ПАМЯТКИ УЧЕНИКАМ ДЛЯ РАБОТЫ
консультация по истории на тему
Составление плана,конспектирование,как дать рецензию,как составить синхронистическую таблицу и многое другое
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatki_uchenikam.docx | 18.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Общие правила составления плана при работе с текстом:
1. Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное. 2. Разбить текст на смысловые части, озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента. 3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим. 4. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.
Правила конспектирования:
1. Внимательно прочитайте текст. Попутно отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты. 2. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля. 3. При первом чтении текста составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основное положение текста, отметив аргументацию автора. 4. Заключительный этап конспектирования состоит из перечитывания ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи. 5. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним , максимум двумя предложениями.
Как дать рецензию на ответ товарища:
1. Оцените, насколько правильно и грамотно ответил Ваш товарищ, какие ошибки он допустил. 2. Следовл ли он намеченному плану, в чем отошел от него, что пропустил. 3. Вспомните, выразил ли ученик своё личное мнение и отношение к историческим событиям и их участникам. 4. Употреблял ли он в рассказе необходимые термины и понятия. 5. Укажите ошибки и недостатки речи (ненужные повторения, отсутствие эпитетов, живых характеристик людей и событий).
Как составить синхронистическую таблицу:
1. Разграфите страницу тетради (разворот) сверху вниз, по вертикали, в левой графе укажите века. 2. По горизонтали в верхнем ряду укажите названия стран и народов. 3. Вспомните основные события, процессы, происходившие в определённое время. 4. Перечислите их в хронологическом порядке отдельно по каждой стране, соотнося с веками. Указывайте точные даты. 5. При записи в таблице расположите перечень сходных фактов на одном горизонтальном уровне.
Обобщающая логическая схема изучения исторических явлений:
1. Причины возникновения явления: -противоречия, вызвавшие явление, необходимость их преодоления, -потребности, интересы сторон, общественных сил, заинтересованность их в разрешении противоречий. 2. Содержание явления, его развитие: -важнейшие факторы, связанные с борьбой за разрешение противоречия, -социальная направленность действий различных сил, борьба за разрешение противоречий. 3. Причины определённого исхода (успеха или неуспеха) в развитии явления. 4. Последствия развития и значение явления: -разрешение данным явлением назревших противоречий, -влияние данного явления на общий процесс исторического развития.
Характеристика общественных выступлений:
1. Время и место выступления. 2. Связь с другими событиями. 3. Причины. 4. Социальный состав участников. 5. Требования, лозунги, цели. 6. Методы борьбы (митинги, демонстрации, стачки, восстания, акция протеста, или гражданского неповиновения и т.д.). 7. Масштабы выступления. 8. Уровень организованности, 9. Имена участников, руководителей. 10. Развитие событий, основные этапы. 11. Значение выступления, его результаты.
Характеристика политического строя государства:
1. Форма правления: монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая) или республика (парламентская, смешанная, президентская, суперпрезидентская). 2. Форма режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм. 3. Форма устройства: федерация, унитарное государство. Является ли составной частью какого – либо объединения конфедеративного типа (например, Европейского союза). 4. Структура органов власти: -глав государства, его полномочия, -законодательные органы (структура, способ формирования, полномочия), -исполнительные органы (способ формирования, функции, подчинённость), -судебные органы, -соотношение прав законодательной, исполнительной, судебной власти, -местные органы власти. 5. Прав граждан (подданных): -избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов и т. пр.) -политические права и свободы, -личные права и свободы, -возможность использования провозглашенных законом прав. 6. Основные политические партии и движения (краткая характеристика программ, методов их реализации, влияния на различные социальные слои, положения в политической системе). 7.Краткая обобщённая оценка политического строя и перспектив его развития.
Характеристика войн:
1. Причина войн, хронологические рамки. 2. Воюющие страны или группировки стран. 3. Цели сторон. 4. Соотношение сил воюющих стран. 5. Повод к войне. 6. Ход военных действий (по этапам): -планы сторон в начале каждого этапа, -военные и политические итоги этапа. 7. Характер войны. 8. Условия мирного договора. 9. Военные и политические итоги войны.
Как дать оценку историческому событию:
1. Установите причины события. 2. Определите заинтересованность в событии определённых классов и общественных групп. 3. Характер события (антифеодальный, освободительный, реакционный и т.д.) 4. Связь с другими подобными событиями. 5. Значение: -для участников события, -для последующего исторического развития.
Памятка для характеристики и оценки исторического деятеля:
1. Когда и в какой стране жил и действовал исторический деятель, к какой общественной группе он принадлежал по своему происхождению? Каковы были его цели, планы, какими средствами он стремился реализовать их? 2. Опишите внешность и характер исторического деятеля. Какие личные качества помогали ему идти к цели, а какие мешали? Что Вы цените в его характере, что не одобряете? 3. Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось претворить в жизнь). 4. Установите, в интересах каких общественных сил действовал герой Вашего описания. 5. Оцените деятельность выдающегося человека (кому была полезна, выгодна; способствовала ли прогрессу общества) Выскажите своё отношение к нему.
Рекомендации по написанию реферата на историческую тему:
1. Определить цель написания реферата в соответствии с поставленной темой. 2. Составить план. 3. При чтении литературы выделить основные идеи, положения, доказательства, чтобы затем сосредоточить на них своё внимание. 4. Классифицировать собранный материал, обобщить, сделать вывод.
Структура реферата:
1. План или оглавление с указанием страниц. 2. Обоснование выбора темы. 3. Теоретические основы выбранной темы. 4. Изложение основного вопроса. 5. Вывод и обобщение. 6. Практическое значение реферата. 7. Список используемой литературы. 8. Приложения.
Примерные аспекты содержания реферата.
1. Вводная часть: -Обоснованность выбора темы (её актуальность, значимость, новые современные подходы к решению проблемы, наличие противоположных точек зрения и желания в них разобраться, противоположность бытовых представлений и научных данных о заинтересовавшем факте истории, личные мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме). 2. Основная часть: -суть проблемы, изложение объективных исторических сведений по теме реферата, -критический обзор источников, -собственные сведения, версии, оценки. 3. Заключение: -основные выводы, -результаты и личная значимость проделанной работы, -перспективы продолжения работы над темой.
Оформление титульного листа:
− название школы, − тема реферата, − Ф.И. автора, класс, − Ф.И.О. учителя, − год написания
Отзыв учителя:
− содержательность, логичность, аргументированность изложения материала и обобщение выводов; −умение анализировать различные источники, извлекать из них исчерпывающую информацию, систематизировать и обобщать материалы; − умение выявлять несовпадения в различных позициях, суждениях по проблеме реферата, давать ей критическую оценку; − присутствие личностной позиции автора, самостоятельность, оригинальность, обоснованность его суждений; − умение ясно выражать свои мысли в письменной форме, яркость, образность выражений, индивидуальность стиля реферата; − правильное оформление реферата, соответствие с планом, наличие цитат, их оформление, − сопроводительные материалы к реферату.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка ученику, который сдает ЕГЭ. Аудирование.
Данная презентация дает общие советы как помочь детям подготовиться к ЕГЭ, к разделу "Аудирование"....
Памятка ученику, сдающего ЕГЭ.
В презентации даны рекомендации по подготовке к ЕГЭ....
Памятка ученику как готовиться к ЕГЭ. Чтение.
Даны рекомендации ученику по подготовке к ЕГЭ. Чтение....
Буклет - памятка для педагогов "Работа с неуспевающим учеником"
Памятка для педагога "Работа с неуспевающим учеником" включает в себя правила работы со слабоуспевающим учеником, анкету для изучения мотивации и адаптации ребенка, алгоритм работы с неуспевающим учен...
Памятка для педагогов "Работа с неуспевающими учениками"
Рекомендации психолога педагогам по работе с неуспевающими учениками....
Памятки для самостоятельной работы учеников
Памятки для самостоятельной работы учеников включают в себя:ПАМЯТКА № 1. (как работать с параграфом учебника)ПАМЯТКА № 2. (как составить план)ПАМЯТКА № 3. (работа с понятиями)ПАМЯТКА № 4. (составление...
Психологическая памятка педагогам Как работать с тревожностью учащихся на уроке. Советы для учителя и упражнения для ученика
Психологическая памятка педагогам Как работать с тревожностьб учащихся на уроке. Советы для учителя и упражнения для ученика...