Михаил Васильевич Ломоносов
презентация к уроку по истории (7 класс) на тему

К 300-летию ученого и просто о жизни и деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mihail_vasilevich_lomonosov.pptx911.56 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Михаил Васильевич Ломоносов к 300-летию со дня рождения

Слайд 2

Великому сыну России посвящается… Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом. А. С. Пушкин

Слайд 3

Великого пути начало… Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 г. в деревне Мишанинской , что расположена была на Курострове в нескольких километрах от города Холмогоры. Ныне около двух десятков деревень того времени слились в село Ломоносово , а город Холмогоры стал районным центром Архангельской области.

Слайд 4

Отчая земля Отец -Василий Дорофеевич был черносошным крестьянином. Мать — Елена Ивановна Сивкова — была дочерью дьякона села Матигоры . Михаил был их единственным сыном. Скудная северная земля не могла прокормить крестьян, поэтому почти все жители расположенных у моря деревень, занимались морскими промыслами. Не был исключением и отец Ломоносова: он сумел построить судно "Святой архангел Михаил". На нем Василий Дорофеевич перевозил государственные и частные грузы, промышлял морского зверя. С десяти лет в плаваниях стал участвовать и Михаил.

Слайд 5

В дальний путь за знаниями! Без грамоты было невозможно вести дела, поэтому Василий Дорофеевич поручил своего сына заботам дьячка приходской церкви. Обучившись грамоте, Михаил пристрастился к чтению. Вначале он читал "Псалтырь", а затем потянулся и к светским книгам. Уже тогда у Ломоносова возникает страстное желание учиться. В конце 1730 г. Ломоносов с рыбным обозом отправился в Москву. Здесь он вначале поступил в Навигацкую школу, однако вскоре перешел в греко-латинскую академию, которая давала значительно более широкое образование. Но когда ему стало известно, что детей крестьян туда не принимали, то решил выдать себя за сына попа. Обман оказался удачным, и 15 января 1731 года Ломоносов был принят в Академию.

Слайд 6

«…Имея один алтын в день жалованья, жил я пять лет и наук не оставил» Начало учебы было тяжелым: девятнадцатилетний юноша сел за парту вместе "с малыми ребятами". Стипендия была мизерной — 3 копейки в день, на которые надо было питаться, одеваться и приобретать бумагу и перья. Но стремление к знаниям помогло преодолеть все лишения, и за первый год Ломоносов сумел закончить три класса Академии. Он быстро освоил латинский язык и читал все, что удавалось достать в библиотеке Академии . Здесь Ломоносов получил образование в области гуманитарных наук, познакомился с лучшими образцами древнерусской литературы, с латинской поэзией, с ораторским искусством, изучал греческий язык.

Слайд 7

«Математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит» В России ощущалась острая необходимость в специалистах горного дела. И трое лучших студентов: Ломоносов, Виноградов и Рейзер — были отправлены за границу для обучения горному делу 3 ноября 1736 г. студенты прибыли в Марбург к Вольфу, а затем должны были обучаться металлургии у Генкеля во Фрейберге . Ломоносов с увлечением слушал лекции Вольфа, основанные на использовании математического метода, что вносило ясность в изложение сложных вопросов. Это особенно понравилось Ломоносову

Слайд 8

«Неусыпный труд препятствия преодолевает» Быстро пролетели годы учёбы и студенческих развлечений, оставив в головах основательные знания и опустошив кошельки. В Марбурге 26 мая 1741г. ученый обвенчался с Елизаветой-Христиной Цильх , с которой он близко познакомился во время учёбы в Марбургском университете. В 1741 г. 8 июня прибыл в Петербург, с этого времени началась его служба в Петербургской Академии наук, основанной Петром I.

Слайд 9

«Кто в свете сем родился волком, тому лисицой не бывать» В начале января 1742 года Ломоносов получил звание адьюнкта физического класса, что давало ему право на самостоятельную научную работу В декабре 1743 г., по возвращении Елизаветы Петровны после коронации из Москвы, Ломоносов написал оду, посвященную новой императрице. Ода была замечена Елизаветой. Ее благосклонность к молодому поэту и ученому, спасла Ломоносова от битья батогами и ссылки в солдаты за неосторожное поведение в отношении ученых-иностранцев

Слайд 10

«Везде исследуйте всечасно, что есть велико и прекрасно» В 1748 г. была построена химическая лаборатория — первая в России научно-исследовательская и учебная лаборатория. На основе опытов Ломоносов написал работу «Физические размышления о причине теплоты и холода». Ломоносов начал опыты по изготовлению цветных стёкол, нужных ему для экспериментального подтверждения создаваемой им теории света и цветов, разрабатывал рецептуру. В 1752–1754 гг. Ломоносов прочитал впервые в мире курс «истиной физической химии», который он тщательно подготовил. В этом курсе Ломоносов попытался дать объяснение химическим процессам на основе разработанных им корпускулярных представлений и физических законов.

Слайд 11

«Не токмо у стола знатных господ или у каких земных владетелей дураком быть не хочу, ниже у самого Господа Бога, который дал мне смысл, пока разве отнимет» В августе 1750 г. Императрица Елизавета приняла М.В. Ломоносова в Царском Селе, а позже пожаловала чином коллежского советника с жалованьем 1200 рублей в год. В России того времени «...значительный чин был тот же револьвер, необходимый для известной безопасности». (историк Соловьев) Другим условием безопасности в то время был знатный и влиятельный покровитель. Для Ломоносова им стал Иван Иванович Шувалов, который выделялся из всех елизаветинских вельмож подчёркнутой любовью к наукам.

Слайд 12

«Размножить миром нашу славу И выше как военный звук Поставить красоту наук» Ломоносова беспокоило плачевное состояние академических университета и гимназии, и он решил, что следует создать новый университет в Москве. Эту мысль он постарался изложить в письме, где отразил план организации университета. 12 января 1755 г. Елизавета подписала «Указ об учреждении в Москве Университета». В 1940 году, в дни празднования 185-летнего юбилея, университету было присвоено имя М.В. Ломоносова

Слайд 13

"Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей» Могила М.В.Ломоносова 15 апреля 1765 г. после нового припадка своей прежней болезни, который у него сделался от простуды, Ломоносов скончался в своем доме на Мойке. 19 апреля его похоронили при большом стечении народа на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. На его могиле установлен сделанный в Италии памятник из каррарского мрамора. В тот же день в академическом собрании прозвучали слова: " Не стало человека, имя которого составит эпоху в летописи человеческого разума, обширного и блестящего гения, обнимавшего и озарявшего вдруг многие отрасли".

Слайд 14

…Он искал в науке силы для улучшения положения человечества. “ О вы, которых ожидает Отечество от недр своих , И видеть таковых желает, Каких зовет из стран чужих. О, ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать”. М.В.Ломоносов

Слайд 15

Определяющей чертой личности Ломоносова был его патриотизм, действенная любовь к Родине, стремление к ее благу и процветанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Михаил Васильевич Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов (8 (19) ноября 1711- 4(15)апреля 1765 ) Краткая биография....

Михаил Васильевич Ломоносов

Презентация жизни и деятельности Ломоносова для элективного курса "История химии как история химических открытий"...

Михаил Васильевич Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов...

Презентация "Михаил Васильевич Ломоносов" (посвящается 300 - летию со дня рождения))

В 2011 году 19 ноября исполнилось 300 лет со дня рождения первого российского академика М.В. Ломоносова.Это был один из образованнейших русских людей 18 века. Сложно назвать область науки, техники и к...

Михаил Васильевич Ломоносов

Эта презентация поможет и на уроках, и во внеклассной работе. Биография и основные этапы жизни Ломоносова....

Михаил Васильевич Ломоносов.

В разработке представлена презентация и текст в соответствии с последовательностью слайдов. Может быть использована как на уроках, так и во внеурочной деятельности....

Михаил Васильевич Ломоносов, литературная газета

Цель : осветить  жизнь, творчество, научную деятельность, гражданскую позицию Ломоносова; рассказать о Ломоносове как реформаторе русского языка,  о его реформаторской деятельности...