Методическая разработка "Быть достойным памяти предков!"
методическая разработка по истории на тему
Методическая разработка посвящена 70 летию со дня Великой Победы над фашисткой Германией. Эта разработка включает краеведческий материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.razr_._pobeda.doc | 0 байтов |
metod.razr_._pobeda.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Администрация Шарангского муниципального района
Нижегородской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Шарангская средняя общеобразовательная школа
На областной конкурс методических разработок «Великой Победе посвящается »
Номинация «Мероприятие для обучающихся 5-9 классов»
Быть достойным памяти предков
Выполнила: Рыбакова Ольга Николаевна, учитель истории и обществознания
МБОУ Шарангская СОШ
606840
Нижегородская область,
пгт. Шаранга,
ул. Ленина, д. 34
т.8(831 55)21496
р.п.Шаранга
2015 год
План:
1. Пояснительная записка……………………………………………………………………..3
2. Сценарий мероприятия…………………………………………………………………….5
3. Методические указания…………………………………………………………………….11
4. Ожидаемый результат………………………………………………………………………11
5. Список используемой литературы………………………………………………………...12
Методическая разработка.
Пояснительная записка
Тема войны. О ней написано много художественных произведений, песен, много снято фильмов. Но проходят годы, и для молодёжи уходит святость тех лет. К сожалению, есть города, где сносят и оскверняют памятники и братские могилы, неуважительно относятся к ветеранам войны, идут воевать против своего народа. Невольно задаёшься вопросом: «Почему так происходит, почему может позволить себе поступать, так скверно, современная молодёжь?» Ведь мы, в школьные годы, с каким-то необычайным трепетом относились к ветеранам, у нас очень часто проходили встречи с фронтовиками, мы им помогали и тщательно готовились к празднованию 9 мая. Скорее всего, в наше время было ещё много живых свидетелей войны: и фронтовиков, и тружеников тыла, они были почти в каждой семье. Они воспитывали ребят своим личным примером, дети слушали из первых уст об ужасах Великой Отечественной войны. Сейчас ветеранов осталось очень мало, и наша задача, а в первую очередь учителей, достучаться до сердец детей и оставить в них след о героических станицах в истории нашей Родины. Молодёжь должна гордиться своими предками, и преклоняться перед их подвигами!
Нужно постараться, чтобы каждый ребёнок смог открыть для себя страничку истории войны, нужно пробудить в них общественную активность. В этом может помочь: и поисковая работа о фронтовом пути прадедов, или самоотверженном труде в тылу, и участие в художественных конкурсах, и выученное стихотворение для мероприятия. Наиболее ценными являются личные встречи с ветеранами, но если нет такой возможности, можно пригласить тружеников тыла или их детей.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества.
Целью данного мероприятия – является воспитание патриотизма и гражданского сознания учащихся, уважения к историческому прошлому своего народа, пробуждение интереса к своим историческим корням.
Задачи:
Способствовать развитию интереса учащихся к истории своей Родины, ее прошлому, ее настоящему.
Поддерживать инициативу и творчество учащихся.
Воспитывать у учащихся уважительное отношение к нравственным ценностям своей семьи, Родины. Укреплять связь поколений в семье.
Воспитывать гордость и любовь к Родине, своему народу; уважение и глубокую признательность прошлым поколениям, отстоявшим ценой своей жизни независимость нашей Родины.
Стимулировать у детей нравственные мотивы поведения. Воспитывать культуру дискуссии диалога. Развивать умение публичного выступления.
Форма проведения – открытое мероприятие, по возможности с приглашением ветеранов, родителей.
Рассчитана разработка на среднее звено общеобразовательной школы (5-9 классы).
Время проведения: перед 9 мая.
Подготовительная работа к мероприятию:
Сбор информации: кто из родных и близких людей участвовал в ВОВ, кем приходится вам, как звали, остался жив или погиб, где воевал, или находился в тылу, какие награды имеет;
Изготовление ветеранам поздравительных открыток и подарков (это могут быть рисунки, цветы, салфетки и т.д).
Оборудование: компьютер, проектор.
Оформление зала: рисунки и плакаты детей, посвященные Дню Победы, флаг Р.Ф., цветы.
Музыкальное оформление: песни «Герои былых времён», «На безымянной высоте», «Мой дедушка герой», «Землянка», «Май 45 года»
Сценарий мероприятия:
На сцену выходят ведущие – ученики в парадной форме.
Ведущий 1: Мы живём, потому что когда-то
На земле умирали солдаты,
Мы живём, а их звонкая песня
До конца не смогла дозвенеть.
Ведущий 2: Отгремели сраженья раскаты,
Но горят фронтовые закаты,
На равнине, израненной боем,
Шелестит колосистая медь...
Ведущий 1: Только им для бессмертия мало
Нашей скорби и нашей печали.
Умирали они молодыми,
Чтоб над полем была тишина,
Ведущий 2: Чтобы чистое небо сияло,
И раздольная песня звучала,
Чтоб над Родиной нашей любимой
Никогда не взметнулась война.
Учитель: Добрый день, ребята и уважаемые родители, дорогие гости.
70-летие Великой Победы – это знаменательное событие, которому в этом учебном году посвящено очень много мероприятий: классные часы, спортивные состязания, акции в помощь ветерану, праздники. Сегодня мы проводим открытое мероприятие, которое называется «Быть достойным подвигов предков». Главный смысл этого мероприятия заключается в том, что, обращаясь к примерам героического прошлого Великой Отечественной войны, Вы, современное поколение должны соизмерить с её главными итогами и уроками свои конкретные дела и поступки. Вы, кто живёт в мирное время, способны ли на Великие Дела и Достойные поступки?
Звучит песня «Герои былых времён», а на экране транслируются документальные военные кадры.
Учитель: Вы ещё не изучали Великую Отечественную войну на уроках истории, но всё же я надеюсь, что вы знаете о ней уже не мало. Я попрошу ответить вас на некоторые вопросы:
- Какой праздник наша страна отмечает 9 Мая?
- Кто и когда начал войну?
- Сколько лет длилась Великая Отечественная Война?
- Почему она называется Отечественная?
- Кого из наших односельчан – участников ВОВ вы можете назвать?
- Кто из земляков был удостоен звания Героя Советского Союза?
Ведущий 1: Хочется сказать, что некоторые ребята уже начали эстафету подготовки празднования Победного Мая. Они поучаствовали в конкурсах, акциях, конференциях посвящённых Великой Отечественной войне.
Ведущий 2: Толстоухов Данил – 2 место в районном этапе конкурса «Уроки Мужества»
Ведущий 3: Разумова Оксана -1 место в районном этапе конкурса «Дети. Творчество. Родина» в номинации «Победный Май»
Ведущий 1: Ефремов Евгений – 3 место в межрайонной конференции « И помнит мир спасённый» в номинации «Военный очерк »
Ведущий 2: Зыкова Марина, Макарова Надежда, Дербенёва Анна – участие в художественном конкурсе « Я рисую мир» и это только начало!
Ведущий 3: В годы войны шарангцы поднялись на борьбу с врагом: кто на фронте, кто в тылу. Каждый приближал Победу как мог! Многие фронтовики и труженики тыла удостоены наград, а трое земляков получили Звание Героя Советского Союза.
Ведущий 1: Слово предоставляется Макаровой Надежде, которая расскажет о шарангцах – героях Войны.
Пока выступающая выходит, звучит песня «На безымянной высоте»
Макарова Надежда- выступление с презентацией «Герои земли шарангской»
Звучит песня ( желательно в исполнении детей) «Мой дедушка герой».
На экране транслируются кадры с демонстрации 9 мая 2014 года, на которых дети с портретами своих родственников - акция «Бессмертный полк »; другие фото, где дети с дедушками и бабушками – ветеранами.
Учитель: Дорогие ребята, кому, как ни нам сохранить, сберечь и передать следующему поколению «Гордое великое слово об отваге дедов наших». Я предоставляю слово Ефремову Евгению, который смог собрать уникальный материал о своём прадеде, не вернувшемся с войны.
Ефремов Евгений – выступление с презентацией «Быть может, я вернусь…»
Ученик: Две старых фотографии, два деда,
Со стен как будто смотрят на меня.
Один погиб почти перед победой,
Другой пропал в немецких лагерях.
Защитники Отечества родного,
Две разных жизни, но с одной судьбой.
Со старых фотографий смотрят снова,
Те кот отдали жизнь за нас с тобой.
Во время чтения стихотворения по сцене проходят дети с военными портретами своих прадедов (после стихотворения каждый говорит в нескольких предложениях о своих прадедах- фронтовиках: где служили, какие получили награды, описание подвига и т.п.)
Учитель: Ребята, если вам и вашим родителям удалось найти хоть какие-нибудь сведения о своих героических предках, вы уже большие молодцы! Вы уже вписали свою страничку в летопись войны. Все материалы мы оформим и передадим в школьный музей для следующих поколений..
Ведущий 1: Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины!
Ведущий 2: Помните!
Через века, через года — помните!
О тех, кто уже не придет никогда, — помните!
Ведущий 3: Не плачьте!
В горле сдержите стоны, горькие стоны
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Ведущий 1: Покуда сердца стучат, - помните
Какою ценой завоёвано счастье, -
Пожалуйста, помните!
Детям своим расскажите о них,
Чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них,
Чтобы тоже помнили!
Ведущий 2: Объявляется минута молчания.
В это время на сцену выходят учащиеся, читающие стихи.
Сценка: чтение по ролям строк из разных стихотворений
3 юноши (одетые в военную форму), 3 девушки ( инсценируют учащиеся 10 – 11 класса).
Вместе: Июнь. Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится лишь в сорок пятом, в мае.
1 девушка: Ах, война, что ж ты сделала подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли –
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили и ушли
За солдатом солдат…
2 девушка: До свидания, мальчики!
Юноша и девушка подходят друг к другу, берутся за руки.
1 юноша: У эшелона обнимемся,
Искренняя и родная,
Солнечные глаза твои
Вдруг затуманит грусть.
До ноготков любимые,
Знакомые руки сжимая,
Повторю на прощанье:
«Милая, я вернусь!»
3 девушка: Фронтовое письмо, не молчи, расскажи
О жестокой войне и о времени том,
Как сражался солдат, как в окопах он жил,
Как страдал и мечтал, как любил отчий дом.
1 девушка: (Она держит в руке письмо, сложенное треугольником, делает вид, что пишет.) Говорит слова под музыку песни « Землянка».
Этот маленький жёлтый листок
посылаю в землянку к тебе,
Чтобы строчками этими мог
Часто думать в бою обо мне,
Не давая пощады врагу.
Чтоб в землянке порой находясь,
Знал: любовь я твою берегу,
Вспоминаю тебя каждый час.
2 юноша: «Дорогая Лиза, не скрываю –
Будет скоро бой на этом месте.
Жди меня, храни детишек малых.
Я вернусь, и будет всё как прежде.
Ты мне пишешь, хлеб не уродился,
Потерпите, немца одолеем.
Нам бы только – только возвратиться –
Всё создать по-новому сумеем!
3 юноша: Да, отстоим родимые берёзы,
Сады и песни дедовской страны,
Чтоб этот снег, впитавший кровь и слёзы,
Сгорел в лучах невиданной весны.
Как отдыха душа бы не хотела,
Как жаждой не томились бы сердца,
Суровое, мужское наше дело
Мы доведём – и с честью – до конца!
2 девушка: Ты войдёшь бородатый, сутулый, иной,
Твои добрые губы станут суше и строже,
Опалённые временем и войной.
3 девушка: Я рванусь, подбегу
И, наверно, заплачу,
Как когда-то, уткнувшись в сырую шинель.
Ты поднимешь мне голову,
Скажешь: «Здравствуй!»
1 девушка: Непривычной рукой по щеке проведёшь.
Я ослепну от слёз, от ресниц и от счастья.
Это будет нескоро,
Но ты – придёшь!
Вместе: 1.Прошли с тех пор десятилетья,
2.Обсохли слёзы матерей,
3.Но не забыть нам лихолетья,
4.Страны погибших сыновей.
5.Все эти горькие потери
6.Имели лишь благие цели:
Все. Спасти Россию для потомства
Чтобы всегда была она
Свободна, радостна, сильна!
Ведущий 3: Война прошла по России через каждую семью, через каждую судьбу, чётко разделив всех нас на «фронт» и «тыл». Тыл – это женщины, старики, дети. Тыл жил по закону: «Всё для фронта, всё для Победы!». Даже дети самоотверженно переносили все невзгоды, трудились наравне с взрослыми.
Учитель: Многим детям во время тех страшных дней было столько же лет, как и вам. Конечно, они, как и вы хотели бы играть, гулять, кушать разные вкусности, а самое главное учиться, но у них не было такой возможности. Поэтому вы не можете лениться, вы должны стараться учиться, заниматься спортом, помогать старшим, вести активный образ жизни, так как у вас есть всё и мирное небо над головой, и питание, и все необходимые принадлежности!
Ведущий 1: Сейчас хотелось бы пригласить на сцену Рыбакову Зою Николаевну, труженицу тыла, ей пришлось рано повзрослеть, как и многим другим.
Ведущий 2 берёт интервью, а в это время на экране её фотографии разных лет.
Вопрос 1: Зоя Николаевна, сколько вам было лет, когда началась война?
Вопрос 2: Где вы были в то воскресенье 22 июня 1941 года?
Вопрос 3: Мы знаем, что ваш отец был председателем колхоза «Пахарь», он был на войне?
Вопрос 4: Как вам казалось, долго ли продлится война?
Вопрос 5: Чем вы в нашем возрасте отличались от нас?
Вопрос 5: Какую работу вы выполняли в военные годы?
Вопрос 6: Вы испытали ужасы войны? Что бы вы хотели пожелать нам, вашим внукам?
Ведущий 1: Спасибо, Вам, и всем, тем, кто ковал Победу в тылу!
Ведущий 3: Ребята давайте вспомним, часто ли мы приходим на помощь ветеранам войны и труда, оказываем ли мы им знаки внимания? Способны ли мы на такую малость?
Ведущий 2: Чтобы стать достойными наследниками Великой Победы, достойной сменой поколению – победителю, нужно любить Отечество, чтить его историю, быть готовым защитить то, что досталось дорогой ценой, помнить о подвиге народа, сберечь эту память – сберечь по призыву сердца, совести и долга.
Ведущий 1:Играют дети всей земли в войну.
Но разве о войне мечтают дети?
Пусть только смех взрывает тишину
На радостной безоблачной планете!
Ведущий 2:Чтоб без войны все в мире жить могли,
Пусть льдины злобы и вражды растают.
Дружить давайте, дети всей Земли!
Пусть наша дружба с нами вырастает!
Звучит заключительная песня «Весна 45 года» (в это время дети дарят памятные сувениры гостям – ветеранам.)
После мероприятия группы детей идут к ветеранам и труженикам тыла с подарками и предлагают свою посильную помощь.
Методические указания:
Методическая разработка приурочена к празднованию 70 летию Победы в Великой Отечественной войне.
Это мероприятие разрабатывалось для 7х классов Шарангской школы, каждая другая параллель будет подгонять материал для себя, что им удастся найти, кого удастся пригласить.
Для проведения мероприятия используются следующие методические приёмы:
литературно-музыкальная композиция; мультимедийная презентация (показ слайдов), фрагменты фильмов, создание воспитанниками праздничных стенных газет.
Ожидаемый результат:
Данное воспитательное мероприятие должно обеспечить сплочение, как среди учащихся, так и среди детей и родителей в процессе совместной деятельности, а также позволит воспитать любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.
Данная разработка позволяет формировать у учащихся нравственные, эстетические взгляды по вопросам Великой Отечественной войны, память о ВОВ.
Итогом работы должно стать создание «Книги Памяти», которая будет в ходе исследовательской работы пополняться, а затем будет передана в школьный музей.
После проведения любого мероприятия обязательно изучается мнение, настроение, степень участия ребят и их родителей.
Список используемой литературы
- Библиотека Шарангского района http://www.cbs-shar.ru/
- Книга «ПОБЕДА. ПРАВДА. ПАМЯТЬ», Нижний Новгород – Шаранга, 2005г.
- Книга «У чистых рек, среди лесов зелёных», Нижний Новгород, ГИПП «НИЖПОЛИГРАФ», 1997г.
- Газета «Знамя победы» от 1 января 1975г. К 30-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ НАД ГЕРМАНИЕЙ
5. Военные стихи из разных источников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока-памяти, посвящённая 65-летию победы
Разработка мероприятия посвящена 65-летию Великой Победы. Проводилось данное мероприятие во 2 классе. Урок памяти сопровождался презентацией....
Методическая разработка урока Памяти, посвящённого 70-летию Победы в войне с милитаристской Японией
Урок Памяти, посвящённый Победе в войне с милитаристской Японией 2 сентября 1945 г., посвящён героическим страницам истории Великой Отечественной и Второй мировой войны.Цель: создание педагогических у...
Методическая разработка "Быть достойным памяти предков!"
Методическая разработка посвящена 70 летию со дня Великой Победы над фашисткой Германией. Эта разработка включает краеведческий материал....
Интерактивная экскурсия "Памяти предков будем достойны"
Интерактивная экскурсия "Памяти предков будем достойны"...
«Достойны славы предков»
Областная заочная викторина, групповая работа...
Методическая разработка "Вечной памятью живы"
Методическая разработка по патриотическому воспитанию школьников с использованием материала школьного историко-краеведческого музея....
Памяти предков
Обучающиеся 6 и 7 классов МКОУ «Маховоколодезская основная общеобразовательная школа» в рамках внеурочной деятельности по географии совершили поездку в областной центр и посетили «Ку...