Календарно-тематическое планирование для 5 класса по истории Древнего мира
календарно-тематическое планирование по истории (5 класс) на тему
В помощь учителям истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_po_istorii_dlya_5_klassa.docx | 48.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарное планирование по курсу Истории Древнего мира
Класс: 5, количество часов: 68
№ урока | Тема урока, тип урока | Тип урока | Элементы содержания | Планируемые результаты: предметные, метапредметные, личностные | Вид контроля, самостоятельной деятельности | Кол-во часов | Д/З | Дата урока |
I четверть | ||||||||
1. | Водный урок: откуда мы знаем, как жили наши предки? | Вводный урок | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: изучение содержания параграфа учебника, работа с понятиями, анализ исторических источников | Раскрывать значение терминов история, исторический источник, участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю, научиться овладевать целостным представлением о предмете История, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам. Слушать и слышать другую точку зрения, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, анализировать, сравнивать и обобщать факты и мнения. Формирование стартовой мотивации к изучению нового | 1 | С.7-8 | ||
Раздел 1 | Жизнь первобытных людей | 8 | ||||||
Тема 1 | Первобытные собиратели и охотники | 3 | ||||||
2 | Древнейшие люди | Изучение нового материала | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, почему первобытный человек не мог выжить в одиночку? | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные, точно и грамотно выражать свои мысли, точку зрения, формировать готовность к сотрудничеству с одноклассниками, самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления, формирование навыков анализа, сопоставления и сравнения | Фронтальная беседа, комплексное повторение | 1 | §1 | |
3 | Родовые общины охотников и собирателей | Урок изучения нового материала | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, почему человек должен был улучшать орудия труда, какие трудности преодолевали охотники и собиратели | Научиться работать с картой, устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в климатических условиях и развитием человека, формулировать коммуникативные действия, сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, определять последовательность промежуточных целей, использовать современные источники информации, решать творческие задачи, формировать навыки составления алгоритма выполнения задания | Работа с текстом, составление плана, фронтальная беседа | 1 | §2 | |
4 | Возникновение искусства и религиозных верований | Комбиниро-ванный урок | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, Объяснить, как учёные разгадывают загадки древних художников. Почему первобытные художники помещали свои картины в темных пещерах, что означают древние наскальные рисунки, почему возникли религиозные верования | Рассказать о наскальной живописи, версиях её происхождения. Научиться применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения возникновения искусства и религиозных верований, формировать навыки учебного сотрудничества, осознавать самого себя как движущую силу своего научения, работать с учебной информацией, использовать современные источники информации, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, культурного многообразия | Самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями, формулирование выводов, комплексное повторение | 1 | §3 | |
Тема 2 | Первобытные земледельцы и скотоводы | 2 | ||||||
5 | Возникновение земледелия и скотоводства | Комбиниро-ванный урок | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, почему на определенном этапе развития человеческого общества возникли земледелие и скотоводства, почему первобытные люди часто считали животных своими сородичами, предками | Научиться овладевать целостным представлением об историческом пути народов, читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные, формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы, сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, объяснять сложные исторические явления, процессы и связи, формирование навыков осознанного выбора наиболее эффективного способа решения задач | Анализ текста, работа со схемами, решение творческих задач | 1 | §4 | |
6 | Появление неравенства и знати | Урок изучения нового материала | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, плужное земледелие, соседская община, вождь, дружина, сравнивать родовую и соседскую общины, выделять причины и последствия выделения знати | Научиться овладевать целостными представлениями об историческом пути народов, объяснять процесс зарождения неравенства, научиться дифференцировать понятия первобытность и цивилизация, добывать недостающую информацию с помощью вопросов, применять методы информационного поиска, выполнять творческие задания, сравнивать, сопоставлять, классифицировать объекты, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, культурного многообразия | Формулирование выводов, анализ текста, комплексное повторение | 1 | §5 | |
Глава 3 | Счет лет в истории | 2 | ||||||
7 | Счёт лет в истории | Изучение нового материала | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, Осмысливать различие понятий: год, век, тысячелетие, эпоха. Уметь определять историческое время по ленте времени. Решать задачи на счёт времени. Почему для изучения истории важно знать, когда произошло то или иное событие | Научиться читать ленту времени, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время до нашей эры и наша эры, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать с одноклассниками, определять новый уровень отношений к самому себе как к субъекту деятельности, осуществлять рефлексию способов и условий действий, формирование навыков осознанного выбора наиболее эффективного способа решения задач | Решение практических задач, работа с лентой времени, работа с текстом и иллюстрациями | 1 | С.29-31 | |
8 | Повторение по теме: Жизнь первобытных людей | Урок актуализации знаний и умений | Подведение итогов изучения темы: «Жизнь первобытных людей». Повторение основных понятий темы. Обсуждение проблемных вопросов | Знать: основные понятия и теоретический материал по теме: «Жизнь первобытных людей» Уметь: применять полученные знания при решении творческих и проблемных задач, выделять главное в учебном материале, высказывать свою точку зрения, работать с иллюстрациями и текстом | Работа в парах и группах, тестирование, решение творческих и проблемных заданий | 1 | ||
Раздел 2 | Древний Восток | 20 | ||||||
Тема 4 | Древний Египет | 8 | ||||||
9 | Государство на берегах Нила | Урок изучение нового материала | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды. Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян. | Научиться овладевать целостным представлением об историческом пути Древнего Египта, устанавливать причинно-следственные связи, слушать и слышать друг друга, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового | Фронтальная беседа, комплексное повторение | 1 | §6 | |
10 | Жизнь земледельцев и ремесленников | Комбинированный урок | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, почему государство должно заботиться о развитии ирригационной системы в Египте | Научиться создавать яркие образы земледельцев и ремесленников Древнего Египта, применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа, выслушивать мнение оппонента, прогнозировать результат и уровень усвоения материала, формировать основы смыслового чтения учебных и познавательных текстов, находить информацию по данной теме, формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового | Фронтальная беседа, комплексное повторение | 1 | §7 | |
11 | Жизнь египетского вельможи | Комбинированный урок | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний Учиться работать в малой группе над общим заданием по тексту, выделять главное Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. Составлять рассказ о жизни вельмож, почему в египетском обществе существовало такое почитание и обожествление египетских вельмож | Научиться создавать яркие образы жизни египетского вельможи, применять понятийный аппарат исторического знания, выслушивать мнение оппонентов, прогнозировать результат и уровень усвоения материала, формировать основы смыслового чтения учебных текстов, Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового | Работа с иллюстрациями и текстом, с художественными источниками, комплексное повторение | 1 | §8 | |
12 | Военные походы фараонов | Комбинированный урок | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний. Работать с картой в малых группах по единому заданию. Давать характеристику египетского войска | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные, объяснять причины активной завоевательной политики фараонов, рассказывать о важнейших событиях, выявлять закономерности трагических последствий завоеваний, точно и грамотно выражать свою точку зрения, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения | Работа с текстом и иллюстрациями, выполнение творческих задания, комплексное повторение | 1 | §9 | |
13 | Религия древних египтян | Комбинированный урок | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний. Характеризовать религию древних египтян. Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. Анализировать и творчески переосмысливать мифы. | Научиться объяснять и раскрывать символическое значение религиозных образов египтян, объяснять роль храмов в жизни египтян, расширять опыт оценочной деятельности, точно и грамотно выражать свои мысли, формировать целевые установки учебной деятельности, формирование навыков анализа и сопоставления | Работа с дидактическим материалом, комплексное повторение, фронтальная беседа | 1 | §10 | |
14 | Искусство Древнего Египта | Комбинированный урок | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, почему в искусстве Древнего Египта существовали каноны, какие особенности имеет египетская живопись | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные, научиться описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа, владеть навыками монологической речи, формировать целевые установки учебной деятельности, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, формирование навыков анализа, сопоставления, освоение гуманистических традиций и ценностей египетского общества | Работа с дидактическим материалом, комплексное повторение, фронтальная беседа | 1 | §11 | |
15 | Письменность и знания древних египтян | Комбинированный урок | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний. Составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах. Почему должность писца так высоко ценилась в Древнем Египте, в че загадочность и трудность египетского письма | Научиться описывать памятники истории и культуры древних египтян, объяснять особенности научных знаний египтян, выявлять закономерности появления письменности и научных знаний, владеть навыками монологической речи, формирование целевых установок учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, формирование навыков анализа, сопоставления, освоение гуманистических традиций и ценностей египетского общества | Работа с дидактическим материалом, комплексное повторение, фронтальная беседа | 1 | §12 | |
16 | Повторение по теме: «Древний Египет» | Урок актуализации знаний и умений | Подведение итогов изучения темы: «Древний Египет». Повторение основных понятий темы. Обсуждение проблемных вопросов | Знать: основные понятия и теоретический материал по теме: «Древний Египет» Уметь: применять полученные знания при решении творческих и проблемных задач, выделять главное в учебном материале, высказывать свою точку зрения, работать с иллюстрациями и текстом | Работа в парах и группах, тестирование, решение творческих и проблемных заданий | 1 | ||
Глава 5 | Западная Азия в древности | 7 | ||||||
17 | Древнее Двуречье | Урок изучения нового материала | Характеризовать местоположение, природно- климатические условия Древнего Двуречья, сравнивать с Египтом. Комментировать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки, почему в Двуречье так рано появилось государство | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные, овладевать целостным представлением об историческом пути жителей Двуречья, устанавливать причинно-следственные связи между географическими особенностями и условиями обитания, владеть навыками монологической речи, формировать целевые установки учебной деятельности, формирование познавательного интереса | Работа с исторической картой, Работа с дидактическим материалом, комплексное повторение, фронтальная беседа | 1 | §13 | |
18 | Законы Хаммурапи | Урок изучения нового материала | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний. Выделять основные понятия параграфа (не более пяти), раскрывающие его суть. Характеризовать свод законов Хаммурапи. Объяснять, почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов, почему появилась необходимость в законах, какие из них можно назвать справедливыми | Научиться давать образную характеристику Хаммурапи, объяснять причины возникновения законов, применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения законов, быть готовым изменить свою точку зрения, проводить контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном, формирование способности к творческому подходу при выполнении заданий | Работа с дидактическим материалом, комплексное повторение, фронтальная беседа | 1 | §14 | |
II четверть | ||||||||
19 | Финикийские мореплаватели | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний. Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей. Использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. Давать определение понятию колония | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные, устанавливать закономерности в возникновении занятий жителей Финикии в контексте природно-географических условий страны, добывать недостающую информацию с помощью вопросов, применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютера, формирование познавательного интереса, определение собственного отношения к финикийскому народу | Работа с исторической картой, Работа с дидактическим материалом, комплексное повторение, фронтальная беседа | 1 | §15 | ||
20 | Библейские сказания | Урок изучения нового материала | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, почему у древнееврейских племен появилось единобожие, в чем главное отличие религии евреев от религии других древних народов | Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племён. Объяснять значение принятия единобожия древнееврейскими племенами. Проводить аналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям. научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные, овладевать целостным представлением об историческом пути иудейского народа, владеть навыками монологической и диалогической речи, формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий, формирование познавательного интереса | Работа с дидактическим материалом, комплексное повторение, фронтальная беседа | 1 | §16 | |
21 | Древнееврейское царство | Урок изучения нового материала | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, Объяснять, почему Библия — наиболее читаемая книга с древности и до наших дней | Решать развивающие и проблемные задачи с использованием мультимедиа- видео- и аудио- ресурсов. Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное. Уметь формулировать оценку поступка (Самсона, Давида). Уметь обобщать информацию и делать вывод о том, каким представляли своего царя иудеи. Научиться рассказывать о важнейших событиях древнееврейского царства, используя основные и дополнительные источники информации, владеть монологической и диалогической речью, определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности, формирование познавательного интереса | Работа с дидактическим материалом, комплексное повторение, фронтальная беседа, работа с текстами | 1 | §17 | |
22 | Ассирийская держава | Урок изучения нового материала | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, почему ассирийские цари обладали деспотической власти, в чем сила и слабость державы | Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала. Перечислять достижения ассирийцев в изобразительном искусстве, металлургии, военном деле. Находить аргументы к крылатой фразе: «Рукописи не горят». Определять причины падения Ассирийской державы. владеть монологической и диалогической речью, определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности, формирование познавательного интереса | Работа с исторической картой, Работа с дидактическим материалом, комплексное повторение, фронтальная беседа | 1 | §18 | |
23 | Персидская держава «царя царей» | Урок изучения нового материала | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, почему распалась Персидская держава, в чем величие и слабость Персии | Работать с исторической картой и дополнительными источниками по вопросу расширения территории державы. Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей. Научиться сопоставлять древние государства Востока, формировать коммуникативные действия, осознавать уровень и качеств усвоения знаний и умения, формирование навыков исследовательской культуры | Работа с исторической картой, Работа с дидактическим материалом, комплексное повторение, фронтальная беседа | 1 | §19 | |
Глава 6 | Индия и Китай в древности | 5 | ||||||
24 | Природа и люди Древней Индии. | Урок изучения нового материала | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, почему существует прямая взаимосвязь природных условий и развития хозяйства Индии, что способствовало и что препятствовало развитию Индии | Рассказывать о местоположении Индии, особенностях её ландшафта и климата. Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии. Объяснять, каких животных почитали индийцы и почему. Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру. Устанавливать закономерности в возникновении занятий жителей Древней Индии в контексте природно-географических условий страны, обмениваться знаниями при работе в группе. Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, объяснять исторические процессы и явления | Работа с исторической картой, Работа с дидактическим материалом, комплексное повторение, фронтальная беседа | 1 | §20 | |
25 | Индийские касты | Комбинированный урок | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, почему в Индии сложились такие своеобразные верования, какие надежды порождала у индийцев вера в переселение душ | Рассказывать о жизни и обучении брахмана. Доказывать, что брахманы—хранители знаний. Сравнивать основные положения брахманизма и буддизма. Перечислять достижения древних индийцев. Слушать и слышать друг друга, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, решать развивающие и проблемные задачи, выделять в учебном тексте главное и второстепенное, формирование собственного мнения о тех или иных событиях и личностях | Работа с дидактическим материалом, комплексное повторение, фронтальная беседа, решение творческих заданий | 1 | §21 | |
26 | Чему учил китайский мудрец Конфуций | Комбинированный урок | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, почему китайцы считали, что Небо покровительствует правителю и, как правило исполняет его просьбы | Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая. Определять и формулировать особенности китайской религии. Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию необходимую для решения задачи, объяснять исторические процессы и явления, связи и отношения, осмысление учения Конфуция, культурного многообразия мира, воспитания к культуре других народов | Работа с дидактическим материалом, комплексное повторение, фронтальная беседа, решение творческих заданий | 1 | §22 | |
27 | Первый властелин единого Китая | Урок изучения нового материала | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, почему правление наследников Цинь Шихуана оказалось недолговечным | Рассказывать об отношениях Китая с соседями. Объяснять причины возведения Великой Китайской стены. Выделять своеобразие древней китайской цивилизации проявившееся в её достижениях. Научиться овладевать целостным представлением об историческом пути китайского народа, применять понятийный аппарат исторического знания, самостоятельно организовывать взаимодействие при работе в группе, формирование навыков исследовательской культуры | Работа с исторической картой, Работа с дидактическим материалом, комплексное повторение, фронтальная беседа | 1 | §23 | |
28 | Повторение темы: «Древний Восток» | Урок актуализации знаний и умений | Подведение итогов изучения темы: «Древний Восток». Повторение основных понятий темы. Обсуждение проблемных вопросов | Знать: основные понятия и теоретический материал по теме: «Древний Восток» Уметь: применять полученные знания при решении творческих и проблемных задач, выделять главное в учебном материале, высказывать свою точку зрения, работать с иллюстрациями и текстом | Работа в парах и группах, тестирование, решение творческих и проблемных заданий | 1 | ||
Раздел 3 | Древняя Греция | 21 | ||||||
Глава 7 | Древнейшая Греция | 5 | ||||||
29 | Греки и критяне | Комбинированный урок | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, почему на Крите возникла такая богатая на исторические события цивилизация, что могло соответствовать исторической действительности в мифе о Тесее и Минотавре | Определять по карте и комментировать местоположение Критского царства, Эгейского моря. Называть отличительные черты критской культуры, воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находит в тексте информацию, необходимую для решения задачи, определять последовательность промежуточных действий, применять таблицы, схемы, модели для получения информации, осмысление роли и значения памятников истории и культуры | Работа с исторической картой, Работа с дидактическим материалом, комплексное повторение, фронтальная беседа | 1 | §24 |
30 | Микены и Троя | Комбинированный урок | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, почему жители древнейших городов Греции воздвигали мощные крепостные стены | Показывать на карте местоположение Микен и Трои, выделять отличия микенской от критской культуры. Определять причины и последствия Троянской войны. Достаточно в полной и точной манере выражать свои мысли, формировать целевые установки учебной деятельности, сопоставлять характеристики объектов по заданным признакам | Работа с исторической картой, Работа со схемами, решение проблемных задач, фронтальная беседа | 1 | §25 | |
31 | Поэма Гомера «Илиада» | Урок изучения нового материала | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, почему началась Троянская война, какие признаки темных веков указывают на то, что в Греции в это время погибла цивилизация и снова воцарилась первобытность | Рассказывать легенду о жизни Гомера. Раскрывать суть поэмы. Характеризовать образы основных героев. Научиться читать историческую карту, воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, формирование целевых установок учебной деятельности, оценивание действий и поступков героев Гомера с позиции нравственности, объяснять исторические явления, процессы, выявляемые в ходе исследования учебного материала | Работа с исторической картой, Работа со схемами, решение проблемных задач, фронтальная беседа, составление схем, таблиц | 1 | §26 | |
32 | Поэма Гомера «Одиссея» | Комбинированный урок | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, какие признаки темных веков указывают на то, что в Греции в это время погибла цивилизация и снова воцарилась первобытность | Прослеживать путь Одиссея домой по карте, комментировать приключения Одиссея, давать нравственную оценку поступкам героя. Рассказывать легенду о жизни Гомера. Раскрывать суть поэмы. Характеризовать образы основных героев. Научиться читать историческую карту, воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, формирование целевых установок учебной деятельности, оценивание действий и поступков героев Гомера с позиции нравственности, объяснять исторические явления, процессы, выявляемые в ходе исследования учебного материала | Работа с исторической картой, Работа со схемами, решение проблемных задач, фронтальная беседа, составление схем, таблиц | 1 | §27 | |
33 | Религия древних греков | Комбинированный урок | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, почему греки особенно почитали Зевса и Посейдона, а в религии египтян не было ни бога грома и молнии, ни бога моря, чем объяснить существование богов в Греции | Объяснять связь между явлениями природы и гр. богами, сравнивать пантеон богов в Египте и Греции, давать нравственную оценку поступкам героев и богов. Формирование навыков учебного сотрудничества, формирование целевых установок учебной деятельности, владеть общим приемом решения учебных задач, формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности | Решение проблемных задач, фронтальная беседа, работа с текстами и иллюстрациями | 1 | §28 | |
Глава 8 | Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием | 7 | ||||||
34 | Земледельцы Аттики теряют свободу | Урок изучения нового материала | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, почему позиции демоса отличались одна от другой, были ли справедливы законы архонтов | Находить на карте и комментировать местоположение и занятия жителей Аттики. Выделять признаки полиса, Характеризовать афинское общество, объяснять причины недовольства демоса. Определять цели и функции участников, способы взаимодействия, выделять существенную информацию из текста разных видов, объяснять исторические явления, процессы, связи | Работа с исторической картой, Работа со схемами, решение проблемных задач, фронтальная беседа | 1 | §29 | |
35 | Зарождение демократии в Афинах | Урок изучения нового материала | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, почему Солон вызвал недовольство и знати и демоса | Раскрывать смысл реформ Солона их причины и значение, давать оценку поступкам Солона и его противников, прослеживать как изменилась система управления и состав населения после реформ, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, определять промежуточные результаты деятельности, осмысление опыта зарождения демократии в Древней Греции | Работа с исторической картой, составление схем, фронтальная беседа | 1 | §30 | |
36 | Древняя Спарта | Комбинированный урок | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, почему спартанцам была необходима отлично организованная армия, в чем заключалась цель спартанского воспитания, считаете ли вы систему управления в Спарте справедливой | Показывать на карте и рассказывать о местоположении Спарты. Характеризовать основные группы населения и их положение. Сравнивать образ жизни спартанцев и афинян, формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме, формирование познавательного интереса к изучению нового, осознавать уровень и качество усвоенных знаний, объяснять исторические явления, процессы и связи | Работа с исторической картой, фронтальная беседа, комплексное повторение | 1 | §31 | |
37 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей | Комбинированный урок | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, какие причины способствовали появлению греческого чуда, с чем связан небольшой размер греческих полисов | Объяснять причины колонизации, ее географию. Сравнивать финикийскую и греческую колонизации, научиться применять понятийный аппарат исторического знания, определять цели и функции участников, обмениваться знаниями с членами учебной группой, определять последовательность промежуточных и конечных результатов, формирование навыка анализа, индивидуального и коллективного проектирования, осознание роли зарождения античного мира | Мини-дискуссия, решение проблемных задач, Работа с исторической картой, Работа со схемами, решение проблемных задач, фронтальная беседа | 1 | §32 | |
38 | Олимпийские игра в древности | Комбинированный урок | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, почему Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником | Составлять развернутый план по одной из частей параграфа, составлять рассказ об одном из знаменитых атлетов. Оценивать значение Олимпийских игр для гр. Общества, формирование навыков учебного сотрудничества, объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, осмысление роли и значения олимпийского движения в древней Греции и современном мире | Работа с текстами и иллюстрациями, решение проблемных и творческих задач, мини-дискуссия | 1 | §33 | |
39 | Победа греков над персами в Марафонской битве | Урок изучения нового материала | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, почему, несмотря на превосходство персов, греки победили, каковы последствия данной победы для взаимоотношений между персами и греками | Выделять и обозначать причины, цели силы сторон в сражении. Рассказывать о подвиге юноши, сообщившем грекам о победе в Марафоне. Составлять рассказ о битве. Формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний и умений, объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, осмысление героизма греков и необходимости сохранения памяти о подвиге греков при Марафоне | Работа с исторической картой, со схемами, фронтальная беседа | 1 | §34 | |
40 | Нашествие персидских войск | Урок изучения нового материала | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, почему Греция, небольшая по размерам страна, к тому же разделенная на десятки полисов, сумела дать отпор могущественной Персидской державе | Называть цели, Ксеркса и греческих полисов в войне. Определять причины победы греков, давать оценку личностям: Леониду, Фемистоклу. Научиться читать карту и карту-схему сражения, формировать навыки учебного сотрудничества, формирование устойчивой мотивации, формирование целевых установок учебной деятельности, объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения | Работа с исторической картой, Работа со схемами, решение проблемных задач, фронтальная беседа | 1 | §35 | |
Глава 9 | Возникновение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии | 5 | ||||||
41 | В гаванях афинского порта Пирей | Комбинированный урок | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, почему в демократическом государстве происходил рост рабства, к чему увеличение количество рабов могло привести | Сравнивать военную и торговую гавани. Характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в полисах. Определять значение порта для Афин. Овладевать целостным представлением об историческом пути развития греков, формировать навыки учебного сотрудничества, объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, формирование устойчивой мотивации к обучению | Работа с исторической картой, решение проблемных задач, фронтальная беседа, мини-дискуссия | 1 | §36 | |
42 | В городе богини Афины | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, почему Афины до сих пор вызывают восхищение у туристов и являются эталоном в архитектуре | Высказывать мнение об архитектурных сооружениях. Составлять виртуальную экскурсию по акрополю, презентацию о храмах, формировать навыки учебного сотрудничества, объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, формирование устойчивой мотивации к обучению, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений | Работа с исторической картой, решение проблемных задач, фронтальная беседа, мини-дискуссия | 1 | §37 | ||
43 | В афинских школах и гимнасиях | Комбинированный урок | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, почему уровень образования в Древней Греции был так высок, для чего это было нужно и как повлияло в целом на развитие региона | Сравнивать типы школ, объяснять назначении каждой, делать выводы о значении образования в Греции. формировать навыки учебного сотрудничества, объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, формирование устойчивой мотивации к обучению, осмысление роли и значения образования в афинских школах и гимнасиях | решение проблемных задач, фронтальная беседа, мини-дискуссия, выполнение творческих задач | 1 | §38 | |
44 | В театре Диониса | Комбинированный урок | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, почему греки называли театр школой жизни, какие традиции были заложены греками в современном театре, как влияет театр на детей и взрослых | Объяснять причины любви греков к представлениям, называть отличия комедии от трагедии, комментировать строки из пьес. Оценивать роль театра для общества, сравнивать греческий и современный театр, формировать навыки учебного сотрудничества, объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, формирование устойчивой мотивации к обучению, осознание роли и значения роли театрального воздействия на человеческое общество | решение проблемных задач, фронтальная беседа, мини-дискуссия, выполнение творческих задач | 1 | §39 | |
45 | Афинская демократия при Перикле | Урок изучения нового материала | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, почему некоторые историки характеризуют афинское государство как справедливое, каковы различия в управлении Афинами и Египтом | Делать выводы об изменениях в системе управления при Перикле, давать оценку деятельности Перикла и его соратников, формировать навыки учебного сотрудничества, объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, формирование устойчивой мотивации к обучению, осмысление опыта демократического устройства в Афинах | решение проблемных задач, фронтальная беседа, мини-дискуссия, решение проблемных ситуаций | 1 | §40 | |
Глава 10 | Македонские завоевания в V веке до н.э. | 4 | ||||||
46 | Города Эллады подчиняются Македонии | Урок изучения нового материала | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, почему Македонская держава смогла покорить Грецию, в чем были положительные и отрицательные итоги этого покорения | Показывать на карте и объяснять местоположение Македонии. Характеризовать политический курс Филиппа Македонского, объяснять причины потери независимости Греции, формировать навыки учебного сотрудничества, объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, формирование устойчивой мотивации к обучению, обучение способам обобщения и систематизации знаний | Работа с исторической картой, фронтальная беседа, мини-дискуссия, выполнение творческих задач | 1 | §41 | |
47 | Поход Александра Македонского на Восток | Урок изучения нового материала | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, почему пала Македонская держава, что привлекает вас в личности Александра Македонского | Используя карту, определить основные события похода Александра на Восток. Формулировать причины побед македонцев и последствия. Оценивать личность Александра Македонского, формировать навыки учебного сотрудничества, объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, формирование устойчивой мотивации к обучению, оценивание противоречивой личности Александра Македонского | Работа с иллюстрациями и текстами, решение проблемных задач, фронтальная беседа, мини-дискуссия, работа с исторической картой | 1 | §42 | |
48 | В Александрии Египетской | Комбинированный урок | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, почему александрийский музей и музеи наших дней называют одним и тем же словом, в чем различия и сходства между ними | Называть причины распада державы, показывать образовавшиеся государства. Рассказывать о центре эллинистического мира – Александрии, формировать навыки учебного сотрудничества, объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, формирование устойчивой мотивации к обучению, осознание исторической ценности культурно наследия Эллады | фронтальная беседа, мини-дискуссия, выполнение творческих задач | 1 | §43 | |
49 | Повторение темы: «Древняя Греция» | Урок актуализации знаний и умений | Подведение итогов изучения темы: «Древняя Греция». Повторение основных понятий темы. Обсуждение проблемных вопросов | Знать: основные понятия и теоретический материал по теме: «Древняя Греция» Уметь: применять полученные знания при решении творческих и проблемных задач, выделять главное в учебном материале, высказывать свою точку зрения, работать с иллюстрациями и текстом | Работа в парах и группах, тестирование, решение творческих и проблемных заданий | 1 | ||
Раздел IV | Древний Рим | 19 | ||||||
Глава 11 | Рим: от его возникновения до установления господства над Италией | 3 | ||||||
50 | Древнейший Рим | Урок изучения нового материала | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, почему плебеи начали борьбу с патрициями, чем она была вызвана, чем закончилась | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные, устанавливать причинно-следственные связи между географическим положением и хозяйственными особенностями Рима, формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме, формированию познавательного интереса к изучению нового, объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала | Работа с текстом и иллюстрациями, фронтальная беседа, мини-дискуссия, выполнение творческих задач | 1 | §44 | |
51 | Завоевание Римом Италии | Комбинированный урок | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, почему Рим проводил такую активную внешнею политику, с чем она была связана | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные, формировать представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем Риме и специфическом историческом источнике для изучения, формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме, формированию познавательного интереса к изучению нового, объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала | решение проблемных задач, фронтальная беседа, мини-дискуссия, работа с исторической картой и схемой | 1 | §45 | |
52 | Устройство Римской республики | Комбинированный урок | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, почему демократия в Риме существенно отличалась от демократии в Греции, каковы особенности государственного управления Рима | Научиться овладевать целостным представлением об устройстве Рима, применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений, формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме, формированию познавательного интереса к изучению нового, объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала | решение проблемных задач, фронтальная беседа, мини-дискуссия, работа со схемой, комплексное повторение | 1 | §46 | |
Глава 12 | Рим – сильнейшая держава Средиземноморья | 3 | ||||||
53 | Вторая война Рима с Карфагеном | Урок изучения нового материала | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, почему Карфаген сумел одолеть Рим, каковы главные причины поражения Ганнибала в войне с римлянами | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации, формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме, формированию познавательного интереса к изучению нового, объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала | решение проблемных задач, фронтальная беседа, мини-дискуссия, работа с исторической картой, схемами | 1 | §47 | |
54 | Установление господства Рима во всем Средиземноморье | Урок изучения нового материала | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные, формировать целостное представление о Пунических войнах, создавать яркие образы, связанные с ключевыми событиями войны, формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме, формированию познавательного интереса к изучению нового, объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала | решение проблемных задач, фронтальная беседа, мини-дискуссия, комплексное повторение | 1 | §48 | |
55 | Рабство в Древнем Риме | Комбинированный урок | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, | Научиться овладевать целостным представлением о причинах и сущности рабовладения, характеризовать важнейшие факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по признакам, формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме, формированию познавательного интереса к изучению нового, объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала | решение проблемных задач, фронтальная беседа, мини-дискуссия, комплексное повторение | 1 | §49 | |
Глава 13 | Гражданские войны в Риме | 4 | ||||||
56 | Земельный закон братьев Гракхов | Урок изучения нового материала | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, почему в Риме начались гражданские войны, что послужило их причиной и кто стал основой | Научиться выявлять закономерности исторических событий, создавать яркие образы, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями, памятниками культуры Древнего Рима, формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме, формированию познавательного интереса к изучению нового, объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала | решение проблемных задач, фронтальная беседа, мини-дискуссия, комплексное повторение | 1 | §50 | |
57 | Восстание Спартака | Урок изучения нового материала | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, почему Спартак проиграл в борьбе с властями, смог бы победить Спартак, к чему привело восстание Спартака | Научиться формировать целостное представление о гладиаторах, объяснять причины восстания Спартака, читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные, формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме, формированию познавательного интереса к изучению нового, объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала | решение проблемных задач, мини-дискуссия, комплексное повторение | 1 | §51 | |
58 | Единовластие Цезаря | Урок изучения нового материала | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, почему победил и почему погиб Цезарь, чью власть хотели восстановить убийцы Цезаря | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные, объяснять причины единовластия и его последствия, формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме, формированию познавательного интереса к изучению нового, объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала | Работа с тестом и иллюстрациями, решение проблемных задач, мини-дискуссия | 1 | §52 | |
59 | Установление империи | Урок изучения нового материала | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, почему заговорщики убили Цезаря, не были поддержаны всеми римлянами | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные, рассказывать о важнейших событиях процесса установления империи, формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме, формированию познавательного интереса к изучению нового, объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала | Комплексное повторение, решение проблемных задач, мини-дискуссия | 1 | §53 | |
Глава 14 | Римская империя в первые века нашей эры | 5 | ||||||
60 | Соседи Римской империи | Комбинированный урок | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, почему соседи римлян так часто тревожили границы римской державы | Научиться овладеть целостным представлением о соседях Рима, применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явления, формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме, формированию познавательного интереса к изучению нового, объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала | Составление таблицы, работа с исторической картой, решение проблемных задач, мини-дискуссия | 1 | §54 | |
61 | В Риме при императоре Нероне | Урок изучения нового материала | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, почему происходило усиление монархических настроений в Риме, существует мнение, что неограниченная власть портит и развращает правителя государства, подтверждается ли это мнение на примере Нерона | Научиться овладевать целостным представлением о развитии Рима на поздних этапах, расширить опыт оценочной деятельности учащихся, формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме, формированию познавательного интереса к изучению нового, объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала | Комплексное повторение, составление плана, решение проблемных задач, мини-дискуссия | 1 | §55 | |
62 | Первые христиане и их учение | Комбинированный урок | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, почему возникла новая религия - христианство | Научиться овладевать целостным представлением о возникновении христианства, применять понятийный аппарат исторического знания, формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме, формированию познавательного интереса к изучению нового, объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала | Работа с иллюстрациями и текстами, решение проблемных задач, мини-дискуссия | 1 | §56 | |
63 | Расцвет империи во веке II н.э. | Комбинированный урок | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, почему римский историк Тацит считал время правления Траяна годами редкого счастья | Научиться формировать целостное представление об историческом развитии Рима эпохи расцвета, создавать яркие образы, связанные с ключевыми событиями, личностями, формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме, формированию познавательного интереса к изучению нового, объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала | Комплексное проектирование, составление плана, мини-дискуссия | 1 | §57 | |
64 | Вечный город и его жители | Комбинированный урок | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, почему жизнь Рима в последние дня его существования были трагична, что изменилось в жизни римлян во II веке по сравнению с периодом республики, что означает требование бедноты хлеба и зрелищ, вызывает ли это требование у вас уважение | Научиться создавать яркие образы, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры Рима, сравнивать простые однородные факты, формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме, формированию познавательного интереса к изучению нового, объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала | Составление плана, комплексное повторение, решение проблемных задач, мини-дискуссия | 1 | §58 | |
Глава 15 | Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи | 4 | ||||||
65 | Римская империя при Константине | Урок изучения нового материала | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, почему ни культ императора, ни провозглашение, Константином нового верховного божества не смогли объединить граждан Римской империи | Научиться формировать целостное представление об историческом развитии Рима при Константине, создавать яркие образы, связанные с ключевыми событиями, формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме, формированию познавательного интереса к изучению нового, объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала | Работа с исторической картой, комплексное повторение, фронтальная беседа | 1 | §59 |
66 | Взятие Рима варварами | Урок изучения нового материала | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, почему варвары смогли захватить Рим | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные, овладевать целостным представлением о причинах падения Западной Римской империи, формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме, формированию познавательного интереса к изучению нового, объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала | Фронтальная беседа, комплексное повторение, составление плана, работа с иллюстрациями и текстом, работа с исторической картой | 1 | §60 | |
67 | Повторение по теме: «Древний Рим» | Урок актуализации знаний и умений | Подведение итогов изучения темы: «Древний Рим». Повторение основных понятий темы. Обсуждение проблемных вопросов | Знать: основные понятия и теоретический материал по теме: «Древний Рим» Уметь: применять полученные знания при решении творческих и проблемных задач, выделять главное в учебном материале, высказывать свою точку зрения, работать с иллюстрациями и текстом | Работа в парах и группах, тестирование, решение творческих и проблемных заданий | |||
68 | Итоговое повторение курса истории Древнего мира | Урок актуализации знаний и умений | Подведение итогов изучения курса. Повторение основных понятий темы. Обсуждение проблемных вопросов | Знать: основные понятия и теоретический материал курса. Уметь: применять полученные знания при решении творческих и проблемных задач, выделять главное в учебном материале, высказывать свою точку зрения, работать с иллюстрациями и текстом | Работа в парах и группах, тестирование, решение творческих и проблемных заданий |
Календарное планирование по курсу Истории Средних веков
Класс: 6, количество часов: 28
№ урока | Тема урока, тип урока | Тип урока | Элементы содержания | Планируемые результаты: предметные, метапредметные, личностные | Вид контроля, самостоятельной деятельности | Кол-во часов | Д/З | Дата урока |
1. | 1 | |||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку 5 класса по истории Древнего мира :"Древние Афины"
Презентация к ранее опубликованному конспекту урока в 5 классе по истории Древнего мира: "Древние Афины"...
Презентация к уроку в 5 классе по истории Древнего мира "Древнейший Рим"
Данная презентация поможет более полно представить изучаемые события и рассказы о жизни древних римлян....
Методическая разработка урока в 5 классе по истории Древнего мира "Древнее Двуречье"
Данный урок позволит учащимся в полной мере освоить данный материал и даст представление о появление первых государств в древнем Двуречье....
Презентация к уроку в 5 классе по истории Древнего мира "Природа и люди Древней Индии"
Данная презентация даст подробное и полное представление о природе и и жизни людей Древней Индии....
Презентация к уроку в 5 классе по истории Древнего мира "Древнее Двуречье"
Данная презентация даст полное представление о первых жителях Древнего Двуречья и их основных занятиях....
Конспект и презентация открытого урока в 5 классе по истории Древнего мира на тему: "Древний Восток"
Тема урока: «Чему учил китайский мудрец Конфуций (по ФГОС). Тип урока: урок – изучение нового материала.Форма организации обучения: урок-путешествие....
План-конспект урока в 5 классе по истории Древнего мира на тему: "Древняя Спарта"
Данная разработка предназначена для учителей истории, преподающих в 5 классе и реализующих принцип дифференцированного обучения при изучении новой темы. Кроме этого, данную разработку можн...