№ п/п
|
№ урока в теме |
Тема урока |
Характеристика видов деятельности |
Дата по календарю |
Дата фактическая |
Введение -2 часа - Коммуникативные слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
- Регулятивные самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию.
- Познавательные анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
|
1 | 1 | Откуда мы знаем, как жили наши предки.
| Формировать у учащихся умений построения и реализации новых знаний; изучение содержания параграфа учебника, работа с понятиями, анализ исторических источников. Научиться овладевать целостным представлением о предмете «История» Изучить и систематизировать информацию различных источников; Формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории. |
|
|
2 | 2 | Счет лет в истории | Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счет времени. Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. Уметь определять историческое время по ленте времени. |
|
|
Раздел 1 «Жизнь первобытных людей» - 7 часов - Коммуникативные точно и грамотно выражать свои мысли; отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; формировать готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; формировать коммуникативные действия направленные на структуирование по данной теме; добывать недостающую информацию с помощью вопросов ( познавательная инициативность)
- Регулятивные самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; выдвигать версии решения проблемы; сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и пр.; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
- Познавательные осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах.
|
Глава 1 « Первобытные собиратели и охотники» -3 часа. |
3 | 1 | Древнейшие люди.
| Комментировать и формулировать понятия: «первобытные люди», «орудия труда», «собирательство». Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособления к природе. Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни. |
|
|
4 | 2 | Родовые общины охотников и собирателей.
| Исследовать на исторической карте и в мультимедиаресурсах географию расселения первобытных людей. Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты. Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины. Характеризовать новые способы охоты. |
|
|
5 | 3 | Возникновение искусства и религиозных верований.
| Рассказать о наскальной живописи, версиях ее происхождения. Объяснить, как ученые разгадывают загадки древних художников. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. Охарактеризовать первобытные верования людей. |
|
|
Глава 2 «Первобытные земледельцы и скотоводы» - 3 часа. |
6 | 1 | Возникновение земледелия и скотоводства.
| Исследовать географию районов первобытного земледелия на исторической карте. Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Выделить и прокомментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремесла. Обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремесел в жизни общины. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем. Охарактеризовать религиозные верования древнего человека. |
|
|
7 | 2 | Появление неравенства и знати.
| Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государство. Находить на карте районы, где предположительно впервые появилась металлургия. Выявить и сравнить признаки родовой и соседской общин. Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати. |
|
|
8 | 3 | Обобщение темы «Жизнь первобытных людей». | Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия. Решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов. |
|
|
Раздел 2 «Древний Восток» -20 часов. |
Тема 1 «Древний Египет» - 8 часов. |
- Коммуникативные слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; слушать мнение членов группы, работая над проектом; отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; владеть навыками монологической и диалогической речи;
- Регулятивные самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию; прогнозировать результат и уровень усвоения материала; определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности; формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий;
- Познавательные объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала, формировать основы смыслового чтения учебных и познавательных текстов; находить информацию по данной теме в тексте и видеоряде учебника, дополнительных источниках к параграфу, дополнительной литературе, электронных изданиях и группировать её.
|
9
| 1
| Государство на берегах Нила.
| Самостоятельно подготовить тематическое сообщение к уроку по выбору. Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и ее легенды. Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян. |
|
|
10 | 2 | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.
| Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их. Оценивать достижения культуры. |
|
|
11 | 3 | Жизнь египетского вельможи.
| Учиться работать в малой группе над общим заданием. Выделять главное в части параграфа, во всем параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. |
|
|
12 | 4 | Военные походы фараонов.
| Работать с картой в малых группах по единому заданию. Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке. Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III. |
|
|
13 | 5 | Религия древних египтян.
| Характеризовать религию древних египтян. Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. Творчески разрабатывать сюжеты для инсценировки на уроке по теме параграфа. |
|
|
14 | 6 | Искусство древнего Египта.
| Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов. Подготовить презентации в PowerPoint по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями) Рассказать о внутреннем устройстве пирамиды. |
|
|
15 | 7 | Письменность и знания древних египтян.
| Составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах. Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса. Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам. |
|
|
16 | 8 | Повторение темы « Древний Египет».
| Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте). Анализировать достижения в земледелии. Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца. |
|
|
Глава 5 «Западная Азия в древности» - 5 часов - Коммуникативные отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; владеть навыками монологической и диалогической речи; добывать недостающую информацию с помощью вопросов ( познавательная инициатива); слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.
- Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности; формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий;
- Познавательные находить информацию по данной теме в тексте и видеоряде учебника, дополнительных источниках к параграфу, дополнительной литературе, электронных изданиях и группировать её.
|
17 | 1 | Древнее Двуречье.
| Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею. Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья. Прокомментировать письменность Двуречья и выделить ее особые признаки. |
|
|
18 | 2 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.
| Выделять основные понятия параграфа (не более пяти), раскрывающие его суть. Составлять кроссворд по теме урока. Характеризовать свод законов Хаммурапи. Объяснять, почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов. |
|
|
19 | 3 | Финикийские мореплаватели.
| Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях ее жителей. Подготавливать короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников. Использовать историческую карту. Определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. |
|
|
20 | 4 | Библейские сказания.
| Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен. Объяснять значение принятия единобожия древнееврейскими племенами. Проводить аналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям. Объяснять, почему Библия – наиболее читаемая книга с древности и до наших дней. |
|
|
21 | 5 | Древнееврейское царство.
| Решать развивающие и проблемные задачи с использованием мультимедиа-, видео-, и аудиоресурсов. Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное. Уметь формулировать оценку поступка (Самсона, Давида). Уметь обобщать информацию и делать вывод о том, каким представляли своего царя иудеи. |
|
|
22 | 6 |
Ассирийская держава.
| Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала. Перечислять достижения ассирийцев в изобразительном искусстве, металлургии, военном деле. Находить аргументы к крылатой фразе: «Рукописи не горят». Определять причины падения Ассирийской державы. |
|
|
23 | 7 | Персидская держава «царя царей».
| Работать с исторической картой и дополнительными источниками по вопросу расширения территории державы. Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей (по заданному основанию). Рассказывать кратко легенды о персидских царях. |
|
|
Глава 6 «Индия и Китай в древности» -6 часов - Коммуникативные обмениваться знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных решений; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи; находить в тексте информацию, необходимую для решения задачи; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, оценивать свои учебные достижения.
- Регулятивные определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план последовательности действий; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности;
- Познавательные объяснять исторические явления, процессы, связи, отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала; выделять в дополнительном к параграфу материале главное и второстепенное; обобщать информацию и делать выводы.
|
24 | 1 | Природа и люди Древней Индии.
| Рассказывать о местоположении Индии, особенностях ее ландшафта и климата. Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии. Объяснять, каких животных почитали индийцы и почему. Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру. |
|
|
25 | 2 | Индийские касты.
| Составлять простой план пунктов параграфа по выбору. Рассказывать о жизни и обучении брахмана. Доказывать, что брахманы – хранители знаний. Сравнивать основные положения брахманизма и буддизма. Подготовить сообщение о жизни Будды. Перечислять достижения древних индийцев. |
|
|
26 | 3 | Чему учил китайский мудрец Конфуций.
| Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая. Работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом определять и формулировать особенности китайской религии. Объяснять, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости. |
|
|
27 | 4 |
Первый властелин единого Китая.
| Рассказывать об отношениях Китая с соседями. Объяснять причины возведения Великой Китайской стены. Выделять своеобразие древней китайской цивилизации, проявившееся в ее достижениях. Составлять кроссворды по тематике урока. |
|
|
28 | 5 | Контрольная работа № 1 по теме «Древний Восток. Вклад Древнего Востока в культуру» |
|
|
|
Раздел 3 «Древняя Греция» - 21 час. |
Глава 7 « Древнейшая Греция» -5 часов. - Коммуникативные воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для реализации задачи; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
- Регулятивные определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий; формировать целевую установку учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий;
- Познавательные применять таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать мифы, выделять в их содержании факты, подтвержденные археологическими находками; использовать дополнительные источники информации;
|
29 | 1 | Греки и критяне.
| Определять и комментировать местоположение Критского царства, Эгейского моря. Называть отличительные признаки Критской культуры. Работать с картой, заданиями рабочей тетради. Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст. |
|
|
30 | 2 | Микены и Троя.
| Показывать на карте местоположение Микен. Выделять отличия между микенской и критской культурами. Работать в малых группах по дифференцированным заданиям. На ленте времени обозначать падение Вавилона, объединение ЦиньШихуаном Китая, Троянскую войну. Определить, какое событие произошло раньше других и на сколько по сравнению с другими. |
|
|
31 | 3 | Поэма Гомера «Илиада»
| Рассказывать легенду о жизни Гомера, раскрывать кратко суть поэмы Гомера «Илиада». Характеризовать образы основных героев «Илиады». Самостоятельно выполнять задания рабочей тетради по теме урока. |
|
|
32 | 4 | Поэма Гомера « Одиссея».
| В группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку. Выделять основные вехи пути Одиссея домой. Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея. Читать текст с пометками на полях: понятно, известно, непонятно, неизвестно. |
|
|
33 | 5 | Религия древних греков.
| Объяснять связь между явлениями природы и греческими богами. Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла. Сравнивать пантеон богов египтян и греков. Оценивать роль Зевса, Афины, Посейдона в жизни греков. Выполнять задания по техникам диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка». |
|
|
Глава 8 « Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием» - 7 часов. - Коммуникативные определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных решений; формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме;
- Регулятивные определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий; осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений;
- Познавательные выделять существенную информацию из текстов разных видов; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала; находить информацию в исторических источниках.
|
34 | 1 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.
| Находить на карте и устно комментировать положение Аттики, занятие ее населения. Выделять признаки греческого полиса. Характеризовать греческий демос, общество в целом. Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским. |
|
|
35 | 2 | Зарождение демократии в Афинах.
| Показать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», ее роль в улучшении жизни основной массы народа. Сравнивать законы Драконта и Солона. Уметь вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем. Давать оценку поступкам Солона, его противникам и единомышленникам. |
|
|
36 | 3 | Древняя Спарта.
| Показать на карте и рассказать о местоположении Спарты. Характеризовать основные группы населения и их положение. Составлять рассказ о жизни и традициях спартанцев. |
|
|
37 | 4 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.
| Объяснять причины греческой колонизации, ее географию. Выделять общее, что связывало греческие колонии. Сравнивать финикийскую и греческую территории колонизации. Комментировать наряд греков. |
|
|
38 | 5 | Олимпийские игры в древности.
| Составлять развернутый план одной части параграфа; «паспорт понятий» отдельного пункта параграфа. Использовать мультимедиаресурсы для подготовки сообщения на уроке. Оценивать значение Олимпийских игр для общества того времени. |
|
|
39 | 6 | Победа греков над персами в Марафонской битве.
| Выделять и обозначать причины, цели, силы сторон в сражении. Рассказывать о подвиге юноши, сообщившем грекам о победе в Марафоне. Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о Марафонской битве. |
|
|
40 | 7 | Нашествие персидских войск на Элладу.
| Называть цели Ксеркса и греческих полисов в войне. Группировать факторы, благодаря которым маленький народ победил огромную военную державу, инсценировать события одного из сражений. Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа: -о создании военного флота; -о Фермопильском сражении; -о Саламинской битве. |
|
|
Глава 9 «Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии – 5 часов. - Коммуникативные формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;
- Регулятивные формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий;
- Познавательные объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала;
|
41 | 1 | В гаванях Афинского порта Пирей.
| Сравнивать военную и торговую гавани. Оценивать, насколько возможной была покупка раба для каждого грека. Характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах. Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о гаванях. |
|
|
42 | 2 | В городе богини Афины.
| Рассказывать о наиболее значимых частях Афин. Формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях. Составлять план виртуальной экскурсии по Акрополю. Создавать короткую презентацию в PowerPoint об одном из храмов Акрополя совместно с родителями или старшеклассниками. Составлять кроссворд на самостоятельно выбранную тему (в соответствии с темой урока). |
|
|
43 | 3 | В Афинских школах и гимнасиях.
| Сравнивать типы школ и систему обучения в них. Последовательно рассказывать о каждой из школ. Объяснять назначение каждой из школ. Пояснять, почему греки придавали большое значение умению доступно излагать мысли. Выполнять практическую работу с текстом по дифференцированным заданиям. |
|
|
44 | 4 | В театре Диониса.
| Объяснять причины особой любви греков к представлениям. Называть отличительные признаки комедии и трагедии. Комментировать строки из трагедии Софокла «Антигона». Оценивать роль современного театра для общества. |
|
|
45 | 5 | Афинская демократия при Перикле.
| Самостоятельно подготавливать тематические сообщения по выбору. Называть заслуги Перикла в восстановлении и процветании Афин. Поиск информации в Интернете об единомышленниках, друзьях Перикла. Группировать информацию о демократических преобразованиях во время руководства полисом Перикла. |
|
|
Глава 10 « Македонские завоевания в IV веке до н.э. – 4 часа. - Коммуникативные формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме; определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных решений.
- Регулятивные осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий;
- Познавательные объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала; выявлять существенную информацию из текстов разных видов;
|
46 | 1 | Города Эллады подчиняются Македонии.
| Показывать на карте и объяснять местонахождение Македонии. Характеризовать политические методы Филиппа Македонского. Сравнивать политический курс Филиппа и Александра Македонских. Объяснять причины потери независимости Греции. Разъяснять причины, по которым Демосфен не был услышан в Греции. |
|
|
47 | 2 | Поход Александра Македонского на Восток.
| Используя карту и ее легенду, рассказывать о военных событиях, походах А.Македонского на Восток. Характеризовать ситуацию на Востоке, которая способствовала победам А.Македонского. Оценивать поступки А.Македонского, его противников. |
|
|
48 | 3 | В Александрии Египетской.
| Называть причины распада державы А.Македонского. Показывать на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы. Рассказывать об Александрии – центре эллинистического мира. Сравнивать Александрию и Афины. |
|
|
49 | 4 | Повторение темы «Вклад древних эллинов в древнюю культуру».
| Называть самое известное в Древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения, имя стратега, завоевателей Греции. Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры. Характеризовать основных богов и героев древнегреческой мифологии. |
|
|
Раздел 4 «Древний Рим» - 19 часов |
Глава 11 « Рим: от его возникновения до установления господства над Италией» - 3 часа. - Коммуникативные формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме, навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
- Регулятивные осознать уровень и качество усвоения знаний и умений; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий4
- Познавательные объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала; строить логические цепочки рассуждений; анализировать историческую ситуацию на основе карты.
|
50 | 1 | Древнейший Рим.
| Сравнивать природные условия Греции и Рима. Соотносить время возникновения Рима и событий, происходивших в Греции. Рассказывать легенды, связанные с историей Рима. Характеризовать общественный строй, установившийся с возникновением Рима. Использовать карты, мультимедиаресурсы, другие источники информации для формирования устойчивых представлений о Древнем Риме. |
|
|
51 | 2 | Завоевание Римом Италии.
| Исследовать по карте, мультимедиаресурсам территории, завоеванные Римом. Характеризовать Римскую республику и причины ее возникновения. Выделять причины побед римского войска, в том числе над Пирром. Сравнивать территориальные приобретения Рима во II-III вв. до н.э. |
|
|
52 | 3 | Устройство Римской республики.
| Сравнивать устройство римской республики с греческим полисом. Объяснять, где население больше участвовало во власти: в Греции или Риме. Выделять и называть преимущества легиона в отношении фаланги. Представлять сообщения и доклады в соответствии с требованиями регламента. |
|
|
Глава 12 « Рим-сильнейшая держава Средиземноморья» - 3 часа. - Коммуникативные формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме;
- Регулятивные определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий; осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений;
- Познавательные строить логические цепочки рассуждений; анализировать историческую ситуацию на основе карты; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.
|
53
| 1
| Вторая война Рима с Карфагеном.
| Называть причины карфагенских войн. Отмечать цели сторон во второй карфагенской войне. Показывать по карте и комментировать поход Ганнибала. Характеризовать цели, поступки Ганнибала. Перечислять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами. |
|
|
54 | 2 | Установление господства Рима во всем Средиземноморье. | Работать с картой в процессе изучения событий, обеспечивающих господство Рима в Средиземноморье. Охарактеризовать способы подчинения государств власти Рима. Рассказывать о падении Македонского царства и его значении для эллинистического мира, для Рима. Составлять простой план параграфа. |
|
|
55 | 4 | Рабство в Риме.
| Выделять в тексте главное о рабстве в Древнем Риме. Доказывать бесправное положение рабов в Риме. Объяснять причины широкого распространения рабства во всех сферах жизни римлян. |
|
|
Глава 13 «Гражданские войны в Риме» - 4 часа. - Коммуникативные формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных решений.
- Регулятивные осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий;
- Познавательные объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала; выявлять существенную информацию из текстов разных видов.
|
56 | 1 | Земельный закон братьев Гракхов.
| Устанавливать причины гражданских войн в Риме. Называть причины, которые заставили Т.Гракха выступить в защиту бедняков. Работать в малых группах, систематизируя информацию. Высчитывать, сколько лет римляне жили в мире. Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищенных римлян. |
|
|
57 | 2 | Восстание Спартака.
| Прослеживать движение войска Спартака по карте, комментировать события и поступки. Составлять рассказ от имени Спартака, сенатора, Красса. Разрабатывать краткосрочный проект на темы: «Поход Спартака в Альпы»; «Красс против Спартака». |
|
|
58 | 3 | Единовластие Цезаря.
| Составлять рассказ, используя понятия: наемная армия, консул, верность воинов, диктатор, заговорщики, гибель. Анализировать действия и поступки Ю.Цезаря. Объяснять позиции Красса, Помпея и Сената в отношении Ю.Цезаря. |
|
|
59 | 4 | Установление империи.
| Определять причины поражения сторонников республики. Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа (на выбор). Сопоставлять действия Антония и Октавиана в борьбе за власть. Объяснять причины завершения гражданских войн в Риме. Характеризовать правление Октавиана Августа. Рассказывать о судьбах знаменитых греков. |
|
|
Глава 14 « Римская империя в первые века нашей эры» - 5 часов. - Коммуникативные с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; слушать мнение членов группы, работая над проектом; отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; владеть навыками монологической и диалогической речи;
- Регулятивные искать и выделять необходимую информацию; прогнозировать результат и уровень усвоения материала; определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности; формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий;
- Познавательные объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала, формировать основы смыслового чтения учебных и познавательных текстов; находить информацию по данной теме в интернете и группировать её.
|
60 | 1 | Соседи Римской империи.
| Показывать на карте территорию расселения народов, попавших под власть империи. Комментировать иллюстрации на страницах учебника. Составлять задания, вопросы, обмениваться ими. Рассказывать о племенах – соседях Римской империи и их взаимоотношениях. |
|
|
61 | 2 | В Риме при императоре Нероне.
| Использовать различные средства и источники информации в ходе подготовки сообщения о жизни Рима в I в. н.э. Осуществлять отбор аргументов в пользу версии о пожаре в Риме. Анализировать причины крайнего своеволия Нерона. |
|
|
62 | 3 | Первые христиане и их учение.
| Рассказывать об условиях появления христианского учения. Объяснять причины распространения христианства. Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан. Объяснять, почему сохранили свою ценность поучения Нагорной проповеди в наши дни. |
|
|
63 | 4 | Расцвет империи во II-м веке.
| Сравнивать положение свободного земледельца, колона и раба. Характеризовать период правления императора Траяна. Рассказывать о достижениях империи во втором веке. Выделять причины ослабления империи и перехода к обороне границ. Доказывать, что римляне строили на века. Сравнивать новизну в строительном деле Рима и современность. |
|
|
64 | 5 | «Вечный город» и его жители.
| Инсценировать виртуальную экскурсию по Риму (с использованием презентации, Интернет-ресурсов, электронных изданий). Аргументировано доказывать смысл утверждения, что «все дороги ведут в Рим». Составить рассказ от лица простого римлянина, богатого римлянина, торговца, сенатора, об одном дне в Риме. |
|
|
Глава 15 «Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи – 4 часа. - Коммуникативные формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;
- Регулятивные формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий;
- Познавательные объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала;
|
65 | 1 | Римская империя при Константине.
| Объяснять причины перемен во внутреннем положении империи. Сравнивать положение на границах империи в первом веке и при императоре Константине. Обосновывать факт переноса столицы империи . Комментировать последствия утверждения христианства государственной религией. Составлять рассказ о Риме с опорой на иллюстрации к параграфу. |
|
|
66 | 2 | Захват Рима варварами. | Обозначать причины раздела империи на две части. Рассказывать об исторических деятелях и их поступках. Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Алариха и др. с позиций общечеловеческих ценностей. Высказывать предположения о том, почему варварам удалось уничтожить Западную Римскую империю. |
|
|
67 | 3 | Расцвет и закат Римской империи | Показывать на карте этапы расширении границ Рима. Воспроизводить легенды и их нравственный контекст. Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам. Рассказывать и показывать достижения Рима в разных областях жизни, повседневности. Решать кроссворды, проблемно-развивающие задания, инсценировать сюжеты. |
|
|
68 | 4 | Итоговая контрольная работа № 2 за курс истории Древнего мира. |
|
|
|