ИДМ 5 рабочая программа
рабочая программа по истории на тему

Белкова Галина Алексеевна

рабочая программа по ИДМ 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_dr.mira_5_kl.doc226 КБ
Microsoft Office document icon plan_nedeli.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по курсу «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс.

№ урока

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля, измерители

ИКТ, ЦОРы, оборудование, наглядность

Дата

Примечание

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Введение  в предмет (1 час)

1

Введение в предмет

1

Вводная лекция

Что изучает история. Измерение времени в истории. Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.

Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

Объяснить значение слов: письменные источники, вещественные источники

Карта мира, учебник Вигасина А.А., Годера Г.И., Свенцицкой И.С. «История Древнего мира».

Первобытность (6 часов)

2

Древнейшие люди

1

Урок изучения нового материала

Расселение древнейшего человека. Предки человека. Орудия труда. Условия жизни и занятия первобытных  людей.

Показывать на карте места расселения древнейших людей. Рассказывать об условиях жизни и занятиях первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы.

1 уровень

Объяснить значение слов: первобытные люди, орудие труда, собирательство, археолог, реконструкция.

  Задания     «Проверьте себя», «Поработайте с картой», с.13.

2 уровень

Описать рисунок «Нападение саблезубого тигра» (с.11) по плану на с.13.

атлас по истории Древнего мира, контурная карта

 

3

Родовые общины охотников и собирателей.

1

Комбинированный урок

Жизнь в суровых климатических условиях. Охота на диких животных. Человек разумный. Родовая община. Изобретение лука и стрел.

Понимать причины изменения орудий труда и жизни первобытных людей. Называть признаки родовой общины.

1 уровень

Объяснить значение слов: рубило, копье, гарпун, мамонт, человек разумный, родовая община. Задания     «Проверьте себя» с..17.

2 уровень

Описать рисунок «Родовая община» (с.15) и ответить на вопрос на с.17. Подготовить сообщение о находках останков мамонтов на территории России, с.17. Задания «Подумайте и обсудите», с.17.

атлас по истории Древнего мира

презентация

4

Возникновение искусства и религиозных верований

1

Урок, содержащий все основные звенья процесса усвоения нового материала

Возникновение искусства. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей.

Рассказывать о верованиях первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы.

1 уровень

Объяснить значение слов: пещерная живопись, колдовство, душа, «страна мертвых», религиозные верования. Задания     «Проверьте себя» с..20.

2 уровень

Задания «Подумайте и обсудите», «Подведем итоги и сделаем выводы» с.20-21.

учебник,

http://vm.kemsu.ru

презентация

5

Возникновение земледелия и скотоводства.

1

Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом

Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. Племя. Духи, идолы и жертвы.

Объяснять значение отделения земледелия от скотоводства, открытий и изобретений древнейших людей (орудий труда и др.) для развития человеческого общества.

Объяснить значение слов: топор, мотыга,  серп, зернотерка, прядение, ткачество, циновка, духи, боги, старейшина, совет старейшин, племя, идол, молитва, жертва, религиозный обряд. Задания «Проверьте се6я», «Поработайте с картой», «Поработайте с датами», с.25.

атлас и контурная карта по истории Древнего мира, презентация

6

Появление неравенства и знати.

1

Комбинированный урок

Появление ремесел и торговли. От родовой общины к соседской. Возникновение древнейших цивилизаций.

Сравнивать родовую и соседскую общины. Понимать причины появления неравенства между людьми.

Объяснить значение слов: ремесленник, гончарный круг, плуг, вождь племени, знатные люди (знать), рабы, город, святилище, царь. Задания «Проверьте себя», «Подведем итоги и сделаем выводы», с.29.

Атлас по истории Древнего мира

презентация

7

Повторительно-обобщающий урок: «Первобытность»

1

Урок-игра. «Путешествие по станциям».

Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации.

рассказывать о жизни и занятиях первобытных людей.

Решение исторических задач и кроссвордов. Тест.

атлас и контурная карта по истории Древнего мира, схема путешествия на доске.

 

Введение в историю Древнего мира (1 час)

8

Введение в историю Древнего мира

1

Урок изучения нового материала

Древний мир: понятие и хронология. Счет лет в истории. Карта Древнего мира. Источники по истории Древнего мира.

Объяснять, как ведется счет лет до н.э. и н.э., используя линию времени. Называть и кратко характеризовать источники, рассказывающие о древней истории.

Задания «Подведем итоги и сделаем выводы», с.32

Карта «Древний Восток», лента времени

Древний Восток (20 часов)

9

Государство на берегах Нила

1

Урок-лекция

Древний Египет. Условия жизни и занятия населения.

Показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства. Раскрывать значение понятия фараон.

1 уровень

Объяснить значение слов: речные пороги, речной ил, оазис в пустыне, рельеф, фараон, столица. Задания «Проверьте себя», «Поработайте с картой», с.37.

2 уровень

Задания «Рассмотрите иллюстрации», «Подумайте», с.37

Карта «Египет и Передняя Азия в древности», атлас и контурная карта по истории Древнего мира,

10

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

1

Комбинированный урок

Управление государством (фараон, чиновники). Труд, быт и жилище земледельцев и ремесленников.

Характеризовать:

1) основные группы населения Древнего Египта, их занятия, положение и др. 2)особенности власти фараонов и порядок управления страной.

1 уровень Объяснить значение слов: ельможа, писец, налог, орошение, шадуф, роспись, амулет..

2 уровень

Описать:1)рисунок «Шадуф» (с.40); 2)настенную роспись «Выжимание сока» (с.39).Составить р-з от имени земледельца, как прошел его день, с.42

Карта «Египет и Передняя Азия в древности», презентация

11

Жизнь египетского вельможи

1

Школьная лекция с элементами беседы

Гробницы вельмож. Усадьба вельможи. Служебные обязанности вельмож.

Описать жизнь и занятия вельмож. Объяснить назначение гробниц.

1 уровень

 Задания «Проверьте себя»,  с.46.

2 уровень

Рассмотреть древнеегипетское изображение «Наказание палками» (с.44) и ответить на вопросы на с.46. Изучить документ-отрывок из древнеегипетской повести о Синухете (с.45) и ответить на вопросы на с.46.

Карта «Египет и Передняя Азия в древности»

презентация

12

Военные походы фараонов

1

Интегрированный урок

Военные походы. Вооружение египетского войска. Цели и последствия военных походов. Рабы.

Понимать причины и последствия походов фараонов Древнего Египта. Раскрывать значение понятия раб.

1 уровень

Объяснить значение слов: бронза, пехотинец, боевая колесница, дышло, возница, колесничий, дротик, наемное войско. Задания «Проверьте себя», «Поработайте с картой», «Поработайте с датами», с.51.

2 уровень

Описать рисунок «Войско фараона в походе» (с.50) по плану на с.51.

Карта «Египет и Передняя Азия в древности», атлас и контурная карта по истории Древнего мира

13

Религия древних египтян

1

Урок - лабораторно-практическое занятие

Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон.

Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе. Раскрывать значение понятия жрецов.

1 уровень

Объяснить значение слов: храм, жрец, статуя, саркофаг, мумия. Задания «Проверьте себя», с.56.

2 уровень

Описать древнеегипетский рисунок на папирусе «Суд Осириса» (с.55) по плану на с.56. Задания «Подумайте», с.56

Карта «Египет и Передняя Азия в древности»

презентация

14

Искусство Древнего Египта

1

Урок-путешествие

Храмы и пирамиды. Гробница фараона Тутанхамона. Произведения искусства.

Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах. Раскрывать значение понятия пирамида.

1 уровень

Объяснить значение слов: египетские пирамиды, чудеса света, сфинкс, обелиск, колонна. Задания «Проверьте себя», «Поработайте с картой», с.61.

2 уровень

Описать рисунок «Строительство пирамиды» (с.59) и ответить на вопросы на с.61. Составить рассказ от имени египтянина о посещении храма по плану на с.61.

Карта «Египет и Передняя Азия в древности»,

презентация

15

Письменность и знания древних египтян

1

Урок с элементами практической работы

Познания древних египтян. Письменность.

Раскрывать значение понятия папирус.

1 уровень

Объяснить значение слов: иероглиф, папирусный свиток, календарь, астрономия, водяные часы. Задания «Проверьте себя», с.64.

2 уровень

Подготовить сообщение о том, как была разгадана тайна египетских иероглифов, с.64. Задания «Подумайте» с.65. Изучить документ «Поучения писцов ученикам» (с.62) и ответить на вопросы на с.65.

Карта «Египет и Передняя Азия в древности»

http://www.ancient.ru

презентация

16

Повторительно-обобщающий урок: «Древний Египет»

1

Урок-игра

Древний Египет: географическое местоположение и природные условия, население. Культура Древнего Египта.

Объяснять смысл терминов и понятий. Выделять основные черты, присущие группам населения.

Задания «Подведем итоги и сделаем выводы», с.65. Тест.

Карта «Египет и Передняя Азия в древности»

17

Древнее Двуречье

1

Урок изучения нового материала

Древние цивилизации. Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность.

Показывать на карте местоположение древнейших государств. Месопотамии. Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения в крупнейших городах Древней Месопотамии. Объяснять, как отражались в древних сказаниях представления людей того времени о мире.

1 уровень

Объяснить значение слов: шумеры, клинопись, глиняная табличка, «отец школы», «сыновья школы». Задания «Проверьте себя», с.69.

2 уровень

Описать рисунки нашего времени: 1) «Поселок шумеров» (с.66),

2)Школа в Двуречье (с.68) по плану на с.69. Задания «Подумайте», с.69. Изучить документ-отрывок из сказания о Гильгамеше (с.69) и мифом о потопе (с.70) и ответить на вопрос на с.69.

Карта «Египет и Передняя Азия в древности», атлас и контурная карта по истории Древнего мира

презентация

18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1

Урок – лабораторное занятие

Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевывания, легендарные памятники города Вавилона.

Характеризовать источники, рассказывающие о древних цивилизациях (материальные и письменные источники, законы Хаммурапи).

1 уровень

Объяснить значение слов: закон, ростовщик, раб-должник. Задания «Проверьте себя», «Поработайте с картой», «Поработайте с датами», с.73.

2 уровень

Изучить документ «Из законов Хаммурапи» (с.72) и ответить на вопросы на с.73.

Карта «Египет и Передняя Азия в древности»

презентация

19

Финикийские мореплаватели

1

Комбинированный урок

Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит.

Показывать на карте древние города и государства Восточного Средиземноморья. Объяснять предпосылки и следствия создания финикийского алфавита.

1 уровень

Объяснить значение слов: оливы (маслины), ливанский кедр, благовония, пурпурная краска, колония, алфавит. Задания «Проверьте себя», «Поработайте с картой», с.77.

2 уровень

Задания «Подумайте», с.77. Подготовить сообщение «Путешествия финикийских мореплавателей», с.77

Карта «Египет и Передняя Азия в древности»

http://www.ancient.ru,

атлас и контурная карта по истории Древнего мира

20

Библейские сказания

1

Урок-презентация

Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.

Объяснять значение перехода к монотеизму (в иудаизме).

1 уровень

Объяснить значение слов: кочевники, Библия, Ветхий Завет, единобожие, ковчег. Задания «Проверьте себя», «Поработайте с картой», с.81.

2 уровень

Описать рисунок «В Древней Палестине» (с.78) и ответить на вопрос на с.81. Изучить документ - библейские мифы о первых людях (с.79), о Всемирном потопе (с.80) и ответить на вопросы на с. 81.

Карта «Египет и Передняя Азия в древности» презентация

21

Древнееврейское царство

1

Комбинированный урок

Палестина. Израильское царство. Правление царей Саула, Давида и Соломона.

Знать библейские сказания о героях и предания о первых царях, показать их положительные качества.

1 уровень

Объяснить значение слов: праща, жертвенник. Задания «Проверьте себя», «Поработайте с картой», с.85.

2 уровень

Задания «Подумайте», с.85.

Карта «Египет и Передняя Азия в древности»

22

Ассирийская держава

1

Интегрированный урок

Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии. Гибель империи.

Рассказывать о культуре Древней Ассирии (используя иллюстративные материалы).

1 уровень

Объяснить значение слов: таран, конница, держава, глиняные книги. Задания «Проверьте себя», «Поработайте с картой», с.90.

2 уровень

Описать по рисунку нашего времени возвращение ассирийского войска в Ниневию (с.88) по плану на с.90. Изучить документ «Летопись ассирийского царя» (с.89) и ответить на вопросы на с.90.

Карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия»,

презентация

23

Персидская держава «царя царей»

1

Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом

Персидская держава: военные походы, управление подвластными территориями. Зороастризм.

Показывать на карте территорию Персидской державы. Объяснять, как она управлялась.

1 уровень

Задания «Проверьте себя», с.94.

2 уровень

Изучить документ и подготовить сообщение по легенде о происхождении царя Кира (с.92) и легенде о пире Валтасара (с.93) и ответить на вопросы на с.94. Задания «Подведем итоги и сделаем выводы», с.94.

Карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия»,

атлас и контурная карта по истории Древнего мира презентация

24

Природа и люди Древней Индии

1

Урок изучения нового материала

Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства.

Показывать на карте территорию  Древней Индии. характеризовать условия жизни и занятия населения.

1 уровень

Задания «Проверьте себя», «Поработайте с картой», с.100.

2 уровень

Подготовить сообщения: 1.Древнейшие города Индии. 2. «Сказание о Раме» и ответить на вопросы на с.100.

Карта «Индия и Китай в древности»,

атлас и контурная карта по истории Древнего мира презентация

25

Индийские касты

1

Комбинированный урок

Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.

Характеризовать общественный строй Древней Индии, положение представителей различных варн (каст). Объяснять, какую роль играли идеи индуизма и буддизма в жизни индийцев. Рассказывать о культуре Древней Индии, высказывать суждения о ее вкладе в мировую культуру.

1 уровень

Объяснить значение слов: каста, брахман, отшельник, «неприкасаемые», буддизм. Задания «Проверьте себя», с.105.

2 уровень

Подготовить сообщение о Будде и ответить на вопросы на с.105. Задания «Подумайте», с.105.

Карта «Индия и Китай в древности»,

http://www.ancient.ru

презентация

26

Чему учил китайский мудрец Конфуций

1

Работа с учебником, историческими документами

Древний Китай. Религиозно-философские учения (конфуцианство).

Объяснять значение понятия конфуцианство. Объяснять, какое значение имели идеи конфуцианства в жизни китайского общества.

1 уровень

Объяснить значение слов: Поднебесная, Сын Неба, дракон, бамбуковая книга.  Задания «Проверьте себя», «Поработайте с картой», «Поработайте с датами», с.109.

2 уровень

Задания «Подумайте», с.109. Изучить документ «Из высказываний Конфуция» (с.107) и ответить на вопросы на с. 109.

Карта «Индия и Китай в древности»,

атлас по истории Древнего мира

презентация

27

Первый властелин единого Китая

1

Школьная лекция с элементами беседы

Условия жизни и хозяйственная деятельность населения Древнего Китая. Создание объединенного государства. Империи. Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.

Объяснять значение понятия империя. Характеризовать занятия и положение населения в Древнем Китае. Называть изобретения и культурные достижения древних китайцев, высказывать суждения об их вкладе в мировую культуру.

1 уровень

Задания «Проверьте себя», «Поработайте с картой», с.114.

2 уровень

Описать рисунок «Великая Китайская стена» (с.112) по плану на с.114.  Задания «Подумайте», с.114

Карта «Индия и Китай в древности»,

атлас и контурная карта по истории Древнего мира презентация

28

Повторительно-обобщающий урок: «Древний Восток»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Страны Древнего Востока: географическое местоположение и природные условия, население. Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.

Объяснять смысл терминов и понятий. Выявлять общее и разное в культуре стран Древнего Востока.

Задания «Подведем итоги и сделаем  выводы», с.114. Тест.

Карта «Египет и Передняя Азия в древности», «Индия и Китай в древности»,

атлас по истории Древнего мира презентация

Античный мир (39 часов).

Древняя Греция. Эллинизм (21 час.)

29

Греки и критяне

1

Урок изучения нового материала

Древнейшая и архаическая Греция. Древнейшие государства на Крите. Миф о Тесее и Минотавре. Условия жизни и занятия населения.

Показывать на карте территории древнегреческих государств, места значительных событий. Рассказывать об условиях жизни и занятиях Древней Греции.

1 уровень

Объяснить значение слов: световой колодец, нить Ариадны, лабиринт.  Задания «Проверьте себя», «Поработайте с картой», с.120.

2 уровень

Задания «Подумайте», с.120.

Карта «Древняя Греция»,

атлас и контурная карта по истории Древнего мира, презентация

30

Микены и Троя

1

Комбинированный урок

Государства ахейской Греции (Микены и др.). Троянская война. Миф о начале троянской войны.

Рассказывать о Микенском государстве, характеризовать Микенские дворцы. Излагать миф о причинах Троянской войны.

1 уровень

Задания «Проверьте себя», «Поработайте с картой»,  «Поработайте с датами», с.124.

2 уровень

Описать рисунок «Из Микен на Трою» микенскую крепость и царское войско, с.124.  Задания «Подумайте», с.124

Карта «Древняя Греция»,  

атлас и контурная карта по истории Древнего мира презентация

31

Поэма Гомера «Илиада»

1

Урок-лекция

Сведения о жизни Гомера. Поэма Гомера «Илиада».

Пересказывать текст учебного материала. Анализировать источник.

1 уровень

Задания «Проверьте себя», с.129.

2 уровень

Задания «Подготовьте сообщение», «Подумайте», с.129

Карта «Древняя Греция (до середины V в.

до н.э.)»

презентация

32

Поэма Гомера «Одиссея»

1

Комбинированный урок

Поэма Гомера «Одиссея»

Пересказывать текст учебного материала. Анализировать источник.

Задания «Проверьте себя», «Поработайте с картой»,  с.134.

Карта «Древняя Греция (до середины V в.

до н.э.)»,

33

Религия древних греков

1

Урок с элементами ролевой игры

Верования древних греков. Сказания о богах и героях.

Характеризовать верования древних греков. Объяснять, какую роль играли религиозные культы в греческом обществе.

1 уровень

Задания «Проверьте себя», с.138.

2 уровень

Описать рисунок «Прометей и Атлант» с.137. Подготовить сообщение о герое древнегреческих мифов Геракле, с.138.  Задания «Подумайте», с.138. Задания «Подведем итоги и сделаем выводы», с.139.

Карта «Древняя Греция (до середины V в.

до н.э.)»

презентация

34

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

1

Урок, содержащий все основные знания процесса усвоения материала

Греческие города-государства (полисы). Местоположение и природные условия Аттики. Аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Бедственное положение земледельцев и долговое рабство.

Характеризовать политический строй древнегреческих городов-государств (Афины). Объяснять значение понятия полис.

1 уровень

Объяснить значение слов: полис, демос, ареопаг, архонты, долговой камень. Задания «Проверьте себя»,  с.143.

2 уровень

Подготовить сообщение по древнегреческому мифу о споре Афины с Посейдоном (с.142) и ответить на вопросы на с.143. Задания «Подумайте», с.143.

Карта «Древняя Греция (до середины V в.

до н.э.)», презентация

35

Зарождение демократии в Афинах

1

Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом

Борьба демоса со знатью. Утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена

Рассказывать о том, как утверждались демократические порядки в Афинах. Объяснять значение понятий демократия.

1 уровень

Объяснить значение слова «демократия». Задания «Проверьте себя»,  с.146.

2 уровень

Подготовить сообщение об учрежденном в Афинах выборном суде, с.146.

Задания «Подумайте», с.146

Карта «Древняя Греция (до середины V в.

до н.э.)»,  таблица «Афинская демократия V-IV века до н.э.»,

презентация

36

Древняя Спарта

1

Комбинированный урок

Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.

Характеризовать политический строй древнегреческих городов-государств (Спарта). Давать сравнительную характеристику общественно-политического устройства Афин и Спарты. Рассказывать каким было спартанское воспитание, определять свое отношение к нему. Объяснить значение понятия олигархия.

1 уровень

Объяснить значение выражения «лаконическая речь», с.150. Задания «Проверьте себя», «Поработайте с картой»,  с.150.

2 уровень

Задания «Подумайте», с.150.

Карта «Древняя Греция (до середины V в. до н.э.)»,

презентация

37

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

1

Урок изучения нового материала

Великая греческая колонизация. Причины колонизации. Греческие колонии. Отношения греков со скифами.

Раскрывать причины греческой колонизации. Показывать на карте исторические объекты. Объяснять значение понятий колонизация, метрополия.

1 уровень

Объяснить значение слов: эллин, Эллада, хитон, гиматий. Задания «Проверьте себя», «Поработайте с картой»,  с.155.

2 уровень

Описать по рисунку (с.152) греческую колонию в Причерноморье и ответить на вопросы, с.155. Задания «Подумайте», с.155.

Карта «Древняя Греция (до середины V в. до н.э.)»,

атлас и контурная карта по истории Древнего мира

38

Олимпийские игры в древности

1

Урок-игра

Спортивные состязания. Олимпийские игры – праздник, объединявший эллинов. Пять незабываемых дней. Победители Олимпийских игр.

Уметь работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделяя главное, составлять рассказ.

1 уровень

Объяснить значение слов: атлет, ипподром, пятиборье. Задания «Проверьте себя», «Поработайте с картой», «Поработайте с датами»,  с.160.

2 уровень

Описать по рисунку «На ипподроме…» (с.158) конские бега в Олимпии  и ответить на вопросы на с.161. Составить рассказ об Олимпийских играх от имени участника или зрителя, с.161.

Карта «Древняя Греция (до середины V в. до н.э.)»,

презентация

39

Победа греков над персами в Марафонской битве.

1

Комбинированный урок

Классическая Греция. Греко-персидская война: причины, участники, Марафонское сражение, герои. Причины победы греков.

Объяснять причины победы греков в Марафонской битве.

1 уровень

Объяснить значение слов: стратег, фаланга. Задания «Проверьте себя», «Поработайте с датами»,  с.165.

2 уровень

Задания «Подумайте», с.165.

Карта «Древняя Греция»

атлас и контурная карта по истории Древнего мира

40

Нашествие персидских войск

1

Комбинированный урок

Греко-персидская война. Бой в Фермопильском ущелье. Саламинское сражение.  Причины победы греков

Объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства.

1 уровень

Объяснить значение слов: «триера». Задания «Проверьте себя», «Поработайте с датами»,  с.170.

2 уровень

Описать по рисунку «Бой в Саламинском проливе» (с.168) и ответить на вопросы на с.170. Составить рассказ об одном греков с персами от имени участника этого сражения.  Задания «Подумайте», «Подведем итоги и сделаем выводы», с.170.из сражений

Карта «Древняя Греция»,

атлас и контурная карта по истории Древнего мира презентация

41

В гаванях афинского порта  Пирей

1

Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом

Афинский морской союз. В военных и торговой  гаванях афинского порта Пирей. Состав населения Афинского полиса.

Описывать военные и торговую гавани афинского порта Пирей. Находить различия в жизни населения Афинского полиса: граждан, переселенцев, рабов. Объяснять, что означало в Древней Греции понятие гражданин, приводить примеры гражданских поступков.

1 уровень

Объяснить значение слов: верфь, пошлина, налог, вольноотпущенник. Задания «Проверьте себя», «Поработайте с картой»,  с.175.

2 уровень

Описать по рисунку  гавань Пирея (с.173) и ответить на вопросы на с.175. Задания «Подумайте», с.175.

Карта «Древняя Греция (до середины V в.

до н.э.)»,  картина «Афинская гавань Пирей»,

презентация

42

В городе богини Афины

1

Урок-путешествие

Город Афины: Керамик, Агора. Архитектура и скульптура.

Описывать город Афины. Описывать и выявлять особенности архитектуры а храмах.

1 уровень

Объяснить значение слов: Керамик, Агора, Акрополь, Парфенон, портик, фронтон, кариатида. Задания «Проверьте себя», с.181.

2 уровень

Описать  рисунок «Шествие на Акрополь» (с.179) и ответить на вопросы на с.181. Составить рассказ от имени путешественника, посетившего древние Пирей и Афины, с.181.

Карта «Древняя Греция (до середины V в.

до н.э.)»,

презентация

43

В афинских школах и гимназиях

1

Урок изучения нового материала. Работа в группах

Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование

Рассказывать о развитии наук, образовании в Древней Греции

1 уровень

Объяснить значение слов: стиль, палестра, гимнасий. Задания «Проверьте себя»,  с.185.

2 уровень

Описать урок гимнастики по рисунку  «В палестре», с.183. Задания «Подумайте», с.185.

Карта «Древняя Греция (до середины V в. до н.э.)» презентация

44

В афинском театре

1

Урок с элементами ролевой игры

Быт и досуг древних греков. Возникновение театра: трагедия и комедия . Литература.

Представлять описание произведений разных видов древнегреческого искусства, высказывая и аргументируя свои оценочные суждения. Объяснять, в чем состоит вклад древнегреческих обществ в мировое культурное наследие.

1 уровень

Объяснить значение слов: сатир, орхестра, скене, трагедия, комедия. Задания «Проверьте себя»,  с.190.

2 уровень

Описать здание театра и представление комедии по одноименному рисунку на с.190 и ответить на вопрос на с.190. Изучить документ-отрывок из трагедии Софокла «Антигона» (с.189) и ответить на в. на с.190.

Карта «Древняя Греция (до середины V в. до н.э.)»,

презентация

45

Афинская демократия при Перикле

1

Урок-суд

Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство.

Характеризовать афинскую демократию при Перикле.

«Подведем итоги и сделаем выводы», с.195.

Карта «Древняя Греция (до середины V в. до н.э.)»,

презентация

46

Города Эллады подчиняются Македонии

1

Комбинированный урок

Пелопоннесская война. Возвышение Македонии. Потеря Грецией независимости. Приход к власти Александра

Описывать состояние македонской армии. Объяснять причины потери Грецией независимости.

1 уровень

Задания «Проверьте себя», «Поработайте с картой»,  с.200.

2 уровень

Описать рисунок  «Македонская фаланга», с.197 и ответить на вопросы на с.200. Задания «Подумайте», с.200

Атлас и контурная карта по истории Древнего мира

презентация

47

Поход Александра Македонского на Восток

1

Урок-игра

Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского.

Показывать на карте направления походов и территорию державы Александра Македонского. Составлять исторический портрет (характеристику) Александра Македонского.

1 уровень

Задания «Проверьте себя», «Поработайте с картой»,  с.205.

2 уровень

Описать рисунок  «Переход через реку Граник», с.201 и ответить на вопросы на с.205. Задания «Подумайте», с.205

Карта «Завоевания Александра Македонского»,

атлас и контурная карта по истории Древнего мира,

презентация

48

В Александрии Египетской

1

Урок-путешествие

Распад державы Александра Македонского. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.

Объяснять причины распада державы Александра Македонского, а также эллинистических государств Востока. Раскрывать значение понятия эллинизм. Называть и описывать памятники культуры периода эллинизма.

1 уровень

Задания «Проверьте себя», «Поработайте с картой»,  с.212.

2 уровень

Описать рисунок  «В библиотеке Александрии», с.209 и ответить на вопросы на с.212. Составить рассказ от имени мальчика или девочки, посетивших древнюю Александрию, с.212. Задания «Подведем итоги и сделаем выводы», с.212.

Карта «Завоевания Александра Македонского»

презентация

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

49

Повторительно-обобщающий урок: «Древняя Греция. Эллинизм»

1

Урок-игра «Брейн-ринг»

Политическая система Древней Греции. Образ жизни и быт жителей Древней Греции. Развитие культуры в Древней Греции.

Объяснять смысл терминов и понятий. Сопоставлять факты и делать выводы по истории Древней Греции.

Тест

Карты «Древняя Греция (до середины V в. до н.э.)»,

«Завоевания Александра Македонского»,

атлас по истории Древнего мира,

картина раздаточный материал (карточки с заданиями)

Древний Рим (18 часов)

50

Древнейший Рим

1

Урок изучения нового материала

Древнейший период. Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей

Показывать на карте местоположение древнейших государств на территории Италии. Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Италии. Раскрывать значение понятий патриций, плебс.

1 уровень

Объяснить значение слов: весталка, ликтор, сенат. Задания «Проверьте себя», «Поработайте с картой»,  с.218.

2 уровень

Описать рисунок  «Палатин (слева) и Капитолий», с.216 и ответить на вопросы на с.219. Задания «Подумайте», с.219.

Карта «Древняя Италия  (до середины III в. до н.э. )»,

атлас и контурная карта по истории Древнего мира,

презентация

51

Завоевание Римом Италии

1

Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом

Возникновение Римской республики. Патриции и плебеи. Нашествие галлов. Установление государства Рима над Италией

Объяснить причины войн Рима с народами Италии. Рассказывать об основных сражениях римлян с Пирром. Раскрывать значение понятий республика, консул, трибун.

Объяснить значение слов: республика, консул, народный трибун, право вето. Задания «Проверьте себя», «Поработайте с картой»,  «Поработайте с датами», с.222.

Карта «Древняя Италия  (до середины III в. до н.э. )»,

атлас и контурная карта по истории Древнего мира

презентация

52

Устройство Римской республики

1

Комбинированный урок

Римская республика. Управление и законы. Римская армия. Религиозные верования.

Объяснять, кому принадлежала власть в Римской республике, кто и почему участвовал в политической борьбе. Характеризовать верования древних жителей Италии. Раскрывать значение понятий сенат, легион.

1 уровень

Объяснить значение слов: Марсово поле, Форум, легион. Задания «Проверьте себя»,  с.227.

2 уровень

Описать рисунок  «Построение легиона», (с.225) и ответить на вопросы на с.227. Подготовить сообщения: об одежде римлян, о гаданиях в Риме (с.227). Задания «Подумайте»,  «Подведем итоги и сделаем выводы», с.227.

Карта «Древняя Италия  (до середины III в. до н.э. )»,

http://ancientrome.ru

презентация

53

Вторая война Рима с Карфагеном

1

Урок изучения нового материала

Войны Рима с Карфагеном. Ганнибал. Битва при Каннах. Господство Рима в Западном Средиземноморье.

Характеризовать войны Рима с Карфагеном: причины, ход, последствия.

1 уровень

Задания «Проверьте себя», «Поработайте с картой»,  с.232.

2 уровень

Подготовить сообщение о первой морской победе римлян. Задания «Подумайте»,  с.232.

Карта «Древняя Италия  (до середины III в. до н.э. )»,

атлас и контурная карта по истории Древнего мира

презентация

54

Установление господства Рима во всем Средиземноморье

1

Комбинированный урок

Установление господства Рима в Средиземноморье. разгром Сирии и Македонского царства. Разрушение Коринфа и Карфагена.

Использовать карту при характеристике военных походов Рима. Характеризовать причины и итоги войн Рима. Раскрывать значение понятий император, провинция.

1 уровень

Объяснить значении слов: провинция, триумф, император. Задания «Проверьте себя», «Поработайте с картой»,  с.238.

2 уровень

Описать рисунки:

1. «Штурм крепости» (с.235), 2. «Бои на улицах Карфагена» (с.236) и ответить на вопросы на с.238.

Карта «Рост Римского государства в III в. до н.э.-II в. н.э. »,

атлас по истории Древнего мира

презентация

55

Рабство в Древнем Риме

1

Урок – лабораторная работа (в группах)

Труд рабов в сельском хозяйстве и в доме рабовладельца. Гладиаторы.

Рассказывать о хозяйственной жизни в Древнем Риме, положении трудового населения, рабов. Умение работать в группах, выполняя задания автора учебника на с.241-242.

1 уровень

Объяснить значение слов: имение, амфитеатр, гладиатор. Задания «Проверьте себя»,   с.241.

2 уровень

Описать рисунок «Рабы в имении» (с.239) и ответить на вопросы на с.241. Изучить документ «Римские ученые Варрон и Колумелла о рабах» (с.240) и ответить на вопросы на с.241. Задания «Подведем итоги и сделаем выводы», с.242

Карта «Рост Римского государства в III в. до н.э.-II в. н.э. »,

презентация

56

Земельный закон братьев Гракхов

1

Урок изучения нового материала

Реформы Гракхов. Характеристика Тиберия и Гая Гракхов.

Раскрывать суть земельного закона братьев Гракхов.

1 уровень

Задания «Проверьте себя», «Поработайте с датами»,  с.246.

2 уровень

Описать рисунок «Гибель Тиберия Гракха» (с.245). Подготовить сообщение о римских именах, с.245-246.

Карта «Рост Римского государства в III в. до н.э.-II в. н.э. »,

http://ancientrome.ru

презентация

57

Восстание Спартака

1

Урок-диалог

Причины восстания. Ход восстания. Причины поражения. Героическая личность Спартака.

Описывать восстание рабов в Риме: причины, армия Спартака, ход восстания, результаты.

1 уровень

Задания «Проверьте себя», «Поработайте с датами»,  с.250.

2 уровень

Описать рисунок «Бой Спартака с римлянами» (с.248) и ответить на вопросы на с.251. Составить рассказ от имени гладиатора, с.251. Задания «Подумайте», с.251.

Карта «Римская республика III-I вв. до н.э.»,

атлас и контурная карта по истории Древнего мира

презентация

58

Единовластие Цезаря

1

Комбинированный урок

От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь

Объяснять причины и последствия гражданских войн в Риме. Раскрывать значение понятия диктатор.

1 уровень

Объяснить значение слов: ветеран, диктатор.. Задания «Проверьте себя»,  «Поработайте с датами», с.255.

2 уровень

Описать рисунок «Убийство Цезаря в сенате» (с.255) и ответить на вопросы на с.256. Задания «Подумайте», с.256. Изучить документ-рассказ Плутарха о Риме, подобном судну, несущемуся без управления (с.254) и ответить на вопросы на с.256.

Карта «Римская республика III-I вв. до н.э.»

презентация

59

Установление  империи

1

Урок-лекция

Установление императорской власти. Октавиан Август. Римская империя: территория, управление.

Показывать на карте владения Римской империи. Характеризовать политическую жизнь в Древнем Риме, ее участников, важнейшие события. Рассказывать, как строились отношения между Римом и провинциями.

Объяснить значение слов: преторианцы, империя. Задания «Проверьте себя»,  «Поработайте с датами», «Подведем итоги и сделаем выводы», с.260.

Карта «Римская республика III-I вв. до н.э.»,

атлас и контурная карта по истории Древнего мира

презентация

60

Соседи Римской империи

1

Урок-презентация

Территория Римской империи. Парфянское царство. Германцы. Предки славян.

Описывать жизнь соседей Римской империи.

1 уровень

Задания «Проверьте себя», «Поработайте с картой»,  с.264-265.

2 уровень

Описать рисунок «Захват деревни римлянами» (с.263) и ответить на вопросы на с.265.

Карта «Римская империя в  I-III вв.  н.э.»

презентация

61

В Риме при императоре Нероне

1

Комбинированный урок

Деятельность императора Нерона. Оценка деятельности Нерона.

Давать характеристику римскому императору Нерону.

1 уровень

Задания «Проверьте себя», с.268.

2 уровень

Описать рисунок «Казнь христиан при Нероне» (с.267) и ответить на вопросы на с.268. Подготовить сообщение о Нероне и его воспитателе Сенеке (с.266) и ответить на вопросы на с. 268-269.

Карта «Римская империя в  I-III вв.  н.э.»

презентация

62

Первые христиане и их учение

1

Урок-лекция

Возникновение и распространение христианства. Рассказы о жизни и учении Иисуса Христоса.

Объяснять, в чем заключались предпосылки распространения христианства в Риме, рассказывать о судьбе первых христиан в Риме

1 уровень

Объяснить значение слов: христиане, Евангелие, апостол, священник, Второе пришествие. Страшный суд. Задания «Проверьте себя», с.274, «Поработайте с картой», с.275.

2 уровень

Описать рисунок «Собрание первых христиан», с.268

Карта «Римская империя в  I-III вв.  н.э.»,

презентация

63

Расцвет империи во II (2-ом) веке н.э.

1

Урок практического применения знаний, умений

Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна. Строительство.

Давать характеристику римскому императору Траяну.

Объяснить значение слов: колоны, «рабы с хижинами», бетон. Задания «Проверьте себя», «Поработайте с картой», с.279

Карта «Римская империя в  I-III вв.  н.э.»

презентация

64

Вечный город и его жители

1

Урок формирования новых умений. Лабораторная работа

Культура Древнего Рима. Римская литература, «золотой век поэзии». Ораторское искусство. Цицерон. Развитие науки. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг  римлян

Рассказывать о культурной жизни в Древнем Риме. Составлять описание архитектурных памятников, произведений древнеримского искусства, используя текст и иллюстрации

1 уровень

Объяснить значение слов: Колизей, Пантеон, термы. Задания «Проверьте себя»,  «Поработайте с датами», с.285.

2 уровень

Составить рассказ от имени приезжего «Один

Карта «Римская империя в  I-III вв.  н.э.»

презентация

учебника. Выявлять примеры влияния античного искусства в современной архитектуре и др.

день в Риме». Описать по рисункам улицу и дома (с.282), Пантеон (с.280), императорские термы (с.282) и Большой цирк (с.283). Задания «Подведем итоги и сделаем выводы», с.285.

65

Римская империя при Константине

1

Комбинированный урок

Вторжения варваров. Император Константин. Признание христианства

Рассказывать о признании христианства господствующей религией в Римской империи

1 уровень

Объяснить значение слов: варвары, епископ, папа римский, Новый Завет, Рождество Христово, Пасха Задания «Проверьте себя»,  с.289.

2 уровень

Задание «Подумайте», с.289

Карта «Римская империя в  I-III вв.  н.э.»,

презентация

66

Взятие Рима варварами

1

Урок изучения нового материала

Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи

Показывать на карте границы Западной и Восточной частей Римской империи после ее разделения. Показывать на карте направления переселений варварских племен и их вторжений на территорию Римской империи.

1 уровень

Задания «Проверьте себя», «Поработайте с картой», «Поработайте с датами», с.293.

2 уровень

Описать рисунок «Разгром Рима варварами» (с.292) и ответить на вопросы на с.293. Задания «Подумайте», с.293. Задания «Подведем итоги и сделаем выводы», с.293

Карта «Римская империя в  IV-V вв.  н.э.. Падение Западной Римской империи»,

атлас и контурная карта по истории Древнего мира, презентация

67

Повторительно-обобщающий урок: «Древний Рим»

1

Урок повторения, проверки знаний и умений

Особенности цивилизации Рима. Правление народом

Объяснять смысл терминов и понятий. Сопоставлять исторические события и делать выводы по истории Древнего Рима

Контрольная работа

Карты «Древняя Италия (до середины III в. до н.э.», «Римская империя в  IV-V вв.  н.э.. Падение Западной Римской империи»

Историческое и культурное наследие Древнего мира. Краеведение (1 час)

68

Историческое и культурное наследие Древнего мира. Наш край в глубокой древности

1

Урок-конференция

Вклад древних цивилизаций в историю человечества. Семь чудес света. Тюркоязычные предки чувашей

Высказывать и обосновывать суждения о значении наследия древних цивилизаций для современного мира

Подготовить сообщение, рефераты

Компьютер

http://www.hrono.ru

http://www.ancient.ru

http://www.istorya.ru

http://www.edic.ru/myth

http://ellada.spb.ru

http://ancientrome.ru

учебное пособие:

В.Д. Данилов,

Б.И. Павлов «История Чувашии с древнейших времен до конца XX века»



Предварительный просмотр:

                                                                     «УТВЕРЖДАЮ»      

Директор школы:_____________

_______________Алексеев Ю.П.

«____»___________2015г.

ПЛАН

НЕДЕЛИ ИСТОРИИ, ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ И КУЛЬТУРЫ РОДНОГО КРАЯ

В МБОУ «СЮРБЕЙ-ТОКАЕВСКАЯ ООШ»

КОМСОМОЛЬСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

02.03 – 07.03 2015г.

№№

п/п

Мероприятие

Место проведения

Срок

1

Выставка-презентация «Учителя нашей школы – ветераны Великой Отечественной войны».

Кабинет истории

В течение недели

2

Открытый урок «Роль СМИ в годы Великой Отечественной войны» в 9 классе

Кабинет истории

05.03.2015

3

Внеклассное мероприятие для 5-6 классов «Знатоки древнего мира»

Кабинет истории

03.03.2015

4

Аллея  «Мои родные в Великой Отечественной войне» (для всех учащихся и работников школы)

Школьный коридор

До 07.03.2015г.

5

«Разгадай кроссворд» на тему «Великая Отечественная война»

Кабинет истории

До 07.03.2015г.

6

Конкурс стенгазет по истории Первой и Второй мировой войны «Герои» -  для 5-9 классов

Школьный коридор

До 07.03.2015г.

7

«Экология и культура» - внеклассное мероприятие для 7-9 классов

Кабинет истории

05.03.2015

8

Выставка «Деньги»

Кабинет истории

03.03.2015

                       Зам.директора:                                        Орлов А.Я.  

                         Учитель:                                                 Белкова Г.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...