Рекомендации по написанию эссе по истории
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему
Алгоритм действий по критериям в демоверсии:
Алгоритм характеристики правителя
1. Время жизни
2. Титул, положение
3. Основные направления деятельности
а) внутренняя политика
б) внешняя политика или — в экономической сфере (цель, мероприятие, результат) — в социальной сфере — в политической сфере — в культуре
4. Результаты деятельности —чего добился — как оценивают (наличие однозначных оценок, противоречивые оценки, остается неоцененным по достоинству); позиции современников, потомков, ученых
Алгоритм характеристики деятеля культуры
1. Время жизни
2. Особенности эпохи — идеи, стили и направления культуры, нашедшие отражение в творчестве — отражение общественных проблем в произведениях
3. Творческие достижения и влияние на современников
4. Место в российской культуре
Алгоритм характеристики государственного деятеля
1. Время жизни
2. Звание, чин, сфера деятельности
3. Основные направления деятельности и их характеристика (реформы, мероприятия, проекты, законотворчество)
Историческое эссе
Это задание – одно из самых сложных для проверки и самоконтроля, потому что критерии не всегда конкретны, а насыщенная жизнь исторического деятеля оставляет чувство, что «я еще что-то забыл». К тому же эксперты – тоже люди, со своими причудами, стереотипами, усталостью и наедине с вашими чудовищными почерками.
Поэтому ваша задача распадается на две:
Задача 1. Научиться видеть критерии и соответствовать им.
Задача 2. Оформлять ответ так, чтобы он был адекватно ценен экспертом.
Задача 1 Прочитаем критерии демоверсии. Что от вас требуют по максимуму? – указать время жизни персонажа с точностью до части века – назвать не менее ДВУХ направлений деятельности – охарактеризовать каждое направление, не допустив фактических ошибок – подвести итоги (указать результаты) в количестве не менее ДВУХ Что от Вас НЕ требуют? Эмоциональной оценки, литературной эстетики и т.п. Это важно в истории как науке, но не в данном задании – ведь в соответствии с официальными критериями это не будет учтено. (Хотя и стиль, и орфография важны – они создают у эксперта общее впечатление от работы. А это сказывается на его желании поддержать работу или проверить ее построже).
Стратегия успеха: 1. «Плюс один». Если максимально требуемое число ответа – два пункта, то надо выполнить хотя бы три (один – на всякий случай, если эксперт не зачтет один из пунктов). Т.е. надо постараться выбрать из списка деятеля, для которого вы способны назвать и охарактеризовать как минимум три направления деятельности.
2. «Экономим силы». Поверьте, времени после проверки и перепроверки всех остальных заданий остается так мало, что сделать идеальное эссе можно только если вы отлично представляете, где и как можно сэкономить силы на этом задании (а ведь это целых 6 (!!!) первичных баллов!).
Задача 2 Многие школьники считают, что «историческое эссе» максимально похоже на сочинение. И льют, льют, льют «красивые» навороченные тексты, добраться до сути которых эксперт должен ну очень захотеть. Что от вас требуется? Сделать максимально прозрачную для экспертизы характеристику, оформление которой не позволит даже самому ленивому или придирчивому эксперту пропустить какой-то из пунктов или фактов. К тому же хорошо структурированную работу легче, если что, защищать на апелляции. Стратегия успеха: 1. Хорошо продумать оформление работы. Выбрать вариант оформления, максимально комфортный для вас и при этом максимально удобный для экспертизы. Облегчите работу эксперту, и он ответит вам взаимностью!
2. Сделайте свой текст легко читаемым! Почерки современных учеников чудовищны. А в условиях экзаменационного стресса… Поэтому работа должна быть оформлена так, чтобы уже структура эссе, его графика говорили эксперту, что здесь есть несколько направлений деятельности, итогов и т.п. Но помните! Излишняя «художественность» опасна! Экзаменационная работа, слишком разрисованная индивидуальными элементами, может быть дисквалифицирована по подозрению в том, что она «помечена» для опознания! Итак, безопасные способы «проявить» структуру эссе: – формат таблицы – подчеркивание заголовков (лучше) – выделение разделов нумерацией (хуже)
Пример Меншиков Александр.
Годы жизни: 1672-1729.
Деятельность:
1) Ближайший сподвижник Петра Первого. 2) Именно трудолюбие и твёрдый характер Меншикова способствовали многим победам русских войск в Северной войне (1700-1721).
3) Конница Меншикова сыграла важную роль в Полтавской битве. Занимался промышленным предпринимательством. Итоги: 1) Александр Меншиков стал первым в истории России Генералиссимусом.
2) После смерти Петра Первого был сослан в Берёзов, где и закончилась его жизнь.
Критерий 1 – время жизни, указано точно, 1 балл
Критерий 2 – направления деятельности:
Сподвижник – можно засчитать, трудолюбие и характер – не направление, сыграл важную роль при Полтаве – можно засчитать, предпринимательство – засчитываем. Итого: названы три направления. Характеристика деятельности: Есть отдельные факты о роли в военных действиях, ошибок нет.
Остальные направления вообще не охарактеризованы. Не более 2 баллов при самом благожелательном отношении, наиболее вероятно – 1 балл (по критериям: Правильно указаны одно-два направления деятельности. Без фактических ошибок приведены только частные исторические факты, относящиеся к жизни личности, но не характеризующие её деятельности).
Критерий 3 – подведение итогов: В данном случае количество баллов зависит от субъективной оценки эксперта. Потому что один из результатов не имеет отношения к обозначенным направлениям деятельности. Наиболее вероятно – 1 балл (за Генералиссимуса).
Преимущества работы : четко видны положения.
Недостатки работы очень кратко и плохо с логикой (например, в 3 пункте смешаны конница и предпринимательство. Для эксперта – сигнал о списывании (Так же как и точные годы жизни. Если ученик точно и честно помнит годы жизни, он будет писать подробно, это хорошо известный лично ему, ученику, персонаж)
Итого: при «добром» эксперте – 4 балла, в норме – 3 балла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
c6.rar | 489.4 КБ |
40istoriya.rar | 922.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Алексей Михайлович Романов
Годы жизни (1629-1676), годы правления 1645-1676
Второй русский царь из династии Романовых.
Царь стремился стабилизировать положение в стране, усилить царскую власть. В этих целях в 1649 был разработан новый свод законов - Соборное Уложение.
При Алексее Михайловиче было проведено реформирование церкви под руководством патриарха Никона, приведший к усилению борьбы не только церкви, но и государства против старообрядцев.
В правление Алексея Михайловича произошли многочисленные массовые социальные выступления: крестьянская война Степана Разина (1667-1671), Медный и Соляной бунты (1648 и 1662).
Царь вел активную внешнюю политику. Все царствование было ознаменовано почти непрерывными войнами. Среди них русско-польская война 1654-1667 гг. Приведшая к заключению "Вечного мира" с Польшей, русско-шведская война (1656-1661).
При царе велось активное освоение Сибири. В состав России также вошла Украина (1654).
Итог:
падает значение боярской думы и земских соборов и начинает складываться абсолютизм.
Церковный раскол
Значительное расширение территорий России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по написанию эссе на английском языке
Начало эссе (сочинения на заданную тему) - постановка проблемы. В первом абзаце необходимо сообщить читателю тему Вашего эссе, перефразировав ее, используя синонимы ключевых слов (показыва...
рекомендации по написанию эссе к ЕГЭ и ГИА по английскому языку
рекомендации по написанию эссе...
Методические рекомендации по написанию эссе
Материал содержит особенности жанра эссе, рекомендован учащимся для написания творческих работ в жанре эссе....
Методические рекомендации к написанию эссе по обществознанию
В материале предоставлен комплекс приемов для успешного написания эссе по обществознанию....
Методические рекомендации по написанию эссе по обществознанию.
Методические рекомендации для учащихся по написанию эссе....
материалы-рекомендации к написанию Эссе
В первом абзаце сформулируйте проблему, которую вы будете обсуждать, однако не повторяйте тему сочинения слово в слово. Представьте, что ваш читатель не знает, о чем пойдет речь, и попытайтесь о...
Подготовка к ЕГЭ Рекомендации по написанию эссе
Подготовка к ЕГЭ Рекомендации по написанию эссе...