Программа спецкурса "История Государства Российского"
материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (10, 11 класс) на тему
Программа спецкурса преподносит историю отечества 9-18 веков через призму правления великих князей, царей, императоров. Для закрепления материала прилагается дидактический исторический тренинг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1456593884560a4bdfbacbf5.14031290.docx | 52.32 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ города Ульяновска «Средняя школа №72 с углубленным изучением отдельных предметов»
Программа спецкурса «История государства Российского в лицах» 10-11 кл.
Учитель истории
Сарычев Александр Владимирович.
Г. Ульяновск.
План
I.Вводная часть: с. 1-4
а) значение изучения истории Отечества через призму деяний исторических личностей – правителей России.
б) цели и задачи спецкурса.
II. Программа спецкурса: с. 4-17
а) династия Рюриковичей.
б) династия Романовых.
III. Дидактический тренинг. с. 17-21
IV. Список используемой литературы. с.22-23
« История в некотором смысле есть священная книга
народов, главная, необходимая; зерцало их бытия
и деятельности; --- откровений и правил, завет предков
к потомству дополнение настоящего и пример будущего»
Н.М.Карамзин
Каждый народ в праве гордится своей историей. История русского народа, её неповторимость, особенность, самобытность всегда привлекали учёных, исследователей, историков. Любознательный ум человека проникает всюду- для него нет границ, особенно в познание своего прошлого.
Представленная программа спецкурса по истории Отечества IX-XVIII вв. преподносит историю страны через призму правления великих русских князей, царей, императоров. Через деяния правителей прослеживается развитие государства, его хозяйства, создание городов, внешнеполитических событий, уклад жизни.
В современных позициях рассматривается личность и её роль в истории. Опасно переоценивать, но нельзя и недооценивать значение того или иного государственного деятеля в развитии страны. С личностью мы отождествляем эпоху. Личность является продуктом своего времени.
Интересны слова великого русского писателя Л.Н.Толстого:
«Я умру так же, как и все..
Но моя жизнь и смерть будут
иметь смысл для меня и для всех»
Роль выдающихся личностей в том, что они могут глубже других отразить потребности общественного развития, выразить это в своей деятельности.
Времена Олега, Святослава, Ярослава, Владимира Мономаха, Ивана III, Ивана IV Грозного, Петра I, Екатерины Великой оставили в истории неизгладимый след.
Окружение правителей играло немало важную роль в их деятельности. Немало посредственных, никчёмных людей толпилось у трона, но были и великие люди государственные мужи, талантливые полководцы. Они, как бы сменяя друг друга , проходят через всю многовековую историю страны.
Чтобы избежать неточностей, а порой и искажения исторических событий, освещение вопросов программы построено на произведениях русских историков-классиков, а также исследованиях современных учёных.
Программа спецкурса ставит своей задачей углубленное изучение истории своего Отечества с развитием познавательных интересов учащихся и осмысления непростой правды сегодняшних дней в контексте с прошлым своей Родины.
На базе новых источников программа рассчитана на преодоление идеологической тенденциозности, восстановление вырванных или ненаписанных страниц нашей истории, освещение событий с новых позиций, столкновение различных точек зрения на деяния исторического деятеля.
Программа спецкурса строится по проблемно-хронологическому принципу. К каждой теме даются опорные понятия, проблемные вопросы, раскрывающие основу темы и специфику исторического периода.
Программа предусматривает самостоятельную работу учащихся с историческими источниками и разнообразной литературой, для чего к каждой теме приводится список определенной литературы.
Обучение историей должно прививать молодому поколению полноценное чувство гражданина, ответственного за судьбу своей Родины, готового к содержательной деятельности, должно развивать гуманистические принципы, способности критическому анализу происходящих событий , расширять интеллектуальный потенциал, готовность к активному участию в строительстве правового государства, защите прав человека как высшей ценности в цивилизованном мире.
Знания, полученные на уроках истории, помогают найти свое место в политической жизни страны, определяют уровень культуры современного человека, вырабатывают способность ориентироваться во внутренней и международной политике, экономике, идеологической борьбе. Без глубокого изучения опыта прошлого нельзя понять сложных многообразных процессов, происходящих в нашем Отечестве сегодня.
Для закрепления материала, понимания глубины изучаемой эпохи предполагаемая программа спецкурса содержит дидактический исторический тренинг.
Данная программа была использована в 2013-2014 учебном году и показала хорошую результативность в развитии интереса к изучению своего прошлого у учащихся 10-11 классов и положительно повлияла на глубину знаний исторического материала при подготовке сдачи ЕГЭ по истории.
Программа спецкурса «История государства Российского в лицах» рассчитана на 34 часа учебного года в 10-11 классах, одно занятие в неделю.
- Восточные славяне в VI-IX в.в.
Организация познавательной деятельности учащихся.
Проблемы:
- археологические свидетельства и проблема прародины славян;
- римские авторы о славянах и их соседях;
- славяне VI в. глазами византийцев;
- три историко-географических ареала и культурные группы славян;
- арабские и византийские источники о славянах Vİİ – İX веков;
Основные понятия:
ностратическая семья языков, индоевропейцы; быт, занятия, верования славян (язычество), князь-бояре-вече (вече-бояре-князь)- тройная система власти, общественный строй.
Литература:
Карамзин Н.М. История государства Российского. т 1 , глава İ-İİ, М. 1990 год.
Ключевский В.О. Русская история. книга 1, лекции VII,VIII. М. 1993 год.
Смирнов С.Г. Задачник по истории России. М. 1995 год, с.8-15.
Ишимова А.О. История России М. 1996 год, с.5-9.
Россия. Полный энциклопедический и иллюстративный справочник. М. Олма-Пресс, 2005 г.
Династия Рюриковичей.
- Древняя Русь. Становление древнерусского государства. – 3 ч.
Правление Рюрика (862-879г. г.)
Олега (882-912 г. г.)
Игоря (912-945 г. г.)
Ольги (945-969 г. г)
Святослава (969-980 г.г.)
Проблемы для обсуждения и познавательной деятельности учащихся:
- внутриполитические, социальные, экономические, внешнеполитические предпосылки образования государства у восточных славян;
- « норманнская теория», роль варягов в истории Руси;
- этапы отношений Руси с Византией и роль правителей Руси этого периода;
- почему после смерти Игоря « варяжская» династия в Киеве не восстановилась;
- роль первых князей в становлении и упрочнении Руси.
Основные понятия:
« варяги», норманны, хазары, Рюрик, Синеус, Трувор, Святослав- Александр Македонский Восточной Европы, центральная власть, раннефеодальная монархия, полюдье, правящая династия, усобица.
Литература:
1.Карамзин Н.М. История государства Российского. т 1 , глава İ-İİ, М. 1990 год.
2.Ключевский В.О. кн.İ, лекция X. М.1993г.
3. Пашков Б.Г. Русь. Россия. Российская империя. М. 1997 г., с.24-34.
4 . Россия. М.Олма-Пресс.2005 г. С19-25 .
5. Журнал « Родина» № 2, 1993 год.
ст. Т. Джаксон «Варяги - создатели Древней Руси».
6. Журнал « Родина» № 5, 1994 года.
7. Журнал « Россия Молодая» №1.2, 1992 года.
Рубрика « Хроника государства Российского», стр. 44-47.
8. Бравина М.А. Исторический портрет на фоне эпохи. С 13-16. Ульяновск. УИПКПРО. 2013 г.
9. Знаменитые династии России. Рюриковичи. Вып.№7,2014, М.ООО »Де Агостини», 2014 г.
İİİ. Принятие христианства на Руси.
Князь Владимир (980-1015) – 1ч.
Проблемы для обсуждения и познавательной деятельности учащихся:
-принятие христианства;
-двоеверие;
-государственная религия;
-православие и русская дипломатия в Европе;
- Владимир I -государственный деятель христианской Руси.
Основные понятия:
язычество, православие, князь-каган, традиционная аристократия, военная демократия.
Литература:
- Карамзин Н.М. История государства Российского. Т 1, гл. İX. М. 1990 год.
- Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. т. İ, с.1-9, М. 1990 год.
- Алексеев В.В, Исторический календарь. С. 11-68, М. 1996 год.
- Русский государственный орел. Сост. Острогорский М. С-П. 1914 г, с13-18.
- Журнал « Россия – Молодая», №2, 1992 г. с. 48-50
- Бравина М.А. Исторический портрет на фоне эпохи. С16-17.Ульяновск. 2013 г.
- Русские правители периода складывания феодальных отношений – 2ч.
( Ярослав İ Владимирович « Мудрый»)
Проблемы для обсуждения и познавательной деятельности учащихся:
- доказать или опровергнуть тезис: « на протяжении X-Xİ веков в Киевской Руси шел процесс утверждения феодальных отношений»;
- в чем Ярослав повторил судьбу отца;
-порядок и законность в русских землях;
- международный авторитет Руси, совершенствование методов проведения внешней политики в соответствии с растущей мощью государства;
- князь Ярослав – ревностный поборник образования, развития грамотности;
-градостроитель, крепивший единство Руси;
- Ярослав – « великий каган»
Основные понятия: феодализм, династические браки, устный « Закон русский», « Суд Ярославль», « Русская правда», лествица, г. Юрьевец, Софийский собор 1037 года, Золотые ворота в Киеве, Киево-Печерская лавра.
Литература:
- Карамзин Н.М. История государства Российского. т.2, гл. İİ. М. 1990 год.
- Ключевский В.О. Русская история кн.1, лекция Xİİ, М. 1993 г.
- Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших представителей. т.1, с.9-23, М. 1990 год.
- Кожинов В. Цезарь - каган Ярослав Мудрый. Журнал « Родина» № 1, М. 1994.
- Журнал « Россия молодая», № 2 1992 г. с 54- 55.
- Бравина М.А.Исторический портрет на фоне эпохи. С17-18. Ульяновск. 2013 г.
Владимир Мономах (1113 - 1125 гг.)
Проблемы для обсуждения и познавательной деятельности учащихся:
- образование, литературный дар, государственные заботы;
- Владимир Всеволодович "Мономах" - первый серьёзный реформатор Руси;
- видный полководец, властный политик и рачительный хозяин;
- "Поучение" - великие заповеди потомкам;
- "Устав" Владимира Мономаха;
- новый летописный свод.
Основные понятия: "шапка Мономаха", происхождение прозвища "Мономах", Нестор "Повесть временных лет", вотчина, натуральное хозяйство, повоз, социальный мир.
Литература:
1. Карамзин Н. М. История государства Российского. т.2,
гл. II. М. 1990 г.
2.Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. т.I, с.39-71 М. 1990 г.
3. Пашков Б. Г. Русь. Россия. Российская империя. М. 1997,
с. 56-59.
4. Российский государственный орёл. Сост. Острогорский М. С-П 1914 г., с.25-26.
5. Бравина М.А. Исторический портрет… С18-19. Ульяновск. 2013 г.
Русские князья периода феодальной раздробленности Руси XII-XIII вв. - 2 ч.
ЮрийДолгорукий 1125-1157, 1155-1157 гг.
Организация познавательной деятельности учащихся:
- расширение границ Владимиро-Суздальского княжества;
- основание Москвы на месте усадьбы боярина Кучки;
- строительство церквей, монастырей;
- отношение народа к князю.
Основные понятия: Юрий Владимирович Долгорукий, Ростово-Суздальское княжество, В. Н. Татищев о Юрии Долгоруком, крупный государственный деятель Северо-Восточной Руси.
Андрей Юрьевич Боголюбский ( 1157-1174 гг.)
Основные проблемные вопросы:
- "самовластец" Андрей Боголюбский;
- перенос столицы во Владимир, значение этого события;
- обоснование политики князя, действия которого лежали в общем русле политического развития европейских стран.
Основные понятия: политический центр Руси, первая крепость в Москве, потеря Киевом старшинства.
Всеволод Юрьевич Большое гнездо (1176-1212 гг.)
Проблемы для обсуждения:
- опора в своей политике на дворянство;
- какие стороны политики князя вызывали поддержку со стороны значительной части населения княжества и почему;
- нарушение старой официальной традиции наследования власти по старшинству, воля великого князя "единодержавца" стала сильней, чем былая старина.
Основные понятия: процесс централизации, феодальная раздробленность, "отроки", мечники, вирники, меньшая дружина, "Слово о полку Игореве".
Литература:
1. Карамзин Н. М. История государства Российского т.2,
гл. XIV, т. 3, гл. III. М. 1990 г.
2. Ключевский В. О. Русская история, кн. I, лекции XVIII, XIX.
М. 1997 г.
3. Журнал " Россия молодая", №3, 1992 г.
4. Бравина М,А. Исторический портрет… С20-23. Ульяновск 2013 г.
Русские князья периода монголо - татарского ига - 3ч.
Проблемы для обсуждения и познавательной деятельности учащихся:
- монголо-татары XIII в.;
- история покорителя Вселенной, факты и комментарии;
- чужбина, русские в Золотой орде.
Александр Ярославович (Невский) 1252-1263 гг.
- правление Александра в Новгороде;
- великий полководец Древней Руси - война со шведами, рыцарями - крестоносцами;
- взаимоотношения князя с монголо-татарами;
- оценка его деятельности;
- причисление к лику святых православной церковью.
Иван I Данилович Калита (1328-1340 гг.)
- родоначальник Московского государства;
- отказ от политики, замешанной на крови;
- принцип государственной политики - "Мир и порядок ";
- зарождение дворянства;
- правитель Всея Руси (Государь Всея Руси?);
- различные оценки деятельности Ивана Калиты.
Дмитрий Донской (1359-1389гг.)
- усиление Московского княжества;
- вступление в открытую борьбу с Золотой Ордой;
- полководец, государственный деятель;
- Сергий Радонежский - патриот Всея Руси;
- оценка деятельности князя Дмитрия Донского.
Понятия: иго, Золотая Орда. дворяне, "Задонщина", политическое влияние, Москва - церковная столица Руси.
Литература:
1. Карамзин Н. М. История государства Российского. т. 4,
гл. XIII-IX; т.5. гл. I. М 1990 г.
2. Ключевский В. О. Русская история. кн.I, лекция XXII, 1993г.
3. Горский А. Александр Невский. с. 27-31, М. Журнал "Родина" №2 1994 г.
4. Борисов Н. Иван Калита. Журнал "Россия молодая",
с. 7-12, №10 1993 г.
5. Костомаров Н. М. Русская история в жизнеописаниях её главнейших представителей. М. 1990 г., т.1, с.153-171,
205-235.
6. Литература Древней Руси Хрестоматия "Задонщина" с.211-227, М. 2010 г.
7. "Хроника государства Российского".
Журнал "Россия молодая" №2 1992 г.
Русские князья периода складывания централизованного государства. - 3 ч.
Василий I (1389-1425)
- продолжение политики централизации русских земель вокруг Москвы;
- Орда - распад, Русь - политическое объединение вокруг Москвы.
Василий II (1425-1462 гг.)
- большая феодальная война - причины, итог;
- Василий II - олицетворение объединительных стремлений русских людей;
- складывание условий для завершения объединения русских земель и создание единого государства.
Иван III (1462-1505 гг.)
- завершение, в основном, объединения русских земель вокруг Москвы; присоединение Новгорода, Твери;
- ликвидация ордынского ига;
- концентрация власти в руках государя - власть приобретала самодержавный характер;
- формирование централизованного государственного аппарата;
- создание единого общерусского законодательства (судебник 1497 г.);
- Государь Всея Руси;
- теория Фоменко, споры, диспут .
Василий III (1505-1533 г.)
- завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы;
- распространение условного землевладения (дворянство);
- укрепление единоличной власти.
Елена Глинская (1533-1538 гг.)
- усобица боярских партий.
Понятия: Боярская Дума, централизованное государство.
Литература:
1. Карамзин Н. М. История государства Российского. т. V,
гл. II,III, т. VI, гл. I, IV, т. VII, гл. IV.
2. Ключевский В. О. Краткое пособие по русской истории.
с. 79-83, М. 1992 г.
3. Ишимова А. О. История России. с. 91-96, М. 1993 г.
4. Смирнов С. Г. Задачник по истории России. с. 67-68, М. 1995 г.
5. Пашков Б.Г. Русь. Россия. Российская империя с.154, 160-185, М. 1997 г.
6. Вернадский Г. «Что дали России монголы. Вечный спор». Журнал
«Родина» с. 96-98, № 4. 1997 г.
7. Полубояринова М. «Русские в Золотой Орде». Журнал «Родина», № 3.
1997 г. с. 53-57.
V111. Государство Россия при Иване Грозном.
( 1533 – 1584 гг ) - 1 ч________
Проблемы для обсуждения и познавательной деятельности учащихся:
- личность Ивана 1V под влиянием внутренних факторов;
- 1547 г. – венчание на царство, женитьба на Анастасии Романовой –
Рюриковичи породнились с Романовыми;
- Иван 1V – первый русский царь;
- доопричный и опричный периоды деятельности Ивана Грозного;
- острые споры среди историков по поводу введения опричнины, различные
точки зрения;
- политическая нестабильность в стране, война царя со своими подданными,
распря классов русского общества – итог острейшей политической борьбы;
- опричнина- надгосударственный аппарат личной власти царя;
- потеря традиционного доверия большинства народа к правителям Москвы;
- оформление крепостного права.
Литература:
1. Карамзин Н.М. История государства Российского. т. V111, гл. 1-V,
М.1990 г.
2. Костомаров Н.И. Русская история . т. 1, с. 457-521, М. 1990 г.
3. Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. с. 90-91. М. 1992 г.
4. Ишимова А.О. История России. с. 97 – 116. М. 1993 г.
5. Исторический календарь. с. 145. М. 1996 г.
6. Смирнов С.Г. Задачник по истории России. с. 68-73. М. 1995 г.
1Х. Смутное время в России – 2 ч.
Царь Фёдор Иоаннович (1584-1598 гг.)
- неспособность к управлению государством;
- влияние Бориса Годунова;
- введение патриаршества (Иов) ;
- конец династии Рюриковичей;
- царь Борис Годунов (1598-1605 гг.);
- неспособность обеспечить стабилизацию в стране, вступление в период
всеобщего междоусобия, политической и социальной розни;
- строительство городов;
- стремление внести образованность в России.
Самозванство в России : Лжедмитрий 1, Лжедмитрий 11.
Василий Шуйский (1606-1610 гг.)
Семибоярщина (1610-1613 гг.) – «седьмочисленные бояре» - 17 июля 1610 г.
- правительство, члены Боярской Думы: Ф.И. Мстиславский – во главе;
И.М.Воротынский, А.В.Трубецкой, А.В.Голицын, Б.М.Лыков, И.Н.Романов
Ф.И.Шереметев.
Основные понятия : «смутное время», самозванство, крестьянская война,
польско-шведская интервенция, польская оккупация Москвы, национальная
консолидация, ополчения, К. Минин и Д. Пожарский.
Литература:
1. Карамзин Н.М. История государства Российского. т. Х, гл. 1-3, т. Х1, гл.
1-3, т. Х11, гл. 4-5. М.1990 г.
2. Ключевский В.О. Русская история. кн. 2, т. ХV1. М. 1993 г.
3. Думин С. Царица Марина (Мнишек)
Журнал «Родина», № 3, 1994 г.
4. Сахаров А. Самозванство. Журнал «Родина», № 1, 1993 г.
5. Смирнов Г.С. Задачник по истории России. с. 78-82, М. 1995 г.
6. Журнал «Россия молодая», № 2, 1993г.
7.Россия. М. Олма-Пресс. 2005 г. С-94-101.
8. Бравина М,А. Исторический портрет… С52-52. Ульяновск 2013 г.
9.Знаменитые династии России. Шереметевы. Вып. №1. М.2014 г.
Х. Воцарение династии Романовых – 4 ч.
Михаил Фёдорович Романов (1613-1645 гг.)
Проблемы и развитие познавательной деятельности учащихся:
- Романовы вчера и сегодня;
- Николай Романович Романов (Рим);
- Соборное избрание Михаила Романова;
- феномен монархии, превращения монархической идеи;
- царь Михаил Фёдорович и патриарх Филарет;
- царь – сторонник взаимодействия царской власти с сословно – представи-
тельными институтами (Боярская Дума, Земский Собор).
Алексей Михайлович (1645-1676 гг.)
- влияние боярина Морозова;
- процесс складывания российской нации;
- фундаментальный свод законов;
- политика меркантелизма;
- рост нетерпимости к инакомысли
- «священство выше царства», возвышение и падение Никона;
- Московские соборы и Переяславская рада;
- восстание Степана Разина;
- флот России.
Фёдор Алексеевич (1676-1682 гг.)
- философ на троне;
- реформаторская деятельность;
- унификация и принцип единовластия в приказах и местном
самоуправлении;
- военно-окружная реформа 1679 г.;
- поддержка отечественных товаропроизводителей и купцов:
- первые русские генералы – Григорий Косагов, Аггей Шепелёв, Матвей
Кровков, Венедикт Змеев;
- война с Турцией и Крымом, укрепление границ.
Правительница Софья (1682-1689 гг.)
- политика социального умиротворения:
- вечный мир и вступление России в Священную лигу;
-ветвь Романовых идет из древнейшего боярского рода Кошкиных-Захариных-Юрьевых;
-захват власти сторонниками Петра.
Основные понятия: Земский собор, сословно-представительная монархия, «поход за зипунами», раскол, староверы, «бунташный век».
Литература.
- Ключевский В.О., «Русская история», кн. 2., лекции 11, 13, 14.
- Костомаров Н.И., «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей», Н. 1, стр. 729-737. М. 1990 г.
- Красовская Е., «Ветвь Романовых идет из древнейшего боярского рода…», журнал «Родина» ,№1, 1993г., стр. 32-33.
- Исаев Н.,»Превращение монархической идеи», журнал «Родина», №1,1993г., стр. 14-15.
- Пашков Б.Г., «Русь. Россия. Российская империя», стр. 297-346. М. 1997г.
- Россия. М. Олма-Пресс.М.2005г. С115-131.
- Бравина М.А. Исторический портрет… С55-60. Ульяновск. 2013 г.
- Знаменитые династии России. Романовы. Вып.№2,2014,С3-10.ООО «ДЕ Агостини» М.2014 г.
Х I. Эпоха Петра Великого (1682 – 1725) – 2ч.
- Личность преобразователя;
- Царь – «вечный студент» и «вечный мастеровой»;
- Опора на «птенцов гнезда Петрова»;
- «выучка у европейцев»;
- Реформы Петра I «сверху»;
- Конец Земских соборов – парламентаризма;
- Северная война, историческое значение;
- «окно в Европу»;
- Петр I – абсолютный монарх;
- Петр I -первый российский император;
- Россия в сообществе мировых держав.
Основные понятия: самодержавная(абсолютная)монархия, империя, Сенат, гильдии, «Табель о рангах», ассамблеи, протекционизм, «Великое посольство», генералиссимус. А.С.Шеин, реформы.
Литература:
- Ключевский В. О., «Русская империя», кН. 2, лекции 10-14, М. 1993г.
- Анкеты на царей династии Романовых, журнал «Родина», №1, 1993г.
- Анисимов Е. «Смерть в конторке», журнал «Родина», №1, 1991г.
- Петрухинцев Н., «Россия Петра. Маски и лица», журнал «Родина»,№5,1994г.
- Пашков Б.Г., «Русь. Россия. Российская империя», стр. 346-351, М. 1997г.
- Ишимова, «История России», стр. 149-194,М. 1993г.
- Смирнов С.Т., «Задачник по истории России», стр.95-100,М.1995г.
- Молчанов Н.Н., «Дипломатия Петра 1»,М.1991г.
- Россия. М. Олма-Пресс. М. 2005 г. С 134-151
- Петр1. ООО «Де Агостини» М.2013 г.
- Бравина М.А. Исторический портрет… С.61-64. Ульяновск 2013 г.
- Знаменитые династии России. Романовы. Вып.№2, с-10-11, 19.М.2014 г.
ХII. Екатерина I (1725 – 1727) – 1ч.
Ведущие идеи и развитие познавательной деятельности учащихся:
- Происхождение Екатерины;
- Екатерина I и Петр I;
- Екатерина I и Александр Меньшиков;
- Верховный тайный совет.
Петр II (1727 – 1730)
- Отношение Петра I к своему внуку;
- Завещание Екатерины I в отношении Петра II;
- Влияние А.Меньшикова и князей Долгоруких на Петра II.
Анна Иоанновна (1730 – 1740).
- Легенды и факты о «немецком засилии»;
- Бироновщина;
- Кружок оппозиционеров режиму Артемия Петровича Волынского;
- Время дворцовых переворотов;
- Завещание Анны Иоанновны: Иоанн 6 Антонович, Анна Леопольдовна.
Основные понятия: дворцовые перевороты, фаворит, марионетка, бироновщина, кондиция.
Литература:
1.Ключевски В.О., «Русская история», кн. III, лекции LXX,М.,1993г.
2.Данилов А.А., «Россия и мир»,стр. 176-177,М. 1995г.
3.Ишимова А.О., «История России»,стр.194-202,М. 1993г.
4.Пашков Б.Г.,»Русь. Россия. Российская империя», стр.386-400,М.1997г.
5.Павленко Н.,»Страсти у трона», гл. I-IV.
6.ОстрогорскийМ., » Русский государственный орел»,стр.139-140,С.1992г.
7. Бравина М.А. Исторический портрет… С.64-66.
8. Знаменитые династии России. Романовы. Вып.№2 2014 г. С11.
ХIII. Эпоха Елизаветы (1741 - 1761гг) – 1ч.
- Дворцовый переворот 25 ноября 1741г;
- А.Г.Разумовский;
- «дщерь Петрова»;
- Любовь Елизаветы ко всему русскому;
- Народ и Елизавета;
- Восстановление законов Петра I;
- Продолжение внешней политики Петра Великого;
Основные понятия: политика просвещения, рекрутская повинность, неоднозначная оценка деятельности Елизаветы в оценках современников.
Литература:
1.Ключевский В.О., «Русская история»,кн. III, лекция LXXIII,М.1993г.
2.Пашков Б.Г., «Русь. Россия. Российская империя»,стр.407-420,М.1997г.
3.Ишимова А.о., «История России»,стр.203-206,М.1993г.
4.Бущик Л.Т., «История СССР ХV – ХVIII вв.»,М.1971г., стр.432, А.Прокофьев, «Песня о России».
5. «Анкета царей династии Романовых, журнал «Родина»,№1,1993г.
6.Россия. М. Алма-Пресс.2005 г. С153-160.
7. Бравина М.А. Исторический портрет…С.66-68.
ХIV. Великое правление Екатерины II – 3ч.
- Происхождение Екатерины II;
- Распространение и утверждение идей Просвещения;
- Продворянская политика императрицы в форме просвещенного абсолютизма;
- Изменения в общественном сознании;
- Радикальные преобразования в стране;
- Мотивы государственной деятельности Екатерины II;
- Сочетание рационализма и патриотизма;
- Екатерина II – неординарная правительница;
- «Золотой век» Екатерины Великой;
Основные понятия: просвещенный абсолютизм, идеи Просвещения, общественное сознание, модернизация ,фаворитизм, союз философов и монархов, компиляция.
Литература:
1.Ключевский В.О. «Русская история», кн. III, лекции LXXV - LXXVII,М.1993г.
2.Пашков Б.Г., «Русь. Россия. Российская империя», стр.426-450,М.1997г.
3.Ишимова А.О., «История России»,стр.207-213,М.1993г.
4.Данилов А.А., «Россия и мир»,ч.1,стр.212-213,М.1995г.
5.Острогорский М., «Русский государственный орел», стр.141-151,С.1992г.
6. «Анкеты царей династий Романовых». Журнал «Родина»,№1,1993г.
7.Виноградов А., «Предки Романовых». Журнал «Родина», №9,стр.116-125,1991г.
8.Россия. М. Олма-Пресс. 2005 г.С166-176.
9. Екатерина2. ООО «Де Агостини» М.2012 г.
10.Бравина М, А. Исторический портрет ….С.68-73. Ульяновск 2013 г.
11. Знаменитые династии России. Романовы. Вып. №2, 2014. С28-29. М. 2014 г.
ХV. Резервное время – 3ч.
Дидактический тренинг к темам I – III.
- В Западной Европе о викингах шла слава как о страшных разбойниках. А на Руси и в Византии варягов не любили, но и не боялись. Почему?
- Почему Киев, а не Новгород стал центром объединения Руси?
- Какие государства Европы в IX веке были союзниками Киевской Руси, а какие противниками? Почему?
- Сыновей князя Игоря звали Глеб и Святослав. Сына воеводы Свенельда звали Лют. Почему Игорь и Свенельд назвали так необычно своих сыновей?
- Почему в 988 году киевляне принесли клятву на верность христианству без особого сопротивления, а новгородцы яростно сопротивлялись этому?
- Представители каких государств бывали на Руси при князе Владимире Крестителе?
Дидактический тренинг к темам IV – V.
- Для чего Ярослав Мудрый издал первый свод законов?
Как Владимир I обходился без этого?
- Все виры в законах Ярослава измеряются на вес серебра. Откуда оно появилось на Руси? Почему не упоминается золото?
- Какие книги из библиотеки Ярослава Мудрого сохранились до наших дней? Где они находятся и как туда попали?
- Имела ли Русь при Ярославе Мудром выход на Балтику?
- Почему в XI – XIII веках ни один боярин на Руси не стал князем, хотя в Европе были примеры, когда барон становился графом, граф – герцогом или королём?
- Мы говорим и пишем: «Владимир Мономах». Как называли этого князя его современники? Владимиром ли нарекли его при крещении? Назови крестильное имя!
- Почему Андрей Боголюбский, захватив Киев, не сел там княжить, как это сделал его отец?
- Западные историки иногда называют Андрея Боголюбского «первым королём Руси». Почему? Справедливо ли это? С кем из европейских королей можно сравнить этого князя?
- Почему жители Южной Руси в XII веке переселялись в Залесскую Русь?
- Новгородская боярская республика. Новгород «волен во князех». Привести примеры политической независимости Новгорода.
- Через каких людей были заочно знакомы Всеволод Большое гнездо и Чингисхан?
- Можно ли было в XII веке наладить мирное сосуществование русских и половцев?
Что пытался для этого сделать Владимир Мономах?
Дидактический тренинг по темам VI – VII.
- Говорят, что у степняков есть две разные системы власти: одна – «на чёрный день», другая – на «красный». Чем они различаются? В какую из них входил хан? Чем определяется для степняка «чёрный» или «красный» день?
- Почему русские князья ничему не научились на опыте битвы на р. Калке?
- Какова связь между битвами Александра Невского и монгольским вторжением на Русь?
- Говорят, что в Ледовом побоище никто не кричал «ура», зато в Куликовской битве «ура» кричали с обеих сторон. Верно ли это и почему?
- Почему Москва 1382 года оказалась слабее Москвы 1380 года?
- Почему в XIV веке Московский Кремль был построен из известняка, а в XV веке его построили из кирпича?
- Чего не хватало москвичам, чтобы сбросить иго Орды в конце XIV века?
- Кто такие помещики в XV веке, чем они отличались от бояр?
- Кого поддерживали новгородцы в распре Василия II с Шемякой? Почему они так поступали?
- Когда и как появились названия подмосковных сёл Фрязево, Фрязино, Фряново?
- Что за разногласия были между нестяжателями и иосифлянами?
Можно ли их было помирить?
- Почему Иван III отклонил предложенный ему королевский титул?
- Чем похожи и чем различаются русское местничество XV века и русская лествица XII века?
- Когда появился девиз «Москва – Третий Рим»?
Дидактический тренинг к темам VIII – IX.
- Какое сражение на Руси было впервые выиграно с помощью пушек, а какое – с помощью ружей?
- Когда и для чего Иван IV начал Ливонскую войну? Почему именно тогда?
- Чем отличались стрельцы Ивана Грозного от дружинников Дмитрия Донского?
Чем они отличались от «полков иноземного» строя»?
- Могла ли Россия в XVI веке избежать крепостного права? Если да, то при каких условиях?
- Кто из бояр времён Смуты прежде был опричником?
- Какие силы русского общества привели Годунова на царский трон?
Кто выступал против этого и почему?
- Отчего свержение первого Самозванца и воцарение Василия Шуйского не привели к окончанию усобиц?
- Когда в России чаще собирались Земские соборы: до или после Смуты? Почему так?
Дидактический тренинг по темам X – XI.
- Почему Земский собор 1613 г. выбрал царём Михаила Романова? Были ли у него соперники?
- Как изменялся смысл слова «крестьянин» с XIV по XVIII век?
- Как появилась династия Романовых и как она возвысилась?
- Кто и как избирал участников Земского собора 1649 года? Какие сословия были в нём представлены?
- Почему Петра называли Первым, а его отца так никто никогда не называл?
- Какими ремеслами владел Пётр I
- Говорят, что А. Меньшиков – единственный, кто получил от Петра I княжеский титул. Так ли это?
- Почему царь Пётр I не оставил после себя хорошего преемника? Кто мог бы стать его достойным преемником?
Дидактический тренинг по темам XII – XIII.
- Почему период истории России, который следовал за годами правления Петра Великого, назван «эпохой дворцовых переворотов»?
- Кому принадлежала идея с приглашением Анны Иоанновны в правительницы России?
- Почему «бироновщина» вызывала негодование русских людей того времени?
- Что за ледяной дом был построен при Анне Иоанновне?
- Кто из приближённых Елизаветы Петровны отменил таможенные заставы?
- Кому принадлежала слава победы русского оружия в Семилетней войне?
- Какую роль играла конференция при высочайшем дворе в период правления Елизаветы Петровны?
Дидактический тренинг по темам XIV.
- На кого опиралась императрица Екатерина II в ходе своего правления?
- Время Екатерины II называли золотым веком дворянства. Какие для этого есть основания?
- Какие слова выбиты на постаменте знаменитого памятника первому императору России работы Э. Фальконе? Чьи это слова? Каков их смысл?
- Как следует понимать выражение «союз философов и монархов»?
- Кто был одним из российских просветителей, противостоящих Екатерине II?
- Кто стал первым кавалером Георгия I степени за победу на берегах реки Ларги над крымским ханом – союзником Турции? (7 июня 1770г)?
- Когда и кем Екатерине II был преподнесен титул Великой?
- Как понять слова Екатерины II:
«Ясно, что корень всему злу и добру – воспитание.»?
Обоснуйте свой ответ.
- Почему возникло выражение: «Золотой век Екатерины II.»?
Литература.
1.Алексеев В.В.Исторический календарь.М.,1996г.
2.Анкеты на царей династии Романовых. Журнал "Родина",№1 1993г.
3.Борисов Н. Иван Калита. Журнал "Родина".№10 1993 г.
4.Буганов В.И. Пётр Великий и его время.М.1989 г.
5.Булгаков С.Н. Православие.М.1991 г.
6.Вернадский.Что дали России монголы? Журнал "Родина" №4 1997г.
7.Виноградов А. "Предки Романовых".Журнал "Родина"№ 4 1991 г.
8.Горский А. Александр Невский. Журнал "Родина" №2 1994 г.
9.Государство всея Руси. Журнал "Родина".№5 1994 г.
10.Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь.М.1992 г.
11.Дмитриев Л.А.Литература Древней Руси.Хрестоматия.М.2010 г.
12.Джакстон Т. Варяги-создатели Древней Руси. Журнал "Родина"№2 1993 г.
13.Душин С.Царица Марина(Мнишек).Журнал "Родина" №3 1994 г.
14.Зимин А.А.Реформы Ивана Грозного.М.1980 г.
15.Карамзин Н.М. История государства Российского т.т. I-VII М.1993 г.
16.Ключевский В.О. Русская история. КН. I-III М.1993 г.
17.Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории.М.1992 г.
18.Князев Е.А. Родная старина. Слова,термины,образы.М.1996 г.
19.Кожинов В.Цезарь-каган Ярослав Мудрый. Журнал "Родина".№1 1994 г.
20.Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. М.1990 г.
21.Красовская Е. Ветвь Романовых идёт с древнейшего боярского рода. Журнал "Родина" №1 1993 г.
22.Исаев И. Превращения монархической идеи. Журнал "Родина" №1 1993 г.
23.Ишимова А.О. История России. М.1993 г.
24.Пашков Б.Г. Русь. Россия. Российская империя .М.1997 г.
25.Петрухимцев Н. Россия Петра. Маски и лица. Журнал "Родина",№ 5 1994 г.
26.Полубояринова М. Русские в Золотой Орде. Журнал "Родина",№ 3 1997 г.
27.Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М.1993 г.
28.Русский государственный орёл. Саратов 1992 г.
29.Россия глазами иностранцев. Л.1989 г.
30.Сахаров А.Самозванство. Журнал "Родина",№1 1993г.
31.Смирнов С.Г.Задачник по истории России. М.1995 г.
32.Тихомиров М.Н. Древняя Москва. XII-XV вв.М.1992 г.
33.Фахреждин Р. Ханы золотой Орды. Казань 1996 г.
34.Хроника государства Российского. Журнал "Россия молодая. " № 1,2,3 1992 г.
35.Кудряшов К.Она правила, не управляя. Аргументы и факты.№1 2010 г.
36.Россия. Полный энциклопедический и иллюстративный справочник. М.Олма-Пресс. 2005 г.
37.Петр1. ООО «Де Агостини» М.2013 г.
38. Екатерина2. ООО «Де Агостини» М. 2012 г.
39. Бравина М,А. Исторический портрет на фоне эпохи. Ульяновск 2013 г.
40. Знаменитые династии России. Рюриковичи. Вып №7. М.2014 г.
41. Знаменитые династии России. Романовы. Вып. № 2. М. 2014 г.
http://www.online.ru/sp/cominf/romanovs/index.htmlWWW Энциклопедия «Династия Романовых»
http://www.examen.ru/ Энциклопедический словарь. Биографии. Россия.
http://www.znat.narod.ru/ Биографии правителей России от Рюрика до…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме: «Народ и власть». (По трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов», одноименной опере М. Т.Мусоргского и «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина).
Цели урока:прививать учащимся навыки сопоставительного анализа произведений разных видов искусства; совершенствовать умение работать по группам; развивать речь учащихся, умение конспектировать....
1150 лет Государству Российскому
В целях привлечения внимания общества к российской истории и роли России в мировом историческом процессе Президент России подписал Указ о проведении в 2012 году в нашей стране Года российской истории....
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО
С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XIX ВЕКАПредлагаем вам материалы по истории Государства Российского с древнейших времён до конца XIX века. Представлены труды лучших классиков исторической мыс...
Символы государства Российского
презентация...
Внеклассное мероприятие «История государства Российского»
Внеклассное мероприятие в форме викторины «Своя игра» «История государства Российского»...
классный час "символы государства российского".
Данную презентацию можно использовать для классных часов , а также при проведении предметной недели по истории в школе....
Презентация "Н.М.Карамзин и "История государства Российского"
В презентации рассказывается о периоде жизни Н.М.Карамзина, связанный с написанием фундаментального исторического и литературного произведения "История государства Российского"...