религия Древнего Египта
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Урок- изучение нового материалы. Разнообразные формы работы на уроке, проектная деятельность, самооценивание уч-ся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grigoreva_urok_istorii_5_kl.rar | 348.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ ИРМО «Смоленская средняя общеобразовательная школа»
Урок по истории Древнего мира
в 5 классе
тема: «Религия древних египтян»
Григорьева Елена Сергеевна
учитель истории
Пояснительная записка
В 5 классе учащиеся начинают знакомство с новым учебным предметом – историей древнего мира. Как правило, большинство ребят с огромным интересом познают далекое прошлое человечества, знакомятся с процессом формирования человека и человеческого общества. И одна из главных задач для учителя – не дать погаснуть в детских глазах искоркам удивительного и интересного. А для этого учитель должен сделать урок необычным, познавательным.
Урок по теме «Религия древних египтян» входит в раздел «Древний Восток» и изучается в конце первой четверти.
Урок «Религия древних египтян» рассчитан на учеников 5 класса и имеет ряд особенностей:
- нетрадиционная структура урока (орг.момент, повторение пройденного материала в виде кроссворда, где зашифрована тема урока – слово «религия», введение в тему урока, домашнее задание, изучение и закрепление нового материала)
- разнообразные методы работы на уроке и способы подачи информации для учащихся:
1.Рассказ учителя
2. Самостоятельная работа с учебником
3.Использование мультимедийного учебного пособия «История.5 класс», Просвещение.
4. Видеоролик о древнеегипетский богах, отснятый учителем (уч-ся старших классов подготовили головные короны с изображениями своих персонажей:
Богиня Бастет – черная кошка,
Бог Амон-Ра – солнце
Бог Геб – изображение с телом человека и головой змеи
Богиня Нут – черная корова
Бог Тот – ибис,
и выучив слова, прочитали перед видеокамерой). Тексты подготовлены на основании материалов учебника и прилагаются в приложении №3
- с помощью оценочных листов учащиеся самостоятельно оценивают свою деятельность на уроке
- насыщенность разнообразными формами работы и частая смена видов деятельности:
кроссворд, тест, работа с историческим словариком, игры «Угадай, чьи это слова», «Закончи предложения», ребусы
- применение на уроке рефлексии уч-ся
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, дидактические материалы.
Программа по истории Древнего мира (А.А Вигасин., Г.И.Годер, И.С Свенцицкая) - Сборник программ: Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы, М.: Просвещение, 2007
Учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира: 5 класс. М.: Просвещение, 2006
Содержание урока:
1. Организационный момент и введение оценочных листов работы учащихся (инструкция по заполнению и выставлению оценок)
2. Повторение пройденного материала – кроссворд и знакомство с темой урока (зашифрована в кроссворде)
3. Цель и задачи урока
4. Вводное слово учителя
5. Домашнее задание
6. Изучение нового материала:
А) Боги и жрецы
Б) Какими представляли египтяне древних богов?
В) Миф об Осирисе и Исиде
Г) Что думали и рассказывали египтяне о «царстве мертвых»?
Д) Египтяне обожествляли фараона и называли его сыном Солнца
7. Закрепление изученного материала
8. Подведение итогов урока
9. Приложения
Предварительная подготовка:
На партах уч-ся подготовлены оценочные листы с заданиями; подготовлен и отснят видеоролик о древнеегипетских богах (с участием старшеклассников)
Ход урока
1. Организационный момент:
- Приветствие учащихся
- Ребята, сегодня необычный урок. На уроке вы сами будете оценивать свои знания, умения и навыки, а также покажите свое настроение. В этом вам поможет оценочный лист, который находится у вас перед глазами (приложение №1). На каждом этапе вы сами себя оцениваете и ставите заслуженные отметки напротив названия этапа. Максимальная оценка за каждый из этапов – 5 баллов. Подпишите свои листы, выберите один из смайликов, подходящим под ваше настроение на данный момент и затем отложите их в сторону (слайд №1)
На доске «Критерии оценивания знаний учащихся»: (приложение№4)
Оценка «5» - нет ошибок
Оценка «4» - 1 ошибка
Оценка «3» - 2 ошибки
Оценка «2» - 3 и более ошибок
2. Повторение пройденного материала
Тема нашего урока зашифрована в кроссворде. Давайте откроем оценочный лист на стр.2, отгадаем кроссворд и познакомимся с темой урока (см. приложение №2 – презентация)
- Запуск презентации - слайды №2-№9
Выделенное слово – религия. Поставьте оценки в оценочных листах
Тема нашего урока – религия древних египтян
(открыть тетради, записать число, тему урока - слайд № 10)
3. Цель урока:
- познакомить учащихся с религиозными верованиями древних египтян;
- продолжать формирование умений анализировать исторические факты на элементарном уровне, формировать несложные выводы, работать с текстом учебника;
- вызвать у учащихся интерес к теме урока.
План урока:
- Боги древних египтян
- Религиозные верования древних египтян.
- Религия и власть фараона.
Что такое религия? (Выслушать ответы учащихся, обобщить и записать определение)
Религия - это вера в сверхъестественные существа, богов, духов
(слайд № 11)
4. Домашнее задание:
Прочитать ξ10, в тетради нарисовать одно священное животное древних египтян (слайд №12)
5. Вводное слово учителя:
Древние египтяне верили, что людьми и природой управляют могущественные боги. В Древнем Египте насчитывалось более 2 тысяч богов и богинь. Если не угодят люди богам – те разгневаются и навлекут бедствия на всю страну. Поэтому их старались задобрить подарками, молили о пощаде и милости.
6. Изучение нового материала:
А) Рассказ учителя:
Люди строили для богов жилища – храмы. Они вытесывали из камня большие статуи богов или делали фигурки из бронзы и глины. Египтяне полагали, будто бог вселяется в изображение и слышит все, что говорят люди, принимает их подарки.
При храмах находились жрецы– служители богов. Считалось, что именно жрец лучше всех умеет разговаривать с богом - он знает особые молитвы, хранимые в тайне от других людей. Главный жрец входил внутрь храма, где жил бог. Он натирал статую душистыми маслами, одевал ее, подносил вкусное угощение, а затем удалялся, пятясь, чтобы не повернуться к богу спиной. Фараоны дарили храмам сады и пашни, золото и серебро, многочисленных рабов. Подарки делались богам, будто бы обитавшим в храмах. Распоряжались же ими жрецы. Сейчас мы послушаем фрагмент видеозаписи о том, какой образ жизни вели слуги богов.
- запуск ВИДЕО на диске «История». 5 класс. Просвещение:
Раздел II История Древнего мира → п.№8 Цивилизация на реке Нил–Египет → Слуги богов Египта)
- Запуск презентации (слайд № 13)
Запишите в тетрадь новые слова с определениями:
Храм – жилище богов
Жрец – служитель бога
Миф – сказание о богах.
Б) Какими представляли египтяне древних богов?
У вас на столе лежат таблицы «Боги древних египтян».
Сейчас вы просмотрите видеоролик (приложение №3), и приведете эту таблицу в соответствие, то есть стрелками соедините имя бога и род занятий или силы природы, которые он отражал.
- Запуск видеоролика, отснятого учителем (видеоролик + таблица) - прослушали, выполнили работу с таблицей, проверили, оценки - в лист (слайд №14-18)
Содержимое видеоролика:
1. Я – богиня Бастет, покровительница женщин и их красоты. Древние египтяне представляли меня в виде гибкой черной кошки. Кошка – священное животное египтян. За убийство кошки египтянина могли даже казнить. Умерших кошек бальзамировали и погребали в священных покоях.
2. Я – самый главный бог египтян. Я – бог Солнца, имя моё – Амон-Ра. Каждое утро я выхожу к людям на востоке и весь день медленно плыву по небу в своей великолепной лодке. Оживают растения, ликуют люди и звери, птицы поют, прославляя меня.
К вечеру моя лодка спускалась с небес, и на западном краю неба я вплывал в ворота подземного царства. Здесь начинался смертный бой с богом тьмы, свирепым змеем Апопом. И победив змея, я снова возвещал о начале нового дня.
3. Я – бог земли, Геб. Древние египтяне изображали меня в виде человека с головой змеи, потому что змея – самое «земляное» животное.
Вначале Земля и Небо были нераздельны. Нут была моей женою, а я её мужем. Каждый вечер Нут рожала звезды. И всю ночь они плыли по её телу. А утром, когда появлялся Амон-Ра, Нут глотала своих детей. Я рассердился на супругу и сказал ей: «Ты как свинья, пожирающая собственных поросят!» В итоге мы стали жить раздельно и небо высоко поднялось над землей.
4. Я – богиня неба, Нут. Древние египтяне представляли меня огромной коровой. Они думали, что мое темное тело усыпано звездами.
5. Я – бог мудрости, Тот. Я пользовался у древних египтян особым уважением. Я научил людей читать и писать. Древние египтяне представляли меня с головой птицы ибиса, которая была священной птицей египтян.
В) Миф об Осирисе и Исиде.
- Запуск презентации (слайд № 19)
Работа с текстом учебника.
Открываем учебник на с. 50, самостоятельно читаем п.№3 «Миф об Осирисе и Исиде» (5 мин.)
Давайте проверим, насколько внимательны вы были при чтении текста.
Сейчас вам нужно угадать, кто из героев этого мифа мог бы произнести эти слова? (слайды № 20-23)
1. «Зависть и злоба терзают меня. Тот, кому я завидую, красив, добр, повелевает тысячами людей. Меня же все они ненавидят и проклинают. Ради захвата власти в стране я пойду на все, вплоть до убийства»
2. «Не печалься, матушка! Я вырос, возмужал и я отомщу за отца. Правда восторжествует. Зло будет наказано!»
3. «Я долгое время скрывалась в зарослях на берегу реки Нил с маленьким сыном. Мой муж убит! О, горе мне!»
4. «Человеческая злоба и зависть погубили меня. После своего чудесного воскрешения я не хочу оставаться на земле. Теперь я – царь и судья в «стране мертвых».
Проверяем и выставляем оценки:
- Сет
- Гор
- Исида
- Осирис (слайд №24)
Г) Что думали и рассказывали египтяне о «царстве мертвых»?
- запуск ВИДЕО на диске «История». 5 класс. Просвещение:
Раздел II История Древнего мира → п.№8 Цивилизация на реке Нил–Египет → Боги Египта)
- Запуск презентации (слайды № 25, 26)
Прослушав данный рассказ, мы встретили еще два новых слова. Давайте попробуем отгадать их и дать им объяснение.
- РЕБУСЫ Слайд № 25 - мумия , 26 -саркофаг
Записать в тетрадь определения:
Мумия – забальзамированное тело фараона.
Саркофаг – гроб фараона (слайд № 27)
Д) Рассказ учителя:
Египтяне обожествляли фараона и называли его сыном Солнца.
Они верили, что Амон-Ра-царь среди богов, а его сын, фараон,-царь среди людей, населяющих Египет. Без фараона, так же как без Солнца, невозможна жизнь на Земле. Египтяне молили фараона сделать так, чтобы на полях был хороший урожай, коровы рожали телят, а овцы - ягнят. Разливы Нила происходили регулярно в определенное время года, но египтяне говорили, что разлива не будет, если фараон не прикажет реке разлиться. Все должно подчиняться воле фараона – не только люди, но и сама природа.
7. Закрепление изученного материала:
Недавно ученые нашли остатки папируса, на котором не хватает некоторых слов. Давайте попробуем восстановить текст, вставив нужные слова (работа с оценочным листом) слайды №28-29
Восстановите текст:
1. Вера в сверхъестественные существа, духов, богов называется _________.
2. Самым могущественным богом Древнего Египта был бог ____ А__- __а.
3. Мифического царя Египта, научившего египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб звали ________.
4. Древние египтяне связывали смерть Осириса с трудным временем года ________.
5. Египтяне строили жилища для богов - ________ .
Проверяем и выставляем оценки: (слайд №29)
1. Вера в сверхъестественные существа, духов, богов называется религией
2. Самым могущественным богом Древнего Египта был бог солнца Амон-Ра.
3. Мифического царя Египта, научившего египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб звали Осирис
4. Древние египтяне связывали смерть Осириса с трудным временем года засухой (май-июнь).
5. Египтяне строили жилища для богов - храмы
8. Подведение итогов урока – выставление оценок и рефлексия
(слайд №30)
Приложение №1.
Восстановите текст: | ОЦЕНИ СЕБЯ | ||
1.Вера в сверхъестественные существа , духов, богов называется _________ | Боги древних египтян | ||
2.Самым могущественным богом Древнего Египта был бог _____ А _______а | Ф.И. учащегося | ||
3.Мифического царя Египта, научившего египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб звали______ | № | Название этапа | Оценка |
4.Древние египтяне связывали смерть Осириса с трудным временем года ___________. | 1 | Кроссворд | |
5.Египтяне строили жилища для богов _______ | 2 | Таблица «приведи в соответствие» | |
Нарисуй свое настроение (в конце урока) | 3 | Кому принадлежат слова? | |
4 | Ребусы | ||
5 | Восстанови текст | ||
Итоговая оценка | |||
Нарисуй свое настроение (в начале урока) |
Отгадай кроссворд и впиши правильные ответы | Приведите таблицу в соответствие | |
| Боги | Какие силы природы и занятия египтян они отражали |
1.Амон-Ра | А. Бог Земли | |
2. Нут | Б. Богиня женской красоты | |
3. Геб | В. Бог солнца | |
4. Тот | Г. Бог мудрости | |
5. Бастет | Д. Богиня Неба |
Приложение №2
Слайды №2 - №9
Слайд №10 Слайд №11
Слайды №13 №14
Слайд №15 - 18 Слайд №19
Слайды №18 №19
Слайд № 20 Слайд №21
Слайд №22 Слайд №23
Слайды №22 №23
Слайд №24 Слайд №25
Слайд №26 Слайд №27
Слайды №26 №27
Слайд №28 Слайд №29
Слайд № 1, 30 Слайд №12
Приложение №3. Содержимое видеоролика:
1. Я – богиня Бастет, покровительница женщин и их красоты. Древние египтяне представляли меня в виде гибкой черной кошки. Кошка – священное животное египтян. За убийство кошки египтянина могли даже казнить. Умерших кошек бальзамировали и погребали в священных покоях.
2. Я – самый главный бог египтян. Я – бог Солнца, имя моё – Амон-Ра. Каждое утро я выхожу к людям на востоке и весь день медленно плыву по небу в своей великолепной лодке. Оживают растения, ликуют люди и звери, птицы поют, прославляя меня.
К вечеру моя лодка спускалась с небес, и на западном краю неба я вплывал в ворота подземного царства. Здесь начинался смертный бой с богом тьмы, свирепым змеем Апопом. И победив змея, я снова возвещал о начале нового дня.
3. Я – бог земли, Геб. Древние египтяне изображали меня в виде человека с головой змеи, потому что змея – самое «земляное» животное.
Вначале Земля и Небо были нераздельны. Нут была моей женою, а я её мужем. Каждый вечер Нут рожала звезды. И всю ночь они плыли по её телу. А утром, когда появлялся Амон-Ра, Нут глотала своих детей. Я рассердился на супругу и сказал ей: «Ты как свинья, пожирающая собственных поросят!» В итоге мы стали жить раздельно и небо высоко поднялось над землей.
4. Я – богиня неба, Нут. Древние египтяне представляли меня огромной коровой. Они думали, что мое темное тело усыпано звездами.
5. Я – бог мудрости, Тот. Я пользовался у древних египтян особым уважением. Я научил людей читать и писать. Древние египтяне представляли меня с головой птицы ибиса, которая была священной птицей египтян.
Приложение № 4
«Критерии оценивания знаний учащихся»
Оценка «5» - нет ошибок
Оценка «4» - 1 ошибка
Оценка «3» - 2 ошибки
Оценка «2» - 3 и более ошибок
Список использованной литературы:
- Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. Учр. – М.: Просвещение, 2009.
- Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. – М.: ВАКО, 2008
- Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира
- Мультимедийное учебное пособие «История.5 класс», Просвещение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Культура и религия Древнего Египта
Данная работа рассчитана на 2 урока, в ней представлены видео фрагменты: документ об объединении Верхнего и Нижнего Египта; пирамиды в Гизе; письмо, искусства и ремесла Египта; храм жрицы Хими....
Культура и религия Древнего Египта
4 часть окончание в 2 презентациях...
Презентация "Искусство и религия Древнего Египта"
Презентация для использования на уроках истории в 5 - х классах....
Религия Древнего Египта
Боги Древнего Египта...
Религия Древнего Египта
Религия Древнего Египта...
Религия Древнего Египта
Религия Древнего Египта...
Религия Древнего Египта
Представлена презентация и развернутый конспект урока по теме "Религия Древнего Египта"...