Внеклассное мероприятие по истории "Широкая масленица"
план-конспект занятия по истории (5 класс) на тему

Разработка внеклассного мероприятия по истории  для обучающихся 5-6 классов "Широкая масленица". Цель: возродить интерес детей к обрядовым русским праздникам, способствовать пробуждению национального чувства, формировать у детей положительное отношение к традициям своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shirokaya_maslenitsa.docx22.48 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по истории

«Широкая масленица»

                                                 Учитель истории

                                                      МОУ «Макаровская

                                                                 СОШ Ртищевского района

                                                         Саратовской области»

                                                                       Чушкина Татьяна Анатольевна

Цели:

- возродить интерес детей к обрядовым русским праздникам;

- способствовать пробуждению национального чувства;

-  развивать воображение, творческие способности детей;

- формировать у детей положительное отношение к традициям своего народа; - побуждать детей к участию в праздниках, к изучению обычаев и традиций предков.

Форма проведения классного часа: путешествие по масленичной неделе.

Оборудование: таблички с названиями дней масленичной недели,  колокольчики, бубенцы,  П.И. Чайковский «Масленица», блины, чай.

Ход классного часа.

I. Орг.момент.

Звучит музыка (П.И. Чайковский. «Масленица»)

II. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Вы любите загадки?  Отгадайте мои:

Загадка.

1)И с икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки-…
(блины)!


2)Ой, ты Лакомка-Среда!
Масляна сковорода!
Как повелось со старины -
Едем к…
(теще на блины)!


3)В масленично воскресенье
Все старался старый Тит
Попросить у всех прощенья
И ответить: …
("Бог простит!")!

 

Молодцы! Все загадки отгадали! А когда все пекут блины, ходят в гости, катаются на санях, состязаются в силе и ловкости, веселятся от всей души? Конечно же на масленой неделе. Веселый праздник Масленица!

Ученик читает стихотворение.

Масленица, масленица!
Словно солнце катится,
Весну мы долго ждали
От холодов устали,
Будем наедаться,
Силы набираться!
Словно теплые блины
Все румяны, веселы!
В эту праздничную пору
На год запасем задору!

III.  Знакомство с историей праздника.

Учитель: Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Само название праздника  Масленица произошло от того, что в этот  день ели много масляной пищи. Празднуется масленица в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи. Главным атрибутом праздника являются конечно же блины. Сама по себе масленичная неделя не однородна: если в первые три дня крестьяне ещё занимались хозяйственными работами, то  с четверга работать запрещалось, так как начиналась Широкая Масленица.

IV.  Путешествие «В гостях у Масленицы»

Учитель: Каждый день Масленицы имел свое название. Посмотрите на классную доску. Там записаны все дни масленичной недели. А теперь мы отправляемся в праздничное путешествие, в гости к Масленице. А вот и первая остановка - понедельник.

Звуковая перебивка (звон колокольчика, бубенцов).

Понедельник  «Встреча»

Ученик 1: В первый день русский народ приветствовал госпожу Широкую Масленицу. Считалось, что оставаясь в доме на этот праздник, люди навлекали несчастье на себя и на свое хозяйство. Поэтому каждый старался достойно встретить и отпраздновать масленицу. Печь блины начинали с раннего утра. В печи сжигали ветки вереска и окуривали этим дымом блины для того, чтобы их никто не мог «сглазить», и чтобы они не подгорели.

   Первый блин в понедельник никогда не ели, а оставляли его для душ усопших, отдавали его нищим, чтобы они помолились за упокой.

Ученик 2: В понедельник из соломы делали чучело Масленицы. Его обряжали в женскую одежду с масляным блином или сковородой в руках, насаживали на шест, катались с ним, а затем ставили на горку или возвышенное место. После обеда все шли кататься со снежных гор и петь песни:

Масленица, Масленица!
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся
Блинами объедаемся!

Первый день катания был детским, взрослые присоединялись к катанию в середине недели. Катание с гор было связано с приметой: те у кто дольше всех скатится с горы, вырастет самый хороший лён.

Вторник  «Заигрыш»

Ученик 1: С утра приглашались девицы-молодицы покататься на санках на горах, поесть блины, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, воздвигались снежные городки.

В народе говаривали: кто дальше всех с горки скатится, у того в доме лен будет длинный, и масло хорошо будет сбиваться. Вот ребята и старались.

Ученик 2: В старину  на масленицу в этот день не только гуляли, но и гадали. В эти дни молодые люди высматривали себе невест, а девушки украдкой смотрели на суженых. После весёлых игр парни и девушки собирались за общим столом.

Среда «Лакомка»

Ученик 1: Тетушка Варвара,

            меня матушка послала:

Дай сковороды да сковородничка,

           мучки да подмазочки.

Вода в печи,

               Хочет блины печи.

Где блины, тут и мы.

Ученик 2: В этот день люди лакомились блинами и другими масленичными яствами. Блины пеклись с бесконечным разнообразием: пшеничные, ячневые, овсяные, гречневые, из пресного и кислого теста.

  Народ говаривал: «Блин не клин, брюха не распорет».

   На «лакомки» тещи приглашали своих зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя сзывали всех своих родных.

Четверг «Разгуляй»

Ученик 1: А в ЧЕТВЕРГ - раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.
Ледяные крепости,

снежные бои...
Тройки с бубенцами

на поля выходят.
Парни ищут девушек - суженых своих.

Ученик 2: Этот день часто называли широкий четверток, разгул, перелом. В этот день на праздник собирались все. Как раз в этот день принято было устраивать кулачные бои, взятие специально построенных снежных крепостей, катание на горках, весёлые карнавалы. В этот день особенно деревенские жители обряжались кто во что хотел. По старинному обычаю  в этот день на Руси выпекали из сдобного теста жаворонков, голубков, ласточек – предвестников Весны.

Пятница «Тещины посиделки»

Ученик 1:Масленица – это еще и  семейный праздник. Весна всегда связывалась с началом новой жизни, с продолжением рода.

Ученик 2: На тёщины вечеринки зятья угощают своих тёщ блинами. В старину зять обязан был с вечера лично приглашать тёщу, а потом утром присылал нарядных зватых. Чем больше было зватых, тем тёще более оказывалось почестей.

Суббота «Золовкины посиделки»

Ученик 1: На золовкины  (сестра мужа) посиделки молодая невестка приглашала своих родных к себе. Родственники собирались на чаепитие с блинами, пели песни, озорные частушки, танцевали.

Воскресенье «прощёное воскресенье, целовальник»

Ученик 1: Последний день Масленицы  - последний и самый важный день на всей масленичной неделе. Все, от мала до велика, просят друг у друга прощения, чтобы встретить весну с чистой совестью.

Дарили сделанные из белых и красных ниток мартенички, куколки мальчика и девочки, - символ дружбы. Ими взмахивали и приговаривали:

  • Ты прости меня, прости.
  • Все обиды отпусти.

Ученик 2: Кульминацией всегда было и остаётся сжигание чучела Зимы — символ ухода холодов и наступления весны.

    Перед сожжением проводят народные гуляния: игры, пляски и хороводы с песнями вперемешку с угощением мёдом, горячим сбитнем (медовым напитком) и блинами. Потом гуляющие прощаются с зимой, отругав её за морозы и зимние неприятности, благодарят за снег, коньки и веселые зимние забавы. А потом под общее ликование на заранее приготовленном костре сжигают главный символ Масленицы - большую разряженную куклу Начиналось время сурового воздержания - Великий пост.

V. Обобщение.

Учитель: Вот мы и узнали историю и ритуалы Масленицы, спасибо  всем, что вы так хорошо подготовились, внимательно слушали, а закончим мы сегодняшнее занятие кроссвордом.

  1. Первый месяц весны (март)
  2. Название второго дня масленицы (заигрыш)
  3. Что хозяева подавали к блинам (сметана)
  4. Из какого материала делали чучело Масленицы? (солома)
  5. С какого дня начиналась Масленица в старину. (понедельник)
  6. День недели, когда зятья угощали своих тещ блинами (пятница)
  7. Что придумывали ребята, если хозяева жадничали? (дразнилка)
  8. Блин – это символ чего? (солнца)
  9. Последний месяц зимы? (февраль)

( В заключении все угощаются  блинами)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий внеклассного мероприятия по истории "История создания Российской армии"

Сценарий можно использовать при проведении недели истории, внеклассного мероприятия по истории...

Конспект внеклассного мероприятия по истории в 7 классе. Игра «Поле чудес» «По страницам истории России»

Конспект внеклассного мероприятия по истории в 7 классе СКОУ 8 вида в форме игры "Поле чудес" на тему "Постраницам истории России"...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ: «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ ПОВОЛЖСКОГО КРАЯ» (интегрированное внеклассное мероприятие по истории и изобразительному искусству)

Данное внеклассное мероприятие направлено на формирование у учащихся конкретных представлений о народных промыслах Ставрополья на Волге. Учащиеся знакомятся с музеем народных промыслов Поволжского кра...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме «Широкая Масленица»

Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме «Широкая Масленица». Основные цели данного мероприятия:1. Активизация творческого и духовного потенциала студентов;2. Формирование умения ...

Сценарий внеклассного мероприятия ,посвященного народному празднику Масленица с учениками 1 « б» класса

Данный сценарий позволяет учащимся познакомится с народным праздником Масленицы.Узнать о праздновании этого праздника,самим "побывать" и рассказать о праздновании Масленицы в России....

Методическая разработка внеклассного мероприятия для студентов "Празднуем Масленицу"

Масленица – старинный русский зимний фестиваль Цели мероприятия: 1. Активизировать употребление лексики по теме ‘Русские праздники‘ в устной речи с опорой на репродукцию и...

Сценарий Открытого Мероприятия на тему: «Широкая Масленица пришла!»

Цель: Ознакомить обучающихся с историей празднования Масленицы,приобщать детей к духовным ценностям наших предков.Задачи:Развивающие: Создать условия для развития коммуникативных навыков;развитие позн...