Рабочая программа по истории 5 класс ФГОС
рабочая программа по истории (5 класс) на тему
В работе прописаны метапредметные, предметные, личностные результаты обучающихся. Имеется тематическое планирование и способы оценивания образовательных результатов обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_istoriya_fgos.docx | 52.26 КБ |
Предварительный просмотр:
- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
- «Березовская средняя общеобразовательная школа»
- Первомайского района
«Рассмотрено» Руководитель МО _____/Моисеенко И.М./ ФИО Протокол № 1 от « 25 » августа 20 15г. | «Согласовано» Заместитель директора по УМР МБОУ «Березовская СОШ» ___________/Креймер Г.В./ ФИО « 28 » августа 20 15 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Березовская СОШ» _________/Липовская С.В./ ФИО Приказ № 183 от « 01 » сентября 20 15 г. |
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
- по «Истории»
- 5 класс
Составитель:
Моисеенко Ирина Михайловна,
учитель истории и обществознания,
второй квалификационной категории
- Период реализации программы: 2015-2016 учебный год
- Рассмотрена на педсовете
- протокол №8 от 31.08.2015
- с. Березовка 2015
Рабочая программа по истории составлена на основе следующих нормативных документов и материалов:
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897);
- основная образовательная программа основного общего образования МБОУ
«Березовская СОШ» (приказ от 22.05.2015 № 102/1);
учебный план основного общего образования (приказ от 01.09.2015 № 183);
- федеральный перечень учебников (приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»);
- годовой календарный учебный график (приказ от 01.09.2015г № 183);
- положение о рабочей программе учебного предмета, курса (приказ от 01.09.2015г № 183);
- примерной программы - история. 5-9 классы: – М. Просвещение, 2011;
- авторских программ к линиям учебников, входящих в федеральный перечень УМК, рекомендованных и допущенных Минобразования и науки РФ к использованию в образовательном процессе: А.А. Вигасин – А.О. Сороко-Цюпа. 5-9 классы\ А.А. Вигасин, Г.И. Годер, Н.И. Шевченко и др. – М.: Просвещение, 2011.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории, которые определены стандартом.
Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом природоведения 5 класса, изобразительного искусства 5 класса.
Изучение истории Древнего мира направлено на достижение следующих целей:
- Осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различие формы социального и политического строя;
- Показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
- Охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республики, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий — буддизма и христианства).
- Раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.
Задачи изучения предмета истории Древнего мира:
- Формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире.
- Овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества Древнего мира.
- Воспитание учащихся в духе патриотизма, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами.
- Развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию.
- Формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся следующих ключевых компетенций: учебно-познавательных (умение ставить цели, планировать, способность к самоанализу и самооценке), информационных (умение пользоваться различными источниками информации, в том числе и сетью Интернет), коммуникативных (умение работать в группе, умение в устной и письменной форме высказывать собственное мнение).
Количество учебных часов, на которые рассчитана рабочая программа – 68 ч. (из расчета два учебных часа в неделю). В соответствии с базисным учебным планом программа предполагает обобщающие уроки по разделам(1ч), повторение всего изученного за курс «История Древнего мира» - 2 часа.
Педагогический коллектив МБОУ «Берёзовская СОШ» работает в контексте личностно -ориентированного обучения. В связи с этим автор программы ориентируется на следующие формы и методы, технологии обучения:
1. Формы учебной деятельности индивидуальная, парная групповая, коллективная в
совокупности с активными методами (частично-поисковым, эвристическим, проблемным)
2. Технологии: информационно-коммуникационные, игровые, проблемное обучение.
Преобладающими формами текущего контроля знаний и умений обучающихся предполагаются тестовые задания из сборника Ю.И. Максимова «Тесты по истории Древнего мира. К учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкой «История Древнего мира» для 5 класса. – Издательство «Экзамен». – М., 2011.
Данная рабочая программа построена в соответствии с авторской и не предполагает изменений.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса по истории.
Предполагается, что результатом изучения истории в 5 классе является развитие у учащихся компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
Личностные результаты:
— осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
— освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
- активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
- способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и темы урока | Кол-во часов | Виды деятельности обучающихся | Наглядные пособия и технические средства |
1. | Введение. | 1 |
| |
Раздел 1. Жизнь первобытных людей. (6 ч.) | ||||
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники. | 3 | |||
2. | Древнейшие люди. | 1 | Презентация | |
3. | Родовые общины охотников и собирателей. | 1 | Презентация | |
4. | Возникновение искусства и религии. | 1 | ||
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы. | 2 | |||
5. | Возникновение земледелия и скотоводства. | 1 | Презентация | |
6. | Появление неравенства и знати. | 1 | ||
7. | Повторение. Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности. | 1 | Контрольная работа | |
Тема 3. Счёт лет в истории. | 1 | |||
8. | Измерение времени по годам. | 1 | ||
Раздел 2. Древний Восток. (18 ч.) | ||||
Тема 4. Древний Египет. | 7 | |||
9. | Государство на берегах Нила. | 1 | Презентация | |
10. | Как жили земледельцы и ремесленники. | 1 | Презентация | |
11. | Жизнь египетского вельможи. | 1 | ||
12. | Военные походы фараонов. | 1 | ||
13. | Религия древних египтян. | 1 | Презентация | |
14. | Искусство древних египтян. | 1 | ||
15. | Письменность и знания древних египтян. | 1 | ||
16. | Повторение. Достижения древних египтян. | 1 | Контрольная работа | |
Тема 5. Западная Азия в древности. | 7 | |||
17. | Древнее Двуречье. | 1 | ||
18. | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. | 1 | Презентация | |
19. | Финикийские мореплаватели. | 1 | Презентация | |
20. | Библейские сказания. | 1 | Презентация | |
21. | Древнееврейское царство. | 1 | ||
22. | Ассирийская держава. | 1 | Презентация | |
23. | Персидская держава «царя царей». | 1 | Презентация | |
Тема 6. Индия и Китай в древности. | 4 | |||
24. | Природа и люди Древней Индии. | 1 | Презентация | |
25. | Индийские касты. | 1 | ||
26. | Чему учил китайский мудрец Конфуций. | 1 | ||
27. | Первый властелин единого Китая. | 1 | Презентация | |
28. | Повторение. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру. | 1 | Контрольная работа | |
Раздел 3. Древняя Греция. (20 ч.) | ||||
Тема 7. Древнейшая Греция. | 5 | |||
29. 30. | Греки и критяне. Микены и Троя. | 1 1 | ||
31. | Поэма Гомера «Илиада». | 1 | ||
32. | Поэма Гомера « Одиссея». | 1 | ||
33. | Религия древних греков. | 1 | ||
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием | 7 | |||
34. | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. | 1 | ||
35. | Зарождение демократии в Афинах. | 1 | ||
36. | Древняя Спарта. | 1 | Презентация | |
37. | Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. | 1 | ||
38. | Олимпийские игры в древности. | 1 | Презентация | |
39. | Победа греков над персами в Марафонской битве. | 1 | ||
40. | Нашествие персидских войск на Элладу. | 1 | ||
Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии. | 5 | |||
41. | В гаванях афинского порта Пирей. | 1 | ||
42. | В городе богини Афины. | 1 | ||
43. | В афинских школах и гимнасиях. | 1 | ||
44. | В театре Диониса. | 1 | Презентация | |
45. | Афинская демократия при Перикле. | 1 | ||
Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э. | 3 | |||
46. | Города Эллады подчиняются Македонии. | 1 | ||
47. | Поход Александра Македонского на Восток. | 1 | Презентация | |
48. | В Александрии Египетской. | 1 | ||
49. | Повторение. Вклад древних эллинов в мировую культуру. | 1 | Контрольная работа | |
Раздел 4. Древний Рим. (17 ч.) | ||||
Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. | 3 | |||
50. | Древнейший Рим. | 1 | ||
51. | Завоевание Римом Италии. | 1 | Презентация | |
52. | Устройство Римской республики. | 1 | ||
Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. | 3 | |||
53. | Карфаген – преграда на пути к Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. | 1 | Презентация | |
54. | Установление господства Рима во всем Средиземноморье. | 1 | Презентация | |
55. | Рабство в Древнем Риме. | 1 | ||
Тема 13. Гражданские войны в Риме. | 4 | |||
56. | Земельный закон братьев Гракхов. | 1 | ||
57. | Восстание Спартака. | 1 | Презентация | |
58. | Единовластие Цезаря. | 1 | ||
59. | Установление империи. | 1 | ||
Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры. | 5 | |||
60. | Соседи Римской империи. | 1 | ||
61. | Рим при императоре Нероне. | 1 | Презентация | |
62. | Первые христиане и их учение. | 1 | ||
63. | Расцвет Римской империи во 2-ом веке. | 1 | ||
64. | «Вечный город» и его жители. | 1 | ||
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. | 2 | |||
65. | Римская империя при Константине. | 1 | Презентация | |
66. | Взятие Рима варварами. | 1 | ||
67. | Повторение. Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. | 1 | Контрольная работа | |
68. | Повторение. Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. | 1 |
Планируемые образовательные результаты обучающихся
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
- соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
3. Работа с историческими источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
- осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;
— сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
4. Описание (реконструкция):
— последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
— характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
— на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет - ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
- соотносить единичные исторические факты и общие явления;
- различать причину и следствие исторических событий, явлений; \
- выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Базовые компетентности являются показателями освоения курса и предполагают следующие результаты:
- способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
- способность выделять главное в тексте и второстепенное;
- способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию;
- способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно).
- способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;
- способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью;
- способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;
- способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;
- способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;
- способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;
- способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде в соответствии с возрастом.
Приоритетное значение имеет степень освоения различными видами действий с информацией учебника и дополнительными ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся.
Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся.
Для осуществления контроля используются различные виды учебных работ, методы и средства, с помощью которых устная, письменная, практическая формы контроля или их сочетание позволяют получить наиболее объективную информацию о качестве образовательного процесса и результатов учебной деятельности учащихся. Могут использоваться следующие формы контроля:
1)индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах;
2)собеседования;
3)дидактические тесты;
4)сочинения, эссе;
5) самостоятельные и контрольные работы;
6)лабораторные(работа с документами) и практические(с картой, учебником, иллюстрацией, диаграммой, составление плана, таблицы) работы;
7)рефераты;
8)учебно-исследовательские проекты
Выбор используемых методов и средств для осуществления контроля результатов учебной деятельности учащихся осуществляется педагогом.
При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается степень усвоения деятельностного компонента школьного общественно-научного образования:
- фактологические знания, включающие знания о конкретных исторических фактах(событиях, явлениях, процессах), локализованных во времени и пространстве;
- теоретические знания, включающие в себя понятия разной степени обобщенности, существенные причинно-следственные связи, позволяющие учащимся понять обусловленность исторических событий, явлений, процессов, тенденции и закономерности исторического развития;
- способы учебно-познавательной деятельности, позволяющие оперировать теоретическими и фактологическими знаниями, осваивать пространственные(картографические умения), работать с источниками исторической информации;
- оценочные знания, включающие в себя знание различных точек зрения на события и деятельность их участников, на основе которых формируется собственная гражданская позиция учащихся.
Для оценки результатов оценки результатов учебной деятельности учащихся при осуществлении контрольно-оценочной деятельности можно выделить пять уровней усвоения учебного материала:
- первый уровень (низкий) – действия на узнавание, распознавание и различение понятий, объектов изучения;
- второй уровень (удовлетворительный) – действия по воспроизведению учебного материала на уровне памяти;
- третий уровень (средний) – действия по воспроизведению учебного материала на уровне понимания, описание и анализ действий с объектами изучения;
- четвертый уровень (достаточный) – действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу; объяснение сущности объектов изучения; выполнение действий с четко обозначенными правилами; применение знаний на основе обобщенного алгоритма для решения новой учебной задачи;
- пятый уровень (высокий) – действия по применению знаний в незнакомых, нестандартных ситуациях для решения качественно новых задач; самостоятельные действия по описанию, объяснению и преобразованию объектов изучения.
При этом распознавание и воспроизведение учебного материала, владение и оперирование им в знакомой и незнакомой ситуациях характеризуются полнотой, осознанностью, системностью, прочностью, мобильностью знаний, а также степенью познавательной самостоятельности учащихся в выполнении учебных задач.
При осуществлении контроля рекомендуется ориентироваться на показатели оценки образовательных результатов в соответствии с возрастными особенностями учащихся и требованиями учебных программ по курсам, классам.
Показатели оценки результатов учебной деятельности
Отметка в баллах | Показатели оценки результатов учебной деятельности |
«3» | Узнавание отдельных объектов изучения(понятий, исторических событий, явлений) программного учебного материала по предъявленному описанию. Осуществление способов учебно-познавательной деятельности под руководством учителя с использованием учебника(учебного пособия, учебной карты, атласа) или других средств обучения. Различение объектов изучения(понятий, исторических событий, явлений) программного учебного материала по предъявленному описанию. Осуществление способов учебно-познавательной деятельности под руководством учителя с использованием учебника(учебного пособия, учебной карты, атласа) или других средств обучения. Воспроизведение части программного учебного материала по памяти: фрагментарный пересказ и перечисление отдельных понятий, исторических событий, явлений, процессов, персоналий без объяснения; осуществление способов учебно-познавательной деятельности по образцу под руководством учителя с использованием учебника(учебного пособия, учебной карты, атласа) или других средств обучения. |
«4» | Воспроизведение программного учебного материала по памяти: определение понятий, описания исторических событий, явлений, процессов с указанием общих и отличительных внешних признаков без их объяснения, основных биографических сведений о деятельности исторических персоналий; осуществление способов учебно-познавательной деятельности по образцу под руководством учителя с использованием учебника(учебного пособия, учебной карты, атласа) или других средств обучения. Осознанное воспроизведение значительной части программного учебного материала: характеристика изучаемых объектов по плану (памятке); самостоятельное осуществление способов учебно-познавательной деятельности по образцу. Осознанное воспроизведение в полном объеме программного учебного материала: правильное использование терминологии, описание исторических событий, явлений, процессов с элементами объяснения, раскрывающими причинно-следственные связи и отношения; самостоятельное осуществление способов деятельности по образцу. |
«5» | Владение и оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации: конкретизация понятий, выводов примерами; анализ исторических событий, явлений, процессов с целью объяснения причинно-следственных связей, выводов, имеющихся в учебнике; самостоятельное выполнение задач и заданий по алгоритму. Свободное владение и оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации: анализ исторических событий, явлений, процессов с целью объяснения причинно-следственных связей, выводов; обобщение изучаемого материала; обоснование и доказательство; раскрытие сущности изучаемых явлений, процессов; использование внутрипредметных связей; самостоятельное выполнение задач и заданий по алгоритму. Оперирование программным учебным материалом, осуществление способов учебно-познавательной деятельности в незнакомой ситуации; использование межпредметных связей; оценка исторических фактов на основе изученного материала; выполнение задач и заданий преобразовательного и проблемного характера. Свободное оперирование программным учебным материалом, осуществление способов учебно-познавательной деятельности в незнакомой ситуации; самостоятельное выполнение задач и заданий преобразовательного и проблемного характера; выполнение творческих заданий и работ (сочинение, эссе, реферат). |
При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок существенных и несущественных ошибок. Отметка за выполнение задания снижается на 1-3 балла, если в нем допущены соответственно несущественные или существенные ошибки.
К категории существенных ошибок по истории относятся ошибки в основном фактологическом и теоретическом материале, неправильное использование терминологии, замена существенных признаков характеризуемых явлений, процессов несущественными, неверное понимание причинно-следственных связей, неумение использовать различные источники исторической информации, противоречия в ответе.
К категории несущественных ошибок относится: погрешности изложения, речевые ошибки, не ведущие к искажению содержания, непоследовательное изложение, небрежное выполнение записей.
Выставление отметки за четверть осуществляется как среднее арифметическое всех отметок на основе результатов тематического контроля с учетом преобладающего или наивысшего поурочного балла. Наличие текущей неудовлетворительной отметки не является причиной, препятствующей выставлению итоговой отметки «5», если у учителя есть основание считать, что данная тема (раздел) полностью усвоены учащимся.
Годовая отметка выставляется как среднее арифметическое отметок по четвертям (полугодиям), желательно с учетом динамики индивидуальных учебных достижений учащихся на конец учебного года.
Объем и уровень домашних заданий должны быть дифференцированы в соответствии с познавательными, возрастными возможностями и запросами учащихся, а также разнообразными по типам и видам.
Учебно-методические средства обучения
1. Учебник «История Древнего мира» для 5 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. - М., «Просвещение», 2012.
2. Г.И. Годер. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. Для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 частях, 15-е издание – М.: Просвещение, 2012.
3. Атлас «история Древнего мира» с комплектом контурных карт.
4. Ю.И. Максимов. Тесты по истории Древнего мира. К учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкой «История Древнего мира» для 5 класса. – 2-е изд. Переработанное и дополненное. Издательство «Экзамен». – М., 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназ...
Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС
Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...