Возможности современных педагогических технологий для повышения качества образования в школе.
статья по истории (9, 10, 11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Шишкина Т.Е.
Учитель истории и обществознания
МБОУ Туимская СОШ №3
Возможности современных педагогических технологий для повышения качества образования в школе.
Современные образовательные технологии можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.
Основные цели современных образовательных технологий заключаются в следующем:
- предоставление фундаментального образования, получив которое, учащийся способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться;
- формирование у учащихся креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечит успешность личностного, профессионального и карьерного роста учащихся.
Инновационные педагогические технологии содействуют развитию личности с активной гражданской позицией, способной осознавать себя и свое место в мире, умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.
Для практического воплощения этой идеи, я использую следующие основные инновационные технологии:
– проблемное обучение;
– технологию развития “критического мышления”;
– информационно-коммуникационные технологии;
– проектные и исследовательские методы в обучении;
А так же элементы других инновационных технологий.
– технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр;
– обучение в сотрудничестве (командная и групповая работа) технологию “дебаты”;
– интерактивные методы.
Это обусловлено самой спецификой преподавания истории на современном этапе, когда меняются оценки тех или иных событий, исторических деталей, персоналий. В этих условиях необходимо не только ознакомить учащихся с различными точками зрения на тот или иной вопрос, но и дать возможность выработать свое мнение, обосновать его и отстоять. При отборе методов, приемов и средств обучения, я учитываю возрастные особенности учащихся, а также тему, цель и место урока в образовательной программе.
Одним из часто используемых мною методов технологии проблемного обучения является метод открытых вопросов и “Кейс-метод” или метод оценки и анализа реальной жизненной ситуации. При этом обобщаются и актуализируются знания, которые необходимо усвоить при разрешении проблемы.
На уроке истории в 5 классе по теме “Падение Римской республики» при постановке вопроса: почему пала Римская Республика” дети отвечают: “Удар республике наносят рабовладельцы ”.
Учитель. “Это верная мысль, но не главная. Кому в Риме принадлежала власть? Вы отвечаете рабовладельцам. Оказывается, те, кто господствовал в Риме, и разрушили республику. Как понять это противоречие? Такая постановка вопроса привела к созданию проблемной ситуации.
Таким образом, проблемными являются те вопросы, которые вызывают у учащихся интеллектуальные затруднения, и в тоже время посильные для самостоятельного нахождения ответа. Формулировка вопроса логически должна быть связана не только с новыми, но и прежними знаниями ученика.
Еще пример: при изучении темы “Февральская революция 1917 год” выполняем следующие задания: Почему победила Февральская революция? Как могло случиться, что всего за 8 дней развалилась монархия, державшаяся веками и в течение 3-х лет первой русской революции? Каков итог революции? Сравни 1-ю и 2-ю революцию.
При подготовке к ЕГЭ, работая над написанием эссе, а так же при обобщении материала на уроках я использую один из приемов технологии критического мышления, так называемую формулу “ПОПС”:
П – предположение (Я считаю, что…)
О – обоснование (Потому, что…)
П – пример (Я могу доказать это тем, что…)
С – следовательно (Я делаю вывод…).
Информационные технологии стали активно внедряться в практику образовательных учреждений с 2001 г. Преимущества ИКТ:
– оперативность в обновлении информации;
– свободный доступ к любому источнику информации;
– яркий красочный мир мультимедиа;
– наглядность и творческий стиль работы.
Мною использование информационных технологий в образовательном процессе происходит главным образом на уровне учебного процесса и внеурочной деятельность учащихся. ИКТ эффективно используются при подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ и итоговой аттестации. На уроках активно используются электронные образовательные ресурсы. Учащиеся создают учебные проекты, занимаются научно-исследовательской деятельностью, в этом году при подготовке к ЕГЭ мы с ребятами занимаемся в Телешколе.
Метод проектов – это технология компетентностно – ориентированного образования. Она позволяют руководителю проекта твердо придерживаться образовательной технологии “метод проектов” и технологии оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся через оценку проектной деятельности. Учащиеся создают учебные проекты, а так же различные социально – значимые проекты.
Учебные проекты защищаются учащимися в рамках проведения уроков – конференций, уроков – круглых столов, уроков-аукционов.
“Дебаты” – это еще одна технология компетентностно-ориентированного образования. Она чаще используется мною на уроках обществознания и во внеурочной деятельности и позволяет добиваться таких образовательных результатов, как
- умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
- умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
- умение критически осмысливать полученную информацию;
- умение аргументировать точку зрения и представлять ее; учитывать точки зрения других, толерантно относиться к чужому мнению;
- умение работать в команде, участвовать в совместном принятии решения;
- способность брать на себя ответственность и принимать решения
Еще одной специфической чертой исторической науки является то, что объектом познания здесь является человек и человеческое общество. И задача учителя истории научить детей чувствовать эпоху, о которой идет речь, развить умение встать на место человека той эпохи, определить, как бы каждый из нас поступил в тот или иной исторический момент. В этой связи я считаю целесообразным использовать в своей работе методические приемы формирования исторической симпатии школьников.
На своих уроках я использую такие виды заданий как:
– воображаемое путешествие;
– воображаемое интервью;
– ситуация выбора;
– сочинение от первого лица.
Итак, те технологии и методы, которыми я пользуюсь в своей работе, помогают мне обучать, воспитывать и развивать учащихся в соответствии с требованиями, которые предъявляет общество, современный мир к молодому поколению. Учащиеся учатся критически мыслить, не боятся высказывать и защищать свою точку зрения, у них формируются умения ориентироваться в политических, нравственных, правовых проблемах, которые встают перед обществом, перед личностью в обществе.
«Нельзя человека научить на всю жизнь,
его надо научить учиться всю жизнь!»
(педагогическая истина)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему«Возможности современных педагогических технологий для повышения качества образования в школе»
Доклад на тему "«Возможности современных педагогических технологий для повышения качества образования в школе»...
«Современные педагогические технологии, способствующие повышению качества образовательного процесса»
В докладе содержится материал о применении современных педагогических технологий, способствующих повышению качества образовательного процесса на уроках русского языка и литературы....
Современные педагогические технологии в повышении качества математического образования учащихся
Сегодня перед школой поставлена задача: в короткий срок воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Одним из важн...
Современные педагогические технологии в повышении качества математического образования учащихся
Современные педагогические технологии в повышении качества математического образования учащихся...
доклад на тему "Возможности современных педагогических технологий для повышения качества образования"
доклад из опыта работы коллектива школы....
Выступление на педсовете по теме"Возможности современных педагогических технологий для повышения качества образования"
Обзор современных педагогических технологий, реализация данных технологий в школе...
«Совершенствование педагогического и методического мастерства через знакомство с современными воспитательными технологиями для повышения качества образования»
laquo;Совершенствование педагогического и методического мастерства через знакомство с современными воспитательными технологиями для повышения качества образования» доклад на совещание при...