"Отечественная война 1812 г." Внеклассное мероприятие для 8 класса
план-конспект занятия по истории (8 класс) на тему

Ногманова Наталья Ливерьевна

Внеклассное мероприятие или повторительно-обобщающий урок по истории Отечественной войны 1812 г.  Мероприятие представляет собой игру-путешествие с применением современных мультимедийных средств обучения. Учащиеся последовательно выполняют определенные виды заданий, направленные на  повторение и закрепление ранее пройденного учебного материала, развитие логического мышления, внимания и творческих способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №94» Московского района города Казани

«Отечественная война 1812 г.»

Игра-путешествие для 8 класса

Автор: Ногманова Наталья Ливерьевна,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

Казань, 2014

Оглавление

   Введение                                       с.2

   План - конспект                             с.7

  1. План мероприятия              с.7
  2. Ход мероприятия                с.8  

   Заключение                                   с.15

   Список литературы                      с.16

Введение

Война 1812 г. одна из самых заметных дат в истории России. В 2012 г. страна отметила 200-летие этого знаменательного события. Это событие – одна из самых героических страниц истории нашей Родины. Наполеон считался величайшим военным гением Европы, и победа русского народа над завоевателем имела огромное значение не только для современников, но и поныне волнует потомков, служит предметом гордости. Поэтому тема войны 1812 года вновь и вновь привлекает к себе внимание исследователей, оставаясь актуальной в  исторической науке.

В рамках школьного курса истории России этой теме отводится определенное место в плане решения задач образования, просвещения и воспитания обучающихся и  обуславливает необходимость всестороннего освещения в учебном и внеурочном образовательном процессе.

Мероприятие представляет собой игру-путешествие с применением современных мультимедийных средств обучения, с помощью которых учащиеся последовательно выполняют определенные виды заданий, направленные на закрепление и повторение ранее пройденного учебного материала, развитие логического мышления, внимания и творческих способностей.

Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ученик может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.

Цель мероприятия:  привлечь внимание учащихся к знаменательной дате в истории России, в игровой форме повторить и обобщить изученный материал.

Задачи:

  • Образовательная – повторить основные исторические события Отечественной войны 1812 г.,  дать им оценку, вспомнить героев войны, проанализировать причины победы русской армии;
  • Развивающая – развитие умений и навыков работы с историческим источником, с иллюстрациями, формирование картографических знаний и умений, формирование у учащихся познавательных интересов, творческих навыков, развитие их внимания и восприятия, воображения и памяти, культуры речи;
  •  Воспитательная – на примерах героической борьбы русского народа   воспитание чувства гордости за свой народ, патриотизма и самоотверженности.

Оборудование:   доска, ППК,  мультимедийный проектор, магнитофон.

Структура проведения мероприятия:

  1. Подготовительный этап. Учащимся дается предварительное задание повторить изученный материал по теме игры. Игру можно проводить между командами разных классов 8-й учебной параллели или поделить один класс на команды. Кабинет, в котором проходит мероприятие, оформляется рисунками, стенгазетами по теме. Можно дать задание командам явиться на игру в костюмах той эпохи. Все это поможет создать эмоционально - игровое настроение при проведении мероприятия.  Команды получают дополнительные баллы за участие в оформлении класса,  историчность внешнего облика, оригинальность и творческий подход.
  2.  Организационный этап. Объяснение правил игры. Выбор командиров команд. Раздача маршрутных листов, на которых будут отмечаться выигранные баллы.
  3. Игра-путешествие идет по пяти станциям. Отвечая на поставленные вопросы, выполняя задания, учащиеся повторяют основные события, подводят итоги Отечественной войны 1812 года.
  4. Игра со зрителями проводится, если в мероприятии участвуют несколько классов и не все учащиеся вошли в состав команд. Болельщики могут поучаствовать в игре и принести дополнительные очки своей команде.
  5. Заключительный этап. Подведение итогов. Награждение команды-победителя. Отметить положительные моменты игры каждой команды. Участников игры со зрителями отметить специальными призами.
  6. Анализ игры (обсуждение, анкетирование). Необходимо выяснить уровень эффективности проведенного мероприятия (удалось – не удалось). Важно закрепить положительное эмоциональное состояние ребят – участников и болельщиков. Чтобы закончить игру на положительной ноте, как советуют психологи, можно воспользоваться одним из вариантов упражнения «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга и благодарят друг друга и учителя за проведенное мероприятие. Такой вариант окончания дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Варианты использования материала игры-путешествия в процессе обучения:

- Эффективным средством подготовки школьников к изучению нового учебного материала является постановка познавательной задачи.

Для этого служит подготовительный этап, когда перед учащимися ставится задача подобрать материал для стенгазеты, нарисовать рисунки, подготовить костюмы той эпохи, что побуждает ребят глубже знакомиться с изучаемой эпохой. Этапы, предваряющие игровое действо (введение в игру, подготовка к ней), активизируют познавательную деятельность учащихся.

 Использование проблемного вопроса также служит активизации познавательной деятельности учеников. Зачитав в начале урока, как эпиграф, слова А.С. Пушкина:

«Гроза двенадцатого года

  Настала – кто тут нам помог?

  Остервенение народа, Барклай,  

  Зима иль русский бог?»,

учитель задает проблемный вопрос: «Почему русский народ сумел одолеть самую непобедимую армию в мире на тот исторический момент?». Тем самым побуждает учеников к поиску ответа с помощью различных способов.

 - Комплекс различных заданий, используемый при проведении внеклассного мероприятия, может использоваться на уроке по  теме «Отечественная война 1812 г.» при закреплении изученного материала (тестовые задания), при отработке картографических знаний и умений, работы с иллюстративным материалом и навыков работы в группе.

- Некоторые элементы данной игры могут быть использованы не только на уроке истории, но и, например, на уроке географии – работа с картой, на уроках литературы, ИЗО или музыки – использование произведений литературы, искусства посвященных эпохе Отечественной войны 1812 г. В таком случае, мы можем говорить о межпредметных связях: историко-литературных, историко-географических и др.

При создании компьютерной презентации использовалась программа  Power Point 97-2003, 2007. Презентация состоит их 23 слайдов. Слайды соответствуют этапам игры-путешествия. Учитель управляет презентацией, переключая слайды, направленные на определенный обучающий эффект.                    

Компьютерная презентация сопровождает работу каждой станции, указывая правильные ответы, отражая учебный и иллюстративный материал.

При подборе иллюстративного материала был соблюден принцип узнаваемости наглядности, которая соответствует предъявляемой письменной и устной информации в течение всего мероприятия.

В презентации звучит музыка П.И.Чайковского Увертюра «1812 год». Выбор музыки обусловлен двумя факторами:1) это произведение искусства, посвященное теме данного мероприятия; 2) музыка направлена вызвать определенный эмоциональный настрой, специально подобрана для начала – вступительная часть, медленная тревожная; для завершения мероприятия – финальная часть, бравурная, победная.  

В презентации минимально использованы приемы анимации, для появления правильных ответов, для привлечения внимания к высказываниям великих людей. Также для привлечения внимания к иллюстративному материалу применены звуковые эффекты. Звук играет роль звуковой иллюстрации, как дополнительный канал информации. К примеру, на слайде №1 звук взрыва подчеркивает военную тематику игры, на слайде №8 – звук барабанной дроби подчеркивает быстроту вторжения наполеоновских войск на территорию России, на слайде № 12 – звук ветра сопровождает иллюстрацию зимнего перехода остатков французской армии через Березину.

План-конспект

  1. План  мероприятия

Этап урока

Приемы и методы

Время (мин.)

Подготовительный этап

Предварительное задание: повторить изученный материал по теме «Отечественная война 1812 г.». Деление на группы. Оформление кабинета.

Организационный этап. Вступление.

Объяснение правил игры. Постановка проблемного вопроса.

3 мин

1 станция. «Спасители Отечества» (Узнай героя)

Работа с иллюстративным материалом - портретами героев Отечественной войны 1812 г.

3 мин

2 станция.

«Мысли великих людей» (продолжи фразу)

Задание на развитие логического мышления

4 мин

3 станция. «Как это было…»

Тестовое задание

5 мин.

4 станция. «Карта военных событий» (восстанови карту)

Отработка картографических знаний и умений

10 мин

5 станция. «Великой армии больше нет…»

Отработка навыков работы в группе. Обсуждение вопроса среди членов группы, анализ и поиск вариантов ответа.

5 мин

Представитель  от каждой команды выступает с полученным результатом обсуждений.

Формирование навыков публичных выступлений, культуры речи.

По 3-4 мин.

Кто из команд назовет памятников искусства и литературы о войне 1812 г.

Блиц-опрос

3-4 мин

Игра со зрителями

Вопросы викторины

3-4 мин

Заключительный этап

Подведение итогов. Награждение команды-победителя

3 мин

Анализ игры (обсуждение, анкетирование).

Выяснение уровня эффективности проведенного мероприятия через обсуждение или анкетирование.

  1. мин

Итого

49-54 мин

  1. Ход мероприятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Презентация

1

Объяснение правил игры. Команды получают Маршрутные листы. На доске расчерчена таблица маршрутного листа с №№ команд. Результаты команд отмечает учитель или представитель жюри

В каждой группе выбирается командир, в его обязанности входит следить за работой группы, отмечать  результаты ответов на Маршрутном листе, на котором указаны «станции» и максимальное количество баллов при правильном ответе.

Слайд № 1 Тема внеклассного мероприятия

Слайд №2

Маршрутный лист

2

  «Гроза двенадцатого года

  Настала – кто тут нам помог?

  Остервенение народа, Барклай,  Зима иль русский бог?»

А.С. Пушкин

Задается проблемный вопрос: Почему русский народ сумел одолеть самую непобедимую армию в мире на тот исторический момент?

Продвигаясь от станции к станции, учащиеся будут называть причины победы русских войск над наполеоновской армией.

слайд №3 Звучит музыка П.И. Чайковского,  Увертюра «1812 г.»

Слова А.С. Пушкина

1 станция «Спасители Отечества»  (узнай героя)

Учитель: Я думаю,   что вы согласитесь со мной, что историю творят люди своими деяниями, мы должны знать тех людей, которые повлияли на ход событий, которые часто жертвовали своими жизнями и интересами, ради своей Отчизны.

Вам предлагается ряд портретов героев войны 1812 г. Ваша задача узнать и подписать их имена.

Учитель приводит пример личного героизма генерала Николая Раевского, который под Салтановкой увлек в бой своих сыновей – 16 –ти и 11-ти лет, находившихся в войсках при отце.

Учащиеся пишут ответы на листочках,  сдают их жюри. Происходит сравнение ответов со слайдом.

Учащиеся делают вывод: Для спасения Отечества большую роль сыграли русские полководцы, проявив личный героизм и отвагу, а также, их тактическое и стратегическое умение вести военные действия.

Слайд №4

Портреты героев даны без подписи. После того, как команды сдадут ответы, учитель нажимает кнопку мышки и на слайде появляется правильный ответ

Слайды №5-12

Краткая характеристика героям войны 1812 г.

Слайд №9

Подвиг солдат Раевского под Салтановкой

2 станция «Мысли великих людей» (продолжи фразу)

Учитель: От изображения героев мы переходим к мыслям великих людей. Продолжите  высказывание, логично завершив его. И мы узнаем мнение наших героев по важнейшим вопросам:

  • кто победил в Бородинском сражении?
  • Оставлять или не оставлять Москву?
  • Идти или нет на переговоры с Наполеоном?

Сравнение ответов со слайдом

Учащиеся делают вывод: 

  • Обе страны и Россия, и Франция считают Бородино своей победой. Современные историки приходят к выводу, что поскольку ни одна из сторон не смогла добиться поставленных целей, битва закончилась в «ничью»;
  • С потерей Москвы не потеряна Россия, главное было сохранить армию. Время показало, что Кутузов был прав, приказывая оставить Москву, беря на себя такую ответственность;
  • Александр I  сумел выдержать характер и не пошел на переговоры с захватчиком. Если бы Александр согласился на мир с Наполеоном, занявшим Москву, то по заключению некоторых историков, поход 1812 г. стал бы для Наполеона наряду с походами, которые заканчивались Аустерлицем, Фридландом и Ваграмом, т.е. его победой. Пока Наполеон ждал согласия на мир, Кутузов сумел подготовиться к контрнаступлению.

Слайд №13

Даны три высказывания без завершения фразы. После того, как команды сдадут ответы, учитель нажимает кнопку мышки и на слайде появляется правильный ответ .

3 станция «Как это было…» (тестовое задание) 

Учитель: Выберите правильный ответ из 3-х предложенных вариантов. Для каждой команды свой вариант тестов.

 Сравниваем со слайдом ответы, у вас должен получиться определенный набор цифр, который несет смысловую нагрузку.

Сравнение ответов со слайдом.

Учащиеся делают вывод:  Мы вспомнили основные события войны и повторили даты начала и завершения Отечественной войны 1812 г.:

  1. 12.06.12 – начало Отечественной войны, переправа французских войск через Неман; (слайд №7-8)
  2. 26.08.12 – Бородинское сражение (слайд №9-10)
  3. 14.11.12 – начало переправы через Березину. Изгнание французских войск с территории России (слайд №11-12)

Слайд № 14  тестовое задание 1 группе

Слайд № 15 иллюстрация «Переправа французских войск через Неман»

Слайд № 16

тестовое задание 2 группе,

Слайд № 17

Иллюстрация «Бородинское сражение»

Слайд № 18

тестовое задание 3 группе

Слайд № 19

Иллюстрация «Переправа французских войск через Березину»

4 станция. «Карта военных событий» (восстанови карту)

Учитель: Вспомнив основные события войны, давайте занесем их на контурную карту. Я немного облегчу вам задание, и на каждый стол будет дан оригинал карты, за 0,5 мин. вы можете вспомнить места основных сражений и направления  движения русских и французских войск. Ваша задача за 5минут нанести на контурную карту, которая лежит у вас на столах, как можно больше мест сражений и событий войны 1812 года. Ручкой с синей пастой отметьте стрелочкам направления наступления французских войск, с красной – русских войск.  

Возможные перечисленные  

основные сражения и события:

  1. переход через Неман (12.06)
  2. соединение русских войск под  Смоленском  (2.08.)
  3. Смоленское сражение (4.08)
  4. Прибытие Кутузова в армию в Царево  Займище (17.08)
  5. бой за Шевардинский редут

 (24.08.)

  1. Бородинское сражение (26.08)
  2. совет в Филях (1.09.)
  3. вступление французов в  Москву (2.09)
  4. Тарутинский маневр (2.09)
  5. оставление французами  Москвы (11.10)
  6. Сражение под

Малоярославцем (12.10)

  1. сражение под Красным (3.11)
  2. переправа через Березину

(14-16.11.)

Учащиеся делают вывод:  Перечислив основные события войны 1812 г., мы можем увериться в  правильности решения и Барклая-де Толли, а потом и Кутузова – отступая, сохранив армию, Россия победила в войне. Даже оставление Москвы не повлияло на силу духа и уверенности в победе!

Слайд № 20

Карта «Вторжение французских войск в Россию».

На карте выделены места решающих событий. Проверка с оригиналом карты на слайде презентации

5 станция. «Великой армии больше нет…»

Учитель: Почему? Что случилось с Великой армией. Почему она потерпела поражение? Мы возвращаемся к вопросу, с которого начали нашу игру.  Мы назвали лишь некоторые причины побед русского народа. Я прошу вас подумать, обсудить между собой, какие еще  причины поражения французской армии можно назвать.

Обсуждение вопроса в группе   «Кто помог?»

  1. Чувство патриотизма
  2. Героизм солдат и офицеров
  3. талант и дальновидность полководцев
  4. твердость Александра I
  5. народный характер войны (партизанское движение)
  6. вопрос о зиме, морозы – «вспомогательное войско» (Ф.Н. Глинка) 

Представитель  от каждой команды выступает с полученным результатом обсуждений.

Слайд №21

Иллюстрации «На Большой Смоленской дороге. Отступление» и «Переправа русских войск через Неман. Декабрь 1812 г.»

Слова А.С. Пушкина

Учитель: Говоря о причинах победы русского народа, можно привести слова писателя и мыслителя Н. Г. Чернышевского: «Главнейшими причинами нашего торжества в 1812 году должны быть признаваемы твердая решимость императора Александра Благословенного, патриотизм народа, мужество наших армий и искусство полководцев».

Назовите историческое значение Отечественной войны 1812 г.

Историческое значение Отечественной войны 1812 г.

  1. Война пробудила чувство национального самосознания русского народа и вызвала патриотический подъем в стране;
  2. Война носила  народный характер, что проявилось в массовом героизме, формировании ополчения, действиях партизан;
  3. Победа над французами стала первым шагом в освобождении стран Европы от наполеоновского владычества;
  4. Отечественная война 1812 г. дала импульс к созданию выдающихся произведений литературы и искусства.

Слайд № 22

Слова Н.Г. Чернышевского

Тема Войны 1812 г. нашла свое отражение во всевозможных произведениях искусства: поэзия, проза, живопись и скульптура, зодчество, музыка. Музыка, которую вы сегодня слушали в начале игры, написана П. И. Чайковским, посвящена 1812 году. Послушайте финальную часть Увертюры, и вы услышите радость победы.  Памятники архитектуры, представленные на слайде, также посвящены героям первой Отечественной войны, призваны увековечить память героев, отдавших свои жизни за Родину.

Вспомните, какие еще произведения литературы и искусства вы можете назвать.

Просмотр иллюстраций на слайде

Блиц-опрос: за каждое названное произведение начисляется 1 балл.

Слайд № 23

Памятники архитектуры, посвященные героям Отечественной войны 1812 г. Финальная часть Увертюры П.И. Чайковского «1812 год»

Игра со зрителями

Играют болельщики команд. Прибавляются дополнительные баллы командам (вопросы викторины).

Подсчет очков, выявление победителя, награждение участников памятными подарками и грамотами

Анализ игры

Обсуждение, заполнение анкет

Заключение

В результате внеклассного мероприятия в игровой форме произошло решение нескольких поставленных задач:

  •  повторение  и обобщение изученного ранее на уроках материала об Отечественной войне 1812 года. Ребята вспоминают основные события войны и имена некоторых героев войны, делают анализ причин победы русской армии;
  •  использование в игре богатого иллюстративного материала, карт, исторических источников помогают развивать  у учащихся познавательные интересы, творческих навыков, развитие их внимания и восприятия, воображения и памяти, культуры речи;
  •  итоги кампании 1812 года во многом определили развитие российской истории. Участники событий 1812 года – это наши предки, которые поднялись на защиту Родины. А мы, их потомки, являемся носителями исторических и патриотических традиций, и память о 1812 годе не должна быть забыта. Поэтому тема Отечественной войны 1812 года – одна из самых благодатных тем для патриотического воспитания.

В финале для выяснения уровня эффективности проведенного мероприятия проводится обсуждение и анкетирование учащихся (анкета дана в Приложении), которое позволит осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку. В результате такой рефлексии ребята сами могут оценить, насколько продуктивной получилась игра, отметить ее интересные моменты и продуктивность.

Список литературы

  1. Борзова Л.П. Игры на уроке истории: Метод. пособие для учителя.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.- 160 с.
  2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства: Практическое пособие.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.- 160 с.
  3. История России . XIX в. 8 кл./В.В. Сухов, А.Ю. Морозов и др.- М.: Дрофа, 2003.- 256 с.- (Дидактические материалы).
  4. Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах.- М.-Изд-во Эксмо, 2004.- 320 с.
  5. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории.- : Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.- 320 с.
  6. Троицкий Н.А. Россия в XIX в. Курс лекций.- М.: Высшая шк.,1999 .-431 с.



Предварительный просмотр:

Игра со зрителями

«Отгадайте героя»

1. Ему, погибельно войною принужденный,

Почти весь свет кричал: ура!

При визге бурного ядра

Уже он был готов - но... воин дерзновенный!

Творец смешал неколебимый ум,

Ты побежден московскими стенами...

Бежал!., и скрыл за дальними морями

Следы печальные твоих высоких дум <...>

 (о Наполеоне)

***

2. Хвала тебе, наш бодрый вождь,

Герой под сединами!

Как юный ратник, вихрь, и дождь,

И сколь с израненным челом

Пред строем он прекрасен!

И сколь он хладен перед врагом

И сколь врагу ужасен! (о Кутузове)

(Из стихотворения В.А. Жуковского)

***

3. ...душой готов на подвиг ратный,

Берег войска, не шел вперед,

А шел упрямо на попятный.

И невзлюбил его народ.      

И недовольства смутный ропот

Шел словно тень за ним шаг в шаг.

Сквозь канонаду, конский топот

Он слышал вечное: чужак...

Упряма заблуждений сила.

И даже Пушкина перо

Не очень-то и защитило,

Добром воздавши за добро, (о Барклае де Толли)

(Из стихотворения Натана Злотникова)

 ***

4. Начальник в бурке на плечах,

В косматой шапке кабардинской,

Горит в передовых рядах

Особой яростью воинской.

Сын белокаменной Москвы,

Но рано брошенный в тревоги,

Он жаждет сечи и молвы,

А там что будет - вольны боги, (о Д. Давыдове)

(Из стихотворения-автопортрета Дениса Давыдова)

***

5. Я зрел, как ты, впереди своих дружин,

В кругу вождей, сопутствуем громами

Как божий гнев, шел грозно за врагами, (о Кутузове)

(Из стихотворения В.А. Жуковского)

***

6. Удальцов твоих налетом

Ты - их честь, пример и вождь -

По лесам и по болотам,

Днем и ночью вихрь и дождь,

Сквозь огни и дым пожара

Мчал врагов, с твоей толпой

Вездесущ, как божья кара,

Страх нежданного удара

И нещадный дикий бой! (о Д. Давыдове)

(Из стихотворения Н.М. Языкова)

***

7. И ты стоял - перед тобой Россия!

И вещий волхв, в предчувствии борьбы,

Ты сам слова промолвил роковые:

« Да сбудутся ее судьбы!..»

И не напрасно было заклинанье:

Судьбы откликнулись на голос твой!.,

(о Наполеоне)

(Из стихотворения Ф.И. Тютчева)

8. Хвала, наш Вихорь-атаман,
Вождь невредимых, ____________!
Твой очарованный аркан
Гроза для супостатов.
Орлом шумишь по облакам,
По полю волком рыщешь,
Летаешь страхом в тыл врагам,
Бедой им в уши свищешь… (Об атамане Платове)

(Из стихотворения В.А. Жуковского)

9. И ты... и ты, ____________?
Вотще друзей молитвы,
Вотще их плач... во гробе он,
Добыча лютой битвы.
Еще дружин надежда в нем;
Всё мнит: с одра восстанет;
И робко шепчет враг с врагом:
«Увы нам! скоро грянет».
А он... навеки взор смежил,
Решитель бранных споров,
Он в область храбрых воспарил,
К тебе, отец Суворов. (О Багратионе)

(Из стихотворения В.А. Жуковского)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Отечественная война 1812 года" для 7-9 класса

Классный час "Отечественная война 1812 года" посвящён 200-летию победы русского народа над Наполеоном. Цели занятия:развитие у детей чвства патриотизма и гордости за своё Отечество;формирование а...

методическая разработка внеклассного мероприятия для 5-7 классов,посвященного Отечественной войне 1812 года "Бородинский хлеб"

внеклассное мероприятие для 5-7 классов  " БОРОДИНСКИЙ ХЛЕБ"занятие в форме заседания исторического клуба " Вкусная история", с целью патриотического воспитания. Просто по форме и вкусно по содер...

Внеклассное мероприятие по музыке на тему:«Герои Отечественной войны 1812 года в зеркале истории России» для учащихся 9-11 классов

Цели и задачи мероприятия: - ознаменование торжественной даты « 200 лет со дня Отечественной  войны 1812 года»- активизация гражданской позиции и чувства патриотизма учащихся- осознание рол...

Презентация - приложение к внеклассному мероприятию по музыке на тему:«Герои Отечественной войны 1812 года в зеркале истории России» для учащихся 9-11 классов

Цели и задачи мероприятия: - ознаменование торжественной даты « 200 лет со дня Отечественной  войны 1812 года»- активизация гражданской позиции и чувства патриотизма учащихся- осознание роли личн...

Разработка урока "Отечественная война 1812 г." по истории, 8 класс

Разработка урока предлагает разные виды самостоятельной работы учащихся...

Великая Отечественная война 1812 года. Урок в 5 классе

В презентации рассматриваются вопросы: Кто правил страной? Какой была русская армия? Когда началась война? Кто управлял войсками? Что такое Бородино? Почему сожгли Москву?...

Внеклассное мероприятие в рамках предметной недели по истории и культуре Тема мероприятия: «Памятники Отечественной войны 1812 года»

Внеклассное мероприятие в рамках предметной недели по истории и культуре Тема мероприятия: «Памятники Отечественной войны 1812 года»...