Метод проектов в преподавании истории
учебно-методический материал по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Шоноев Тимур Иванович

Наша проектная деятельность на уроках истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_proektov_v_prepodavanii_istorii.doc254 КБ

Предварительный просмотр:

Шоноев Т.И., учитель истории МБОУ

«Сосново-Озерская сош№2»

МЕТОД ПРОЕКТОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ

Содержание

Введение – 1

1. Понятие метода проекта – 2

  1. Цели и особенности проектного обучения -  3
  2. Классификация проектов – 4
  3. Этапы работы в проектной деятельности – 8
  4. Роль учителя и ученика в проектной деятельности – 10
  5. Система и критерии оценки проектных работ – 15

2.Метод проекта в преподавании истории  - 17

Заключение – 22

Список литературы – 24

Приложения - 25                        

Введение

Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков - на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности, как нравственной характеристики личности. В такой педагогической теории обучения, ученик становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познающий характер. 

Процесс гуманизации обучения и воспитания, связанный с усилением внимания к личности ребенка, с подходом к нему как к высшей ценности общества, отражает тот социальный заказ, который на пороге третьего тысячелетия общество предъявляет образовательным системам разного уровня. Сейчас многие развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих образовательных систем так, чтобы в центре внимания педагогов находилась познавательная деятельность учащихся. Важен не конечный результат (знания устаревают, подвергаются изменениям), а сам процесс приобретения знаний. Необходимо научить учащихся самостоятельно учиться и добывать необходимые знания, учить умению адаптироваться в жизненных ситуациях и самостоятельно принимать решения, критически мыслить. При традиционном подходе и традиционных средствах обучения эти задачи решить  достаточно сложно. Многочисленные примеры свидетельствуют о том, что одной из перспективных форм работы со школьниками, организации их научно-исследовательской деятельности является метод проектов.

Метод проектов, во-первых, позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования - проблему мотивации. С помощью традиционных методик детей учебой не увлечь. Не только отстающие, но и одаренные ребята тоже, бывает, скучают на уроках. Поэтому необходимо выдвигать перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Для творческой продуктивности проекта важно сформулировать такие задания, которые не имели бы единых, заранее известных решений. Формулирование открытого задания может стать результатом коллективного обсуждения проблемы. Верхом мастерства учителя является ситуация, когда гипотезу или проблемный вопрос формулируют сами ученики. Чувствуешь важность и необходимость своей работы, когда выдвинутые детьми проблемные вопросы не просто интересны, но и новы для самого учителя.

Во-вторых, реализуются принципы личностно- ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами.

В-третьих, выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. Учебные проекты учащихся должны быть  прообразами проектов в их будущей самостоятельной жизни. Выполняя их, учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем, продвигаясь вперед к поставленной цели

В-четвёртых,  метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий. Это и электронная почта,  поисковые системы,  электронные конференции,  викторины,  олимпиады.

Таким образом, целью  и задачами данной работы являются:

  • рассмотреть теоретические основы метода проектов;
  • разработать рекомендации для применения метода проектов в преподавании истории;
  • предложить дидактический материал для использования в обучении истории в общеобразовательной школе.

  1. Понятие метода проекта

Определение учебного проекта в основном совпадают у разных авторов. По определению Е.С. Полат: "Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов и действий обучаемых, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и предполагающих презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, проблемных методов, творческих по самой своей сути". [6]

 Метод - это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, способ организации процесса познания. Поэтому, когда мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ конкретной цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Необходимо, чтобы этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить учащихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован  на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую. Деятельность, которую они осуществляют в течении определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение определенной проблемы.  Метод проектов как педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

  1. Цели и особенности проектного обучения

 

Какими же могут быть конкретные цели проектного обучения? Ряд исследователей под целями проектного обучения понимают следующее:

  1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Указанное становится возможным:
  • через проживание «ситуации успеха» (на уроке или вне урока) не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации
  • через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.
  1. Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности. Важно в жизни умение не только высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать и понять другую, иногда, полностью противоположную своей.
  2. Развивать исследовательские умения: анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы.

Указанные цели достигаются через особую организацию образовательного пространства, влияющую на разные аспекты и стороны личности, создавая условия для появления у нее мотива к самоизменению, личностному росту, способности к реализации собственной «Я-концепции», для освоения интеллектуальных средств познания и исследования мира.

  1. Классификация проектов

         В современной науке выделяют проектирование техническое (разработка и реализация проектов по заранее известным целям) и гуманитарное (проблемная организация мышления и деятельности). Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная в учебном пособии Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной.[7]  Она может быть применена к проектам, используемым в преподавании любой учебной дисциплины. В данной классификации по нескольким критериям выделяются следующие разновидности проектов:

№ №

Критерии

Виды проектов

  1. 1

По содержанию проекта

Монопредметные (выполняются на материале конкретного предмета);

Межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких предметов);

Надпредметные (выполняются на основе изучения сведений, не входящих в школьную программу)

  1. 2

По методу, доминирующему в проекте

творческие, исследовательские (характеризующиеся наличием четко поставленных целей и обоснованной структуры),  приключенческие, игровые (основным компонентом содержания становится ролевая игра), информационные, практико-ориентированные (особенность которых состоит в выработке результата, имеющего практическое значение (подготовка номера журнала или видеофильма)).

  1. 3

По характеру координирования проекта

с явной координацией, со скрытой координацией

  1. 4
  2. 4

По включенности проектов в учебные планы

Текущие (на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса часть содержания обучения)

Итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определенного учебного материала);

 

  1. 5

По характеру контактов

внутренние (региональные), международные

  1. 6

По продолжительности выполнения проекта

Мини-проекты, (несколько недель);

Средней продолжительности (несколько месяцев);

Долгосрочные (в течение года)

По количеству участников проекта

Коллективные,

Индивидуальные,

Групповые

Существуют и другие виды классификации учебных проектов. Приведем примеры некоторых из них в качестве дополнения и некоторого разъяснения отдельных видов проектов и их характеристик.

Классификация учебных проектов по Коллингсу: [5]

  • Проекты игр – детские занятия, непосредственной целью которых является участие в групповой деятельности, как то: различные игры, народные танцы, театральные постановки, разного рода развлечения.
  • Экскурсионные проекты – целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.
  • Повествовательные проекты – те, разрабатывая которые, дети имели целью «получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме» - устной, письменной, вокальной, художественной, музыкальной.
  • Конструктивные проекты – нацеленные на создание конкретного, полезного продукта.

И.С.Сергеев предлагает классификацию проектов по доминирующей деятельности обучающихся.[3] Данная классификация включает:

  • Практико- ориентированный проект – направлен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика.
  • Исследовательский проект – по структуре напоминает научное исследование. Это деятельность обучающихся по решению творческой, исследовательской проблемы с заранее неизвестным решением, предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

1. Выявление и постановка проблемы исследования

2. Формулировка гипотезы

3. Планирование и разработка исследовательских действий

4. Сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ, синтез, обобщение

5. Сопоставление данных и умозаключений, их проверка

6. Подготовка и написание сообщения

7.Выступление с подготовленным сообщением

8. Переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы

9. Построение выводов, заключений

  • Информационный проект – направлен на сбор информации о каком либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории.
  • Творческий проект – предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов.
  • Ролевой проект. Структура в таких проектах только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Имитируются социальные или деловые отношения, усложняются гипотетическими игровыми ситуациями. Результаты работы намечаются в начале их выполнения, но полностью вырисовываются лишь в самом конце. Высока степень творчества.

На практике обычно нельзя увидеть в чистом виде тот или иной проект, можно говорить лишь о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.

В педагогической практике, как правило, используются групповые

и персональные учебные проекты. Следует отметить их особенности в плане  преимуществ.

Преимущества групповых проектов:

  • У участников проектной группы формируются навыки сотрудничества;
  • Проект может быть выполнен глубоко и разносторонне;
  • Каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуационного лидера и, наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы;
  • В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предполагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения, этот соревновательный момент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

Преимущества персональных проектов:

  • План работы может быть выстроен с максимальной точностью;
  • У учащегося полностью формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него самого;
  • Учащийся приобретает опыт деятельности на всех этапах выполнения проекта – от зарождения замысла до итоговой рефлексии;
  • Формирование важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается управляемым процессом.

Изучая литературу по данному вопросу, можно заметить, что как в теории, так и в практике образования определились отличительные особенности традиционного подхода и проектного: так называемые «знаниевый», с одной стороны, и «способностный», с другой. «Знаниевый», строится на традиционных основах: классно-урочной системы обучения, преобладающем иллюстративно-объяснительном методе преподавания, фронтальной форме организации учебного пространства, контроле и опросе репродуктивного типа и прочих аналогичных характеристиках. Целевой установкой этого подхода является формирование знаний, умений, навыков. Ведущий тип деятельности - воспроизводящий. «Способностный» ориентируется на личность обучаемого. Одним из показателей развития личности выступает овладение учащимися такими мыслительными операциями, как: синтез, сравнение, обобщение, классификация, индукция, дедукция, абстрагирование. Но наиболее существенным становится появление потребности, интереса, мотива к личностному росту, изменению себя, развитию эмоционально-образной сферы, приобретению опыта эмоционально-ценностных отношений. Таким образом, проектное обучение – полезная альтернатива классно-урочной системе, но она не должна вытеснять её.

1.3 Этапы работы в проектной деятельности

      В проектной деятельности принято выделять несколько этапов, так Е.С. Полат [6] выделяет следующие:

№ №

Этапы работы над

проектом

Содержание работы на данном этапе

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

11

Подготовка

Определение темы и целей проекта. Формирование рабочей группы

Обсуждают предмет проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели.

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке цели проекта. Наблюдает за деятельностью учащихся

22

Планирование

а)Определение источников информации.

б)Определение способов сбора и анализа информации.

в)Определение способа представления результатов(формы проекта).

г)Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности.

д) Распределение задач (обязанностей) между членами команды

Формируют задачи. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии и показатели успеха проектной деятельности.

Предлагает идеи, высказывает предположения.

Наблюдает за деятельностью учащихся

33

Исследование

Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение альтернатив методом «мозгового штурма». Выбор оптимального варианта. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.

Выполняют исследование, решая промежуточные задачи.

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся

44

Формулирование результатов или выводов

Анализ информации. Формулирование выводов

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект.

Консультирует учащихся.

55

Защита проекта

Подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов.

Возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет.

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке деятельности

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа

66

Оценка результатов и процесса проектной деятельности

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок деятельности.

Оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использования источников. Определяет потенциал продолжения проекта и качество отчета

Н.Ю. Пахомова [5] предлагает осуществлять проектную деятельность в 4 этапа:

1. Погружение в проект;

2. Организация деятельности;

3. Осуществление деятельности;

4. Презентация результатов.

Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова [1] предлагают разбить работу над проектом на следующие этапы:

1. Поисковый, который включает в себя: моделирование идеальной ситуации; анализ имеющейся информации; анализ реальной ситуации; определение потребности в информации;  определение и анализ проблем; сбор и изучение информации.

2. Аналитический: постановка цели проекта; определение задач, способа разрешения проблемы, анализ рисков, составление планов реализации проекта; пошаговое планировании работ; анализ ресурсов, планирование продукта.

3. Практический: выполнение плана работ, текущий контроль

4. Презентационный: предварительная оценка результата; планирование презентации и подготовка презентационных материалов; презентация продукта.

5. Контрольный: анализ результатов выполнения проекта; оценка продукта; оценка продвижения.

  1. Роль учителя и ученика в проектной деятельности

При применении данного метода  учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Работа над учебным проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный, процесс из скучной принудиловки в результативную творческую созидательную работу.

Учебный проект с точки зрения учителя –это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

  • Проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы;
  • Целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
  • Самоанализу и рефлексии результативности и успешности решения проблемы проекта
  • Представление результатов своей деятельности и хода работы
  • Презентации в различных  формах, с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макет, плакат, компьютерная презентация, чертеж, модель, театрализация, видео, аудио и сценическое представлении);
  • Поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания
  • Практическому применению школьных знаний в различных, в том числе нетиповых ситуациях;
  • Выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
  • Проведению исследования.

В целом, метод проектов позволяет создать условия для формирования различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции:

1.        Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения задачи;

2.        Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно привлекать знания из различных областей;

        -умение самостоятельно найти информацию в информационном поле;

- умение находить несколько вариантов решения проблемы;

- умение выдвигать гипотезы;

- умение устанавливать причинно-следственные связи.

3 Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умения коллективного планирования;

- умение взаимодействовать с любым партнёром;

- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач:

- навыки делового партнёрского общения;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников;

4.        Менеджерские умения и навыки:

- умение проектировать процесс (изделие);

- умение планировать деятельность, время, ресурсы;

-умение принимать решения и прогнозировать их последствия;

- навыки анализа собственной деятельности.

5.        Коммуникативные умения:

- умение вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

- умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- умение находить компромисс;

- навыки интервьюирования, устного опроса;

6.        Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;

- умение уверенно держать себя во время выступления;

- артистические умения;

- умение пользоваться средствами наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.

Прежде чем начнется работа над проектом, руководитель проекта должен ответить на ряд вопросов:

  1. Для чего создается данный проект? Чем вызвана необходимость его создания? Существует ли на самом деле потребность в этом проекте? Как в дальнейшем будет использоваться данный проект? Кто выступит в роли той целевой группы, для которой создается данный проект? Найдет ли он своих потребителей?
  2. Каким должен быть проект для того, чтобы отвечать полностью поставленным задачам?
  3. Кто будет создавать проект? В какой мере сможет он (смогут они) воплотить творческий замысел руководителя, реализовать задуманное? Какие из необходимых им для реализации проекта знаний, умений и навыков учащиеся имеют сейчас, будут иметь к моменту исполнения определенного требуемого вида работы?

4.  Как лучше распределить обязанности среди членов группы, если исполнителей несколько?

Таким образом, приступая к реализации проекта, руководитель должен продумать в деталях конечный вид создаваемого продукта. Прогностическую оценку следует производить как с точки зрения воплощения дидактической авторской идеи, так и с точки зрения пользователя, для которого создается программа.

Педагогу следует отказаться от своей традиционно доминирующей роли в процессе передачи ученикам знаний и стать организатором. Его роль изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Он не передает знания, а обеспечивает деятельность школьников, то есть:

  • Консультирует, провоцируя вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, трансформируя образовательную среду. При реализации проекта, учитель – это консультант, который должен удерживаться от подсказок даже в тех случаях, когда видит, что ученик делает» что – то не то».
  • Мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом.
  • Фасилурует. Не передача готовых знаний и умений, не указание в оценочной форме на несостоятельность, недостатки и ошибки, а провоцирование вопросов, размышлений, самостоятельной оценки деятельности и, возможно, моделирование различных ситуаций, таких как: организация групповой дискуссии, постановка вопросов, ответы на которые ученику заранее неизвестны или звучат абсурдно; помещение в постранство классной комнаты предметов, порождающих определенные ассоциации.
  • Наблюдает для своевременной и необходимой консультации, оценки уровня сформированности компетентности учеников.
  • Поддерживает и поощряет учеников.

Роль учителя наиболее значима на первом и последнем этапах работы над проектом. От того как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. Этот этап требует от учителя глубокого понимания всех психолого – педагогических механизмов воздействия на учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам подчас не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением….

Роли, которые предстоит «прожить» учителю в ходе руководства проектом:

  •  Энтузиаст – повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в сторону достижения цели;
  •  Специалист – обладает знаниями и умениями в различных областях
  •  Консультант – организует доступ к ресурсам, в том числе и другим специалистам;
  •  Руководитель – особенно в вопросах времени;
  • Координатор всего группового процесса;
  •  Эксперт – дает четкий анализ результатов выполненного проекта

 При работе над проектом принципиально меняется роль учащихся: не пассивные наблюдатели – статисты, а активные участники процесса. При этом каждый правомочен: вообще не принимать участие или участвовать в нескольких проектах сразу, а может даже начать новый проект. И, в какой – то степени, ситуация неопределенности может стать движущей силой процесса.

Учебный проект с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя в группе. Попробовать свои силы. Приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Роль ученика меняется в зависимости от этапа работы. Но на всех этапах он:

  • ставит проблему
  • осуществляет выбор способа решения проблемы
  • планирует
  • принимает решение;
  • выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Это и работа в команде, и взаимоотношения  с окружающими при поиске информации;

оценивает. Как «чужой» продукт – информацию с позиции полезности для проекта, так и продукт своей деятельности и себя. Но любая оценка должна быть адекватной, и этому необходимо детей учить. В этом плане воспитательный аспект метода проекта также неоценим. Всю нашу жизнь, с большим основанием, можно рассматривать как чередование различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать «свои жизненные проекты». Ведь для любого человека самая значимая оценка – это общественное признание его успеха. Подростку, да и любому школьнику важно получить отклик сверстников и взрослых. Несущественно, как и когда это произойдет: во время выступления перед классом или на внешкольной конференции. Главное, чтобы ребенок показал результат своего труда. Это очень важно, поскольку дети всегда сомневаются: признают ли меня окружающие? Любой проект достоин положительной оценки, ведь ребенок действовал сам. Важно, чтобы он проанализировал свою деятельность: как была поставлена работа? Что получилось в итоге?  Ученик может сказать, соответствует ли его результат затраченным усилиям или можно было пойти другим, более удобным путем. Такой самоанализ дорогого стоит. Если ребенок умеет его делать, он и оценку сможет себе поставить. А когда человек готов к самооцениванию, он более успешно идет по жизни. Учащиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны. Все это,  в конечном счете, способствует формированию активной гражданской позиции учащихся и максимальному развитию индивидуальных способностей и талантов каждого.

  1.  Система  и критерии оценки проектных работ

Оценивание происходит на разных уровнях проектной деятельности – на уровне ценностном, творческом и практическом, поэтому можно говорить о промежуточном и итоговом оценивании. Оно проводится в разных формах:

  • анкетирование и другие варианты исследования
  • сверка с планом
  • общее обсуждение
  • отчеты ответственных
  • составление портфолио по определенной структуре
  • приглашение экспертов или независимых лиц
  • самооценка
  • подготовка материалов для СМИ
  • статистические данные
  • сравнительный анализ
  • пресс – конференция (ответы на вопросы)
  • дебаты (аргументы и контраргументы)

Оцениваться может содержание проекта, структура, организация проектной работы, результаты – созданные продукты и появившиеся эффекты, которые могут быть отсроченными и моментальными; социальными, политическими, правовыми, экономическими, культурными, нравственно-духовными, образовательными и другими.

При проведении оценки проектной деятельности обучающихся предоставляется исключительная возможность оценки уровня сформированности ключевых компетенций. В качестве основных критериев выступают ключевые компетенции, о которых сказано выше. Более подробную информацию по данному вопросу можно найти в работе Г.Б.Голуб, Е.А. Перелыгиной, О.В. Чураковой «Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования». [1]

При оценке успешности обучающегося в проекте необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать:

  • степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
  • степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли;
  • практическое использование предметных и общеучебных ЗУН
  • количество новой информации использованной для выполнения проекта.
  • степень осмысления использованной информации;
  • уровень сложности и степень владения использованными методиками;
  • оригинальность идеи, способа решения проблемы4
  • осмысление проблемы проекта и формирование цели проекта
  • уровень организации и проведения презентации; устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности;
  • владение рефлексией;
  • творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
  • социальное и прикладное значение полученных результатов.

Варианты оценивания проектной продукции приводятся в приложениях данной работы.

  1. Метод проектов в преподавании истории

Ряд журнальных статей на страницах «Преподавание истории и обществознания  в школе»[4]  дает основание говорить о том, что организация проектной деятельности становится актуальной и для преподавания истории. 

Инструментом метода проектов является учебный проект, так как обучение происходит в процессе осуществления учебного проекта. Этот метод реализует деятельностный подход к обучению. В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Проблема проекта обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.

В своей педагогической практике на уроках истории педагоги чаще всего используют такие виды учебных проектов, как информационные, игровые, исследовательские, творческие. Вид проекта зависит от возраста учащихся и темы. По своему содержанию проекты в значительной мере межпредметны, так как интегрируют знания по истории, литературе, искусствознанию.

В курсе истории метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически на любом уроке. Избираемые темы должны быть значительными, интересными и усложняться в зависимости от уровня подготовки учащихся. В данной работе приводится ряд примерных тем учебных проектов. Они подобраны таким образом, чтобы отразить  многообразие как межпредметных связей, так и типовое.

Творческая деятельность в ходе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания и общения.  Пусть то, что ученики открывают или создают по мере разработки своих проектов, есть лишь упрощенное повторение уже созданного наукой. Главное, что они сами открывают для себя новые факты и конструируют новые понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников. Участвуя в процессе поисков и размышлений с неподдельным увлечением, ученики каждый раз заново переживают ощущение первооткрывателей.

При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, необходимо придерживаться, на мой взгляд, следующих рекомендаций:

• во-первых, поскольку проектная работа дает возможность учащимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность.

• во-вторых, проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не может быть четкого плана их выполнения. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.

• в-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Это еще раз подчеркивает важность и эффективность учебного сотрудничества.

 Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии, рисовать рисунки, оформлять свои работы на компьютере. 

  Курс истории Древнего мира позволяет заниматься не только персоналиями, но и обращаться к культурным феноменам. Подчеркнем, что темы не являются обязательными и могут варьироваться как учителем,  так и учениками. Начинающим работу над проектом  пятиклассникам, можно рекомендовать памятку, примерно такого содержания:

1.Объясните, почему ваша группа выбрала эту тему, что она лает для понимания древности?

2. Проведите отбор материала  –  нельзя охватить все изученные страны цивилизаций Востока и Запада. Поэтому подумайте, какие страны и народы будут для вас главными, ключевыми. Эти страны можно объединить по каким –либо признакам. Не забудьте объяснить для всех свой выбор.

3. Разделите функции между членами группы – кто-то из вас подбирает текст, кто – то продумывает художественное оформление работы и так далее.

4. Сделайте основные выводы своей работы. Выясните общее, различное в развитии стран Древнего мира, значение для современности.

5. Итогом вашей работы должен стать проект -  это может быть выступление с сообщением, газета, коллаж, альбом, схемы, графики,  все выводы, результаты проведенной работы.

6. Подготовьте свое выступление. Желательно отрепетировать свое выступление.

7. Подготовьтесь к возможным вопросам, которые могут вам задать слушатели.

Основной формой работы на уроке в среднем звене так же является групповая работа. Если каждая группа решает одну и ту же задачу (ведет исследование одного и того же объекта), то целесообразно формирование разноуровневых групп. При дифференциации задач можно формировать группы, в которые войдут учащиеся одного образовательного уровня. Обоснование такого выбора можно найти в книге В.В. Гузеева «Образовательная технология: от приема до философии». [2]

На уроках по истории в основной школе работа над проектами в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивать для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощь в работе, тщательность и добросовестность. Небольшие по объему исследования о персонажах или явлениях сводятся в коллективный труд, например, «Средневековый город и его обитатели». В данном случае информационные сообщения могут составить сборник или стать основой для ролевой игры, лечь в основу дискуссию.  Изучение прошлого России также даёт необозримое поле деятельности для претворения проектов («История России в портретах», «Загадки истории родного края» и т.д.).

Примерные темы проектов по истории от древнего мира до современности, а также по обществознанию предложены Шевченко Н.И. [8]

При использовании метода проектов учитель заранее тщательно готовится к таким урокам. Это не "ежедневные" технологии. В начале учебного года желательно выделить те темы, вопросы, разделы программы курса, по которым желательно было бы провести проект, чтобы дать возможность учащимся более глубоко и детально вникнуть в материал, дать возможность самостоятельно в нем разобраться не на уровне воспроизведения, а на уровне применения данного материала для решения какой-то значимой проблемы, для приобретения нового знания.  

Конечно, инициатива учащегося при выборе темы ограничивается на первых порах рамками школьного курса и возможностями преподавателя, который изначально выступает в роли научного руководителя проекта. Наиболее высокий уровень проектов предусмотрен, как и должно быть, для старшеклассников. Темы сужаются, требуя обращения к специальной литературе и источникам  Выбор темы проекта — не самое простое занятие для руководителя. Иногда ученик замахивается на проблему, которая ему явно не по плечу. Здесь важно не просто отклонить ее, но сделать это тактично, показав школьнику все трудности предстоящей работы и не отпугнув его от исследования вообще. Часто такой отказ связан с недостаточностью источников, поиск которых  предполагает работу  в архиве, музее, выезд в другие города. Бывает, что темы просто «лежат на поверхности», но чем она проще и ближе, тем сложнее её увидеть. В данной работе приводится ряд рекомендуемых тем и учебных задач для проектов по истории.

      Большой интерес вызывает краеведческая тематика проектов. Краеведение предоставляет молодому человеку наиболее полный комплекс оригинальных материалов, позволяет говорить о вещах близких и зачастую «осязаемых», дает шанс найти что-то свое, внести в изучение вопроса собственные умозаключения.

Краеведческие проекты возможны на уроках повторения и обобщения, в качестве домашнего задания и мини-проектов на уроках истории Отечества, занятиях кружка, элективных курсах. В моей педагогической практике одним из первых проектов было создание с обучающимися 10 –го класса путеводителя по городу  Мыски. Данная работа позволила ребятам  более глубоко изучить историю города, познакомиться с жизнью интересных людей – своих земляков и современников, выявить насущные проблемы города и его жителей, предложить варианты их решения. Результатом проектной работы стало издание справочника – путеводителя по городу Мыски, в котором ребята отразили наиболее интересные достопримечательности города, его окрестностей, привели краткие сведения об основных сферах жизнедеятельности города. Выступая на городской конференции школьников, ребята не только представили свой продукт – путеводитель по городу, но и обозначили основные проблемы города, предложили свои варианты их решения. Социальная значимость, воспитательная роль проектной деятельности очевидна. Например, изучая тему «Великая Отечественная война», ребята выступили с докладами на конференции школьников с докладами, посмотрели и обсудили учебный фильм, встретились с участником тех событий, организовали волонтерскую группу, которая оказывала конкретную помощь ветеранам и труженикам тыла в своем районе: ребята приводили в порядок приусадебные участки. Воспитательный и эмоциональный эффект подобных проектов трудно переоценить.

      В рамках предметной недели  истории и обществознания в прошлом учебном году мы организовали выставку «Символика городов Кузбасса». Ребята в течение второй четверти нашли в разных источниках изображения символов городов Кузбасса, изучили их, нарисовали на больших ватманах. К изображению  каждого символа  они составили краткую справку о истории и современной жизни города.  Результат данной проектной работы, по моему мнению, был более чем положительный: во-первых,  участники проекта получили большой объем знаний и навыков  поисковой работы по краеведению;  во – вторых представили свой труд  в крупномаштабном, красочно оформленном виде. В течение всей недели возле выставки можно было увидеть множество ребят со всей школы, читающих справочный материал по истории и современной жизни городов Кузбасса, рассматривающих их символику. В текущем учебном году обучающиеся среднего звена успешно реализовали подобный информационный проект по теме: «Твоя Россия. Города Поволжья».

          Анализ проделанной работы показал, что историко-краеведческая тематика проектных работ имеет ряд особенностей. Краеведческие объекты мало изучены, что создает большие возможности для успешной исследовательской работы как учителя, так и учащихся. Краеведческая тематика всегда вызывает у школьников повышенный интерес, так как она связана с историей родного города, семьи. Тематика краеведческих исследований обеспечена разнообразным источниковедческим материалом: письменными источниками, вещественными, памятниками, живыми свидетелями и участниками исторических событий. Определяя краеведческую тематику ученических исследований, необходимо исходить из следующего: брать темы, которые особенно ярко раскрывают взаимосвязь страны и края и тем самым помогают глубже осмыслить общие закономерности исторического процесса в стране и специфические особенности развития края; темы ученических исследований должны учитывать интересы и уровень развития обучающихся.

Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более сложное, как для педагога, так и для учащихся, чем выполнение традиционных заданий, поэтому на наш взгляд, необходимо иметь кроме плана работы, дневник проектной деятельности, которые помогут задать последовательность действий. До обучающихся необходимо донести четкие требования к оформлению и презентации проекта,  критерии оценивания проекта.

Проведение учебного курса или его фрагмента  на основе применения метода проектов требуют высокой квалификации преподавателя, поскольку для каждого такого проекта необходимо самостоятельно и очень тщательно отобрать необходимый  материал и разработать эффективную систему заданий и упражнений. Кроме того, включение подобных проектов в учебный процесс потребует решения целого ряда проблем организационного и психологического плана.

Анализируя специальную литературу и собственный педагогический опыт, выделяю несколько проблемных моментов, которые  могут возникнуть при внедрении метода проектов в практику. Вот некоторые из них:

  • Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить его процесс. Это связано с тем, что оценка дается по результатам презентации, а презентуется именно результат проекта. Чтобы оценка была максимально объективной и разносторонней необходимо внимательно отнестись к составлению и анализу портфолио проекта. Как правило, именно эта часть проектной деятельности, к сожалению, упускается из  внимания.
  • Главная опасность при выполнении исследовательского проекта –его превращение в реферат. Конечно, реферативная часть обычно присутствует в любом исследовании, и умение писать рефераты необходимо но создавать у детей представлении о научной деятельности как о компиляции чужих мыслей не стоит.

Недостаточно изучить какие-либо работы и грамотно изложить их содержание. Проектант должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать реферируемые источники.

Необходимо использование и разнообразных методов научного исследования помимо анализа литературных источников.

  • Одним из наиболее сложных является вопрос о реализации воспитательных задач в ходе проектной деятельности.

В традиционной системе обучения воспитательные вопросы рассматриваются, как правило, с интеллектуальной стороны, и лишь потом – с эмоциональной. Моральные принципы должны быть понятны. В философии образования, основанной на проектной деятельности  основные моральные принципы – отзывчивость, верность долгу, ответственность за принятые решения – основываются на действии, они должны быть прожиты.

  • Проект не вписывается в урок продолжительностью 40 минут. Полноценная реализация каждого из этапов проекта требует несколько большего времени, хотя бы спаренного урока. Более эффективными оказываются проекты, занимающие 4-7 уроков, когда в качестве домашних заданий к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или  иной этап работы над проектом, отчитываясь о проделанной работе в начале следующего урока. Последние 2 урока используются для презентации подготовленных проектов.

     Наиболее глубокие проекты и содержательные проекты выполняются, как правило, в ходе внеклассной деятельности.

Заключение

Качественные структурные и социально-экономические изменения последних десятилетий требуют смены традиционной парадигмы общего образования. Жизнь требует от выпускников школ интеллектуального и нравственного развития, формирования критического и творческого мышления, умения работать с информацией, ответственности, инициативности, коммуникативности, самостоятельности мышления. Проектная методика в этом отношении обладает большими потенциальными возможностями: развивающими, обучающими, воспитательными, психологическими. Эти возможности могут быть реализованы в комплексе с другими методами и приемами для достижения качественно нового уровня обучения и воспитания.

Проекты сегодня используются и в рамках учебного процесса в школе, и в дополнительном образовании, и как способ организации жизни  Несмотря на ряд нерешенных на сегодняшний день вопросов, таких как: сочетание проектного метода с классно-урочной системой; недостаточность материально-технической базы и других, применение метода проектов во многом помогает решить такие проблемы, как недостаточная мотивация учеников, их отчужденность от проблематики и ценностей образования и культуры в целом, оторванность знаний от жизни. Метод проектов ориентирован на достижение целей самих учащихся; способствует формированию значительного числа умений и навыков; дает ученикам опыт  практической деятельности. При грамотном его применении  педагог сможет достигнуть высоких результатов в обучении.

Список литературы

  1. Голуб, Г. Б., Перелыгина, Е.А., Чуракова, О.В. Метод проектов  – технология компетеностно-ориентированного образования [Текст] – Самара: Учебная литература,  2006. – 159с.
  2. Гузеев, В.В. Образовательная технология: от приёма до технологии [Текст] // Директор школы. – 1996. -№4. – с.61-70.
  3. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений [Текст] – М.: АРКТИ, 2004. – 80с.
  4. Сергеев, И.С. Освоили метод проектов…. Что дальше? // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2005. - №9. – 20с.
  5. Пахомова, Н.Ю. Метод учебных проектов в общеобразовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов [Текст] – М.: АРКТИ, 2003. – 112с.
  6. Полат, Е.С. Как рождается проект [Текст] – М.: Академия, 1995. 223с.
  7. Полат, Е.С., Бухаркина, М.Ю., Моисеева, М.В., Петров, А. Е. Новые педагогические технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат. –М.: Академия, 1999.
  8. Шевченко, Н.И. Технология обучения в старшей школе [Электронный ресурс]. – http://wwwreseacher.ru.

Приложение 1

Дневник проектной деятельности

Разделы:

1.Тема проекта

  1. Цель и задачи проекта
  2. Заметки на консультациях
  3. Работа в библиотеке
  4. «Важно»
  5. «Решения»
  6. «Сделать»
  7. «Прочитать»
  8. «Источники информации»
  9. «Мои заметки»
  10. «Мои выводы»

Портфолио проекта

1 Дневник работы над проектом

2 Продукт (проект)

3 Отчет (тема, цели, задачи, планирование, исследование, рефлексия)

4 Презентационные материалы

Приложение 2

Критерии оценки проекта

Критерии

презен-тация

публика-ция

сайт

Лабораторн. работы

Содержание работы

Структурированность информации

Логика изложения

Соответствие заданию, поставленному учителем

Полнота, точность, актуальность информации

Элементы творчества и оригинальность

Библиография с перечислением всех использованных ресурсов, цитирование источников

Внешний вид

Соответствие дизайна содержанию работы

Единство стиля в оформлении разных частей работы

Выбор типа графического изображения, дающего наиболее наглядное и правильное представление статистической информации

Читаемость текста, наглядность выделений, расстановка акцентов, сочетание фона с графическими элементами;

Умения и навыки использования компьютерных инструментов

Правильность сохранения, открытия работ, корректность в отношении работ других учащихся (не удалять, не копировать чужое!)

Использование спецэффектов (графики, звуки, рисунки, эффекты смены слайдов, эффекты  анимации),  разных шрифтов и т.д.

Выполнение требований организации коллективной работы в компьютерном классе.

Лист оценивания презентации ученика

Критерии оценивания

Параметры

Комментарии

Использование технологий

  1. Тематика исследования, отраженного в презентации, на какой возраст учащихся рассчитано обучение, требуются ли навыки работы с компьютером?
  2. Как использование современных технологий помогает учащимся выполнять работу быстрее, качественнее, на более высоком уровне?
  3. Насколько эффективна интеграция технологий в решении задач Вашего проекта?
  4. Целесообразно ли использование такой технологии для получения необходимых знаний, умений и навыков по конкретному предмету школьной педагогики?
  5. Оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, дизайн не противоречит содержанию презентации?
  6. Изображения в презентации привлекательны, интересны и соответствуют содержанию, не накладываются на текст (если это не специальные эффекты)?
  7. Текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами?
  8. Списки, таблицы, диаграммы и графики в презентации выстроены и размещены корректно?
  9. Все ссылки работают?

Процесс обучения

  1. Каким образом созданная презентация демонстрирует способность учащегося к анализу и/или синтезу различных видов информации над учебной темой или учебным разделом проекта (например, умение интерпретировать, оценивать, теоретизировать и т. п.)?
  2. Каким образом созданная презентация демонстрирует понимание учащимися поставленных задач?
  3. Соответствует ли содержание презентации утвержденному Минимуму знаний по предмету и Стандартам обучения? 
  4. Каким образом данная методика обучения учитывает индивидуально-личностные качества учащегося?

Критерии оценивания буклета

Фамилия:                                                         

Выбранная тематика:                                                         _______________________

Основной дизайн (максимум – 15 баллов)

1.Легко ли читать вашу публикацию?

2.Насколько эффективно используется пространство в вашей публикации?

3.Эффективно ли вы использовали возможности иллюстративного материала?

 Общая оценка

Математические выкладки (максимум 25 баллов)

1.Насколько точно представлены данные исследований?

2.Даются ли объяснения формул?

3.Даются ли выводы уравнений или только сами уравнения?

4.Даются ли примеры вычислений?

5.Есть ли графики?

Общая оценка

        

Содержание (максимум 25 баллов)

  1. Насколько эффективно обобщается информация?

  1. Грамматика и синтаксис?

3.Есть ли перспективы развития данной тематики?

4.Насколько творчески и увлекательно подобраны материалы?

5.Есть ли цитирование источников?

Общая оценка

Приложение 3

Тематика учебных проектов по истории

  1. Когда и как началась история человечества. Ответ науки и ответ религии.
  2. Путешествие в древние Афины
  1. Религия и искусство первобытного общества
  1.  В гостях у жителей Древнего Египта
  2. Изменение хозяйства в Древнем мире.
  3. Изменение государственного устройства в Древнем мире.
  4. Изменение общественного устройства в Древнем мире.
  5. Мифы разных народов Древнего мира.
  6. Оружие и великие сражения Древнего мира.
  7.  Школа и образование Древнего мира.
  8. Одежда и быт в Древнем мире.
  9. Великие изобретения Древнего мира.
  10.  Достижения  культуры и мировоззрения  древнего мира.
  11. « Опорный конспект – наш помощник и дружок».
  12. Средневековый город и горожане.
  13. «Теплые воспоминания о «холодной войне».
  14. «Пойдемте в оружейную палату».
  15. «История в песне».
  16. «Почему в Сибири так много немцев».
  17. Динамика употребления личных имен у русских в IX – Xxвеках по произведениям литературы.
  18. Направления расселения славян и славянских народов по материалам топонимики.
  19. Хозяйственная деятельность в Ветхом Завете.
  20. Семейное право по книгам Ветхого Завета, материалам «салической правды свободных франков», «Русской правды».
  21. Региональные различия в одежде русских крестьян XIX века по материалам литературы.
  22. Семейные отношения древних греков в греческой мифологии.
  23. Мотив змееборчества в европейском фольклоре и его историческая основа.
  24. Образы самозванцев русской классике.
  25. Петербург и Москва – два мира внутри России.
  26. «Погружение в историю родного края».
  27. Русская революция.
  28. Мировые войны.
  29. Образование и наука в России в конце XIX  - начале XX века.
  30. Русская культура во второй половине XIX – начале XX века.
  31. «Визитная Карточка эпохи».
  32.  Школьный музей.
  33. «Исследуем школу».
  34. История моей семь в истории страны.
  35. «Мой город».
  36. «Книга памяти».
  37. «История в лицах».
  38.  «Загадки истории».

Приложение 4

Учебные задачи по истории

История Древнего мира

Тема: «Культура Древнего Египта»

Достижения культуры это творения человека, которые признаны людьми  как полезные или красивые. Например, египетские пирамиды стоят до сих пор, на них посмотреть съезжаются туристы со всего мира, почему? Они поражают наше воображение своей красотой, величием, загадочностью. Исходя из этого, можно сделать вывод, что достижения культуры Древнего египтяне забыты и используются в современном мире?  

Однако все-таки для чего древние египтяне строили эти пирамиды?  Играли ли пирамиды еще какую -либо роль, кроме как место захоронения главы государства или знатного вельможи? А в наше время мы часто слышим, что умершего главу государства хоронят в специально построенной пирамиде? Более того, секрет бальзамирования мумий древними египтянами утерян. Судя по этим фактам, можно сделать вывод, что достижения культуры Древнего Египта забыты и не используются в современном мире, не оказывают влияния на нашу культуру?

Обсуждая  поставленные вопросы ученики формулируют проблему: «Оказала или нет культура Древнего Египта влияние на современную мировую культуру?»

Для решения проблемы ставится общая задача: выяснить, что из достижений древнеегипетской культуры и в какой степени мы используем в современном мире.

Работа в группах.

1 группа. Научные знания в Древнем Египте.

Общая задача для группы:  Какие науки возникли в Древнем Египте? Какие знания египтян мы используем до сих пор?

2 группа. Письменность в Древнем Египте.

 Общая задача для группы: Как возникла письменность в Египте? Опираясь на свои знания по русскому языку, выясните, чем египетская письменность отличается от современной. Где до сих пор применяют иероглифы при письме? Как же людям удалось расшифровать египетские иероглифы? Кто нам открыл эти загадочные рисунки?

3 группа. Образование в Древнем Египте.

Общая задача для группы: В Древнем Египте фараоны приказывали учреждать новые школы и обучать детей письму и началам научных знаний. Почему фараоны были заинтересованы в распространении образования в стране? Проанализируйте документы «Наставление непослушному ученику» и «Поучение Ахтоя сыну своему Пепи, отданному в школу писцов».

4 группа: Искусство Древнего Египта.

Общая задача группы: Выяснить особенности египетского искусства. Почему произведения живописи и скульптуры сделаны строго по образцу? Как это связано с религиозными представлениями египтян? Почему до сих пор Большого Сфинкса можно считать «чудом света»?

Тема: Путешествие в Афины – столицу древнегреческого искусства.

Работа в группах.

Условие: В Афины приехал знатный гость, который сделал что-то хорошее для Афин. Во время путешествия по городу в каждой его части жители должны показать гостю самые примечательные места Афин, рассказать о них и подарить альбом достопримечательностей своего района. Каждой группе дается задание подготовить одного оратора, который рассказывал бы гостю об этой части Афин. Все остальные должны быть его помощниками – делать дополнения (по архитектуре, скульптуре, живописи), разыгрывать сценки, показывать иллюстрации.

Группа 1. Архитектура Акрополя.

Задача: почему греческие храмы строились по определенному плану? Как это соответствовало греческому идеалу красоты и гармонии? Сравнить храмы Греции с египетскими храмовыми постройками, описать чувства и мысли людей, созерцающими и те и другие. Как связана архитектура страны с  особенностями её политического и экономического устройства? Можно ли установить связь между свободолюбием греков, их демократией и их архитектурой?

Группа2. Скульптуры внутри храмов и перед ними.

Свидетельство Плутарха о сооружениях Акрополя в жизнеописании Перикла:

«Там, глее материалом служили камень, медь, слоновая кость, золото, черное дерево, кипарис, действовали представители тех профессий, которые обрабатывают и формируют эти материалы: плотники, скульпторы, медники, каменщики, золотых дел мастера, размягчители слоновой кости, живописцы. Эмалировщики, чеканщики. Так воздвигались сооружения, причем мастера наперебой старались превзойти возможности своего искусства тонкостью своей работы».

«Между тем росли здания, грандиозные по величине, неподражаемые по красоте. Все мастера старались друг перед другом отличиться изяществом работы, особенно же удивительной была быстрота исполнения. Сооружения, из которых каждое, как думали, только в течении многих поколений и человеческих жизней с трудом будет доведено до конца,- все они были завершены в цветущий период деятельности одного государственного мужа… По красоте своей они с самого начала были старинными, а по блестящей сохранности они до ныне свежи, как будто недавно окончены: свой вид нетронутым рукою времени, как будто эти произведения проникнуты дыханием вечной юности, имеют нестареющую душу!»

Задачи: Согласны ли вы с утверждением, что все произведения Акрополя «Имеют нестареющую душу»? Как вы относитесь к мнению Плутарха?

Почему статуи Афины и Зевса называли чудесами света? Всегда ли благополучно складывалась судьба великих художников?

Как вы думаете, какие цели ставили перед собой греки, украшая Афины прекрасными скульптурами, которых, как говорили современники, было больше. Чем людей?

Кого прославляло искусство в Египте и кого в Греции?

Группа 3. Городские постройки на Агоре.

Задачи: В чем состоит отличие рынка торговой площади Греции от наших современных рынков? Можно ли сказать, что афиняне приходили на рынок только для того, чтобы покупать и продавать?

Почему существовало такое  различие между скромностью жилых домов греков и роскошью общественных здание? Как это связано с представлениями греков о родине, об общественном и личном?

Подготовьте сценарий и покажите сценку о торговом рынке на площади.

Группа 4. Район Керамик.

Задачи: Как вы думаете, можно ли, побывав на рынке, миновать гончарную мастерскую? Почему вазы, чашки. Кубки имели для греков не только практическое значение?

Зачем ремесленники украшали свои изделия прекрасными красно- и чернофигурными изображениями? Какие изделия купили бы вы? Нарисуйте их.

Прочитайте отрывок из повествования Плиния Старшего – римского историка- о греческих художниках. Сделайте выводы о значении греческой живописи для современной:

«Панэн, брат Фидия, написал в Пестром портике картину с изображением Марафонской битвы, на которой Мильтиад представлен впереди других стратегов. Художник, как говорят, очень точно воспроизвел портреты участников битвы – и Мильтиада, и других афинских военноначальников, и персидских полководцев Датиса и Артаферна.

Афинянин Апполодор первым начал изображать тени… Но всех художников и прошлого и будущего времени превзошел Апеллес с острова Коса. Пожалуй он внес в живопись больше, чем все остальные мастера вместе взятые, ибо он издал книги, в которых изложил правила этого искусства.»

Выразите свое мнение о греческих художниках: об их творчестве, какие цели они ставили?  Почему до сих пор нас восхищают греческие расписные сосуды? Каковы сюжеты вазовой живописи? Что прославляли художники, какие мысли и чувства хотели они донести до зрителя?

Группа4. Длинные стены и Пирей.

Задачи: Представьте, что вы попали в порт Пирей. Сюда приплывают корабли из разных стран. В историческом документе сказано: «Сколько товара прибывает в Пирей! Из Причерноморья – соленая рыба; из Северной Греции – зерно и мясо; сицилийцы доставляют свиней и сыр; из Египта – паруса и папирус; из Сирии – благовония; остров Крит шлет дорогое дерево; острова – тучных баранов и фрукты. Из Малой Азии везут рабов и миндаль. Финикия шлет пшеничную муку и финики».

Почему Греция вела столь обширную торговлю? Используя свои знания о хозяйстве в Афинах, о том, что привозили в Пирей, предположите, чем питались греки. Составьте меню и опишите в рассказе их застолье.

Для того чтобы сделать порт удобным, афиняне сузили входы в заливы, построив по обеим их сторонам каменные насыпи. Гавани стали безопасными в шторм и непогоду. На ночь входы запирались цепями. В военную гавань чужеземцам вход был запрещен.

На Пирейском полуострове возник целый город. В нем было много гостиниц, улицы были широкими, пересекающиеся под прямым углом. Каждый богатый афинянин стремился иметь дом в Пирее.

Объясните, почему такие большие средства вкладывались в благоустройство порта. Напишите речь от имени Перикла, убеждающего граждан о том, что деньги из казны необходимо направлять на благоустройство Пирея.

История Средних веков

Тема: «Жанна де Арк: подвиг средневековой женщины».

Проблема: роль личности женщины в истории Франции.

Задачи: Что такое подвиг?

Какую роль в судьбе Франции сыграла Жанна де Арк? Как отразился образ Жанны де Арк в культуре Франции?

История России

Тема: Русская революция.

Объектом изучения истории являются человеческие общности – большие группы людей, объединенные по тем или иным признакам. Конкретный человек вносит посильную лепту в историю своего народа. Значение, осязаемость данной лепты зависит от многих причин, связанных с самой личностью, так и с теми условиями. В которых она живет и действует . Судьба каждого конкретного человека интересует историка как отражение процессов, характерных для общества в целом; так же им важно понять, как личность влияет на историю и какова её роль в ней.

События и лица в историческом процессе калейдоскопически сменяют друг друга, а люди действуют, сообразуясь как будто только со своими желаниями. В тоже время цепочка причин и следствий приводит общество к определенному событию, которое кажется в данной исторической ситуации неизбежным.

Может ли что-либо изменить человек, чтобы событие не произошло, или это не в его власти? Когда, на каком этапе появились и как накапливались в обществе, в государстве, в межгосударственных отношениях те негативы, которые стали причиной национальных и мировых катастроф?

А как бы развивался мир, если бы такое событие удалось бы предотвратить?

Множество таких вопросов возникает у тех, кто, изучая историю, пытается осмыслить ход исторического процесса, понять его закономерности, роль и влияние случайного на течение исторических событий.

Тема: Русская революция.

Октябьский переворот или Великая Октябрьска революция 1917 года сталаэпохальным событием XX века. Многомиллионные человеческие жертвы, разрушенная экономика, погибшая культура – очевидные последствия исторического события. Россия на многие десятилетия выпала из мирового цивилизационного процесса. Путь, по которому она двигалась, все эти годы был другим, отличным от движения мирового сообщества. В то же время она несомненно влияла на формирование мировой цивилизации XX века. Однако свя система отношений внутри общества и государства, построенная на принципах Октября, рухнула, и Россия мучительно возвращается в мировое сообщество, перестраиваясь по его стандартам.

Так ли уж неизбежен был октябрь 1917 года, как утверждали большевики? Может, Великого Октября могло и не быть? А как в таком случае развивался бы мир?

Чтобы ответить на эти и многие другие вопросы, необходимо, используя специальную литературу, провести анализ исторической ситуации, сложившейся в России на рубеже XIX – XX веков.

Для решения учебной задачи формируются 3 группы для анализа ситуации с одной из сторон и 1 –для обобщения материалов сообщений.

Задание для 1 группы

Тема исследования: Последние русские цари и их политика.

Задача1: Царь-освободитель Александр II.

При подготовке сообщения , обратить внимание на следующие вопросы:

А) Почему реформы встречали определенное сопротивление и царя-освободителя в конечном итоге убили?

Б) Кто оказывал сопротивление реформам?

В) Мог ли АлександрII проводить реформы по –другому? Как это отразилось на его судьбе?

Г) Что случилось бы, если Александра II не убили революционеры – террористы?

Задача 2. Царь-миротворец Александр III.

При подготовке сообщения обратить внимание на следующие вопросы:

А) Каковы были два  возможных направления политики?

Б) Почему Александр III избрал реакцию и контрреформы?

В) На что были направлены контрреформы?

Задача 3. Император Николай II.

При подготовке сообщения обратить внимание на вопросы:

А) Чем отличалось время Николая II  от времени Александра III?

Б) Как изменила ситуацию Русско-японская война?

В) какие важные положения содержались в манифесте 17 октября 1905 года?

Г) Почему реформы П. А. Столыпина не принимали ни крайне левые, ни крайне правые?

Д) Какие причины привели к Февральской революции 1917 года?

Задача4. Что могут цари?

При подготовке сообщения, обратить внимание на вопросы:

А) Если бы Александр II провел реформы по- другому (варианты), как бы изменилась ситуация?

Б) Если бы Александр III избрал другой путь, что было бы?

В) Если бы Александр был дальновиднее, что он мог бы предпринять, чтобы избежать революций?

Г) А может быть, от них ничего не зависело?

Задание для 2 группы

Тема исследования: Деятельность политических партий и организаций в России.

Задача 1. Народничество в России.

 При подготовке сообщения обратить внимание на вопросы:

А) Как народники относились к реформам?

Б) Почему они отрицали капитализм?

В) К какому результату привел террор?

Задача 2ю Социалисты в России.

Вопросы:

А) Какова политическая программа большевиков?

Б) Чего хотели эсэры?

В) В чем проявился радикализм в деятельности социалистов в России?

Г) Почему экстремисты в России пользовались значительным влиянием?

Задача 3. Либералы в России.

Вопрсы:

А) Чего хотели либералы?

Б) Почему либеральное движение в России было слабым и не пользовалось доверием масс?

В) Чего добились либералы в Государственной Думе?

Задача 4. Консерваторы в России.

Вопросы:

А) В чем суть теории «Официальной народности»?

Б) Как консерваторы относились к реформам?

В) В чем консерваторы видели своеобразие исторического пути развития  России?

Задача 5. Политические партии и власть.

Вопросы:

А) Почему в итоге всех политических событий 1917 года к власти в России пришли экстремисты в лице большевиков?

Б) Могло ли Временное правительство удержать власть? Что для это нужно было предпринять?

В) Приход к власти большевиков - это случайность, результат рокового стечения обстоятельств или явление вполне закономерное? Как считали сами большевики?

Г) Почему при сходных обстоятельствах в Германии левые не смогли взять власть?

Д) Предположим, что большевикам не удалось бы захватить власть в октябре 1917 года, как бы могли разворачиваться события?

Задания для 3 группы

Тема исследования: Экономика России на рубеже веков.

Задача 1. Промышленный бум и политика С.Ю. Витте.

Вопросы:

А) Что способствовало бурному росту прмышленности в России в конце XIX-начале XX веков?

Б) Каковы были меры, предпринятые С, Ю. Витте для подъема экономики России?

В) Какая особенность русского капитализма приводила к слабости либеральной оппозиции?

Задача 2. Отставание сельского хозяйства.

Вопросы:

А) В чем проявилось отставание сельского хозяйства?

Б) Почему «промышленник» С.Ю. Витте уговаривал царя провести реформу в сельском хозяйстве?

В) Почему отставание сельского хозяйства в начале XX века объяснялось недостатками реформы 1861 года?

Задача 3. Аграрная реформа П. А. Столыпина.

Вопросы:

А) Почему С. Ю. Витте и П. А. Столыпин считали, что община тормозила развитие России?

Б) Решила ли реформа пресловутый земельный вопрос?

В) Почему Николай II хотел избавиться от Столыпина?

Задача 4. Что мы потеряли?

Вопросы:

А) В. И. Ленин утверждал, что Россия в начале XX века превращалась в полуколонию развитых государств. Так ли это?

Б) Какие проблемы в области промышленности и сельского хозяйства делали рабочих и крестьян России самым «революционным» в Европе?

В) Что нужно было сделать, чтобы уменьшить остроту противоречий?

Г) Во что превратилась экономика России после Октябрьской революции и Гражданской войны?

Д) Какой ценой давалось восстановление, реконструкция и индустриализация при большевиках?

Е) каким образом решали крестьянский вопрос большевики?

Ж) Можно ли считать решенным крестьянский вопрос в современной России?

Задание для 4 группы

Тема исследования: закономерное и случайное в историческом событии.

В рамках темы рекомендуется подготовить сообщения, используя материалы исследования 1-3 групп.

Вопросы:

А) Способствовала ли политика царских правительств во второй половине XIX - начале XXвеков выживанию политической системы?

Б) Являлась ли слабость либерального крыла и сила радикалов случайным явлением в политической системе российского общества?

В) Как отразилась диспропорция в развитии сельского хозяйства и промышленности на политической системе российского общества?

Г) Какова социальная база царизма и какие силы ему противостояли?

Д) Почему революционные события в России не завершились Февральской революцией и свержением самодержавия?

Е) Какова ваша  оценка закономерного и случайного в Октябрьском перевороте?

Ё) Какова роль личностей и субъективного фактора в событиях 1917 года?

Ж) Что было бы, если не было Октября?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода проектов в преподавании информатики

В статье раскрывается методика применения метода проектов в процессе преподавания предмета «Информатика». Уделяется внимание этапам работы над проектом, раскрываются результаты деятельности. На конкре...

Методические рекомендации по использованию метода проектов в преподавании информатики

Метод проектов активно вводится в школьный курс «Информатика и информационно- коммуникационные технологии и  является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овла...

Использование метода проектов в преподавании физики

Проектная деятельность становится частью учебного процесса образовательных учреждений....

Применение метода проектов в преподавании физики

Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных пробле...

Статья - Метод проектов в преподавании предмета "Технология" (Кулинария) "По школьным ступеням развития к самостоятельной деятельности"

Использование метода проектов в преподавании предмета "Технология" на примере раздела "Кулинария"....

Использование метода проектов при преподавании истории.

В данной работе собран теоретический материал о методе проектов. В практической части продемонстрирован опыт исследовательской работы....

Применение метода учебных проектов в преподавании истории (обществознания) как средство повышения качества знаний обучающихся

Выпускная работа слушателя курсов повышения квалификации - обобщение опыта работы по теме самообразования ( теория и результаты работы )...