Конкурс чтецов, посвященный 70-летию Победы
классный час по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Игнатенко Светлана Михайловна

Данное мероприятие проходило в рамках декады истории и обществознания. Посвящено 70 - летию Победы в Великой Отечественной войне. Стихи освещают самые значимые события войны: День Победы, оккупационный режим, моменты отдыха перед боями,  и т.д. Мероприятие расчитано на учащихся 2-11 классов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_chtetsov.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс чтецов,

посвященный 70-летию

Победы в Великой Отечественной войне

Гуселетово 2015

Ход мероприятия

1. Вступительная часть

Эпиграф:

« Живые, пойте о нас!

Это не просьба! Это приказ!»

Вед: - Добрый день дорогие ребята, коллеги. Я рада приветствовать вас на конкурсе любителей поэзии. В этом году всё человечество мира отметило 70 – летие Великой Победы нашей страны над фашистской Германией. Поэтому и тема нашего разговора звучит так: « Они сражались за Родину». Каждый из вас своим стихотворением должен конкретизировать, а кто они , те люди чей ратный подвиг принёс нам 70 лет мирной, счастливой жизни. Перед вами, ребята стоит очень непростая задача. Ведь ваш стих – это прямое доказательство, улика против зла и насилия, о страшной правде тех ужасных военных лет. Эта, правда, сегодня драгоценна, она на вес золота. Ведь сегодня многие за давностью лет, или по ещё каким – то иным соображениям стали забывать,  умышленно искажать факты о той войне, сочиняют небылицы или попросту откровенно лгут. Благодаря их усилиям, то и дело на карте появляются точки новых и новых военных конфликтов.

 Мы знаем, какую цену мы заплатили за нашу свободу. Мы внуки и правнуки поколения Непобеждённых имеем полное право говорить в полный голос и отстаивать свою правду. «Победа не с теми, у кого сила, а с теми у кого, правда».

Настал ваш час! Труба зовёт!

Оценивать ваши выступления будет наше уважаемое жюри…

-Выступления будут оцениваться по трём критериям: 1) внешний вид, 2) чистота исполнения, 3) выразительность, интонации.

3. Основная часть.

9 мая 1945 года - в Берлине был подписан документ о победе советского народа над фашистской Германией. Наш народ совершил подвиг - выстоял и победил в жестокой, кровопролитной битве. Долгих 4 года длилась эта война. И вот долгожданная Победа. День Победы – светлый весенний праздник, праздник народа – победителя. День Победы — это память, это история, это слезы и боль... Каждый год мы празднуем это великое событие... Как много значит он для каждого из нас. Как много значил он для тех, кто его встретил, кто к нему шел такой тяжелой дорогой

На вопрос «Что такое День Победы»  ответит ученица  2 класса Губарева Алена прочитав стихотворение Андрея Усачёва  - "Что такое День Победы"

 

Что такое День Победы?

Это утренний парад:

Едут танки и ракеты,

Марширует строй солдат.

Что такое День Победы?

Это праздничный салют:

Фейерверк взлетает в небо,

Рассыпаясь там и тут.

Что такое День Победы?

Это песни за столом,

Это речи и беседы,

Это дедушкин альбом.

Это фрукты и конфеты,

Это запахи весны…

Что такое День Победы –

Это значит – нет войны

В битве за родную землю стояли на смерть все, кто мог держать оружие в руках. Что помогало им выжить в этой кровавой схватке, в каждой смертельной атаке, может быть, последней. Любовь матери, жены и детей, невесты. Осознание того, что их ждут и верят в их возвращение. Из дома на передовую приходили письма. Солдаты в ответ писали  о том, как тосковали по родному краю, дому, семье, как  мечтали о победе.

Стихотворение Константина Симонова  «Жди меня...» прочтет ученица 4 класса Дорошенко Елена

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: — Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, —

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Многие солдаты  так и не вернулись с войны. Память о них осталась в коротких письмах, фотографиях, похоронках, которые хранят их родственники. На фотографиях они выглядят молодыми, счастливыми. 

Виктор Туров «Дедушкин портрет» читает Шестакова Виктория

Бабушка надела ордена

И сейчас красивая такая!

День Победы празднует она,

О войне великой вспоминая.

Грустное у бабушки лицо.

На столе солдатский треугольник.

Дедушкино с фронта письмецо

Ей читать и нынче очень больно.

Смотрим мы на дедушкин портрет

И разводим ручками с братишкой:

- Ну какой, какой же это дед?

Он же ведь совсем ещё мальчишка!

Степан Кадашников «Летела с фронта похоронка», читает ученица 3 класса Слепцова Алина

Летела с фронта похоронка
На молодого пацана,
А он еще лежал в воронке…
Ах, как безжалостна война!

И проходили мимо танки…
Чужая речь… а он лежал,
И вспоминал сестру и мамку,
Лежал и тихо умирал.

Пробита грудь была навылет,
И кровь стекала в черный снег,
А он, глазами голубыми,
Встречал последний свой рассвет.

Нет, он не плакал, улыбался,
И вспоминал родимый дом,
И пересилив боль поднялся,
И, автомат подняв с трудом,

Он в перекошенные лица
Горячий выплеснул свинец,
Приблизив этим на минуту
Войны, безжалостной, конец.

Летела с фронта похоронка,
Уже стучался почтальон,
Солдат, глаза закрыв в воронке,
На миг опередил её.

Солдаты воевали, защищали свою Родину, дом, семью. В промежутках между боями наслаждались тишиной , пением птиц, красотой окружающей природы.

Послушайте стихотворение Сергея Смирнова «Шиповник» в исполнении ученицы 4 класса Клешнининой Дарья

                               У пыльной военной дороги

        Мы сделали краткий привал.

        Горели усталые ноги,

        В лощине ручей ворковал.

        Шмели перед нами сновали,

        Сердито гудя на лету.

        И я увидал на привале

        Шиповник. В пыли и цвету.

        Он был от корней до макушки

        Изранен, как воин в бою.

        Видать, проходившие пушки

        Замяли его в колею.

        Но, словно назло этой силе,

        Шиповник поднялся с земли,

        Зацвел, отряхаясь от пыли,

        Чтоб мы его видеть могли.

        Когда было больно и тяжко

        В недоброй чужой стороне,        

        Когда прилипала рубашка

        К усталым плечам и спине, –

        За дымом,

        За смертью летучей,

        За далью во всю широту

        Я видел

        Упрямый,

        Колючий

        Шиповник

        В пыли и цвету

Стихотворение Михаила Горбунова  «Подснежник» в исполнении ученицы 8 класса Трусовой Яны

                                Но вот послушайте:

        Я помню, ухали снаряды,

        Ревели в роще тягачи...

        И вдруг – отбой,

        И где-то рядом

        Цыгарки вспыхнули в ночи.

        В холодном небе звезды стыли,

        Заря зажглась, и ветер стих.

        И мы в молчаньи хоронили

        Друзей-товарищей своих.

        Потом свалились на валежник.

        Струилась влага у виска...

        И вдруг увидел я

        подснежник

        У расщепленного пенька.

        Светил он искоркой манящей

        И в даль светлеющую влек, –

        Каким-то чудом устоявший

        В огне весенний стебелек.

        Он цвел.

        И с изморозью спорил,

        Напоминая мне о том,

        Что есть не только боль и горе

        На нашем поприще крутом.

        Теперь,        

        Когда бывает туго,

        Когда тоска сбивает с ног,

        Я все ищу, ищу, как друга,

        Ищу целебный стебелек.

Много славных военных страниц знает история Великой Отечественной войны.  Это Курская битва, Сталинградская битва, форсирование Днепра, штурм Берлина , блокада  Ленинграда.

События  этих сражений нашли свое отражение в стихах. Вот некоторых из них.

Стихотворение Валентина Муромцева «Плескалась мирно  Волга» читает  ученица 9 класса Ананьева Арина

                  В этот августовский день плескалась мирно Волга,

И жарко небо опаляла синева.

А оставалось ведь совсем недолго,

Как страшный смерч закрутит тут война.

И город запылал, и клубы дыма

Закрыли горизонт, над Волгой растеклись,

И рушились дома. И непонятно было,

Как может уцелеть какая-либо жизнь.

Предсмертный стон смешался с детским криком,

С надрывом мать звала погибшее дитя,

Огонь плясал свой танец исступленно-дикий,

Сжирая все, сквозь мрак и дым блестя.

Уходит время, постепенно канут в Лету

События, поступки и года,

Но не забудут сталинградцы дату эту,

Тот страшный день не позабудут никогда!

Стихотворение «200 дней и ночей» читает  ученик 10 класса Кузнецов Дмитрий

Там, где двести дней и ночей
Бушевала великая битва,
Там, где кровью тысяч людей
Каждый метр земли был пропитан,
Там, где сила советских солдат
Сокрушила фашистскую силу,-
Там давно уже пушки молчат
И поля от пожарищ остыли.
Там сегодня над Волгой-рекой,
На священной земле Сталинградской
Рвется к солнцу цветок полевой
Из-под каски пробитой солдатской.
Жизнь! Мы славим величье ее.
Жить! – вот благо и счастье людское!
За него, за счастье твое и мое
Свои жизни отдали герои..

Стихотворение Натальи Бондаревой «Странный дуэт»  читает ученица 9 класса Кулинич Елизавета
Чуть прикасаясь губами к засохшему хлебу,
Запах знакомый вдыхая до чёрных кругов,
Девочка в парке стояла - 
  с глазами - в полнеба! -
Тихо дрожа от мороза, без слёз и без слов.
Из темноты незаметно щенок появился,
Вытянул морду и, глядя ей прямо в глаза,
Нет, не скулил - он как будто бы Богу молился,
Воздух глотая, и взглядом по хлебу скользя...
Глянула вниз, по-старушечьи губы поджала,
В зябкой ладони зажав драгоценный кусок,
Бросилась в сторону и, как могла, побежала...
Спал Ленинград.  А чужой, ненавистный щенок
Лёг на живот и пополз по январскому снегу,
Жалко скуля, и надеясь беглянку догнать.
Та поскользнулась на льду и упала с разбегу,
Несколько раз попыталась подняться и встать,
Но, обессилев, вздохнула, свернулась клубочком,
Вспомнила бабушку, деда, сестрёнку и мать,
Крепко вцепившись в тот самый, заветный, кусочек,
Нет, не заплакала - Пушкина стала читать.
В воздухе таяла, таяла музыка строчек.
Злая луна почему-то мерцала свечой...
К жизни вернул её маленький тёплый комочек,
Громко сопел он и тыкался носом в плечо.
Из-под ресниц покатились солёные льдинки,
Тонкие руки на ощупь упрямца нашли,
Хлеб разломили и дали ему половинку,
К сердцу прижали и этим от смерти спасли...
Чуда не вышло. Нева подо льдом клокотала!
Но никого не шокировал странный дуэт:
Мёртвая девочка тихо спала у вокзала
С мёртвым щенком на руках. Занимался рассвет...

Война  это смерть, страх, ужас, пытки, потери и  боль.

Послушайте стихотворение  Муса Джалиля «Варварство» в исполнении ученицы 11 класса Устиновой Дарьи.

                   Они с детьми погнали матерей

        И яму рыть заставили, а сами

        Они стояли, кучка дикарей,

        И хриплыми смеялись голосами.

        У края бездны выстроили в ряд

        Бессильных женщин, худеньких ребят…

        Нет, этого я не забуду дня,

        Я не забуду никогда, вовеки!

        Я видел: плакали, как дети, реки.

        И в ярости рыдала мать-земля…

        Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,

        Он падал, издавая вздох тяжелый.

        Детей внезапно охватил испуг, –

        Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

        И выстрела раздался звук…

        – Я, мама, жить хочу! Не надо, мама!

        Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? –

        И хочет вырваться из рук ребенок.

        И страшен плач, и голос тонок,

        И в сердце он вонзается, как нож.

        – Не бойся, мальчик мой,

        Сейчас вздохнешь ты вольно.

        Закрой глаза, но голову не прячь,

        Чтобы тебя живым не закопал палач.

        Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно –

        И он закрыл глаза. И заалела кровь,

        На шее лентой красной извиваясь.

        Две жизни наземь падают, сливаясь,

        Две жизни и одна любовь!

        Гром грянул. Ветер свистнул в тучах,

        Заплакала земля в тоске глухой.

        О, сколько слез горячих и могучих!

        Земля моя, скажи мне, что с тобой?

        Ты часто горе видела людское,

        Ты миллионы лет цвела для нас,

        Но испытала ль ты хотя бы раз

        Такой позор и варварство такое?

        Страна моя, враги тебе грозят,

        Но выше подними великой правды знамя.

        Омой его, земля, кровавыми слезами,

        И пусть его лучи пронзят.

        Пусть уничтожат беспощадно

        Тех варваров, тех дикарей,

        Что кровь детей глотают жадно,

        Кровь наших матерей.

Понятие женщина и война не совместимы. Женщина – это мать, жизнь, война – это смерть, боль, потери.

Но в годы Великой Отечественной войны  стало очевидно, что без женщин никак не обойтись. Первыми на службу были призваны женщины – медики, за тем телефонистки, связистки, радистки, а затем и лётчицы. В красной Армии в разное время служило от 2 до 2,5 миллионов девушек и женщин. Все стойко, мужественно сражались и сотни тысяч погибали.

Послушайте Стихотворение «Зоя» в исполнении ученицы 8 класса Душениной Полины

«Привели ее в избу большую,

Куртку ватную сорвали с плеч.

Старенькая бабка топит печь.

Пламя вырывается, бушуя….

Сапоги с трудом стянули с ног.

Гимнастерку сняли, свитер сняли.

Всю, как есть, от головы до ног,

Всю обшарили и обыскали.

Ты стоишь пред ними, какая есть,-

Тоненькая, русская, прямая.

Это все не снится, все всерьез.

Вот оно надвинулось, родная.

Глухо начинается допрос.

Отвечай!

- Я ничего не знаю.-

Вот и все, Вот это мой конец.

Не конец. Еще придется круто.

Это все враги, а я  - боец.

Вот и наступила та минута.

- Отвечай, не то тебе капут!-

Он подходит к ней развалкой пьяной.

- Кто ты есть и как тебя зовут?

Отвечай!

- Меня зовут Татьяной.

Стала ты под пыткою Татьяной,

Онемела, замерла без слез.

Босиком, в одной рубашке рваной

Зою выгоняли на мороз.

И своей летающей походкой шла она под окриком врага.

Тень ее, очерченная четко,

Падала на лунные снега.

Снегом запорошенные прядки коротко остриженных волос.

-Это я, не бойтесь, все в порядке.

Я молчала: кончился допрос.

Только б не упасть, ценой любою..

Окрик:

-Рус! –

И ты идешь назад.

И опять глумится над тобою гитлеровской армии солдат.

Залит мир декабрьской лунной ночью,

Пахнет ветер дымом и огнем.

И уже почти что над снегами,

Легким телом устремясь вперед,

Девочка последними шагами

Босиком в бессмертие идет!»

Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое голод.

Сейчас прозвучит  стихотворение  Михаила  Владимова  «Еще тогда нас не было на свете...»  в исполнении ученицы 4 класса Могилиной Натальи

Еще тогда нас не было на свете,

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты, подарили вы планете

Великий Май, победный Май!

Еще тогда нас не было на свете,

Когда в военной буре огневой,

Судьбу решая будущих столетий,

Вы бой вели, священный бой!

Еще тогда нас не было на свете,

Когда с Победой вы домой пришли.

Солдаты Мая, слава вам навеки

От всей земли, от всей земли!

Благодарим, солдаты, вас

За жизнь, за детство и весну,

За тишину,

За мирный дом,

За мир, в котором мы живем!

Наши солдаты победили  в той страшной войне. Молодыми ушли они на фронт. Они, не щадя своей жизни, защищали нашу Родину. И победили. Сейчас нашим ветеранам более  80 лет. О своей нелегкой судьбе вспоминают они в эти дни.


Послушайте стихотворение Степанова Владимира - "Рассказ ветерана". Его прочитает ученик 5 класса Панов Савелий

Я, ребята, на войне

В бой ходил, горел в огне.

Мёрз в окопах под Москвой,

Но, как видите, - живой.

Не имел, ребята, права

Я замёрзнуть на снегу,

Утонуть на переправах,

Дом родной отдать врагу.

Должен был прийти я к маме,

Хлеб растить, косить траву.

В День Победы вместе с вами

Видеть неба синеву.

Помнить всех, кто в горький час

Сам погиб, а землю спас…

Я веду сегодня речь

Вот о чём, ребята:

Надо Родину беречь

По-солдатски свято!



День Победы – это праздник со слезами на глазах.  Почему ветераны, участники той великой войны, такие грустные? Что они вспоминают в этот день?

Об этом мы узнаем из стихотворения Татьяны Лавровой «Праздник Победы» в исполнении ученика 6 класса Лазаренко Вячеслава

В славный праздник – День Победы,

Я спешу поздравить деда.

Он вояка храбрый, бравый,

Защищал свою державу!

В 20 лет – солдат бывалый,

Горя видел он немало.

Он с боями шёл от Волги.

Путь был трудным, страшным, долгим.

Сталинград, Москва, Варшава…

За отвагу – Орден Славы.

Столько званий и медалей

Вы, поверьте, не встречали!

Дед рассказывал немножко

Про войну и про бомбёжку.

Как в окопах кашу ели,

И до срока поседели.

Был он ранен и простужен,

Шёл в атаку, был контужен.

И в походном медсанбате

Повстречался с бабой Катей.

Повезло и ей, и деду:

Вместе встретили Победу.

И теперь цветущим маем

Праздник дружно отмечаем.

Мир пусть будет на планете!

Счастья – взрослым,

Счастья – детям!

Во многих городах нашей страны и за рубежом в честь победы над фашистами установлены памятники, мемориалы.

8 мая 1967 года - у Кремлевской стены на могиле Неизвестного солдата зажжен Вечный огонь в память героев, павших в годы Великой Отечественной войны. На памятнике над могилой неизвестного солдата написано:

«Имя твоё неизвестно

Подвиг твой бессмертен»

«Неизвестный солдат» Юрий Коринец читает ученица 6 класса Дворцовой Марии

  Ярко звезды горят,

И в кремлевском саду

Неизвестный солдат

Спит у всех на виду.

Он не сдал автомат

И пилотку свою.

Неизвестный солдат

Пал в жестоком бою.

Неизвестный солдат -

Чей-то сын или брат,

Он с войны никогда

Не вернется назад.

Ярко звезды горят,

И в кремлевском саду

Неизвестный солдат

Спит у всех на виду.

Свет зажгли мы ему

Под стеною Кремля,

А могила ему –

Вся земля, вся земля!

Один из памятников был установлен в городе Берлине. Воин-освободитель – это фигура советского  солдата, в одной руке которого – меч, разрубающий фашистскую свастику, на другой – спасенная из развалин поверженного Берлина немецкая девочка. Почему памятник советскому солдату был установлен в Берлине? Шёл 1945 год. Война приближалась к концу. Наши войска вели победные бои в столице фашистской Германии – городе Берлине.  Наш сержант  Николай Масалов услышал детский плач и увидел девочку, которая сидела возле убитой матери.

А продолжение этой истории вы услышите из стихотворения Юрия Юрченко «Памятник в Берлине». Это стихотворение прочитает ученица 6 класса Моховикова Дарья

Это было в мае, на рассвете,

Нарастал у стен рейхстага бой.

Девочку немецкую заметил

Наш солдат на пыльной мостовой.

У столба, дрожа, она стояла,

В голубых глазах застыл испуг.

А куски свистящего металла

Смерть и муку сеяли вокруг.

Тут он вспомнил, как, прощаясь летом,

Он свою дочурку целовал,

Может быть, отец девчонки этой

Дочь его родную расстрелял...

Но сейчас, в Берлине, под обстрелом,

Полз боец и, телом заслоня,

Девочку в коротком платье белом

Осторожно вынес из огня.

Скольким детям возвратили детство,

Подарили радость и весну.

Рядовые Армии советской,

Люди, победившие войну!

И в Берлине в праздничную дату

Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,

Памятник советскому солдату

С девочкой, спасенной на руках.

Во время войны погибло более 27 миллионов человек.  

70 лет мы живем без войны. Но этот мир так хрупок. Во многих уголках  происходят военные конфликты, в которых погибают военные и мирные жители, разрушаются жилые дома, школы, больницы, промышленные здания. Мы говорим: «Нам не нужна война» 

После каждой войны остаётся разруха и боль от потери близких людей. Не одна война не стоит того, чтобы на ней гибли люди. Вспоминая войну, мы вспоминаем ее героев. 

                                                       Вспомним героев, с войны не пришедших

И ветеранов с годами ушедших,

Вспомним всех тех, кому слово «ПОБЕДА»,

Было нужнее, чем корочка хлеба!

Низкий поклон Вам от нас, дорогие!

Розы, тюльпаны, цветы полевые,

В небо – салюты и речи о главном:

Подвиге воинов, подвиге славном!

Думаю, что стихи поэтов, прозвучавшие сегодня, оставили в вашей душе светлые и радостные чувства. День Победы – это замечательный, светлый праздник мира. Давайте же постараемся сберечь нашу землю от новой беды. Пусть всегда будет Мир!!!

4. Подведение итогов конкурса

А сейчас настало время подвести итоги нашего конкурса чтецов, посвященного Дню Победы в Великой Отечественной войне.

Слово жюри

Опять война, опять блокада…

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда: « не надо,

Не надо раны бередить».

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне.

И может показаться правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда– не права!

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той войны,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть

Она, как сила, нам нужна…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий на конкурс чтецов, посвященный 150-летию Коста Хетагурова.

Конкурс чтецов  на осетинском и русском языках для 5-7 классов....

Конкурс чтецов, посвященный 200- летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова « Душа М.Ю. Лермонтова- его лирика»

Конкурс чтецов, посвященный 200- летию   со дня рождения М.Ю.Лермонтова« Душа М.Ю. Лермонтова- его лирика» ( СЛАЙД 1)Цели: - прививать любовь к русской литературе;- воспитать чувства г...

Конкурс чтецов, посвященный 200- летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова « Душа М.Ю. Лермонтова- его лирика»

Конкурс чтецов, посвященный 200- летию   со дня рождения М.Ю.Лермонтова« Душа М.Ю. Лермонтова- его лирика» ( СЛАЙД 1)Цели: - прививать любовь к русской литературе;- воспитать чувства г...

Сценарий конкурса чтецов, посвященный 70-летию Великой Победы.

Сценарий общешкольногго конкурса чтецов, посвященный 70-летию Великой Победы....

Конкурс чтецов, посвященный 70 летию Победы.

Конкурс чтецов, посвященный 70 летию Победы. В рамках проведения недели русского языка и литературы...