рабочая программа
рабочая программа по истории (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Семилукская средняя общеобразовательная школа №1
с углубленным изучением отдельных предметов
Семилукского муниципального района Воронежской области
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей русского языка, литературы, истории и обществознания, музыки и ИЗО
от «24» августа 2015 г. | Принята педагогическим советом протокол № 1 от «25» августа 2015 г. | «Утверждаю»_________ Директор школы С.И.Тычинин приказ № 213 от «1» сентября 2015 г. |
Рабочая программа
по учебному предмету
«История России»
(базовый уровень)
в 8 «А», 8 «Б», 8 «В», 8 «Г», 8 «Д» классах
на 2015 - 2016 учебный год
Составитель: учитель истории и обществознания
Аксенова Ирина Анатольевна
г. Семилуки
2015 г.
Пояснительная записка
Потребность в современном прочтении исторического прошлого России диктуется новым этапом в развитии нашей страны и всего мира: в условиях новых социальных реалий в России, перехода человечества к постиндустриальному, информационному этапу своего развития и экономике, основанной на информационных технологиях и знаниях, образование становится важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития страны.
Исходя из этого основной воспитательной задачей исторического образования в современной российской школе становится формирование российской идентичности, которое является одним из важнейших факторов дальнейшего укрепления российской государственности, формирования граждански сознательной и патриотически настроенной личности, без чего невозможно развитие России как сильного и стабильного государства. Важно отметить при этом, что вся эта работа строится не на отвлечённо субъективных, конъюнктурных началах, а на объективной научной основе, современных данных исторической науки. Именно научное знание в настоящее время является определяющим фактором инновационного развития, составляет его основу и главное содержание. В связи с этим основной образовательной целью современной российской школы является формирование у учащихся основ исследовательского, научного взгляда на мир, который позволит им в дальнейшем интегрироваться в динамичное, инновационно развивающееся общество в качестве не только потребителей, способных грамотно использовать существующие высокие технологии, но и созидателей новых социально значимых материальных и духовных ценностей, способных отвечать на нестандартные вызовы мирового развития, общественного и технологического прогресса. От этого напрямую зависит как конкурентоспособность Российской Федерации в мировом сообществе, так и по большому счёту её будущее.
Программа курса «История России» разработана на основе образовательного стандарта второго поколения и предназначена учащимся второй ступени системы общего образования с учётом его концептуальных и методических особенностей. Рабочая программа для 8 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (ФГОС). Программа по курсу « История» разработана исходя из базисного учебного плана школы – 34 часа (2 часа в неделю), на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе примерных программ по истории России «Просвещение» 2011 г. и авторской программы по истории России под редакцией Данилова А.А., Косулиной Л.Г.
Рабочая программа разработана в соответствии:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,
- приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,
- письмом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 29.05.2015 №80-11/4360 «О направлении разъяснений по применению ФГОС ООО»,
-письмом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 17.08.2015 №80-11/6552 «О направлении рекомендаций»,
- основной образовательной программой основного общего образования МКОУ Семилукской СОШ №1 с УИОП.
-примерная программа основного общего образования по истории МО РФ 2004 г.,
-«История России. 6-9 классы» А.А. Данилов, Л.Г.Косулина// Программы общеобразовательных учреждений.
В основу данной рабочей программы положен комплексный подход к изложению событий мировой и отечественной истории. В программе не выделяется в качестве приоритетной какая-либо из сторон общественной жизни, а предлагается рассматривать их в совокупности и взаимосвязи.
Данные программы взяты за основу в связи с тем, что при изучении курса История России с 6 – 9 кл. используется линия учебно-методических комплектов А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.
Рабочая программа составлена на основе цивилизационно – гуманитарном подходе. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений в истории XIX века.
Целью курса является:
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
- подготовка выпускника к успешной жизнедеятельности после окончания школы с учётом сложившихся особенностей региона;
- формирование у обучающихся знаний и практических навыков проявления заботы о людях, природе и культуре родного края через самоорганизацию своей жизнедеятельности;
- обеспечение дальнейшего процесса умелого выбора варианта самореализации и самоутверждения.
Задачи курса:
Обучающие:
- создать условия для освоения школьниками ключевых исторических понятий;
- познакомить с основными религиозными системами;
- сформировать представление у учащихся об особенностях социальной жизни, структуры общества на этапе XIX века;
- раскрыть специфику организации политической власти в XIX в. в России;
- сформировать представление о роли выдающихся деятелей отечественной истории XIX века;
Воспитательные:
- сформировать у учащихся чувство гражданственности, национальной идентичности, развить мировоззренческие убеждения учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин.
Развивающие:
- создать условия для развития у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- создать условия для овладения учащимися умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- продолжить формирование у учащихся исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиальное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества важны для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.
В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Наше время характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.
Роль учебного предмета «История России» в подготовке учащихся 8 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История России» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «История России». Рабочая программа рассчитана на 34 часа (2 учебных часа в неделю), в том числе 13 часов внеурочной деятельности.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета, курса
К важнейшим личностным результатам изучения истории в 8 классе относятся следующие убеждения и качества:
– осознание своей идентичности как гражданина страны – исторической преемницы Российской империи;
– осмысление социально-нравственного опыта России XIX в.;
– уважение к культуре России XIX в.
Метапредметные результаты изучения истории России в 8 классе выражаются в следующих качествах:
– способность сознательно организовывать свою учебную деятельность;
– владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (систематизировать, анализировать и обобщать факты, составлять развернутый план, формулировать и обосновывать выводы, конспектировать), использовать современные источники информации;
– способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат, эссе).
Предметные результаты изучения истории России в 8 классе включают:
– овладение целостным представлением об историческом пути России, соседних народов и государств в XIX в.;
– способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: реформы Александра I и Александра II, контрреформы Александра III, движение декабристов, западничество, славянофильство, консерватизм, либерализм, революционная демократия, народничество;
– умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (периодам правления Александра I, Николая I, Александра II, Александра III);
– расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и поступков Александра I, Николая I, Александра II, Александра III, М.М. Сперанского, А.А. Аракчеева, М.И. Кутузова, А.М. Горчакова, С.Ю. Витте, К.П. Победоносцева, лидеров общественного движения и ведущих представителей русской культуры XIX в.;
– готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России XIX в.
Спорные проблемы и их интерпретация. Изучаемый период истории России включает ряд острых проблем, которые интенсивно обсуждаются в средствах массовой информации, публицистике и пр. К числу таких проблем можно отнести:
-оценка внутренней политики Александра I, Николая I, Александра II, Александра III;
-характер общественного движения XIX в. и оценка его роли в истории России;
-оценка роли России в системе международных отношений в XIX в.;
-характер национальной политики самодержавия и ее оценка.
По всем этим вопросам учащимся должна быть дана возможность выбирать ту или иную точку зрения и аргументировать ее с помощью фактов. Вместе с тем недопустимы крайние оценки и интерпретации, основанные на идеологической предвзятости, русофобии, незнании фактов или нежелании считаться с ними.
«История России XIX век».(34 ч.)
Глава I. Россия в первой половине XIX в.(16 ч.)
Внутренняя политика Александра I в 1801—1806 гг. Император Александр I. Негласный комитет. Начало преобразований.
Внешняя политика в 1801—1812 гг. участие России в третьей антифранцузской коалиции. Россия на Кавказе. Россия в войнах 1806-1807 гг. Тильзитский мир 1807 г. Война со швецией 1808-1809 гг. Русско-турецкая война 1806-1812 гг. Война с Ираном 1804-1813 гг. Разрыв русско-французского союза.
Реформаторская деятельность М. М. Сперанского. Начало деятельности М.М. Сперанского. Проект политической реформы: замыслы и результаты. Отставка М. М. Сперанского: причины и последствия.
Отечественная война 1812 г. Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим. Бородино. Тарутинский маневр. Партизанское движение. Гибель «великой армии».
Заграничные походы русской армии. Внешняя политика России в 1813 —1825 гг. Начало Заграничных походов. Смерть М. И. Кутузова. Завершение разгрома Наполеона. Венский конгресс. Священный союз. Восточный вопрос. Россия и Америка.
Внутренняя политика Александра I в 1815—1825 гг. Перемены во внутренней политике. «Польский эксперимент». Первый опыт конституции в России. Реформаторский проект Н. Н. Новосильцева. Отказ от проведения реформ в начале 20-х гг. Основные итоги внутренней политики Александра I.
Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г. Экономический кризис 1812—1815 гг. Проект Аракчеева об отмене крепостного права. Военные поселения. Развитие промышленности и торговли.
Общественное движение при Александре I. Зарождение организованного общественного движения. Тайные общества. Южное общество. Северное общество. Власть и тайные общества.
Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов. Династический кризис. Выступление 14 декабря 1825 г. Следствие и суд над декабристами. Историческое значение и последствия восстания декабристов.
Внутренняя политика Николая I. Император Николай I. Укрепление роли государственного аппарата . Укрепление опоры самодержавной власти. Попытки решения крестьянского вопроса. Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями. реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселева.
Социально-экономическое развитие в 20-50-е гг. XIX в. Противоречия хозяйственного развития. Начало промышленного переворота. Помещичье и крестьянское хозяйство. Финансовая политика Е. Ф. Канкрина. Торговля. Города. Итоги социально-экономического развития.
Внешняя политика Николая I в 1826—1849 гг. Россия и революция в Европе. Русско-иранская война 1826-1828 гг. Русско-турецкая война 1828—1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Кавказская война. Россия и Центральная Азия.
Общественное движение в годы правления Николая I. Особенности общественного движения 30—50-х гг. Консервативное движение. Либеральное движение. Западники и славянофилы.Кружки 20-30-х гг. Революционное движение.
Крымская война 1853—1856 гг. Оборона Севастополя. Обострение Восточного вопроса. Начальный этап войны. Вступление в войну Англии и Франции. Героическая оборона Севастополя. Борьба на Кавказе. Парижский мир 1856 г. Итоги войны.
Образование и наука. Развитие образования. Биология. Медицина. Геология. Астрономия. Математика. Физика. Химия. Наука и производство.
Русские первооткрыватели и путешественники. И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский. Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев. А.А.Баранов и освоение Русской Америки. Г.И.Невельской и Е.В. Путятин.
Художественная культура. Развитие художественной культуры в первой половине XIX века. Русская литература. Театр. Музыка. Живопись. Архитектура.
Быт и обычаи. Жилище. Питание. Досуг. Семья и семейные обряды.
Повторительно-обобщающий урок.
Глава II. Россия во второй половине XIX в.(18 ч.)
Накануне отмены крепостного права. Император Александра II. Предпосылки отмены крепостного права. Причины отмены крепостного права. Российская «оттепель».
Крестьянская реформа 1861 г. Подготовка крестьянской реформы. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права.
Либеральные реформы 60—70-х гг. XIX в. Реформы местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Претворение реформ в жизнь. Конституционные метания. «Диктатура сердца».
Национальная политика Александра II. Польское восстание. Преобразования в Финляндии. Политика правительства на Кавказе. Возникновение национального движения на Украине и в Белоруссии. Отношение правительства к еврейскому населению. Политика правительства в Поволжье.
Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права. Развитие сельского хозяйства. Развитие промышленности. Финансовая политика. Железнодорожное строительство. Промышленный подъем.
Общественное движение: либералы и консерваторы. Особенности российского либерализма середины 50-х — начала 60-х гг. Тверской адрес 1862 г. Разногласия в либеральном движении. Земское движение конца 70-х гг. Консерваторы.
Зарождение революционного народничества и его идеология. Причины роста революционного движения. Поиски ориентиров. Теория революционного народничества.
Революционное народничество второй половины 60-х – начала 80-х гг. Народнические организации второй половины 60-х — начала 70-х гг. «Хождение в народ». «Земля и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная воля».
Внешняя политика Александра II. Основные направления внешней политики России в 60—70-х гг. Европейская политика. Завершение Кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика России. Продажа Аляски.
Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Балканский кризис. Начало русско-турецкой войны. Боевые действия летом 1877 г. Падение Плевны. Перелом в ходе войны. Сан-Стефанский мирный договор. Берлинский конгресс. Значение и причины победы России в войне.
Внутренняя политика Александра III. Император Александра III. Начало нового царствования. К. П. Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Конец «игнатьевского режима». Меры по борьбе с «крамолой». Политика в области просвещения и печати. Укрепление положения дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра III.
Экономическое развитие в годы правления Александра III. Общая характеристика экономической политики Александра III. Деятельность Н. X. Бунге. Экономическая политика И. А. Вышнеградского. «Золотое десятилетие» русской промышленности. Сельское хозяйство.
Положение основных слоев общества. Сословия и классы в пореформенном обществе. Крестьянство. Дворянство. Буржуазия. Пролетариат. Духовенство. Интеллигенция. Казачество.
Общественное движение в 80—90-х гг. XIX в. Кризис революционного народничества. Либеральное движение. Распространение марксизма в России. Консерваторы.
Внешняя политика Александра III. Общая характеристика внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Поиск союзников. Азиатская политика России.
Просвещение и наука. Развитие образования. Успехи естественных наук. Развитие географических знаний. Развитие гуманитарных наук.
Литература и изобразительное искусство. Литература. Живопись. Скульптура. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. Скульптура.
Архитектура, музыка, театр, народное творчество. Архитектура. Музыка. Театр. Художественные промыслы.
Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Изменение облика городов. Связь и городской транспорт. Жизнь и быт городских верхов. Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.
Повторительно-обобщающий урок по курсу «История России XIX век».
Приложение
Календарно – тематическое планирование
по Истории России
8 класс (34 часа)
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Тип урока | Элементы содержания образования | Вид деятельности обучающихся | Планируемый результат и уровень усвоения | Формы диагностики и контроля | |
Предметные умения | Метапредметные универсальные учебные действия | |||||||
1. | Внутренняя политика Александра I в 1801-1806гг. | Комбинированный урок | Личность реформатора. «Введение к уложению государственных законов». Учреждение Государственного совета. Экономические реформы. Причины свёртывания либеральных реформ | Император Александр I и его окружение. «Негласный комитет». Начало и ход преобразований Называть характерные, существенные черты -внутренней политики Александра I в начале XIX в. Объяснять значение понятий Негласный комитет, министерство, принцип разделения властей, вольные хлебопашцы, государственный совет, либеральные проекты Начать составление характеристики личности и деятельности Александра I | Предметные: Научатся определять термины: «Негласный комитет». Вольные хлебопашцы. | Метапредметные УУД: Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию Личностные УУД: Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. | Фронтальная и индивидуальная беседа, развернутый устный ответ по плану, работа с раб. тетрадью. | |
2. | Внешняя политика в 1801-1812 гг. Реформаторская деятельность М.М.Сперанского | Комбинированный урок | Международное положение России в начале века. Основные цели и направления внешней политики. Россия в третьей и четвёртой антифранцузских коалициях. Войны России с Турцией и Ираном. Расширение российского присутствия на Кавказе. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Присоединение к России Финляндии. Разрыв русско-французского союза. Личность реформатора и начало его деятельности. Учреждение Государственного совета. Экономические реформы. Отставка М. М. Сперанского: причины и последствия. | Характеризовать основные цели внешней политики России в начале XIX в. Приводить и обосновывать оценку роли России в европейской политике в начале XIX в. Объяснять причины участия России в антифранцузских коалициях. Показывать на исторической карте территориальные приобретения России по итогам войн со Швецией, с Турцией, с Ираном Приводить и обосновывать оценку роли М.М.Сперанского | Предметные: Научатся определять термины: Коалиция, континентальная блокада, восточный вопрос, реформа, законопроект, статс-секретарь, разделение властей, законодательная власть, исполнительная, судебная власть, политические права, избирательное право | Метапредметные УУД: Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные: ставят и формулируют проблему и цели урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) Личностные УУД: Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий. | Фронтальная и индивидуальная беседа, развернутый устный ответ по плану, работа с контурной картой, раб. тетрадью. | |
3. | Отечественная война в 1812 г. | Комбинированный урок с использованием проектных работ учащихся. | Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Тарутинский манёвр. Патриотический подъём народа. Героивойны. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона. Освобождение России от захватчиков. Причины победы России в Отечественной войне. Влияние войны1812 г. на общественную мысль и национальное самосознание. Народная память о войне 1812 г. | Подготовить проект об одном из участников Отечественной войны 1812 г. (по выбору), привлекая научно-популярную литературу, ресурсы интернет-проекта «1812 год» (http://www.rriuseurn.ru/ museum/1812/index.htmP и др.) Рассказывать, используя историческую карту, об основных событиях войны 1812 г. Объяснять, в чём заключались непосредственные последствия Отечественной войны 1812 г. для российского общества | Предметные: Научатся определять термины Партизаны, народное ополчение, флеши, редут, батарея, фураж, Отечественная война, генеральное сражение | Метапредметные УУД: Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию Личностные УУД: Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности, проявляют устойчивую учебно- познававтельную мотивацию учения | Групповые проектные работы | |
4. | Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813-1825 гг. | Комбинированный урок с использованием проектных работ учащихся. | Начало заграничного похода, его цели. «Битва народов» под Лейпцигом. Разгром Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра I. Россия и Америка. Россия — мировая держава. | Использовать материалы сайта «Северная Америка. Век девятнадцатый» (http://america-xix.org.ru/) для создания проекта «Характеристика деятельности русских в Северной Америке в первой половине XIX в.» Приводить и обосновывать оценку роли России в европейской политике в 1815—1825 гг. Показывать на исторической карте территориальные приобретения России по решениям Венского конгресса. Характеризовать деятельность Священного союза и роль России в этой организации. | Предметные: Научатся определять термины: «Битва народов», конгресс, Венский конгресс, Священный союз, Восточный вопрос | Метапредметные УУД: Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной проектной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером Личностные УУД: Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности, проявляют устойчивую учебно- познававтельную мотивацию учения | Групповые проектные работы | |
5. | Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг. Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г. | Комбинированный урок | Причины изменения внутриполитического курса Александра I. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н.Н. Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 1820-х гг. Основные итоги внутренней политики Александра I. Экономический кризис 1812–1815 гг. Аграрный проект А.А. Аракчеева. Проект крестьянской реформы Д.А. Гурьева. Развитие промышленности и торговли. | Объяснять значение терминов мистицизм, ценз , военные поселения, аракчеевщина.. Называть либеральные и консервативные меры Александра I , возможные причины изменения внутриполитического курса. Завершить составление характеристики личности и деятельности Александра I. Характеризовать социально-экономическое развитие России в первой четверти 19 в. Использовать историческую карту для характеристики социально-экономического развития. | Предметные: Научатся определять термины: Конституция, неприкосновенность личности, гражданские свободы, независимость, самостоятельность, автономия, мистицизм, иезуиты, Экономический кризис, тарифный устав, военные поселения, легкая промышленность, промышленные центры, паровые машины, полуфабрикаты. | Метапредметные УУД: Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане, оценивают правильность выполнения действий Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач, самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач Личностные УУД: Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им. | Фронтальная и индивидуальная беседа, развернутый устный ответ по плану, работа с контурной картой, раб. тетрадью. Словарный исторический диктант | |
6. | Общественное движение при Александре I. | Комбинированный урок с использованием проектных работ учащихся | Предпосылки возникновения и идейные основы общественных движений. Тайные общества. Союз спасения. Союз благоденствия. Южное и Северное общества. Программные проекты П.И. Пестеля и Н.М. Муравьёва. Власть и общественные движения. | Подготовить проект об участнике декабристского движения (по выбору), привлекая научно-популярную литературу, материалы интернет-проекта «Виртуальный музей декабристов» (http://decemb.hobbv.ru/) и др.Раскрывать предпосылки и цели движения декабристов. Анализировать программные документы декабристов, сравнивать их основные положения, определяя общее и различия. Составлять биографическую справку, сообщение. | Предметные: Научатся определять термины: Общественное движение, либерализм, масонство, тайное общество, разделение властей, конституция | Метапредметные УУД: Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности Коммуникативные: договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности Личностные УУД: Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе | Проектные работы | |
7. | Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов. Внутренняя политика Николая I. | Комбинированный урок | Смерть Александра I и династический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. и его значение. Восстание Черниговского полка на Украине. Историческое значение и последствия восстания декабристов. Рост гос.аппарата. Усиление социальной базы самодержавия. Попытки решения крестьянского вопроса. Ужесточение контроля над обществом (полицейс кий надзор, цензура). Централизация, бюрократизация государственного управления. Свод законовРоссийской империи. Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями. III отделение царской канцелярии. | Характеризовать цели выступления декабристов по «Манифесту к русскому народу».Раскрывать причины неудачи выступления декабристов. Излагать оценки движения декабристов.Определять и аргументировать своё отношение к декабристам и оценку их деятельности Рассказывать о преобразованиях в области государственного управления, осуществлённых во второй четверти XIX в. Оценивать их последствия. Объяснять смысл понятий и терминов кодификация законов, жандармерия. Давать характеристику (составить исторический портрет) Николая I. Давать оценку деятельности М. М. Сперанского, П. Д. Киселёва, А. X. Бенкендорфа. | Предметные: Научатся определять термины: Декабристы, сенатская площадь, цензура, апогей самодержавия. | Метапредметные УУД: Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий, учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач, самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии Личностные УУД: Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности, проявляют устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения. Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач | Фронтальная и индивидуальная беседа, развернутый устный ответ по плану, работа с контурной картой, раб. тетрадью. | |
8. | Социально-экономическое развитие в 20-50-е гг.XIX в. | Комбинированный урок | Начало промышленного переворота. Первые железные дороги. Новые явления в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина. Крестьянский вопрос. Реформа управления государственными крестьянами П.Д. Киселёва. Рост городов. | Характеризовать социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX в. (в том числе в сравнении с западноевропейскими странами). Рассказывать о начале промышленного переворота, используя историческую карту. Давать оценку деятельности Е. Ф. Канкрина. | Предметные: Научатся определять термины: Промышленный переворот. мануфактура, экономический уклад, буржуазия | Метапредметные УУД: Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | Задания по рабочей тетради | |
9. | Внешняя политика в 1826-1849 гг. | Комбинированный урок | Участие России в подавлении революционных движений в европейских странах. Русско- иранская война 1826–1828 гг. Русско- турецкая война 1828–1829 гг. Обострение русско- английских противоречий. Россия и Центральная Азия. Восточный вопрос во внешней политике России. Национальная политика самодержавия. Польский вопрос. Кавказская война. Мюридизм. Имамат. Движение Шамиля. | Характеризовать основные направления внешней политики России во второй четверти XIX в. Рассказывать, используя историческую карту, о военных кампаниях — войнах с Ираном и Турцией, Кавказской войне. Объяснять смысл понятий и терминов мюридизм, имамат | Предметные: Научатся определять термины Автономия, парламент, «международный жандарм», уния, горцы, мюридизм, имамат, газават | Метапредметные УУД: Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные: ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Личностные УУД: Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | Решение исторических задач. Составление собственных задач | |
10. | Общественное движение в годы правления Николая I. | Комбинированный урок | Особенности общественного движения 1830–1850-х гг. Консервативное движение. Теория официальной народности (С.С. Уваров). Оппозиционная общественная мысль. Либеральное движение. Западники (Т.Н. Грановский, С.М. Соловьёв, К.Д. Кавелин). Славянофилы (И.С. и К.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин). Революционно-социалистические течения (А.И. Герцен, Н.П. Огарёв, В.Г. Белинский). Петрашевцы. Теория «общинного социализма». | Объяснять смысл понятий и терминов западники, славянофилы, теория официальной народности, общинный социализм. Характеризовать основные положения теории официальной народности. Сопоставлять взгляды западников и славянофилов на пути развития России, выявлять различия и общие черты | Предметные: Научатся определять термины: Западники, славянофилы, либерализм, социализм | Метапредметные УУД: Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию Личностные УУД: Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности, проявляют устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения | Фронтальная и индивидуальная беседа, развернутый устный ответ по плану, работа с контурной картой, раб. тетрадью. | |
11. | Крымская война 1853-1856гг. Оборона Севастополя. | Комбинированный урок | Обострение восточного вопроса. Цели, силы и планы сторон. Основные этапы войны. Оборона Севастополя. П.С. Нахимов, В.А. Корнилов. Кавказский фронт. Парижский мир 1856 г. Итоги войны. | Рассказывать, используя историческую карту, о Крымской войне, характеризовать её итоги. Составлять характеристику защитников Севастополя. Объяснять причины поражения России в Крымской войне | Предметные: Научатся определять термины: Причины войны, повод к войне, кремневые винтовки | Метапредметные УУД: Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной | Фронтальная и индивидуальная беседа, развернутый устный ответ по плану, работа с контурной картой, раб. тетрадью. | |
12. | Образование и наука | Комбинированный урок с использованием проектных работ учащихся | Развитие образования, его сословный характер. Научные открытия. Открытия в биологии И.А. Двигубского, И.Е. Дядьковского, К.М. Бэра. Н.И. Пирогов и развитие военно-полевой хирургии. Пулковская обсерватория. Математические открытия М.В. Остроградского и Н.И. Лобачевского. Вклад в развитие физики Б.С. Якоби и Э.X. Ленца. А.А.Воскресенский, Н.Н. Зинин и развитие органической химии. | Подготовить проект о представителе российской науки по выбору, привлекая научно-популярную литературу и Интернет-ресурс Характеризовать достижения отечественной науки рассматриваемого периода. | Предметные: Научатся определять понятия Гимназия, приходское училище, сословность | Метапредметные УУД: Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Личностные УУД: Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им | Защита проектов | |
13. | Руссские первооткрыватели и путешественники | Комбинированный урок с использованием проектных работ учащихся | Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева. Открытие Антарктиды. Дальневосточные экспедиции Г.И. Невельского и Е.В. Путятина. Русское географическое общество. | Подготовить проект, сообщение о русском первооткрывателе и путешественнике (по выбору), привлекая научно-популярную литературу и интернет-ресурсы. Рассказывать о русских первооткрывателях и путешественниках рассматриваемого периода. | Предметные: Научатся определять термины: Землепроходец, первооткрыватель путешественник кругосветные экспедиции | Метапредметные УУД: Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач Личностные УУД: Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им | Защита проектов | |
14. | Художественная культура | Комбинированный урок с использованием проектных работ учащихся. | Культура народов Российской империи и её вклад в мировую культуру. Взаимное обогащение культур. Особенности и основные стили в художественной культуре (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм). Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Золотой век русской литературы: писатели и их произведения. Театр. Становление национальной музыкальной школы. Живопись: стили, жанры, художники. Архитектура: стили, зодчие и их произведения. Вклад российской культуры первой половины XIX в. в мировую культуру. | Подготовить проект, сообщение о представителе культуры первой половины XIX в., его творчестве (по выбору), привлекая научно-популярную литературу и интернет-ресурсы. Характеризовать достижения отечественной художественной культуры рассматриваемого периода. Составлять описание памятников культуры первой половины XIX в. (в том числе находящихся в своём городе, крае), выявляя их художественные особенности и достоинства. Проводить поиск информации о культуре своего края в рассматриваемый период, представлять её в устном сообщении и т. д. | Предметные: Научатся определять термины: Романтизм, ампир, реализм, художественный стиль Классицизм. | Метапредметные УУД: Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания Личностные УУД: Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества | Защита проектов | |
15. | Быт и обычаи | Комбинированный урок с использованием проектов учащихся | Быт и обычаи Особенности жилища, одежды, питания разных слоев населения. Досуг. Семья и семейные обряды | Создавать проектную работу (презентацию) о жизни и быте отдельных сословий, используя материалы учебника и дополнительную информацию (в том числе по истории своего края) Характеризовать особенности жизни и быта отдельных слоёв русского общества, традиции и новации первой половины XIX в. | Предметные: Научатся определять термины: Подклеть, горница, светлица, барельеф, анфилада, коридорная система, сюртук, косоворотка. | Метапредметные УУД: Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности Коммуникативные: договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности Личностные УУД: Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе | Защита проектных работ | |
16. | Повторение по теме 1 «Россия в первой половине XIXв» | Урок обобщающего повторения | Обобщение. Россия на пороге перемен. | Систематизировать и обобщать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности развития России и государств Западной Европы в первой половине XIX в. Высказывать суждения о значении наследия первой половины XIX в. для современного общества. Выполнять тестовые контрольные задания по истории России первой половины XIX в. по образцу ГИА (в упрощённом варианте) | Предметные: научатся определять изученные в теме термины и понятия, получат возможность научиться называть главные события, основные достижения истории и культуры, работать с тестовыми материалами. | Метапредметные УУД: Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии Личностные УУД: Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач | Фронтальная беседа, развернутый устный ответ по плану, работа с контурной картой, раб. тетрадью. | |
17. | Глава 2. Россия во второй половине XIX в. Накануне отмены крепостного права | Урок изучения нового материала | Необходимость и предпосылки реформ. Социально экономическое развитие страны к началу 60- х гг. XIX в. Настроения в обществе. Личность Александра II. Начало правления. | Характеризовать социально-экономическую ситуацию середины XIX в., предпосылки и причины отмены крепостного права. Давать характеристику (составлять исторический портрет) Александра II | Предметные: Получат возможность научиться выявлять Объективные и субъективные пред посылки отмены КП реформа | Метапредметные УУД: Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию Личностные УУД: Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности | Фронтальная и индивидуальная беседа, развернутый устный ответ по плану, работа с контурной картой, раб. тетрадью. | |
18. | Крестьянская реформа 1861 г. | Комбинированный урок | Александра II. Смягчение политического режима. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Под готовка крестьянской реформы. Великий князь Константин Николаевич. Основные положения Крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права. | Называть основные положения Крестьянской реформы. Объяснять значение понятий редакционные комиссии, временнообязанные крестьяне, выкупные платежи, отрезки, мировые посредники. Приводить оценки характера и значения Реформы 1861 г., высказывать и обосновывать свою оценку | Предметные: Научатся определять термины: Манифест, отрезки, наделы. уставная грамота, временнобязанные крестьяне. | Метапредметные УУД: Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, предлагают помощь и сотрудничество) Личностные УУД: Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности | Фронтальная и индивидуальная беседа, развернутый устный ответ по плану, работа с контурной картой, раб. тетрадью. | |
19. | Либеральные реформы 60-70-х гг.XIX века. | Комбинированный урок | Земская и городская реформы. Со здание местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Цензурные правила. Значение реформ. Незавершённость реформ. Борьба консервативной и либеральной группировок в правительстве на рубеже 1870–1880-х гг. «Конституция» М.Т.Лорис-Меликова. Итоги и последствия реформ 1860–1870-х гг. | Называть основные положения реформ местного самоуправления, судебной, военной, в сфере просвещения. Объяснять значение понятий земства, городские управы, мировой суд, адвокатура. Приводить оценки характера и значения реформ 1860—1870-х гг., высказывать и обосновывать свою оценку. Характеризовать политическую деятельность М. Т. Лорис-Меликова | Предметные: Научатся определять термины, Земства, курия, городская реформа, имущественный ценз. | Метапредметные УУД: Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером Личностные УУД: Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности | Фронтальная и индивидуальная беседа, развернутый устный ответ по плану, работа с контурной картой, раб. тетрадью. | |
20. | Национальная политика Александра II | Комбинированный урок | Польское восстание 1863 г. Рост национального самосознания на Украине и в Белоруссии. Усиление русификаторской политики. Расширение автономии Финляндии. Еврейский вопрос. «Культурническая русификация» народов Поволжья. | Характеризовать особенности национальной политики Александра II. Рассказывать о положении народов Российской империи, национальной политике власти (с использованием материалов по истории своего края). Объяснять значение понятий сепаратизм, антисемитизм | Предметные: Научатся определять термины: полицейское гос-во, реакционная политика, антисемитизм, «черта оседлости» | Метапредметные УУД: Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии Личностные УУД: Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач | Фронтальная и индивидуальная беседа, развернутый устный ответ по плану, работа с контурной картой, раб. тетрадью. | |
21. | Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права | Комбинированный урок | Перестройка сельскохозяйственого и промышленного производства. Реорганизация финансово кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата. | Характеризовать экономическое развитие России в пореформенные десятилетия, привлекая информацию исторической карты. Объяснять причины промышленного подъема и трудностей в развитии сельского хозяйства | Предметные: Научатся определять термины Отработочная система, товарное производство, концессия, пром.переворот | Метапредметные УУД: Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Проблемный, частично- поисковый, объяснительно- иллюстративный Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером Личностные УУД: Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. | Фронтальная и индивидуальная беседа, развернутый устный ответ по плану, работа с контурной картой, раб. тетрадью. | |
22. | Общественное движение: либералы и консерваторы | Комбинированный урок | Особенности российского либерализма середины 1850- х — начала 1860- х гг. Тверской адрес 1862 г. Разногласия в либеральном движении. Земский конституционализм Консерваторы и реформы. М.Н. Катков. | Раскрывать существенные черты идеологии консерватизма и либерализма (с привлечением материала из всеобщей истории). Характеризовать особенности российского либерализма и консерватизма | Предметные: Научатся определять термины либералы и консерваторы, земский конституционализм. | Метапредметные УУД: Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные: используют знаково- символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Личностные УУД: Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им | Фронтальная и индивидуальная беседа, развернутый устный ответ по плану, работа с контурной картой, раб. тетрадью. | |
23. | Зарождение революционного народничества и его идеология | Комбинированный урок | Причины роста революционного движения в пореформенный период. Н.Г.Чернышевский. Теоретики революционного народничества: М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачёв. Народнические организации второй половины 1860 х — начала 1870- х гг. | Раскрывать существенные черты идеологии народничества. Объяснять, в чём заключалась эволюция революционного движения в конце 1850-х — 1860-е гг. Характеризовать особенности отдельных течений в революционном народничестве | Предметные:Научатся определять термины: Революционер, народничество, «общинный» социализм, разночинцы, анархизм. | Метапредметные УУД: Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач Личностные УУД: Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им | Фронтальная и индивидуальная беседа, развернутый устный ответ по плану, работа с контурной картой, раб. тетрадью. | |
24. | Революционное народничество второй половины 60-х-начала 80-хгг. XIXв | Комбинированный урок с использованием проектов учащихся | С.Г. Нечаев и «нечаевщина». «Хождение в народ», «Земля и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная воля». Убийство Александра II и его последствия. | Давать характеристику участников народнического движения в виде проектной работы, используя материалы учебника, дополнительную литературу, ресурсы интернет-проекта «Народная воля» (http://www mrovol-narod.ru/) и др. Излагать оценки значения революционного народничества, высказывать своё отношение к нему. Систематизировать информацию о революционных организациях (в форме таблицы) | Предметные: Научатся определять термины: Нечаевщина, «хождение в народ», агитация, пропаганда, революционный террор | Метапредметные УУД: Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности Коммуникативные: договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности Проблемный, частично- поисковый, объяснительно- иллюстративный Личностные УУД: Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе | Защита проектных работ | |
25. | Внешняя политика Александра II Русско-турецкая война 1877-1878гг. | Комбинированный урок | Основные направления внешней политики России в 1860–1870-х гг. А.М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски. Русско- турецкая война 1877–1878 гг.: причины, ход военных действий, итоги. М.Д. Скобелев. И.В. Гурко. Роль России в освобождении балканских народов от османского ига. | Характеризовать основные цели и направления внешней политики России во второй половине XIX в. Рассказывать, используя историческую карту, о наиболее значительных военных кампаниях. Показывать на карте территории, включённые в состав Российской империи во второй половине XIX в. Характеризовать отношение российского общества к освободительной борьбе балканских народов в 1870-е гг. Рассказывать, используя историческую карту, о русско-турецкой войне 1877—1878 гг., характеризовать ее итоги. Объяснять причины победы России в войне | Предметные: Научатся определять термины: «Союз трех императоров», «священная война». Научатся определять термины: Балканский кризис, национально-освободительная борьба, | Метапредметные УУД: Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера, самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания. Личностные УУД: Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности . Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества | Фронтальная и индивидуальная беседа, развернутый устный ответ по плану, работа с контурной картой, раб. тетрадью. | |
26. | Внутренняя политика Александра III | Комбинированный урок | Личность Александра III. Начало нового царствования. К.П. Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление репрессивной политики. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра III. | Давать характеристику (составлять исторический портрет) Александра III. Характеризовать внутреннюю политику Александра III, выделять обстоятельства, оказавшие на неё решающее воздействие. Излагать различные оценки деятельности императора Александра III, высказывать и аргументировать свою оценку. Сравнивать внутреннюю политику Александра II и Александра III | Предметные: Научатся определять термины: Рабочее законодательство, полицейское гос-во. | Метапредметные УУД: Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии Личностные УУД: Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения | Фронтальная и индивидуальная беседа, развернутый устный ответ по плану, работа с контурной картой, раб. тетрадью. | |
27. | Экономическое развитие в годы правления Александра III. | Комбинированный урок | Общая характеристика экономической политики Александра III. Деятельность Н.X. Бунге. Экономическая политика И.А. Вышнеградского. Начало государственной деятельности С.Ю. Витте. Золотое десятилетие русской промышленности. Состояние сельского хозяйства. | Давать общую характеристику экономической политики Александра III. Раскрывать цели, содержание и результаты экономических реформ последней трети XIX в. Сравнивать экономические программы Н. X. Бунге, И. А. Вышнеградского и С. Ю. Витте, внутреннюю политику Александра II и Александра III, деятельность правительства Александра III в области экономики и внутренней политики | Предметные: Научатся определять термины: ясак, Ливонский орден Протекционизм, таможенный тариф, Косвенные налоги. Дефицит бюджета. Акцизные сборы монополия | Метапредметные УУД: Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию Личностные УУД: Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности | Фронтальная и индивидуальная беседа, развернутый устный ответ по плану, работа с контурной картой, раб. тетрадью. | |
28. | Положение основных слоев общества | Комбинированный урок с использованием проектных работ учащихся | Социальная структура пореформенного общества. Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство и благотворительность. Положение и роль духовенства. Разночинная интеллигенция. Крестьянская община. Усиление процесса расслоения русского крестьянства. Изменения в образе жизни пореформенного крестьянства. Казачество. Особенности российского пролетариата. | Раскрывать, в чём заключались изменения в социальной структуре российского общества в последней трети XIX в. Рассказывать о положении основных слоёв населения пореформенной России, используя информацию учебника, документальные и изобразительные материалы по истории края (проект, устное сообщение, эссе и др.) | Предметные: Научатся определять термины: Меценатство, стачка, интеллигенция | Метапредметные УУД: Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) Личностные УУД: Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий. | Защита проектных работ | |
29. | Общественное движение в 80-90-е гг.XIX века. | Комбинированный урок с использованием проектных работ учащихся | Кризис революционного народничества. Изменения в либеральном движении. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России. | Давать характеристику (составлять проект-исторический портрет) Г. В. Плеханова, используя материалы «Фонда Плеханова» (http://www.plekhanovfound.ru/library/) идругие ресурсыСравнивать народничество и марксизм, выявлять общие черты и различия. Объяснять причины распространения марксизма в России. | Предметные: Научатся определять термины: Теория «малых дел», марксизм, «Священная дружина» | Метапредметные УУД: Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные: ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Личностные УУД: Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | Защита проектных работ | |
30. | Внешняя политика Александра III | Комбинированный урок | Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе. Сближение России и Франции. Азиатская политика России. Россия в международных отношениях конца XIX в. | Характеризовать основные направления внешней политики Александра III. Сравнивать внешнюю политику Александра II и Александра III. Раскрывать причины осложнения российско-германских отношений и формирования российско-французского союза | Предметные: Научатся определять термины: Мобилизация. Сепаративный мир. Военная конвенция | Метапредметные УУД: Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером Личностные УУД: Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой | Фронтальная и индивидуальная беседа, развернутый устный ответ по плану, работа с контурной картой, раб. тетрадью. | |
31. | Просвещение и наука | Комбинированный урок с использованием проектных работ учащихся | Подъём российской демократической культуры. Просвещение во второй половине XIX в. Школьная реформа. Развитие естественных и общественных наук (А.Г. Столетов, Д.И. Менделеев, И.М. Сеченов). Географы и путешественники. Сельскохозяйственная наука. Историческая наука. | Подготовить проект, сообщение о представителе российской науки второй половины XIX в. (по выбору), привлекая научно- популярную литературу и интернет-ресурсы. Сравнивать развитие образования в первой и во второй половине XIX в. Характеризовать достижения отечественной науки рассматриваемого периода. Давать оценку вклада российских учёных XIX в. в мировую науку | Предметные: Научатся определять термины: гуманитарные науки, естественные науки. | Метапредметные УУД: Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные: используют знаково- символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Личностные УУД: Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им | Защита проектных работ | |
32. | Литература и изобразительное искусство. Архитектура, музыка, театр, народное творчество | Комбинированный урок с использованием проектных работ учащихся | Критический реализм в литературе (Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский). Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература. Русское искусство. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. «Могучая кучка» и П.И. Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Мировое значение русской музыки. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни. Развитие и взаимовлияние культур народов России. Роль русской куль туры в развитии мировой культуры. | Подготовить проект, сообщение о творчестве известного писателя, художника или скульптора второй половины XIX в. (по выбору). Характеризовать достижения российских писателей и художников второй половины XIX в. Давать оценку вклада российских писателей и художников XIX в. в мировую культуру. Подготовить проект, сообщение о творчестве известного зодчего, композитора, актёра второй половины XIX в. (по выбору). Характеризовать достижения российских архитекторов, композиторов, театральных деятелей второй половины XIX в. Объяснять причины возрождения народных промыслов, рассказывать о каком-либо промысле (по выбору), привлекая научно-популярную литературу и интернет-ресурсы. Давать оценку вклада российских архитекторов, композиторов, театральных деятелей XIX в. в мировую культуру | Предметные: Научатся: называть самые значительные памятники литературы и искусства указанного периода, извлекать полезную информацию из литературных источников. Получат возможность научиться: давать общую характеристику русской архитектуры XIX в Предметные: Научатся: называть самые значительные памятники архитектуры, народного зодчества, театра, музыкальной культуры указанного периода, извлекать полезную информацию из литературных источников. Получат возможность научиться: давать общую характеристику русской архитектуры, музыки XIX в | Метапредметные УУД: Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия. Личностные УУД: Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им | Защита проектных работ | |
33. | Быт: новые черты в жизни города и деревни | Комбинированный урок с использованием проектных работ учащихся | Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни. | Рассказывать об условиях жизни населения края (города, села) в конце XIX в., используя материалы краеведческих музеев, сохранившиеся исторические памятники. Сравнивать условия жизни различных слоёв населения. Итоги оформить в виде проектной работы. | Предметные : научатся определять Урбанизация, коммунальное хозяйство, сословный быт, качество жизни | Метапредметные УУД: Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, родителей, одноклассников. Личностные УУД: определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе. | Защита проектных работ | |
34. | Итоговое повторение по разделу 2..Россия и мир на пороге ХХ в. | Урок обобщающего повторения | Итоговое повторение и обобщение. | Систематизировать и обобщать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности развития России и государств Западной Европы во второй половине 19 в. Высказывать суждения о значении наследия второй половины 19 в. для современного общества. Выполнять тестовые контрольные задания по истории России второй половины 19 в. по образцу ГИА (в упрощенном варианте). | Предметные: научатся определять изученные в курсе «История России» термины и понятия, получат возможность научиться называть главные события, основные достижения истории и культуры, работать с тестовыми материалами. | Метапредметные УУД: Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию. Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и в контроле способа решения, осуществляют пошаговый и итоговый контроль. Личностные УУД: выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности, проявляют устойчивую мотивацию к учению. | Фронтальная и беседа, работа с контурной картой, раб. тетрадью. |
Описание учебно -методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
А.А.Данилов, Г.Г.Косулина. История России. XIX век. Учебник для 8 класса общеобразовательных организаций - М.: «Просвещение», 2015 г.
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XIX век. Рабочая тетрадь. 8 класс. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. В 2 частях. Часть 1. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
Данилов А. А. Справочные материалы по истории России IX—XIX вв. — М., 1997
Атлас. Новая история XIX века. Часть II. Авторы: С.В. Колпаков, М.В. Пономарев. – М.: ООО «АСТ – ПРЕСС ШКОЛА», 2014.
Атлас. История России с древнейших времен до начала XXI века. Авторы: С.В. Колпаков, М.В. Пономарев. – М.: ООО «АСТ – ПРЕСС ШКОЛА», 2014
Журавлева О.Н. Тесты по истории России: 8-й кл.: к учебнику А.А. Даниловой, Л.Г.
Научная и научно-популярная литература
- Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII – первой половине XIX века. – М., 1994.
- Боханов А. Н. Император Александр III. — М., 1998.
- Государственные деятели России XIX — начала XX в.: Биографический справочник. — М., 1995.
- Дружинин Н. М. Революционное движение в России в XIX веке. — М., 1985.
- Жилин П. А. Кутузов. — М., 1978.
- Зайончковский П. А. Отмена крепостного права в России. — М., 1968.
- Зверев Б. И. Севастопольская оборона 1854—1855 гг. — М., 1956.
- Ильин С.В. Витте. – М., 2006.
- История внешней политики России: Вторая половина XIX века (от Парижского мира 1856 г. до русско-французского союза). — М., 1997.
- Киняпина Н. С. Внешняя политика России первой половины XIX века. — М., 1963.
- Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762-1914 гг. – М., 1995.
- Ляшенко Л. М. Революционные народники. — М., 1989.
- Ляшенко Л. М. Царь Освободитель: жизнь и деяния Александра II. — М., 1994.
- Мироненко С. В. Самодержавие и реформы: Политическая борьба в России в начале XIX в. — М., 1989.
- Монархи Европы: Судьбы династий. — М.: Республика, 1996. — С. 374—378.
- Очерки истории русской культуры второй половины XIX в. — М., 1976.
- Пантин И.К., Плимак Е.Г., Хорос В.Г. Революционная традиция в России. 1783-1883. – М., 2005.
- Рогов Е. Н. Атлас истории культуры России. — М., 1992.
- Российские консерваторы. – М., 1997.
- Российские самодержцы (1801—1917). — М., 1994.
- Троицкий Н. А. 1812. Великий год России. — М., 1988.
- Федоров В. А. Декабристы и их время. — М., 1992.
- Федоров В. А., М. М. Сперанский и А. А. Аракчеев. — М., 1997
- Эйдельман Н. Грань веков: Политическая борьба в России: Конец XVIII — начало XIX столетия. — М., 1982.
№ | Наименование и краткая характеристика библиотечно-информационных ресурсов, в том числе электронных образовательных ресурсов (электронных изданий и информационных баз данных) | Кол-во |
1. | CD Энциклопедия истории России 862-1917г. АО «КОМИНФО», 2001 г. | 1 |
2. | CD Государственная символика России. Центр наглядных средств обучения Минобразования России, 2003 г. | 1 |
Оборудование
- Карты
- Таблицы
- Схемы
- Презентации
- Иллюстрации
Дидактический материал
- Раздаточный материал
- Тесты
- Фрагменты источников
- Статистические данные
- Диаграммы
- Памятки для характеристики исторических событий и деятелей
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
- http://www.hrono.ru – исторический портал
- http://www.museum.ru/museum/1812/index.html - интернет-проект, посвященный Отечественной войне 1812 года
- http://www.borodino.ru - сайт Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника
- http://www.hist.msu.ru/ER/index.html - библиотека электронных ресурсов исторического МГУ им. М.В. Ломоносова
- http://www.narovol.narod.ru - виртуальный музей «Народной воли», в том числе архив мемуарной и художественной литературы
- http://www.russianway.rchgi.spb.ru – информационно-аналитический портал «Энциклопедия русского самосознания»
- http://militera.lib.ru- библиотека военно-исторической литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...