Подготовка призеров по истории
рабочая программа по истории (5 класс) на тему
Рабочая программа подготовки призеров по истории. 5 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_podgotovki_prizerov_po_istorii._5_klass.docx | 27.76 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО ______________/И.В.Вакуленко Протокол №________ От « »____________2015г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР ___________/ « »______________2015г. | «Утверждаю» Директор МОУ «СОШ №1» _____________/Т.Н.Зуева « »_____________2015г. |
Рабочая программа подготовки призеров
«Историк»
Пономаренко Анжелики Николаевны учителя истории и обществознания
МОУ «СОШ №1»
на 2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности. На смену идеологии «образование - преподавание» пришло «образование - созидание», когда личность ученика становится центром внимания педагога.
В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования.
Главная цель сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.
Ещё одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь каждому ученику. Развитие индивидуальных способностей, для проявления личности каждого ученика.
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети и молодёжь – это потенциал любой страны.
Необходимо учитывать тот факт, что развитие одаренности происходит не только в системе обучения и воспитания, но имеет свои собственные закономерности, свою внутреннюю логику, определяющие индивидуальность. Одаренная личность наделена собственной познавательной потребностью (характеризуется выраженным чувством удовольствия от умственной или какой-либо творческой деятельности). Отсюда необходимые условия работы с одаренными:
- сохранение индивидуальности;
- поддержка собственной познавательной потребности;
- знание психологических особенностей одаренных детей.
Цель курса «Историк»: способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии, подготовка учащихся к конференциям, олимпиадам, конкурсам и т.д
Задачи курса:
1.Углублять и расширять знания по всемирной истории и истории своей страны;
2.Способствовать развитию навыков учебно-исследовательской деятельности;
3.Совершенствовать творческие способности личности;
4.Воспитывать у учащихся патриотические и нравственные
ценности и идеалы, их связь с предыдущими поколениями.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Данная программа рассчитана на то, что поможет:
- сформировать активную, самостоятельную и инициативную позицию ученика в обучении;
- активизировать в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировать не просто умения, а компетенции, т.е. умения непосредственно-сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- рассмотреть принцип связи обучения с жизнью.
Программа направлена на развитие познавательного интереса учащихся.
Основные направления работы:
-включение в научно-исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их научными интересами;
-обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования;
-оказание практической помощи учащимся в проведении исследовательской работы;
-подготовка, организация и проведение научно-практических конференций, турниров, олимпиад.
Формы подведения итогов реализация программы: защита проектов, участие в конференциях, олимпиадах и т.д.
Деятельность по программе основывается на следующих принципах:
-Принцип интереса, основанный на эмоционально- ценностном отношении к окружающему миру, к истории своего народа, возрождение народных традиций.
-Принцип единства воспитательных воздействий, предполагающий совместную деятельность педагогов, родителей и других общественных организаций по воспитанию детей, согласованность их требований.
-Принцип совместной деятельности, в процессе которой люди находятся в определенных взаимоотношениях и взаимной ответственности.
-Принцип уважения личности и позиции воспитанника, умение сочетать высокую требовательность к гимназисту с уважением его человеческого достоинства.
-Принцип целостности педагогического процесса– единство, взаимосвязь, интеграция урочной и внеурочной форм работы.
Программа рассчитана на 35 часов в год, 1 занятие в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Личность в истории (20 часов)
История России как часть всемирной истории. Выдающиеся личности в истории. Рюрик. Олег. Игорь. Владимир. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо. Александр Невский. Иван Калита. Дмитрий Донской. Иван III. Андрей Рублев. Иван IV Грозный. Борис Годунов. Лжедмитрий I. Василий Шуйский. Михаил Романов. Алексей Романов. Петр I. Написание исторических портретов.
Развитие культуры в IX-XVII веках (10часов)
Архитектура. Живопись. Скульптура. Литература.
Вспомогательные исторические дисциплины (5 часов)
Вспомогательные исторические дисциплины: палеография, метрология, хронология, сфрагистика, геральдика, нумизматика, генеалогия, ономастика.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты:
- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до наших дней;
- способность применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;
- уметь сравнивать простые однородные исторические факты, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;
- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории ;
- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории, способствовать их охране.
Метапредметные результаты:
- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;
- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в форме рефератов и докладов;
- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.
Личностные результаты:
- представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;
- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
- освоение гуманистических традиций и ценностей, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел (тема) | Общее количество часов | В том числе: | |
Теоретических | Практических | ||
1. Личность в истории | 20 | 16 | 4 |
2. Развитие культуры в IX-XVI вв. | 10 | 7 | 3 |
3. Вспомогательные исторические дисциплины | 5 | 3 | 2 |
Итого: | 35 | 26 | 9 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата | Тема занятия | К-во часов | Стандарт/Содержание | Планируемые результаты | |||
план | факт | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | |||
Личность в истории (20 часов) | |||||||
История России как часть всемирной истории. Выдающиеся личности в истории России | 1 | Всемирная история. История России. | Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. | Участвовать в обсуждении | Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности. | ||
Рюрик, Олег, Игорь. Возникновение Древнерусского государства. | 1 | Что такое государство | Уметь составлять план исследования | Участвовать в обсуждении | Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность. | ||
Князь Владимир | 1 | Принятие христианства | Уметь составлять план ответа | Участвовать в обсуждении | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. | ||
Написание исторического портрета. | Правила написания исторического портрета Исторический портрет | Уметь составлять простой план работы | Работа в малых группах | Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность. | |||
Ярослав Мудрый | 1 | Расцвет Древнерусского государства | Уметь составлять простой план текста . | Работа в малых группах | Освоение гуманистических традиций и ценностей общества | ||
Владимир Мономах | 1 | Борьба с половцами | Уметь анализировать письменные источники | Представлять результаты своей деятельности в различных формах: сообщение, эссе. | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов | ||
Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо | 1 | Развитие Московского княжества | Уметь выявлять общее и различное | Составлять простой план ответа. | Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией | ||
Александр Невский и угроза с Запада | 1 | Невская битва. Ледовое побоище | Уметь выявлять причины и следствия | Подтверждать выводы примерами, описывать факты. | Формирование способности решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.) | ||
Написание исторического портрета | Исторический портрет | Уметь составлять простой план работы | Участвовать в обсуждении | Умение работать с учебной и внешкольной информацией. | |||
Иван Калита | 1 | Возвышение Москвы | Уметь выявлять причины
| Подтверждать выводы примерами, описывать факты. Анализировать и обобщать факты | Умение работать с учебной и внешкольной информацией. | ||
Дмитрий Донской. | 1 | Куликовская битва | Написание и защита реферата. | Подтверждать выводы примерами, описывать факты. | Умение работать с учебной и внешкольной информацией. | ||
Иван III | 1 | Создание единого Российского государства | Сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия | Предоставлять результаты своей деятельности в различных формах. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | ||
Андрей Рублев | 1 | Биография и творчество Андрея Рублева | Уметь работать с различными источниками информации | Участвовать в обсуждении | Умение работать с учебной и внешкольной информацией. | ||
Иван IV Грозный и реформы Избранной рады. | 1 | Понятие «реформа». Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного | Уметь работать с текстом параграфа | Участвовать в обсуждении | Умение работать с учебной и внешкольной информацией. | ||
Написание исторического портрета | 1 | Исторический портрет | Уметь составлять простой план | Участвовать в обсуждении | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | ||
Борис Годунов. «Неугодный царь» | 1 | Причины Смутного времени | Уметь выявлять причины и следствия | Участвовать в обсуждении | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | ||
Лжедмитрий I-Григорий Отрепьев. Василий Шуйский. | 1 | Смутное время | Написание и защита доклада | Работать в малых группах по единому заданию, анализировать факты и давать им соответствующую оценку. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | ||
Первые Романовы. Михаил Романов. Алексей Романов. | 1 | Работа с различной литературой и источниками | Умение давать сравнительную характеристику | Участвовать в обсуждении | Формирование способности решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах | ||
Петр I. «Россию поднял на дыбы» | 1 | Написание и защита исследовательских работ | Уметь выявлять причины и последствия. | Устанавливать связи между событиями | Формирование способности решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах | ||
Написание исторического портрета | 1 | Исторический портрет | Уметь составлять простой план | Участвовать в обсуждении | Формирование способности решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах | ||
Развитие культуры в IX-XVI веках (10 часов) | |||||||
Культура Древней Руси | 1 | Архитектура. Иконопись. Летописание | Анализ иллюстративного материала | Участвовать в обсуждении | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | ||
Культура русских земель в XII-XIII веках | 1 | Архитектура. | Анализ иллюстративного материала | Участвовать в обсуждении | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | ||
Культура XIV века | 1 | Архитектура. Иконопись. Литература | Анализ иллюстративного материала и письменных источников | Участвовать в обсуждении | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | ||
Культура XV века | 1 | Архитектура | Анализ иллюстративного материала | Участвовать в обсуждении | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | ||
Культура XVIв. | 1 | Архитектура. Литература | Анализ иллюстративного материала и письменных источников | Участвовать в обсуждении | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | ||
Культура XVII в. | 1 | Архитектура. Литература. Живопись | Анализ иллюстративного материала и письменных источников | Участвовать в обсуждении | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | ||
Повторение | 1 | Культура IX-XVII вв. | Анализ иллюстративного материала и письменных источников | Участвовать в обсуждении | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | ||
Защита рефератов | 3 | Выбор темы. Написание рефератов. | Алгоритм выступления | Участвовать в обсуждении | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | ||
Вспомогательные исторические дисциплины (5 часов) | |||||||
Хронология Метрология | 1 | Понятие «вспомогательные исторические дисциплины». | Анализ иллюстративного материала и письменных источников | Участвовать в обсуждении | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | ||
Сфрагистика. Геральдика Нумизматика | 1 | Печати, гербы, монеты в истории России. Гербы городов России. | Анализ иллюстративного материала и письменных источников | Участвовать в обсуждении | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | ||
Генеалогия Ономастика | 1 | Составление генеалогического древа. История происхождения названий городов России. Выбор тем рефератов. | Анализ иллюстративного материала и письменных источников | Участвовать в обсуждении | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | ||
Работа с различными группами источников | 2 | Практическое применение вспомогательных исторических дисциплин | Работа с письменными и иллюстративными источниками | Участвовать в обсуждении | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | ||
Итого: | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диплом за подготовку призера
Диплом за подготовку призера Всероссийского молодежного чемпионата по химии...
диплом за подготовку призера
Диплом за подготовку призера Всероссийского химического чемпионата...
Грамота за подготовку призера 6 краевой научно-практической конференции "Моя страна - моя Россия"
Грамота за подготовку призера...
Грамота за подготовку призера 6 краевой научно-практической конференции "Моя страна - моя Россия"
Грамота за подготовку призера...
Диплом за подготовку призера
За подготовку призеров Всероссийского " Молодежного чемпионата по математике"...
Приказа Департамента образования г. Салехарда о награждении за подготовку призеров по истории и обществознанию на региональном этапе ВОШ 2023
1 ученик призер Регионального этапа ВОШ по обществознанию (2 место и 43);1 ученик призер Регионального этапа ВОШ по истории (5 место из 20)...