Мировоззрение и его место в духовном мире человека
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему

Ильина Наталья Викторовна

Разработка урока по обществознанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: Мировоззрение и его место в духовном мире человека.

Цель урока:

  • Формирование представлений о сущности и типах мировоззрения, роли мировоззрения и менталитета в жизни человека.

Задачи урока:

  • Применение на занятии технологии критического мышления способствует развитию способности анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и  к нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам;
  • Создать условия для развития у студентов умений формулировать понятия, проблемы, предлагать пути их решения;
  • Продолжить развитие умений общения в познавательном поиске – выслушивать оппонентов, четко излагать свою мысль, правильно строить речевые фразы, аргументировать свою точку зрения по обсуждаемой проблеме;
  • Актуализировать личностный смысл студентов к изучению темы, расширить кругозор.

План урока:

              1. Мировоззрение: сущность и типы.

              2. Убеждение и вера, их место в мировоззрении.

              3. Значение мировоззрения для деятельности человека.

               4. Что такое менталитет?

Оформление доски: тема и  цель занятия, на каждом этапе занятия свои иллюстрации.

Опережающее задание: домашнее задание: дать определение термину «менталитет» и привести пример менталитета любого народа.

Основные понятия: мировоззрение, менталитет, убеждение, вера.

Оборудование: учебник: Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Иванова Л.Ф. и др. Человек и общество. Обществознание: учебник для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений, §15; раздаточный материал, иллюстрации.

Организация занятия

I. Приветствие преподавателя, объяснение темы и цели занятия, студенты записывает в т тетрадь тему и план занятия.

II. Изучение нового материала.

        1. Вводное слово преподавателя. Связь с предыдущей темой. Методический прием критического мышления «корзина знаний». Использование иллюстраций.

                Запись в тетрадях:        

Мировоззрение – это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает.

                                        

                

                отношение к миру                                        совокупность взглядов

                Далее беседа преподавателя и студентов. 1) Какие схожие понятия с мировоззрением вам известны? (миропонимание, мировосприятие, мироощущение и т.д.)

Запись в тетрадях:        

Особенности мировоззрения:

  1. оно представляет собой взгляды человека на мир в целом, а не на отдельную сторону мира.
  2. оно представляет собой отношения человека к окружающему миру: испытывает ли человек страх по отношению к окружающему или живет в гармонии с ним.  Мировоззрение зависит от того, удовлетворяет окружающий мир человека или нет.

Беседа со студентами:  

Что влияет на мировоззрение?

        (Беседа и обсуждение по картинкам: историческая эпоха, язык, культура, история народа, материальное положение, страна, религия, образование).

Запись в тетрадях:        

Типы мировоззрения:

  • Обыденное – возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности.
  • Религиозное – основой являются религиозные учения, содержащиеся в текстах священных книг.
  • Научное – опирается на достижения науки и включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания.

(преподаватель и студенты  приводят примеры каждого типа мировоззрения для формирования ассоциативного образа нового материала у студентов)

Задание группе:

  1. Объясните положительные и отрицательные стороны этих видов мировоззрения, можно использовать учебник § 15, стр. 116-117.
  2. Подумайте, какое мировоззрение у каждого из вас?
  3. Можно ли с уверенностью сказать, что существует четкое конкретное разделение на представленные типы мировоззрения? Если нет, то почему?

Задание группе:  таким образом, мы рассмотрели первый вопрос нашего плана, и давайте еще раз повторим:

1) что называют мировоззрением?

                                 2) какие типы мировоззрения вы знаете?

Мировоззрение всегда связано с убеждением. Поэтому логично после характеристики сущности мировоззрения рассмотреть категории «убеждение» и «вера».

2На доске представлены картинки: убеждение, вера.

Задание группе:  (самостоятельная работа в тетради).

Далее вы работаете самостоятельно с учебником и ваша задача дать определение понятиям вера и убеждение

  1. Используя учебник § 15, стр.118-119, дать определение понятиям вера и убеждение.
  2. Как соотносятся эти два понятия?
  3. Сравните убеждения, основанные на знании и убеждения, основанные на вере.

Беседа со студентами по указанным вопросам.  

        

3.  Роль мировоззрения в деятельности человека студенты формулируют самостоятельно, опираясь на материал учебника помощью учебника.

Задание группе:

  1. Самостоятельно выпишите значение мировоззрения в деятельности человека используя учебник § 15, стр.119-120.

Далее совместное обсуждение студентов и преподавателей значения мировоззрения для деятельности человека.

4. На этом этапе занятия идет проверка домашнего задания и совместное обсуждение. Те, кто не выполнил Д/З, могут записать определение на занятии.

Задание группе:

        Давайте еще раз повторим: 1)  что такое менталитет?

III. Закрепление пройденного материала.

1.Беседа с группой по следующим вопросам:

      1. Что такое мировоззрение?

      2. В чем проявляются взаимосвязь и взаимовлияние мировоззрения и духовной деятельности людей?

      3. Почему многообразны мировоззренческие установки человека, общества?

      4. Какие типы мировоззрения вам известны?

      5. Общее и различное в обыденном, религиозном и научном мировоззрении.

      6. Покажите взаимосвязь знаний, убеждений, веры.

      7. Значение мировоззрения для деятельности человека. Привлекая знания по другим школьным дисциплинам, аргументируйте свою точку зрения.

      8. Что такое менталитет? Опираясь на знания по истории и литературе, охарактеризуйте известные вам менталитеты (ментальности), их изменения.

      9. Чем менталитет отличается от мировоззрения?

Задание группе:

2. Написать эссе на одну из предложенных тем:

1)  «Мировоззрение – ядро духовного богатства».

2) «Мировоззрение: единство с миром или противостояние ему?».

Затем преподаватель и студенты проверяет эссе: обсуждают проблемы и сложности, вызванные изучением данной темы.

IV. Домашнее задание:

Составить кроссворд по обществознанию  не мене пяти слов, взяв за основу слово мировоззрение.

V. Подведение итогов, оценка деятельности студентов на занятии.

Используемая литература

Учебная:

1. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Иванова Л.Ф. и др. Человек и общество. Обществознание: учебник для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – в 2 ч. – М.: Просвещение, 2007.

2. Гринин Л.Е. Обществознание. - Волгоград,2000.

3. Курбатов В.И. Обществознание. - Ростов-на-Дону. Феникс, 2000.

4. Обществознание: Учеб. Пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы/ А.В.Клименко, В.В.Румынина. – М.: Дрофа, 2004.

5. Человек и общество: Дополнительные материалы к учебнику. 10-11 кл.: Пособие для учащихся общеобразоват. учеб. заведений/ Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Е.И.Жильцова и др.; Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой. - М.: Дрофа, 1999.

6. Шапалов В.Н. основы современного обществознания в тезисах, таблицах, комментариях. Учебное пособие для преподавателей, старшеклассников, абитуриентов, учащихся средних специальных и высших учебных заведений. – Тюмень: ООО «Лаконика», ИЦ Александра Алалыкина, 2002.

7. Школьный словарь по обществознанию: 10-11: пособие для учащихся/ Ю.И.Аверьянов, Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая и др. – М.: Просвещение, 2007.

Методическая

1. Лазебникова А.Ю., Калачева Е.Н., Демидов Б.В. Поурочные методические разработки по обществознанию: 10-11 классы: К учебнику А.Ю.Лазебниковой и др. «Обществознание: 10-11 классы». – М.: «Экзамен», 2005.

2. Обществознание. 10 кл.: поурочные планы по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова: в 2 ч. – Ч. I, Ч. II/ авт.-сост. С.Н.Степанько. -  Волгоград: Учитель, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассный час. Тема: Воспитание духовного мира человека через художественное и музыкальное творчество

Тема:    Воспитание духовного мира человека через художественное и музыкальное творчество Цель:  Формирование духовно-нравственных ценностей по средствам различных видов иску...

Классный час "Как найти своё место в современном мире?"

Классный час поможет подросткам разобраться в себе, найти ответы на вопросы, касающиеся самоопределения и социализации....

Место России в мире. Политико-государственное устройство РФ.

Здесь мозно найти материал о независимых государствах. Познакомиться с политико-государствееным устройством, с символикой России. Ознакомиться с ветвями федеральной власти....

Урок биологии «Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них».

Урок знакомит учащихся с основными группами доказательств происхождения человека от животных, которыми располагает современная биологическая наука, формируеть умение сравнивать человека с д...

Роль и место интернета в жизни человека

Презентация к мастер-классу (апрель 2013)...

Сборник работ XVII научно-практической конференции учащихся образовательных учреждений Южного округа города Москвы "Человек в изменяющемся мире. Человек - объект и субъект социализации" 2014 г.

Сборник работ XVII научно-практической конференции учащихся образовательных учреждений Южного округа города Москвы "Человек в изменяющемся мире. Человек - объект и субъект социализации" 2014 г....

Сборник работ XVI научно-практической конференции учащихся образовательных учреждений Южного округа города Москвы "Человек в изменяющемся мире. Человек - объект и субъект социализации. 2013 г.

Сборник работ XVI научно-практической конференции учащихся образовательных учреждений Южного округа города Москвы "Человек в изменяющемся мире. Человек - объект и субъект социализации. 2013 г....