Рабочие программы
рабочая программа по истории (9 класс) по теме
Рабочие материалы по истории и обществознания 9-11 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_istorii_9_klass_na_2015.docx | 78.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «История» для учащихся 9 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Рабочей программы А.А. Вигасина - А.О. Сороко-Цюпы для 5-9 классы. М.: Просвещение, 2015 г. (раздел - Новейшая история зарубежных стран XX- начало XXI в., 9 класс);
- Рабочей программы А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной по истории России для 6-9 классы. М. Просвещение, 2015 г.
- Методического письма «О преподавании учебного предмета «История» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования».
- учебника по истории России Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России. XX – начало XXI века. 9 класс. М.: Просвещение. 2013.
- учебника по новейшей истории Сороко-Цюпа О.С. Сороко-Цюпа А.О. Новейшая история зарубежных странXX- начало XXI века. 9 класс. М.: Просвещение. 2013;
- учебного плана МОУ Лицея на 2015-2016 учебный год.
Цели программы обучения:
- воспитание патриотизма, уважение к истории и традициям нашей Родины;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории XX – начала XXIвв. в их взаимосвязи, хронологической преемственности;
- овладение базовыми методами исторического познания, умения работать и различными источниками;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
- воспитание у учащихся толерантности и гуманизма.
Задачи программы обучения:
- формирование у учащихся целостного представления об истории России и мира в новейшее время как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
- овладение учащимися знаниями об особенностях экономического, социального, политического и культурного развития России и мира в XX – начала XXI вв.;
- формирование умения характеризовать наиболее яркие личности данного этапа истории, оценивать их роль в истории и культуре;
- формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе гимназии. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории и примерной программы основного общего образования по истории. Названия тем уроков в основном соответствуют названиям тем примерной программы и отражают их содержание. Некоторые темы уроков рабочей программы приближены к названиям параграфов учебников «История России. XX век" А.А. Данилов, Л.Г. Косулина и "Всеобщая история. Новейшая история" О.С.Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа.
Основные содержательные линии программы реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории», предполагается их синхронно-параллельное изучение. В 9 классе изучается история России и мира в XX- начале XXI в.. Поэтому начинается изучение материала с темы «Европа и мир накануне и в годы Первой мировой войны» из раздела «История Нового времени» («Всеобщая история») и темы «Россия в начале XX в.» из раздела «Россия в XVI- началеXX в.» (история России).
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект:
- Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России. XX – начало XXI века. 9 класс. М.: Просвещение. 2013.
- Сороко-Цюпа О.С. Сороко-Цюпа А.О. Новейшая история зарубежных стран XX- начало XXI века. 9 класс. М.: Просвещение. 2013.
- Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России. XX – начало XXI века. Рабочая тетрадь в 2-х частях. 9 класс. М.: Просвещение. 2013.
- Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России. XX – начало XXI века. 9 класс. Поурочные разработки М.: Просвещение. 2006.
- Стрелова О.Ю. Уроки новейшей истории. 9 -11 классы. Поурочные разработки. М. Экзамен. 2010.
Предмет изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного в объеме 33 рабочих недель, 66 часов в 9–х классах по 2 часа в неделю. В программе предусмотрено 24 часа на Всеобщую историю Новейшего времени и 42 часа на историю России. В программе предусмотрено 1 час на проверочную работу и 1 час - на контрольную работу по итогам первого полугодия и за курс истории 9 класса.
Основными формами текущего контроля выступает устный опрос, исторический диктант, самоконтроль, беседа, текущее тестирование, самостоятельные работы, выполнение учащимися домашних работ проверочные работы, контрольные работы.
Формой промежуточной аттестации является: проверочная работа, тестирование, контрольная работа.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения истории в 9 классе ученик должен
знать/понимать
• основные этапы и ключевые события истории России и мира в XX- начале XXI вв.; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
• важнейшие достижения культуры и системы ценностей,
• изученные виды исторических источников;
уметь
• соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
• использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
• показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
• объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
• высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
История Нового времени
Тема I. Европа и мир накануне и в годы. Первой мировой войны.
Мир в начале XX века.
Монополистический капитализм, его особенности в ведущих странах Запада. Обострение противоречий индустриального общества. Начало борьбы за передел мира. Возникновение военно-политических блоков. Антанта и Центральные державы. Балканские войны.
Первая мировая война.
Первая мировая война, причины, участники. Кампании 1914-1918 гг., важнейшие сражения. Вступление в войну США. Нарастание социально-экономических и политических противоречий в воюющих странах. Итоги Первой мировой войны.
Тема II. Мир в 1920-1930-е гг
. Версальско-Вашингтонская система.
Понятие «Новейшая и современная история».
Мир после Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система. Лига наций.
Страны Европы и США в 20-е годы.
Революционный подъем в Европе и Азии, распад империй и образование новых государств. Международные последствия революции в России. Революция 1918-1919 г. в Германии. Раскол международного рабочего движения: Коммунистический интернационал и Социалистический Рабочий Интернационал. «Стабилизация» 1920-х гг. в ведущих странах Запада.
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Мировой экономический кризис 1930-х гг.
Пути выхода из кризиса США и демократических стран Европы.
«Новый курс» в США. Ф.Д. Рузвельт. Кейнсианство. Социальный либерализм.
Тоталитарные режимы Европы в 30-е годы.
Фашизм. Б. Муссолини. Национал-социализм. А. Гитлер. Формирование авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы в 1920-х – 1930-х гг.
Восток и Латинская Америка в первой половине 20-го века.
Страны Азии после Первой мировой войны. Особенности экономического развития, социальные изменения в обществе. Революция 1920-х гг. в Китае. Сунь Ятсен. Движение народов Индии против колониализма. М. Ганди. Милитаризация общества в Японии.
Международные отношения в 30-е годы.
Пацифизм и милитаризм в 1920-1930-е гг. Паневропейское движение. А. Бриан. Агрессивная политика Японии, Германии, Италии в 1930-х гг. Гражданская война в Испании. Мюнхенское соглашение. Военно-политический кризис в Европе в 1939 г
Тема III. Вторая мировая война
Вторая мировая война.
Причины, участники, основные этапы Второй мировой войны. Польская кампания и «странная война». Поражение Франции. «Битва за Англию». Военные действия на Балканах, Северной Африке. Нападение Германии на СССР. Вступление в войну США. Война на Тихом океане. Антигитлеровская коалиция. Ф. Рузвельт, И.В. Сталин, У. Черчилль. Ленд-лиз. «Новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления.
Коренной перелом во Второй мировой войне.
Коренной перелом во Второй мировой войне. Открытие второго фронта в Европе. Капитуляция Италии
Завершение Второй мировой войны. Итоги и уроки войны.
Разгром Германии и Японии. Участие СССР в военных действиях против Японии. Вклад СССР в победу над нацизмом. Итоги и уроки войны. Ялтинско-Потсдамская система. Создание ООН.
Тема IV. Мировое развитие во второй половине XX века.
Послевоенное мирное урегулирование. «Холодная война»
Холодная война. Создание военно-политических блоков. Корейская война. Карибский кризис. Ближневосточные кризисы. Война в Юго-Восточной Азии. Движение неприсоединения. Гонка вооружений. Разрядка и причины ее срыва.
«План Маршалла» и послевоенное восстановление экономики в Западной Европе
«План Маршалла» и послевоенное восстановление экономики в Западной Европе. Научно-техническая революция.
Переход к смешанной экономике. «Общество потребления». Социальное государство.
Переход к смешанной экономике. Социальное государство. «Общество потребления».
Системный кризис индустриального общества в конце 1960-х начале 1970-х гг.
Системный кризис индустриального общества в конце 1960-начале 1970-х гг. Неоконсерватизм. Р. Рейган. М. Тэтчер. Становление информационного общества.
Эволюция политической идеологии
Эволюция политической идеологии. Христианская демократия. Социал-демократия. «Новые левые». Изменение конституционного строя во Франции, Германии, Италии. К. Аденауэр. Ш. де Голль.
Коммунистические режимы в странах Центральной и Восточной Европы
Коммунистические режимы в странах Центральной и Восточной Европы: поиск путей и моделей развития.
Демократические революции в Восточной и Центральной Европе конца 1980 начала 1990-х гг. Демократические революции в Восточной и Центральной Европе конца 1980 – начала 1990-х гг. Распад Югославии.
Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке.
Особенности модернизационных процессов в латиноамериканских странах. Авторитаризм и демократия в Латинской Америке ХХ в. Революция на Кубе. Ф. Кастро. Э. Че Гевара. Чилийская модель развития.
Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке. Выбор освободившимися странами путей и моделей развития. Китай во второй половине ХХ в. Мао Цзедун. Дэн Сяопин.
Тема V. Мир на рубеже XX – XXI вв.
Международные отношения.
Завершение холодной войны и эпохи «двухполюсного мира». Становление современного международного порядка. Борьба с международным терроризмом. Интеграционные процессы. Европейский Союз.
Глобализация.
Глобализация и ее противоречия. Глобальное информационное и экономическое пространство. Антиглобалистское движение.
Тема VI. Культурное наследие XX в.
Культурное наследие XX - го века.
Развитие естественнонаучных и гуманитарных знаний в ХХ в. А. Эйнштейн. Н. Бор. Формирование современной научной картины мира. Изменение взглядов на развитие человека и общества. Религия и церковь в современном обществе. Иоанн Павел II. Экуменизм.
Основные течения в художественной культуре ХХ в. (реализм, модернизм, постмодернизм). Массовая культура. Становление новых форм художественного творчества в условиях информационного общества.
История России в XIX - начале XX вв.
Тема 1. Россия в начале XX в.
Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX века
Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже XIX-XX вв. Политика модернизации «сверху». Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. С.Ю. Витте.
Обострение социальных и политических противоречий в условиях форсированной модернизации. Аграрный вопрос. Рабочее движение. «Полицейский социализм». Активизация нелегальной политической деятельности. Революционные партии, их программы.
Внешняя политика. Русско-японская война
Русско-японская война 1904-1905 гг., ее влияние на российское общество. Первая российская революция.
Революция 1905-1907 гг.: причины и характер. «Кровавое воскресенье». Возникновение Советов. Восстания в армии и на флоте. Всероссийская политическая стачка. Вооруженное восстание в Москве. Манифест 17 октября 1905 г. Создание Государственной Думы. Избирательный закон 1907 г. Новые политические течения и партии. Оформление либеральных партий. Монархическое и черносотенное движение. Тактика революционных партий в условиях формирования парламентской системы.
Столыпинская аграрная реформа.
Политическая программа П.А. Столыпина. Аграрная реформа. Переселенческая политика. Промышленный подъем 1910-х гг.
Серебряный век русской культуры
Демократизация культуры. Создание бессословной народной школы. Открытие новых университетов. Женское образование. Литература и периодическая печать. Библиотечное дело. Музеи. Научные открытия российских ученных. Д.И. Менделеев. И.М. Сеченов. И.И. Мечников. И.П. Павлов. С.М. Соловьев.
«Серебряный век» русской поэзии. Модерн в архитектуре и художественной культуре. Критический реализм – ведущее направление в литературе. Зарождение русского авангарда. Театр и драматургия. К.С. Станиславский. Усиление взаимосвязи российской и мировой культуры на рубеже XIX-XX вв.
Россия в Первой мировой войне
Россия в системе военно-политических союзов начала ХХ в. Международный кризис 1914 г. и вступление России в Первую мировую войну. Основные этапы и итоги военных действий на восточном фронте в 1914-1917 гг. Нарастание социально-экономических и политических противоречий. Угроза национальной катастрофы.
Тема 2. Россия в годы революции и Гражданской войны Свержение монархии и кризис власти.
Назревание революционного кризиса в Российской империи. Революция 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы.
Внешняя и внутренняя политика Временного правительства. А.Ф. Керенский. Кризис власти. Разложение армии. Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Положение на национальных окраинах. Начало распада российской государственности.
Становление Советской власти Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. II Всероссийский съезд Советов и его декреты. Становление советской системы управления. Учредительное собрание и его роспуск. Отделение церкви от государства. Восстановление патриаршества.
Выход России из Первой мировой войны. Брестский мир и его последствия. Установление однопартийной диктатуры. Конституция 1918 г. Образование РСФСР. Социально-экономическая политика советского государства.
Гражданская война
Гражданская война и военная интервенция: причины, основные этапы. Создание Красной Армии. С.С. Каменев. М.В. Фрунзе. С.М. Буденный. Белое движение. А.В. Колчак. А.И. Деникин. П.Н. Врангель. «Военный коммунизм». «Белый» и «красный» террор. Крестьянство в годы гражданской войны. Н.И. Махно. Война с Польшей. Итоги гражданской войны
Тема 3. СССР в 1920-е гг.
Новая экономическая политика
Социально-экономический и политический кризис 1920-1921 гг. Крестьянские выступления. Восстание в Кронштадте. Голод в 1921 г. Х съезд РКП (б). Переход к политике НЭПа. План ГОЭЛРО и начало восстановления экономики. Итоги и противоречия НЭПа.
Образование СССР, его внешняя политика.
Политика большевиков в области национально-государственного строительства. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Внешняя политика Советского государства в 1920-е гг. Конференция в Генуе. Раппальский договор с Германией. Полоса признания СССР. Поддержка СССР революционных и национально-освободительных движений. Деятельность Коминтерна.
Политическая система СССР в 20-е гг. Борьба за власть в партии большевиков. Дискуссии о путях построения социализма. И.В. Сталин. Л.Д. Троцкий. Г.Е. Зиновьев. Н.И. Бухарин. Свертывание НЭПа.
Тема 4. СССР в 1930-е гг.
Экономическая политика СССР в 20-30-е годы: коллективизация и индустриализация
Советская модель модернизации. Индустриализация. Интенсивный рост промышленного потенциала страны. Создание оборонной промышленности. Социалистическое соревнование. Коллективизация сельского хозяйства: цели, методы, результаты. Формирование централизованной (командной) системы управления экономикой.
Политическая система СССР в 1930-е гг.
Власть партийно-государственного аппарата. Формирование культа личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Итоги экономического, социального и политического развития страны к концу 1930-х – началу 1940-х гг. Конституция 1936 г.
Духовная жизнь: достижения и потери.
Многообразие культурной жизни в 1920-х гг.
Коренные изменения в духовной жизни общества в 30-е гг. Ликвидация неграмотности в СССР. Развитие системы образования. Достижения науки и техники в годы первых пятилеток. Метод социалистического реализма в литературе и искусстве. Утверждение марксистско-ленинской идеологии в обществе.
Внешняя политика СССР в 30-е годы.
СССР в системе международных отношений в 1930-х гг. Вступление СССР в Лигу наций. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Мюнхенский договор и позиция СССР. Советско-германский пакт о ненападении. Внешняя политика СССР в 1939-1941 гг. Расширение территории СССР.
Тема 5. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
Начало Великой Отечественной войны
СССР накануне Великой Отечественной войны. Мероприятия по укреплению обороноспособности страны.
Нападение Германии и ее союзников на СССР. Оборонительные сражения.
Предпосылки коренного перелома.
Провал плана «молниеносной» войны. Московское сражение. Начало коренного перелома в ходе войны.
Политика оккупантов на захваченной территории. Геноцид. Партизанское движение.
Советский тыл в годы войны.
Советский тыл в годы войны. Эвакуация промышленности. Создание промышленной базы на Востоке. Советское искусство в годы войны: вклад в победу. Церковь в годы войны. Великий подвиг народа в Отечественной войне.
Коренной перелом в ходе войны.
Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Завершение коренного перелома в ходе войны. Освобождение советской территории от захватчиков.
Заключительный этап войны.
Вклад Советского Союза в освобождение Европы. Берлинская операция. Советские полководцы. Г.К.Жуков. А.М. Василевский. И.С. Конев. К.К. Рокоссовский.
СССР в антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз. Проблема второго фронта. Конференции в Тегеране, Ялте, Потсдаме и их решения. Итоги Великой Отечественной войны. Цена победы. Роль СССР во Второй мировой войне.
Тема 6. Советский Союз в послевоенный период. 1945-1953 гг.
Внутренняя политика СССР в послевоенные годы: экономическое и политическое развитие
Послевоенное восстановление хозяйства. СССР. Идеологические кампании конца 40-х - начала 50-х гг. Новая волна массовых репрессий.
Идеология и культура в послевоенное время
Духовная атмосфера в советском обществе после победы в Великой Отечественной войны. Идеологические кампании конца 40-х - начала 50-х гг.
Внешняя политика СССР в послевоенные годы
Образование «социалистического лагеря». Создание СЭВ. Холодная война. Начало гонки вооружений. Создание ядерного оружия. Советский Союз в конфликтах начального периода холодной войны.
Тема 7. СССР в 1953-1964 гг.
Внутренняя политика СССР в 1953 -1964-х годах. Изменения политической системы
Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Г.М. Маленков. Л.П. Берия. Н.С. Хрущев. Курс на десталинизацию и попытки реформирования политической системы. Начало реабилитации жертв репрессий 1930-х – 1950-х гг. «Оттепель». XX съезд КПСС. Разоблачение «культа личности» И.В. Сталина. Принятие новой программы КПСС и «курс на построение коммунизма в СССР».
Экономика СССР в 1953-1964 гг. «Оттепель» в духовной жизни Курс на ускорение научно-технического развития. Реорганизация системы управления экономикой. Трудности в снабжении населения продовольствием. Освоение целины.
Достижения советского образования, развитие науки и техники. Атомная энергетика. Отечественная космонавтика. И.В. Курчатов. С.П. Королев. Ю.А. Гагарин. Духовная жизнь периода «оттепели». Художественные журналы, театр, киноискусство и их роль в общественной жизни.
Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия
Создание Организации Варшавского договора. Венгерский кризис 1956 г. Советский Союз и страны, освободившиеся от колониальной зависимости. Карибский кризис 1962 г. и его международные последствия.
Тема 8. СССР в 1960-е начале 1980-х гг.
Внутренняя политика СССР в 1960-начале 80-х годов.
Замедление темпов экономического развития и эффективности общественного производства. Отстранение Н.С. Хрущева от власти. Л.И. Брежнев. Экономические реформы середины 1960-х гг. Ориентация на развитие топливно-энергетического комплекса. «Застой» в экономическом развитии. Снижение темпов научно-технического прогресса. Ухудшение положения в сельском хозяйстве. «Теневая экономика» и коррупция. Обострение демографической ситуации.
Усиление консервативных тенденций в политической системе. Концепция «развитого социализма». Конституция 1977 г. Кризис советской системы и попытки повышения ее эффективности. Ю.В. Андропов.
Общественная жизнь в середине 60-х – середине 80-х гг. Культура. Оппозиционные настроения в обществе. Развитие диссидентского и правозащитного движения. А.Д. Сахаров. А.И. Солженицын.
Развитие советского образования, науки и техники, культуры и спорта.
Политика разрядки: надежды и результаты.
Советское руководство и «пражская весна» 1968 г. Обострение советско-китайских отношений. Достижение военно-стратегического паритета с США. Разрядка и причины ее срыва. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Афганская война.
Тема 9. Советское общество в 1985-1991 гг.
Экономические реформы 1985-1991 гг.
Переход к политике перестройки. М.С. Горбачев. Курс на «ускорение». Поиск путей реформирования экономики. Зарождение фермерства. Кооперативное движение. Провал антиалкогольной кампании, жилищной и продовольственной программ.
Перестройка политической системы. (1985-1991). Политика «гласности».
Демократизация политической жизни. Гласность. Реформа политической системы страны. Съезды народных депутатов СССР, РСФСР. Введение поста президента СССР. Начало формирования новых политических партий и общественно-политических движений. Потеря КПСС руководящей роли в развитии общества. Обострение межнациональных противоречий.
Новое политическое мышление.
«Новое политическое мышление» и смена курса советской дипломатии. Вывод войск из Афганистана. Политика разоружения. Роспуск СЭВ и ОВД. Завершение «холодной войны».
Тема 10. Российская Федерация на рубеже XX-XXI вв.
Российская экономика на пути к рынку.
Августовские события 1991 г. Распад СССР. Провозглашение суверенитета Российской Федерации. Б.Н. Ельцин. Переход к рыночной экономике. Экономические реформы 1992-1993 гг. Приватизация. Дефолт 1998 г. Российское общество в условиях реформ.
Политическая система и духовная жизнь современной России
События октября 1993 г. Ликвидация системы Советов. Принятие Конституции Российской Федерации. Изменения в системе государственного управления и местного самоуправления. Политические партии и движения. Культурная жизнь современной России. Интеграция России в мировое культурно-информационное пространство. Новые течения в искусстве. Особенности современной молодежной культуры.
Строительство обновлённой Федерации Современные межнациональные отношения. Чеченский конфликт и его влияние на общественно-политическую жизнь страны.
Геополитическое положение и внешняя политика России
Россия в мировом сообществе. Приоритеты внешней политики Российской Федерации на рубеже ХХ-XXI веков. Россия в СНГ. Российско-американские отношения. Россия и Европейский Союз.
Россия в начале XXIв.
В. В. Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность.
Д.А.Медведев.
УЧЕБНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
Раздел | Тема урока. Основное содержание | Количество часов | Учебник | Учебно-методические средства обучения | Результаты обучения | дата | ||
Теория/ практика | "История России.XXвек"А.А. Данилов, Л.Г. Косулина | О.С.Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа "Всеобщая история .Новейшая история" | ||||||
Тема I. Европа и мир накануне и в годы Первой мировой войны. | ||||||||
1. | История Нового времени | Мир в начале XX века. Монополистический капитализм, его особенности в ведущих странах Запада. Обострение противоречий индустриального общества. Начало борьбы за передел мира. Возникновение военно-политических блоков. Антанта и Центральные державы. Балканские войны. | 1 | §1-4 | Адекватно понимать информацию. Знать понятия: империализм, эшелонная модель модер-низации, индустриальное общество.Характеризовать основные направления социально-экономического и политического развития | |||
Тема 1. Россия в начале XX в. | ||||||||
2. | История России вXVI - начале XX вв. | Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX века Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже XIX-XX вв. Политика модернизации «сверху». Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. С.Ю. Витте. Обострение социальных и политических противоречий в условиях форсированной модернизации. Аграрный вопрос. Рабочее движение. «Полицейский социализм». Активизация нелегальной политической деятельности. Революционные партии, их программы. | 1 | §1-3 | Давать определения понятиям:: геополитика, модернизация, индустриальное общество, самодержавие. Анализировать модернизационные процессы в странах Европы,США и России. | |||
3. | История России вXVI - начале XX вв. | Внешняя политика. Русско-японская война Русско-японская война 1904-1905 гг., ее влияние на российское общество. | 1 | §4 | Исторические карты. Русско – японская война 1904-1905 г. | Знать внешнеполитические приоритеты России в начале XX века. Дискуссия по вопросам о целесообразности «маленькой победоносной войны» и путях выхода из революционного кризиса | ||
4. | История России вXVI - начале XX вв. | Первая российская революция. Революция 1905-1907 гг.: причины и характер. «Кровавое воскресенье». Возникновение Советов. Восстания в армии и на флоте. Всероссийская политическая стачка. Вооруженное восстание в Москве. Манифест 17 октября 1905 г. Создание Государственной Думы. Избирательный закон 1907 г. Новые политические течения и партии. Оформление либеральных партий. Монархическое и черносотенное движение. Тактика революционных партий в условиях формирования парламентской системы. | 1 | §5 | Исторические карты. Революция 1905 – 1907 гг. в России | Излагать причины, ход и итоги российской революции 1905-1907 гг. Определять влияние Первой российской революции на общест- венное развитие страны | ||
5. | История России вXVI - начале XX вв. | Столыпинская аграрная реформа. Политическая программа П.А. Столыпина. Аграрная реформа. Переселенческая политика. Промышленный подъем 1910-х гг. | 1 | §6 | Давать определения понятиям: отруб, хутор, отрезки, реформа. Характеризовать положительные и отрицательные итоги Столыпинской реформы, делать выводы | |||
6 | История России вXVI - начале XX вв. | Серебряный век русской культуры Демократизация культуры. Создание бессословной народной школы. Открытие новых университетов. Женское образование. Литература и периодическая печать. Библиотечное дело. Музеи. Научные открытия российских ученных. Д.И. Менделеев. И.М. Сеченов. И.И. Мечников. И.П. Павлов. С.М. Соловьев. «Серебряный век» русской поэзии. Модерн в архитектуре и художественной культуре. Критический реализм – ведущее направление в литературе. Зарождение русского авангарда. Театр и драматургия. К.С. Станиславский. Усиление взаимосвязи российской и мировой культуры на рубеже XIX-XX вв. | 1 | §8 | Называть выдающихся деятелейи достижения отечественной науки и культуры начала XX века.Систематизировать материал,составлять таблицу. | |||
7 | История Нового времени | Первая мировая война. Первая мировая война, причины, участники. Кампании 1914-1918 гг., важнейшие сражения. Вступление в войну США. Нарастание социально-экономических и политических противоречий в воюющих странах. Итоги Первой мировой войны. | 1 | §5 | Исторические карты. Первая мировая война 1914-1918гг. | Излагать причины, ход, итоги Первой мировой войны. Уметь показывать на карте места основных сражений. | ||
8. | История России вXVI - начале XX вв. | Россия в Первой мировой войне Россия в системе военно-политических союзов начала ХХ в. Международный кризис 1914 г. и вступление России в Первую мировую войну. Основные этапы и итоги военных действий на восточном фронте в 1914-1917 гг. Нарастание социально-экономических и политических противоречий. Угроза национальной катастрофы. | 1 | §9 | Исторические карты. Первая мировая война 1914-1918гг. | Определять роль России в данной войне. Систематизировать материал, составлять таблицу. | ||
Тема II. Мир в 1920-1930-е гг. | ||||||||
9. | Новейшая и современная история | Версальско-Вашингтонская система. Понятие «Новейшая и современная история». Мир после Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система. Лига наций. | 1 | §6-7 | Уметь рассказывать о изменениях после войны. | |||
10. | Новейшая и современная история | Страны Европы и США в 20-е годы. Революционный подъем в Европе и Азии, распад империй и образование новых государств. Международные последствия революции в России. Революция 1918-1919 г. в Германии. Раскол международного рабочего движения: Коммунистический интернационал и Социалистический Рабочий Интернационал. «Стабилизация» 1920-х гг. в ведущих странах Запада. | 1 | §8-9 | Уметь излагать причины революционного подъёма. Экономическую ситуацию в 1920-х гг в ведущих стран Запада. | |||
Тема 2. Россия в годы революции и Гражданской войны | ||||||||
11. | Новейшая и современная история истории России | Свержение монархии и кризис власти. Назревание революционного кризиса в Российской империи. Революция 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы. Внешняя и внутренняя политика Временного правительства. А.Ф. Керенский. Кризис власти. Разложение армии. Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Положение на национальных окраинах. Начало распада российской государственности. | 1 | §10- 11 | Характеризовать события февраля-октября 1917 г. Определять сущность «двоевластия». | |||
12. | Новейшая и современная история истории России | Становление Советской власти Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. II Всероссийский съезд Советов и его декреты. Становление советской системы управления. Учредительное собрание и его роспуск. Отделение церкви от государства. Восстановление патриаршества. Выход России из Первой мировой войны. Брестский мир и его последствия. Установление однопартийной диктатуры. Конституция 1918 г. Образование РСФСР. Социально-экономическая политика советского государства. | 1 | §12-13 | Анализировать первые декреты советской власти. Давать оценку политике большевиков в отношении церкви. | |||
13. | Новейшая и современная история истории России | Гражданская война Гражданская война и военная интервенция: причины, основные этапы. Создание Красной Армии. С.С. Каменев. М.В. Фрунзе. С.М. Буденный. Белое движение. А.В. Колчак. А.И. Деникин. П.Н. Врангель. | 1 | §14-17 | Исторические карты. Иностранная военная интервенция и гражданская война в СССР (февраль 1918- март 1919 г.). Иностранная военная интервенция и гражданская война в СССР в 1919 – 1920 г. | Знать периодизацию и основные события Гражданской войны. Критически анализировать различные подходы в освещении событий Гражданской войны. | ||
14. | Новейшая и современная история истории России | Гражданская война «Военный коммунизм». «Белый» и «красный» террор. Крестьянство в годы гражданской войны. Н.И. Махно. Война с Польшей. Итоги гражданской войны | 1 | Исторические карты. Иностранная военная интервенция и гражданская война в СССР (фев-раль 1918- март 1919 г.). Иностранная военная интервенция и гражданская война в СССР в 1919 – 1920 г. | Участвовать в разработке проекта «Красный и белый террор» Делать выводы о итогах войны. | |||
15. | Новейшая и современная история | Обобщение по теме «Мир в 1900-20-х г.г.» Проверочная работа по теме «Россия в 1900-20-х гг.» | 1 | |||||
Тема 3. СССР в 1920-е гг. | ||||||||
16. | Новейшая и современная история истории России | Новая экономическая политика Социально-экономический и политический кризис 1920-1921 гг. Крестьянские выступления. Восстание в Кронштадте. Голод в 1921 г. Х съезд РКП (б). Переход к политике НЭПа. План ГОЭЛРО и начало восстановления экономики. Итоги и противоречия НЭПа. | 1 | §18 | Видеокассеты. НЭП | Характеризовать причины перехода к НЭПу, сопоставить НЭП и политику «военного коммунизма». Объяснить противоречия НЭПовской модели и перспективы НЭПа, проводить аналогию с современным рынком | ||
17. | Новейшая и современная история истории России | Образование СССР, его внешняя политика. Политика большевиков в области национально-государственного строительства. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Внешняя политика Советского государства в 1920-е гг. Конференция в Генуе. Раппальский договор с Германией. Полоса признания СССР. Поддержка СССР революционных и национально-освободительных движений. Деятельность Коминтерна. | 1 | §19-20 | Знать понятия: Коминтерн, международная изоляция, региональные конфликты. Уметь анализировать документы, различать факт,мнение, доказательство | |||
18. | Новейшая и современная история истории России | Политическая система СССР в 20-е гг. Борьба за власть в партии большевиков. Дискуссии о путях построения социализма. И.В. Сталин. Л.Д. Троцкий. Г.Е. Зиновьев. Н.И. Бухарин. Свертывание НЭПа. | 1 | §21 | Видеокассеты. Борьба за власть | Уметь анализировать внутриполитическую ситуацию в стране. | ||
19. | Новейшая и современная история | Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.Мировой экономический кризис 1930-х гг. | 1 | §10 | Давать определения понятиям:экономический кризис, кейнсианство, рыночная экономика. | |||
20. | Новейшая и современная история | Пути выхода из кризиса США и демократических стран Европы. «Новый курс» в США. Ф.Д. Рузвельт. Кейнсианство. Социальный либерализм. | 1 | §11-12 | Давать характеристику мировому кризису и возможным путям выхода из него Знать особенности экономиче- ского развития европейских государств и США в 30-е годы.Анализировать политику «Нового курса» Рузвельта и программы реформистских движений в США и Великобритании | |||
21. | Новейшая и современная история | Тоталитарные режимы Европы в 30-е годы. Фашизм. Б. Муссолини. Национал-социализм. А. Гитлер. Формирование авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы в 1920-х – 1930-х гг. | 1 | §13-14 | Давать определения понятиям:тоталитаризм, фашизм, милитаризм. Находить и объяснять сходныечерты и различия итальянского, германского и испанского фашизма. Участвовать в разработке проекта «Фашизм в современном мире» | |||
22. | Новейшая и современная история | Восток и Латинская Америка в первой половине 20-го века.Страны Азии после Первой мировой войны. Особенности экономического развития, социальные изменения в обществе. Революция 1920-х гг. в Китае. Сунь Ятсен. Движение народов Индии против колониализма. М. Ганди. Милитаризация общества в Японии. | 1 | §15, §16, §17 | Давать определения понятия: экспансия, модернизация, реформы. Объяснить особенности экономического и политического развития стран Востока | |||
23. | Новейшая и современная история | Международные отношения в 30-е годы. Пацифизм и милитаризм в 1920-1930-е гг. Паневропейское движение. А. Бриан. Агрессивная политика Японии, Германии, Италии в 1930-х гг. Гражданская война в Испании. Мюнхенское соглашение. Военно-политический кризис в Европе в 1939 г. | 1 | §19 | Уметь выяснять общие тенденции в развитии Японии, Германии,Италии. | |||
Тема 4. СССР в 1930-е гг. | ||||||||
24. | Новейшая и современная история истории России | Экономическая политика СССР в 20-30-е годы: коллективизация и индустриализация Советская модель модернизации. Индустриализация. Интенсивный рост промышленного потенциала страны. Создание оборонной промышленности. Социалистическое соревнование. Коллективизация сельского хозяйства: цели, методы, результаты. Формирование централизованной (командной) системы управления экономикой. | 1 | §23-24 | Давать определение понятиям: индустриализация, коллективизация, «великий перелом», колхоз. Анализировать последствия индустриализации и коллективизации, давать оценку сталинскому «Великому перелому» | |||
25. | Новейшая и современная история истории России | Политическая система СССР в 1930-е гг. Власть партийно-государственного аппарата. Формирование культа личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Итоги экономического, социального и политического развития страны к концу 1930-х – началу 1940-х гг. Конституция 1936 г. | 1 | §25 | Видеокассеты. Развитие политической системы 1934-1939гг. | Давать определение понятиям: тоталитаризм, культ личности, репрессии, конституция. Характеризовать основные элементы тоталитаризма, анализировать причины и последствия утверждения тоталитарного режима в стране | ||
26. | Новейшая и современная история истории России | Духовная жизнь: достижения и потери. Многообразие культурной жизни в 1920-х гг. Коренные изменения в духовной жизни общества в 30-е гг. Ликвидация неграмотности в СССР. Развитие системы образования. Достижения науки и техники в годы первых пятилеток. Метод социалистического реализма в литературе и искусстве. Утверждение марксистско-ленинской идеологии в обществе. | 1 | §22,26 | Характеризовать основные социальные группы советского общества. Определять изменения, произошедшие в жизни людей, в науке и культуре. | |||
27. | Новейшая и современная история истории России | Внешняя политика СССР в 30-е годы. СССР в системе международных отношений в 1930-х гг. Вступление СССР в Лигу наций. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Мюнхенский договор и позиция СССР. Советско-германский пакт о ненападении. Внешняя политика СССР в 1939-1941 гг. Расширение территории СССР. | 1 | §27 | Указывать основные направления внешней политики СССР в 30-е Годы. Давать оценку «нового курса» советской дипломатии, анализировать советско-германские соглашения 1939 г. | |||
28. | Новейшая и современная история | Контрольная работа по итогам I полугодия | 1 | |||||
Тема III. Вторая мировая война | ||||||||
29. | Новейшая и современная история | Анализ контрольной работы. Вторая мировая война. Причины, участники, основные этапы Второй мировой войны. Польская кампания и «странная война». Поражение Франции. «Битва за Англию». Военные действия на Балканах, Северной Африке. Нападение Германии на СССР. Вступление в войну США. Война на Тихом океане. Антигитлеровская коалиция. Ф. Рузвельт, И.В. Сталин, У. Черчилль. Ленд-лиз. «Новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления. . | 1 | §20-21 | Исторические карты. Вторая мировая война . | Излагать причины и Второй мировой войны. Знать историческую карту. Систематизировать материал, составлять таблицу. | ||
Тема 5. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. | ||||||||
30. | Новейшая и современная история истории России | Начало Великой Отечественной войны СССР накануне Великой Отечественной войны. Мероприятия по укреплению обороноспособности страны. Нападение Германии и ее союзников на СССР. Оборонительные сражения. | 1 | §28-29 | Исторические карты. Великая Отечественная война 1941 – 1945 г. | Излагать причины ВОВ, Знать историческую карту. | ||
31. | Новейшая и современная история истории России | Предпосылки коренного перелома. Провал плана «молниеносной» войны. Московское сражение. Начало коренного перелома в ходе войны. Политика оккупантов на захваченной территории. Геноцид. Партизанское движение. | 1 | §30 | Исторические карты. Великая Отечественная война 1941 – 1945 г. | Уметь показывать на карте основные сражения. Знать о положении на оккупированных территориях. | ||
32. | Новейшая и современная история истории России | Советский тыл в годы войны. Советский тыл в годы войны. Эвакуация промышленности. Создание промышленной базы на Востоке. Советское искусство в годы войны: вклад в победу. Церковь в годы войны. Великий подвиг народа в Отечественной войне. | 1 | §31 | Рассказывать о партизанском движении, эвакуации. | |||
33. | Новейшая и современная история истории России | Коренной перелом в ходе войны. Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Завершение коренного перелома в ходе войны. Освобождение советской территории от захватчиков. | 1 | §32-33 | Исторические карты. Великая Отечественная война 1941 – 1945 г. | Прказывать на карте и рассказывать о ходе ВОв | ||
34. | Новейшая и современная история | Коренной перелом во Второй мировой войне. Коренной перелом во Второй мировой войне.Открытие второго фронта в Европе. Капитуляция Италии | 1 | §20-21 | Исторические карты. Вторая мировая война | Прказывать на карте и рассказывать о ходе ВОв | ||
35. | Новейшая и современная история истории России | Заключительный этап войны. Вклад Советского Союза в освобождение Европы. Берлинская операция. Советские полководцы. Г.К.Жуков. А.М. Василевский. И.С. Конев. К.К. Рокоссовский. СССР в антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз. Проблема второго фронта. Конференции в Тегеране, Ялте, Потсдаме и их решения. Итоги Великой Отечественной войны. Цена победы. Роль СССР во Второй мировой войне. | 1 | §34 | Исторические карты. Великая Отечественная война 1941 – 1945 г. | Характеризовать вклад СССР во Второй мировой войне. О действиях союзников в годы войны. | ||
36. | Новейшая и современная история | Завершение Второй мировой войны. Итоги и уроки войны. Разгром Германии и Японии. Участие СССР в военных действиях против Японии. Вклад СССР в победу над нацизмом. Итоги и уроки войны. Ялтинско-Потсдамская система. Создание ООН. | 1 | §20-21 | Исторические карты. Вторая мировая война | Давать оценку военным действиям против Японии. Рассказывать о итогах войны. | ||
Тема IV. Мировое развитие во второй половине XX века. | ||||||||
37. | Новейшая и современная история | Послевоенное мирное урегулирование. «Холодная война» Холодная война. Создание военно-политических блоков. Корейская война. Карибский кризис. Ближневосточные кризисы. Война в Юго-Восточной Азии. Движение неприсоединения. Гонка вооружений. Разрядка и причины ее срыва. | 1 | §22-23 | Знать понятия: «холодная война», «гонка вооружений», «военно-политические блоки». На основе анализа документов, объяснить причины и признаки«холодной войны» | |||
Тема 6. Советский Союз в послевоенный период. 1945-1953 гг. | ||||||||
38. | Новейшая и современная история истории России | Внутренняя политика СССР в послевоенные годы: экономическое и политическое развитие Послевоенное восстановление хозяйства. СССР. Идеологические кампании конца 40-х - начала 50-х гг. Новая волна массовых репрессий. | 1 | §35-36 | Находить изменения, произошедшие в послевоенные годы в экономике, политике | |||
39. | Новейшая и современная история истории России | Идеология и культура в послевоенное время Духовная атмосфера в советском обществе после победы в Великой Отечественной войны.Идеологические кампании конца 40-х - начала 50-х гг. | 1 | §37 | Находить изменения, произошедшие в послевоенные годы в культуре, социальной жизни | |||
40. | Новейшая и современная история истории России | Внешняя политика СССР в послевоенные годы Образование «социалистического лагеря». Создание СЭВ. Холодная война. Начало гонки вооружений. Создание ядерного оружия. Советский Союз в конфликтах начального периода холодной войны. | 1 | §38 | Характеризовать изменения в международном положении ССССР после 2 мировой войны. | |||
41. | Новейшая и современная история | «План Маршалла» и послевоенное восстановление экономики в Западной Европе «План Маршалла» и послевоенное восстановление экономики в Западной Европе. Научно-техническая революция. | 1 | §24 | Давать характеристику “Плану Маршалла” | |||
42. | Новейшая и современная история | Переход к смешанной экономике. «Общество потребления». Социальное государство. Переход к смешанной экономике. Социальное государство. «Общество потребления». | 1 | §24 | Знать понятия: смешанная экономика, социальное государство. | |||
43. | Новейшая и современная история | Системный кризис индустриального общества в конце 1960-х начале 1970-х гг. Системный кризис индустриального общества в конце 1960-начале 1970-х гг. Неоконсерватизм. Р. Рейган. М. Тэтчер. Становление информационного общества. | 1 | §25 | Знать особенности экономического и политического развития США, Великобритания, Францияпосле II мировой войны. Выявлять новые тенденции в развитии европейских государств и США, давать им оценку | |||
44. | Новейшая и современная история | Эволюция политической идеологии Эволюция политической идеологии. Христианская демократия. Социал-демократия. «Новые левые». Изменение конституционного строя во Франции, Германии, Италии. К. Аденауэр. Ш. де Голль. | 1 | §26-27 | Объяснять особенности политического устройства стран Европы. | |||
45. | Новейшая и современная история | Коммунистические режимы в странах Центральной и Восточной Европы Коммунистические режимы в странах Центральной и Восточной Европы: поиск путей и моделей развития. | 1 | §33 | Давать определения понятиям:тоталитарный социализм, «шоковая терапия», выделять причины кризиса тоталитарного социализма. Объяснить главные направления реформ и «шоковой терапии» в странах Восточной Европы, давать им оценку. Дискуссия «Реальный социализм и его место в истории» | |||
46. | Новейшая и современная история | Демократические революции в Восточной и Центральной Европе конца 1980 начала 1990-х гг. Демократические революции в Восточной и Центральной Европе конца 1980 – начала 1990-х гг. Распад Югославии. | 1 | §33 | Анализировать причины революций и их последствия для стран Восточной Европы. | |||
47. | Новейшая и современная история | Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке. Особенности модернизационных процессов в латиноамериканских странах. Авторитаризм и демократия в Латинской Америке ХХ в. Революция на Кубе. Ф. Кастро. Э. Че Гевара. Чилийская модель развития. Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке. Выбор освободившимися странами путей и моделей развития. Китай во второй половине ХХ в. Мао Цзедун. Дэн Сяопин. | 1 | §34-35 | Давать определения понятиям::модернизация,реформы, народная революция. Объяснить влияние европейского опыта и традиций на политическое и экономическое развитие стран Востока | |||
Тема 7. СССР в 1953-1964 гг. | ||||||||
48. | Новейшая и современная история истории России | Внутренняя политика СССР в 1953 -1964-х годах. Изменения политической системы Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Г.М. Маленков. Л.П. Берия. Н.С. Хрущев. Курс на десталинизацию и попытки реформирования политической системы. Начало реабилитации жертв репрессий 1930-х – 1950-х гг. «Оттепель». XX съезд КПСС. Разоблачение «культа личности» И.В. Сталина. Принятие новой программы КПСС и «курс на построение коммунизма в СССР». | 1 | §39 | Характеризовать политику мирного сосуществования. Решения XX съезда КПСС, для страны в целом, | |||
49. | Новейшая и современная история истории России | Экономика СССР в 1953-1964 гг. «Оттепель» в духовной жизни Курс на ускорение научно-технического развития. Реорганизация системы управления экономикой. Трудности в снабжении населения продовольствием. Освоение целины. Достижения советского образования, развитие науки и техники. Атомная энергетика. Отечественная космонавтика. И.В. Курчатов. С.П. Королев. Ю.А. Гагарин. Духовная жизнь периода «оттепели». Художественные журналы, театр, киноискусство и их роль в общественной жизни. | 1 | §40-41 | Давать общую оценку реформам Н.С.Хрущёва. Характеризовать достижения советской науки и техники. | |||
50. | Новейшая и современная история истории России | Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия Создание Организации Варшавского договора. Венгерский кризис 1956 г. Советский Союз и страны, освободившиеся от колониальной зависимости. Карибский кризис 1962 г. и его международные последствия. | 1 | §42 | Характеризовать политику мирного сосуществования. | |||
Тема 8. СССР в 1960-е начале 1980-х гг. | ||||||||
51. | Новейшая и современная история истории России | Внутренняя политика СССР в 1960-начале 80-х годов. Замедление темпов экономического развития и эффективности общественного производства. Отстранение Н.С. Хрущева от власти. Л.И. Брежнев. Экономические реформы середины 1960-х гг. Ориентация на развитие топливно-энергетического комплекса. «Застой» в экономическом развитии. Снижение темпов научно-технического прогресса. Ухудшение положения в сельском хозяйстве. «Теневая экономика» и коррупция. Обострение демографической ситуации. Усиление консервативных тенденций в политической системе. Концепция «развитого социализма». Конституция 1977 г. Кризис советской системы и попытки повышения ее эффективности. Ю.В. Андропов. | 1 | §43-44 | Характеризовать особенности политического и экономического развития страны. Объяснять причины отставания экономики в 70-80-х гг. | |||
52. | Новейшая и современная история истории России | Общественная жизнь в середине 60-х – середине 80-х гг. Культура.Оппозиционные настроения в обществе. Развитие диссидентского и правозащитного движения. А.Д. Сахаров. А.И. Солженицын. Развитие советского образования, науки и техники, культуры и спорта. | 1 | §45 | Рассказывать о дисседентском движении, развитии культуры. | |||
53. | Новейшая и современная история истории России | Политика разрядки: надежды и результаты. Советское руководство и «пражская весна» 1968 г. Обострение советско-китайских отношений. Достижение военно-стратегического паритета с США. Разрядка и причины ее срыва. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Афганская война. | 1 | §46 | Анализировать нарастание “холодной войны”. Отношения с Китаем, США и Афганистаном. | |||
Тема 9. Советское общество в 1985-1991 гг. | ||||||||
54. | Новейшая и современная история истории России | Экономические реформы 1985-1991 гг. Переход к политике перестройки. М.С. Горбачев. Курс на «ускорение». Поиск путей реформирования экономики. Зарождение фермерства. Кооперативное движение. Провал антиалкогольной кампании, жилищной и продовольственной программ. | 1 | § 48 | Объяснять понятия: кадровая революция, перестройка,стратегия ускорения, «новое мышление». Определять цели и основные этапы политических и экономических преобразований в стране. | |||
55. | Новейшая и современная история истории России | Перестройка политической системы. (1985-1991). Политика «гласности». Демократизация политической жизни. Гласность. Реформа политической системы страны. Съезды народных депутатов СССР, РСФСР. Введение поста президента СССР. Начало формирования новых политических партий и общественно-политических движений. Потеря КПСС руководящей роли в развитии общества. Обострение межнациональных противоречий. | 1 | §47, 49 | Объяснять понятия: гласность. Определять цели и основные этапы политических и экономических преобразований в стране. | |||
56. | Новейшая и современная история истории России | Новое политическое мышление. «Новое политическое мышление» и смена курса советской дипломатии.1Вывод войск из Афганистана. Политика разоружения. Роспуск СЭВ и ОВД. Завершение «холодной войны». | 1 | §50 | Объяснять понятия: «новое мышление». Определять цели и основные этапы внешнеполитических преобразований в стране. | |||
57. | Новейшая и современная история | Обобщение по теме «СССР и мир во второй половине XX века». Проверочная работа «СССР во второй половине XX века» | 1 | |||||
Тема V. Мир на рубеже XX – XXI вв. | ||||||||
58. | Новейшая и современная история | Международные отношения. Завершение холодной войны и эпохи «двухполюсного мира». Становление современного международного порядка. Борьба с международным терроризмом. Интеграционные процессы. Европейский Союз. | 1 | §37 | Уметь доказывать своюточку зрения на интеграционные процессы. Терроризм в современом мире. | |||
59. | Новейшая и современная история | Глобализация. Глобализация и ее противоречия. Глобальное информационное и экономическое пространство. Антиглобалистское движение. | 1 | §39 | Характеризовать глобализацию и ее противоречия. | |||
Тема VI. Культурное наследие XX в. | ||||||||
60. | Новейшая и современная история | Культурное наследие XX - го века. Развитие естественнонаучных и гуманитарных знаний в ХХ в. А. Эйнштейн. Н. Бор. Формирование современной научной картины мира. Изменение взглядов на развитие человека и общества. Религия и церковь в современном обществе. Иоанн ПавелII. Экуменизм. Основные течения в художественной культуре ХХ в. (реализм, модернизм, постмодернизм). Массовая культура. Становление новых форм художественного творчества в условиях информационного общества. | 1 | §18 §38 | Знать и рассказывать о развитии культуры XX- нач. XXI века. | |||
Тема 10. Российская Федерация на рубеже XX-XXI вв. 6 часов | ||||||||
61. | Новейшая и современная история истории России | Российская экономика на пути к рынку. Августовские события 1991 г. Распад СССР. Провозглашение суверенитета Российской Федерации. Б.Н. Ельцин. Переход к рыночной экономике. Экономические реформы 1992-1993 гг. Приватизация. Дефолт 1998 г. Российское общество в условиях реформ. | 1 | §51 | Давать определения понятиям:«шоковая терапия», либерализация цен, инфляция, приватизация, рыночная экономика.. Давать оценку экономическому развитию страны в 90-е годы, выделить положительные результаты и появившиеся проблемы в развитии экономики | |||
62. | Новейшая и современная история истории России | Политическая система и духовная жизнь современной России События октября 1993 г. Ликвидация системы Советов. Принятие Конституции Российской Федерации. Изменения в системе государственного управления и местного самоуправления. Политические партии и движения. Культурная жизнь современной России. Интеграция России в мировое культурно-информационное пространство. Новые течения в искусстве. Особенности современной молодежной культуры. | 1 | §52-53 | Объяснять понятия: Конституция, референдум, многопартийность, фракция.Характеризовать результаты политического развития страны в 90-е годы, определять обозначившиеся проблемы в политической жизни страны | |||
63. | Новейшая и современная история истории России | Строительство обновлённой ФедерацииСовременные межнациональные отношения. Чеченский конфликт и его влияние на общественно-политическую жизнь страны. | 1 | §54 | Рассказывать, привлекая СМИ о современных межнациональных отношениях в Р.Ф. | |||
64. | Новейшая и современная история истории России | Геополитическое положение и внешняя политика России Россия в мировом сообществе. Приоритеты внешней политики Российской Федерации на рубеже ХХ-XXI веков. Россия в СНГ. Российско-американские отношения. Россия и Европейский Союз. | 1 | §55 | Характеризовать основные направления внешней политики страны в 90-е годы. Определять положительные результаты и нерешенные проблемы российской внешней политики. | |||
65. | Новейшая и современная история истории России | Россия в начале XXIв. В. В. Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность. Д.А.Медведев. | 1 | §56 | Давать характеристику политике В.В. Путина., Д.А. Медведева | |||
66. | Новейшая и современная история истории России | Обобщение по теме «Россия и Мир в XX –начале XXІ в.» | 1 | |||||
67. | Новейшая и современная история истории России | Итоговая контрольная работа по итогам учебного года | 1 | |||||
68. | Новейшая и современная история истории России | Анализ контрольной работы Итоговое повторение | 1 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Литература
Основная литература:
- Примерная программа основного общего образования по истории
- учебник по истории России (Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России. XX – начало XXI века. 9 класс. М.: Просвещение. 2010.);
- учебник по новейшей истории (Сороко-Цюпа О.С. Сороко-Цюпа А.О. Новейшая история зарубежных странXX- начало XXI века. 9 класс. М.: Просвещение. 2012.);
Методическая литература:
- Данилов А.А. История России, XX – начало XXI века. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. М.: просвещение, 2010.
- Арасланова О.В. Поздеев А.В. Поурочные разработки по истории России XX - начало XXI века. 9 класс. М.: Вако. 2011.
- Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России. XX – начало XXI века. Рабочая тетрадь в 2-х частях. 9 класс. М.: Просвещение. 2011.
- Пономарев М.В. Тесты по Новейшей истории. 9 класс. М.: Экзамен. 2011.
- Симонова Е.В. Тесты по истории России XX - начало XXI века. 9 класс. М.: Экзамен. 2010.
- Соловьев К.А. Поурочные разработки по Новейшей истории зарубежных стран XX - начало XXI века. 9 класс. М.: Вако. 2011.
Дополнительная литература
- Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2008.
- Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А..Исторический словарь. Москва: Проспект, 2012.
- История России в схемах: учебное пособие/ А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А.Сивохина. Москва: Проспект, 2012.
- Хрестоматия по истории России: учебное пособие/ А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А.Сивохина. Москва: Проспект, 2012.
- Деревянко А.П,, Шабельникова Н.А. История России: учебное пособие. М.: Проспект. 2009
- Кириллов В.В. История России: учеб. пособие. М. 2010.
- История. Даты: справочник/ авт.сост. М.Н.Зуев, Р.Н.Лебедева. М.: Издательство «Экзамен», 2011.
8.Словарь терминов и понятий по отечественной истории XX века. - М.: Русское слово, 2003. 9. История в таблицах. 5-11 классы. Справочное пособие.- М.: Эксмо, 2015. |
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
- Гевуркова Е.А. ГИА 2012. История. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания/ Е.А.Гевуркова, Я.В.Соловьев. М.: Издательство «Экзамен», 2012. (имеются сборники за 2013, 2014, 2015 гг.).
- ГИА -2012: Экзамен в новой форме: История: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой ) аттестации в новой форме/ авт.-сост. И.А.Артасов, О.Н.Мельникова, Ю.Г.Гаврилина, И.Н.Лозбенев. М.: АСТ: Астрель, 2012. (имеются сборники за 2013, 2014, 2015 гг.).
- ГИА -2011: Экзамен в новой форме: История: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой ) аттестации в новой форме/ авт.-сост. Е.А.Гевуркова, А.В.Биберина, Е.В.Пчелов, Д.А.Фадеев. М.: АСТ: Астрель, 2011. (имеются сборники за 2013, 2014, 2015 гг.).
- Клоков В.А. ГИА 2011. История: сборник заданий: 9 класс/ В.А.Клоков, М.В.Пономарев. М.: Эксмо, 2010.
ЦОРЫ
- Т.С.Антонова, А.Л.Харитонов, А.А. Данилов, Л.Г,Косулина. История России. XXвек. Клио Софт.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки отечественной истории 19-20 вв. и по Новой истории для 9 класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...