религия Древнего Египта
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Урок- изучение нового материалы. Разнообразные формы работы на уроке, проектная деятельность, самооценивание уч-ся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grigoreva_urok_istorii_5_kl.rar348.08 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ ИРМО «Смоленская средняя общеобразовательная школа»

Урок по истории Древнего мира

в 5 классе

тема: «Религия древних египтян»

Григорьева Елена Сергеевна

учитель истории

Пояснительная записка

В 5 классе учащиеся начинают знакомство с новым учебным предметом – историей древнего мира. Как правило, большинство ребят с огромным интересом познают далекое прошлое человечества, знакомятся с процессом формирования человека и человеческого общества. И одна из главных задач для учителя – не дать погаснуть в детских глазах искоркам удивительного и интересного. А для этого учитель должен сделать урок необычным, познавательным.

Урок по теме «Религия древних египтян» входит в раздел «Древний Восток» и изучается в конце первой четверти.

Урок «Религия древних египтян» рассчитан на учеников 5 класса и имеет ряд особенностей:

  • нетрадиционная структура урока (орг.момент, повторение пройденного материала в виде кроссворда, где зашифрована тема урока – слово «религия», введение в тему урока, домашнее задание, изучение и закрепление нового материала)
  • разнообразные методы работы на уроке и способы подачи информации для учащихся:

1.Рассказ учителя

2. Самостоятельная работа с учебником

3.Использование мультимедийного учебного пособия «История.5 класс», Просвещение.

4. Видеоролик о древнеегипетский богах, отснятый учителем (уч-ся старших классов подготовили головные короны с изображениями своих персонажей:

Богиня Бастет – черная кошка,

Бог Амон-Ра – солнце

Бог Геб – изображение с телом человека и головой змеи

Богиня Нут – черная корова

Бог Тот – ибис,

и выучив слова, прочитали перед видеокамерой). Тексты подготовлены на основании материалов учебника и прилагаются в приложении №3

  • с помощью оценочных листов учащиеся самостоятельно оценивают свою деятельность на уроке
  • насыщенность разнообразными формами работы и частая смена видов деятельности:

кроссворд, тест, работа с историческим  словариком, игры «Угадай, чьи это слова», «Закончи предложения»,  ребусы

  • применение  на уроке рефлексии уч-ся

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, дидактические материалы.

Программа по истории Древнего мира (А.А Вигасин., Г.И.Годер, И.С Свенцицкая) - Сборник программ: Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы, М.: Просвещение, 2007

Учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира: 5 класс. М.: Просвещение, 2006

Содержание урока:

1. Организационный момент и введение оценочных листов работы учащихся (инструкция по заполнению и выставлению оценок)

        

2. Повторение пройденного материала – кроссворд и знакомство с темой урока (зашифрована в кроссворде)

3. Цель и задачи урока

4. Вводное слово учителя

5. Домашнее задание

6. Изучение нового материала:

А) Боги и жрецы

Б)  Какими  представляли египтяне древних богов?

В) Миф об Осирисе и Исиде

Г) Что думали и рассказывали египтяне о «царстве мертвых»? 

Д)  Египтяне обожествляли фараона и называли его сыном Солнца

7.  Закрепление изученного материала

8. Подведение итогов урока

9. Приложения

Предварительная подготовка:

На партах уч-ся подготовлены оценочные листы с заданиями; подготовлен и отснят видеоролик  о древнеегипетских богах (с участием старшеклассников)

Ход урока

1. Организационный момент:

  • Приветствие учащихся
  • Ребята, сегодня необычный урок. На уроке вы сами будете оценивать свои знания, умения и навыки, а также покажите свое настроение. В этом вам поможет оценочный лист, который находится у вас перед глазами (приложение №1). На каждом этапе вы сами себя оцениваете и ставите заслуженные отметки напротив названия этапа. Максимальная оценка за каждый из этапов – 5 баллов. Подпишите свои листы, выберите один из смайликов, подходящим под ваше настроение на данный момент и затем отложите их в сторону (слайд №1)

На доске «Критерии оценивания знаний учащихся»: (приложение№4)

Оценка «5» - нет ошибок

Оценка «4» - 1 ошибка

Оценка «3» - 2 ошибки

Оценка «2» - 3 и более ошибок

2. Повторение пройденного материала

Тема нашего урока зашифрована в кроссворде. Давайте откроем оценочный лист на стр.2, отгадаем кроссворд и познакомимся с темой урока  (см. приложение №2 – презентация)

  • Запуск презентации - слайды №2-№9

Выделенное слово – религия.  Поставьте оценки в оценочных листах

Тема нашего урока – религия древних египтян 

(открыть тетради, записать число, тему урока - слайд № 10)

3. Цель урока:

  • познакомить учащихся с религиозными верованиями древних египтян;
  • продолжать формирование умений анализировать исторические факты на элементарном уровне, формировать несложные выводы, работать с текстом учебника;
  • вызвать у учащихся интерес к теме урока.

 

План урока:

  1. Боги древних египтян
  2. Религиозные верования древних египтян.
  3. Религия и власть фараона.

 Что такое религия? (Выслушать ответы учащихся, обобщить и записать определение)

Религия -  это вера в сверхъестественные существа, богов, духов

(слайд № 11)

4. Домашнее задание: 

Прочитать ξ10, в тетради нарисовать одно священное животное древних египтян   (слайд №12)

5. Вводное слово учителя:

Древние египтяне верили, что людьми и природой управляют могущественные боги. В Древнем Египте насчитывалось более 2 тысяч богов и богинь. Если не угодят люди богам – те разгневаются и навлекут бедствия на всю страну. Поэтому их старались задобрить подарками, молили о пощаде и милости.

 

6. Изучение нового  материала:

А) Рассказ учителя:

Люди строили для богов жилища – храмы. Они вытесывали из камня большие статуи богов или делали фигурки из бронзы и глины. Египтяне полагали, будто бог вселяется в изображение и слышит все, что говорят люди, принимает их подарки.

        При храмах находились жрецы– служители богов. Считалось, что именно жрец лучше всех умеет разговаривать с богом  - он знает особые молитвы, хранимые в тайне от других людей. Главный жрец входил внутрь храма, где жил бог. Он натирал статую душистыми маслами, одевал ее, подносил вкусное угощение, а затем удалялся, пятясь, чтобы не повернуться к богу спиной. Фараоны дарили храмам сады и пашни, золото и серебро, многочисленных рабов. Подарки делались богам, будто бы обитавшим в храмах. Распоряжались же ими жрецы. Сейчас мы послушаем фрагмент видеозаписи о том, какой образ жизни вели слуги богов.

  • запуск ВИДЕО на диске «История». 5 класс. Просвещение:

Раздел II История Древнего мира → п.№8 Цивилизация на реке Нил–Египет → Слуги богов Египта)

  • Запуск презентации (слайд № 13)

Запишите в тетрадь новые слова с определениями:

Храм – жилище богов

Жрец – служитель бога

Миф – сказание о богах.

Б) Какими  представляли египтяне древних богов?

У вас на столе лежат таблицы «Боги древних египтян».

Сейчас вы просмотрите видеоролик (приложение №3), и приведете эту таблицу в соответствие, то есть стрелками соедините имя бога и род занятий или силы природы, которые он отражал.

  • Запуск видеоролика, отснятого учителем (видеоролик + таблица) - прослушали, выполнили работу с таблицей, проверили, оценки  -   в лист     (слайд №14-18)

Содержимое видеоролика:

1. Я – богиня Бастет, покровительница женщин и их красоты. Древние египтяне представляли меня в виде гибкой черной кошки. Кошка – священное животное египтян. За убийство кошки египтянина могли даже казнить. Умерших кошек бальзамировали и погребали в священных покоях.

2. Я – самый главный бог египтян. Я – бог Солнца, имя моё – Амон-Ра. Каждое утро я выхожу к людям на востоке и весь день медленно плыву по небу в своей великолепной лодке. Оживают растения, ликуют люди и звери, птицы поют, прославляя меня.

К вечеру моя лодка спускалась с небес, и на западном краю неба я вплывал в ворота подземного царства. Здесь начинался смертный бой с богом тьмы, свирепым змеем Апопом. И победив змея, я снова возвещал о начале нового дня.

3. Я – бог земли, Геб. Древние египтяне изображали меня в виде человека с головой змеи, потому что змея – самое «земляное» животное.

Вначале Земля и Небо были нераздельны. Нут была моей женою, а я её мужем. Каждый вечер Нут рожала звезды. И всю ночь они плыли по её телу. А утром, когда появлялся Амон-Ра, Нут глотала своих детей. Я рассердился на супругу и сказал ей: «Ты как свинья, пожирающая собственных поросят!» В итоге мы стали жить раздельно и небо высоко поднялось над землей.

4. Я – богиня неба, Нут. Древние египтяне представляли меня огромной коровой. Они думали, что мое темное тело усыпано звездами.

5. Я – бог мудрости, Тот. Я пользовался у древних египтян особым уважением. Я научил людей читать и писать. Древние египтяне представляли меня с головой птицы ибиса, которая была священной птицей египтян.

В) Миф об Осирисе и Исиде.  

  • Запуск презентации (слайд № 19)

Работа с текстом учебника.  

Открываем учебник на с. 50, самостоятельно читаем п.№3 «Миф об Осирисе и Исиде» (5 мин.)

       Давайте проверим, насколько внимательны вы были при чтении текста.

Сейчас вам нужно угадать, кто из героев этого мифа мог бы произнести эти слова?   (слайды № 20-23)

1. «Зависть и злоба терзают меня. Тот, кому я завидую, красив, добр, повелевает тысячами людей. Меня же все они ненавидят  и проклинают. Ради захвата власти в стране я пойду на все, вплоть до убийства»

2. «Не печалься, матушка! Я вырос, возмужал и я отомщу за отца. Правда восторжествует. Зло будет наказано!»

3. «Я долгое время скрывалась в зарослях на берегу реки Нил с маленьким сыном. Мой муж убит! О, горе мне!»

4. «Человеческая злоба и зависть погубили меня. После своего чудесного воскрешения я не хочу оставаться на земле. Теперь я – царь и судья в «стране мертвых».

Проверяем и выставляем оценки:

  1. Сет
  2. Гор
  3. Исида
  4. Осирис            (слайд №24)        

Г) Что думали и рассказывали египтяне о «царстве мертвых»?

  • запуск ВИДЕО на диске «История». 5 класс. Просвещение:

Раздел II История Древнего мира → п.№8 Цивилизация на реке Нил–Египет → Боги Египта)

  • Запуск презентации (слайды № 25, 26)

 Прослушав  данный рассказ, мы встретили еще два новых слова. Давайте попробуем отгадать их и дать  им объяснение.  

  • РЕБУСЫ Слайд № 25 - мумия , 26 -саркофаг

Записать в тетрадь определения:

Мумия – забальзамированное тело фараона.

Саркофаг – гроб фараона  (слайд № 27)

Д) Рассказ учителя:

Египтяне обожествляли фараона и называли его сыном Солнца.

Они верили, что Амон-Ра-царь среди богов, а его сын, фараон,-царь среди людей, населяющих Египет. Без фараона, так же как без Солнца, невозможна жизнь на Земле. Египтяне молили фараона сделать так, чтобы на полях был хороший урожай, коровы рожали телят, а овцы - ягнят. Разливы Нила происходили регулярно в определенное время года, но египтяне говорили, что разлива не будет, если фараон не прикажет реке разлиться. Все должно подчиняться воле фараона – не только люди, но и сама природа.

7. Закрепление изученного материала:

Недавно ученые нашли остатки папируса, на котором не хватает некоторых слов. Давайте попробуем восстановить текст, вставив нужные слова (работа с оценочным листом)               слайды  №28-29

Восстановите текст:

1. Вера в сверхъестественные существа, духов, богов называется   _________.

2. Самым могущественным богом Древнего Египта был бог ____  А__- __а.

3. Мифического царя Египта, научившего египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб звали ________.

4. Древние египтяне связывали смерть Осириса с трудным временем года  ________.

5. Египтяне строили жилища для богов  -    ________ .

Проверяем и выставляем оценки:         (слайд №29)

1. Вера в сверхъестественные существа, духов, богов называется  религией

2. Самым могущественным богом Древнего Египта был бог солнца Амон-Ра.

3. Мифического царя Египта, научившего египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб звали Осирис

4. Древние египтяне связывали смерть Осириса с трудным временем года засухой (май-июнь).

5. Египтяне строили жилища для богов  -  храмы

8. Подведение итогов урока – выставление оценок и рефлексия

(слайд №30)


Приложение №1.     

Восстановите текст:

ОЦЕНИ СЕБЯ

1.Вера в сверхъестественные  существа , духов, богов называется _________

Боги древних египтян

2.Самым могущественным богом Древнего Египта был бог _____       А _______а

Ф.И. учащегося

3.Мифического царя Египта, научившего египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб звали______

Название этапа

Оценка

4.Древние египтяне связывали смерть Осириса с трудным временем года ___________.

1

Кроссворд

5.Египтяне строили жилища для богов _______

2

Таблица «приведи в соответствие»

Нарисуй  свое настроение (в конце урока)

3

Кому принадлежат слова?

4

Ребусы

5

Восстанови текст

Итоговая оценка

Нарисуй свое настроение (в начале урока)

        

Отгадай кроссворд и впиши правильные ответы

Приведите таблицу в соответствие

         

           

Боги

Какие силы природы и занятия египтян они отражали

1.Амон-Ра

А. Бог Земли

2. Нут

Б. Богиня женской красоты

3. Геб

В. Бог солнца

4. Тот

Г. Бог мудрости

5. Бастет

Д. Богиня Неба

Приложение №2        

Слайды №2            -                                                                                                                                         №9

                                         

Слайд №10                                                                                                                                           Слайд №11


                            Слайды
№13                                                                                                                                                  №14

                                                    

        

Слайд №15   -  18                                                                                                                          Слайд №19

                   

                                                 

Слайды №18                                                                                                                                                  №19        

Слайд № 20                                                                                                                                                  Слайд №21

                                                             

Слайд №22                                                                                                                    Слайд №23                                          

         

        

                      Слайды №22                                                                                                                                                №23

                      Слайд №24                                                                                                                           Слайд №25

                                                                     

        

                       Слайд №26                                                                                                                           Слайд №27

     

                     

        

                    Слайды №26                                                                                                              №27

                                                       

                                                                                                                  

                    Слайд №28                                                                                                                     Слайд №29

                                 

                         Слайд № 1, 30                                                                                      Слайд №12

                                                  

Приложение №3.  Содержимое видеоролика:

1. Я – богиня Бастет, покровительница женщин и их красоты. Древние египтяне представляли меня в виде гибкой черной кошки. Кошка – священное животное египтян. За убийство кошки египтянина могли даже казнить. Умерших кошек бальзамировали и погребали в священных покоях.

2. Я – самый главный бог египтян. Я – бог Солнца, имя моё – Амон-Ра. Каждое утро я выхожу к людям на востоке и весь день медленно плыву по небу в своей великолепной лодке. Оживают растения, ликуют люди и звери, птицы поют, прославляя меня.

К вечеру моя лодка спускалась с небес, и на западном краю неба я вплывал в ворота подземного царства. Здесь начинался смертный бой с богом тьмы, свирепым змеем Апопом. И победив змея, я снова возвещал о начале нового дня.

3. Я – бог земли, Геб. Древние египтяне изображали меня в виде человека с головой змеи, потому что змея – самое «земляное» животное.

Вначале Земля и Небо были нераздельны. Нут была моей женою, а я её мужем. Каждый вечер Нут рожала звезды. И всю ночь они плыли по её телу. А утром, когда появлялся Амон-Ра, Нут глотала своих детей. Я рассердился на супругу и сказал ей: «Ты как свинья, пожирающая собственных поросят!» В итоге мы стали жить раздельно и небо высоко поднялось над землей.

4. Я – богиня неба, Нут. Древние египтяне представляли меня огромной коровой. Они думали, что мое темное тело усыпано звездами.

5. Я – бог мудрости, Тот. Я пользовался у древних египтян особым уважением. Я научил людей читать и писать. Древние египтяне представляли меня с головой птицы ибиса, которая была священной птицей египтян.

Приложение № 4          

«Критерии оценивания знаний учащихся»

Оценка «5» - нет ошибок

Оценка «4» - 1 ошибка

Оценка «3» - 2 ошибки

Оценка «2» - 3 и более ошибок

Список использованной литературы:

  1. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. Учр. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. – М.: ВАКО, 2008
  3. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира
  4. Мультимедийное учебное пособие «История.5 класс», Просвещение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культура и религия Древнего Египта

Данная работа рассчитана на 2 урока, в  ней представлены видео фрагменты: документ об объединении Верхнего и Нижнего Египта; пирамиды в Гизе; письмо, искусства и ремесла Египта; храм жрицы Хими....

Культура и религия Древнего Египта

4 часть окончание в 2 презентациях...

Презентация "Искусство и религия Древнего Египта"

Презентация для использования на уроках истории в 5 - х классах....

Религия Древнего Египта

Боги Древнего Египта...

Религия Древнего Египта

Религия Древнего Египта...

Религия Древнего Египта

Религия Древнего Египта...

Религия Древнего Египта

Представлена презентация и развернутый конспект урока по теме "Религия Древнего Египта"...