Рабочая программа по обществознанию 5 класс. ФГОС.
рабочая программа по обществознанию (5 класс) по теме
Рабочая программа по обществознанию 5 класс, составлена в соответствии с
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tit._poyasnit.zapiska_obshchestvo_5_kl.doc | 124.5 КБ |
ktp.doc | 224.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 511
Пушкинского района Санкт-Петербурга
«Рассмотрено» на заседании МО учителей истории и обществознания Руководитель МО Чумак О.В.________________ Протокол № _1__ от «___» августа_2015 г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР ГБОУ СОШ № 511 Осипенко Е.А. «____»___августа____2015 г. | «Утверждаю» Руководитель ГБОУ СОШ №511 Короваева Л.Е.___________ Приказ № ___ от «___»__________2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по «Обществознание» для 5-Г класса
разработана на основе
федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень), и авторской программы «Обществознание». 5- 9 кл. Рабочие программы / Боголюбов (ФГОС) Авторы: Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. М. «Просвещение» 2014 г.
учителем истории и обществознания
ГБОУ СОШ 511
Филиппова Екатерина Игоревна
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _____
от «___» августа 2015 г.
2015-2016 учебный год
1. Нормативно-правовые документы на основании, которых разработана рабочая программа.
Рабочая программа составлена на основании:
- Федеральный закон « Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
- ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897);
- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе на 2015-2016 учебный год;
- Учебного плана ГБОУ СОШ № 511;
- Локальных актов школы;
- Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5 – 9 классы. М., Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения);
- Программы Обществознание. 5- 9 кл. Рабочие программы / Боголюбов (ФГОС) Авторы: Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. М. «Просвещение» 2014 г.;
2. Место предмета в учебном плане.
Предмет «Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. В соответствии с учебным планом ГБОУ СОШ № 511 на 2015 – 2016 учебный год и годовым календарным учебным графиком рабочая программа для 5 кл. рассчитана на 34 чаcа (1 час в неделю, 34 учебных недель).
3. Информация о внесенных изменениях
Программа Л.Н. Боголюбова рассчитана на 25 часов, данная программа – на 34 часа.
Каждая тема программы 5 класса разбита на 2 урока и предполагает выделение специальных уроков - практикумов, на которых учащиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенное содержание.
4. Общая характеристика учебного предмета, курса, класса.
«Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Изучение обществознания в основной школе опирается на курсы начальной школы «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики. Курс обществознания продолжается в старшей школе и раскрывается в элективных курсах, факультативах, курсах по выбору, предпрофильной и профильной подготовке учащихся.
Последовательность материала курса «Обществознание» в данной рабочей программе определена не только общими принципами отбора содержания и логики его изложения, но и особенностями построения и изучения учебного содержания курса для учащихся 5 – 9 классов. Учитывая возрастные особенности школьников, в рабочей программе выделены два самостоятельных этапа изучения курса: первый этап – 5 – 7 классы; второй этап – 8 – 9 классы.
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе обеспечивается преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит обучающегося в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого – тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого – тема «Родина». Обучающиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.
Характеристика класса.
В классе обучается – 33 человека, из них учащаяся Калмыкова Дарья на надомном обучении. По итогам 2014-2015 учебного года в классе – 2 отличника (Мусаутова Амина, Гоминова Анна), 15 хорошистов (Кольчицкая Софья, Белозор Алексей, Першина Елизавета, Елисова Юлия, Зацепина Дарья, Товбаз Роман, Коваленко Федор, Калмыкова Дарья, Лаптева София, Сидоров Андрей, Золотарь Богдана, Донец Екатерина, Пчельников Николай, Гончарова Татьяна, Кашкаров Максим). Классный коллектив слаженный, отношения между детьми хорошие. Уровень сформированности познавательной и учебной деятельности выше среднего. Работоспособность выше среднего. Психологический климат - благоприятный, отношение к учебной деятельности у большинства - положительное. Конфликты редки. Высокая активность в различных конкурсах, олимпиадах.
5. Цели и задачи изучения предмета.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10 -15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Задачи изучения курса:
- создание условий для социализации личности;
- воспитание чувства патриотизма, уважения к своей стране, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- формирование знаний и интеллектуальных умений;
- воспитания уважения к семье и семейным традициям;
- формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
- воспитание толерантного отношения к людям другой национальности;
- воспитание уважения к трудовой деятельности.
Введение – 2 часа. Знакомство с курсом «Обществознание».
Глава I. Человек – 5 часов.
Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек – биологическое существо. Отличие человека от животных наследственность.
Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.
Глава II. Семья – 6 часов.
Семья и семенные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.
Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.
Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.
Глава III. Школа – 5 часов.
Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.
Образование и самообразование. Учеба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться.
Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс. Повторительно-обобщающий урок по темам: «Семья», «Школа» - 1 час.
Глава IV. Труд – 6 часов.
Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.
Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.
Глава V. Родина – 7 часов .
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом.
Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России.
Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности гражд
Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.
Знакомство с Конституцией (поиск ответа на вопрос: «Почему она является основным законом государства») – статьи о человеке, семье, образовании, труде, гражданстве, многонациональном составе.
Итоговое повторение и контроль – 1 час
Повторение и обобщение «Человек. Соц. институты: семья, школа. Важнейшая сторона человеческой жизни – труд. Родина».
К/р «Человек. Семья. Школа. Труд. Родина» - тестирование.
Выполнение учащимися компетентностно-ориентированных заданий.
7. Тематическое планирование учебного материала.
Тематическое планирование представлено в таблице 1.
В соответствии с программой воспитания и социализации школы в программу внесены подтемы (Таблица 2). В КТП уроки в рамках, которых будут рассмотрены данные подтемы обозначены **.
Таблица 1.
№ п\п | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Введение | 2 часа |
2 | Раздел I. Человек | 5 часов |
3 | Раздел 2. Семья | 6 часов |
4 | Раздел 3. Школа | 5 часов |
5 | Повторительно-обобщающий урок по темам 2-3 | 1 час |
6. | Раздел 4. Труд | 6 часов |
7. | Тема 5. Родина | 7 часов |
8 | Итоговый контрольный урок | 1 час |
9. | Резервный урок | 1 час |
Итого | 34 часа |
Таблица 2.
Перечень подтем, внесенных в КТП.
№ урока | Основная тема | Направление работы | Подтема |
1 | Вводный урок | Работа с портфолио учащихся | |
21 | Как оценивается труд | Антикоррупция | Богатство и бедность |
16 | Образование в жизни человека | Профориентация | Моя профессия |
26 | Наша Родина – Россия | Гражданское воспитание | Год литературы, 70-летие победы с милитаристской Японией, День памяти святого благоверного Александра Невского |
29 | Гражданин России | Правовое воспитание | Конвенция «О правах ребенка», Конституция РФ, Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах |
34 | Резервный урок | Работа с портфолио учащихся |
8. Используемые педагогические технологии.
Типы уроков | Пед. технологии | Формы работы |
- игра - дискуссия - практикум - лабораторная работа - беседа | Интерактивные: - игровые; - ТРИЗ; - технология дискуссии; - проектная технология; - проблемное обучение; - технология развития критического мышления | Индивидуальная Групповая Группы с переменным составом |
В рамках изучения возможна организация внеурочной деятельности по предмету в форме проектной деятельности, решения исторических задач, выполнению олимпиадных заданий, в работе исторического кружка.
9. Виды и формы промежуточного, итогового контроля.
Итоговый контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком. Форма итоговой аттестации: Контрольная работа, состоящая из заданий, требующих развернутого ответа (1 час).
Вид текущего контроля | Авторы заданий |
устные ответы (индивидуальные, фронтальные) | - Кравченко А.И. "Тесты по обществознанию». - М.: Русское слово, 2011. - Рабочая тетрадь Ивановой Л. Ф., Хотеенковой Я. В. «Обществознание. 5 класс» (М.: Просвещение, 2012. |
Индивидуальные карточки с разнотиповыми задачами | |
Тестирование | |
Понятийный диктант | |
Работа над проектом |
10. Планируемые результаты изучения предмета.
Личностные результаты:
- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешним и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты
- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
- овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1). Использование элементов причинно-следственного анализа;
2). Исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3). Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4). Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6). Подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7). Оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8). Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметные результаты:
- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряд ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
11. Учебное и учебно-методическое обеспечение.
1. «Обществознание. 5 класс. ФГОС». Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение, 2014.
2. Обществознание. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. – М.: Просвещение, 2014.
3. Е.Н. Сорокина. Поурочные разработки к учебнику «Обществознание. 5 класс. ФГОС» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2015.
Список образовательных цифровых и Интернет-ресурсов
1. «Архив учебных программ и презентаций»: http://www/rusedu.ru/subcat32/html
2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/
3. Энциклопедия Кругосвет: http://www.krugosvet.ru/
4. Энциклопедия Википедия: http://ru.wikipedia.org
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса истории в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
Преподавание предмета ведется исходя из двух уровней результатов: ребенок научится (базовый уровень) и ребенок получит возможность научится (повышенный уровень).
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания | Отметка |
95% и более | отлично |
80-94%% | хорошо |
65-79%% | удовлетворительно |
менее 65% | неудовлетворительно |
При выполнении контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
- грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
- погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
- недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Предварительный просмотр:
№ урока | Тема урока | Кол – во часов | Основные элементы содержа ния | Форма контроля// пед. технологии | Планируемые результаты | Домашнее задание | Сроки освоения | ||||||||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |||||||||||||
1. | Введение | 1 | Знакомство с курсом «Обществознание». Структура, особенности методического аппарата учебника. | Смысловое чтение. Работа с портфолио учащихся | Знать значение, использование термина «обществознание». Иметь представление о связи обществознания с другими науками | Уметь объяснять, почему нужно изучать обществознание; характеризовать некоторые общественные процессы | Воспитание гражданственности, интереса к предмету «обществознание» | стр. 5-8 учебника | 1.09 -5.09 | ||||||
2. | Введение в изучение курса.** Работа с портфолио | 1 | Введение в предмет. Структура, особенности работы с портфолио.. | Устный опрос, индивидуальные письменные задания; формирующее оценивание | Иметь представление о связи обществознания с другими науками Овладевать принципом работы с учебником и портфолио | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. | Формирование стартовой мотивации к изучению нового материала. Научиться оценивать свои знания, способности и поступки, ценить время, понимать его важность. | Написать мини-сочинение на тему «Мое знакомство с новым предметом». | 7.09 -12.09 | ||||||
Глава I. Человек (5 часов) | |||||||||||||||
3. | Загадка человека (ознакомление с новым материалом) | 1 | 1. Зачем человек рождается? 2. Что такое наследственность. | Формирующее оценивание; технология дискуссии | Научатся: называть отличие человека от животного; работать с текстом учебника. Получат возможность научиться: анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные: определяют цели и личностно значимую проблему урока; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров | Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества | § 1; задания рубрики «В классе и дома», с. 14-15. | 14.09 -19.09 | ||||||
4. | Что такое наследственность | 1 | 1. Наследственность — биологическая сущность всех людей. 2. Можно ли влиять на наследственность | Здоровьесбережения, ИКТ, смысловое чтение; педагогика сотрудничества; технология критического мышления; парной и групповой деятельности. | Научатся применять понятийный аппарат обществоведческих понятий. | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. | Воспитание ответственности за принятие решений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности. | § 1; задание на выбор. | 21.09 – 26.09 | ||||||
5. | Отрочество — особая пора жизни (комбинированный) | 1 | 1. Легко ли быть подростком? 2. Отрочество —пора мечтаний. | Устный опрос, индивидуальные письменные задания; формирующее оценивание | Научатся: определять свое место среди сверстников и взрослых, пони мать себя. Получат возможность научиться: анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя; использует знаково-символические средства, в том числе схемы для решения задач. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей | Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи | § 2; задания рубрики «В классе и дома», с. 21-22. Подготовка к выполнению индивидуальных проектов | 28.09 -3.10 | ||||||
6. | Самостоятельность - показатель взрослости. | 1 | 1. Самостоятельность — показатель взрослости. 2. Всегда ли самостоятель ность приносит пользу. 3. Нужны ли сегодня рыцари | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий, моделирование ситуаций и их анализ. | Научатся: определять свое место среди сверстников и взрослых, пони мать себя. Получат возможность научиться: анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя; использует знаково-символические средства, в том числе схемы для решения задач. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей | Формирование ценностных ориентиров, основанных на идеях убежденности в важности ответственного поведения. | § 2; задания | 5.10 – 10.10 | ||||||
7. | Учимся общаться (Практикум по главе «Человек») | 1 | Индивидуальные письменные задания; формирующее оценивание | Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Уметь: работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Воспитание трудолюбия, уважения к своему и чужому труду | Написать эссе на тему «На мой взгляд, для успешного общения необходимо …» | 12.10– 17.10 | |||||||
Глава II. Семья (6 часов) | |||||||||||||||
8. | Семья и семейные отношения (ознакомление с новым материалом) | 1 | 1.Зачем люди создают семьи. 2. Если семья не выполняет своих обязанностей. 3. Какие бывают семьи | Устный опрос, индивидуальные письменные задания; формирующее оценивание | Научатся: изучать историю своей семьи; определять ее функции; характеризовать семейно-право- вые отношения. Получат возможность научиться: составлять генеалогическое древо; работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий | Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания | § 3; задания рубрики «В классе и дома», с. 32 | 19.10– 24.10 | ||||||
9 | Семейное хозяйство (ознакомление с новым материалом) | 1 | 1. Семейные заботы. 2.Каким должен быть хозяин дома. 3.Как хозяйствовать по правилам | Здоровьесбережения, ИКТ, смысловое чтение. | Научатся: характеризовать семейно-правовые отношения. Получат возможность научиться: анализировать важные признаки семьи, такие как совместный труд и ведение домашнего хозяйства; работать с текстом учебника; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений: Коммуникативные: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности | §4. | 26.10 – 31.10 | ||||||
10. | Практикум (Учимся помогать вести семейное хозяйство) | 1 | Здоровьесбережения, ИКТ, смысловое чтение, тестирование решение познавательных задач. | Характеризовать основные положения темы; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Уметь: работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Воспитание трудолюбия, уважения к своему и чужому труду | 9.11 – 14.11 | ||||||||
11 | Свободное время (ознакомление с новым материалом) | 1 | 1. Что такое свободное время. 2. Свободное время и занятия физкультурой. 3. Свободное время и телевизор, компьютер и мобильный телефон. 4. Своими руками. 5. Что такое Хобби | Устный опрос, индивидуальные письменные задания; формирующее оценивание | Научатся: организовывать свое свободное время. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: устанавливают причинно- следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности | §5, Составить памятку «Это должен уметь каждый хозяин дома» | 16.11 – 21.11 | ||||||
12 | Практикум (Учимся распределять свое время) | 1 | Здоровьесбережения, ИКТ, смысловое чтение, тестирование решение познавательных задач. | Характеризовать основные положения темы; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Уметь: работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Воспитание трудолюбия, уважения к своему и чужому труду | повт. зап. в тетр. | 23.11.-28.11 | |||||||
13 | ПОУ по теме «Семья», (обобщение и систематизация знаний) | 1 | 1. Экономия семейных ресурсов. 2. Это должен уметь каждый хозяин дома. 3. Творчество своими руками | Устный опрос, индивидуальные письменные задания; формирующее оценивание | Научатся: организовывать свое свободное время; характеризовать семью как частичку общества, как первый социальный институт, в котором проходит основная часть жизни человека. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения). Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, предлагают помощь и сотрудничество | Определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культуры и религий | 30.11 – 5.12. | |||||||
Глава III. Школа (5 часов) | |||||||||||||||
14 | Образование в жизни человека (ознакомление с новым материалом) | 1 | 1.Школьное образование. 2. О чем рассказала бабушка. 3. Чему учит школа сегодня. 4. Учись учиться | Здоровьесбережения, ИКТ, смысловое чтение; решение познавательных задач. | Научатся: определять мотивы обучения детей в школе. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно- познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | §6, Составление рассказов на тему «Школа моей мечты» | 7.12 – 12.12 | ||||||
15 | Чему учит школа сегодня. | 1 | 1. Чему учит школа сегодня. 2. Учись учиться | Формирующее оценивание; технология дискуссии | Научатся: определять мотивы обучения детей в школе. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе мо дели и схемы для решения познавательных задач. | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу | §6 В: создать презентацию «Моя профессия» П: подготовить устные сообщения о профессиях Б: учить основные понятия | 14.12 – 19.12 | ||||||
16 | Образование и самообразование ** (комбинированный) | 1 | 1.Формы самообразования. 2. Испокон века книга растит человека. 3. Самообразование — путь к успеху. 4. Новые возможности. 5. Самообразование и самоорганизация | Устный опрос, индивидуальные письменные задания | Научатся: организовывать собственную учебную деятельность, познакомятся с формами самообразования. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности | §7. | 21.12 – 26.12 | ||||||
17 | Одноклассники, сверстники, друзья (комбини рованный) | 1 | 1. Ты и другие ребята. 2. Слово не воробей. 3. Какой ты, друг? | Устный опрос, индивидуальные письменные задания | Научатся: выстраивать свои отношения с одноклассниками. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе мо дели и схемы для решения познавательных задач. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане | Проявляют симпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им, которые выражаются в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия | § 8. | 11.01 – 16.01 | ||||||
18 | Практикум (Учимся жить дружно) | 1 | 1.Отношения друзей и сверстников. 2. Организация свободного времени | Здоровьесбережения, ИКТ, смысловое чтение, тестирование решение познавательных задач. | Научатся: выстраивать свои отношения с одноклассниками. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе мо дели и схемы для решения познавательных задач. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.. | Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость. | §§ 3-8, повт. зап. в тетр. | 18.01 – 23.01 | ||||||
19 | ПОУ по теме «Школа», «Семья» (обобщение и систематизация знаний) | 1 | Обобщение по главам 2-3 | Контрольное тестирование, решение познавательных задач | Научатся: организовывать свое свободное время; определять свои отношения с одноклассниками. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия | Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им | Подобрать и проиллюстрировать пословицы и поговорки о труде | 25.01 -30.01 | ||||||
Глава IV. Труд (6 часов) | |||||||||||||||
20 | Труд - основа жизни (ознакомление с новым материалом) | 1 | 1. Каким бывает труд. 2. Что создается трудом. | Здоровьесбережения, ИКТ, смысловое чтение, индивидуальные письменные задания. | Научатся: определять значение труда в жизни человека. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий | Выражают устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач | §9 | 1.02 – 6.02 | ||||||
21. | Как оценивается труд** | 1 | 1. Как оценивается труд. 2. Богатство и бедность. 3. Богатство обязывает | Решение познавательных задач | Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач. | Выражают адекватное понимание причин успешности/ неуспешности учебной деятельности | §9 | 8.02 – 13.02 | ||||||
22. | Практикум (Учимся трудимся и уважать труд) | 1 | 1. Труд в деятельности человека. 2. Мир профессий | Педагогика сотрудничества; технология критического мышления; парной и групповой деятельности. | Научатся: организовывать свою трудовую деятельность; определять свои отношения с одноклассниками. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия | Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, | 15.02 – 20.02 | |||||||
23 | Труд и творчество (комбинированный) | 1 | 1.Трудовая деятельность человека. 2. Мастер и ремесленник. | Устный опрос, индивидуальные письменные задания | Научатся: определять значение труда в жизни человека. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. | Выражают адекватное понимание причин успешности/ неуспешности учебной деятельности | §10 | 22.02 – 27.02 | ||||||
24 | Творчество в искусстве | 1 | 1. Что такое творчество. 2. Творчество в искусстве | Здоровьесбережения, ИКТ, смысловое чтение, тестирование решение познавательных задач | Научатся: определять значение труда в жизни человека. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. | Выражают адекватное понимание причин успешности/ неуспешности учебной деятельности | §10 | 29.02 – 5.03 | ||||||
25 | Практикум (Учимся творчеству) | 1 | 1. Творчество в деятельности человека. 2. Мир искусств | Педагогика сотрудничества; технология критического мышления; парной и групповой деятельности. | Научатся: организовывать свою трудовую деятельность; определять свои отношения с одноклассниками. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия | Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, | Подготовить стихотворения о Родине | 7.03 – 12.03 | ||||||
Глава V. Родина (7 часов) | |||||||||||||||
26 | Наша Родина — Россия** (ознакомление с новым материалом) | 1 | 1. Российская Федерация. 2. Русский язык - государственный. 3. Что значит быть патриотом | Здоровьесбережения, ИКТ, смысловое чтение; решение познавательных задач | Научатся: определять понятие «федерация»; объяснять, что значит быть патриотом; работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий | Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю | §11 | 14.03 -19.03 | ||||||
27 | Что значит быть патриотом | 1 | 1.Патриотизм 2.Примеры героизма в судьбе каждого из нас. | Устный опрос, смысловое чтение, формирующее оценивание. | Научатся: определять понятие «федерация»; объяснять, что значит быть патриотом; работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Научаться определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий | Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю | §11 | 28.03 -2.04 | ||||||
28 | Государственные символы России (ознакомление с новым материалом) | 1 | 1. Герб России. 2. Флаг России. 3. Гимн России | Устный опрос, смысловое чтение, формирующее оценивание. | Научатся: определять государственные символы. Получат возможность научиться: составлять генеалогическое древо; работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия | Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю | §12; задания рубрики «В классе и дома», с. 106 | 4.04 -9.04 | ||||||
29 | Гражданин России** (ознакомление с новым материалом) | 1 | 1. Гражданин. 2. Права и обязанности граждан России. 3. «Моя хата с краю» | Здоровьесбережения, ИКТ, смысловое чтение. | Научатся: определять права и обязанности гражданина Российской Федерации. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей | Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю | § 13. | 11.04 – 16.04 | ||||||
30 | Практикум (Учимся быть достойными гражданами) | 1 | Закрепление знаний по понятиям. | Педагогика сотрудничества; технология критического мышления; парной и групповой деятельности. | Научатся: организовывать свою трудовую деятельность; определять свои отношения с одноклассниками. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия | Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, | В: выполнить кластер «Кто такой гражданин» П: заполнить таблицу « Права гражданина» Б: отвечать на вопросы | 18.04 -23.04 | ||||||
31 | Мы - многонациональный народ (комбинированный) | 1 | 1. Что говорит закон. 2. Мы - дети разных народов, мы - один народ. | Научатся: с уважением относиться к образу жизни и культуре разных народов. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество). Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | Осознают свою этническую принадлежность; проявляют гуманистическое сознание, социальную компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам | §14. | 25.04 – 30.04 | |||||||
32 | Практикум (Учимся уважать людей любой национальности) | 1 | 1.Многонациональная культура России. 2. Что такое национальность | Педагогика сотрудничества; технология критического мышления; парной и групповой деятельности. | Научатся: организовывать свою трудовую деятельность; определять свои отношения с одноклассниками. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия | Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, | §§ 1-14,зап .в тетр. | 2.05 -7.05 | ||||||
33 | Итоговая контрольная работа | 1 | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольных функций; контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки. | Контрольное тестирование | Научатся: определять права и обязанности гражданина Российской Федерации. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане | Осознают свою этническую принадлежность; проявляют гуманистическое сознание, социальную компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам | 9.05 – 14.05 | |||||||
34 | Резервный урок** | 1 | Работа с портфолио | 16.05 -21.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
Рабочая программа по обществознанию 5класс ФГОС
Программа по обществознанию,разработанная к учебнику Боголюбова Л.Н. 5класс....
Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС
Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...