Рабочая программа по истории 5 класс ФГОС
рабочая программа (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории для 5 класса
на 2014 – 2015 учебный год
(учебники А.Н. Майкова и Т.П. Андреевской)
Пояснительная записка
2.1. Нормативно-правовые документы
Рабочая программа истории составлена на основе
- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897);
- федерального перечня учебников на 2014 – 2015 учебный год (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»);
- учебного плана ГБОУ гимназии № 271 Санкт-Петербурга (протокол СОУ № 1 от 21 апреля 2014 г., приказ директора от 18 августа 2014 г. № 40);
- учебно-методического комплекса ГБОУ гимназии № 271 (протокол СОУ № 1 от 21 апреля 2014 г., приказ директора от 21 апреля 2014 г. № 23-од);
- примерной программы основного общего образования по Всеобщей истории (Москва, Просвещение, 2014 год) с учетом авторской программы по истории: История: программа 5–9 классы общеобразовательных учреждений (Т.П. Андреевская, О.Н. Журавлёва, А.Н. Майков). — М.: Вентана-Граф, 2014.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что они полностью соответствуют современной модели исторического образования, которая предполагает качественно новые подходы к перспективному планированию учебного процесса, к отбору содержания, разработке форм и методов обучения. Учебный процесс проектируется как система совместной деятельности учителя и учеников.
Данная программа составлена с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции. Отбор учебного материала отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. При этом изучение исторического материала ориентировано, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
2.2. Цели и задачи
Цель изучения:
- заложить основы знаний об историческом пути народов мира, об особенностях развития древних цивилизаций, способствовать формированию у пятиклассников представлений о многообразии окружающего мира и о месте в нем нашей страны, а также формированию толерантного сознания и поведения.
- освоение значимости периода древности, Античности в истории народов мира, их места в истории мировой цивилизации.
Задачи изучения:
- усвоение системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, и как следствие этого – формирование гуманистической направленности личности,
-формирование представлений об истории Древнего мира как части общемирового исторического процесса;
-показ взаимодействия человека с окружающей природной средой, движение человечества от первобытности к цивилизации;
- овладение историческими знаниями и умение применять их в различных ситуациях.
- формирование исторического мышления учащихся на основе общего и особенного при характеристике древних обществ;
- формирование условий для развития у учащихся свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
2.3. Общая характеристика предмета
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования.
Изучая историю в 5 классе учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории в 5 классе позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом изучение истории ориентировано на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
2.4. Место учебного предмета в учебном плане гимназии
Учебный план ГБОУ гимназии № 271 им. П.И.Федулова предусматривает изучение истории в 5 классе в объеме 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
Данная рабочая программа адресована учащимся 5 класса ГБОУ гимназии № 271 им. П.И.Федулова и рассчитана на 2014-2015 учебный год.
2.5. Используемый УМК
Рабочая программа ориентирована на использование УМК, включающего:
- Андреевская Т. П. История Древнего мира : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т. П. Андреевская, М. В. Белкин, Э. В. Ванина; под общей редакцией В. С. Мясникова. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 304 с. : ил.
- Ванина Э. В. История Древнего мира: 5 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Э. В. Ванина, А. К. Данилова. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 112 с. ; ил.
- Андреевская Т. П. История Древнего мира: проектирование учебного курса : 5 класс : методические рекомендации / Т. П. Андреевская, Э. В. Ванина. – М. : Вентана-Граф, 2014. – 96 с.
2.6. Учебно-тематический план
№ темы | Название темы | Количество учебных часов | |
Количество часов | Тестовые работы | ||
1. | Введение в историю | 11 | |
2. | Тест по теме «Введение в историю» | 1 | 1 |
3. | Первобытный мир | 4 | |
4. | Тест по теме «Первобытный мир» | 1 | 1 |
5. | Древний Восток | 12 | |
6. | Тест по теме «Древний Восток» | 1 | 1 |
7. | Древняя Греция | 17 | |
8. | Тест по теме «Древняя Греция» | 1 | 1 |
9. | Древний Рим | 17 | |
10. | Тест по теме «Древний Рим» | 1 | 1 |
11. | Итоговое повторение | 1 | |
Итоговый тест по теме «Древний мир» | 1 | 1 | |
Итого | 68 | 6 | |
2.7. Содержание курса (68 часов)
Раздел 1. Введение в историю (пропедевтический модуль) – 11 часов.
Что изучает история. Источники знаний о прошлом. Археология – помощница историков. Измерение времени. Историческая карта. Наука о народах и наука о прошлом. Знать своих предков – знать историю. Географические названия – свидетели прошлого. О прошлом свидетельствуют гербы. Знамя и флаг сопровождают историю. Из истории гимнов. Как работать с учебными материалами по истории.
Тест по теме «Введение в историю» - 1 час.
Раздел 2. Первобытный мир – 4 часа.
Возникновение человека. Появление современного человека. Зарождение искусств и религиозных верований. Человечество на пути к новому обществу.
Тест по теме «Первобытный мир» - 1 час.
Раздел 3. Древний Восток – 12 часов.
Образование государства в долине Нила. Религиозные верования в Древнем Египте. Правитель Древнего Египта. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Культура Древнего Египта.
Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания.
Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.
Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена.
Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.
Тест по теме «Древний Восток» - 1 час.
Раздел 4. Древняя Греция – 17 часов.
Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис – город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.
Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.
Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.
Тест по теме «Древняя Греция» - 1 час.
Раздел 5. Древний Рим – 18 часов.
Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.
Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.
Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.
Тест по теме «Древний Рим» - 1 час.
Итоговое повторение – 1 час.
Итоговый тест по теме «Древний мир» – 1 час.
2.8. Виды и формы промежуточного и итогового контроля
Рабочая программа предусматривает следующие формы контроля:
- тематические тесты, не более 7-10 заданий;
- обучающие тесты повышенного уровня сложности, позволяющие провести дифференциацию и индивидуализацию обучения;
- промежуточные тесты (задания разного уровня сложности по итогам изучения темы);
- индивидуальные карточки с разнотипными задачами (на знание карты, линии времени, дат, понятий.);
- исторический диктант (проверка знания терминов, географических названий, имен собственных);
- работа над проектом (краткосрочные и долгосрочные проекты);
- итоговое обобщение в форме тестирования.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: работа в группах, работа в парах, проектная деятельность, лабораторно-практическая работа, игровые технологии, проблемного обучения, здоровьесбережения.
2.9. Соответствие требованиям ГИА и ЕГЭ
Соответствует.
2.10. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Содержание курса ориентировано на системно-деятельностную организацию процесса формирования знаний, универсальных и специальных умений учащихся с опорой на использование современных технологий обучения. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (ФГОС) содержание и методический аппарат урока должны быть направлены на получение предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов.
Серьёзное внимание уделено достижению личностных результатов, т. е. системе ценностных отношений обучающихся: к себе, к другим участникам образовательного процесса или к самому образовательному процессу. Таким образом, усиливаются общекультурная направленность общего образования, универсализация и интеграция знаний.
В результате изучения истории Древнего мира ученик должен овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
Предметными результатами являются:
- знание основных этапов и ключевых событий истории Древнего мира;
- знание выдающихся деятелей древней истории;
- знание важнейших достижений культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- знание изученных видов исторических источников.
- умение соотносить даты событий всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий всеобщей истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям всеобщей истории, достижениям мировой культуры.
Метапредметными результатами обучения являются:
Регулятивные:
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные:
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы.
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
- Умение использования компьютерных технологий и других баз данных.
Коммуникативные:
- Смысловое чтение.
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Личностными результатами обучения являются:
- Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов.
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
- Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
- Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
- Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
- Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
4. ИНФОРМАЦИЯ О КОРРЕКТИРОВКЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
5. Критерии оценивания
5.1. Оценка устных ответов учащихся
При оценке устных ответов необходимо руководствоваться следующими основными критериями:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
- использование элементов причинно-следственного анализа;
- исследование реальных связей и зависимостей;
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
- передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком.
Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.
Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.
Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Оценка «1» ставится в том случае, если ответ полностью отсутствует.
5.2. Оценка тестов
При оценке тестовой работы рекомендуется руководствоваться следующим:
О т м е т к а "5" ставится за 90-100 % выполненной работы
О т м е т к а "4" ставится за 80-89 %выполненной работы
О т м е т к а "3" ставится за 50-79% выполненной работы
О т м е т к а "2" ставится за менее 50% выполненной работы
6. Перечень учебно-методического обеспечения
- Андреевская Т. П. История Древнего мира : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т. П. Андреевская, М. В. Белкин, Э. В. Ванина; под общей редакцией В. С. Мясникова. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 304 с. : ил.
- Ванина Э. В. История Древнего мира: 5 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Э. В. Ванина, А. К. Данилова. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 112 с. ; ил.
- Андреевская Т. П. История Древнего мира: проектирование учебного курса : 5 класс : методические рекомендации / Т. П. Андреевская, Э. В. Ванина. – М. : Вентана-Граф, 2014. – 96 с.
Литература для учителя:
- Васильев А. История Византийской империи. М., 1998.
- Велишский Ф. История цивилизации. Быт и нравы древних греков и римлян. М., 2000.
- Виппер Р.Ю. Лекции по истории Греции. Ростов-на-Дону, 1995.
- Виппер Р.Ю. Очерки по истории Римской империи. Ростов-на-Дону, 1995.
- История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1999.
- История Древней Греции / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1999.
- История Древнего Рима / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1998.
- Кун Н.А., Нейхардт А.А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. СПб., 2000.
- Маринович Л.П. Александр Македонский. М., 1997.
- Немировский А.И. История Древнего мира: Античность. М., 2000.
- Немировский А.И. История Древнего мира: Античность. М., 2000.
- Немировский А.И., Ильинская Л.С., Уколова В.И. История Древнего мира: Греция и Рим. М., 1995.
Литература для учащихся:
- Елманова Н.С., Савичева Е.М. Энциклопедический словарь юного историка. - М., 1994.
- Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции (любое издание).
- Нейхардт А.А. Семь чудес Древнего мира. - М., 1966.
- Пич С., Миллард Э. Греки. - М., 1994.
- Я познаю мир: Энциклопедия: История. - М., 1996.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Основные элементы содержания | Практика | Контроль | Средства обучения | Планируемые результаты обучения (предметные, метапредметные, личностные) | Домашнее задание | |
по плану | по факту | ||||||||
Введение в историю – 11 часов | |||||||||
1. | 04.09. | Что изучает история. Урок «открытия» новых знаний. | 1. История – наука о прошлом. 2. Как работают историки. | Записи в тетради новых терминов | Комментированное выставление оценок. | Учебник | Усвоение новых терминов: - история - факт Развивать у уч-ся представление о месте истории в системе наук. | §1, вопросы устно | |
2. | 06.09. | Источники знаний о прошлом. Урок – исследование. | 1. Как гибнут памятники старины. 2. Исторические источники. 3. Группы источников. 4. Архивы, музеи, библиотеки. | Записи в тетради новых терминов Составление таблицы: «Группы исторических источников» | Устный опрос | Учебник | Уметь определять понятия: исторические источники, эра, век, год; виды исторических источников: вещественные, письменные, устные. Формировать целевые установки учебной деятельности. | §2, вопросы устно | |
3. | 11.09. | Измерение времени. Урок - практикум | 1. Хронология – порядок событий. 2. Что называется датой. 3. Мера времени – год. 4. Точка отсчёта времени. 5. Историческая хронология. | Записи в тетради новых терминов Решение задач на счёт времени | Решение задач на счёт времени. | Учебник | Усвоить новые термины: хронология, дата, меры времени: год, век, тысячелетие. Уметь соотносить события на ленте времени, определять какое событие было раньше или позже, ориентироваться в датах до нашей эры. Формировать устойчивый интерес к предмету. | §3, вопросы устно, вопрос 3 письменно | |
4. | 13.09 | Историческая карта. Урок – практикум. | 1. Прошлое на карте. 2. История на плане. | Записи в тетради новых терминов | Взаимопроверка. | Учебник, карта. | Усвоение новых терминов: историческая карта, легенда карты, план. Учащиеся должны отличать историческую карту от плана, уметь «читать» легенду карты. Формировать устойчивый интерес к предмету. | §5, вопросы устно, вопрос 5 письменно | |
5. | 18.09. | Археология – помощница историков. Урок – исследование | 1. Что изучает археология. 2. Как работают археологи. | Записи в тетради новых терминов | Самопроверка тестовых заданий по алгоритму. | Учебник | Усвоение новых терминов: археология, раскопки. Развивать умение грамотно выражать свои мысли, уметь отстаивать свою точку зрения. Формировать устойчивый интерес к предмету. | §4, вопросы устно | |
6. | 20.09 | Наука о народах и наука о прошлом. Урок – исследование | 1. Что изучает этнография. 2. Преданья старины глубокой. 3. История в песне. | Записи в тетради новых терминов | Комментированное выставление оценок. | Учебник | Усвоение новых терминов: Этнография, сказание, миф историческая песня. Развивать умение грамотно выражать свои мысли, уметь отстаивать свою точку зрения. Формировать устойчивый интерес к предмету. | §6, вопросы устно | |
7. | 25.09 | Знать своих предков – знать историю. Урок - беседа | 1. Что значит родословие. 2. Из истории имени. 3. Отчество. 4. История в фамилиях. | Записи в тетради новых терминов | Взаимопро-верка. | Учебник | Усвоение новых терминов: родословие (родословная), генеалогия, имя, отчество, фамилия. Развивать умение грамотно выражать свои мысли, уметь отстаивать свою точку зрения. Формировать устойчивый интерес к предмету. | §7, вопросы устно, вопрос 1 письменно | |
8. | 27.09. | Географические названия – свидетели прошлого. Урок – практикум | 1. Всё имеет своё название. 2. Как возникают названия. 3. Названия стран мира. | Записи в тетради новых терминов | Комментированное выставление оценок. | Учебник | Усвоение новых терминов: географические названия, Русь, Россия. Развивать умение грамотно выражать свои мысли, уметь отстаивать свою точку зрения. Формировать устойчивый интерес к предмету. | §8, вопросы устно | |
9. | 02.10. | О прошлом рассказывают гербы. Урок – исследование | 1. Отличительный знак. 2. Символ фамильной чести. 3. Из истории государственных гербов России. 4. Государственный герб Российской Федерации. | Записи в тетради новых терминов | Взаимопро-верка. | Учебник, презентация. | Усвоение новых терминов: герб, геральдика, Государственный герб Российской Федерации. Развивать умение грамотно выражать свои мысли, уметь отстаивать свою точку зрения. Формировать устойчивый интерес к предмету | §9, вопросы устно | |
10 | 04.10. | Знамя и флаг сопровождают историю. Комбинированный урок | 1. Из истории знамён. 2. Флаг – отличительный знак. 3. Из истории флагов России. 4. Государственный флаг Российской Федерации. | Записи в тетради новых терминов Заполнение таблицы: «Отличительные особенности знамени и флага». | Самопроверка тестовых заданий по алгоритму. | Учебник, презентация. | Усвоение новых терминов: знамя, флаг, знамя Победы. Учащиеся должны отличать знамя и флаг. Развивать умение грамотно выражать свои мысли, уметь отстаивать свою точку зрения. Развитие умения анализировать и делать выводы. | §10, вопросы устно | |
11. | 09.10. | Из истории гимнов. Комбинированный традиционный урок. | 1. Песнь во славу Отечества. 2. Из истории гимнов нашей страны. 3. Государственный гимн Российской Федерации. | Записи в тетради новых терминов | Устный опрос | Учебник | Усвоение новых терминов: Гимн, Государственный гимн Российской Федерации. Развивать умение грамотно выражать свои мысли, уметь отстаивать свою точку зрения. Формировать устойчивый интерес к предмету. | §11, вопросы устно | |
12. | 11.10. | Повторительно-обобщающий урок: «Как работать с учебными материалами по истории». Урок – практикум. | 1. Порядок изучения истории. 2. Как работать с учебником. 3. Работа с иллюстрациями учебника. | Записи в тетради новых терминов | Тест по теме «Введение в историю» | Учебник | Уметь использовать ключевые базовые понятия. Развивать умение грамотно выражать свои мысли, уметь отстаивать свою точку зрения. Формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии народов и культур; формировать устойчивый интерес к предмету. | §12, вопросы устно | |
Раздел I. Первобытный мир -4 часа | |||||||||
Глава 1. У истоков истории – 4 часа | |||||||||
13. | 16.10. | Возникновение человека. Комбинированный урок с элементами игры. | 1. Древнейшие предки человека. 2. Занятия и жилища. 3. Овладение огнем. | Работа с исторической картой, текстом учебника. | Комментированное выставление оценок. | Учебник | Уметь характеризовать основные теории о происхождении человека; изучить новые понятия: собирательство и охота. Использовать современные источники информации. Формировать устойчивый интерес к предмету. | § 1. Ответить на вопросы в конце §. Зарисовать орудия труда на стр.9 – 10. | |
14. | 18.10. | Появление современного человека. Урок- реконструкция | 1. Неандертальский человек. 2. Современный человек. 3. Род и племя. | Сравнительная таблица: «Предки человека» | Фронтальный опрос, исторически диктант. | Учебник | Уметь характеризовать условия жизни первобытных людей; признаки родовой общины. Определять тему и цель урока; формировать навыки сотрудничества; составлять план своих действий; формирование мотивации к инд. и коллект. творческой деятельности. Формировать устойчивый интерес к предмету. | §2. Ответить на вопросы в конце §. Составить рассказ о жизни родовой общины. | |
15. | 23.10. | Зарождение искусств и религиозных верований. Комбинированный урок | 1. Знания первобытных людей. 2. Представления об окружающем мире. 3. Первобытное искусство. | Работа со словарем. | Фронтальный опрос. | Учебник, презентация. | Уметь определять основные понятия темы: мифология, религия, верования, искусство, духи, идолы и жертвы. Уметь описывать условия и образ жизни древних людей, выделять причины появления религиозных верований и искусства. Воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию. Учиться формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. | §3. Ответить на вопросы в конце §. | |
16. | 25.10. | Человечество на пути к новому обществу. Комбинированный урок | 1. Первые земледельцы и скотоводы. 2. Изобретение ткацкого станка и керамики. 3. Соседская община. 4. Наступление века металлов. 5. Появление нового общества. | Составление схемы. | Терминологический диктант. | Учебник, схема. | Уметь характеризовать причины и обстоятельства возникновения земледелия и скотоводства, появление ремесла. Определять тему и цель урока; оценивать свои действия. Формировать устойчивый интерес к предмету. | §4. Ответить на вопросы в конце §. | |
17. | 30.10. | Повторительно-обобщающий урок «Первобытный мир». Урок - игра | Повторение и обобщение пройденного материала. | Контурные карты | Тест по теме «Первобыт- ный мир» | Учебник | Учиться представлять результаты своей работы в форме творческого проекта. Выслушивать мнение команды; определять новый уровень отношения к себе; развивать умение ставить цель, составлять план для её достижения; формирование навыков инд. и коллект. проектирования. Формировать устойчивый интерес к предмету. | ||
Раздел II. Древний Восток - 12 часов | |||||||||
Глава 2. Древний Египет – 4 часа | |||||||||
18. | 01.11 | Образование государства в долине Нила. Урок изучения нового материала | 1. Природа Древнего Египта. 2. Образование государства Древний Египет. | Инд. работа с текстом учебника и контурной картой. | Фронтальный диалог. | Учебник, карта. | Уметь характеризовать географическое положение и климатические условия Др. Египта; обстоятельства создания на берегах Нила единого государства. Развивать умение обмениваться знаниями с одноклассниками; самостоятельно ориентироваться в новом материале; формирование способности вести диалог. | §6. работа с картой на стр.31. ответить на ? Учить термины. | |
19. | 13.11. | Религиозные верования в Древнем Египте. комбинированный урок | 1. Боги Древнего Египта. 2. Миф об Осирисе. 3. Представления о загробном мире. 4. Почитание животных. | Работа с учебником и тетрадью; составление таблицы: «Боги др. египтян». | Взаимопроверка | Учебник, презентация. | Уметь определять основные понятия темы: Бог, фараон, жрецы, храм; объяснять роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе. Готовить тематические сообщения; учиться грамотно выражать свои мысли; формировать умение определять тему и цель урока; формировать умение анализировать ист. источник. | § 6, составить пантеон египетских богов. | |
20. | 15.11. | Правитель Древнего Египта. Подданные фараона. Повседневная жизнь древних египтян. комбинированный урок | 1. Фараон. Пирамиды 2. Древнего Египта. 3. Вельможи и чиновники. 4. Воины. 5. Земледельцы и ремесленники. 6. Рабы. 7. Жилище. 8. Одежда. Еда. 9. Семья. 10. Праздники и развлечения древних египтян. | Составление схемы. | Фронтальный опрос | Учебник | Знать основные понятия темы: вельможи; писцы; налоги; амулеты, орошение полей. Уметь составлять и читать схему, самостоятельно читать текст учебника и заполнять таблицу, работать с картой, делать выводы. Готовить тематические сообщения; учиться грамотно выражать свои мысли; формировать умение определять тему и цель урока; формировать умение анализировать ист. источник. | § 7-8-9. Ответить на вопросы в конце §. Составить схему «Общество Др.Египта». | |
21. | 20.11 | Культура Древнего Египта. урок- путешествие | 1. Письменность. 2. Научные знания. 3. Образование. 4. Искусство Древнего Египта. | Составление таблицы: «Культура Древнего Египта». | Терминологический диктант | Учебник, презентация. | Знать основные понятия темы.Уметь составлять рассказ по иллюстрациям и тексту учебника. Готовить тематические сообщения; учиться грамотно выражать свои мысли; формировать умение определять тему и цель урока; формировать умение анализировать ист. источник. | §10 Перерисовать в тетрадь иероглифы и написать обозначения. | |
Глава 3. Древняя Азия – 8 часов | |||||||||
22. | 22.11. | Шумер и Аккад. комбинированный урок с элементами практикума | 1. Природные условия и занятия населения. Шумеры. 2. Шумерская культура. 3. Аккад. 4. «Поэма о Гильгамеше». | Работа со словарем; работа с учебником. | Комментированное выставление оценок; | Учебник Презентация | Уметь определять географическое положение и климатические условия Междуречья; сравнивать природные условия Др. Египта и Междуречья, занятия людей. Готовить тематические сообщения; формировать и аргуметировать свое мнение; формировать основы смыслового чтения. | §11-12. работа с контурной картой «Древнее Двуречье» Зарисовать в тетради клинопись Двуречья. | |
23. | 27.11. | Древний Вавилон. комбинированный урок с элементами практикума | 1. Вавилонское царство при царе Хаммурапи. 2. Религиозные верования вавилонян. 3. Чудеса Вавилона. | Составление схемы «Общество Вавилона»; анализ законов Хаммурапи. | решение хронологических задач. | Учебник Презентация | Уметь определять новые понятия темы: закон, законы Хаммурапи ростовщик. Формировать умение работать с картой, с документом, находить и выделять главное, самостоятельно делать вывод; выделять существенную информацию из текстов разных видов. | §12, вопросы устно. | |
24. | 29.11. | Ассирийская держава комбинированный урок | 1. Местоположение и природные условия. 2. Ассирийское войско. 3. Отношение к населению покоренных стран. | Работа с исторической картой; работа с учебником. | Исторический диктант. | Учебник, карта. | Уметь определять новые понятия темы: держава, железо. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между освоением железа и появлением могучей военной державы; обобщать главное, умение делать выводы. | §13. Ответить на вопросы в конце §. | |
25. | 04.12. | Финикия Комбинированный урок | 1. Природные условия и хозяйственная жизнь. 2. Первые мореплаватели. 3. Финикийский алфавит. | Работа с исторической картой; работа с учебником, со словарем. | Самопроверка. | Учебник, карта. | Уметь определять географическое положение и климатические условия Финикии; занятия финикийцев. Формировать и аргуметировать свое мнение; формировать основы смыслового чтения, вклад финикийцев в мировую культуру. | §14 и вопросы к §. Зарисовать буквы финикийского алфавита. | |
26. | 06.12. | Древняя Палестина комбинированный урок с видеофильмом | 1. Природные условия Палестины. 2. Ветхий завет. 3. Борьба с филистимлянами. 4. Древнееврейское царство. | Самостоятельное определение проблемы урока, плана действий для решения проблемы, работа с лентой времени. | Фронтальный опрос, решение исторических задач. | Учебник, карта. | Уметь определять новые понятия темы: Древние евреи, Библия, Ветхий Завет, Новый завет, Иерихон, храм Соломона, жертвенник; объяснять отличия религии евреев от египтян. Формировать умение объяснять причины появления государственности у древних евреев, работать с картой, анализировать тест учебника, фрагменты Библии. | §15, ответить на ? к тексту, выписать в тетрадь библейские заповеди, подготовить для пересказа миф и сделать рис. к нему. | |
27. | 11.12. | Древняя Персия комбинированный урок | 1. Создание персидской державы. 2. Персидская держава при Дарии I. 3. Персидская армия. 4. Религиозные верования персов. | Контурные карты, схема «Управление Персией» | Взаимопроверка. | Учебник, карта. | Знать новые понятия темы: сатрапии. Уметь сравнивать государства Передней Азии, выявляя сходства и различия; составлять схему управления Персией, работать с картой. Формировать умение анализировать тест учебника. | §16, выучить этапы завоеваний персов. | |
28. | 13.12. | Древняя Индия. Религиозные верования и повседневная жизнь в Древней Индии урок изучения нового материала | 1. Местоположение и природа. 2. Древнейший период в истории Индии. 3. Арии. 4. Возникновение варн. 5. Знаменитые поэмы Индии. 6. Индуизм. Буддизм. 7. Повседневная жизнь в Древней Индии. | Работа с исторической картой; работа с учебником, со словарем. | Терминологический диктант | Учебник | Знать новые понятия темы: Индия, Ганг, Инд. Гималаи, Касты. Брахманы. Буддизм. Уметь работать с картой, на основе текста и иллюстраций учебника составлять описание Древней Индии. | §17-18, сделать сравнительную таблицу природно-климатических условий Египта и Индии | |
29. | 18.12. | Древний Китай комбинированный урок с элементами практикума. | 1. Образование единого Китайского царства. 2. Правление династии Цинь. 3. Конфуций. 4. Открытия и изобретения древних китайцев. | Самостоятельное определение проблемы урока, плана действий для решения проблемы, работа с лентой времени. | Проверка картографических навыков; решение исторически задач. | Учебник Презентация | Знать новые понятия темы: Конфуцианство, Хуанхэ, Янцзы, Гунны, Великая Китайская стена Уметь работать с картой, определять причины самого крупного в истории Древнего Востока народного движения и его последствия, объяснять исторические явления, процессы; добывать недостающую информацию с помощью вопросов. | §19, вопросы к тексту | |
30. | 20.12. | Повторительно-обобщающий урок «Древний Восток» | Повторение и обобщение изученного материала. | Тест по теме «Древний Восток» | Учебник | Учиться применять изученный материал на практике; формировать навыки самостоятельной работы по алгоритму; Учиться представлять результаты своей работы в форме творческого проекта. Выслушивать мнение команды; определять новый уровень отношения к себе; развивать умение ставить цель, составлять план для её достижения; формирование навыков инд. и коллект. проектирования. Формировать устойчивый интерес к предмету. | |||
Раздел III. Древняя Греция – 17 часов | |||||||||
Глава IV. Древнейшая Греция – 4 часа | |||||||||
31. | 25.12 | Природа Греции и занятия древних греков урок изучения нового материала | 1. Балканский полуостров, его природа. 2. Занятия древних греков. 3. Древние греки и море. | Работа с исторической картой; работа с учебником, со словарем. | Фронтальная беседа | Учебник | Уметь определять географическое положение и климатические условия Греции; занятия греков; учиться определять новые понятия темы: Греция, Аттика, Пелопоннес. Формировать и аргуметировать свое мнение; формировать основы смыслового чтения. | §20, вопросы к тексту. | |
32. | 27.12. | Древнейшие государства Греции: Крит и Микены комбинированный урок | 1. Остров Крит. 2. Миф о Минотавре и Тесее. 3. Археологическое подтверждение мифа. 4. Организация жизни на Крите. 5. Древние Микены. | Работа с картой. | Взаимоконтроль. | Учебник | Уметь характеризовать особенности развития Критского царства; высказывать суждения о причинах образования и гибели государств; выделять факты, подтвержденные археологическими раскопками. Формировать умение применять методы информационного поиска; выполнять творческие задания. | §21, вопросы к тексту | |
33. | 15.01. | Верования древних греков урок - лабораторная работа | 1. Греческие боги. 2. Религиозные церемонии. 3. Боги и люди. | Составление таблицы: «Боги др. греков». | Исторический диктант | Учебник | Уметь характеризовать особенности религиозных верований др. греков; анализировать содержание мифов; раскрывать их связь с условиями жизни др. греков. Готовить сообщения; формировать навыки сотрудничества. | §22. Пересказ мифа об одном из богов Греции. | |
34. | 17.01. | «Илиада» и «Одиссея»: правда и вымысел. урок-практикум | 1. Древние певцы и сказители. 2. Гомер. 3. «Илиада». 4. «Одиссея». | Работа с источником. | Взаимоконтроль. | Учебник, поэмы. | Уметь анализировать отрывки поэм и делать выводы; высказывать суждение о месте поэм Гомера в мировом культурном наследии. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; объяснять исторические явления и процессы. | §23 выучить наизусть сцену прощания Гектора с Андромахой | |
Глава V. Государства-полисы Древней Греции – 3 часа | |||||||||
35. | 22.01. | Греческий полис-город государство. Великая греческая колонизация комбинированный урок с элементами практикума | 1. Полис и его жители. 2. Развитие ремесла и земледелия в Греции. 3. Колонизация и её значение. | Коллективная работа, работа со словарем, самостоятельная работа с картой. | Проверка картографических навыков. | Учебник, карты. | Уметь определять понятия и термины: полис, аристократ, демос, рабство, колонии, пираты, мрамор, скифы. Формировать умение объяснять результаты борьбы демоса со знать, причины колонизации, работать с картой, называть важнейшие колонии греков. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; объяснять исторические явления и процессы. | §24, выучить термины. | |
36. | 24.01 | Законодатели в жизни Афин комбинированный урок с элементами практикума | 1. Первый законодатель Афин – Драконт. 2. Реформы Солона. 3. Тирания в Афинах. | Аналитическая работа с историческим текстом. | Терминологический диктант | Учебник | Уметь определять понятия и термины:реформы, демос, демократия. Формировать умение находить главное в тексте учебника,определять значение реформ, работать со схемой, объяснять результаты борьбы демоса со знатью, обобщать информацию и делать выводы. | § 25. Вопрос Почему Солон своими реформами вызвал недовольство демоса и знати? | |
37. | 29.01. | Спарта урок-путешествие | 1. Спарта и её жители. 2. Законы Спартанского государства. 3. Воспитание юных спартанцев.
| Работа с исторической картой; работа с учебником, со словарем, сравнение управления Спарты с Афинами. | Устный опрос | Учебник | Уметь определять понятия и термины: илоты, лаконичная речь, дорийцы. Формировать умение работать с картой, объяснять отличия Спарты от Афин, объяснять особенности политического развития Спарты; сравнивать спартанское воспитание с воспитанием в современных условиях. Формировать навыки работы в сотрудничестве; умение вести диалог. | §26, вопросы к тексту. | |
Глава VI. Греко-персидские войны – 2 часа | |||||||||
38. | 31.01. | Борьба греков за свою свободу. комбинированный урок с элементами практикума | 1. Причины и начало греко-персидских войн. 2. Сражение при Марафоне. 3. Греки строят флот. | Составление таблицы: «Греко-персидские войны». | Тест по теме: «Афины и Спарта». | Учебник, карта. | Уметь характеризовать характер, причины, ход, итоги и значение войн. Готовить тематические сообщения; формировать умение работать по алгоритму. Формировать навыки сотрудничества в ходе инд. и групповой работы. | §27, нарисовать в тетради план Марафонского сражения. | |
39. | 05.02. | Борьба греков за свою свободу комбинированный урок с элементами практикума | 1. Фермопильская битва. 2. Саламинское сражение. | Составление таблицы: «Греко-персидские войны». | Взаимоконтроль | Учебник, карта. | Уметь характеризовать характер, причины, ход, итоги и значение войн. Готовить тематические сообщения, формировать умение работать по алгоритму. Формировать навыки сотрудничества в ходе инд. и групповой работы. | §28, вопросы к тексту. | |
Глава VII.Расцвет Греции и величие Афин – 6 часов | |||||||||
40. | 07.02. | Греческий полис и его жители комбинированный урок | 1. Права гражданина. 2. Воспитание гражданина. 3. Рабы. | Работа с исторической картой; работа с учебником, со словарем. | Устный опрос. | Учебник, карта. | Знать понятия и термины: граждане, метеки, пошлина. Уметь объяснять источники обогащения Афин, работать с картой, выписывать и давать определения терминам. Готовить тематические сообщения, формировать умение работать по алгоритму. Формировать навыки сотрудничества в ходе инд. и групповой работы. | §29, вопросы к тексту. | |
41. | 12.02. | Развитие демократии при Перикле комбинированный урок с элементами практикума | 1. Хозяйственная жизнь Афин после войны. 2. Управление Афинами. 3. Деятельность Перикла. | Составление схемы: «Народное собрание». | Терминологический диктант | Учебник, схемы. | Знать понятия и термины: Совет пятисот, Акрополь, демократия. Уметь объяснять источники обогащения Афин, работать с картой, выписывать и давать определения терминам, составлять и объяснять схему Народного собрания. | §30, вопросы к параграфу устно. | |
42. | 14.02. | Олимпийские игры Повседневная жизнь древних греков комбинированный урок с элементами беседы | 1. Место Олимпийских игр в жизни греков. 2. Основные состязания. 3. Награждение победителей. 1. Одежда. 2. Жилище. 3. Еда. 4. Семья. | Составление таблицы: «Олимпийские игры в древности». | Хронологический диктант. | Учебник, презентация. | Уметь характеризовать особенности проведения Олимпийских игр; делать выводы о значении Ол. Игр. Готовить тематические сообщения; формировать навыки работы с различными источниками; выстраивать алгоритм действий; навыки исслед. работы. Знать понятия и термины: быт афинян. Анализировать положение афинской женщины. Уметь работать в группах; составить рассказ с использованием схемы и терминов. | §31. Выписать в тетради значение Олимпийских игр. §32, вопросы к параграфу устно. | |
43. | 19.02. | Греческая наука урок- лабораторная работа | 1. Философия. 2. История. | Работа в парах. | Устный опрос. | Учебник | Знать понятия и термины: педагог, стиль, палестра. Уметь понимать цели греческой школы, где воспитание качеств гражданина было выше личностных; сравнивать школы древности с современной школой. | §33, вопросы к параграфу устно. | |
44. | 21.02. | Архитектура и скульптура Греции урок- экскурсия | 1. Особенности греческой архитектуры. 2. Афинский Акрополь. 3. Скульптура. | Групповая работа с учебником, составление плана экскурсии по Афинам. | Исторический диктант. | Учебник | Знать понятия и термины: храмы, Фидий, Герострат, Парфенон, Эрехтейон, Акрополь. Уметь работать в группах; подготавливать и составить рассказ по заданию; провести заочную экскурсию с использованием схемы и терминов. | §34. Работа с терминами. Задание Определить тип «разбившейся» вазы и дорисовать недостающие детали. | |
45. | 26.02. | Рождение театра. Театральные представления урок- путешествие | 1. Происхождение театра и его оборудование. 2. Как проходили театральные представления. 3. Великие поэты Греции. | Групповая работа с учебником, составление проспекта «Театральные сезоны в Др. Греции» | Взаимоконтроль | Учебник | Знать понятия и термины: орхестра, скене, трагедия, комедия. Уметь давать представление древнегреческом театре, понимать задачи театрального искусства – воспитание высоких гражданских чувств. | §35. Подготовить пересказ содержания трагедии Софокла «Антигона. | |
Глава VIII. Упадок Греции и возвышение Македонии – 2 часа | |||||||||
46. | 28.02. | Греция и Македония в IV в. до .н.э. комбинированный урок | 1. Пелопоннесская война. 2. Ослабление греческих полисов. 3. Особенности македонского войска. 4. Захват греческих полисов. | Аналитическая работа с историческим текстом. | Терминологический диктант | Учебник, карта. | Уметь характеризовать географическое положение Македонии; особенности правления Филиппа Македонского; объяснять причины упадка Греции и возвышения Македонии; находить отличия македонского войска от греческого. Знать понятия и термины: Македония, монархия, Филиппики, саррисы. Формировать навыки сотрудничества, основы смыслового чтения. | §36, подготовить сообщение об Александре Македонском. | |
47. | 05.03. | Завоевание Александра Македонского и их последствия. Основание Александрии комбинированный урок | 1. Начало правления Александра Македонского. 2. Завоевания Александра Македонского. 3. Основание Александрии. 4. Фаросский маяк. 5. Архимед. | Составление исторического портрета Александра Македонского. | Устный опрос. | Учебник, карта. | Знать понятия и термины: обсерватория, музы, Фаросский маяк, держава; греческие «чудеса света». Уметь понимать достижения эллинистической культуры, объяснять цели македонских завоеваний, работать с картой, делать выводы. | §37-38 работа с контурной картой | |
48. | 07.03. | Повторительно-обобщающий урок «Древняя Греция» | Повторение и обобщение пройденного материала. | Создание презентаций по изученной теме. | Тест по теме «Древняя Греция» | Учебник | Знать географические и климатические особенности Древней Греции; уметь правильно показывать на карте местоположение ключевых городов Древней Греции и основные военные действия раздела; уметь на элементарном уровне различать афинскую и современную демократии; знать ключевые понятия по теме; знать причины и ход основных военных действий раздела; уметь на основе учебника, карты и иллюстративного материала давать характеристику событиям и их участникам. Формировать умение делать выводы в конце каждого вопроса. Сплотить класс посредством коллективной работы по ряду ключевых вопросов. | ||
Раздел IV. Древний Рим - 17 часов | |||||||||
Глава X. Ранний Рим – 4 часа | |||||||||
49. | 19.03. | Древняя Италия и начало города Рима изучение нового материала | 1. Апеннинский полуостров. 2. Основание Рима. 3. Легенда о Ромуле и Реме. 4. Первый римский царь.
| Работа с исторической картой, текстом учебника. | Комментированное выставление оценок. | Учебник, карта. | Уметь характеризовать географическое положение Древнего Рима; природные условия Рима и занятия населения; сравнивать их с Др. Грецией. Формировать умение объяснять исторические явления и процессы. | §39, вопросы к параграфу устно. | |
50. | 21.03. | Рим в эпоху царей комбинированный урок | 1. Цари Рима. 2. Рим и этруски. | Составление схемы: «Устройство Римской республики». | Устный опрос. | Учебник. | Уметь характеризовать причины военных побед римлян; причины возвышения Рима; высказывать суждения о последствиях римских завоеваний. Знать понятия и термины: инавгурация. Формировать умение объяснять общественно-политическое устройство Римской Республики, делать выводы о значении реформ для развития римского государства. | §40, вопросы к параграфу устно. | |
51. | 26.03. | Рождение Римской республики. комбинированный урок с элементами практикума | 1. Падение царской власти. 2. Образование республики в Риме. 3. Патриции и плебеи. 4. Борьба между патрициями и плебеями. | Составление схемы: «Социальная структура Римского общества». | Терминологический диктант | Учебник | Уметь давать характеристику роли сената в Риме; формулировать выводы о причинах войн между патрициями и плебеями; выделять главные особенности гос. устройства Римской республики. Формировать навыки сотрудничества, основы смыслового чтения. | §41, вопросы к параграфу устно. | |
52. | 28.03 | Завоевание Римом Италии. комбинированный урок | 1. «Горе побежденным». 2. «Разделяй и властвуй». 3. Пиррова война и её итоги. | Работа с исторической картой, текстом учебника. | Комментированное выставление оценок. | Учебник | Знать понятия и термины: легион, триумф. Уметь работать с картой; объяснять организацию римского войска, его плюсы и минусы. Формировать навыки сотрудничества, основы смыслового чтения. | §43, вопросы к параграфу устно | |
Глава XI. Расцвет Римской республики – 6 часов | |||||||||
53. | 02.04. | Армия Древнего Рима комбинированный урок Повторение: «У истоков истории». | 1. Легион. 2. Боевое построение легиона. 3. Осада крепостей. 4. Триумф. | Работа с исторической картой, текстом учебника. | Комментированное выставление оценок. | Учебник | Знать понятия и термины: легион, триумф. Уметь работать с картой; объяснять организацию римского войска, его плюсы и минусы. Формировать навыки сотрудничества, основы смыслового чтения. | §43, вопросы к параграфу устно | |
54. | 04.04. | Рим и Карфаген комбинированный урок Повторение: «Древний Египет». | 1. Пунические войны. 2. Итог пунических войн. | Составление таблицы: «Пунические войны». | Терминологический диктант | Учебник, карта. | Знать понятия и термины: пентера, «ворон». Уметь определять причины, Пунических войн, описывать основные события, делать выводы на основании итогов войны. Готовить тематические сообщения; формировать навыки работы с различными источниками; выстраивать алгоритм действий; навыки исслед. работы. | §44 Нарисовать план «Битва при Каннах» | |
55. | 09.04. | Завоевание Рима на Востоке комбинированный урок Повторение: «Древняя Азия». | 1. Рим и Македония. 2. Покорение Греции. 3. Римские провинции.
| Инд. работа с учебником. | Устный опрос. | Учебник, карта. | Учиться характеризовать причины поражения Македонии; обстоятельства разгрома Сирии; формировать умение объяснять исторические процессы и явления. Готовить тематические сообщения; формировать навыки работы с различными источниками; выстраивать алгоритм действий; навыки исслед. работы. | §45, вопросы к параграфу устно | |
56. | 11.04. | Государственное устройство Римской республики комбинированный урок Повторение: «Древняя Азия». | 1. Народное собрание. 2. Магистраты. 3. Сенат. | Аналитическая работа с историческим документом. | Самопроверка тестовых заданий по алгоритму. | Учебник, схема. | Знать понятия и термины: Народное собрание, магистрат, квестор, цензор, диктатор. Уметь охарактеризовать гос. устройство римской республики, уметь сравнивать его с устройством греческого гос-ва. Готовить тематические сообщения; формировать навыки работы с различными источниками. | §46, вопросы к параграфу устно | |
57. | 16.04 | Римское общество: его нравы и обычаи. Повседневная жизнь римского общества комбинированный урок Повторение: «Древнейшая Греция». | 1. Нобилитет. 2. Плебеи. 3. Римская семья. 4. Идеал гражданина. 5. Римский дом. 6. Одежда римлян. 7. Развлечения. 8. Религия римлян. | Работа с учебником. | Проверочная работа. | Учебник, презентация. | Знать понятия и термины: гражданин. Уметь рассказать о традициях в римских семьях, определять последовательность исторических событий. Формировать умение формулировать цель и задачи урока. | §47-48, вопросы к параграфу устно | |
58. | 18.04. | Рабство в Риме комбинированный урок с элементами практикума Повторение: «Древнейшая Греция». | 1. Положение рабов. 2. Восстание Спартака. | Составление схемы: «Труд рабов». | Исторический диктант. | Учебник, карта. | Знать понятия и термины: гладиаторы, восстание, штурм. Уметь определять причины огромного числа рабов и их жестокой эксплуатации, составлять схему применения труда рабов, формулировать причины восстания Спартака, делать выводы, опираясь на значение восстания. Формировать умение формулировать цель и задачи урока. | §49, вопросы к параграфу устно | |
Глава XII. Кризис и падение Римской республики – 3 часа | |||||||||
59. | 23.04. | Начало гражданских войн в Риме комбинированный урок Повторение: «Государства-полисы Древней Греции». | 1. Причины гражданских войн. 2. Реформы Гракхов. 3. Первые диктаторы. | Составление таблицы: «Гражданские войны в Риме». | Фронтальный опрос. | Учебник | Знать понятия и термины: аграрный вопрос. Уметь объяснять причины разорения крестьян, и их последствия; характеризовать Тиберия и Гая Гракхов; раскрывать предпосылки наступления гражданских войн в Риме. Формировать умение формулировать цель и задачи урока. | §50, вопросы к параграфу устно | |
60. | 25.04. | Гай Юлий Цезарь комбинированный урок Повторение: «Государства-полисы Древней Греции». | 1. Завоевание Галлии. 2. Захват Рима. 3. Диктатура Цезаря. 4. Убийство Цезаря. | Составление исторического портрета Гая Юлия Цезаря. | Взаимопроверка. | Учебник | Знать понятия и термины: военная диктатура, кризис власти, единоличная власть. Уметь давать характеристику Цезарю, определять форму правления в Древнем Риме при Цезаре. Готовить тематические сообщения. | §51, вопросы к параграфу устно | |
61. | 25.04. | Октавиан Август и рождение Римской империи комбинированный урок Повторение: «Греко-персидские войны». | 1. Гибель республики. 2. Октавиан. Антоний. 3. Рождение Римской империи. | Составление исторического портрета Антония. | Исторический диктант. | Учебник, карта. | Уметь формулировать причины побед Октавиана в борьбе за единоличную власть; проследить тенденции развития Др. Рима. Готовить тематические сообщения; формировать навыки сотрудничества; выделять существенную информацию из текстов разных видов. | §52, вопросы к параграфу устно | |
Глава XIII. Римская империя – 4 часа | |||||||||
62. | 30.04. | Императоры Рима I-II веков. комбинированный урок с элементами практикума Повторение: «Расцвет Греции и величие Афин». | 1. Расцвет империи. 2. Нерон. 3. Веспасиан. 4. Траян. 5. Марк Аврелий. 6. Коммод. | Составление таблицы: «Преемники Августа». | Фронтальный опрос. | Учебник | Знать понятия и термины: колоны, диктатор. Уметь давать характеристику Нерону, делать выводы, давать характеристику Траяну и др. императорам. Готовить тематические сообщения. | §53, вопросы к параграфу устно | |
63. | 07.05 | «Вечный город». Культура Римской империи. урок – исследование Повторение: «Упадок Греции и возвышение Македонии». | 1. На улицах Рима. 2. Форум. 3. Колизей. 4. Пантеон. 5. Термы. 6. Римляне-строители. 7. Законы. 8. Римская поэзия. | Работа с картой, учебником, словарем. | Терминологический диктант | Учебник | Знать понятия и термины: Христианство, священники, Апостол, Второе пришествие, термы, Колизей, Пантеон. Уметь объяснять процесс зарождения новой религии, его особенности, самостоятельно подготовить «Экскурсию» по Древнему Риму. | §54-55, вопросы к параграфу устно | |
64. | 14.05. | Возникновение христианства. комбинированный урок с элементами практикума Повторение: «Упадок Греции и возвышение Македонии». | 1. Предпосылки возникновения христианства. 2. Иисус Христос. 3. Христианская церковь. Гонения на христиан. 4. Император Константин и победа христианства. | Комментированное выставление оценок. | Учебник | Знать понятия и термины: варвары, епископ, готы, вандалы, античная культура. Уметь давать характеристику правлению Константина. Готовить тематические сообщения. | §56, вопросы к параграфу устно | ||
65. | 16.05 | Римская империя в III-IV веках комбинированный урок с элементами практикума Повторение: «Древний мир». | 1. Кризис рабовладельческих отношений. 2. Императорская власть. 3. Великое переселение народов. 4. Падение Западной Римской империи. | Составление логической схемы: «Падение Западной Римской империи». | Комментированное выставление оценок. | Учебник | Определять причины падения Западной Римской Империи. Готовить тематические сообщения. | §57, вопросы к параграфу устно | |
66. | 21.05. | Повторительно-обобщающий урок «Древний Рим». | Повторение и обобщение пройденного материала. | Представление творческих работ. | Тест по теме «Древний Рим» | Учебник | Уметь представлять результаты своих исследований в форме творческой работы. Формировать навыки представления творческой работы. | §54-56, вопросы к параграфу устно | |
67-68. | 23.05. | Итоговое повторение. | Повторение и обобщение пройденного материала. | Контроль и самоконтроль изученных понятий, написание итогового теста по теме «Древний мир». | Учебник | Учиться применять изученный материал на практике. Формировать умение самостоятельно планировать свою деятельность, формировать навыки самостоятельной работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназ...
Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС
Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...