КТП
рабочая программа по истории (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Раздел 1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по истории для основной школы предназначена для обучающихся в 10-11 классах. Программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- «Закон об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-фз в последней редакции.
- Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования по предмету.
- Образовательный минимум содержания среднего общего образования по предмету.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012г.№1067 г. Москва «Об утверждении Федерального перечня учебников , рекомендованных, допущенных к использованию в образовательных учреждениях , реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2015-2016год»
- Требование к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (приказ Минобрнауки России от 01.10.2010г. №986)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.08.2008г.№241 « о внесении изменений в федеральный базисный план и примерные программы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования , утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г.№1312»Об утверждении Федерального базисного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»
- СанПиН, 2.4.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность,утверденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 29.12.2010 №189)
- Авторской программы О.В.Волобуева, В.К.Клокова,
Программы «история России» А.Н.Сахаров
Срок реализации программы 2 года (10 - 11 классы)
В соответствии с учебным планом Центра образования № 2 на изучение курса «История» в 10 - 11 классе отведено 272 часа (из расчета 4 часа в неделю при 34 учебных неделях ежегодно):
10 класс - 136 часов;
11 класс - 136 часов.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения истории на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по истории. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Учебно-методическое обеспечение в 10 классе:
Календарно-тематический план для 10-11классов ориентирован на использование учебников для профильных классов, принадлежащих предметной линии А.Н.Сахаров, В.И.Буганов«История России с древнейших времен до конца 17 в.», «История России с к. 17 в. по 19 в.» М.: «Просвещение» 2006г. «Всемирная история. Россия и мир» предметной линии О.В. Волобуев, В.А.КлоковМ: «Дрофа» 2006г.
Учебники:
-История России с древнейших времен до конца 17 в. 1ч. 10 класс. А.Н.Сахаров, В.И.Буганов М.: «Просвещение»2006г.(для профильных классов)методический аппарат составлен С.Б.Козленко.
-История России .Конец 17 – 19 век. 10кл. 2ч. В.И. Буганов, П.Н.Зырянов .М.Просвещение.2006г.(для профильных классов)
-Всемирная история. Россия и мир. О.В.Волобуев, В.А.Клоков.М. Дрофа.2006г.
Методические пособия : Б.Н. Серов. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца 19 века , к учебным комплектам А.Н.Сахарова, В.И.Буганова. 10 класс .М.»Вако» 2007г
Атласы по истории России.
Место предмета в базисном плане.
Учебный курс "История России с древнейших времен до 19 века " и "всеобщая история .Россия и мир ." относится к предметной области –история. Согласно учебному плану ГБОУ СОШ с. Курумоч на 2015-2016 учебный год на изучение предмета "История" в 10 классе отводится 4часа в неделю , в год-136 часов . Однако с учетом реализации авторских подходов учителя можно сократить или расширить предполагаемый вариант распределения часов, за счет объединения 2 параграфов, либо углубить отдельные темы. Образовательная деятельность в ГБОУ СОШ с. Курумоч в 10 -11 классах осуществляется по полугодиям, поэтому обучение в классе будет проходить в следующем режиме:
Класс 10 | Всего за год :136 часов | |||
1полугодие/16нед/ | 2полугодие/18нед/ | Год/34нед/ | ||
часы | часы | часы | ||
История России | 48ч | 54 | 102 | |
Всеобщая история | 16ч | 18 | 34 |
Вид работы | Полугодие | ||
1полугодие | 2полугодие | всего | |
тестирование | 2 | 2 | 4 |
практические | 2 | 2 | 4 |
Творческие работы/эссе/ | 5 | 5 | 10 |
Программа предназначена для изучения курса истории в 10 профильном классе. Программа рассчитана на 136 часов , из расчета 4 часа в неделю/на Историю России отводится 102 часа, на Всеобщую историю- 34часа. .Рабочая программа предусматривает: 8 основных содержательных разделов по Истории России и 4основных раздела по Всеобщей истории:
История России с древнейших времен до конца 19 века. (102ч.) | Всеобщая история. Россия и мир.( 34ч.) | ||
Т.1. | Древняя Русь( 10ч) | Т.1. | Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья( 9ч) |
Т.2. | Русь в 11-12 вв.( 10ч) | Т.2. | Западная Европа в 11-15 вв.(4ч.) |
Т.3. | Русь в 13-14 вв.( 9ч) | Т.3. | Запад в Новое время(7ч) |
Т.4. | Россия в 15веке.( 8ч) | Т.4. | Запад в 19 веке( 9ч) |
Т.5. | Россия в 16 веке( 13ч) | ||
Т.6 | Россия в 17-18вв.(17ч) | ||
Т.7 | Россия в начале 19 века(18ч) | ||
Т.8 | Россия во второй половине 19 века(17ч) | ||
Итоговое повторение (2ч) |
Преподавание курса осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода к обучению .Курс имеет гуманистическую и развивающую направленность. При изучении курса используются диалогические и активные формы обучения, урок-презентация, мультимедийные уроки. При изучении осуществляется диагностика и контроль знаний , умений, навыков, уровень сформированности ключевых компетенций(собеседование, тесты, понятийные и хронологические диктанты, кроссворды, работа с документом, написание эссе).В преподавании прослеживаются логические связи с литературой, экономикой, искусством, географией, обществознанием. предполагается проведение разных типов уроков: лекции, семинары, конференции, практикумы, уроки-исследования, уроки-презентации, зачеты, которые способствуют лучшему усвоению учащимися определенной суммы знаний, развитию личности, познавательных и созидательных способностей. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с уставом образовательного учреждения в форме текущего, рубежного и итогового контроля.
Цель и задачи курса:
Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности .
- Задачи:
- Обучающие должны овладеть умениями и навыками поиска , систематизации и комплексного анализа исторической информации.
- Развивать способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира.
- Сформировать целостное представление о месте и роли России во всемирно-историческом процессе.
- Работать с документами
- Аргументировать свою точку зрения
Требования к уровню подготовки :
В результате изучения истории на профильном уровне обучающейся должен
знать/понимать
- факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие системность, целостность исторического процесса;
- принципы и способы периодизации всемирной истории;
- особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;
- историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;
- взаимосвязь и особенности истории России и мира, национальной и региональной; конфессиональной, этнонациональной, локальной истории;
уметь
- проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
- осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);
- классифицировать исторические источники по типу информации;
- использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;
- различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;
- использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;
- систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;
- формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;
- участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;
- представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.
Содержание
Тема VIII. Россия во второй половине XIX в. (4 ч)
Россия в 60—70-е гг. XIX в. Историческая необходимость отмены крепостного права. Первые шаги на пути к Крестьянской реформе. Деятельность редакционных комиссий. Манифест 19 февраля 1861 г. Основные положения реформы. Историческое значение ликвидации крепостнических порядков.
Реформы 60—70-х гг. XIX в.: земская, городская, судебная, военная, финансовая, цензурная, образования. Личность Александра II. Авторы реформ.
Внешняя политика России в 60—70-е гг. XIX в. Международное положение России после Крымской войны. Канцлер А. М. Горчаков и восстановление прав России на Черном море. Айгунский и Пекинский договоры с Китаем. Россия и освободительная борьба славянских народов. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. и освобождение Болгарии. М. Д. Скобелев. Сан-Стефанский мирный договор. Берлинский конгресс. Присоединение Средней Азии к России. Конец «союза трех императоров» и сближение России и Франции.
Развитие хозяйства в пореформенной России. Строительство великой магистрали от Петербурга до Владивостока. Появление новых промышленных центров. Капиталистический город — новое явление в России. Промышленный переворот. Сохранение помещичьих латифундий и крестьянской общины. Расслоение крестьянства. Замедленное развитие товарно-денежных отношений в сельском хозяйстве центральных губерний. Быстрое развитие аграрного капитализма на Северном Кавказе и Южной Украине.
Драма после освобождения. Вопрос о конституции в правительстве Александра II. Русский либерализм и движение за конституцию. И. И. Петрункевич. Возникновение народничества. Три течения в народничестве. П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев, М. А. Бакунин. Правительственные репрессии и победа террористического направления. Деятельность М. Т. Лорис-Меликова. Проект конституции. Семь покушений на царя. Убийство Александра II, организованное «Народной волей». Уроки и просчеты движения народников.
Россия в 1880 — 1890-е гг (2 часа) Александр III. Первая всеобщая перепись населения. Промышленный подъем 90-х гг. и деятельность С. Ю. Витте. Рабочий класс России. Ухудшение положения в деревне: демографический взрыв и мировой сельскохозяйственный кризис, рост крестьянского малоземелья и нищеты. Голодные годы.
Дискуссия историков о месте России в мировой экономике конца XIX — начала XX в.
Переход правительства к политике консервации патриархально-общинных отношений в деревне при сохранении помещичьих латифундий. Политическая реакция. Александр III и К. П. Победоносцев. Внешняя политика России в конце XIX в.
Россия в первые годы правления Николая II. Вступление на престол Николая II. Либеральное движение 80—90-х гг. XIX в. «Третий элемент» в земстве. Н. Ф. Анненский. Либеральное народничество. Н. К. Михайловский. Российское рабочее движение. Группа «Освобождение труда» и возникновение марксистского движения в России. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» и начало деятельности В. И. Ленина. Новый этап освободительного движения.
Культура России в XIX в. Просвещение и наука. Русские путешественники. Градостроительство. Старый Петербург — шедевр европейского зодчества. Архитектура периода эклектики. Живопись эпохи передвижников.
Музыка народов России. Русская литература завоевывает Европу. Рост грамотности во второй половине XIX в. Создание национальной письменности у ряда народов Поволжья. Печать столичная, провинциальная. Книгоиздательское дело. Драматический театр в столицах и провинции. Выставки. Музеи. Храмы.
Русская православная церковь в XIX в. Православие в системе царского самодержавия. Система церковного управления. Обер-прокуроры и Синод. Церковь и освобождение крестьян. Н. А. Протасов и митрополит Филарет. Вопрос о церковных реформах в пореформенную эпоху. Зарождение либерального течения в духовенстве, появление священников-демократов. Христианизация народов Поволжья и Сибири и ее историческое значение. Монастырское «старчество». Старец Амвросий из Оптиной пустыни. Политика К. П. Победоносцева и нарастающий кризис православной церкви в условиях развития капитализма.
Итоговое повторение и обобщение (2 часа)