскара, Индокитая. Германия в борьбе за колонии. Создание колониальной империи в Африке. Торгово-экономическая экспансия на Ближнем и Среднем Востоке. Захватническая политика Бельгии, Голландии, Италии, Японии. Влияние колониализма на положение народов метрополий и колоний. Причины неудач антиколониальных выступлений. Захватническая политика европейских держав в Китае и доктрина «открытых дверей». Подавление «боксерского» восстания в Китае.

64

Россия  - многонациональная империя.

Расширение границ России. Освоение Поволжья, Приуралья, Северного Кавказа. Завоевание Сибири, возникновение новых городов. Присоединение Украины, Белоруссии, части польских земель, Прибалтики, Финляндии.. Включение в состав Российской империи Закавказья, экспансия в Средней Азии. Изменение этнического, религиозного состава империи в XVIII – XIX  вв. Система управления Россией, национальная политика самодержавия и ее итоги. Особенности политики в отношении казачества, мусульман, поляков, украинцев, белорусов, евреев. Эмиграция из России.

65

Общественно – политическое развитие стран Западной Европы и России во второй половине XIX в.

Формирование и развитие идей либерализма. Классическая английская политическая экономия. Учение Смита, Риккардо. Консервативные взгляды и их особенности в XIX в. Возникновение и распространение идей утопического социализма. Марксизм, основные его черты. Деятельность Маркса и Энгельса по распространению марксистской идеологии в рабочем движении. Российские революционеры, их взгляды и деятельность в странах Западной Европы.

66

Наука и искусство в XVIII – XIX вв.

Развитие естественно – научных знаний. Принципы научного подхода к природным явлениям. Связь науки и практики. Открытия в области химии, физики, биологии, астрономии, математики.

67

Наука и искусство в XVIII – XIX вв

Литература конца XVIII в.: влияние идей Просвещения. Классицизм и романтизм в первой половине XIX в. Развитие реалистического направления в искусстве. Искусство России и его особенности

68

Урок повторения по теме: «Становление индустриальной цивилизации. Вторая половина XIX в».

Материально-техническое  обеспечение

Кабинет истории с количеством мест – 16

  • Аудиторная доска 
  • Персональный компьютер 
  • Мультимедийный проектор 
  • Аудиоколонки 

Карты по истории Древнего мира

Древний Египет, Древняя Западная Азия, Индия и Китай в древности, Древняя Греция, Древний Рим

Карты по истории Средних веков

  • Франкское государство вV- середине IX  веков
  • Византийская империя в VI-XI веках
  • Западная Европа в XI-XIII веках
  • Арабы в VII – XI веках
  • Европа в XIV-XV веках
  • Европа в XVI-XVII веках
  • Индия и Китай в средние века
  • Великие географические открытия и колониальные захваты в концеXV- начале XVI века

Карты по истории России

  • Древнерусское государство – Киевская Русь в IX-XII веках
  • Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII веке
  • Образование и расширение Русского государства в XIV-XVII столетиях
  • Первобытнообщинный строй, древнейшие народы и государства на территории нашей страны
  • Русские княжества в XII-XIII веках
  • Образование русского централизованного государства
  • Русское государство в XVI веке
  • Расширение русского государства в XVI-XVII веках
  • Российская империя в XVIII веке
  • Расширение русского государства в XVI-XVII веках
  • Крестьянская война в России в начале века. Борьба с интервенцией польских и шведских феодалов
  • Русское государство в XVII веке
  • Россия с конца века до 60-х годов XVII  века
  • Российская империя во второй половине XVIII века
  • Россия в XIX- начале XX века
  • Российская империя с начала XIX века до 1861 года
  • Отечественная война 1812 года
  • Россия после реформ 1861-1900 года

Карты по Новой истории

  • Важнейшие географические открытия (1648-1789)
  • Европа в начале нового времени
  • Война за независимость и образование США (1775-1783)
  • Французская буржуазная революция XVIII века
  • Колониальные владения в конце первого периода новой истории
  • Война за независимость и образование США (1775-1783)
  • Образование независимых государств в Латинской Америке в начале XIX века
  • Европа с 1815-1849 года
  • Революция и контрреволюция в Европе в 1848-1849 году
  • Европа в 50-60 годы XIX  века
  • Гражданская война в США (1861-1865)
  • Колониальные владения в конце первого периода новой истории

Лист изменений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по истории и обществознанию .

Рабочие программы по истории и  обществознанию для  6-11 классов.   Рабочая программа включает следующие разделы:пояснительная записка, требование к уровню подготовки учащихся, содержан...

Рабочая программа по истории и обществознанию 5-9 классы

Рабочие программы по всеобщей истории 5-8 классы, по истории России 6-8 классы, по истории 9 класс (2 часа в неделю).Линии учебников: Данилов, Косулина, Вигасин, Агибалов, Донской, Юдовская, Сороко-Цю...

Рабочие программы по истории и обществознанию

Рабочие программы по истории и обществознанию для 5-11 классв и по ОРКСЭ для 4 класса...

рабочие программы по истории и обществознанию для 8-9 классов

Данные рабочия программы являются авторскими. Раработаны согласно Положению образовательного учреждения. Представлены не только программы для базоваго уровня, но и для разширенного изучения (история 8...

Рабочие программы по истории и обществознанию 6 класс

Рабочие программы  по истории и обществознанию имеют следующую структуру: пояснительная запискахарактеристика программы, блочное планирование, требования к ЗУН и критерии оценивания учащихся, кал...

Рабочие программа по истории и обществознанию 7,8 класс

В данном материале представлены рабочие программы по истории России (учебник под редакцией Данилова), Новой истории (учебник под ред. Юдовской) и обществознанию (учебник под ред. Боголюбова). Рабочая ...

Рабочие программы по истории и обществознанию 6 - 9 классы

Рабочие программы по истории России, всеобщей истории  обществознанию включают в себя описания  самих предметов,  учебно-методический комплект, формы и организацию учебного процесса, те...