Рабочие программы по истории и обществознанию
рабочая программа по истории на тему

Смотрова Марина Федоровна

Рабочие программы по истории и обществознанию 5-8 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmy_istoriya_obshchestvoznanie_2014-2015_uch.god_.rar380.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 16

г. Балашова Саратовской области»

«Согласовано»

Руководитель МО

__________/                      /

Протокол № _____ от

«___»____________2014г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР МОУ «СОШ № 16

г. Балашова»

___________/                        /

«____»_____________2014г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ №16 г.Балашова»

______________/                    /

Приказ № ______ от

«____»______________2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по истории

Смотровой Марины Федоровны,

учителя  истории и обществознания

для 5-х  классов

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № _____ от

«___»____________ 2014 г.

2014 - 2015  учебный год

                                                       

 Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования;
  2. Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа.  – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. (Стандарты второго поколения);
  3. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 94 с. – (Стандарты второго поколения);
  4. Авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера и др. «Всеобщая история, 5-9 кл», издательство «Просвещение», 2012 г»

          Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования  способствует формированию систематизованных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем.

Курс «История Древнего мира» для 5 класса основной школы является первым систематическим научным курсом истории. Учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов.

Изучение древней истории основывается на цивилизационном подходе к историческому процессу, особое внимание акцентируется на тесной взаимосвязи экономической, политической и духовной сфер. Основой системы понятий являются: «первобытное общество» и «цивилизация» (в двух значениях – «ступень развития» и «культурная общность»).

Рабочая программа содержит 56 тем, включая тему «Счет лет в истории», для изучения которой обязательно требуется отдельный урок. Кроме того, отдельный урок составляет Введение. Остающиеся 11 учебных часов отводятся на повторение пройденного и контроль знаний учащихся по следующей схеме: 1 час — на повторение I части, 4 часа — на повторение II части (в первой половине учебного года желательно более частое повторение и обсуждение изученного материала), 3 часа — на повторение III и IV частей.

При распределении учебных часов между частями курса программа исходит из приоритетного значения для современной европейской (в том числе русской) культуры наследия античного мира.

Данная рабочая программа рассчитана на детей со средней мотивацией и успеваемостью. Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных исторических терминов и понятий. Для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания в рабочих тетрадях, работа с дополнительной литературой.

В соответствии с указанными особенностями были поставлены следующие цели и задачи  изучения курса истории в 5 классе:

Цель изучения

-освоение значимости периода древности, Античности в истории народов мира, их места в истории  мировой цивилизации.

Задачи изучения:

 усвоение системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, и как следствие этого – формирование гуманистической направленности личности,  

 формирование представлений об истории Древнего мира как части общемирового исторического процесса;

 показ взаимодействия человека с окружающей природной средой, движение человечества от первобытности к цивилизации;

  развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в различных ситуациях.

       Обучение ведется по учебнику «История Древнего мира для 5 класса», автор Вигасин А.А., Годер Г.И., изд. «Дрофа» 2013 г. На уроках используется тетрадь: Г.И. Годер.  Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. В двух частях. – М.: Просвещение, 2013.

        Формы организации учебной деятельности: практикумы, сюжетноролевые игры, беседы, лабораторные работы, дискуссии.

Формы контроля:

тестирование;

задания на выявление операционных жизненных ситуаций;

моделирование жизненных ситуаций.

 Основными формами организации учебных занятий являются:

- познавательные уроки; викторины; урок-экскурсия в прошлое; комбинированные уроки

Характеристика курса

      Программа по истории  Древнего мира составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «История») и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе.
             Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
               В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом    социально-экономического, политического и культурного  развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает    новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях учащихся ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.
             Роль учебного предмета «История Древнего мира» в подготовке учащихся к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых,    освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет дает учащимся   широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом   человечества.

      Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира усиливает значение  истории.  Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д.
            Цели и задачи изучения истории в школе формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе — образование,   развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

В курсе «История Древнего мира» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии     взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур. Основу курса составляют следующие содержательные линии:
1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.

2. Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика.

3.Историческое движение:

- эволюция трудовой  деятельности людей, развитие  техники; изменение характера экономических отношений;
- формирование и развитие человеческих общностей;

- образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти;
- история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных  учений и мировоззренческих систем;  научного знания, духовной и художественной культуры;  вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;
- развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.

         Сквозная линия,   человек в истории, предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей.

В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности. Цель курса - дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.

В данной программе при отборе фактов и явлений, основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи  курса – формировать историческое мышление – дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а так же представление о том, чем Древний мир отличается от современного. В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

2.Содержание учебного предмета

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Содержание учебного раздела

Основные изучаемые вопросы

Практические  и лабораторные работы, творческие и проектные работы, экскурсии и др.

1.

Введение

1

как жили наши предки

2.

Жизнь первобытных людей

8

древнейшие люди, родовые общины охотников и собирателей, возникновение искусства         и религии, возникновение земледелия и скотоводства, появление неравенства и знати.-

3.

Древний Египет

8

Государство на берегах Нила, земледельцы и ремесленники, вельможи, военные походы фараонов,   религия и искусство Древнего Египта, письменность и знания древних египтян

Проекты: -египетские пирамиды;

-мумии фараонов:

-фараон Тутмос 3

4.

Западная Азия в древности

7

Древнее Двуречье, вавилонский царь Хамураппи, финикийские мореплаватели, библейские сказания и древнееврейское царство, ассирийская держава, персидская держава.

Проект: - Висячие сады Семирамиды

-изготовление стекла в Передней Азии

5.

Индия и Китай в древности

5

природа и люди, индийские касты, мудрец Конфуций и властелин единого Китая

Проект: -Религия индусов

6

Древняя Греция

20

Древнейшая Греция: греки и критяне, Микены и Троя, поэмы Гомера и религия древних греков.Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием: земледельцы Аттики, демократия в Афинах, древняя Спарта, греческие колонии, Олимпийские игры в древности, Марафонская битва, нашествие персов на Элладу Возвышение Афин в 5 веке до н.э. и расцвет демократии: порт Пирей, город Афины, афинские школы и театры, афинская демократия при Перикле.Македонские завоевания в 4 веке до н.э.: города Эллады подчиняются Македонии, А.Македонский, Александрия Египетская.-

Проект: -Олимпийские игры: прошлое и настоящее

-Личность Александра Македонского

7.

. Древний Рим

17

Климат, завоевание Римом Италии, устройство республики, вторая война Рима с Карфагеном, господство римлян в Средиземноморье, рабство, земельный закон братьев Гракхов, восстание Спартака и единовластие Цезаря, установление империи, соседи римлян, император Нерон, первые христиане и расцвет империи, империя при Константине, взятие Рима варварами

Проект: -Христиане и отношение к ним Рима

8.

Итоговое повторение

2

Тесты

Планируемые образовательные результаты

Личностными результатами изучения курса «История Древнего мира» являются:

 понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

 осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

 формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;

 складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;

 освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.

Метапредметными  результами изучения курса являются:

 способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;

 владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план );

 способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);

 готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Предметными  результами изучения курса истории являются:

 освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;

 владение базовым понятийным аппаратом исторического знания;

 умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;

 владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;

 первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

 расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;

 составление, описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражение своего отношения к ним;

 понимание вклада древних народов в мировую культуру.

Требование к уровню подготовки

к важнейшим результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

 

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

• указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;

• применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, определять последовательность и длительность важнейших исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

• характеризовать место, обстоятельства участников, результаты важнейших исторических событий.

3. Работа с историческими источниками:

• читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение историко-географических объектов;

• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

• сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.

4. Описание (реконструкция):

• рассказывать (в связной монологической форме) или письменно об исторических событиях, их участниках или исторических деятелях на основе 2-3 источников исторических знаний;

• характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

• на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т.д. составлять описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражать свое отношение к ним; характеризовать вклад древних народов в мировую культуру.
5. Анализ, объяснение:

• различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

• называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

• раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений;

• сравнивать природные условия, факты, события, личности, а также исторические явления в странах Древнего Востока, Греции, Рима, выделяя сходство и различия;

• излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

• давать оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;

• оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

• использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми .

Контроль уровня обучения

Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.

Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация ,которые позволяют:

  • определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету ( согласно учебного плана);
  • установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
  • осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.
    ^ 1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты , тестирование и т.п. в рамках урока, терминологический диктант, тестовая работа, рабата с карточками.

    Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.

     Формы и средства контроля

    Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ, тестирования, фронтальных опросов, подготовки презентаций, рефератов, устных ответов

    Изучение разделов завершается повторительно-обобщающими уроками ( в форме тестирования, работы с документами).

    Промежуточный контроль знаний обучающихся

    Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.

    Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.

     Критерии оценивания.


Критерии


5 (ОТЛ.)


4 (ХОР.)


3 (УД.)


2 (НЕУД.)


1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение)


Удачное использование правильной структуры ответа (введение - основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)


Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов


Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя


Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы


2. Умение анализировать и делать выводы


Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями


Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются


Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются


Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий


3. Иллюстрация своих мыслей


Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами


Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами


Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу


Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия


4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)


Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений


Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений


Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними


Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы


5. Работа с ключевыми понятиями


Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание


Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание


Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно


Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания


6. Причинно-следственные связи


Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность


Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности


Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности


Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности


Критерии оценки устного ответа:

  • глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
  • твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
  • неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
  • наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
  • отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).
    Критерии оценки работы на уроке:
  • активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
  • активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;
  • неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
  • полное отсутствие активности - отметка «2»;
    Критерии оценки тестового задания:
  • 75-100% - отлично «5»;
  • 60-74% - хорошо «4»
  • 50-59% - удовлетворительно «3»;
  • менее 50% - неудовлетворительно «2»;
    Критерии оценки сообщения или проекта:
  • глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
  • привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;
  • выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;
  • полное отсутствие работы - отметка «2»;
    Критерии выведения четвертных и годовых оценок:


    Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:
    - активная и правильная работа учащегося на уроке;
    - выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов
    - высокий уровень знания базового материала;

Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:
- активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий по желанию;
- высокий уровень знания базового материала;

Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:
- отсутствие самостоятельной активности на уроке;
- отсутствие выполнения дополнительных заданий;
- низкий уровень знания базового материала;


Календарно-тематический план

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Вид и тип урока

Краткое содержание

УУД

Домашнее задание

Предметные

Метапредметные  

Личностные

Введение (1 час)

1

Введение

Изучение нового материала.

Комбинированный урок

Что изучает история. Измерение времени в истории. Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.

Первоначальное представление о предмете истории

Умеет организовывать и регулировать свою учебную деятельность

Получит первоначальное представление о культурном многообразии мира

Прочитать Введение с.6 учебника Написать рассказ об известных источниках древности на территории нашего края.

Раздел I. Жизнь первобытных людей (8 ч.)

Умеет работать с хронологией, устанавливает последовате-льность событий

Умеет выбирать эффективные способы решения задач

Проявляет уважительное отношение к сверстникам

Тема1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч.)

2

Древнейшие люди

Изучение нового материала

Древнейшие люди - наши далекие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния др. человека. Собирательство и охота. Овладение огнем.

Умеет изучать и систематизировать информацию

Умеет работать с учебной информацией

Определяет свою позицию к образу жизни первобытного человека

§1, сообщение, рассказ по рисунку

3

Родовые общины собирателей и охотников.

Комбинированный

Расселение древнейших людей. Строительство жилища. Охота как основной способ добычи пищи др. человека. Новые орудия труда. Человек разумный. Родовые общины.

Формулирует несложные выводы

Умеет самостоятельно составлять рассказ

Проявляет уважительное отношение к сверстникам

§2

4

Возникновение искусства и религиозных верований.

Комбинированный

Пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.

Умеет работать с историческими источниками

Умеет анализировать и обобщать факты

Сознает положительное отношение к культурному наследию прошлого

§3, подготовить развернутый ответ на вопрос: «Почему появились религия и искусство»?

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы-5 часов

5

Возникновение земледелия и скотоводства.

Изучение нового материала

Первые орудия труда земледельцев. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Освоение ремесел. Племя: изменение отношений. Управление племенем.

Умеет применять прием исторического анализа

Умеет решать творческие задачи и оценивать правильность решения задач

Осмысливает социальный опыт предшеству-ющих поколений

§4, уметь объяснять термины.

Изготовить макеты первых орудий труда земледельца.

6

Появление неравенства и знати.

Комбинированный

Развитие ремесел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение плуга. От родовой общины – к соседской. Возникновение неравенства и знати. Выделение знати.

Умеет пересказывать содержание текста учебника

Умеет анализировать и обобщать факты

Умеет сотрудничать со сверстниками

§5

7

Измерение времени по годам

Счет лет в истории (практическая работа)

Комбинированный

Как в древности считали года? Счет лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. Лента времени как схема ориентировки в историческом времени.

Формирует представления о новом уровне развития общества – цивилизации.

Развивает умение проводить параллели, используя свой жизненный опыт.

Приобщает к исторически- социальному опыту в современной жизни

Стр.28-30. Опережающее зад.: подг. сообщ. о природных условиях Египта. Раб. тетр. зад.

 № 19.

8

Повторительно-обобщающий урок по теме «Первобытное общество»

Контрольная работа

Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности.

Умеет характеризовать события, группировать факты по признакам, анализировать события

Умеет осуществлять контроль своей деятельности

Осознает первичную культурную идентичность на основе усвоения представлений людьми о прошлом

Вопросы на стр. 27 учебника.

Подг. к устной контрольной работе.

Раздел II. Древний Восток -20 часов

Тема: Древний Египет- 8 часов

9

Государство на берегах Нила

Урок «открытия» нового знания

Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледельцы в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной.

Умеет сравнивать географическую среду Египта Междуречья, анализировать исторический документ, работать с исторической картой

Формирует  навык работы с исторической картой, составляет рассказ, используя   изученный материал

Опыт творческого отношения к фактам прошлого

§6. Ответить на вопрос: « Каково было бы состояние страны, если бы не произошло объединение страны.»

10

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

Урок «открытия» нового знания

Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремесла и обмен. Писцы собирают налоги.

§7. Составить рассказ от имени египетского земледельца том, как прошел его день.

11

Жизнь египетского вельможи

Урок «открытия» нового знания

О чем могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношение фараона и его вельмож.

Знания о научных познаниях у древних шумер

Умеет оценивать  свою деятельность на уроке

Приобщение к культурно- ценностному наследию прошлого

§8. Выполнить рисунок на тему: « В усадьбе вельможи»

12

Военные походы фараонов

Урок «открытия» нового знания

Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта - Мемфис, Фивы. Появление наемного войска.

§9. Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III.

13

Религия древних египтян

Урок «открытия» нового знания

Боги и жрецы. Храмы – жилища богов. Могущество жрецов. Священные животные и боги. Представление древних египтян о «царстве мертвых». Фараон – сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мертвых».

Умеет анализировать исторические документы, делает выводы, самостоятельно строит рассказ, дает устный отзыв на ответы других учащихся

Развивает навык смыслового чтения и анализа текста,

 навыки выражения своего мнения через устную речь

Уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов

§10, заполнить табл. «Боги Древнего Египта и их занятия».

14

Искусство Древнего Египта

Урок «открытия» нового знания

Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм – жилище богов. Археологические открытия в гробницах. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет.

§11, подг. презентации.

15

Письменность и знания древних египтян

Урок «открытия» нового знания

Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Школа подготовки писцов и жрецов.

§12.Поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса.

16

Повторительно-обобщающий урок по теме:

« Древний Египет».

Страна большого Хапи.

Достижения древних египтян. Неограниченная власть фараонов. Представления о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).

Умеет характеризовать события, группировать факты по признакам, анализировать события

Умеет осуществлять контроль своей деятельности

Осознает первичную культурную идентичность на основе усвоения представлений людьми о прошлом

Задание в рабочей тетради.

Тема: Передняя Азия в древности-7 часов

17

Древнее Двуречье

Урок «открытия» нового знания

Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Шумерские города Ур и Урук. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни. Боги шумеров. Жрецы-ученые. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания. Мифы и сказания с глиняных табличек.

Умеет работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками

Умеет анализировать и обобщать факты

Осмысливает социальный опыт предшествующих поколений

§13, развернутый ответ на в.: « Что общего и различного в природных условиях Египта и Двуречья».

18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Урок «открытия» нового знания

Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи – власть от бога Шамаша. Представления о законах Хаммурапи как о законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщиках.

Умеет определять назначение пирамид, рассказывает о важнейших исторических событиях и их участниках

Умеет осуществлять контроль своей деятельности

Умеет сотрудничать со сверстниками

§14, ответы на в.

19

Финикийские мореплаватели

Урок «открытия» нового знания

География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит. Легенды о финикийцах.

Умеет правильно показывать на карте исторические объекты, распознавать интересы различных общественных групп, использует документы как источник знаний

Умеет анализировать и обобщать факты

Осмысливает социальный опыт предшествующих поколений

§15, подг. сообщ. об открытиях финикийцев.

20

Библейские сказания

Урок «открытия» нового знания

Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племен. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история и предания еврейских племен. Переход к единобожию. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог дает законы народу.

Умеет анализировать исторические факты, формирует несложные выводы, пересказывает содержание текста учебника

Умеет выбирать эффективные способы решения задач

Проявляет уважительное отношение к сверстникам

§16, подг. пересказ библейских мифов.

21

Древнееврейское царство

Урок «открытия» нового знания

Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм Бога Яхве. Библейские сказания о героях.

§17, объяснить выражения « труба иерихонская», «суд Соломона».

22

Ассирийская держава

Урок «открытия» нового знания

Начало обработки железа и последствия использования железных орудий труда. Ассирийское войско и конница. Приспособления для победы над противником. Завоевания ассирийских царей. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Гибель Ассирийской державы.

Умеет работать с исторической картой, историческими документами

Умение работать с тестовым материалом

Навык самостоятельного поиска, анализа информации

§18, рабочая тетрадь.

23

Персидская держава «царя царей»

Урок «открытия» нового знания

Три великих царства в Западной Азии. Завоевания персов. Персидский царь Кир Великий: его победы, военные хитрости, легенды о нем. Образование Персидской державы (завоевания Лидии, Мидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царская дорога» и «царская почта». Войско персидского царя.

Умеет анализировать

фрагмент исторического источника; высказывает свое суждение по вопросу о роли законов в жизни вавилонян

Отрабатывает навык оценивания достижений древности опираясь на свой жизненный опыт

Отрабатывает навык самостоятельного поиска и анализа информации из различных источников

§19, работа с контурной картой( обозначить территорию Персидской державы.)

Тема: Индия и Китай в древности-5 часов

Умеет показы-вать на карте расположение Персидской державы; раскрывать особенности государственно-админи-стративного устройства; сравнивать политический строй древних государств

Умения проводить поиск основной и дополните-льной информации в учебной и научно-популярной литературе, в Интернете,

Умеет аргументи-ровать  свое мнение

24

Природа и люди Древней Индии

Урок «открытия» нового знания

Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ.

Умеет характеризовать природные условия, занятия населения

Развивает навык выстраивания предположений и формулирование      выводов по тексту из учебника

Формирует устойчивое убеждение о ценности человеческой жизни

§20, прочитать книгу Р.Д. Киплинга

« Маугли».

25

Индийские касты

Урок «открытия» нового знания

Миф о происхождении четырех каст. Обряд жертвоприношения богам. Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые».Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Объединение Индии царем Ашока.

Умеет характеризовать религиозные верования и деление на касты; анализировать фрагмент исторического

документа

Формирует навык работы с исторической картой, развивает умение искать, анализировать информацию по теме

Уважение к народам мира, формирование толерантности

§21,прочитать легенду о Будде, какие выводы можно сделать из этого документа.

26

Чему учил китайский мудрец Конфуций

Урок «открытия» нового знания

Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель – уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость – в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости.

Умеет определять особенности географических и природных условий Китая, особенности занятий населения; называет предпосылки образования империи Цинь; сравнивает учения Будды и Конфуция; высказывает свое суждение о значимости конфуцианства в жизни людей Древнего Китая;

Отрабатывает навык оценивания достижений древности опираясь на свой жизненный опыт

Умеет определять особенности географических и природных условий Китая, особенности занятий населения; называет предпосылки образования империи Цинь; сравнивает учения Будды и Конфуция; высказывает свое суждение о значимости конфуцианства в жизни людей Древнего Китая;

Отрабатывает навык оценивания достижений древности опираясь на свой жизненный опыт

27

Первый властелин единого Китая

Урок «открытия» нового знания

Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Возмущение народа. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Развивает умение искать, анализировать информацию по теме

Развивает умение искать, анализировать информацию по теме

28

Повторительно-обобщающий урок по разделу: « Древний Восток».

Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.

Умеет определять общие черты и особенности;
работать с исторической картой

Навыки самостоятельной и групповой работы

Целостное представление об историческом развитии древних цивилизаций

Подготовить сообщение о том, как мы узнаем о жизни древних греков

( раскопки).

Раздел III. Древняя Греция -23 часа

Тема: Древнейшая Греция.-5 часов

29

Греки и критяне

Урок «открытия» нового знания

Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство в разрезе археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар.

Умеет характеризовать природные условия и занятия населения Древней  Греции; определяет признаки цивилизации, находит подтверждение их наличия.

Критически анализирует информацию исторического источника

Освоение гуманистических традиции и ценности, становление которых началось в Древнем мире,

§24, подг. презентацию «Мифы Древней Греции».

30

Микены и Троя

Урок «открытия» нового знания

В крепостных Микенах. Местонахождение. Каменные Львиные ворота. Облик города – крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племен и его последствия.

Выделяет важные характеристики исторических событий, природных явлений и определяет их отражение в мифологии

Умеет аргументировано

доказывать своё мнение, определяет нравственные ценности изучаемой эпохи и сравнивает их с современными

Освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов

§25, рабочая тетрадь.

31

Поэма Гомера «Илиада»

Урок «открытия» нового знания

Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы.

Представление о мифах как органичной форме мышления

и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого

Умеет проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, в Интернете

§26, как возникли выражения «ахиллесова пята», «Троянский конь».

32

Поэма Гомера «Одиссея»

Урок «открытия» нового знания

География странствий царя с острова Итака – Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы.

§27, раб. тетр., вып. 2, зад. 9.

33

Религия древних греков

Урок «открытия» нового знания

Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы о Персефоне и Деметре. Миф о Прометее. Мифы  о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном.

§28, составить генеалогическое древо Олимпийских богов.

Тема: Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.  -8 часов

34

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

Урок «открытия» нового знания

Реография, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселенность Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Законы Драконта. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса.

Умеет читать историческую карту с опорой на легенду, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древней Греции

Способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, спецификой источников

Освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире

§29, подг. рассказ о жизни древних греков в своих полисах.

35

Зарождение демократии в Афинах

Урок «открытия» нового знания

Демос восстает против знати. Демократические законы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах.

Умеет

рассказывать о жизни и занятиях населения греческих полисов

Способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность

Приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения

§30, написать мини-сочинение «Последствия солоновских реформ»

36

Древняя Спарта

Урок «открытия» нового знания

Реография, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта – военный лагерь . образ жизни и правила поведения спартиатов. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования.

Знает

значение слов демократия, полис, архонт

Умеет проводить поиск основной и дополнительной информации  в учебной и научно-популярной литературе, в Интернете, и представить ее в виде сравнительной таблицы

Опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам их изучения

§31, что из приемов воспитания спартанцев понравилось и почему.

37

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

Урок «открытия» нового знания

Греческая колонизация побережья Средиземного и Черного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада – колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона.

Умеет

находить сходства и различая в устройствах полисов

Обрабатывает самостоятельно информацию и представляет ее в виде презентаций

Осознание ценности человеческой жизни, его прав и свобод

§32, сост. Рассказ от имени греческого купца.

38

Олимпийские игры в древности

Урок «открытия» нового знания

Праздник, объединявший эллинов. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Легенды о знаменитых атлетах. Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр.

Понимание культурного многообразия мира

Готовность формулировать и высказывать публично собственное мнение

Уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов

§33, сост. «паспорт понятий» отдельного пункта параграфа.

39

Победа греков над персами в Марафонской битве

Урок «открытия» нового знания

Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга.

Умеет раскрывать при-
чины победы греков в Марафонской битве, последствия побед Афин над персами; рассказывает о наиболее крупных сражениях; показывает на исторической карте места основных

сражений

Навык публичного выступления

Представление о видах идентичности, актуальных для становления человека и общества

§34, работа с лентой времени.

40

Нашествие персидских войск на Элладу

Урок «открытия» нового знания

Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев и царя Леонида. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков.

Умеет раскрывать значение культурных достижений Греции, определять их место в мировой куль-

туре; излагать свои суждения о вкладе древнегреческих ученых в мировую

культуру

Развитие навыков работы с картой, работа с учебной  литературой, обработка ее и представление в виде таблиц

Овладение чувствами патриотизма на примере героизма греков в борьбе с персами

§35, подг. рассказ от имени участника сражения.

41

Повторительно-обобщающий урок  по теме: Древнейшая Греция. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.

Умения комплексно характеризовать важные факты из истории Древнего мира

Способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории

Уважение к культурному наследию человечества

Подготовить сообщение о том, как мы узнаем о жизни древних греков

( раскопки).

Тема: Возвышение Афин в V  веке до н.э.-6 часов

42

В гаванях афинского порта Пирей.

Комбинированный

В военных  и торговых гаванях Пирея.  Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины – крупнейший центр ремесла и торговли.

Умение выявлять причинно- следственные связи, обрабатывать учебную и дополнительную информацию и представлять ее в виде схемы, а также приемы творческой реконструкции прошлого

Владение умениями работать с учебной  информацией, анализировать и обобщать факты

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе

§36, сост. рассказ от имени путешественника, посетившего порт Пирей.

43

В городе богини Афины

Комбинированный

Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Посуда с краснофигурным и чернофигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора – главная площадь Афин. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета.

Умеет обрабатывать учебную и дополнительную информацию и представлять ее в виде схемы

Владение навыками составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы

Освоение гуманистических традиций и ценностей, уважение к личности, правам и свободам человека

.§37, Составить план виртуальной экскурсии по Акрополю.

 

44

В афинских школах и гимнасиях.

Комбинированный

Воспитание детей педагогами. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие ученые о природе человека. Скульптуры Мирона и Поликлета и спортивные достижения учащихся палестры. Обучение красноречию.

Рассказывает о важных событиях, используя основные и дополнительные источники информации, а также приемы творческой реконструкции образов прошлого

Представляет результат своей деятельности в виде группового  творческого проекта

Представление о видах идентичности, актуальных для становления человека и общества, для жизни в современном поликультурном мире

§38, сравнить обучение афинских и спартанских школах. Что сохранилось до наших дней.

45

В театре Диониса

Комбинированный

Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актеры. Театральные представления: трагедии и комедии. Воспитательная роль театральных представлений.

Рассказывает о важных событиях, используя основные и дополнительные источники информации, а также приемы творческой реконструкции образов прошлого

Представляет результат своей деятельности в виде группового  творческого проекта

Опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам их изучения

§39, изготовление театральных масок.

46

Афинская демократия при Перикле

Урок «открытия» нового знания

Сущность афинской демократии в V в. До н.э. выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания. Совет пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ.

Умение выявлять причинно- следственные связи, обрабатывать учебную и дополнительную информацию и представлять ее в виде схемы, а также приемы творческой реконструкции прошлого

Владение умениями работать с учебной  информацией, анализировать и обобщать факты

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе

§40,раб. тетр.

47

Повторительно-обобщающий урок  по теме: Возвышение Афин в V  веке до н.э.

Умения комплексно характеризовать важные факты из истории Древнего мира

Способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории

Уважение к культурному наследию человечества

Тема: Македонские завоевания в IV веке до н.э. Тема: Македонские завоевания в IV веке до н.э.-4 часа

48

Города Эллады подчиняются Македонии

Комбинированный

Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчета новой истории. Гибель Филиппа. Александр – царь Македонии и Греции.

Умения датировать важнейшие события и процессы, характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития древних цивилизаций

Проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе

Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности

§41, раб с контурной картой.

49

Поход Александра Македонского на Восток

Урок «открытия» нового знания

Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию – начало пути к завоеванию мира. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.

Умения читать историческую карту с опорой на легенду

Представляет результаты своей творческо-поисковой работы  презентации с использованием ИКТ

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений

§42, отв. на в.

50

В Александрии Египетской

Комбинированный

Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра. Фаросский маяк – одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека.

Умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами

Владеть умениями работать с учебной информацией, способность решать творческие и проблемные задачи

Понимание культурного многообразия мира

§43, придумать передачу «Путевые заметки».

51

Повторительно-обобщающий урок по разделу: «Древняя Греция».

Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и Афинском полисе. Особенности афинской демократии.

Умеет определять общие черты и особенности;
работать с исторической картой; сравнивать развитие различных регионов, выделять признаки для сравнения

Формулирует и высказывает публично собственное мнение, выслушивает и обсуждает разные взгляды и оценки исторических фактов

Уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов

Подг. сообщ. о занятиях и быте жителей Рима.

Раздел IV. Древний Рим -17 часов

Тема: Рим: от его возникновения до установления господства над всей Италией-3 часа

52

Древнейший Рим

Комбинированный

Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул – первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти.

Умения комплексно характеризовать важные факты из истории Древнего Рима, характер событий и процессов, классифицировать и группировать их по предложенным в заданиях признакам

Способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами

Приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения

§44, зап. табл. «Природные условия Др. Греции и Др. Рима».

53

Завоевание Римом Италии

Урок «открытия» нового знания

Возникновение  республики. Консулы – ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.

§45, Как изменение формы правления в Риме отразилось на его жителях.

54

Устройство Римской республики

Комбинированный

Плебеи – равноправные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливий о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме.

Способность применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников по истории Древнего Рима

Способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и  приемы

Осознание своей идентичности как гражданина страны

§46,сравнить одежду греков и др. римлян.

Тема: Рим – сильнейшая держава  Средиземноморья-3 часа

Урок «открытия» нового знания

Умеет работать с истории-ческими источни-ками

Формулирует несложные выводы

Умеет составлять рассказ

55

Карфаген – преграда на пути к Сицилии.

Комбинированный

Карфаген – стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима  Западном Средиземноморье.

Умеет давать развернутый ответ и отзыв на него, работать с различными источниками информации

Формирует  навык работы с исторической картой, составляет рассказ, используя   изученный материал

Способность представлять свое собственное мнение, аргументировать свою позицию, опираясь на дополнительную и учебную информацию

§47, подготовить развернутый ответ на вопрос: «Начало войны и переход Ганнибала через Альпы»

56

Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье

Урок «открытия» нового знания

Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон – автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье – провинция Рима.

Умеет изучать и систематизировать информацию

Умеет работать с учебной информацией

Проявляет уважительное отношение к сверстникам

§48, придумать рассказ, используя иллюстрации учебника о том, как воевала римская армия.

57

Рабство в Древнем Риме

Урок открытия нового знания

Завоевательные походы Рима – главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Раб – «говорящее орудие». Гладиаторские игры – любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские ученые о рабах.

Умеет обрабатывать учебную и дополнительную информацию и представлять ее в виде схемы

Способность решать творческие и проблемные задачи

Осмысление социально-нравственного опыта предшест-вующих поколений

§49, сост. кроссворд по Др. Риму.

Тема: Гражданские войны в Риме.-4 часа

58

Земельный закон братьев Гракхов

Комбинированный

Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия  Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх—продолжатель дела брата. Гибель Гая.

Умеет изучать и системати-зировать инфор-мацию

Умеет работать с учебной информацией

Уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов

§50, подготовить разверну-тый ответ на вопрос: «Что побудило братьев Гракхов выступить в защиту земледель-цев»?

59

Восстание Спартака

Урок «открытия» нового знания

Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие к свободе. Обеспокоенность римского Сената небывалым размахом восстания. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Умения читать историческую карту с опорой на легенду

Владеть умениями работать с учебной информацией, способность решать творческие и проблемные задачи

Уважение к культурному наследию человечества

§51, составить рассказ от имени гладиатора.

60

Единовластие Цезаря

Комбинированный

Превращение римской армии в наемную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Красс, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны — опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.  

Умеет комплексно характеризовать важные факты из истории Древнего Рима классифицировать и группировать их по предложенным в заданиях признакам (исторические периоды, этапы развития)

Способность представлять свое собственное мнение, аргументировать свою позицию, опираясь на дополнительную и учебную информацию

Уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

§52, сост. в. к карте.

61

Установление империи

Урок «открытия» нового знания

Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерон – римского философа. Поэма Вергилия «Энеида».

Яркие образы и картины, связанные с ключевыми, личностями

Обрабатывает самостоятельно информацию и представляет ее в виде презентаций

Опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам их изучения

§53, Составить кроссворд по одному из пунктов параграфа

Тема: Могущество и гибель Римской империи.-9 часов

62

Соседи Римской империи

Урок «открытия» нового знания

Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, их занятия, образ жизни и верования. Дороги Римской империи.

Умеет обрабатывать учебную и дополнительную информацию и представлять ее в виде схемы

Умеет работать с учебной информацией

Осознание ценности человеческой жизни, его прав и свобод

§54 Составить сложный план параграфа.

63

Рим при императоре Нероне

Урок «открытия» нового знания

Складывание культа императоров. Актер на императорском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание и гибель Нерона.

Яркие образы и картины, связанные с ключевыми, личностями

Обрабатывать самостоятельно информацию и представлять ее в виде презентаций

Опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам их изучения

§55, почему  император Нерон получил прозвище «наихудший».

64

Первые христиане и их учение

Урок «открытия» нового знания

Проповедник Иисус из Палестины. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане – почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан.

Умеет изучать и систематизировать информацию

Обрабатывает самостоятельно информацию и представляет ее в виде презентаций

Умеет составлять рассказ

§56, прочитать библейские легенды.

65

Расцвет Римской империи во II в.

Урок «открытия» нового знания

Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна – «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна – последние завоевания римлян. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство в провинциях империи.

Умеет работать с исторической картой, историческими документами

Умеет организовывать и регулировать свою учебную деятельность

Проявляет уважительное отношение к сверстникам

§57, сравнить новизну в строительном деле Рима и современность.

66

Вечный город и его жители

Урок «открытия» нового знания

Все дороги ведут в Рим. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Обустройство повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.

Умеет выявлять причинно- следственные связи, обрабатывать учебную и дополнительную информацию и представлять ее в виде схемы

Владение навыками составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы

Освоение гуманистических традиций и ценностей, уважение к личности, правам и свободам человека

§58, раб. тетр.

67

Римская империя при Константине

Урок «открытия» нового знания

Рим и варвары. Правление Константина. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток.

Способность применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников их анализа

Формулирует, высказывает публично собственное мнение по причинам упадка Западной Римской империи, выслушивает  и обсуждает разные взгляды и оценки исторических фактов

Приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения

§59, работа с историческим документом.

68

Взятие Рима варварами

Урок «открытия» нового знания

Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Наемники в римской армии. Взятие Рима готами. Падение Западной Римской империи.

Византия как преемница Римской империи. Конец эпохи античности.

Умеет  работать с лентой времени и схемами; сравнивать цивилизации, находить общие и различные черты их развития; оперировать терминами и понятиями раздела

Навыки самостоятельной и групповой работы

Целостное представление об историческом развитии древних цивилизаций

§60, раб. тетр.

69-70

Уроки итогового повторения «Историческое культурное наследие Древнего мира»

Вклад древних цивилизаций в историю человечества.

Умеет соотносить даты и

события; давать определения понятиям и терминам курса; определять роль достижений различных цивилизаций в историческом времени и современном мире

Способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и приемы

Опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам их изучения и охраны


Литература  

               

 Учебно-методический комплект для обучающегося:

1.     А.А. Вигасина, Г. И. Годер. - «История Древнего мира» 5 кл., М., Просвещение, 2013;

2.     Контурные карты по истории Древнего мира. 5 класс, М., Дрофа, ДИК, 2011 г.

3.     С.Г. Смирнов, «Задачник по истории Древнего мира» М., Просвещение 2004 г.

4.     Г.И. Годер и др. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1,2. 5 кл., М., «Просвещение», 2006 г.

5.    И.И. Максимов Атлас по истории Древнего мира. М.:Дрофа.2009

Список литературы

  1. История Древнего мира: поурочные планы к учебнику А.А.Вигасину.5 кл./авт. О.В.Аросланова.

М.: «ВАКО». 2009 г.

     2. А.В. Литвинов «История становится ближе». - М., 2000 г.

     3.А.И. Немиров «Книга для чтения по истории Древнего мира». - М., 2000 г.

     4. Ю.С. Крушкол «Хрестоматия по истории Древнего мира». - М., 1998 г.

     5. А.А. Нейхард «7 чудес Древнего Мира». -  М., 1998 г.

     6. Н.А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции». -  М., 2001 г.

     7. Э. Миллард «История. Древний мир». -  М., 1998 г.

     8. СД – диски: «Школа Кирилла и Мефодия» (материалы по истории).

     9.  CD «История Древнего мира». 5 класс. Образовательная коллекция. ООО «Кордис&Медиа» - 2005 г.

      10. СД-диск «История Древнего мира». - 5-й класс.- 2005 г.;

      11. Интернет-ресурс «1 сентября» - сайт педагогических идей.

      12. Настенные исторические карты.

     

Интернет-ресурсы:

 http://lesson-history.narod.ru/DM.htm http://www.rusedu.ru/category_9.html 

 http://calenda.ru/presentat.asp 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по истории и обществознанию .

Рабочие программы по истории и  обществознанию для  6-11 классов.   Рабочая программа включает следующие разделы:пояснительная записка, требование к уровню подготовки учащихся, содержан...

Рабочая программа по истории и обществознанию 5-9 классы

Рабочие программы по всеобщей истории 5-8 классы, по истории России 6-8 классы, по истории 9 класс (2 часа в неделю).Линии учебников: Данилов, Косулина, Вигасин, Агибалов, Донской, Юдовская, Сороко-Цю...

Рабочие программы по истории и обществознанию

Рабочие программы по истории и обществознанию для 5-11 классв и по ОРКСЭ для 4 класса...

рабочие программы по истории и обществознанию для 8-9 классов

Данные рабочия программы являются авторскими. Раработаны согласно Положению образовательного учреждения. Представлены не только программы для базоваго уровня, но и для разширенного изучения (история 8...

Рабочие программы по истории и обществознанию 6 класс

Рабочие программы  по истории и обществознанию имеют следующую структуру: пояснительная запискахарактеристика программы, блочное планирование, требования к ЗУН и критерии оценивания учащихся, кал...

Рабочие программа по истории и обществознанию 7,8 класс

В данном материале представлены рабочие программы по истории России (учебник под редакцией Данилова), Новой истории (учебник под ред. Юдовской) и обществознанию (учебник под ред. Боголюбова). Рабочая ...

Рабочие программы по истории и обществознанию 6 - 9 классы

Рабочие программы по истории России, всеобщей истории  обществознанию включают в себя описания  самих предметов,  учебно-методический комплект, формы и организацию учебного процесса, те...