Статья по материалам Межрегионального интернет-педсовета «Трудовой и ратный подвиг учителей Абзелиловского района в годы Великой Отечественной войны»
статья по истории на тему
Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим.
Это нужно не мертвым.
Это нужно живым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudovoy_i_ratnyy_podvig_uchiteley.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Межрегиональный Интернет-педсовет
«Трудовой и ратный подвиг учителей Абзелиловского района
в годы Великой Отечественной войны»
Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим.
Это нужно не мертвым.
Это нужно живым.
Много жизней унесла война. Многие не дождались своих самых близких и родных: отцов, мужей и сыновей. Одни из них пали смертью храбрых, другие пропали без вести. Но живы они в памяти народной, в сердцах людей. Ведь именно им мы обязаны за сегодняшний светлый день.
По данным на 1 мая 1939 года в районе была 91 школа, где обучалось 6488 учащихся, работало 250 учителей. За годы войны в Абзелиловском районе не было закрыто ни одной школы, учителя продолжали работать несмотря ни на какие трудности. Основной задачей школы являлось обучение школьников, но война ставила и новые задачи: уборка хлеба, картофеля, помощь семьям, которые оказались в особо трудном положении – все это легло на плечи учителей и учеников.
Великая Отечественная война… Грозный сорок первый… Каким же он был?
По воспоминаниям Надежды Александровны Ниязгуловой – учителя – ветерана Аскаровской средней школы- сорок первый год изменил судьбы людей, обагрил кровью и слезами детство, сделал короткими жизни многих мальчишек и девчонок, разрушил светлые мечты семнадцатилетних, которые прямо с выпускного бала ушли из детства в эшелоны пехоты, в санитарный взвод. 21 июня 1941 года в Аскаровской средней школе был выпускной бал. 10 класс окончили 6 мальчиков и 10 девочек. В первые дни войны все мальчики 8, 9, 10 классов, а также 6 мальчиков из 5 класса, 2 мальчика из 6 класса ушли на фронт. Из них вернулись с войны только двое: Татлыбаев и Сагитов Хадый.
Для учителя – ветерана Кирдасовской средней школы Нагимы Атауллиной памятной стала августовская конференция учителей в 1941 году. «Прошло 2 месяца с начала войны. Казалось бы, не время для конференций. Но государство наше рассудило иначе: жить не только сегодняшним днем, но думать и о будущем. На место ушедших на фронт учителей пришли мы, вчерашние десятиклассники. На конференции не было громких слов, все было просто и строго.
В 1941 году Кирдасовская начальная школа была преобразована в семилетку. Первым директором школы был Зулькарнай Муллагалямович Галлямов, который через 4 года после окончания войны был награжден орденом Ленина за заслуги в области просвещения.
На фронт уходили и женщины. Например, Рагана Енгалычева, Любовь Андреенко. А жизнь в тылу продолжалась. В школах проходили занятия. Учитель был и депутатом, и агитатором, и активистом. Собирали одежду для фронта, летом работали на колхозных и совхозных полях. Школьных принадлежностей не хватало. На двух – трех учеников одна книга, на двоих делили и карандаш. Берегли его как зеницу ока. Плакали, если он ломался. И в каждом из нас жила большая надежда на победу».
Жители Аскарово помнят и чтят память о Рауфе Залеевиче Тагирове. После тяжелого ранения, вернувшись домой, он сразу принялся за дело. Вместе со своими учениками построил интернат для воспитанников- сирот. В трудные годы войны организовал приусадебную плодово - овощную базу Аскаровской школы и добился больших успехов в этом деле. Подсобное хозяйство школы под его руководством обеспечивало продуктами интернатских детей. В большом хозяйстве Аскаровской школы не было ни одного уголка, ни одного дела, где он не приложил бы руку и не вложил бы свою душу. Вот краткий перечень из его огромной трудовой биографии: преподаватель математики, черчения, физики, завхоз, завуч, директор, инспектор РОНО и председатель райкома профсоюза работников просвещения. Заслуженный учитель БАССР - Рауф Залеевич пользовался авторитетом среди своих учеников, был заботливым и умным наставником. Позже он вел большую воспитательную работу среди молодежи района по линии совета ветеранов Великой Отечественной войны. Им была прожита большая, цельная и трудовая жизнь.
Самой мирной была профессия и у Габита Фатхулловича Фаизова. Окончив в 1930 году Уфимский пединститут, он решил посвятить свою жизнь любимому делу – обучению детей. Преподавал физику и математику в Аскаровской средней школе, работал завучем, директором, затем методистом в РОНО. Вместе с Гаян Мухамедьяновной они радовались, что у них растут сын и три дочери. Но на третий день войны Габит Фаизов ушел на фронт. Воевал он на московском направлении. А в декабре 1941 года зловещая похоронка известила его семью, что он пал смертью храбрых в Подмосковье.
Но горе не сломило его подругу жизни – Гаян Мухамедьяновну. Нужно было вырастить детей, обучить их. Было, конечно, трудно. Но спустя годы все четверо детей Габита Фаизова для своей трудовой жизни избрали путь отца, стали учителями. Только не суждено было ему увидеть это. И лишь старые фотографии рассказывают, что у них был сильный и волевой отец. Гаян Мухамедьяновна добавляла, что он был бы безмерно рад, что все его дети стали педагогами.
Навсегда останутся в памяти абзелиловцев учителя – ветераны Великой Отечественной войны. Их борьба за светлое будущее, их подвиги, мысли и озарения, трагедии на пути к этим подвигам – все это не умирает. Все это продолжает свою жизнь в поколениях грядущих.
Искры человеческой мысли, исторической памяти все время летят из пепла прошедшего, поддерживают и раздувают живой огонь нашей сегодняшней духовной жизни. Важную роль в этом играют уроки истории, встречи с ветеранами и работа музея села Аскарово.
В нашей гимназии сложилась хорошая традиция почитать ветеранов. За каждым классом закреплен подшефный ветеран. Ученики с удовольствием навещают ветеранов, помогают по хозяйству, поздравляют их, рассматривают фотографии и сами фотографируются с ними, расспрашивают о прожитых годах. Ветераны с радостью встречают учеников, чувствуя заботу и уважение.
Все свои посещения ветеранов гимназисты отражают в альбоме «Эстафета добрых дел», помещая в него заметки и фотографии.
Я как учитель истории считаю, что необходимо поддерживать связь между поколениями, нужно чаще посещать музеи, встречаться с ветеранами, приглашать их в школу. Все это способствует воспитанию и сохранению исторической памяти, становлению патриотизма, осознанию себя наследником и продолжателем дела ушедших поколений, сопричастность к ним и внутреннее родство!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Высокогорский район в годы Великой Отечественной войны
Методическая разработка урока по теме «Высокогорский район в годы Великой Отечественной войны».Цель урока:Охарактеризовать Высокогорский район в годы Великой Отечественной войны, показать вклад Высоко...
Яшалтинский район в годы Великой Отечественной войны
Великая Отечественная… 1418 дней и ночей бушевал огонь войны, убивая людей и уничтожая все, что было создано их трудом. Десятки миллионов сыновей и дочерей потеряла наша Родина. Нет семьи, которой бы ...
Урок мужества, посвящённый подвигу юных патриотов России в годы Великой Отечественной Войны.
Урок мужества, посвящённый подвигу юных патриотов России в годы Великой Отечественной Войны....
Трудовой подвиг тружеников города Балаково и Балаковского района в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)
Творческий урок по теме "Единство фронта и тыла" в годы Великой Отечественной войны...
Учителя Калманского района в годы Великой Отечественной войны
70-летию Победы посвящается......
"Подвиг работников дошкольных учреждений в годы Великой Отечественной войны"
В исследовании описана организация работы детских дошкольных учреждений в годы Великой Отечественной войны. Раскрыта роль воспитателей в сохранении жизни, здоровья, воспитания, обучения и по...
Внеклассное мероприятие: Урок мужества , посвящённый подвигу юных патриотов России в годы Великой Отечественной войны".
Без любви к Родине, к ее прошлому и настоящему, без знания истории своего государства невозможно построить будущее. Это чувство патриотизма закладывается с детства, растет вместе с человеком. Современ...